Что значит референдум и свободные выборы

Свободные выборы и референдум в системе народовластия

Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть фото Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть картинку Что значит референдум и свободные выборы. Картинка про Что значит референдум и свободные выборы. Фото Что значит референдум и свободные выборы Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть фото Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть картинку Что значит референдум и свободные выборы. Картинка про Что значит референдум и свободные выборы. Фото Что значит референдум и свободные выборы Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть фото Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть картинку Что значит референдум и свободные выборы. Картинка про Что значит референдум и свободные выборы. Фото Что значит референдум и свободные выборы Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть фото Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть картинку Что значит референдум и свободные выборы. Картинка про Что значит референдум и свободные выборы. Фото Что значит референдум и свободные выборы

Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть фото Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть картинку Что значит референдум и свободные выборы. Картинка про Что значит референдум и свободные выборы. Фото Что значит референдум и свободные выборы

Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть фото Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть картинку Что значит референдум и свободные выборы. Картинка про Что значит референдум и свободные выборы. Фото Что значит референдум и свободные выборы

В соответствии с действующей Конституцией РФ свободные выборы признаются одним из основополагающих принципов конституционного строя России. Свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3). Путем выборов формируются все представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Только путем выборов избираются глава Российского государства, главы администраций (президенты республик) субъектов Федерации. Таким образом, свободные выборы обеспечивают активное фактическое и постоянное политическое и юридическое участие населения (граждан) в решении всех важнейших вопросов жизни страны.

Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть фото Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть картинку Что значит референдум и свободные выборы. Картинка про Что значит референдум и свободные выборы. Фото Что значит референдум и свободные выборы

Референдум в системе народовластия. Референдум есть непосредственное выражение власти народа, обеспечивающее принятие окончательных решений по важным вопросам общественной и государственной жизни. В формально-юридическом значении референдум представляет собой голосование граждан, обладающих активным избирательным правом, по вопросам, составляющим предмет голосования, в целях получения однозначного утвердительного или отрицательного ответа в форме «да» или «нет», «за» или «против». Соответственно, назначение референдума в механизме народовластия заключается в принятии государственных решений на основе большинства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии желаемого результата не дают. В системе иных конституционных институтов референдум выступает в качестве важнейшей гарантии, обеспечивающей непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства. Социально-политическая сущность референдума заключается в том, что он представляет собой один из значимых институтов прямой демократии, уходящий корнями в историю, во времена непосредственного народоправства. На народных собраниях, вече, гора и т.п. путем публичного выражения своего мнения формировали общую волю как правовую основу принимаемого решения единогласно при отсутствии возражающих.

В современном толковании референдум представляет собой этап рационализации традиционных механизмов выявления общей воли и общего согласия. Как электоральный институт, предполагающий формальное голосование, а также индивидуальный выбор предлагаемых решений или позиций (индивидуальное волеизъявление), институт референдума имеет сходство со всеобщими выборами.

По своей юридической силе референдумы могут быть консультативными (в зарубежной конституционной практике они именуются плебисцитом) и императивными (обязательными). По территории действия различают:

1) общероссийский референдум (референдум Российской Федерации), представляющий всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения;

Действующее законодательство ограничивает круг вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум запрещается выносить следующие вопросы: изменение статуса субъекта РФ; досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, а также о досрочном проведении выборов этих органов; принятие и изменение федерального бюджета; амнистия и помилование; принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности граждан.

Законом запрещено проведение референдума в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3 месяцев после отмены этого положения.

Порядок проведения референдума определяется законодательством. В частности, инициатива проведения общероссийского референдума может принадлежать не менее чем 2 млн граждан РФ при условии, что на территории одного субъекта РФ проживает не более 10% из них. Кроме того, с инициативой о проведении референдума может выступить Конституционное Собрание по поводу принятия новой Конституции (ст. 135 Конституции). Решение, принятое на референдуме, обретает юридическую силу с момента опубликования его итогов и не требует подтверждения со стороны какого-либо органа или должностного лица. Вопросы, рассмотренные на референдуме, могут быть вынесены на повторный референдум спустя год.

