Что значит речевая задача

Цель и задачи речи

Что значит речевая задача. Смотреть фото Что значит речевая задача. Смотреть картинку Что значит речевая задача. Картинка про Что значит речевая задача. Фото Что значит речевая задача Что значит речевая задача. Смотреть фото Что значит речевая задача. Смотреть картинку Что значит речевая задача. Картинка про Что значит речевая задача. Фото Что значит речевая задача Что значит речевая задача. Смотреть фото Что значит речевая задача. Смотреть картинку Что значит речевая задача. Картинка про Что значит речевая задача. Фото Что значит речевая задача Что значит речевая задача. Смотреть фото Что значит речевая задача. Смотреть картинку Что значит речевая задача. Картинка про Что значит речевая задача. Фото Что значит речевая задача

Что значит речевая задача. Смотреть фото Что значит речевая задача. Смотреть картинку Что значит речевая задача. Картинка про Что значит речевая задача. Фото Что значит речевая задача

Что значит речевая задача. Смотреть фото Что значит речевая задача. Смотреть картинку Что значит речевая задача. Картинка про Что значит речевая задача. Фото Что значит речевая задача

Цель речи – «представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе коммуникации»[27]. Наиболее удачно такой подход к определению приведенного термина иллюстрирует классификация речей, представленная П.Сопером[28]:

1. Развлекательная речь: цель – поднять настроение аудитории.

2. Информационная речь: цель – сообщение новых знаний;

4. Убеждающая речь: цель – убедить согласиться с оратором;

5. Призывающая речь: цель – призыв к соверщению конкретного физического действия.

Исследователи выделяют еще один вид речи по цели высказывания:

Сверхзадача речи – это скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание»[29], поэтому в большинстве случаев она не эксплицируется в речи, а отнесена в подтекст.

1.Укрепление своего имиджа в глазах слушателей. Этот тип встречается, например, когда оратор выступает на нейтральную тему, но хочет понравиться аудитории, показывая себя компетентным, эрудированным человеком.

2. Опорочивание или оправдание определенного человека/идеи в глазах аудитории. Этот тип реализуется, когда в среде критически настроенной аудитории оратор не рискует мысль об оправдании или осуждении провести открыто в речи, поэтому переносит ее в подтекст.

3. Побуждение к определенному действию. В силу обстоятельств оратор переводит побуждение в подтекст, чтобы слушатели сами захотели совершить нужный ему поступок.

Дифференциацию приведенных терминов хорошо иллюстрирует общая схема изобретения рекламной речи:

● Цель рекламной речи – проинформировать о наличии какого-либо продукта

● Задача рекламной речи – проинформировать об особых характеристиках, свойствах продукта

● Сверхзадача – побудить потенциального потребителя приобрести данный продукт.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя подготовка к выступлению?

2. В чем состоит докоммуникативная работа над текстом выступления?

3. С чего начинается докоммуникативная работа над текстом выступления?

4. Назовите цели (функции) публичных выступлений.

5. Самыми эффективными формами публичного выступления в малой аудитории (не более 20—25 человек) считают…

6. Назовите коммуникативные качества хорошего текста.

7. Коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории, называется …

8. В чем состоит такое коммуникативное качество речи, как уместность?

9. В чем состоит риторическая подготовка к выступлению?

10. Назовите приёмы привлечения внимания аудитории.

11. К риторическим фигурам относятся…

12. Почему риторический вопрос считают самой сильной и эффективной риторической фигурой?

13. Дайте определение понятию «анафора», «градация», «антитеза».

14. Что такое риторическая позиция? Какими могут быть риторические позиции говорящего?

15. Назовите нейтральные риторические позиции, доминирующие риторические позиции, позиции «на равных», подчиненные риторические позиции.

16. Что понимается под риторическими позициями коммуникативного самоубийства?

17. В чем состоит психологическая и физическая подготовка к выступлению?

18. Назовите основные черты детской и молодежной аудиторий.

19. Как следует выступать перед разнородной аудиторией?

Источник

Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи.

Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи

Перминова Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

г.Барабинск, Новосибирская область

Усвоение языка происходит успешнее, если изучение его связано с задачами речевого общения. Включение языка в деятельность речевого общения требует тесной взаимосвязи работы по грамматике с работой по развитию связной речи.

Эффективным средством, позволяющим осуществлять функционально – стилистический подход к изучению языка, являются речевые задачи, в процессе решения которых осуществляется взаимосвязь работы по грамматике с развитием речи учащихся. Под речевыми задачами мы понимаем такие задания, которые 1) дают чёткую установку на вид высказывания, 2) требуют от учащихся самостоятельного отбора языковых средств в соответствии с задачами речевого общения, 3) позволяют включить усвоенные знания в деятельность общения. Таким образом, речевая задача – это одна из разновидностей познавательных задач. При выполнении таких заданий школьники, как и при решении любых познавательных задач, опираясь на имеющиеся у них по данному вопросу знания, в то же время испытывают определённые затруднения, преодолевая которые, ведут самостоятельные поиски, находят правильный ответ на поставленный вопрос. Решение таких задач способствует развитию мышления школьников, обеспечивает развитие умений, навыков. В процессе выполнения речевых заданий учащиеся усваивают лексические, грамматические, стилистические нормы, соотносят цели и задачи высказывания с языковой формой, тем самым включая усвоенные знания в деятельность общения.

Существуют следующие типы речевых задач:

1. Задачи на подбор доказательств к выдвинутому учителем тезису. Например: «Докажите, что в текстах, передающих быстроту и напряжённость действия, широко используются деепричастные обороты».

Суть таких задач заключается в том, что учащиеся доказывают достоверность тезиса путём подбора и анализа конкретных примеров из указанного учителем источника. Школьники наблюдают над особенностями использования данных конструкций в различных стилях речи, знакомятся с образцовой письменной речью, усваивая языковые нормы.

Цель таких заданий – научить детей всматриваться в средства, предоставляемые языком для выражения мысли. В процессе решения таких задач учитель воспитывает у детей внимание к родному языку, стремление учиться технике словесного творчества.

В основе задач указанного типа лежит приём сравнения. Учащиеся сопоставляют несколько вариантов выражения одной и той же мысли и выбирают из них тот, который уместнее для данной ситуации. Умение выражать одну и ту же мысль в зависимости от цели высказывания различными способами позволяет стилистически разнообразить речь, делать её чёткой и выразительной.

Речевые задачи на выбор языковых средств можно разделить на 2 группы:

1) задачи на выбор вариантов, наиболее выразительных в смысловом отношении. Например: «Какой из вариантов вы используете, чтобы более чётко выделить основное действие, затушевать второстепенные действия, показать их как добавочные, попутные»: а) Димка прыгал с кочки на кочку, продирался сквозь колючий ельник и с ужасом думал: «Неужели не успею передать пакет комиссару?» и б) Прыгая с кочки на кочку и продираясь сквозь колючий ельник, Димка с ужасом думал: «Неужели не успею передать пакет комиссару?»;

2) задачи на разграничение функциональных возможностей грамматических конструкций. Например: «Какой из предложенных вариантов целесообразнее использовать в словаре литературоведческих терминов?» или «Какой из вариантов вы предпочтёте для протокола классного собрания?» и т. д.

Привлекая для работы тексты, содержащие отклонения от нормы, мы воспитываем у школьников критическое отношение к отбору языковых средств. Коллективное обсуждение речевых ошибок и совместные поиски лучших языковых вариантов для выражения мысли оказывают благотворное влияние на развитие речи школьников.

Можно использовать следующие виды задач этого типа:

1) исправление ошибок, связанных с нарушением грамматических норм построения предложений;

2) исправление ошибок, связанных с выбором языковых средств,

3) редактирование текстов с однообразными грамматическими конструкциями, замена повторов синтаксическими синонимами. Например: «Прочитайте текст «После грозы» вслух. Объясните, чем вызвано его неблагозвучие. Отредактируйте текст».

4) задачи на редактирование текстов с нарушением стилевого единства. Например: «Определите, какие строчки заимствованы из автобиографии героя, а что, на ваш взгляд, взято из очерка «Человек и его дело».

Эти задачи ориентируют учащихся на самостоятельный выбор наиболее точных, ёмких, образных языковых средств с учётом цели высказывания и стиля речи.

В зависимости от степени самостоятельности творческие задачи можно разделить на 3 группы:

1) творческие задачи на основе рабочих материалов. Например: «Пользуясь рабочими материалами, дайте ёмкую, выразительную характеристику автора книги «Месяцеслов» И.Полуянова: человек, влюблённый в родную природу, опытный, бывалый таёжник, прекрасно знает народные приметы, посвятил всё своё творчество родной Вологодской земле»;

2) творческие задачи, связанные с перестройкой, трансформацией текста в связи с изменением цели высказывания и стиля речи. Например: «На основе рассказа «Операция «Книголюб» напишите отчёт о выполнении общественного поручения»;

3) творческие задачи ситуативного характера. Например: «представьте себе, что вы ведёте репортаж с неведомой планеты, куда только что прибыл космический корабль. Помните, что ваше сообщение должно быть эмоциональным, ярким и в то же время лаконичным. Подумайте, какие языковые средства помогут вам решить эту задачу».

Такая система речевых задач позволяет последовательно и целенаправленно включать изучаемые языковые средства в сферу речевого общения, осуществлять тесную взаимосвязь работы по грамматике с развитием устной и письменной речи учащихся.

Источник

Основы практической риторики

Речевая ситуация

Речевая ситуация – это совокупность условий и обстоятельств, создающих такие отношения между её участниками, которые требуют от них определённых(по ситуации) действий.

Разные ситуации требуют разных действий – одинаковые – одинаковых, то есть высказывание соотносится с реальной событий ной ситуацией (на торжестве – торжественная речь)

Наиболее распространённым компонентом речевой ситуации является принадлежность оратора и аудитории одной социально-исторической общности.(революционная фразеология, профессиональные языки)

Речевое событие(повод собрания)

Речевым событием являются крупные, относительно самостоятельные действия, обслуживаемые устойчивыми комплексами речевых жанров и имеющие традиционную или специально устанавливаемую (по соглашению, законодательству) структуру: научна конференция, консилиум, дипломатические переговоры, учебные занятия, презентация нового предприятия.

Наиболее типичные жанры: доклады, сообщения, полемические выступления.

Портрет аудитории

«Обезличенность ораторского слова всегда обрекает его на неуспех»
© Г.З.Апресян

Классификация слушателей по демографическому признаку:

Социальный портрет аудитории (по отношению к позиции автора):

Негативно настроенные слушатели – это люди не разделяющие взглядов оратора, его противники.
Можно выделить две причины подобного отношения:

Инфантильные – это слушатели равнодушные к теме выступления, не испытывающие особого желания вникать в суть проблемы. Одиночных слушателей лучше не трогать, при работе с группой настроиться на очень большие энергозатраты.

Цель речи

Цель речи – это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления.

По целям речи делятся:

Задача и сверхзадача речи

Как показывают наблюдения, чаще всего выделяются следующие сверхзадачи:

Тема и тезис речи

Формы уклонения от тезиса. Ошибки

Ассоциативный тип построения речи: В этом случае у выступающего совсем нет тезиса. По мере высказывания первой мысли в его голове возникает вторая, из неё вытекает третья и т. д. В начале речи оратор не знает, где окажется в конце.

Ошибки в использовании тезиса:

Источник

что такое речевая задача?

Речевая задача- это цель, которую Вы преследуете на занятии по развитию речи. Ведущей задачей является развитие связной речи. Решение остальных задач направлено на ее совершенствование.

Так, в 1 младшей группе, это развитие разговорной речи и умение понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли вербально.

Во 2 младшей группе ведущей задачей становится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредованное использование литературных текстов, рассматривание картинок, предметов, объектов природы. Расширение речевых и познавательных возможностей детей позволяет начать знакомить их с правилами речевого этикета. Этого требует и изменение условий общения: от индивидуального общения воспитатель переходит к общению с коллективом детей, а это требует от ребенка умения выслушивать собеседника, не перебивать его, и дожидаться своей очереди, чтобы высказаться в коллективном разговоре.

В среднем дошкольном возрасте основное внимание уделяется развитию речевой инициативы и речевой самостоятельности ребенка как в процессе общения, так и в монологической речи.

В старшем дошкольном возрасте основной задачей становится выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в построении и ведении диалога, придумывание творческих рассказов.

Таким образом, работа над развитием связной речи ребенка предполагает реализацию стройной системы постепенно усложняющихся задач по совершенствованию диалогической, монологической и полилогической речи детей в каждой возрастной группе.

Кроме того, существует классификация занятий А. М. Бородич (по дидактическим целям) :

v Занятия по сообщению нового материала.

v Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.

v Занятия по обобщению и систематизации знаний, умений, навыков.

Источник

Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи

Что значит речевая задача. Смотреть фото Что значит речевая задача. Смотреть картинку Что значит речевая задача. Картинка про Что значит речевая задача. Фото Что значит речевая задача

Что значит речевая задача. Смотреть фото Что значит речевая задача. Смотреть картинку Что значит речевая задача. Картинка про Что значит речевая задача. Фото Что значит речевая задача

Содержимое разработки

Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи

Перминова Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

г.Барабинск, Новосибирская область

Усвоение языка происходит успешнее, если изучение его связано с задачами речевого общения. Включение языка в деятельность речевого общения требует тесной взаимосвязи работы по грамматике с работой по развитию связной речи.

Эффективным средством, позволяющим осуществлять функционально – стилистический подход к изучению языка, являются речевые задачи, в процессе решения которых осуществляется взаимосвязь работы по грамматике с развитием речи учащихся. Под речевыми задачами мы понимаем такие задания, которые 1) дают чёткую установку на вид высказывания, 2) требуют от учащихся самостоятельного отбора языковых средств в соответствии с задачами речевого общения, 3) позволяют включить усвоенные знания в деятельность общения. Таким образом, речевая задача – это одна из разновидностей познавательных задач. При выполнении таких заданий школьники, как и при решении любых познавательных задач, опираясь на имеющиеся у них по данному вопросу знания, в то же время испытывают определённые затруднения, преодолевая которые, ведут самостоятельные поиски, находят правильный ответ на поставленный вопрос. Решение таких задач способствует развитию мышления школьников, обеспечивает развитие умений, навыков. В процессе выполнения речевых заданий учащиеся усваивают лексические, грамматические, стилистические нормы, соотносят цели и задачи высказывания с языковой формой, тем самым включая усвоенные знания в деятельность общения.

Существуют следующие типы речевых задач:

1. Задачи на подбор доказательств к выдвинутому учителем тезису. Например: «Докажите, что в текстах, передающих быстроту и напряжённость действия, широко используются деепричастные обороты».

Суть таких задач заключается в том, что учащиеся доказывают достоверность тезиса путём подбора и анализа конкретных примеров из указанного учителем источника. Школьники наблюдают над особенностями использования данных конструкций в различных стилях речи, знакомятся с образцовой письменной речью, усваивая языковые нормы.

II. Задачи на обоснование целесообразности выбора автором тех или иных языковых средств. Например: «Сравните два отрывка из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Почему при описании грузинки(13) автор использует конструкции с деепричастными оборотами, а в сцене схватки с барсом (17) предпочитает глаголы в спрягаемых формах?»

Цель таких заданий – научить детей всматриваться в средства, предоставляемые языком для выражения мысли. В процессе решения таких задач учитель воспитывает у детей внимание к родному языку, стремление учиться технике словесного творчества.

III. Задачи на выбор языковых средств.

В основе задач указанного типа лежит приём сравнения. Учащиеся сопоставляют несколько вариантов выражения одной и той же мысли и выбирают из них тот, который уместнее для данной ситуации. Умение выражать одну и ту же мысль в зависимости от цели высказывания различными способами позволяет стилистически разнообразить речь, делать её чёткой и выразительной.

Речевые задачи на выбор языковых средств можно разделить на 2 группы:

1) задачи на выбор вариантов, наиболее выразительных в смысловом отношении. Например: «Какой из вариантов вы используете, чтобы более чётко выделить основное действие, затушевать второстепенные действия, показать их как добавочные, попутные»: а) Димка прыгал с кочки на кочку, продирался сквозь колючий ельник и с ужасом думал: «Неужели не успею передать пакет комиссару?» и б) Прыгая с кочки на кочку и продираясь сквозь колючий ельник, Димка с ужасом думал: «Неужели не успею передать пакет комиссару?»;

2) задачи на разграничение функциональных возможностей грамматических конструкций. Например: «Какой из предложенных вариантов целесообразнее использовать в словаре литературоведческих терминов?» или «Какой из вариантов вы предпочтёте для протокола классного собрания?» и т. д.

IV. Задачи на редактирование текстов.

Привлекая для работы тексты, содержащие отклонения от нормы, мы воспитываем у школьников критическое отношение к отбору языковых средств. Коллективное обсуждение речевых ошибок и совместные поиски лучших языковых вариантов для выражения мысли оказывают благотворное влияние на развитие речи школьников.

Можно использовать следующие виды задач этого типа:

1) исправление ошибок, связанных с нарушением грамматических норм построения предложений;

2) исправление ошибок, связанных с выбором языковых средств,

3) редактирование текстов с однообразными грамматическими конструкциями, замена повторов синтаксическими синонимами. Например: «Прочитайте текст «После грозы» вслух. Объясните, чем вызвано его неблагозвучие. Отредактируйте текст».

4) задачи на редактирование текстов с нарушением стилевого единства. Например: «Определите, какие строчки заимствованы из автобиографии героя, а что, на ваш взгляд, взято из очерка «Человек и его дело».

V. Творческие задачи.

Эти задачи ориентируют учащихся на самостоятельный выбор наиболее точных, ёмких, образных языковых средств с учётом цели высказывания и стиля речи.

В зависимости от степени самостоятельности творческие задачи можно разделить на 3 группы:

1) творческие задачи на основе рабочих материалов. Например: «Пользуясь рабочими материалами, дайте ёмкую, выразительную характеристику автора книги «Месяцеслов» И.Полуянова: человек, влюблённый в родную природу, опытный, бывалый таёжник, прекрасно знает народные приметы, посвятил всё своё творчество родной Вологодской земле»;

2) творческие задачи, связанные с перестройкой, трансформацией текста в связи с изменением цели высказывания и стиля речи. Например: «На основе рассказа «Операция «Книголюб» напишите отчёт о выполнении общественного поручения»;

3) творческие задачи ситуативного характера. Например: «представьте себе, что вы ведёте репортаж с неведомой планеты, куда только что прибыл космический корабль. Помните, что ваше сообщение должно быть эмоциональным, ярким и в то же время лаконичным. Подумайте, какие языковые средства помогут вам решить эту задачу».

Такая система речевых задач позволяет последовательно и целенаправленно включать изучаемые языковые средства в сферу речевого общения, осуществлять тесную взаимосвязь работы по грамматике с развитием устной и письменной речи учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *