Что значит реактивное общение
Психологические защиты или реактивное поведение человека
Существует 4 основных типа психологических защит человека,
из которых можно вывести уже более конкретные формы проявления этих защит.
Что значит «психологическая защита»?
Это очень краткое описание, конечно. Однако и по нему можно увидеть и догадаться, чем в своей жизнедеятельности руководствуетесь вы, например.
Не утверждаю, что это должно присутствовать обязательно, но время от времени проявляется у любого человека. Потому что психологическая защита, точнее, её тип, возникает у человека в тот момент, когда он находится в совершенно несознательном грудничковом возрасте. Как раз в момент «отрывания» от материнской груди.
А дальше в жизни человек воспроизводит этот тип защиты как неосознанный способ вернуться в то состояние, при котором он был един с матерью и ему не нужно было думать, почему произошел этот отрыв.
А что может придумать ребенок в возрасте до одного-двух лет?
Что-то на животно-интуитивном уровне и обязательно травматического (для себя) плана. Из этого «вывода», сделанного тогда, и «вырастают ноги» дальнейшего типа реагирования человека на происходящее с ним в жизни.
И знайте, что от реактивного поведения уйти не так сложно. Достаточно для начала признать, что это внутри вас (а не окружающие виноваты в том, что раздражают вас) находится источник вашего реактивного поведения.
Поэтому поймите, что вы в состоянии ПЕРЕСТАТЬ РЕАГИРОВАТЬ на окружающие сигналы.
А в дальнейшем и научиться изменять свою реакцию на осознанное поведение.
Для тренировки этого существуют приемы остановки своей реакции на внешний сигнал (раздражитель):
В процессе такой «остановки» себя вы отодвинете реакцию, и в голове у вас прояснится. А это поможет избежать многих неприятных моментов, о которых вы потом наверняка жалеете.
Тренировка не требует титанических усилий, какие многие иногда совершают в спортзалах :)) Она требует простого понимания своей ответственности за свою же реакцию, ну и взрослого (терпеливого и доброго) отношения к самому себе.
Попробуйте.
Уверяю вас, что, когда натренируетесь, будете очень собой довольны.
Да и от жизни начнете получать гораздо больше радости, ведь вас не будет «дёргать» изнутри то, что уже давно ушло. Ведь вы сейчас далеко не те мальчик или девочка, которых оторвали от маминой груди, согласитесь?
Реактивность в психологии: значение, примеры, свойства
Реактивность — одно из главных свойств темперамента. От этого качества зависит поведение человека в различных ситуациях. Как вы принимаете решения: спонтанно, основываясь на эмоциях, или хорошенько обдумав? Ответ на этот вопрос покажет, насколько у вас развита реактивность, умеете ли вы справляться с непредвиденными ситуациями.
Что думали древние ученые и философы о темпераменте
Философы и древние ученые считали, что при рождении человек получает набор качеств, который определяет дальнейшую жизнь. Полностью изменить качества не получится. Однако их легко скорректировать, используя влияние общества или воспитанием.
Сначала Гиппократ, а после его ученик Клавдий Галлен выделили и описали 4 вида темперамента. Отличались они между собой содержанием в организме особых веществ:
До 18 столетия эта теория считалась единственно правильной. В 21 веке названия типов темперамента остались такими же. Но описание изменилось.
Основные виды темперамента
Сегодня в психологии используется система темпераментов, разработанная академиком Павловым. Он выяснил, что каждый человек имеет особенную нервную систему. Она определяет то, как он будет себя вести. Интересно, что теория применима к людям и к животным.
Итак, согласно Павлову, описание темпераментов выглядит так:
Примечательно, что в психологии нет 100% сангвиников или, например, холериков. Обычно темпераменты смешанные.
Интересно! «Меланхолик примет за трагедию то, в чем сангвиник увидит лишь интересный инцидент, а флегматик — нечто, не заслуживающее внимания» — Артур Шопенгауэр.
Главные свойства темперамента
По мнению психологов, любой тип темперамента имеет ряд свойств:
В психологической практике оценивают темперамент человека по каждому из перечисленных свойств.
Значение реактивности в психологии
Первым, кто заговорил о реактивности как части человеческого темперамента, был Вольф Мерлин. Итак, в психологии реактивность — это ответ личности на раздражающие действия внутренних и внешних факторов. От длительности и интенсивности этих реакций зависит непосредственно темперамент и продуктивность.
Интересно, что многие компании оценивают реактивность соискателей при собеседовании.
В психологии выделяют такие виды реактивности:
Помогает ли реактивность быстрее принимать решения
Ответ утвердительный. Человек, обладающий высокоразвитой реактивностью, быстро принимает решения в различных ситуациях. Однако в большинстве случаев это происходит под влиянием чувств и эмоций. Поэтому реакции и выводы могут быть неправильными.
Люди с высокой реактивностью хорошо ориентируются в критических ситуациях. Они молниеносно принимают решение о спасении жизни другого человека. Те же, у кого реактивность низкая, долго составляют план действий. Они не могут принять быстрое решение, из-за чего упускают драгоценные минуты.
От чего зависит интенсивность реакции
Итак, что такое реактивность? По определению, реактивность в психологии — это реакция человека на раздражители. Как и другие качества, она имеет свою силу. Ученые даже создали формулу, отражающую тип реакции.
Согласно выведенной формуле, у людей с низким уровнем реактивности интенсивность реакции зависит от силы действия раздражителей. Чем она больше, тем сильнее реакция.
Те, кто обладает высокой реактивностью, легко выходят из себя. Их реакция никак не зависит от степени воздействия раздражающих факторов. Поэтому даже малейшее воздействие вызывает эмоциональное возбуждение.
В психологии высокая реактивность делает человека непредсказуемым в действиях и трудно управляемым.
Как реактивность проявляется в обычной жизни
Представим знакомую ситуацию. Допустим, у вас два друга, с которыми вы планируете провести отпуск. Вдруг один изъявляет желание отправиться в горы. Другой же не является сторонником активного отдыха, поэтому предлагает поехать на море. Каждый из них зовет вас с собой.
Вы долго думали и решили поваляться на пляже. Конечно, первому другу такое решение не понравится. И здесь начнет работать реактивность. Как вы поступите в ответ на призывы бросить все и насладиться горными красотами? Попытаетесь справиться с давлением и будете следовать своим желаниям, предпочтениям и плану? Или в знак протеста отмените поездку на море и пойдете в горы?
Если у вас высокая реактивность, скорее всего, вы наступите на свои желания и пойдете на поводу желаний друга. Кстати, такие поспешные решения не зависят от того, ради кого они принимаются. Это может быть родственник или даже незнакомец.
Связь реактивности и активности
Как сказано выше, высокореактивный человек легко выходит из себя. Для появления реакции хватит малейшего воздействия извне. Именно так говорит формула реактивности. Поэтому такие люди отличаются низкой активностью и работоспособностью. Они постоянно отвлекаются на посторонние дела. Плюс ко всему, они зависят от внутренних раздражителей. К ним относятся хорошие и не очень мысли, чувства и эмоции.
Люди, со слабой реактивностью, отличаются высоким уровнем активности. Они неспешно выполняют поставленные перед ними задачи, не обращают внимание на мелочи и упорно идут к цели. Реактивный человек будет работать до тех пор, пока не получит то, что ему надо.
Заключение
Реактивный ли вы человек? Как вы теперь ответите на вопрос, заданный вначале? Высокая реактивность как свойство темперамента в некоторых случаях очень полезна. В критических ситуациях она помогает легко принимать правильные решения. Однако иногда она мешает, не давая сосредоточиться на важных делах. Ввиду этого, учитесь контролировать это качество, а также быстро приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам.
Проактивное и реактивное мышление
Реактивные люди часто зависят от физических факторов. Если погода хорошая, они чувствуют себя хорошо. Если нет, это влияет на их настроение и продуктивность. Проактивные люди сами создают свою погоду.
Стивен Кови
Когда речь заходит о реакции на внешние раздражители, всех людей можно условно разделить на реактивных и проактивных. Реактивные зависят от внешних условий, все их мысли, поступки и слова подчиняются этим факторам. Проактивные люди не зависят от них, они способны размышлять и принимать хорошие решения без оглядки на ситуацию и условия. Данная статья призвана помочь вам увидеть ключевую разницу между этими типами мышления и выяснить, как развить в себе проактивность.
Что значит быть реактивным?
Мы все когда-то подпадали под воздействие такого типа мышления. Увидев серые тучи за окном с утра, программировали себя на то, что весь день будет ужасным и унылым. Подвергшись критике, начинали сомневаться в себе. Огорчались на несколько часов или даже дней, когда проигрывала любимая команда.
Именно это называется реактивным мышлением. Оно заложено природой. Поэтому требуются усилия, чтобы его изменить. Ведь зависимость от внешних факторов может стать такой сильной, что они целиком и полностью начнут контролировать нашу жизнь.
Это приводит к тому, что мы становимся марионетками в чужих руках и приобретаем синдром жертвы. Реактивные люди напоминают актеров, играющих по сценарию, написанному не ними. Даже эмоции, которые они испытывают, принадлежат не им.
Типичные фразы таких людей:
У каждого человека всегда есть выбор. Выбор, как реагировать на то или иное событие. И именно проактивные люди решают грустить или радоваться.
Что значит быть проактивным?
Для многих людей может казаться странным: как можно сохранять позитивное настроение и стараться что-то делать, если все плохо? Проактивные люди отвечают: да, все не так хорошо, как хотелось бы, но выбрать правильную реакцию на негативное событие — значит пытаться и желать ее исправить.
Наша природная реакция на плохое событие — спорить, отрицать и сопротивляться. Проактивные люди принимают событие как данность, а значит могут контролировать хотя бы себя, свои поступки и эмоции. И это самый главный выбор. Они знают, кем являются на самом деле, поэтому более гармоничны.
Это значит концентрироваться на том, что изменить можно, а не на том, чего нельзя. Контролировать обстоятельства практически невозможно, можно лишь управлять самим собой.
Вместо того, чтобы винить окружающих и внешние обстоятельства, примите ответственность за свою жизнь, свою реакцию на плохие события и свои действия. В этом одни преимущества: настроение остается хорошим, мысли настроены на то, чтобы решить проблему, а не замолчать ее. Это работает во всех сферах жизни — от взаимоотношений и общения до бизнеса.
Как развить в себе проактивность?
Предлагаем вам пошаговую стратегию.
Замечайте свою реактивность
Начните с мелких вещей, повседневных ситуаций. Если злитесь на то, что не выспались и плохо чувствуете себя утром, найдите свои ошибки. Вчера в какой-то момент вы поддались влиянию других или обстоятельств, в итоге поздно легли спать, зная, что просыпаться нужно рано. Виноваты не люди, а ваша реактивность.
