Что значит регулятивная и охранительная

Регулятивные и охранительные нормы права

Вы будете перенаправлены на Автор24

Нормы права призваны регулировать важные общественные отношения путем установления границ возможного и дозволенного поведения граждан и организаций. Нормы права выступают своего рода как мера свободы человека в обществе.

Правовая норма может предписывать субъекту определенный вариант поведения, тем самым обеспечивая защиту и осуществление законных прав и интересов иных лиц.

Социальная ценность права заключается в том, что оно стабилизирует общественные отношения, обеспечивает предсказуемость в поведении их участников.

В юридической литературе можно встретить различные классификации правовых норм. Так, нормы делят на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы

Регулятивная норма По данной теме мы уже выполнили отчёт по практике Нормативно-правовые акты подробнее содержит в себе предписания, предоставляющие определенные права, и закрепляющие конкретные обязанности, то есть такая норма имеет правоустановительный характер.

Среди регулятивных норм выделяют:

Можно привести такой пример обязывающей нормы: «Супруги обязаны создавать отношения в семье на базе взаимоуважения и взаимной помощи, а именно справедливого распределения обязанностей в семье, содействии реализации каждым супругом своего права на материнство или отцовство, умственное, физическое, духовное развитие, получение основного и дополнительного образования, на труд и отдых».

Примером запрещающей нормы могут служить любые положения, в которых содержится прямой запрет на совершение конкретных действий. Так, например заключение брака не допускается в случаях если:

Готовые работы на аналогичную тему

Если лицо, вступающее в брак, сокрыло обстоятельства, препятствующие его заключению, это является основанием для расторжения брака и признания его недействительным.

К управомачивающим нормам относятся любые, в которых субъекты наделяются определенным набором материальных или процессуальных прав. Так, например, супруги обязуются оказывать друг другу материальную поддержку. Также как и нуждающаяся в материальной поддержке жена в период беременности или супруг осуществляющий уход за детьми до достижения ими возраста трех лет, или же супруг, который потерял способность работать и зарабатывать себе на жизнь, имеют право обратиться в суд и потребовать материальных средств содержания от другого супруга, если он обладает для этого достаточными средствами.

Охранительные нормы

Охранительные (их еще именуют правоохранительные) нормы создаются как реакция на отклоняющееся поведение членов социума, на неправомерные и противозаконные действия. Такие нормы признаны охранять граждан и организации от нарушений в их отношении, для поддержания нормальных общественных отношений в государстве.

Охранительные нормы содержат в себе санкции, то есть меры реагирования, которые принимаются государством в случае нарушений субъективных прав и обязанностей членов социума.

Этими нормами устанавливаются и размеры юридической ответственности за преступления.

К примеру, охранительной нормы можно отнести любую статью уголовного кодекса или кодекса об административных правонарушениях. Так, например, статья КоАП По данной теме мы уже выполнили статью Усеченные составы в КоАП подробнее о незаконной предпринимательской деятельности гласит, что предпринимательская деятельность, которая осуществляется без специального разрешения или лицензии, либо с нарушением каких-либо правил ведения такой деятельности влечет наложение штрафа.

Источник

Содержание регулятивной и охранительной функций права

Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть фото Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть картинку Что значит регулятивная и охранительная. Картинка про Что значит регулятивная и охранительная. Фото Что значит регулятивная и охранительная Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть фото Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть картинку Что значит регулятивная и охранительная. Картинка про Что значит регулятивная и охранительная. Фото Что значит регулятивная и охранительная Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть фото Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть картинку Что значит регулятивная и охранительная. Картинка про Что значит регулятивная и охранительная. Фото Что значит регулятивная и охранительная Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть фото Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть картинку Что значит регулятивная и охранительная. Картинка про Что значит регулятивная и охранительная. Фото Что значит регулятивная и охранительная

Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть фото Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть картинку Что значит регулятивная и охранительная. Картинка про Что значит регулятивная и охранительная. Фото Что значит регулятивная и охранительная

Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть фото Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть картинку Что значит регулятивная и охранительная. Картинка про Что значит регулятивная и охранительная. Фото Что значит регулятивная и охранительная

Основные функции права – регулятивная и охранительная как раз и характеризуют право как самостоятельное социальное явление. А регулятивная функция занимает в праве определяющее место, поскольку регулирование общественных отношений это основная функция права. Важнейшая задача системы права цивилизованной страны – упорядочивание общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции. Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права.

Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить чёткую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений. Регулятивная функция права воздействует на общественные отношения следующим образом: Во-первых, путём закрепления этих отношений в нормативно – правовых актах.

Правовые нормы придают обязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, права, свободы и обязанности граждан. Во-вторых, право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах.

В рамках регулятивной функции права выделяют две подфункции: статическую и динамическую.

Статическая функция права состоит в том, что оно закрепляет в своих институтах, в правовых актах, в четко урегулированной форме те общественные отношения, которые являются основой устойчивого, стабильного существования общества и выражают общую волю его членов. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам собственности, закрепляющим экономические основы общественного устройства, а также институту политических прав и обязанностей граждан, избирательному, авторскому, изобретательскому праву.

Динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения, т.е. динамики. Она отражает процесс развития общества, его экономической базы, социально-правовых, этических представлений. Она воплощена, в частности, в институтах гражданского, административного, трудового права.

Другая основная функция права, охранительная также тесно связана с регулятивной. Необходимость в охране общественных отношений будет существовать до тех пор, пока существует общество. Можно сказать, что охранительная функция права – это направление правового воздействия, нацеленное на охрану наиболее важных экономических, политических, государственных, личных отношений, а также искоренение отношений, чуждых данному обществу, причем это вторичный результат действия права, которое выступает как средство охраны тех отношений, которые нуждаются в охране. Основное назначение охранительной функции заключается в предотвращении нарушений норм права.

Охранительная функция – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснения вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращения противоправного поведения.

Охранительное воздействие права выражается в следующем:

— в определении запретов на совершение противоправных деяний;

— в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний;

— в непосредственном применении юридических санкций к лицам совершившим

Понятие и виды формальных источников права.

Выделяют четыре основные формы права:

Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть фото Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть картинку Что значит регулятивная и охранительная. Картинка про Что значит регулятивная и охранительная. Фото Что значит регулятивная и охранительная

В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.

В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

Источник

Виды юридических норм

Правовые нормы довольно разнообразны ввиду многогранных общественных отношений, изобилия повторяющихся жизненных вопросов и способности человека адекватно реагировать на происходящие ситуации.

Виды юридических норм

С целью определения общих и отличительных черт данных норм, обозначения места и функциональной роли нужна соответствующая классификация. К примеру:

Учредительные, регулятивные и охранительные нормы

В учредительных нормах отражены исходные начала правового регламентирования общественных взаимоотношений, правового положения людей, пределов действия государственной власти, закреплены устои социального, экономического, общественного, политического строя, прав, свобод и обязанностей граждан; основополагающих идей и параметров строительства общественно-правовой системы.

Это своего рода эталоны, устанавливающие необходимое соответствие целей и средств определённых правовых предписаний объективным закономерностям развития общества. Также сюда относятся конституционные нормы и правила, закреплённые в законодательных основах и кодексах.

В соответствии с нормой, закреплённой в статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы – это высшая ценность. Признание, соблюдение и защита человеческих прав и свобод является обязанностью государства.

Регулятивные нормы осуществляют непосредственное регулирование фактических отношений, которые возникают между разными субъектами, путём предоставления им определённого права и возложения на них соответствующих обязанностей.

По характеру субъективных прав и обязанностей регулятивные нормы бывают трех основных видов:

Регулятивные нормы носят ярко выраженный представительно обязывающий характер.

В нормах статьи 25.6-25.9 КоАП РФ закреплен детальный перечень прав и обязанностей свидетелей, понятых, специалистов и экспертов.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.

Согласно статье 83 УК РФ осуждённый подлежит освобождению от отбывания наказания вследствие истечения сроков давности обвинительного судебного приговора.

Регулятивные вместе с охранительными нормами осуществляют правовые функции: регулятивную (статическую и динамическую) и охранительную. В них выражаются способы правового регулирования.

Обеспечительные, декларативные и дефинитивные нормы

В обеспечительных нормах содержатся предписания, которые гарантируют выполнение субъективных прав и обязанностей в ходе правового регулирования.

Социальная ценность этих норм зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права.