Глава 11. Государственный суверенитет Российской Федерации
48. § 1. Понятие государственного суверенитета и его свойства
49. § 2. Теории соотношения суверенитета Федерации и ее субъектов
50. § 3. Государственная территория Российской Федерации и ее состав
51. § 4. Государственные символы как атрибут государственного суверенитета. Иные элементы государственного суверенитета Российской Федерации

Источник

Разница между выборами и референдумом и есть ли черты сходства

Многие люди не понимают, чем отличаются такие государственные понятия как Выборы и Референдум. На самом деле, разница между ними огромная, хотя и некоторые схожие черты тоже есть. В данной статье мы подробно рассмотрим все основные моменты об этих близких, но тем не менее, разных понятиях.

Чем отличаются выборы от референдума

Если кратко, главное и основное отличие заключается в том, что именно выбирают:

Выборы — это конституционное право каждого гражданина путем своего голоса выбирать кандидата или список кандидатов на определённую государственную должность. Референдум — это форма принятия законов и важных вопросов государственно жизни путем выражения мнения группы большинства граждан.

То есть, если сказать простым языком, то выборы – это когда народ избирает кандидата на любую государственную должность (самый понятный пример – избрание Президента РФ), а референдум – когда принимают важное решение, касающееся жизни государства, путем народного голосования (самый понятный пример – голосование о выходе Крыма из состава Украины).

Понятие выборов в государстве

Это процедура избрания претендента на какую-либо должность путем тайного или открытого голосования. Этот процесс – самая распространенная форма участия людей в жизни страны и избрания политических управленцев государством.

Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть фото Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть картинку Что значит референдум и свободные выборы. Картинка про Что значит референдум и свободные выборы. Фото Что значит референдум и свободные выборы

Выборы могут быть как государственного уровня (как например избрание президента РФ), так и регионального (голосование за депутатов в городскую мэрию).

Данный способ на сегодняшний день является самой демократичной системой становления у власти руководящих кадров.

Граждане, имеющие право принимать участие в избрании политических личностей и методов правления, именуются электоратом.

Что такое референдум и как его проводят

Кратко данное понятие можно охарактеризовать как всенародный опрос для принятия важного политического решения. То есть перед принятием важного государственного или регионального решения, которое окажет непосредственное влияние на жизнь граждан, власти проводят голосование-опрос общественного мнения. И мнение большинства становится решающим.

Главное отличие референдума от выборов в том, что на выборах выбирают Человека, а на референдуме — Решение.

Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть фото Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть картинку Что значит референдум и свободные выборы. Картинка про Что значит референдум и свободные выборы. Фото Что значит референдум и свободные выборы

В государстве различают референдумы конституционные и законодательные, обязательные и факультативные. По степени признания различают Признанные, Непризнанные и Частично признанные разными оппозиционными политическими силами.

Внимание! Широкомасштабные опросы населения и голосование с целью выявления общественного мнения не являются референдумами!

Какой Джокер лучше: Хит Леджер, Хоакин Феникс или Джаред Лето — сравнение образов.

В чем сходство и различие между понятиями

Представим основные сходства и различия между данными политическими понятиями в виде таблицы:

РеферендумВыборы
Сходства
Оба понятия – это формы демократического строя государства, способы участия народа в политической жизни страны, методы влияния на развитие государства.
В обоих случаях участвовать имеют право абсолютно все дееспособные граждане государства, достигшие совершеннолетия.
Результаты как голосования, так и референдума (если он официальный) обязательны к исполнению государственной властью.
Различия
Избрание представителей органов власти: президента, депутата, мэра и т.д.Решение какого-либо важного политического вопроса или иных вопросов, имеющих непосредственное отношение к дальнейшей жизни граждан.
Для признания результатов действительными, обязательно участие более 50% всего дееспособного совершеннолетнего населения.Для официального признания результатов не обязательно, чтобы участвовали более 50% населения.

