Что значит развязка в литературе
Развязка в литературном произведении.
Итак, мы подошли к концу разбора литературного произведения. Его Альфа – это завязка (о ней мы писали в этой статье), а Омега – его развязка. Сегодняшняя статья о развязке в литературном произведении. Кстати, обо всех этапах развития сюжета читайте здесь.
Развязка в литературе это…
Один из конечных элементов сюжета – это развязка. Её наличие необязательно, но если она есть, то обычно следует за кульминацией, наивысшей точкой напряжения. Итак, конфликт достиг своего апогея, вся буря чувств постепенно улеглась и наступает время последствий. Именно так можно охарактеризовать данный компонент.
Пожалуй, развязка – очень ответственный этап, так как именно она завершает произведение и оставляет у читателя определённое послевкусие (или его явное отсутствие). Как правило, читатель не особо жалует открытые финалы и всегда ждёт, когда писатель подробно расскажет о том, что произошло после кульминационного момента. Ему важно, чтобы история пришла к логическому завершению, ведь тогда можно спокойно закрыть книгу и заняться другими делами. Хитрые же писатели частенько оставляют своё произведение без развязки, дабы ещё некоторое время потревожить умы читателей. Сразу вспоминается неоконченное произведение Франца Кафки «Замок», которое обрывается на полуслове и вызывает чувство неудовлетворённости. Я, например, как читатель всегда заранее узнаю, будет ли завершена данная книга. В противном случае, мне нужна определённая подготовка, настрой. Но вернёмся к развязке…
Она может располагаться как в конце книги (что является вполне классическим и логичным вариантом), так и в её начале (например, когда герой, будучи в возрасте, вспоминает историю молодых лет). Чаще всего она является мотивированной и становится естественным вкраплением общей композиции. Бывает развязка и немотивированная или искусственная (очень характерно для писателей-оригиналов и начинающих авторов). В таких случаях, развязка будет выбиваться из общего сюжета и казаться какой-то потусторонней. Кстати, раньше, когда литературное творчество только начинало своё развитие, в древнегреческих пьесах очень любили «вводить» волю богов и включать событие, истоки которого весьма сомнительны. Появилось даже такое выражение, как «бог из машины», потому что высшие существа спускались на сцену исключительно с помощью технического приспособления.
Определение развязки в Википедии:
Развязка также может быть конечной и итоговой. Конечная развязка является логическим завершением, которое не оставляет у читателя никаких вопросов. В ней всё чётко и подробно прописано, не допущено никаких двусмысленностей, и она полностью удовлетворяет любопытство читающей публики. Итоговая развязка, напротив, построена на полунамёках и допускает двойное трактование. Обычно после неё читатели бросаются в Интернет за поиском других отзывов и мнений, которые хоть как-то прояснили бы ситуацию. Бывает, правда, и так, что писатель не допускает никаких вольностей в конце книги, однако читатель всё равно высматривает возможность понять по-своему. Что ж… таково его законное право.
Ещё Аристотель, пытаясь дать определение развязке, говорил, что она начинается с кульминации и заканчивается поражением или победой какого-то лица. Это значит, что после сильной и эффектной сцены, когда конфликт дошёл до финальной черты, следует так хорошо продумать последующие действия, чтобы читатель не был разочарован. Именно в развязке автор поясняет расставленные ранее акценты, даёт раскрыть свой замысел и делится тем, что произошло с героями. Может быть, здесь не будет столько эмоций и потрясений, как в кульминации, но тут обнажатся все сокрытые доселе тайны. Если завязка находится в конце произведения, то необходимо вознаградить читателя за долгое и упорное чтение. Следует подарить ему то, что придаст ценность потраченному времени и усилиям. Развязка должна быть неординарной, интересной и познавательной. Не лишним будет ещё раз повторить свою основную мысль (конечно, косвенным образом). Пусть читатель будет всецело удовлетворён и испытает ощутимое облегчение. Пусть он роняет слёзы или светится от счастья. Неважно, ЧТО вы вкладываете в текст. Главное, КАК это будет сделано.
В случае же, когда развязка предваряет общее повествование, следует быть очень осторожным. Во-первых, вы должны будете заинтриговать читателя и создать сильный мотив, чтобы он продолжил чтение. Это значит, что его следует увлечь каким-то исключительным событием или острой мыслью. Во-вторых, многие читают не ради эстетического наслаждения, а ради сильных впечатлений, которые обычно дарит финальная сцена. Если же финал перенесён в начало, то ждать особо нечего, поэтому следует очень постараться, дабы произвести впечатление и на такую публику тоже.
Возвращаясь к Аристотелю, заметим, что он видел в развязке древнегреческих трагедий их основной смысл. То, ради чего, собственно, они и затевались. Завязка, по его мнению, должна быть назидательной и поучающей. Во многом это убеждение будет актуально и сейчас, да только не стоит забывать, что читатель не любит учителей, а явная мораль хороша только в баснях. Вы обязаны так выстроить свой сюжет, так расписать завязку, чтобы ваши герои изрекали истинные вещи совершенно естественно и непринуждённо. Читатель же должен видеть в них не учителя, но друга, которому он сопереживает и сочувствует. Развязка – это иллюстрация авторского замысла. Если хотите достичь понимания читателя, то следует хорошенько постараться. Впрочем, нам, начинающим писателям, это не в новинку.
Не существует никаких особых правил создания развязки. Никто не может однозначно сказать, какой она должна быть: счастливой и трагической. Основываясь на собственном опыте, могу лишь сказать, что трагические финалы сильнее трогают душу и оставляют более глубокий след в душе. Однако я знаю и такого человека, который принципиально не читает грустных книг, считая, что в жизни и так полно мрака. Понятное дело, что на всех не угодишь, поэтому автор сам решает, каким образом завершит своё произведение. Главное, не спасовать в самом конце, не опустить руки от усталости и изнеможения, а поймать второе (а если и надо, то третье, четвёртое) дыхание и явить миру свой талант во всей красе, завершая свою книгу лучшими финальными аккордами. Так и только так. Успехов!
Что такое развязка в литературе и кино?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Определение развязки в литературных произведениях
Существует множество подходов к структуре произведения. Но наиболее классический и распространённый подход – это трёхактная структура Прежде чем перейти к определению развязки, нужно кратко описать, её место в структуре.
Первый акт начинается с завязки, а заканчивается обычно катализатором. Во втором расположено основное развитие сюжета, когда герой предпринимает активные действия по решению проблемы. Третий акт начинается с ещё более сильного усугубления, которое заканчивается кульминацией и развязкой. Подробнее о трехактной структуре можно прочитать в наших предыдущих материалах.
Развязка – это часть структуры произведения, в которой завершаются все его линии. Необходимо помнить, что линия – это всегда конфликт. В сюжете произведении должно быть несколько конфликтов – один основной и несколько второстепенных. В завязке произведения автор начинает эти линии, во втором акте они проходят активное развитие, когда герой сталкивается с препятствиями и жуткими проблемами, а в третьем акте, в развязке, каждому конфликту должно быть дано разрешение, а герои приходят к достижению своей цели или провалу.
Но прежде чем разбираться с развязкой, давайте сначала четко отделим этот термин от другого – финал. Потому что далеко не всегда эти слова означают одно и то же.
Чем развязка отличается от финала
Многие теоретики и практики в сферах литературы и сценарного мастерства по-разному используют термин “финал”.
Блейк Снайдер называет финалом события всего третьего акта. А Джон Труби, например, в своей книге “Анатомия истории” под финалом подразумевает кульминационную схватку, то есть драматический момент, когда протагонист и антагонист сталкиваются лицом к лицу, чтобы раз и навсегда решить, кому достанется победа.
В то же время Линда Сегер в книге “Как хороший сценарий сделать великим” разделяет эти понятия, подразумевая под финалом именно развязку.
Можно сделать вывод о том, что понятие финала не помогает на практике выстроить сюжет третьего акта. А использование именно этого термина не имеет принципиальной разницы. Остановимся на том, что финалом так или иначе называют завершение одного основного драматического конфликта произведения.
Мы уже знаем, что произведение заканчивается кульминацией и развязкой. Именно в таком порядке. Поэтому для сценариста проще согласится с подходом Снайдера и считать финалом все события третьего акта.
Поэтому давайте ещё на всякий случай вспомним, чем развязка отличается от кульминации.
Кульминация – это элемент структуры, в котором главный герой находится в наиболее опасном положении и очень ярко выходит из него, круто и даже шокирующе решает какую-то проблему или достигает цели. В кульминации зритель чётко должен увидеть, что действия героя по достижению цели увенчались успехом.
А развязка – это то, что происходит в следующий момент сразу после кульминации.
Теперь давайте разберем, в чём же роль развязки, и как она должна быть связана с кульминацией.
Значимая роль развязки
Ваш персонаж достиг своей цели: спас свою семью от бандитов, выиграл песенный конкурс или нашёл антидот для отравленной ядом матери. Какие события должны произойти дальше?
Попробуйте ответить в развязке на один или несколько из следующих вопросов:
Из ответов на эти вопросы и вытекает роль развязки в произведении.
Во-первых, развязка – это во многом и есть то, для чего вы рассказывали свою историю все предыдущие акты. В ней произойдет то, для чего герой и достигал своей цели.
Во-вторых, именно в развязке зритель считывает основное высказывание вашего произведения, которое по кусочкам выстраивали все предыдущие события. Это может произойти за счёт демонстрации изменения героя. В начале произведения герой был одним человеком, и именно в развязке герой осознает что-то или узнаёт новое о себе.
В-третьих, само достижение цели персонажем не даёт зрителю полного удовлетворения. Ему важно знать, как изменился персонаж, нашёл ли он успокоение, улучшилась ли его жизнь. Всё-таки зритель в течение всего романа, фильма или сериала эмоционально сочувствовал герою и желал ему самого лучшего.
В-четвёртых, развязка – то место, где находят мир и покой герои второстепенных линий.
Если мы говорим про полнометражный фильм или конец сериала, обязательно убедитесь, что развязка дает зрителю ответы на все поставленные сюжетом вопросы. Если же это конец эпизода шоу, дайте все ответы по вертикальной линии.
В любом случае можно уверенно сказать, что развязкой ни за что нельзя пренебрегать ни в литературе, ни в кинематографе, ведь она отвечает на основные вопросы истории.
Виды развязок
Развязка в литературе и кинематографе может быть двух видов: открытой и закрытой.
Закрытая развязка – это четкое достижение цели главным героем и момент окончательного разрешения основного конфликта. Например, Гарри Поттер в книге и одноимённом фильме “Гарри Поттер и философский камень” спасает философский камень от рук лорда Волан-де-Морта (кульминация), что мешает действиям злодея по возрождению в плоти и крови и завоеванию волшебного мира (развязка).
Открытая развязка – это развязка, которая содержит в себе ещё большую тайну или влечёт за собой ещё более опасные события. В рамках уже упомянутой франшизы в книге и фильме “Гарри Поттер и Кубок огня” как раз открытая развязка. Сама кульминация турнира трёх волшебников ясна чётко – Гарри добывает Кубок огня и побеждает в турнире.
Но развязка трагична: Гарри становится свидетелем возрождения лорда Волан-де-Морта, а это новая опасность, меняющая правила игры на долгое время вперед. Более того Седрик Дигори, соперник Гарри по турниру, погибает от действий Волан-де-Морта, но при этом все остальные не верят Гарри. Ни главный герой, ни зритель не получают завершения конфликта. Опасность нарастает, никто не знает, что делать. И остается сильное желание узнать, как это разрешится дальше. Именно эта часть литературной франшизы “Гарри Поттер” заняла пятое место в списке “200 лучших книг по версии Би-Би-Си”.
Примеры развязок в литературных произведениях
Ниже мы рассмотрим культовые произведения в литературе, оценённые во всем мире.
Сюжет романа английской писательницы Шарлотты Бронте “Джейн Эйр” повествует о судьбе девочки-сироты Джейн. Она находится в поиске себя и своего предназначения. Роман заканчивается драматическим воссоединением Джейн и уже слепого Эдварда Рочестера, хозяина, любовь которого она отвергла. Джейн осознает, что она любит его, а он – её, когда слышит его голос и слова, зовущие её сквозь пространство. Это кульминация. А развязка в этом произведении – это согласие Джейн выйти за него замуж и их благополучная семейная жизнь.
Одна из книг литературной серии “Хроники Нарнии” Клайва Льюиса “Лев, колдунья и волшебный шкаф” (снят одноимённый фильм) рассказывает о путешествии двух сестёр и двух братьев по волшебной стране Нарнии, которую они спасают от злой Белой Колдуньи. Кульминация книги – это победа детей и создателя мира Нарнии, Аслана, над злодейкой. А развязка — это коронация Питера верховным королём и правление детей Нарнией. Но композиция этой книги на самом деле кольцевая, и дети возвращаются обратно в свой мир в тот же момент времени, с которого началось их путешествие. Это тоже часть развязки.
Примеры развязок в кино
Кульминационным моментом фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» является сражение Грома с Разумовским, т.е. Доктором. В это время подруга Грома Юлия записывает признание Разумовского злодеяниях на видео. Доктор повержен. Что происходит дальше? Развязываются линии с уличными беспорядками. Власти в фильме объявляют судебную реформу. Разумовского сажают, а Гром впервые понимает ценность своих друзей.
Начинающему автору нужно учесть, что хорошая развязка – это залог финала, который оценят и читатели, и зрители. Одновременно с этим основа удачной завязки – интересные захватывающие конфликты.
РАЗВЯЗКА
Смотреть что такое РАЗВЯЗКА в других словарях:
РАЗВЯЗКА
исход основного сюжетного действия (см. Сюжет), разрешение, «развязывание» художественного Конфликта.
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА
развязка 1. ж. 1) Действие по знач. глаг.: развязать, развязаться. 2) перен. Завершение чего-л., заключительная часть чего-л.; конец, разрешающий или распутывающий предшествующие обстоятельства. 2. ж. 1) Конец драматического действия в драме. 2) Заключительная часть любого литературного произведения, содержащая разрешение сюжета и судьбы действующих лиц.
РАЗВЯЗКА
развязка ж.1. (в романе, драме) denouement (фр.) 2. (завершение) outcome, issue; upshot дело идёт к развязке — the affair is coming to a head 3. (тр. смотреть
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА, исход осн. сюжетного действия (см. Сюжет), разрешение, «развязывание» художественного конфликта.
РАЗВЯЗКА
3.1.4 развязка: Отношение напряжения на входе коммутатора, к которому подключен передатчик (измерительный генератор), к напряжению на входе, к которо. смотреть
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА — одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершени. смотреть
РАЗВЯЗКА
РАЗВЯЗКА
одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность Р. определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего Р. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей. Р. часто не является концом произведения — за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес («Ромео и Джульета») или обращение к зрителям («Мой друг» Погодина). По аналогии с драматическим конфликтом термин «Р.» применяется иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах. Р., убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Р., вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в Р., к-рая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях «страх и сострадание» и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним. Р. античной комедии Менандра, Плавта, Теренция, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случая и приводила к удачному завершению бедствий героев. Философия «случая и удачи», которая была фундаментом мировоззрения античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер Р. комедий. Мистериальная драма, утверждающая бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей Р., к-рая происходила при обязательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущения человеком бога. Р. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. Мистическая Р. существовала не только в средневековых мистериях, мираклях и моралите — она с успехом применялась и наиболее ярким идеологом монархической и католической реакции в Испании — П. Кальдероном (см.). Особенно типична для него Р. «Чистилища святого Патрика». Эпоха распада феодальной формации, давшая Шекспира, предопределила и особенность Р. его трагедий, постоянно заканчивающихся гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Шекспира ко времени, в к-ром «распалась связь времен». В противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими развязками Шекспира. Выражая собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегося от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Лопе де Вега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную Р. Испанский идальго времен Карла V и Филиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создается жанр комедии, которая, несмотря ни на какие печальные события, заключающиеся в ней, должна завершиться торжеством дворянской чести и католической добродетели. Буржуазная литература и театр создали традицию благополучных концов. Мирная Р. должна символизировать собой доступность счастия и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. Мирная развязка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов. К такой демагогически-лживой развязке буржуазная литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальным порядком осталась далеко позади. Но благополучная Р. характерна не для всей лит-ры буржуазного общества — его наиболее значительные художники видели вопиющие противоречия капитализма. Именно этим объясняются глубоко пессимистические и объективно очень сильно разящие весь капиталистический уклад Р. романов Бальзака. Лишь утопическая Р. имеет возможность быть Р. жизнеутверждающей, какой она является во второй части «Фауста» Гёте. Литература и театр загнивающей буржуазии, не видящей для себя просвета в будущем, культивируют развязку безысходности. Таковы развязки поэтических и драматических произведений декадентов. Импрессионистическое и имажинистское искусство вообще не считает развязку необходимой частью произведения — впечатления и образы, данные в своей непосредственности, не координированные в систему поведения персонажей, не имеют никакого развития, а значит могут свободно обойтись, по мнению представителей данных течений, и без Р. Оптимистичность Р. в искусстве пролетариата демонстрирует собою объективно-историческую неизбежность победы трудящихся и несокрушимость воли к борьбе за свое освобождение. Даже трагические развязки здесь оптимистичны и активны. Библиография: См. «Драма». Гр. Бояджиев. смотреть
РАЗВЯЗКА
Развязка в сюжете художественного произведения относится к заключительным моментам истории – заключительных сцен и вздохнуть с облегчением после климакса. Это последний этап в повествовательной арке пирамиды Фрейтага, следующий за экспозицией, восходящим действием, кульминацией и падающим действием.
Конечно, все книги заканчиваются, но развязка целенаправленно дает некоторую степень развязки и выполняет обещания автора читателю. Если вы используете трехактную структуру для написания кульминации, а затем сразу же перескакиваете на 50 лет в будущее, чтобы детализировать совершенно новый сюжет, только чтобы закончиться внезапным захватывающим моментом – ну, развязка, которой нет.
Вот несколько вещей, которые следует помнить при написании развязки, чтобы достичь обоих этих ощущений.
Тем не менее, вам не обязательно все переоценивать. Это подводит нас к следующему пункту …
Завяжите свободные концы – по большей части
Некоторые жанры предполагают особый конец истории. Романтические романы, например, обычно заканчиваются «Счастливо навсегда», где рассматриваются все оставшиеся вопросы, и у нас есть полное представление о персонажах и их жизни в будущем.
Хотя некоторые истории, которые заканчиваются тем, что все их нити закручиваются в лук, могут быть удовлетворительными, иногда они могут показаться немного надуманными и выбить читателей из повествования. Если вы не пишете книгу, которая специально должна разрешить все свои неопределенности, вам может быть лучше написать развязку, которая достигает вышеуказанной точки выполнения обещаний, но при этом в умах персонажей остается несколько нерешенных вопросов – что ощущение, что можно сказать еще больше.
Резкий финал заставляет Хейзел задуматься, и она приходит к выводу, что неортодоксальный вывод призван отразить неопределенность смерти.
Хейзел читает «Имперское недуг» – и, вероятно, разочарована его открытым концом (изображение: 20th Century Fox)
Это крайний способ оставить в умах ваших читателей застарелые вопросы, которые наверняка расстроят многих из них.
Однако, если вы хотите, чтобы читатели задумались над вашей историей после последних слов, вам следует закончить роман так, чтобы предполагать, что жизнь персонажей будет продолжаться. Вы можете сделать это, подтолкнув к потенциальным будущим событиям или продемонстрировав, что, хотя основные дуги разрешены, есть небольшие конфликты, которые еще предстоит урегулировать. Это такие концовки, которые вызывают у читателей желание узнать, что еще впереди.
Это основные функции развязки, и если вы сможете включить эти элементы в конец своей истории, читатели обязательно закроют вашу книгу с удовлетворенным вздохом. Далее следует несколько бонусных советов, которые следует помнить, и подводных камней, которых следует избегать.
Дополнительные советы
НЕОБХОДИМО… показать эффекты внутреннего путешествия персонажа
Как сюжетная линия достигает кульминации, так и характерная черта. Читатели, следовательно, захотят узнать, какое влияние кульминация оказала на персонажа и его путь. Развитие персонажа должно продолжаться до развязки, и мы должны понять, как события истории повлияли на них.
Серия неудачных событий известна преувеличением и пародией на образы и оплошностями. Первая часть серии завершается тем, что антагонист – граф Олаф – сбегает из ареста, когда один из его соратников просто выключает свет, чтобы Олаф мог сбежать.
В то время как автор Лемони Сникет представляет читателям этот финал в самосознательной и насмешливой манере, такой финал был бы примером того, как писатель отговаривается : развязка, которая подрывает весь предыдущий сюжет и развитие персонажа.
Отговорки писателей обычно связаны с надуманным, невероятным разрешением конфликта, которое не соответствует остальной части истории.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО… покажи, не говори
Авторы пишут историю, а читатели просто едут, не так ли? Неправильно. Если история написана хорошо, читатели становятся заинтересованными участниками путешествия, которое разворачивается в вашей истории. Это одна из самых важных функций развязки: дать вашим читателям возможность вздохнуть после кульминации и увидеть вид с вершины горы, на которую они только что прогуливались.
НЕОБХОДИМО… подумайте об использовании захватывающих духа
Нет ничего более разочаровывающего, чем прочитать сотни страниц истории, только чтобы обнаружить, что она полностью открыта. И все же нет ничего более захватывающего, чем начать второй или третий роман в серии, с нетерпением ожидая ответов, которых не дала предыдущая книга.
“Ушедшая девушка” закончилась сенсационным финалом, который вызвал у многих читателей недовольство.
Вот почему, если вы не пишете сериал, вам следует подходить к захватывающим сюжетам с осторожностью. Многие считают, что завершение романа из-за внезапного поворота сюжета или без какого-либо чувства решения – значит предать доверие читателей. Так что, если ваш самостоятельный роман просто должен закончиться круто, убедитесь, что вы заложили адекватную основу и предвосхитили историю, чтобы читатели были застигнуты врасплох – но не оставили ощущение, будто ковер выметают из-под них. Другими словами, ваш захватывающий дух должен заставлять читателей размышлять, а не пугаться.
Читайте примеры развязок из известных романов, которые поражают все признаки хорошо написанной развязки, но учтите: впереди спойлеры.
Убийство в Восточном экспрессе Агаты Кристи
Хотя финал этого классического детективного романа отвечает на все логистические вопросы о том, как был убит Кассетти, развязка « Убийства в Восточном экспрессе» не заканчивается на ноте полного разрешения. Он завершается дискуссией о морали: кого следует осудить за это преступление? В конце концов, хотя Пуаро считает, что убийство было оправданным, в воздухе все еще витает вопрос: абсолютен ли закон? А если нет, то где гаснет? Пуаро, похоже, не приходит к выводу, который полностью удовлетворяет эти этические затруднения в конце концов. Следовательно, даже если загадка подходит к концу, роман заканчивается многоточием, что позволяет нам задуматься над его темами.
Иногда развязка перекликается с кульминацией как способ поразить последний гвоздь в голове темы – без необходимости открыто заявлять об этом. Боб Юэлл, нападающий на Разведчика и Джема в « Убить пересмешника», является примером этого: это результат кульминации, которая происходит в развязке, и это то, что на самом деле является движущей силой развития персонажа Скаута.
Развязка « Убить пересмешника» завершает развитие персонажа Скаута в романе (изображение: Universal Pictures).
После нападения Скаут понимает, что Бу Рэдли спас жизнь ей и ее брату. Впервые она видит в нем человека, а не героя местной омерзительной легенды. Она также поддерживает решение Хека Тейта сообщить о смерти Боба Юэлла как несчастном случае, чтобы уберечь уже надруганного Бу от огласки суда. Оба эти действия и осознания означают последние шаги Скаута к обретению более «взрослой» и полной моральной перспективы – Аттикус обнадеживает на протяжении всей книги. Эта моральная перспектива включает признание того, что человеческий опыт состоит из переживаний как «добра», так и «зла», и что у людей есть выбор жить сознательно, не становясь циничными, теряя надежду на человеческую доброту.
Как видите, развязка не обязательно должна включать фейерверк или даже ответы на все вопросы, которые ставит роман. Истории, в которых все получается и все уезжают на закат, могут показаться довольно надуманными или похожими на резкий рывок из мира историй в реальность. Используйте свою развязку, чтобы выполнить свои обещания, данные читателям, но также оставьте небольшую часть недоумения: что может случиться дальше?