Множество государственных гарантий благотворительной деятельности содержится в статье 18 Федерального закона от 11.08.1995 г., посвященном благотворительной деятельности и благотворительным организациям.

В декларативных нормах содержатся положения программного характера. В них определены задачи правового регулирования отдельных типов общественных отношений, содержатся нормативные объявления.

В статье 1 Конституции РФ пишется, что наименования Российская Федерация и Россия имеют равное значение.

В дефинитивных нормах сформулированы определения конкретных правовых явлений и категорий (понятие “преступление в уголовном законодательстве”, “сделка в гражданском праве” и т.д.).

Коллизионные, оперативные и другие виды норм

Коллизионные нормы направлены на устранение возникающих противоречий между правовыми предписаниями.

В статье 3 ГК РФ сказано, что при противоречии указа Президента России либо постановлении Правительства России настоящему Кодексу или же другому закону используется настоящий Кодекс либо соответствующий закон».

В соответствии с оперативными нормами определяются даты вступления нормативного акта в действие, прекращения его силы и т.д.

Нормы могут быть конституционными, гражданскими, уголовными, административными, трудовыми и иными по предмету правового регулирования.

Отраслевые нормы бывают материальными и процессуальными. Первые определяют правила поведения субъектов, во вторых содержатся предписания, которые устанавливают процедуру применения данных правил.

В соответствии с формой выражения предписаний нормы могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.

Согласно методу правового регулирования юридические нормы бывают императивными, диспозитивными и рекомендательными.

Императивные нормы характеризуются сугубо строгим, властно-категоричным характером, не допускающим отклонений в регулируемом поведении. Чаще всего это нормы административного права.

Диспозитивные нормы обладают автономным характером, который позволяет сторонам (участникам) правоотношений самостоятельно договориться по вопросам объёма, процесса осуществления субъективных прав и обязанностей либо использовать в определённых ситуациях резервное правило (на случай, если это не прописано в договоре). Обычно они регулируют гражданско-правовые взаимоотношения.

Рекомендательные нормы, как правило, касаются негосударственных предприятий, поскольку устанавливают вариации желательного для правительства поведения.

В этой же категории выделяются позитивные, поощрительные и наказательные нормы.

В соответствии со сферой действия разграничивают нормы общего действия, ограниченного действия, а также локальные нормы.

Нормы общего действия распространены абсолютно на все население и функционируют во всем государстве.

Локальные нормы выполняются в пределах конкретных государственных, общественных либо частных структур.

У норм ограниченного действия существуют пределы, которые обуславливаются территориальными, временными, а также субъектными факторами. Это нормы издают высшие органы власти республик, которые входят в состав России. Также нормы ограниченного действия включают предписания представительных или исполнительных органами краёв, областей и т.д.

Кроме того, юридические нормы классифицируются по времени (постоянные, временные), а также по кругу лиц (распространены на всех или на конкретную группу субъектов – военных, железнодорожников и т.д.).

Источник

Пример регулятивной функции права и охранительной из жизни

Функция права вобрала в себя самые существенные его черты, а служит для решения главных задач права. В повседневной жизни функции права имеют достаточную крепкую взаимосвязь. Каждая из них оказывает свое влияние в пределах одной системы функций. Также взаимосвязанными остаются сферы социальной жизни, так как служат частями целостной системы – социума. Так что же такое регулятивная функция права?

Понятие и характеристика регулятивной функции права

В правовой системе главная роль отведена регулятивной функции. Она представлена в форме правовых актов. Достигается в четко обозначенных правоотношениях, устанавливает правой статус, правосубъективность населения. Основная роль регулятивного права заключается в контролировании отношений в социуме.

Отличительными чертами этой функции являются становление положительных правил поведения, организация сотрудничества в обществе. Подразделяется регулятивная функция на две разновидности: статическую и регулятивную декоративную. О функциях и видах права расскажет этот материал.

На видео-регулятивная функция права:

Статическая – понятие и цель

Данный вид функции выражен во влиянии права на сотрудничество в обществе. Причем достигается это методом фиксирования сотрудничества в определенных институтах. Именно это и есть одна из самых основных задач правового регулирования. Каковы основные назначения права в обществе узнайте тут.

Статическое назначение позволяет контролировать и создавать те отношения в социуме, которые позволили нормально и стабильно в нем существовать. Эта подфункция обязательно должна быть юридически закреплена, а все ее предпринимаемые акты обязаны соответствовать всем интересам в социуме. Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть фото Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть картинку Что значит регулятивная и охранительная. Картинка про Что значит регулятивная и охранительная. Фото Что значит регулятивная и охранительная

Главная роль в выполнении статического назначения возложена на институты собственности. Их юридическая суть состоит в том, чтобы закрепить основы экономики социального устройства. Статическая функции четко отмечена в ряде других учреждений, которые предопределяют права и обязательства населения.

Цель регулятивно-статической функции – это закрепление необходимых норм и актов, которые были реально достигнуты и являются основой всех сфер жизни государства. Содержит этот вид функции закрепление основ конституционного строя, власти народа, форм собственности, правового статуса населения.

Регулятивно-динамическая

Характеристика: эта функция проявляет себя во влиянии права на сотрудничество в социуме. Достигается это конкретным способом, который предполагает оформление динамики общественных отношений. Данный вид функционирования находит свое применение в институтах различных его отраслей. Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть фото Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть картинку Что значит регулятивная и охранительная. Картинка про Что значит регулятивная и охранительная. Фото Что значит регулятивная и охранительная

Цель регулятивно-динамической деятельности состоит в том, чтобы наладить процесс выполнения запланированных задач, а также получения конкретного результата. Правовое влияние воздействует на сотрудничество между гражданами, которые находятся в динамике. Его цели – это изменить и усовершенствовать имеющие, а также формирующееся сотрудничество в социуме. Очень наглядно этот вид функции отображается в нормах и актах различных сфер данной нормы.

Сравнение регулятивной и охранительной в трудовом праве

Регулятивная роль – это разновидность правового влияния, которая дает о себе знать в определении положительных правил поведения. В этой связи будет интересно узнать, что такое правопреемство в гражданском праве.

Если говорить про охранительную роль, то его суть состоит в том, чтобы направить воздействие правового характера на контролирование отношений, возникающих в трудовом. Причем это достигается только в случае, когда в правонарушителю предъявляют предусмотрение в праве мероприятий обязательного влияния.

Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть фото Что значит регулятивная и охранительная. Смотреть картинку Что значит регулятивная и охранительная. Картинка про Что значит регулятивная и охранительная. Фото Что значит регулятивная и охранительнаяВ чём заключается основной метод правового регулирования гражданского права, подробно указано в данной статье.

Каково соотношение права и морали, можно понять из данной статьи.

Регулятивная функция показывает ее участникам, что они вправе выполнять все, что они могут и должны в определенных ситуациях, какими юридическими правами они наделены. А вот охранительная функция доносит до получателей правовых норм сведения о том, какие социальные ценности были взяты под государственный контроль, какие исходы отрицательного характера формируются в ходе посягательства на них.

Регулятивная функция действует в правомерной сфере, а вот охранительная реализуется по специфичной форме.

Каким путем осуществляется

Назначение права – это главное направление правового влияния, которые играют важную роль в упорядочении отношений в социуме. К особенностям функции можно отнести:

Возможно так же будет интересно узнать, что такое нормативно правовой подход к определению права.

Каковы методы правового регулирования предпринимательского права, так же стоит изучить, подробно прочитав статью перейдя по ссылке.

Как соотносится экологическое право с другими отраслями права, подробно рассказывается в статье.

Право – это явление, которое осуществляется только благодаря общественным отношениям. Именно в результате поведения людей, их взаимоотношения и формируются основные функции права. За каждой из них закреплен свой порядок выполнения мероприятия, влияющих на общественное сотрудничество.

Источник

О соотношении охранительных норм и норм принуждения

Вершинина Светлана Ивановна, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой правоведения юридического факультета Тольяттинского государственного университета (Тольятти).

Исследуется юридическая природа, содержание и структура охранительных норм и норм принуждения, устанавливается их соотношение. На основе анализа норм принуждения определяется система института государственного принуждения.

Ключевые слова: охранительная норма, норма принуждения, структура нормы, регулятивная норма, охранительная норма.

About interrelation of protective norms and norms of coercion

The article explores the legal nature, scope and structure of the protective rules and standards and their relationship. On the basis of analysis of coercion norms the coercing state institute system is desribed.

Key words: protective norm, norm enforcement structure, regulatory norm enforcement rule.

Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2003. С. 100.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. М., 2004. С. 147.
Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 107.

Охранительные нормы права. Классификация правовых норм на охранительные и регулятивные проводится на основе выделения функций права и не связана напрямую с государственным принуждением. Такое деление условно (как и любое другое, применяемое в научных целях) и имеет познавательное значение.

Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 76.

Теория государства и права. С. 100.

Романов А.К. Уголовно-правовое регулирование общественных отношений (методологические проблемы теории): Учеб. пособие. М., 1992. С. 47.

возникновение юридического факта (реализация гипотезы);

правовое действие субъекта А (реализация первой части диспозиции);

правовое действие субъекта Б (реализация второй части диспозиции).

Таким образом, в структуре регулятивной нормы выделяются два элемента: гипотеза, определяющая условия, при которых реализуется диспозиция; и двусоставная диспозиция, закрепляющая корреспондирующие друг другу право и обязанность субъектов правоотношения. Санкция как структурный элемент у регулятивной нормы отсутствует. Содержание регулятивной нормы включает модель должного правоотношения, возникающего при ее реализации.

Таким образом, в структуре охранительной нормы можно выделить три элемента, организованных в следующей последовательности: диспозиция (определяет модель противоправного поведения); гипотеза (закрепляет условия применения меры принуждения); санкция (устанавливает вид и объем применяемого принуждения). В отличие от регулятивной нормы охранительная имеет одностороннюю направленность: она действует в отношении только обязанного субъекта и обеспечивает часть регулятивной нормы, связанную с исполнением юридической обязанности. Именно поэтому у обязанного субъекта всегда есть выбор: исполнить свою часть диспозиции регулятивной нормы и на этом завершить правоотношение либо не исполнять юридическую обязанность, т.е. совершить противоправное деяние, и тем самым запустить механизм правоохранительной деятельности (см. схему 1).

Соотношение регулятивных и охранительных норм права

Нормы принуждения. Правовые основания государственно-принудительной деятельности прямо связаны с нормами права, определяющими как характер, содержание, объем и вид мер принудительного воздействия, так и полномочия органов государственной власти и должностных лиц по их применению. Совокупность правовых оснований применения государственного принуждения может быть представлена в качестве структурно обособленного в системе российского права правового образования, состоящего из правовых норм, регулирующих отношения по применению мер государственно-принудительного воздействия (норм принуждения). Такое правовое образование в юридической науке рассматривается как межотраслевой комплексный правовой институт.

Байтин М.И. Указ. соч. С. 181; Теория государства и права. С. 98; и др.

В то же время нормы принуждения разнообразны, они различаются по характеру, способу реализации, функциональной направленности, виду используемого принуждения.

Байтин М.И. Указ. соч. С. 219; Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 397; и др.
Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991. С. 100; Лукьянова Е.Г. Механизм процессуального регулирования и его элементы // Журн. рос. права. 2001. N 7.

Система процессуальных норм, обеспечивающих реализацию материальной охранительной нормы

Следовательно, нормы принуждения могут быть реализованы двумя способами: 1) в порядке исполнения: лицо, наблюдающее противоправное запрещенное деяние, убеждается в наличии фактического основания для применения принудительного воздействия и в соответствии с федеральным законом реализует меру принуждения; 2) в порядке правоприменения и исполнения: первоначально в правоприменительном акте один государственный орган (должностное лицо) устанавливает наличие фактического основания и необходимость применения меры принуждения, а затем другой орган или должностное лицо на основании федерального закона и индивидуального правового акта реализует меру принуждения.

Также можно провести классификацию норм принуждения по видам используемого принуждения. В частности, можно выделить следующие виды:

Охранительные нормы всегда связаны с противоправным поведением и мерой государственного принуждения. По сущности охранительные нормы и есть нормы принуждения. Регулятивные нормы, напротив, осуществляя воздействие на общественные отношения, формируют эталоны, модели поведения участников правоотношений, ориентируясь на добровольное исполнение субъектами правовых предписаний. Осуществляя регулятивное нормирование для упорядочения общественных отношений, законодатель выводит из этой плоскости противоправные действия. Можно сделать вывод, что нормы принуждения представлены только охранительными нормами и в регулятивной сфере права не присутствуют. Однако анализ российского законодательства опровергает данное утверждение. В качестве примера можно привести законодательные акты, предусматривающие различные виды превентивных мер принуждения. Так, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» предусматривает временное ограничение отдельных прав и свобод граждан при введении на территории особого правового режима, в том числе при эпидемии, эпизоотии и т.п. Это достигается посредством использования превентивных принудительных мер, установленных гл. 3 указанного Закона: введения ограничений на свободу передвижения, на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, запрещения или ограничения массовых мероприятий, ограничения движения транспортных средств и т.д.

Превентивные меры принуждения содержатся и в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 34 которых устанавливает общие положения принудительного оказания медицинской помощи лицам: 1) страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 2) страдающим тяжелыми психическими расстройствами; 3) при проведении противоэпидемических мероприятий. Так, ст. 10 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» регламентирует, что в случае угрозы возникновения и распространения туберкулеза больные заразными формами туберкулеза на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения. Принудительное освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся в порядке, закрепленном ст. 29 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Последний случай оказания медицинской помощи без согласия граждан или их законных представителей, связанный с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Также подобные меры принуждения можно найти в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции», который позволял сотрудникам милиции в целях предотвращения возможных негативных последствий и предупреждения правонарушений временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты; изымать и использовать транспортные средства организаций и граждан в случаях, предусмотренных Законом; пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям и гражданам, и т.д.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Таким образом, в системе регулятивных норм можно выделить отдельную группу правил, содержащих превентивные меры принуждения. Указанные нормы можно именовать регулятивными нормами принуждения и определять их как правовые нормы, устанавливающие возможность применения мер государственного принуждения к лицам, чье поведение правомерно, но при наличии определенных условий есть вероятность того, что они могут совершить противоправные деяния. В этом случае применяются принудительные меры, направленные на ограничение прав и свобод законопослушных субъектов. В системе института государственного принуждения наряду с охранительными нормами необходимо выделять регулятивные нормы принуждения, содержащие меры принудительного превентивного воздействия, а также процессуальные нормы, определяющие порядок и правила применения мер государственного принуждения.

Из сказанного следует, что понятие «нормы принуждения» значительно шире понятия «охранительные нормы», не заменяет его и не дублирует. Как юридическая конструкция институт государственного принуждения практически не исследован, хотя очевидно, что в системе права институт принуждения занимает немаловажное место, а его нормы имеют основополагающее значение для применения мер принуждения. Определение правовых оснований применения мер принуждения всегда будет связано с поиском необходимых норм права, расположенных в институте государственного принуждения. Это обусловливает актуальность и перспективность научной деятельности в данном направлении. Насколько эффективным и совершенным будет институт государственно-правового принуждения, настолько полно и детально будут установлены правовые основания применения каждой меры принуждения.

Bibliography

Bajtin M.I. Sushhnost’ prava (Sovremennoe normativnoe pravoponimanie na grani dvux vekov). Saratov, 2001.

Baranov V.M. Pooshhritel’nye normy sovetskogo socialisticheskogo prava / Pod red. M.I. Bajtina. Saratov, 1978.

Luk’yanova E.G. Mexanizm processual’nogo regulirovaniya i ego ehlementy // Zhurn. ros. prava. 2001. N 7.

Matuzov N.I., Mal’ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava: Ucheb. M., 2004.

Nersesyanc V.S. Obshhaya teoriya prava i gosudarstva. M., 1999.

Obshhaya teoriya prava i gosudarstva: Ucheb. / Pod red. V.V. Lazareva. 3-e izd., pererab. i dop. M., 2001.

Protasov V.N. Osnovy obshhepravovoj processual’noj teorii. M., 1991.

Romanov A.K. Ugolovno-pravovoe regulirovanie obshhestvennyx otnoshenij (metodologicheskie problemy teorii): Ucheb. posobie. M., 1992.

Shershenevich G.F. Obshhaya teoriya prava. M., 1910. T. 1.

Teoriya gosudarstva i prava: Ucheb. dlya yurid. vuzov / Pod red. A. S. Pigolkina. M., 2003.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *