Что значит разверзлись небеса
ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА
ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.
Неделя 25 по Пятидесятнице
Крестильный малый храм
Великое освящение храма
Проповедь «РАЗВЕРЗАЮЩИЕСЯ НЕБЕСА.»
СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ
Титу, гл. 2, ст. 11-14, гл. 3, ст. 4-7
От Матфея, гл. 3, ст. 13-17
Проповеди священника Сергия Ганьковского
РАЗВЕРЗАЮЩИЕСЯ НЕБЕСА.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Истина сокрыта от грешника. Упавший в грязь и болото страстей не видит Неба, и в лучшем случае ему явлено только искажённое отражение небесного света в грязной болотной жиже. Покаяние очищает взгляд, отверзает очи, замызганные брением страстей, даёт возможность человеку созерцать Бога, а не своё извращённое грехом представление о Нём. Ибо только «чистые сердцем… Бога узрят» (Мф.5.8)!
«Заключено было небо» (Лк.4.25), сокрыто от взора и постижения человеческого, потому что тварь застила глаза твари, оставляя невидимым, неощутимым Невечерний Свет Божий. Люди мыслили о Боге, как хотели, возводя напраслину на Всеблагого и Святого, помышляя о Творце как о твари, «и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим.1.23).
Всякое боговедение начинается с покаяния, которое просветляет сердце, отверзает очи души, переводит их от самосозерцания к пристальному и благоговейному взгляду в Небо. Без покаяния, без перемены сознания никакое постижение Бога невозможно. «В лукавую душу не войдёт премудрость и не будет обитать в теле, порабощённом греху» (Прем.1.4). Потому-то и подготовка грешников к Богоявлению, к непостижимому Откровению Бога о Самом Себе начинается с голоса, с Того Самого Гласа, вопиющего в пустыне, Который призывает народ Божий: «…приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф.3.3).
В сегодняшнем празднике парадоксально соединились крайнее самоуничижение, кеносис нашего Бога, и явление величественной надмирной Славы Его как Единородного Сына Божия, в Котором пребывает благоволение Отца Небесного (Мф.3.17). Когда Господь говорит Своим ученикам: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23.11,12), Он говорит это потому, что Сам погружался уже в глухие бездны людской греховности, сходя в пучину вод Иорданских.
Воды, напоённые миазмами греха всех тех, кто в крещении покаяния омыл в них свою телесную и душевную скверну, освятились и очистились после погружения в них Святейшего Тела. Грешники, окунувшиеся в эти священные воды, получили чаемое оставление грехов. Но зато и Тот, Чьей Жертвой это очищение совершилось, приобщился смертности человеческой и именно в этот момент воистину сделался Сыном Человеческим!
И, как памятный символ Жертвы Христовой, вода Иорданская засверкала благодатной непорочностью, засветилась немеркнущим Светом Божества, очистилась, и, вопреки всем законам падшего естества, сделалась нетленной, животворящей, святой! И людям, омытым этой святой водой, внезапно открылись разверзающиеся Небеса. Им открылась сокрытая дотоле великая тайна Пресвятой Троицы: Глас Отца звучал с Небес; Дух Божий «в виде голубине извествоваше словесе утверждение», то есть подтвердил Своим явлением Его речение; а Сын, подобно жертвенному Агнцу Божию, в этот момент принял на Себя скорби и печали людские, «просвещая и освящая всякаго человека, грядущаго в мир»!
Разве мы не видим теперь, что Бог не оставил народ Свой? Разве не явлено нам, всё ещё сомневающимся, всё ещё страшащимся, дивное чудо святой Крещенской воды, которая дана нам в нетленный и благодатный дар от нашего Господа во всегдашнее «грехов оставление, изменение страстем, прогнание всякого зла, умножение добродетелей, болезнем исцеление, домовом же и всякому месту освящение и благословение, губительных и всяких злотворных воздухов отгнание, и благодати Твоея присвоение»? Аминь.
небеса разверзлись
Смотреть что такое «небеса разверзлись» в других словарях:
РАЗВЕРЗНУТЬСЯ — РАЗВЕРЗНУТЬСЯ, разверзнусь, разверзнешься, прош. вр. разверзся, разверзлась, совер. (к разверзаться) (книжн. ритор. поэт. устар.). Широко раскрыться, раздвинуться, образуя отверстие. Небеса разверзлись (о сильном ливне, буре). Бездна разверзлась… … Толковый словарь Ушакова
Праздник Кафедрального Собора св. Эчмиадзина — Один из великих праздников Армянской Апостольской Церкви День основания Кафедрального Собора Св. Эчмиадзина по видению св. Григория Просветителя. Отмечается через 64 дня после Пасхи или во второе воскресенье, следующее после Пятидесятницы. В 2011 … Энциклопедия ньюсмейкеров
Три дня и три ночи — Погребение Христа (Фра Беато Анджелико, 1438 1440 гг.) Три дня и три ночи … Википедия
разве́рзнуться — нется; прош. разверзся и разверзнулся, разверзлась, лось; сов. (несов. разверзаться). книжн. Раскрыться, раздвинуться, образуя провал, открывая глубину. Потупившись, смотрел он молча в землю… Казалось, он желал, чтобы разверзлась Земля под ним и… … Малый академический словарь
Иерусалим — У этого термина существуют и другие значения, см. Иерусалим (значения). Запрос «Аль Кудс» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Иерусалим ивр. ירושלים (Йерушала(й)им) араб. القدس (аль К̣удс) … Википедия
Ной — У этого термина существуют и другие значения, см. Ной (значения). Ной (ивр. נֹחַ, Ноах) Ной выпуск … Википедия
Ксисутр — Ной (ивр. נֹחַ, Ноах) Ной выпускает голубя из ковчега Фрагмент мозаики к. XII нач. XIII вв. Венеция, Собор Святого Марка Пол: мужчина Период жизни: 1056 2006 от Сотворения мира … Википедия
Ноах — Ной (ивр. נֹחַ, Ноах) Ной выпускает голубя из ковчега Фрагмент мозаики к. XII нач. XIII вв. Венеция, Собор Святого Марка Пол: мужчина Период жизни: 1056 2006 от Сотворения мира … Википедия
ливень — ▲ дождь ↑ интенсивный ливень короткий интенсивный дождь. проливной дождь. ливневой дождь выпадает из кучево дождевых облаков. хлынуть. ливануть (прост). лить. поливать. пролить, ся. ливмя льет. как из ведра. так и льет. так и поливает. хлестать.… … Идеографический словарь русского языка
Россия (песня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Россия (значения). «Россия» … Википедия
Рождество и Богоявление в Армянской апостольской церкви — Рождество Господне один из величайших церковных праздников. История Рождества Спасителя изложена в Евангелиях. К деве Марии был послан архангел Гавриил, благовестивший ей: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Ты … Энциклопедия ньюсмейкеров
Откровение Божие в момент Крещения Иисуса
Откровение Божие в момент Крещения Иисуса
Мы помним, что в момент Крещения Иисуса произошло некое откровение: разверзлись небеса, оттуда спустился, подобно голубю, Дух Божий, раздался голос Бога. Несомненно, что что-то действительно произошло, но кто, в таком случае, поведал об этом? В Евангелии от Иоанна сказано, что видел это Иоанн Креститель: И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин. 1:32). Однако мы знаем, что Евангелие от Иоанна – самое позднее, и надо признать, что в этом Евангелии, в описаниях служения Иоанна Крестителя, мы очень часто встречаемся не с подлинной историей, а с полемической раннехристианской интерпретацией служения Крестителя, задача которой – показать подчиненность Иоанна Крестителя Иисусу. Вот и это видение Иоанна, в котором тот удостоверяется, что Иисус – истинный Мессия, назначенный на служение (Дух Божий в Ветхом Завете сходил на людей, назначенных на высокое Божье служение), может быть элементом христианской интерпретации происшедшего.
Другая традиция – у Синоптиков (так называются Матфей, Марк и Лука), согласно которым Откровение и голос с Небес были даны Иисусу. В Синодальном переводе, которым мы обычно пользуемся, можно прочитать: И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий… (Мф. 3:16-17). Переводчики немного слукавили, вставив имя Иоанн (хотя и в скобках). На самом деле видение и голос были не Иоанну, а Иисусу. Это легко понять, прочитав текст без того, что стоит в скобках.
Почему наши переводчики исказили мысль Священного текста? Видимо, чтобы согласовать противоречие между Синоптиками и автором четвертого Евангелия.
Итак, некое откровение было, скорее всего, все-таки Иисусу, а не Иоанну Крестителю.
Что вообще тогда произошло? Разберемся с этим.
Иордан. Фото 1881 года.
Разверзшиеся небеса
Об этом сообщают два Евангелиста – Матфей и Марк:
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса… (Мф. 3:16).
И когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса… (Мк. 1:10).
Я поставил тексты в традиционной последовательности, потому что у нас Евангелие от Матфея идет первым, но всегда нужно помнить, что первым писал Марк и Матфей, при создании своего Евангелия, на него опирался. Вот и здесь, чтобы понять тексты правильно, нужно и прочитать их в правильной последовательности: сначала от Марка, потом от Матфея.
Если мы это сделаем, мы увидим вот какую вещь: Марк употребляет слово разверзлись, Матфей – отверзлись. Это не одно и то же. Наши переводчики деликатно обошли проблему, не погрешив против текста. Дело в том, что Марк упоминает очень резкий глагол схизоменис (отсюда знакомое нам слово схизма), который дословно можно перевести как разорвались, разодрались.
Матфей, как это он делает часто, сглаживает экспрессию Марка. Он не считает, что в отношении Иисуса можно употреблять такие резкие выражения, и ставит слово инеохфисан, которое переводится как сделались открыты.
Что это значит? Понять это можно, только узнав, что означали небеса для людей Библейского времени.
Для них небеса – место пребывания Бога:
Поистине, лишь Бог – Живущий на небесах (Пс. 2:4)!
Так говорит Господь: небо – престол Мой (Ис. 66:1);
Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя (3 Цар. 8:27)…
Удел человека – земля, и люди воздыхают о времени, когда Бог каким-то образом сделает небо доступным для них: О, если бы Ты расторг небеса и сошел! (Ис. 64:1)
И эта молитва оказалась услышана! Благодаря Пришествию Христа эта преграда оказалась преодолена. В момент Крещения Иисуса, когда с неба звучат слова Божии, подтверждающие Его Мессианские полномочия, небеса разорвались, открылись.
Теперь человек может общаться с Богом и разделить с Ним бессмертие.
Голубь с неба
Практически на любой иконе или благочестивой картине, изображающей Крещение Иисуса, можно увидеть маленького голубя, слетающего на Христа или парящего над Ним. Этот сюжет заимствован из рассказов Евангелистов. Но был ли голубь?
Как мы знаем, сначала Евангелие писал Марк, и у него читаем:
И когда (Иисус) выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк. 1:10).
Нетрудно увидеть, что никакого голубя здесь нет. Есть Дух Божий, который, подобно голубю, спускался на Него.
То же читаем у Матфея. В нашем переводе акцент сделан на том, что как будто бы голубь был, но в греческом тексте, как и у Марка, голубя нет.
Вот русский текст:
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф. 3:16).
А вот дословный перевод с греческого:
Крещеный же Иисус тотчас взошел от воды, и вот сделались открыты Ему небеса и Он увидел Духа Божия, сходящего, будто голубя, и приходящего на Него.
Итак, и Марк, и Матфей сравнивают Духа Божия с голубем, но ни про какого голубя не сообщают.
Впервые голубь появляется у Луки. Вот как раз Евангелист Лука делает акцент на зримом образе голубя: и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь (Лк. 3:22).
Несмотря на такое твердое свидетельство Евангелиста Луки, все-таки его рассказ, как доказали исследования, опирается на Марка, а не на какие-то иные независимые источники. Лука берет за основу рассказ Марка, одновременно комментируя этот рассказ, как он сам его понимает, и в соответствии со своими богословскими предпочтениями. Так, нетрудно заметить, что у Луки Дух Божий практически всегда проявляется видимым и осязаемым образом (вспомним огонь и ветер в рассказе о Пятидесятнице и многие другие моменты). В этом же ключе, вероятней всего, следует относиться к упоминанию Луки о зримом явлении голубя в момент Крещения Иисуса.
Итак, главный персонаж здесь – не голубь, а Дух Святой. Почему же Он сходил, как голубь? Какой имеется в виду голубь?
Часто под голубем подразумевали голубя, принесшего оливковую веточку в клюве Ною, находившемуся в ковчеге во время потопа. Веточка в клюве голубя символизировала, что потоп закончился, Бог примиряется с людьми. Может быть, имеется в виду, что Дух – это вестник о том, что Бог Отец примиряется во Иисусе с человечеством?
Может быть, но, скорее всего, имеется в виду другое. Просто если бы речь шла о символе голубь потопа, то следовало бы акцент сделать не на Духе, Который в этой истории был бы не совсем и нужен, а на реальном явлении голубя.
Но здесь голубь упомянут как бы между прочим, а главное действующее Лицо – Дух Божий.
Скорее всего, здесь есть параллель с рассказом первой книги Библии о Творении мира. Книга Бытие начинается так: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1:1-2). В древнееврейском оригинале слово мерохефет (носился) означает оберегание и высиживание птицей своего гнезда.
При Творении мира Дух Божий согревал и гармонизировал мироздание. Так, хотят сообщить нам Евангелисты, и Дух Божий почил на Иисусе как на родоначальнике и первенце Нового Творения.
«Святой Дух – это сила, это энергия Бога, которую Бог даровал прежде отдельным личностям, поручая им совершить некую важную миссию. Он даровался пророкам, священникам и царям, потому что они были Божьими слугами. Благодаря Духу человек способен исполнить веление Бога. И если на вопрос, почему же Иисус пришел к Иоанну, ответить трудно, то объяснить, что происходит после омовения, легко: Бог возлагает на Иисуса миссию и, ниспослав на Него Дух, дает Ему способность ее исполнить. Иисус призван, избран и предназначен» (В.Кузнецова).
Глас с небес
Теперь, что означали слова, прозвучавшие в момент Крещения Иисуса с небес?
В этих словах, прогрохотавших от Престола Божьего, слух человека, знакомого с ветхозаветными текстами, уловил бы указание на некоторые очень важные моменты богословия о Христе.
А) Сей есть Сын Мой. Здесь мы слышим мотивы 2-го псалма (7-й стих). Царь Давид говорит: возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. За тысячу лет до Рождества Христова Господь нарек сыном царя Давида. Конечно, Давид был условным сыном Божиим. Вообще, библейское выражение сын Божий не означает того, что мы вкладываем в это понятие, говоря о тайне взаимоотношений Иисуса с Отцом Небесным. Библейское сын Божий означало тесную связь человека с Богом, то, что человек действовал по воле Божией или был избран на какое-то особое служение. Сынами Божиими в Библии называются Ангелы[1], Израильский народ[2], цари[3].
То, что к Иисусу обращены эти слова от Бога, говорит о том, что Он избран для особого Служения, что благодать Божия почиет на Нем, что Он действует от имени и по поручению Отца Небесного.
В) В Котором Мое благоволение.Слово благоволение (греч.: евдокиса) дословно можно перевести как быть довольным.
Это слово встречается в греческом переводе Ветхого Завета, и оно означает радость Господа о Своем народе. Приведем примеры употребления этого слова:
Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их; ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним (Пс. 43:3-4);
Благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением (Пс. 149:4);
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему», а землю твою – «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается (Ис. 62:1-4).
Теперь мы можем понять, почему Бог так выразился по отношению к Иисусу. Слова Господа означают, что Иисус – радует Отца Небесного и что Он – Спаситель и освободитель народа Божьего.
Кстати, то, что к Иисусу обращены слова, обращенные в Ветхом Завете к Израилю, заставляет нас вспомнить, что мы говорили в предыдущем очерке о корпоративной личности. В Крещении Иисус олицетворяет Собою ищущий спасения и верный Богу Израиль.
Крещение на Иордане. Фото 1900 года.
………..
Итак, подведем итоги величественного события, описанного нам Евангелистами.
Иисус приходит на Иордан к Иоанну.
Тот, по откровению Божию, узнает, что перед ним – долгожданный Мессия, и взволнованно говорит, что не Иисус должен креститься от него, а он сам от Иисуса.
Иисус отвечает просто и безыскусно: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Он имеет в виду, что крещения, которые совершает Иоанн, – от Бога, это знак наступления Мессианского времени. Иисус Своим Схождением в мир становится как один из людей и должен разделить с людьми все их обязанности по отношению к Богу и к Его замыслам.
Он был обрезан, как все еврейские мальчики, над ним были совершены другие законы и заповеди. Так и тут, Иисус подчиняется призыву креститься, чтобы исполнить «всякую правду», всю человеческую праведность без остатка.
С другой стороны, Иисус Своим Крещением символизирует, что в Самом Себе содержит весь народ. Он, собственно, для того и пришел, чтобы спасти всех, и в каком-то смысле Собою всех олицетворяет.
Иоанн подчиняется – и Иисус крестится. И после этого Иисусу открываются некие горизонты, дотоле прикровенные. И для Иисуса, и, возможно, для Иоанна становится очевидным, что небеса распахиваются, непреодолимая преграда между Богом и людьми уничтожается. На Иисуса сходит и с Ним остается Дух Божий, Который подтверждает, что благодать, сила и власть Отца Небесного будут с Ним и в Его Служении неотлучно.
Глас Божий, который, вообще-то, не говорил с людьми со времени угасшего пророческого служения, вновь звучит. И это слова дивные и важные:
Ты – Сын Мой! Подобно Твоему предку царю Давиду, Я помазываю Тебя и призываю на великое Служение!
Ты пришел не для того, чтобы спасти людей словом, но для того, чтобы спасти их делом. Это дело мученического подвига.
Я – радуюсь на Небесах, потому что долгожданное Спасение, обещанное Моему народу, – пришло в Тебе, Мой возлюбленный Сын.
Произошедшее наполнило Иисуса радостью и бодростью, явилось опытом, который никогда не гас в Его сердце и поддерживал Его в трудные минуты. С этого момента Иисус, получив окончательное и абсолютное подтверждение Своей Миссии, выступает на Служение.
[1] См.: Быт. 6:2; Иов 1:6; Дан. 3:25.
[2] См.: Исх. 4:22-23; Ос. 11:1; Мал. 2:10.
[3] 2 Цар. 7:14; Пс. 2:7; Пс. 88:26-27.
[4] В Синодальном переводе неправильно: избранный.
РАЗВЕРЗНУТЬСЯ
Смотреть что такое «РАЗВЕРЗНУТЬСЯ» в других словарях:
разверзнуться — уста разверзлись.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. разверзнуться раздвинуться, отверзться, разверзться, открыться, раскрыться, распахнуться, отвориться Словарь русских… … Словарь синонимов
РАЗВЕРЗНУТЬСЯ — РАЗВЕРЗНУТЬСЯ, разверзнусь, разверзнешься, прош. вр. разверзся, разверзлась, совер. (к разверзаться) (книжн. ритор. поэт. устар.). Широко раскрыться, раздвинуться, образуя отверстие. Небеса разверзлись (о сильном ливне, буре). Бездна разверзлась… … Толковый словарь Ушакова
Разверзнуться — сов. неперех. см. разверзаться Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
разверзнуться — разверзнуться, разверзнусь, разверзнемся, разверзнешься, разверзнетесь, разверзнется, разверзнутся, разверзся, разверзнулся, разверзлась, разверзлось, разверзлись, разверзнись, разверзнитесь, разверзшийся, разверзшаяся, разверзнувшаяся,… … Формы слов
разверзнуться — разв ерзнуться, нется; прош. вр. ерзся и ерзнулся, ерзлась … Русский орфографический словарь
разверзнуться — (I), разве/рзну(сь), нешь(ся), нут(ся) … Орфографический словарь русского языка
разверзнуться — нется; разверзся и разверзнулся, разверзлась, лось; св. Книжн. Широко раскрыться, раздвинуться. Разверзлась пропасть. ◊ Разверзлись хляби небесные Шутл. О сильном дожде (из библейского рассказа о всемирном потопе) … Энциклопедический словарь
разверзнуться — раскрыться … Cловарь архаизмов русского языка
разверзнуться — нется; разве/рзся и разве/рзнулся, разве/рзлась, лось; св.; книжн. Широко раскрыться, раздвинуться. Разверзлась пропасть. разверзлись хляби небесные … Словарь многих выражений
открыться — См. признаваться глаза открылись. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. открыться признаваться; обнаружиться, раскрыться, выявиться, вскрыться; отвориться, раствориться,… … Словарь синонимов
небеса разверзлись
Смотреть что такое «небеса разверзлись» в других словарях:
РАЗВЕРЗНУТЬСЯ — РАЗВЕРЗНУТЬСЯ, разверзнусь, разверзнешься, прош. вр. разверзся, разверзлась, совер. (к разверзаться) (книжн. ритор. поэт. устар.). Широко раскрыться, раздвинуться, образуя отверстие. Небеса разверзлись (о сильном ливне, буре). Бездна разверзлась… … Толковый словарь Ушакова
Праздник Кафедрального Собора св. Эчмиадзина — Один из великих праздников Армянской Апостольской Церкви День основания Кафедрального Собора Св. Эчмиадзина по видению св. Григория Просветителя. Отмечается через 64 дня после Пасхи или во второе воскресенье, следующее после Пятидесятницы. В 2011 … Энциклопедия ньюсмейкеров
Три дня и три ночи — Погребение Христа (Фра Беато Анджелико, 1438 1440 гг.) Три дня и три ночи … Википедия
разве́рзнуться — нется; прош. разверзся и разверзнулся, разверзлась, лось; сов. (несов. разверзаться). книжн. Раскрыться, раздвинуться, образуя провал, открывая глубину. Потупившись, смотрел он молча в землю… Казалось, он желал, чтобы разверзлась Земля под ним и… … Малый академический словарь
Иерусалим — У этого термина существуют и другие значения, см. Иерусалим (значения). Запрос «Аль Кудс» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Иерусалим ивр. ירושלים (Йерушала(й)им) араб. القدس (аль К̣удс) … Википедия
Ной — У этого термина существуют и другие значения, см. Ной (значения). Ной (ивр. נֹחַ, Ноах) Ной выпуск … Википедия
Ксисутр — Ной (ивр. נֹחַ, Ноах) Ной выпускает голубя из ковчега Фрагмент мозаики к. XII нач. XIII вв. Венеция, Собор Святого Марка Пол: мужчина Период жизни: 1056 2006 от Сотворения мира … Википедия
Ноах — Ной (ивр. נֹחַ, Ноах) Ной выпускает голубя из ковчега Фрагмент мозаики к. XII нач. XIII вв. Венеция, Собор Святого Марка Пол: мужчина Период жизни: 1056 2006 от Сотворения мира … Википедия
ливень — ▲ дождь ↑ интенсивный ливень короткий интенсивный дождь. проливной дождь. ливневой дождь выпадает из кучево дождевых облаков. хлынуть. ливануть (прост). лить. поливать. пролить, ся. ливмя льет. как из ведра. так и льет. так и поливает. хлестать.… … Идеографический словарь русского языка
Россия (песня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Россия (значения). «Россия» … Википедия
Рождество и Богоявление в Армянской апостольской церкви — Рождество Господне один из величайших церковных праздников. История Рождества Спасителя изложена в Евангелиях. К деве Марии был послан архангел Гавриил, благовестивший ей: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Ты … Энциклопедия ньюсмейкеров