Когда стоите в очереди – не раздражайтесь из-за этого, ведь в этом нет никакого смысла. Послушайте музыку или почитайте книгу.
Не судите и не критикуйте обстоятельства.
Измените свои мысли и речь
Речь и мысли формируют определенную модель мышления. Реактивные люди часто говорят «Я не могу», «Я вынужден» и «Если бы только», тогда как проактивные утверждают, что они могут, будут или хотят. Это не гарантирует успех, но они хотя бы пытаются что-то изменить.
Речь легче изменить, потому что есть возможность подумать. Реактивные же мысли возникают мгновенно. И именно с ними следует бороться в первую очередь. Как только вы заметили за собой деструктивную мысль, моментально замените ее на позитивную. Спустя несколько недель при возникновении проблемы реактивные мысли начнут меняться на проактивные.
Анализируйте прошлые ошибки
Нельзя изменить прошлое, но можно вынести из него уроки. Анализируя свои ошибки и делая правильные выводы, вы сможете через какое-то время избавиться от массы неприятных моментов. Большинство людей совершают одни и те же ошибки снова и снова — и это выглядит сначала комично, а затем и вовсе жалко.
Признайте и выясните, почему их совершили и сделайте все, чтобы не повторять в будущем.
Принимайте на себя обязательства
Уход от ответственности приводит к пассивности мозга и неумению принимать решения. Ответственные люди думают о том, как достичь цели, невзирая на преграды. Это сложнее, но такая манера поведения и мышления окупается в виде уважения, репутации и материальных благ.
Прочтите книгу «Проактивное мышление» Джона Миллера, чтобы лучше понять тему. Вы также можете пройти наш курс по когнитивистике, который даст советы и практические рекомендации относительно того, как изменить привычные мыслительные шаблоны.
Реактивное поведение в общении. Реактивная и проактивная модели поведения в бизнесе
Обязательно почитайте на досуге – Виктор Франкл, Сказать жизни «ДА!»: психолог в концлагере.
Если быть проще, то эта разница хорошо прослеживается на примере разговора о погоде. Проактивные личности вообще не считают нужным о ней говорить. Посмотрели прогноз – сделали вывод, как одеться и спланировать свой день. Для реактивных людей погода – это причина всех бед и сорванных дел. Пошел дождь? Значит у них плохое настроение, сонливость и апатия. Дождь закончился, хочется выйти погулять, но везде мешают лужи. И все в таком же роде.
Конечно, приведенная выше ситуация лишь для примера. Различия между проактивными и реактивными людьми гораздо глобальнее. Успеха могут добиться лишь первые, они умеют брать на себя ответственность и смело идти к цели, вторые же могут лишь красочно объяснить, почему у них ничего не получилось.
Желаете прояснить для себя, к какому типу относитесь?
Это достаточно просто. Всего лишь проследите за своей речью. Таким же образом можно определить тип любого человека. Различие в том, как подается мысль, очень заметна. Итак, посмотрите таблицу и посчитайте, со сколькими изречениями вы согласились в первой и во второй колонке.
Проактивное и реактивное мышление: что важнее
Первым делом разбираемся в терминологии.
– это тот, кто опирается только на себя. При любых событиях он оценивает свои действия, свои поступки и свои решения. Влияние окружающего мира для него незначительно и сведено к минимуму.
, наоборот, склонна винить любые обстоятельства, которые встали у нее на пути. Хоть плохую погоду, хоть коллег, хоть детей. Всегда есть какой-то источник помех, который помешал добиться результата.
Если говорить более научным языком, то реактивный и проактивный подход различаются опорой на ресурсы. Проактивный человек видит источником ресурсов себя, реактивный находит их вне.
Из терминологии понятно, что реактивное и проактивное поведение, несмотря на красивый общий корень слова, сильно различаются. Что дальше?
Экспериментальные исследования[править | править код]
Ключевые исследования, направленные на изучение данного феномена, приведены ниже.
Первый эксперимент был проведен Хаммоком и Бремом (1966). Ими исследовался вклад гендерных различий в данный феномен. В результате их исследования было показано, что мужчины больше всего хотели получить именно ту вещь, которая была для них недоступна. В то же время у женщин не было обнаружено данного феномена в поведении, несмотря на то, что их лишили свободы выбора, этот эффект совсем на них не действовал.
В 1981 году Бремом было проведено исследование реактивности и привлекательности недоступных объектов у детей. следовались половозрастные особенности проявлений этого феномена. Исследование показало, как дети реагируют на эту ситуацию недоступности объекта, и что у детей также имеются мысли типа «у соседа трава зеленее». Также была показана способность детей смиряться с недоступностью объекта в случае, если ребёнок обесценивает недоступные для него вещи. Эта работа доказывает, что в случае, когда дети не имеют желаемого, они испытывают сильные эмоциональные переживания, так как знают о существовании объекта, который они не могут получить в свое распоряжение.
Хейлман (1976) провела эксперимент, в котором прохожему на улице предлагалось подписать некую петицию, при этом во время процедуры подписания испытуемые сталкивались с разными по степени препятствиями в этом процессе. Результат оказался следующим: чем более интенсивными были попытки препятствовать индивидам в подписании петиции, тем с большей вероятностью они склонялись к тому, чтобы её подписать.
Миллер с коллегами в 2007 провели исследование, в котором изучалось влияние формулировки сообщения на восприятие информации. Сообщение, которое предъявлялось испытуемым, было посвящено заботе о своём здоровье. Было показано, что если это сообщение оканчивалось фразой, направленной на восстановление свободы, смысл которой заключался в праве каждого выбирать, следовать ли в дальнейшем этим советам и как проживать собственную жизнь, то реактивное сопротивление у читателей уменьшалось. Также было обнаружено, что конкретные сообщения, которые были сформулированы с использованием наименьшего количества контролирующих слов, запоминались и воспринимались гораздо лучше абстрактных.
Проактивные и реактивные люди: достижение результатов
Реактивная и проактивная модель поведения определяет все.
Поведение на работе.
Предпосылки к карьерному росту.
Склонность к планированию.
Любая сфера жизни зависит от выбранной схемы поведения.
Все успешные люди «идут и делают». Они ориентированы на результат, а значит проактивны.
Они просчитывают ходы наперед, оценивают риски и всегда имеют альтернативный план поведения. Им это нужно, чтобы никакие внешние факторы не повлияли на их движение.
Проактивность – это в первую очередь ответственность перед собой и принятыми решениями. А уж потом активность в плане осуществления замыслов.
Значение слова реактивность
Примеры употребления слова реактивность в литературе.
Но реакторщику должно быть ясно, что если реактор выведен в критическое состояние и мощность поднята до 200 МВт, то при положительном быстром мощностном коэффициенте реактивности, а именно таким он был, нет препятствий для подъема мощности.
Иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности кдругим антигенам.
Наблюдается преимуществоенно у детей, находящихся на искусственном вскармливании, при изменении реактивности организма, нарушении обмена веществ, недостатке в организме солей кальция и витамина Д, на фоне бронхопневмонии, рахита, хореи, спазмофилии, гидроцефалии, психической травмы, послеродовой травмы и др.
Всплеск нейтронной мощности мог привести к вскипанию воды и в каналах СУЗ и также к увеличению реактивности.
При движении стержня из верхнего положения в верхнюю часть зоны входит поглотитель и вносит отрицательную реактивность, в нижней части канала графитовый вытеснитель замещает воду и вносит положительную реактивность.
Чернобыльской аварии выяснилось: большой эффект вытеснителей, большой паровой эффект реактивности, образование чрезмерно большой объемной неравномерности энерговыделения в активной зоне в процессе аварии.
Чем вызвано замачивание графитовой кладки, вызвавшее снижение реактивности и возникновение объемных перекосов мощности?
Каким образом это повлияет на реактивность активной зоны — в сторону уменьшения или увеличения — зависит от соотношения в зоне ядер замедлителя и топлива.
Проектанты, видимо, исходя из экономических соображений, выбрали соотношение ядер замедлителя и топлива в РБМК таким, чтобы полная замена воды паром вела к увеличению реактивности на пять-шесть р.
Вот тут-то Акимову и Топтунову надо было бы повременить, не нажимать кнопку, тут-то ой как пригодилась бы система аварийного охлаждения реактора, которая была отключена, закрыта на цепь и опломбирована, тут бы надо было им срочно заняться главными циркуляционными насосами, подать во всасывающую линию холодную воду, сбить кавитацию, прекратить запаривание и тем самым подать воду в реактор и уменьшить парообразование, а стало быть, высвобождение избыточной реактивности.
В развития забования игрвют роль функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, неврологические нарушения, эндокринопатии, изменения реактивности организма, климатические факторы, эмоциональные перенапряжения, У женщин возможно появление розацеа во время климакса, при приеме гормональных противозачаточных препаратов.
В сущности нервное возбуждение это тоже простая реактивность, хотя на очень специальном и сложном химико-физическом субстрате.
На исходном уровне оно может быть представлено конституционально и антенатально измененной нервно-психической реактивностью при невропатии, перинатальной и постнатальной органической церебральной патологией, генетически трудным сочетанием контрастного темперамента родителей.
Все это указывает также на соматотропный спектр действия гипнотерапии, повышающей реактивность организма.
Шмальгаузен, — дает при достижении порога реактивности тканей организма лишь первый толчок, приводящий в действие внутренний механизм определенного комплекса формообразовательных процессов.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Проактивный или реактивный: тест
Проактивная/реактивная позиция легко оценивается при помощи несложного теста. В нем нужно выбрать фразы, которые человек использует в разных ситуациях.
Нужно примерить оба варианта и выбрать предпочтительный. И оценить результаты.
Не стоит стремиться выбирать те сочетания, которые никогда не мелькают в голове и не звучат вслух. Это не верно. Да и не поможет дать истинное определение типа поведения.
Проактивный | Реактивный |
Я буду стремиться это изменить | Вряд ли с этим вообще можно что-то сделать |
Я изменю их мнение | Их вряд ли возможно переубедит |
Мне не очень нравятся люди, с которыми я работаю, но не так сильно, чтобы я принимал это близко к сердцу | Меня раздражают мои коллеги |
Я иду на работу | Я вынужден идти на работу |
Я решил (а), что поступлю именно так | Мне придется поступить так из-за того, что… |
Я найду время, которое посвящу этим делам | Я бы помог, но у меня нет времени |
Я придумаю, где найти средства для старта проекта | У меня ограничены финансовые возможности, я не смогу начать этот проект |
Странно, что это мало кого интересует, что сделать для того, чтобы это приносило пользу? | Никому это не нужно, ну и я не буду ничего делать |
Мне нужны связи. Я придумаю, где их найти | Здесь необходимы определенные связи. У меня их нет |
Я докажу, что лучше меня никто не сделает эту работу | Мне не доверят эту работу |
Что делать, если в списке есть «реактивные» фразы?
Есть простой алгоритм повышения проактивности, и если ему следовать то можно много добиться.
Вместо вывода
Суть проактивного и реактивного подхода к жизни понятна.
Кто достигает цели, комментировать не нужно.
Осталось только решить, какой путь ваш. И привести примеры собственного проактивного и реактивного поведения, если удастся их поймать в текущих делах. Простой анализ, а получится ли? Пишите в комментариях.
Если вы просто реагируете на обстоятельства, опираясь на свои чувства, то ваше поведение является реактивным. К примеру, если на улице плохая погода, то ваше настроение падает. Если на улице солнечно и светло, то у вас настроение поднимается. То есть
Как вы реагируете, когда сталкиваетесь в жизни с проблемами или сложностями –
поддаетесь своим чувствам или же стараетесь удержаться от эмоциональных всплесков?
Если вы просто реагируете на обстоятельства, опираясь на свои чувства, то ваше поведение является реактивным. К примеру, если на улице плохая погода, то ваше настроение падает. Если на улице солнечно и светло, то у вас настроение поднимается. То есть реактивные люди зависят от внешних обстоятельств и окружающей среды, которые на них воздействуют. Кроме того, такие люди имеют склонность жаловаться на свою жизнь, на проблемы. Они ждут, что проблемы решатся сами собой. Если же вы выбираете свою реакцию на происходящие события, исходя из своих ценностей, и мелкие неприятности не могут испортить вам настроение, то ваше поведение – проактивное. К примеру, для вас ценностью является качество выполненной работы. И если вы хорошо поработали, у вас будет хорошее настроение независимо от внешних обстоятельств. Здесь ваше эмоциональное состояние будет зависеть лишь от вас самих. Также проактивные люди берут на себя ответственность за происходящие события. Вместо жалоб они спрашивают себя: «Как я могу изменить эту ситуацию? Что я должен сделать, чтобы решить эту проблему?».
Как вы считаете, какое поведение показывает лидер? Естественно, проактивное!
Хотите определить, реактивный вы человек или проактивный? Это очень легко. Достаточно просто вслушаться в свою речь.
Реактивные люди используют следующие высказывания: — я хотел бы этим заняться, но у меня нет времени; — у меня нет необходимой информации; — я раньше этим не занимался и ничего об этом не знаю; — у меня нет необходимых связей; — у меня нет денег, чтобы начать это дело; — они все равно не поддержат мое предложение; — никому это не надо; Опасность же таких высказываний состоит в том, что со временем эти высказывание становятся самореализующимися прогнозами. Чем больше вы употребляете реактивных высказываний, тем больше убеждаете себя в собственной безответственности и невозможности влиять на свою жизнь. На чём вы больше всего концентрируетесь, то и проявляется в вашей жизни.
Если да, начните вслушиваться в свою речь и менять реактивные высказывания на проактивные: — как я могу выделить время для этой деятельности? — где я могу получить необходимую информацию? — как я могу узнать об этом больше? — как я могу приобрести необходимые мне связи? — где я могу получить необходимые финансовые средства? — как изменить или улучшить свое предложение, чтобы его поддержали? — что я могу сделать сам для улучшения ситуации?
Круг забот и круг влияния.
По утверждению Стивена Кови, ведущего зарубежного консультанта, автора мирового бестселлера «7 навыков высокоэффективных людей» КРУГ ЗАБОТ
— в жизни каждого есть то, на что мы влияем (круг влияния); — в жизни каждого есть то, что нас заботит, но на что мы пока не в силах повлиять (круг забот).
КРУГ ВЛИЯНИЯ
К сожалению, то, что нас очень сильно заботит, не всегда входит в сферу нашего влияния. Такое положение вещей вызывает всяческий дискомфорт, приводит к страданиям и неудовлетворенности, снижению эффективности действий, потери радость от жизни, падению общего уровня благополучия. Проактивные люди всегда концентрируются на круге влияния, на том, что они могут изменить лично. А реактивные люди больше всего концентрируются на тех вещах, которые они изменить не могут. И, соответственно, просто жалуются на обстоятельства. Концентрируясь на том, что вы можете изменить, вы будете расширять ваш круг влияния. Концентрируясь лишь на круге забот, ваш круг влияния будет сужаться, так как вы будете лишь жаловаться.
Как стать настоящим лидером?
Во-первых, будьте проактивным человеком, берите ответственность за свои действия, не поддавайтесь сиюминутным эмоциям, ищите выходы из сложных ситуаций. Во-вторых, концентрируйтесь на своем круге влияния. Как вы можете влиять на ситуацию – используйте навыки тайм-менеджмента, ставьте цели, управляйте сложными задачами, возьмите в руки управление своим временем и своей жизнью. В-третьих, сформируйте правильное отношение к проблемам и ошибкам — признайте и извлеките урок из произошедшего, не зацикливайтесь на эмоциональном аспекте (чувство вины, гнев или агрессия, разочарование и т.п.). Любой опыт ценный именно тем, что это опыт!
1. Ежедневно по возможности выполняйте простое упражнение: следите за своими реактивными высказываниями, задавайте себе вопросы: «А как я могу изменить эту ситуацию?». В любой ситуации, требующей разрешения, ищите те ее стороны, на которые вы можете повлиять. 2. Начните вести Дневник успеха – в своем ежедневнике или в отдельной тетради каждый день записывайте не менее 5 успехов, которых вы достигли в этот день. Это могут быть ваши достижения, комплименты окружающих, приятные эмоции, проекты и задачи, которые вам особенно удались.
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости моего блога. Сегодня я расскажу вам о таком психологическом свойстве, как проактивность. Если Вы не хотите быть марионеткой внешних обстоятельств, а хотите стать автором событий своей жизни, то эта статья для Вас. Ведь проактивность — это независимая свобода выбора, и при желании, каждый может развить в себе это качество.
Понятие “проактивность” было введено австрийским психиатром Виктором Франклом, автором книги “Сказать жизни “ДА”. Эту прекрасную книгу он написал после пребывания в нацистском концентрационном лагере. Именно навык проактивности помог ему пережить это тяжелое время, и при этом не потерять внутренней свободы и смысла жизни. Так что же такое проактивность?
Проактивность — это способность человека осознанно выбирать свои реакции на внешние раздражители. Другими словами это определение значит — независимая свобода выбора и принятие ответственности за свою судьбу. Потому что свобода без ответственности порождает хаос.
Генез реактивности.
Формирование реактивности произошло по мере сочетанного усложнения следующих кардинальных характеристик живых существ: реакция — ответ организма или его части на внешнее или внутреннее воздействие; чувствительность — способность воспринимать и определять характер (качество), силу, локализацию и периодичность воздействующего на организм агента; раздражимость — свойство организма воспринимать воздействие факторов внешней и внутренней среды и отвечать на них, как правило, генерализованной, малодифференцированной реакцией, например изменением обмена веществ, формы, размеров и др.; резистентность — сопротивление, противодействие: устойчивость организма или его части к воздействию определённых факторов внешней и внутренней среды.
Проактвиность и реактивность — два отношения к жизни
Проактивность и реактивность это два противоположных подхода к жизненным обстоятельствам.
Реактивность — это пассивное отношение, неосознанная реакция на происходящие события. Проактивность — это осознанный контроль над своими эмоциями и поступками.
Реактивный человек плывет по течению. Его настроение зависит от внешних обстоятельств. Накричал начальник или испортилась погода — его настроение тоже испортилось. Проактивный человек берет ответственность за свою жизнь в свои руки. Даже если он не в силах повлиять на сложившуюся ситуацию, он сам выбирает свое отношение к ней.
Эти 2 типа личности можно легко определить по их высказываниям.
Высказывания, свойственные для реактивного и проактивного человека:
Как видно из этих высказываний для реактивного типа личности свойственно находить отговорки и причины своего бездействия. Такие люди могут обвинять свое окружение, свое воспитание и даже погоду. То есть они пытаются снять с себя ответственность за свою жизнь.
Навык номер один. От реактивности к проактивности
Один из самых распространенных случаев реактивности – люди посвящают себя выполнению срочных задач, обеспечивающих кратковременный результат, а по-настоящему важные дела, соответствующие их личным ценностям и целям, откладывают на неопределенный срок. Например, вам предлагают посидеть в кафе, но вы отказываетесь, отвечая, что у вас слишком много дел: шеф поручил слишком много заданий и у вас совершенно нет времени, так как приходится работать больше. Знакомая ситуация? На первый взгляд, все выглядит так, будто никакого выбора у вас нет. Но это реактивное мышление, структура которого – «раздражитель – реакция». Если начать мыслить проактивно, то между этими двумя элементами возникает еще один, главный, элемент – выбор.
Разберем еще один пример. Вы устроились на работу в компанию своей мечты и проходите испытательный срок. Чтобы справиться с порученными заданиями, вам не хватает опыта, поэтому вы остаетесь на работе сверхурочно, чтобы освоиться, приобрести новые знания и усовершенствовать свои умения. Вместо дружеских посиделок или свиданий на выходных вы изучаете информацию, которая поможет работать эффективнее. В таком случае ваш отказ от приглашения приятеля будет проактивным решением. Как только ваш испытательный срок закончится, вы примете следующее решение – работать столько, сколько положено, но при этом непрерывно развиваться и находить время на личную жизнь. Это и есть проактивность.
Другая ситуация: вы недавно создали семью, и выходные – время, которое вы хотите провести вдвоем. При этом работа для вас тоже важна, но вы стараетесь укладываться в отведенное время и выполнять задачи в течение рабочего дня. Вы отказываетесь от работы по вечерам и на выходных, от встреч с приятелями, чтобы провести время в семье. Это решение тоже является проактивным, потому что речь идет об актуальных для вас ценностях. Проактивность – это принятие оптимального решения на основе ваших ценностей.
Способность подчинять импульсивную реакцию ценностям – и есть сущность проактивной личности. Реактивные люди движимы чувствами, обстоятельствами, условиями и своим окружением. Проактивные люди движимы ценностями – тщательно обдуманными, отобранными и принятыми. На проактивных людей тоже воздействуют внешние факторы – физические, социальные или психологические. Но их реакция на эти раздражители – спокойный выбор, основанный на их ценностях.
Сложно принять мысль, что ответственность за свою жизнь целиком и полностью лежит на каждом из нас. Намного проще делать то, что скажут, и оправдывать свои неудачи негативными обстоятельствами или действиями других людей. Реактивное мышление в каком-то смысле «удобно»: оно позволяет бездействовать и ощущать себя жертвой обстоятельств. «Невозможно заняться бизнесом в таком государстве», «семейные обстоятельства не позволяют продолжать образование», «отношения не складываются из-за сложного характера, который достался от отца» – суждения в таком духе характерны для реактивного мышления. Но до тех пор, пока мы не сможем открыто и честно сказать: «Сегодня я такой, какой есть, из-за выбора, сделанного мною вчера», – мы не будем способны изменить свое мышление и поведение – и сделать другой выбор.
Для чего нужна проактивность
В книге Стивена Кови “7 навыков высокоэффективной личности” принцип проактивности стоит на первом месте. Это качество — залог успешности.
Разберем ситуацию на примере. В стране кризис, цены подорожали. Реактивная реакция на данное событие: обвинение правительства, жалобы на нехватку денег. Проактивная реакция: забота о повышении своего дохода.
Посудите сами, вторая позиция более эффективна. Если Вы не можете повлиять на ситуацию (а я думаю, Вы не можете снизить уровень цен), то необходимо сместить акцент своего внимания. Вместо того чтобы впустую растрачивать свою энергию на жалобы, проактивная личность направляет ее в более полезное русло.
Еще одно неоценимое преимущество данного качества — личностное развитие. Это хорошо иллюстрирует цитата Виктора Франкла: “Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю”. Реакция проактивного человека основывается не на первичных импульсах, а на внутреннем выборе и личностных ценностях.
Как развить проактивность в себе
В первую очередь, для того чтобы воспитать проактивность в себе, необходимо принять на себя ответственность. Перестаньте винить во всем неудачные обстоятельства и свое окружение. Станьте капитаном своей жизни и возьмите штурвал в свои руки.
Во-вторых, старайтесь проявлять инициативу и быть активным. Как говорится, кто хочет действовать, тот находит возможности, а кто не хочет — ищет оправдания.
И в-третьих, выполняйте упражнения на развитие лидерства и проактивности.
Упражнение на проактивность
На протяжении 30 дней выполняйте следующие практические предложения, это может развить проактивность и сделает ее неотъемлемой частью вашей жизни.
Реактивность организма человека
Реактивность (от лат. reactio —
противодействие) — свойство (способность) целостного организма отвечать дифференцированно изменением жизнедеятельности на действие раздражителей.
Реактивность определяет количественные и качественные особенности ответной реакции. От реактивности зависит в значительной степени способность человека (или животного) приспосабливаться к меняющимся условиям среды обитания, поддерживать гомеостаз. Реактивность определяет особенности реакции организма на те или иные воздействия. В то же время исходное состояние его исполнительных систем, обеспечивающих ответную реакцию, также оказывает влияние на уровень реактивности, т. е. реактивность определяет величину реакции, которая в свою очередь влияет на уровень реактивности.
Формы и показатели реактивности
Различают реактивность нормальную (нормергия), повышенную (преобладают процессы возбуждения) — гиперергия; пониженную (преобладают тормозные процессы) — гипоергия и извращенную (дизергия). В чистом виде эти формы имеют место в отдельных органах и системах. В целостном организме может преобладать лишь та или иная из них.
В клинической практике гиперер-гическими называют формы болезни с бурным течением, с ярко выраженными симптомами; гипоергическими — вяло текущие формы, со стертой симптоматикой. Следует учитывать, что реактивность может быть различной по отношению к разным факторам среды. Например, высокая реактивность организма может быть к какому-либо аллергену, но низкая — к другим раздражителям (к температурному фактору).
Основными качественными показателями реактивности являются:
— резистентность (от лат. resistere —
противостоять, сопротивляться) — устойчивость организма к действию чрезвычайных раздражителей, способность сопротивляться без существенных изменений постоянства внутренней среды; это важнейший качественный показатель реактивности;
— раздражимость — общее свойство всего живого, определяющее элементарные реакции;
— функциональная подвижность (лабильность) — «большая или меньшая скорость элементарных реакций, которыми сопровождается физиологическая деятельность данного аппарата» (Н. Е. Введенский);
— возбудимость — свойство (способность) некоторых тканей (нервной, мышечной и др. ) отвечать на действие раздражителя процессом возбуждения и передавать его другим тканям и органам;
— чувствительность — свойство (способность) целостного организма определять локализацию, силу и качество воздействующего раздражителя и информировать о нем соответствующие системы.
В основе реактивности здорового и больного организма лежит биологическая (видовая, первичная) реактивность, представляющая собой изменения жизнедеятельности, возникающие под влиянием адекватных для каждого вида воздействий окружающей среды, совокупность защитноприспособительных реакций, присущих животным данного вида. Примерами видовой реактивности являются таксис, инстинкты, анабиоз, сезонный сон, устойчивость к различным воздействиям ( крысе нельзя привить сибирскую язву; гонококк патогенен только для человека и обезьяны). Видовая реактивность определяет свойства вида, его признаки и особенности, сформировавшиеся в процессе эволюции, и закрепленные в генотипе всех индивидов.
На основе видовой реактивности формируется индивидуальная и групповая (типовая) реактивность.
обусловливается наследственными и приобретенными свойствами организма. Она определяется полом, возрастом, функциональным состоянием всех органов и систем (главным образом — нервной и эндокринной), типом высшей нервной деятельности, конституцией и зависит от факторов внешней среды (питания, температуры, содержания кислорода и т. д. ).
— реактивность определенных групп людей, сходных по тем или иным наследственно-конституционным особенностям (по типам конституции, высшей нервной деятельности, группам крови и др. ).
Индивидуальная и групповая формы реактивности могут быть физиологическими и патологическими.
— реактивность нормального, здорового организма в благоприятных условиях существования, адекватно реагирующего на действие раздражителя.
возникает под воздействием чрезвычайного, болезнетворного фактора и проявляется снижением приспособительных возможностей болеющего или выздоравливающего организма, необычной формой реагирования на раздражитель. Она может возникать вследствие нарушения либо самой генетической программы (наследственные формы патологии), либо механизмов ее реализации (приобретенные формы патологии).
И физиологическая, и патологическая реактивность бывает специфической и неспецифической.
Специфическая (иммунологическая) реактивность
— это способность организма отвечать на антигенное раздражение выработкой гуморальных антител и комплексом клеточных реакций, специфичных по отношению к антигену.
Специфическая физиологическая реактивность
обеспечивает невосприимчивость к инфекциям; реакции биологической несовместимости тканей, трансплантационный иммунитет, противоопухолевый иммунитет, специфическую резистентность (устойчивость к какому-либо определенному агенту), адаптацию к определенному фактору среды (например, к недостатку кислорода).
это способность организма отвечать однотипной реакцией на разнообразные раздражители.
Неспецифическая физиологическая реактивность
проявляется в форме адаптации к нескольким факторам среды, например, к недостатку кислорода и одновременно — к физической нагрузке, в форме стресс-реакции, неспецифической резистентности.
Специфическая патологическая реактивность
проявляется при иммунопатологических процессах (аллергии, аутоиммунных болезнях, иммуно-дефицитных и иммунодепрессивных состояниях), а также специфическими реакциями, формирующими картину болезни, данной нозологической формы (например, сыпь при инфекциях, формирование туберкулезного бугорка, спастическое состояние артерий при гипертонической болезни, поражение кроветворной системы при лучевой патологии и др. ).
Неспецифическая патологическая реактивность
проявляется неспецифическими реакциями, свойственными многим болезням, например, такими, как лихорадка, боль, парабиоз (Н. Е. Введенский), стандартная форма нейрогенной дистрофии (А. Д. Сперанский), общий адаптационный синдром (Г. Селье), а также при наркозе, шоке, эпилепсии и др.
Примеры проактивности
Принципы проактивности применимы не только для успешной работы, но и во всех других сферах жизни.
В отношениях
Хороший пример проактивности в отношениях привел Стивен Кови. Как-то раз после семинара к нему подошел мужчина и сказал:
На что Кови ответил ему:
Если вашими действиями могут управлять только чувства, а не осознанный выбор, то вы в очередной раз сняли с себя ответственность за свою жизнь.
В психологии
В психологии есть один интересный тест для детей. Ребенку показывают картинку, на которой изображен мальчик, споткнувшийся об лавочку. Психолог задает вопрос: “Кто виноват?” Дети 3-4 лет обычно отвечают — скамейка. После 5 лет отвечают: мальчик, который не увидел скамейку.
Это тест на внутреннюю зрелость. Но есть и множество реактивных взрослых, у которых отношение к жизни как у трехлетних детей, и во всем виновата скамейка, т.е. внешние факторы.
Теория[править | править код]
Теория психологического реактивного сопротивления была разработана Джеком Бремом для объяснения реакции людей на уменьшение степени личного контроля над ситуацией. Согласно этой теории, главное стремление человека — восстановление этого контроля. Всякий раз, когда что-то ограничивает выбор или лишает человека возможности выбрать, возникает потребность сохранения свободы. Это заставляет человека желать запрещенный объект или недоступную возможность действия значительно сильнее чем прежде.
В теории Дж. Брема выделяется четыре основных понятия:
Свобода рассматривается не как абстрактное понятие, а как внутреннее ощущение множества возможностей, которые связаны с реальным поведением, действиями, эмоциями и отношениями. Поведение считается свободным, если человек реализует его в настоящем или ожидает, что он сможет реализовать его в будущем. Любое событие, которое затрудняет осуществление человеческой свободы, представляет собой угрозу по отношению к ней.
Личная свобода выбирать, когда и каким образом управлять своим поведением, а также осведомлённость о степени собственной свободы влияют на возникновение психологической реактивности. Ситуация угрозы или действительное уменьшение поведенческих свобод воспринимаются человеком как некоторый сигнал к действию, вызов. Страх потерять свободу может привести человека к тому, что он попытается эту свободу вернуть через преодоление ограничений и активное противодействие влиянию, которое на него оказывается.
Выявлены несколько закономерностей, которые связаны со свободным поведением и реактивностью:
При этом важно упомянуть, что феноменология реактивности не предполагает, что человек может знать о существовании данного явления. Когда люди осведомлены о том, что у них возникло реактивное сопротивление, то они могут проявлять большую самостоятельность в формировании дальнейшего поведения. Другими словами, если человек чувствует, что он имеет возможность делать то, что хочет, то у него не возникает необходимости делать что-то нежелательное для себя, опровергающее чужое мнение, правило или действие.