Примеры громких выборов и референдумов в истории

Самыми яркими примерами выборов, пожалуй, можно считать приход к власти двух последних президентов США, а также выборы президента Украины в 2019 году. Расскажем о каждом случае поподробнее:

Из знаменитых референдумов можно отметить следующие:

Как проходил знаменитый референдум в Крыму, хорошо показывает данное видео:

Источник

Место выборов в системе народовластия Российской Федерации

Выборы в Российской Федерации

Конституция РФ закрепляет статус Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Определение Российской Федерации как демократического государства основывается прежде всего на признании народа в качестве единственного источника власти. В части 2 ст. 3 определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: реализация власти народом и ее осуществление через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим различают представительную и непосредственную демократию в зависимости от формы волеизъявления народа.

Конституция РФ закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и, признавая за ним всю полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и свободные выборы. Сказанное позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной.

Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия, в то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов РФ требует образования постоянно действующих органов государственной власти. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в России.

Современная практика предопределила новый признак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне, сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивную функцию в системе социального управления, сконструированную на принципах представительного правления и народного суверенитета.

Непосредственная демократия представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений по определенным вопросам государственной и общественной жизни субъектами государственной власти, правомочными и выражающими их суверенитет, путем непосредственного властного волеизъявления, результат которого не нуждается в каком-либо утверждении для его всеобщего исполнения.

К формам прямого правления следует отнести: референдум, плебисцит, выборы, отзыв, общее собрание населения. Все они институциализируют непосредственное властное волеизъявление обладателя государственной власти, выражают его суверенитет. Выделение этих форм прямого правления имеет объективный характер, они применимы в различных правовых системах.

В части 3 ст. 3 Конституции РФ референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. Эту норму подтвердил и Федеральный закон об основных гарантиях, закрепив в преамбуле, что демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Выборы представляют собой процедуру, посредством которой определенная группа людей выдвигает из своей среды одного или нескольких членов для выполнения каких-либо общественных функций. Особое место занимают политические выборы, в результате которых формируются органы государственной власти и управления.

Классическое определение демократической государственности признает в качестве ее атрибутивного признака наличие государственных органов, избираемых гражданами на определенный срок. Выборы не определяют характера общественного строя, но, являясь важной составной частью политической системы любого классового общества, связаны с формированием представительных (в широком смысле) учреждений. Только они были исключением и проводились в условиях восточно-европейского «реального социализма», предпочитавшего больше теоретизировать, чем применять реально прямое правление. Выборы проводились с большой помпезностью и носили формальный характер, так как были безальтернативными и кандидаты в депутаты проходили тщательную проверку и подготовку партаппаратом.

Социальная ценность выборов состоит еще и в том, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающим его автономию, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами государственной власти. Выборам посвящено большое количество научных изысканий, существует достаточно много определений данного понятия.

Остановимся на одном из них: под выборами понимается участие граждан в осуществлении государственной власти как непосредственным волеизъявлением по коренным вопросам общественной и государственной жизни при формировании представительных органов государственной власти, так и выделение из своей среды путем голосования представителей для выполнения в этих органах функций по осуществлению государственной власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах. Представляется, что данное определение наиболее полно охватывает понятие и сущность выборов.

Выборность является фактором громадной практической важности, в значительной степени определяет и место народного представительства среди других государственных установлений и его жизненное значение, выборность создает тесную нравственную связь парламента с народом и является источником политической силы народного представительства. Кроме того, выборность народного представительства создает его полную независимость от бюрократического механизма. Наконец, выборность создает для органов народного представительства независимое положение. В этом определении резюмированы исходные признаки и качества демократической публичной власти, основанной на выборных началах, т.е. правилах и процедурах, обеспечивающих политическую стабильность, юридическую преемственность и социальную легитимность представительных (исполнительных) институтов.

Термин «выборы» в российском избирательном законодательстве употребляется в различном контексте. Это обусловлено тем, что выборы растянуты во времени и включают различные стадии избирательного процесса, в совокупности и составляющие выборы в тот или иной орган. В понятие «выборы» включаются действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти на всех стадиях избирательного процесса (составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование и подведение его итогов и некоторые другие). Особенностью этих действий является то, что они совершаются в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, любые избирательные действия, которые осуществляются не с целью избрать перечисленные выше органы власти и не в соответствии с указанными нормативными актами, не могут считаться выборами в Российской Федерации в смысле Федерального закона об основных гарантиях.

Выборы общественных органов, органов коммерческих организаций, иных органов и их должностных лиц, не являющихся органами государственной власти и органами местного самоуправления, не относятся к предмету регулирования избирательного законодательства.

Любое демократическое государство немыслимо без проведения выборов. Через выборы большинство граждан участвует в осуществлении государственной власти.

Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. Избрание депутатов и должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления рождает ответственность государственных и муниципальных органов перед населением. Именно таким образом выборы вносят коррективы в поведение высших институтов законодательной и исполнительной власти, всей системы представительного правления.

Таким образом, в условиях становления в Российской Федерации демократического правового государства, основанного на республиканской форме правления и разделении властей, институт выборов превращается в реальный механизм осуществления непосредственного народовластия, форму реализации политических интересов граждан, определения ими формы и содержания деятельности органов государственной власти. Вместе с тем переходное состояние российской государственности ослабляет формы обратной связи между выборными представителями народа и избирателями, зачастую выводя их из-под контроля последних.

Референдум в Российской Федерации

Референдум в Российской Федерации представляет собой всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Проводится референдум на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Правом на участие в референдуме, а также правом участвовать в выдвижении инициативы его проведения, в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума обладает гражданин РФ, достигший возраста 18 лет. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ определяются федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции РФ.

На референдум может выноситься также проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

Законодателем оговорено, что выносимый на референдум вопрос не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.

Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит:

Референдум назначает Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу/вопросам референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.

В случае если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу/вопросам референдума соответствующей Конституции РФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум. Если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ. При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Источник

Что значит референдум и свободные выборы

Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть фото Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть картинку Что значит референдум и свободные выборы. Картинка про Что значит референдум и свободные выборы. Фото Что значит референдум и свободные выборы

Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть фото Что значит референдум и свободные выборы. Смотреть картинку Что значит референдум и свободные выборы. Картинка про Что значит референдум и свободные выборы. Фото Что значит референдум и свободные выборы

Свободные выборы представляют собой институт непосредственной демократии, обеспечивающий участие народа, граждан в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления и замещение некоторых должностей в государстве. Выборы остаются наиболее распространенным институтом прямого народовластия, они представляют собой акт волеизъявления (самоуправления) народа, посредством которого формируются коллегиальные органы публичной власти — государственные институции (парламент, глава государства, высшие должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, их законодательные органы) и органы местного самоуправления (представительные, главы местного самоуправления и др.).

Выборы — это конституционно-правовой способ (средство, инструмент), посредством которого общество формирует власть, осуществляет представительство интересов различных групп людей. Поскольку волей народа осуществляется конституирование и воспроизведение органов власти (прежде всего представительных), выборы с полным основанием характеризуются как вид учредительной власти. Значение выборов в механизме народовластия заключается в том, что акт выборов является действенным инструментом осуществления народного суверенитета. Посредством выборов, избирательной, учредительной власти между обществом и государством осуществляется распределение политического властвования и управления. Назначение акта выборов — в доверительном делегировании собранных в нем (каждом гражданине) отдельные части народного суверенитета, носителем которого является каждый гражданин, избранным представителям. Поскольку в выборах принимают участие граждане различных национальностей, то акты выборов в Российской Федерации выступают одновременно и формой национального суверенитета. Посредством выборов обеспечивается легитимность, стабильность и преемственность государственной власти. Акты выборов одновременно выражают и волеизъявление народа, и его настроение, симпатии, антипатии, отношение к власти в целом и отдельным властным структурам в частности.

В соответствии с действующей Конституцией РФ свободные выборы признаются одним из основополагающих принципов конституционного строя России. Свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3). Путем выборов формируются все представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Только путем выборов избираются глава Российского государства, главы администраций (президенты республик) субъектов Федерации. Таким образом, свободные выборы обеспечивают активное фактическое и постоянное политическое и юридическое участие населения (граждан) в решении всех важнейших вопросов жизни страны.

В Российской Федерации принято различать три уровня выборов: федеральные, региональные, муниципальные. Федеральные выборы — это осуществляемые на основе федеральных законов непосредственно гражданами РФ выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ. В частности, посредством федеральных выборов может быть сформировано Конституционное Собрание. Региональные выборы представляют осуществляемые в соответствии с законодательством субъектов РФ выборы их законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти. На региональном уровне принцип выборности распространяется на депутатов (членов) законодательных (представительных) органов и высших должностных исполнительных органов государственной власти. В отдельных субъектах РФ путем выборов формируются иные государственные органы (в частности, региональные органы конституционного контроля). Муниципальные выборы — это выборы, посредством которых жители муниципальных образований формируют в предусмотренном законодательством порядке представительные и исполнительные органы власти местного самоуправления.

Действующее избирательное законодательство различает следующие основные виды выборов (каждый из которых в той или иной вариации характерен для каждого из отмеченных уровней): а) очередные выборы — выборы, проводимые по истечении установленного законом срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного должностного лица) государственной власти; б) досрочные выборы — выборы, проводимые в связи с досрочным прекращением полномочий выборного органа власти; в) выборы в порядке ротации — осуществляемые на региональном уровне в отношении части депутатов или депутатов одной из палат представительного органа государственной власти; г) дополнительные выборы — выборы вместо выбывшего депутата вследствие досрочного сложения им полномочий; д) повторные выборы — выборы, проводимые в тех случаях, когда очередные признаны не состоявшимися или недействительными.

Референдум в системе народовластия. Референдум есть непосредственное выражение власти народа, обеспечивающее принятие окончательных решений по важным вопросам общественной и государственной жизни. В формально-юридическом значении референдум представляет собой голосование граждан, обладающих активным избирательным правом, по вопросам, составляющим предмет голосования, в целях получения однозначного утвердительного или отрицательного ответа в форме «да» или «нет», «за» или «против». Соответственно, назначение референдума в механизме народовластия заключается в принятии государственных решений на основе большинства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии желаемого результата не дают. В системе иных конституционных институтов референдум выступает в качестве важнейшей гарантии, обеспечивающей непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства. Социально-политическая сущность референдума заключается в том, что он представляет собой один из значимых институтов прямой демократии, уходящий корнями в историю, во времена непосредственного народоправства. На народных собраниях, вече, гора и т.п. путем публичного выражения своего мнения формировали общую волю как правовую основу принимаемого решения единогласно при отсутствии возражающих.

В современном толковании референдум представляет собой этап рационализации традиционных механизмов выявления общей воли и общего согласия. Как электоральный институт, предполагающий формальное голосование, а также индивидуальный выбор предлагаемых решений или позиций (индивидуальное волеизъявление), институт референдума имеет сходство со всеобщими выборами.

По своей юридической силе референдумы могут быть консультативными (в зарубежной конституционной практике они именуются плебисцитом) и императивными (обязательными). По территории действия различают:

1) общероссийский референдум (референдум Российской Федерации), представляющий всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения;

2) региональный референдум — голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам государственного значения, референдум, проводимый на территории субъекта РФ;

3) местный референдум — голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по вопросам местного значения, т.е. референдум, проводимый на территории муниципального образования.

Действующее законодательство ограничивает круг вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум запрещается выносить следующие вопросы: изменение статуса субъекта РФ; досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, а также о досрочном проведении выборов этих органов; принятие и изменение федерального бюджета; амнистия и помилование; принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности граждан.

Законом запрещено проведение референдума в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3 месяцев после отмены этого положения.

Порядок проведения референдума определяется законодательством. В частности, инициатива проведения общероссийского референдума может принадлежать не менее чем 2 млн граждан РФ при условии, что на территории одного субъекта РФ проживает не более 10% из них. Кроме того, с инициативой о проведении референдума может выступить Конституционное Собрание по поводу принятия новой Конституции (ст. 135 Конституции). Решение, принятое на референдуме, обретает юридическую силу с момента опубликования его итогов и не требует подтверждения со стороны какого-либо органа или должностного лица. Вопросы, рассмотренные на референдуме, могут быть вынесены на повторный референдум спустя год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *