Что значит разовая доза
Дозы лекарственных препаратов
Услышав от лечащего врача что-нибудь вроде: «Принимайте по одной таблетке три раза в день», мы нередко задумываемся, от чего зависят дозы прописываемых лекарственных препаратов.
То, что нам назначает врач, — это терапевтическая доза. Она соответствует количеству лекарственного средства, которое необходимо принять, чтобы достичь желаемого лечебного эффекта. Терапевтическая доза зависит от многих факторов, таких как возраст, вес больного, общее состояние его здоровья, стадия заболевания, способ введения и т. д. Поэтому дозы определяются из расчета на килограмм массы тела, квадратный метр поверхности тела, год жизни и т. д.
Дозы бывают разовые, суточные и курсовые. Их определяют во время клинических испытаний с учетом эффективности препарата, побочных действий и реакций организма.
Прием лекарств даже в пределах терапевтических доз может сопровождаться проявлением различных нежелательных эффектов — побочных, токсических, аллергических.
Побочные эффекты обычно возникают вследствие фармакодинамики лекарственного вещества. Так, прием аспирина приводит к увеличению секреции кислого желудочного сока, а это, в свою очередь, может спровоцировать язвенную болезнь желудка. При приеме нитроглицерина побочным эффектом является головная боль в результате резкого расширения сосудов мозга и сдавления болевых центров.
К появлению токсических эффектов может привести передозировка. Однако даже соблюдение дозировки не гарантирует их отсутствия. Например, у пациента может быть нарушена функция печени или почек, и лекарство, вместо того чтобы подвергаться естественному разрушению и выведению из организма, будет накапливаться.
Длительное применение лекарства может вызвать привыкание. Оно возникает вследствие:
В результате чем дольше больной лечится, тем большие дозы препарата он вынужден принимать, что может привести как к психологической зависимости, так и к физиологической, особенно если речь идет об анальгетиках (препаратах, снимающих болевые ощущения) и веществах, вызывающих эйфорию.
В современном мире легкодоступных антибиотиков серьезные трудности и опасения врачей вызывает проблема резистентности (устойчивости) к лекарственному средству, при которой не действуют самые эффективные препараты.
Такая ситуация может сложиться из-за бесконтрольного приема антибиотиков. Чаще всего слишком низкая дозировка вкупе с отсутствием анализов приводит к тому, что у бактерий вырабатывается устойчивость к препарату, что, в свою очередь, может послужить причиной перехода болезни в разряд хронических, появления осложнений, возникновения необходимости применять более сильные препараты, повышать дозировки.
Что значит разовая доза
Различают дозы, назначаемые на один приём — разовые, в течение суток — суточные, на курс лечения — курсовые.
Суточная доза рассчитывается по формуле:
Суточная доза = Разовая доза × Кол-во приёмов в сутки
Курсовая доза соответственно рассчитывается по формуле:
Курсовая доза = Суточная доза × К-во дней приёма
В зависимости от соотношения терапевтического и токсического эффектов
а) терапевтические;
б) токсические;
в) летальные.
Терапевтическими дозами называются дозы, вызывающие развитие желаемого фармакологического эффекта. Т.е. те, которые лечат. Ну по крайней мере не вредят.
Минимальная, или пороговая доза — это наименьшая доза, вызывающая изменения на уровне организма, выходящие за пределы физиологических реакций. Чаще всего обозначается как ЕД10 (реже — ЕД5) или концентрация ЕСД10 (ЕСД5) — количество ЛВ, вызывающее специфический эффект у 10% (5%) пациентов. Она используется при необходимости длительного введения препаратов с низким профилем безопасности (например, гормональных). В торговых названиях лекарственных препаратов обозначается как mite.
Средней терапевтической называется эффективная доза, вызывающая оптимально выраженный терапевтический эффект у большинства больных. Обозначается как ЕД50 или ЕСТ50, т.е. вызывающие специфический эффект у 50% пациентов. Обычно составляет 1/2-1/3 высшей терапевтической дозы и обычно содержится в 1 единице лекарственной формы (таблетка, драже, ампула и т.д.). Используется для лечения большинства пациентов. Может быть выражена интервалом, например, 0,25-0,5 граммов лекарственного вещества. Здесь необходимо смотреть на индивидуальные особенности пациента.
Высшей терапевтической называется доза лекарственного средства, не достигающая его минимальной токсической дозы и условно принятая за наибольшую допустимую для введения в организм без риска развития токсических реакций (ЕД100, ЕД99, ЕСТ99 или МПД — максимально переносимая доза). Используется в случае, если средние терапевтические дозы не оказывают желаемого фармакологического эффекта, но только при условии нормальной работы у пациентов органов метаболизма и выделения. В торговых названиях лекарственных препаратов обозначается как forte.
Диапазон терапевтических доз, т.е. интервал между пороговой и высшей терапевтическими дозами, обозначают термином терапевтическая широта или широта терапевтического действия. Выражается в виде интервала доз или абсолютной разницы между указанными дозами. Чем больше терапевтическая широта препарата, тем безопаснее его применение (меньше риск передозировки).
Токсические дозы — категория доз, вызывающих токсические реакции. В этих дозах лекарственные средства могут вызывать опасные для организма, но не приводящие к смерти пациента эффекты.
Кроме того, выделяют летальные (смертельные) дозы, вызывающие гибель организма. Их установление очень важно при изучении новых ле-карственных веществ и производится на этапе доклинических исследований в опытах на лабораторных животных. Выделяют минимальную летальную (ЛД10), полулетальную (ЛД50) и абсолютно летальную (ЛД100) дозы, т.е. дозы, приводящие соответственно к 10%, 50% и 100% гибели животных.
Выявление летальных доз важно для определения ещё одной важнейшей характеристики безопасности лекарственного вещества — терапевтического индекса (ТИ). Это — отношение ЛД50 к ЕД50. Высокий ТИ (больше 1,0) обозначает высокую безопасность лекарственного средства, низкий (меньше 1,0) — низкую.
В зависимости от особенностей режима дозирования
Начальная доза — количество ЛВ, вызывающего фармакологический эффект впервые за курс лечения, т.е. при отсутствии до этого данного лекарственного вещества в организме. Она может быть невысокой, вплоть до минимальной, и в дальнейшем повышаться до получения максимального эффекта.
Ударная (нагрузочная) доза (болюсное введение ЛС) — количество ЛВ, обеспечивающее быстрое создание высокой концентрации ЛВ в орга-низме, позволяющее достигнуть желаемого эффекта и не вызвать токсиче-ских реакций. Как правило, это бывает высшая разовая или близкая к ней доза, которую назначают больному для того, чтобы создать максимальную концентрацию препарата в плазме крови в целях получения максимального действия. Терапию ударными дозами ЛС применяют достаточно часто, например, при лечении инфекционных заболеваний противомикробными ЛС, а также используют при проведении интенсивной (ургентной) терапии. Так, например, для лечения желудочковой тахикардии у больных с острым инфарктом миокарда антиаритмик IB класса — лидокаин — сначала вводят внутривенно в ударной дозе 60-100 мг, а затем переходят на инфузию препарата в поддерживающей дозе 2 мг/мин.
Поддерживающая доза — количество ЛВ, назначаемое через определённый период времени после начальной или ударной дозы, необходимое для стабильного поддержания какого-либо терапевтического эффекта через поддержание концентрации препарата на определённом уровне. Поддерживающую дозу подбирают строго индивидуально в тех случаях, когда путем приёма ЛС в средних и/или высших терапевтических дозах достигнут необходимый лечебный эффект, поддержание которого не требует применения препарата в ранее использовавшихся дозах. Она обычно бывает меньшей, чем ударная, но иногда может быть равна и начальной дозе. Например, для лечения тяжёлой формы бронхиальной астмы в стадии её обострения принимают высокие дозы глюкокортикостероидов (в некоторых случаях — до 1000-3000 мг/сут). По достижении терапевтического эффекта дозу постепенно понижают и переходят на длительный прием глюкокортикостероидов в поддерживающей дозе 5-15 мг/сут.
Поддерживающая доза используется для поддержания равновесной концентрации — состояния, достигаемого при одинаковой скорости введения и выведения ЛВ.
Профилактическая доза — количество ЛС, необходимое для профилактики какого-либо заболевания. Например, во время эпидемии гриппа с профилактической целью назначают α-интерферон в виде капель в нос в суточной дозе до 24000 ME. Необходимо подчеркнуть, что профилактические дозы ЛС могут существенно отличаться от терапевтических: тот же α-интерферон для лечения гепатита С назначают в суточной дозе 6000000 ME и более.
В зависимости от возможности индивидуальной коррекции
Фиксированные дозы — не нуждающиеся в индивидуальной коррекции.
Варьирующие труднокорригируемые дозы — при затруднении адекватного подбора дозы (трудности количественной оценки — например, при лечении психической патологии; медленное развитие эффекта — тиреотоксикоз, эпилепсия; варьирование эффективности в зависимости от патологического процесса — назначение НПВС).
Варьирующие легкокорригируемые дозы — когда коррекцию дозы можно провести точно в зависимости от эффекта, который можно оценить количественно (например, гипотензивные ЛС).
Лекарства и математика: как рассчитать дозу лекарства
Многое из того, что вы прочитаете ниже, может показаться странным и даже обидным. Ведь это «многое» изучается в первых трех классах обычной средней школы.
Но все-таки напоминания и примитивные разъяснения могут оказаться полезными, принимая во внимание тот факт, что подсчетами вы будете заниматься в особо нервном состоянии из-за болезни ребенка…
Итак, мы поговорим о том, как правильно рассчитать дозу лекарственного средства для ребенка.
Единица объема в обязательном порядке указывается!
Если не указано, т. е. просто написано 15,0 — значит, это не объем, а масса — 15 граммов. Если же речь идет о миллилитрах, то рядом с числом 15 должно быть написано — мл: 15,0 мл.
Пожалуйста, будьте внимательны: самая частая родительская ошибка — это когда путаются МГ и МЛ.
Еще раз обращаем внимание, поскольку именно этот момент крайне актуален!
Не путать единицы массы и единицы объема — это очень-очень важно!
Всегда, когда некое лекарственное средство назначается парентерально в определенном количестве мл, речь идет о том, что этот объем будет измеряться шприцем для инъекций надлежащего размера или же будет использован флакон инфузионного раствора, имеющий соответствующие объемные метки.
Упаковки современных (дозируемых миллилитрами) лекарственных средств для приема внутрь в обязательном порядке содержат специальные измерительные устройства: колпачки, пипетки, шприцы, стаканчики, мерные ложки.
Если ничего подобного нет, а лекарство все-таки назначено внутрь и в мл, значит, для измерения необходимого объема следует использовать шприцы для инъекций или специальные градуированные измерительные стаканчики, продающиеся в аптеках.
Нестандартной и неточной единицей измерения объема является капля. Объем капли во многом определяется физическими свойствами дозируемой жидкости.
Так, например, объем одной капли спиртового раствора составляет в среднем 0,02 мл, а объем одной капли водного раствора может колебаться от 0,03 до 0,05 мл.
Фармацевты и врачи довольно давно договорились о том, что стандартной аптекарской, медицинской мерой капли является 0,05 мл.
Таким образом, 1 мл = 20 капель.
Когда раствор конкретного препарата назначен вашему ребенку именно в каплях и речь идет о современном лекарственном средстве, то упаковка обычно содержит специальную пипетку или крышка флакона представляет собой специальную капельницу.
Если пипетки или крышки капельницы нет, значит, вы можете использовать стандартную, продающуюся в любой аптеке медицинскую пипетку. Если назначено много капель, вполне можно использовать для измерения необходимого объема жидкости одноразовый шприц.
Назначено по 10 капель — значит, это 0,5 мл; 40 капель — соответственно, 2 мл.
Вы даже можете использовать формулу:
количество мл = количество капель разделить на 20.
Главное помнить о том, что всегда, когда некое лекарственное средство назначено в каплях и вы не можете разобраться, чем эти капли добывать-измерять, однозначно подразумевается, что объем одной капли равен 0,05 мл. И это означает, что, имея в доме медицинский шприц объемом 1 мл, вы без труда и абсолютно точно сможете определить нужный объем лекарства: 2 капли — 0,1 мл, 3 капли — 0,15 мл, 5 капель — 0,25 мл и т. д.
Еще более нестандартными (по сравнению с каплями) единицами измерения объема являются разнообразные бытовые ложки, которые иногда (но все реже и реже) используются для дозирования малоактивных и относительно безопасных лекарств.
Выражение «5% раствор аскорбиновой кислоты» вовсе не выглядит сложным и загадочным. Но все-таки следует дать некоторые разъяснения, дабы окончательно расставить точки над i.
Итак, концентрацию в фармакологии принято отображать как количество единиц массы в единице объема. Таким образом, выражение «1% раствор» означает, что в 100 мл жидкости находится 1 г действующего вещества.
В подавляющем большинстве случаев объем жидкости, назначенный ребенку, измеряется миллилитрами. Поэтому пересчитываем:
100 мл — 1 г;
10 мл — 0,1 г;
1 мл — 0,01 г.
0,01 г — это 10 мг. Вполне логичный вывод: в 1 мл 1% раствора содержится 10 мг действующего вещества.
Оказывается, что подсчитать необходимое количество активного вещества в единице объема (в 1 мл) совсем несложно: для этого всего-навсего необходимо дописать нолик к количеству процентов.
Огромное количество жидких лекарственных средств выпускается в разных концентрациях. В 1 мл суспензии парацетамола может быть 20, а может и 50 мг: на коробочке с суспензией напишут «120 мг/5 мл» или «250 мг/5 мл». Работник аптеки не сможет правильно отпустить, а мама не сможет правильно дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «5 мл суспензии» — надо знать, о какой концентрации суспензии идет речь. Таким образом, всегда, когда вашему ребенку назначается что-либо жидкое, важно убедиться в том, что вы знаете не только название раствора, но и его концентрацию!
Ситуация, когда врач назначает раствор, сироп, суспензию и т. п., но не указывает при этом концентрацию, тем не менее, возможна.
Так, сиропы лактулозы практически все производители выпускают в виде 66,7% раствора. И когда врач написал: «Сироп лактулозы 5 мл утром до завтрака», то в этом никакой ошибки нет.
Еще один вариант: речь идет о лекарственном средстве, назначенном под конкретным торговым названием.
Пример такого назначения: «нурофен для детей, суспензия, при температуре выше 39°С 10 мл внутрь». Суспензия под названием «нурофен для детей» выпускается только в одной концентрации — 100 мг/5 мл. Поэтому все написано правильно, ошибиться невозможно.
Другой вопрос в том, что в аптеке вам могут сказать примерно следующее: «У нас сейчас нет нурофена для детей в суспензии. У нас есть другое лекарство, но в составе ибупрофен, как и в нурофене, и это другое — только в таблетках по 0,4. Все остальное есть в областном центре, автобус завтра утром…»
И тогда вы подсчитаете:
— 10 мл с концентрацией 100 мг/5 мл — это значит, нам назначили 200 мг.
А в таблетке 0,4 — это 400 мг.
Значит, будем уговаривать Машеньку проглотить полтаблетки…
Еще один принципиально важный момент. Знание концентрации необходимо не только тогда, когда лекарства принимаются внутрь и дозируются в миллилитрах (мл). Для местного применения и дозирования каплями это не менее актуально.
И если назначено«ксилометазолин по 2 капли в каждую ноздрю 3 раза в день», то до того, как капать, следует пренепременно уточнить, о каком ксилометазолине речь — 0,1% или 0,05%?
Концентрация активного вещества в дерматологических средствах также обозначается процентами, но никакой специфики здесь нет. Поэтому если написано «гидрокортизоновая мазь 1 %», то это значит, что в 1 мл этой мази содержится 10 мг гидрокортизона. Но точно так же, как и с суспензией парацетамола, нельзя написать просто «гидрокортизоновая мазь», поскольку мазь эта бывает 0,5%, 1%, 2,5%…
Теперь о дозировании с использованием специальных единиц. Всегда, когда речь идет о неких лекарственных единицах, количество этих единиц увязывается либо с единицей объема, либо с конкретной упаковкой или лекарственной формой. И эту взаимосвязь в обязательном порядке следует уточнить!
Т.е. надо непременно знать о том, что в 1 мл раствора инсулина содержится именно 40 единиц или именно 100 единиц препарата.
Надо обязательно знать, что именно в этой таблетке с панкреатином содержится доза, равная 10 000 единиц липазы. Именно 10 тысяч, а не 40 или 25.
Надо обязательно знать, что именно в этом стерильном флаконе находится 500 000 единиц натриевой соли бензилпенициллина.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что всегда, когда нечто назначено в единицах, следует в обязательном порядке уточнить, в каком объеме, в каком флаконе, в какой капсуле содержится именно это количество единиц.
С огромными сложностями и множеством ошибок сопряжено использование в качестве единицы дозирования наименования конкретной лекарственной формы.
В одной таблетке одного и того же фармацевтического средства может быть разное количество действующего вещества. Так, в одной таблетке парацетамола может быть 80, 120, 125, 200, 285, 325, 500 или 564 мг. Очевидно, что никто не сможет правильно продать в аптеке или дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «1 таблетка».
Поэтому рядом с названием препарата и выбранной лекарственной формой должно быть обозначено количество действующего вещества именно в этой, назначенной конкретному больному лекарственной форме.
Мы уже знаем, что оптимальный способ дозирования лекарственных средств детям основан на взаимосвязи дозы с весом ребенка.
Рассмотрим тонкости подобного дозирования на примере самого популярного детского жаропонижающего средства — парацетамола.
Известно, что разовая доза парацетамола составляет 10–15 мг/кг.
Имеем ребенка с массой тела 15 кг. Таким образом, разовая доза лекарства составляет от 150 (10 х 15) до 225 (15 х15) мг.
Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 24 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза приблизительно равна 6,2–9,3 мл.
Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 50 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза — 3–4,5 мл.
Мы купили таблетки по 200 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза — 1 таблетка.
Мы купили таблетки по 325 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза — полтаблетки.
Теперь давайте разберемся с суточной дозой того же парацетамола. При наличии показаний это лекарство можно давать в течение суток повторно, но не более 4–5 раз, и очень важно, чтобы интервал между приемами был не менее 4 часов.
Все тот же ребенок — масса тела 15 кг. Максимальная суточная доза лекарства ни в коем случае не должна превышать 60 мг/кг. Это значит, что нашему малышу можно за сутки не более чем: 15 х 60 = 900 мг.
Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 24 мг. А нам надо не более 900. Значит, наша максимальная суточная доза — 37,5 мл (900/24).
Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 50 мг. А нам надо за сутки максимум 900. Значит, наша суточная доза не должна превышать 18 мл (900/50).
Мы купили таблетки по 200 мг. Значит, за сутки нельзя больше четырех таблеток.
Мы купили таблетки по 325 мг. Значит, наша максимальная суточная доза 2 таблетки и еще три четверти таблетки.
Уже это наше перечисление показывает, что, зная вес и необходимую разовую/суточную дозы, довольно-таки легко осуществить рациональный выбор лекарственной формы. Очевидно, что дать ребенку 3 мл суспензии в большинстве случаев намного проще, чем 10 мл или половинку таблетки. Поэтому для дитя с массой 15 кг оптимальной лекарственной формой парацетамола будет, пожалуй, суспензия 250/5 мл.
Еще более показателен в рассматриваемом аспекте выбор оптимальной дозы парацетамола для ректального введения. Известно, что при использовании суппозиториев разовая доза парацетамола выше, чем при приеме внутрь, и составляет 20–25 мг/кг. Таким образом, ребенок с весом 10 кг должен получить свечу, содержащую от 200 до 250 мг. Мы отправляемся в аптеку, и там выясняется, что в продаже имеются свечи с парацетамолом, содержащие активное вещество в количестве 50, 80, 100, 125, 150, 250, 300, 500, 600 и даже 1000 мг. В нашей ситуации логичнее всего купить свечи по 250 мг и применять их с минимальной нагрузкой для детской психики. Но можно всего этого не знать и издеваться над ребенком, засовывая в него две свечи по 100 мг, или издеваться над собой, пытаясь отрезать половину от свечи 500 мг.
Обращаем также внимание на то, что внимательное изучение листа с врачебными назначениями во многих случаях позволит вам сэкономить значительные средства.
К сожалению, нередко встречается ситуация, когда врач просто не успевает следить за стремительно меняющимся ассортиментом аптек. И в таком случае вполне возможны такие назначения: «лоратадин 5 мг 1 раз в день в течение 2 недель». Это, разумеется, неправильно, но весьма незначительное родительское интеллектуальное усилие позволяет решить проблему.
Итак, приходим в аптеку за лоратадином, 5 мг.
Выясняется, что лоратадин бывает в таблетках по 10 мг, а также в сиропах или суспензиях — 1 мг/1мл.
5 мг — это полтаблетки или 5 мл сиропа. Делить таблетки нам не хочется, да и с глотанием таблеток у нашей крохи проблемы, так что приобретаем жидкое-вкусное и даем то, что доктор прописал…
Кстати, перед покупкой проводим несложные подсчеты: 5 мл в день, да на 2 недели, это 5 х 14 — получается, на курс лечения надо 70 мл. А сколько же там во флаконе? Интересуемся: оказывается, в одном флаконе сиропа или суспензии лоратадина может быть 30, 50, 60, 100, 120 и 150 мл. Наверное, наиболее рационально купить флакон 100 мл — дайте, пожалуйста…
И последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание. Всегда, когда врачом предписывается делить таблетки, это либо обозначается словами (половинка, треть, четверть), либо дробью: 1/2, 1/3, 1/4.
А если написано «кальция глюконат 0,5» — это не полтаблетки (!), это полграмма — 0,5 г.
0,25 — это не четвертушка таблетки, это 0,25 г.
Настоящий текст представляет собой адаптированный к формату статьи фрагмент из книги Е. О. Комаровского «Лекарства. Справочник здравомыслящих родителей».
Дозы лекарственных средств
4. Ударная (как правило, начальная разовая доза в 2 раза превышает последующие, наиболее характерно при назначении сульфаниламидных препаратов и сердечных гликозидов);
Лекарственные средства дозируются:
В настоящее время есть несколько способов расчета доз для пациентов, особенно детей:
1. По массе тела; исходно считают, что средняя терапевтическая доза рассчитана на человека с весом в 70 кг. Зная вес ребенка можно рассчитать его разовую или курсовую дозу. Например: разовая средняя терапевтическая доза ноотропила в среднем составляет для взрослого человека 700мг. Зная, что масса ребенка 10кг рассчитываем его разовую дозу, составляя пропорцию: На 70кг массы тела взрослого человека назначается 700мг препарата, а на 10 кг массы тела ребенка получается 100мг.
2. По возрасту: считается, что средняя доза препарата назначается для человека в возрасте 24 года. Зная возраст ребенка можно рассчитать его дозу. Например: человеку в
возрасте 24 года назначают аспирин в дозе 500мг, а ребенку в возрасте 12 лет рекомендуется назначить 250мг.
3. В литературе описан расчет доз, который широко применяется в педиатрической практике таких стран как Англия и Франция:
Если ВЕС РЕБЕНКА меньше 30 кг:
ДОЗА = (МАССА X 2)% ДОЗЫ ВЗРОСЛОГО;
Например: масса ребенка 25кг, тогда доза препарата составит 50% дозы взрослого.
Если вес ребенка больше 30кг:
ДОЗА = (МАССА + 30)% ДОЗЫ ВЗРОСЛОГО.
Например: масса ребенка 50кг, тогда доза составит 80% взрослого человека. В случае, если вес ребенка превышает 70 кг, назначают дозу лекарственного средства, которая рекомендуется для взрослых.