Что значит разностороннее общение
Разносторонняя личность
Разносторонняя личность – человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности. Быть всесторонне развитым сейчас престижно и выгодно.
Как стать разносторонней личностью
Люди, окончив школу и высшее либо среднее учебное заведение, находят работу и создают семью. Хорошо, если занимаемая должность требует непрерывного развития и дальнейшего обучения. Однако зачастую человек выполняет одни и те же обязанности в течение многих лет. Со временем жизнь становится узконаправленной: профессиональная деятельность, семья и общение с друзьями. И если личность прекращает интересоваться новыми вещами и расширять кругозор, она рискует стать ограниченной и в какой-то степени скучной, застрять в рутинном бытие и жить по сценарию «день сурка».
Чтобы из заурядного человека превратиться в привлекательного и развитого, нужно приложить усилия и изучить информацию о том, как стать разносторонней личностью. Следует заняться самоанализом и узнать сильные и слабые стороны характера, выявить способности и таланты, вспомнить детские мечты и желания. Это поможет сформировать круг интересов для дальнейшего развития. Стоит обратить внимание на близкое окружение: друзей, родственников, коллег. Взглянуть на них с объективной стороны – они разносторонние личности? Конечно, отрицательный ответ еще не повод прекращать общение, однако стоит попытаться найти людей, стремящихся узнавать и развиваться в самых непохожих жизненных сферах. Общение с неординарным человеком – это мотивация сдвинуться с места и приступить к действиям. Для начала можно ознакомиться с советами, как стать разносторонне развитой личностью:
Условия для разностороннего развития личности
В процессе приобретения новых знаний и умений понадобится создать условия для разностороннего развития личности. Подразумеваются действия, которые необходимы, чтобы стать таким человеком:
Следует знать, что всесторонне развитый человек – не поверхностная персона, нахватавшаяся верхушек из различных областей жизни. Разностороннее воспитание личности предполагает тяжелую работу над собой, получение новых знаний, избавление от закоренелых привычек, мешающих переменам к лучшему.
Главное – постоянство. Лучше развиваться медленно и непрерывно, чем вылить на себя максимум информации и тут же ее забыть
Преимущества разносторонне развитой личности
Почему стоит стремиться как можно больше знать и уметь? Все просто – разностороннее развитие личности позволит до неузнаваемости изменить жизнь, сделать ее содержательной и яркой. А также поможет избавиться от серых однотонных будней, наполненных бытовыми заботами, отрицательными эмоциями и тяжестью на душе от осознания собственной нереализованности.
Конечно, многое зависит от той среды, которая окружала человека в процессе взросления. И гораздо больше шансов стать разносторонней личностью у тех, чьи родители или другие родственники являлись таковыми. Как правило, в развитых семьям детям с самого раннего возраста прививают различные знания и умения, чтобы уже в юности они стали успешными, уверенными в себе, интересными и образованными.
Сложнее тем, кто жил в окружении людей, ни к чему не проявлявших интерес, которые плыли по течению и не видели смысла что-либо менять. Дети из подобных семей обычно вырастают такими же, только во взрослом возрасте осознавая необходимость работы над собой и дальнейшего образования в разных областях. Поэтому родителям стоит как можно раньше задуматься о будущем и приложить максимум усилий для разностороннего развития личности детей. Не помешает одновременно самим стремиться к совершенствованию, ведь чада чаще всего становятся похожими на отца с матерью.
Итак, что дают знания и умения в разных областях:
Сколько бы ни было лет человеку, никогда не поздно изменить привычное течение бытия, стать интереснее, лучше и образованнее. Ведь стремление к всестороннему совершенствованию гарантирует повышение уровня развития общества в целом.
Разносторонняя личность
Разносторонняя личность – человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности. Быть всесторонне развитым сейчас престижно и выгодно. Ведь люди, чьи увлечения охватывают много областей, помимо узкой профессиональной деятельности, имеют расширенный взгляд на мир. Благодаря этому они рассматривают проблемы и возможности под разными «углами». Сегодня цивилизованные общества и страны формируют систему образования так, чтобы процесс обучения способствовал познаванию и приобретению навыков и знаний из различных отраслей.
Как стать разносторонней личностью
Люди, окончив школу и высшее либо среднее учебное заведение, находят работу и создают семью. Хорошо, если занимаемая должность требует непрерывного развития и дальнейшего обучения. Однако зачастую человек выполняет одни и те же обязанности в течение многих лет. Со временем жизнь становится узконаправленной: профессиональная деятельность, семья и общение с друзьями. И если личность прекращает интересоваться новыми вещами и расширять кругозор, она рискует стать ограниченной и в какой-то степени скучной, застрять в рутинном бытие и жить по сценарию «день сурка».
Чтобы из заурядного человека превратиться в привлекательного и развитого, нужно приложить усилия и изучить информацию о том, как стать разносторонней личностью.
Следует заняться самоанализом и узнать сильные и слабые стороны характера, выявить способности и таланты, вспомнить детские мечты и желания
Это поможет сформировать круг интересов для дальнейшего развития. Стоит обратить внимание на близкое окружение: друзей, родственников, коллег. Взглянуть на них с объективной стороны – они разносторонние личности? Конечно, отрицательный ответ еще не повод прекращать общение, однако стоит попытаться найти людей, стремящихся узнавать и развиваться в самых непохожих жизненных сферах. Общение с неординарным человеком – это мотивация сдвинуться с места и приступить к действиям. Для начала можно ознакомиться с советами, как стать разносторонне развитой личностью:
Условия для разностороннего развития личности
В процессе приобретения новых знаний и умений понадобится создать условия для разностороннего развития личности. Подразумеваются действия, которые необходимы, чтобы стать таким человеком:
Следует знать, что всесторонне развитый человек – не поверхностная персона, нахватавшаяся верхушек из различных областей жизни. Разностороннее воспитание личности предполагает тяжелую работу над собой, получение новых знаний, избавление от закоренелых привычек, мешающих переменам к лучшему.
Главное – постоянство. Лучше развиваться медленно и непрерывно, чем вылить на себя максимум информации и тут же ее забыть
Преимущества разносторонне развитой личности
Почему стоит стремиться как можно больше знать и уметь? Все просто – разностороннее развитие личности позволит до неузнаваемости изменить жизнь, сделать ее содержательной и яркой. А также поможет избавиться от серых однотонных будней, наполненных бытовыми заботами, отрицательными эмоциями и тяжестью на душе от осознания собственной нереализованности.
Конечно, многое зависит от той среды, которая окружала человека в процессе взросления. И гораздо больше шансов стать разносторонней личностью у тех, чьи родители или другие родственники являлись таковыми. Как правило, в развитых семьям детям с самого раннего возраста прививают различные знания и умения, чтобы уже в юности они стали успешными, уверенными в себе, интересными и образованными.
Сложнее тем, кто жил в окружении людей, ни к чему не проявлявших интерес, которые плыли по течению и не видели смысла что-либо менять. Дети из подобных семей обычно вырастают такими же, только во взрослом возрасте осознавая необходимость работы над собой и дальнейшего образования в разных областях. Поэтому родителям стоит как можно раньше задуматься о будущем и приложить максимум усилий для разностороннего развития личности детей. Не помешает одновременно самим стремиться к совершенствованию, ведь чада чаще всего становятся похожими на отца с матерью.
Стать разносторонней личностью никогда не поздно, лучше начать с детства!
Итак, что дают знания и умения в разных областях:
Сколько бы ни было лет человеку, никогда не поздно изменить привычное течение бытия, стать интереснее, лучше и образованнее. Ведь стремление к всестороннему совершенствованию гарантирует повышение уровня развития общества в целом.
Разносторонность Разносторонний
Живой интерес — вот великая движущая сила, единственная,
которая ведет в правильном направлении и далеко.
Чем разносторонней человек, тем труднее удаче определить, с какой стороны к нему подступиться
Разносторонность как качество личности – способность к многообразию интересов в гармонии с реализацией своего жизненного предназначения.
Предупредительный выстрел в воздух от майора Петренко добавил интереса к жизни местному парашютисту… Мы, иногда, нуждаемся в таком предупредительном выстреле, чтобы вновь зажечь огонь души и с неподдельным интересом наблюдать за театром жизни. Человек без интереса – живой труп. Без основной фундаментальной эмоции, какой и предстает интерес, человек быстро теряет жизненные силы и гибнет. Кто «сгорел, того не подожжешь». Если еще не все потеряно, нужно срочно искать Его Величество Интерес. Некоторые ночные бабочки чуют соплеменниц своими усиками — антеннами более чем за десять километров. Какой прекрасный образец для подражания людям, потерявшим интерес к жизни. Чтобы не идти туда не знаю куда, надо осознать, что мы ищем, что такое интерес.
Интерес – это жизнь души. Интерес – это позитивное эмоциональное состояние, повышенное внимание, душевное влечение, умственная тяга и повышенный жизненный тонус. Интерес – противоположен безразличию. Это два разных полюса или дуальная пара. Потребительную стоимость объекта, вызвавшего интерес, определяет подсознание, исходя из своих установок и убеждений. Например, мы пришли ради любопытства на птичий рынок и с восторгом взираем на братьев наших меньших. «Купи этого прекрасного щенка. Так хочется его погладить», — говорит чувствительный ум, находя в душе положительный отклик. Разум мгновенно обрабатывает всю информацию относительно собак и выдает свое резюме уму: «А кто будет с ним гулять по утрам и вечерам? Кто будет его кормить, вычесывать, делать прививки и лечить?» Разуму не нравится идея стать собачником. Ярких и светлых ассоциаций, сопутствующих интересу, она не вызвала, и разум высказывает свои соображения уму. Соответственно, не получается единства души и разума. Интерес – это когда душа «загорается», а разуму не хочется тушить пожар. Душа смиряется, и мы следуем дальше.
По жизни мы то и дело на что-то или кого-то «загораемся». Иногда наш интерес со временем только усиливается, а иногда угасает, как свечка. Потенциал интереса сходит на нет вместе с потребительной стоимостью объекта интереса. Например, мы увлеклись отгадыванием кроссвордов. Все лето увлеченно шерстили словари в поисках ответов на их вопросы. И вдруг тяга к кроссвордам пропала. Притягательность угадывания исчезла. Иными словами, интерес к кроссвордам умер, но не умер интерес вообще. Король умер, да здравствует король! Обратите на это внимание. В нас живет какой-то большущий, исполинский интерес, который подобно нити Ариадны ведет нас по жизни. Мы живы, пока жив этот пожизненный интерес. У него множество проявлений во всех сферах нашей жизни (дело, дети, дружба, любовь, хобби), но именно пожизненный интерес определяет лимит нашего земного существования. Если мы теряем интерес к жизни, жизнь теряет интерес к нам.
«Здоровье» пожизненного интереса зависит от характера и жизненных установок человека, широты его интересов. Разносторонний человек с психологической установкой «век живи – век учись», интерес которого к проявлениям жизни никогда не угасает, имеет существенный потенциал пожизненного интереса. Отсутствие пытливого ума, пессимизм, лень и равнодушие, бесцельность существования – это только несколько причин, негативно воздействующих на пожизненный интерес. Всем известны случаи, пока человек работал – все было в порядке, а как вышел на пенсию – спустя несколько месяцев умер. Когда он трудился, у него были определенные интересы: сохранять для себя и окружающих свою важность и значимость, хорошо выглядеть, успешно справляться с работой, контактировать с коллегами и т. д. С выходом на пенсию человек испытывает определенный стресс, связанный с изменениями в образе жизни и переменами в его статусе. Если у человека помимо работы было достаточно других интересов, он легко адаптируется к новым условиям жизни. Не беда, если человек был трудоголиком, и дело, которому он служил, было практически единственным его интересом в жизни. Целостную личность пожизненный интерес не оставит без опеки. Никто не в силах отобрать у нас пожизненный интерес, пока мы не прошли все уроки и не выполнили свое жизненное предназначение. Жизнь обязательно создаст обстоятельства, чтобы пробудить в нас какие-то формы пожизненного интереса.
Многие понимают самодостаточность как застывшее, константное состояние, когда человеку все безразлично, он ни от кого не зависим. Словом, представление, как о бронзовом человеке. На самом деле самодостаточным человеком постоянно движет пожизненный интерес. Этого требуют одновременно его душа и разум. Он не будет почивать на лаврах в состоянии полного комфорта. Любопытно, что крысы после некоторого пребывания в обстановке полного комфорта (безопасно, вдоволь пищи и есть сексуальные партнеры), нередко обнаруживают интерес исследовать соседнее, ничем особым не привлекательное и даже потенциально опасное (как все неизведанное) помещение. Они направляются туда, проявляя при этом все признаки страха, хотя никто их туда не гонит.
Как-то геологи встретили в покинутом селе старушку, которая живет там одна уже более десяти лет. Зимой она отапливает дом, собирая доски от уцелевших заборов. «Вам, наверное, страшно и скучно жить одной?», — поинтересовались геологи. «Что вы, сынки, такое говорите? У меня дел не счесть. Скучать некогда». Когда геологи надумали уезжать, старушка спросила: «А не страшно вам жить в городе?» Что можно сказать об этой старушке? Во-первых, она самодостаточный человек, во-вторых, уверенный человек, потому что в ней нет страха и избыточной важности, и, в-третьих, бабушка обладает большим потенциалом пожизненного интереса.
Интерес и цель. Интересы определяют наши сознательно поставленные цели. В жизни сложно провести четкую грань между интересом и целью. Интерес конкретизируется в цели. Например, возникла потребность достичь финансового благополучия. Для удовлетворения своей потребности осознанно или подсознательно возникает интерес к бизнесу, к получению высокооплачиваемой должности, игре на бирже и тысячи другим возможным способам резко обогатиться. Может, у кого-то возникнет интерес стать «романтиком с большой дороги» или игроком в казино? В любом случае под влиянием этого интереса возникнет необходимость в постановке так или иначе осознанной цели: например, получить образование.
Между интересом и целью существует причинно-следственная связь. Бесцельный или нецелеустремленный человек реализует свои потребности в желаниях. Желания заменяют интересы и цель. Бесцельный человек напоминает нищего на паперти жизни, который протягивает руку в надежде получить интерес к жизни. Целеустремленный человек по определению имеет широкий круг интересов, которые конкретизировались в одной или нескольких целях.
Значение слова «разносторонний»
1. Разнообразный по содержанию или проявлению; многообразный. Всею головою Толстой уходит в самую разностороннюю деятельность, — занимается сельским хозяйством, работает в качестве мирового посредника. Вересаев, Художник жизни.
2. Имеющий разнообразные интересы, способности, знания. Разносторонний ум. □ В личности Чацкого, богатой и разносторонней, могла быть в комедии рельефно взята одна господствующая сторона. И. Гончаров, «Мильон терзаний.»
3. только полн. ф. Мат. С неодинаковыми сторонами. Разносторонний треугольник.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
разносторо́нний
1. охватывающий разные стороны жизни, действительности
2. имеющий разнообразные интересы, способности, знания; разнообразно, в разных направлениях развитой (о человеке)
3. матем. имеющий неодинаковые стороны
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: красочка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Всестороннее и гармоническое развитие личности как цель воспитания
Вы замечали сколько в мире интересных необычных профессий? Да и из привычных можно составить такой набор навыков, с которыми вы точно не пропадете. А кроме того, есть спорт, искусство, гармоничная семья и внутреннее «я». Так вот разносторонняя личность – это человек, который целенаправленно развивает в себе способности из разных областей. Его желание быть универсальным, развитым всесторонне, уже сформировалось в конкретные действия. Хорошо ли это, решать каждому внутри себя. Может быть достаточно быть просвещённым в одной области жизни и довольствоваться этим?
Определяем разностороннюю личность
При определении личности с разносторонними навыками, обычно всплывает картинка с человеком, который может и на тему картин Айвазовского поддержать разговор, и расписать на месяц программу для снижения веса в тренажёрном зале, и машину починить в гараже. Посмотрим на это шире.
Человеческая жизнь включает в себя сферы, обязательные для гармоничного существования:
Если мы в каждой из этих сфер достигнем успеха, то можно говорить об абсолютном счастье. На практике, хорошо, если нет пробелов хотя бы в половине из них. Многогранная личность стремиться создать свою жизнь так, чтобы каждая сфера получила максимальное развитие. Для этого могут потребоваться различные ресурсы: приобретение новых навыков, путешествия, знакомства, обучение, поиск новых ощущений, психологический рост над собой.
Условия для разностороннего развития личности
В процессе приобретения новых знаний и умений понадобится создать условия для разностороннего развития личности. Подразумеваются действия, которые необходимы, чтобы стать таким человеком:
Кроме того, Эти пути, которые люди могут отслеживать, не имеют универсального характера, а скорее феноменологического порядка, т.е. они основаны на восприятии субъектом того, что он считает лучшим способом действовать в данный момент. Из понимания концепции тенденции обновления можно начать с объяснения концепции саморазвития Роджерса. В первые годы жизни реальность для индивидуумов сводится к их опыту, который сопровождается процессом оценки мира по следующим критериям: то, что воспринимается чувственно, как нечто приятное, придается положительное значение и то, что не воспринимается как приятное, Противоположность.
Роджерс назвал этот процесс «организмической оценкой», когда человек направляет свое действие от того, как он переживает мир здесь и сейчас. В связи с взаимодействием между индивидуумом и контекстом, в котором он живет, часть этого опыта разворачивается в «собственном опыте», заставляя его создавать «понятие о себе», из которого он также будет руководить их действия.
Опять же, важно отметить, что этот опыт самости не означает опыт чего-то существенного внутри человека. Таким образом, понятие я, также называемое самооценкой и понятием я, является восприятием себя и реальности самим человеком. В качестве примера этих представлений мы приводим: характеристики, атрибуты, качества и недостатки, возможности и пределы, ценности и отношения, которые человек распознает как описательные, а также воспринимающие его личность. Эта перцептивная структура, очевидно, является неотъемлемой частью общей перцептивной структуры, которая охватывает все переживания человека в каждый момент его или ее существования.
Следует знать, что всесторонне развитый человек – не поверхностная персона, нахватавшаяся верхушек из различных областей жизни. Разностороннее воспитание личности предполагает тяжелую работу над собой, получение новых знаний, избавление от закоренелых привычек, мешающих переменам к лучшему.
Таким образом, Рожерианское я можно рассматривать как сознательное и рефлексивное состояние самого себя, которое обладает и дает значения, с которыми человек идентифицирует себя и от которого он воспринимает реальность. Также отмечается, что понятие я является частью более всеобъемлющей структуры, представленной организмом.
По словам Роджерса и Роджерса и Кингета, понятие организма является центральным в этой теории и рассматривается как основа всего опыта, являясь руководством действий и установок. Организм — это истинный и подлинный пример, из которого можно оценить, что происходит с человеком. Организм имеет исключительное влияние на то, как человек понимает себя и свою реальность, то есть то, как он себя представляет. Психическая динамика основана на органической интуиции, то есть «организм ведет себя через воспринимаемую субъективную реальность, а не через внешние условия стимуляции».
Главное – постоянство. Лучше развиваться медленно и непрерывно, чем вылить на себя максимум информации и тут же ее забыть
Какой может быть разносторонняя личность?
Когда мы не замыкаемся на двух-трёх сферах жизни, а ищем себя во всех, меняется всё:
Для того, чтобы прожить гармоничную, счастливую жизнь, нужно понимать, что все сферы взаимосвязаны. И если не обращать внимание, например, на здоровье, а бросить все силы на финансы, окружение и личную жизнь, то есть шанс упустить эту сферу до критического состояния.
Разносторонние интересы сохраняют баланс, поддерживают согласованные действия.
Это то, чем отличается полноценная жизнь от простого существования.
Разносторонне развитый человек — это …
Кто такой разносторонне развитый человек? Это тот, кто стремится развиваться во многих направлениях сразу, чтобы не только преуспеть в жизни, но и жить интереснее. Такой человек всегда познает новое, не устает открывать для себя мир, который кажется ему кладезем полезных знаний. Именно такой человек никогда не скучает. С ним приятно общаться и беседовать, ведь он полон идей и новых сведений.
Как стать разносторонне развитым человеком? У меня есть друг, который знает ответ. Его интересов не перечесть. Самое удивительное, что он все успевает, и когда я спрашиваю его, как ему это удается, он говорит: «Чем больше делаешь, тем больше успеваешь». Под этим девизом, как мне кажется, люди творят историю. Ведь невозможно добиться полномасштабного успеха, интересуясь только одним делом. Как правило, люди великие знают и могут очень многое, поэтому они и стали такими. Я думаю, моему другу тоже удастся стать успешным и известным, так как он уже сейчас не ставит себе преград, будто он что-то не в состоянии сделать. Он просто берет и делает, вот, как надо жить! Я тоже стараюсь развить в себе его упорство и любознательность. Чтобы развиваться, мы регулярно читаем книги, самые разные, и обсуждаем их. Кроме того, мы смотрим видеоуроки, чтобы освоить какие-то полезные навыки, и подписываемся на интересные и познавательные новостные и аналитические издания.
Я думаю, все бы были разносторонне развитыми, если бы это было легко. А это сложно, по большому счету. Нужно перебарывать лень, желание стать своим в толпе и подыгрывать ей, боязнь нового и т.д. Многие люди не справляются с этим, потому что считают это нормой. К сожалению, они выбирают пути наименьшего сопротивления, то есть бездельничают. Самое смешное, что они же жалуются на то, что жизнь скучна, а люди и того хуже. Мне жаль, но с таким подходом они обречены влачить именно такую жизнь и видеть именно таких людей рядом. Но они всегда могут это исправить, если начнут развивать в себе силу воли. Сильный духом человек способен перенести любые испытания, преодолеть любые жизненные преграды.
Таким образом, разносторонний человек – этот тот, кто не ленится открывать новое и интересоваться всем окружающим миром. Он любопытен, общителен и всегда интересен в общении. К таким людям стремятся, таких любят, хоть иногда и не понимают, потому что боятся, ведь в разносторонне развитом человеке скрыта великая сила ума. Он сможет добиться всего, чего захочет, а вот ленивые и пассивные люди смогут разве что завидовать ему.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Как развивать в себе разностороннюю личность?
Если появилось желание гармонизировать жизнь, есть несколько ресурсов, которыми можно воспользоваться. В Институте Развития личности под присмотром опытных тренеров проходят тренинги на тему семейных отношений, атмосферы внутри коллектива, воспитания детей, поиску способностей.
Портал «Самопознание» содержит информацию и возможность записи на занятия по личностному росту, духовные практики, курсы по улучшению здоровья и бизнес-тренинги. Можно выбрать любое интересующее направление и отслеживать новые возможности самообразования по этой теме.
Для разбора жизненных целей, выбора приоритетов и правильного формирования ценностей есть вебинары по составлению желаний, например, бесплатные и платные материалы на эту тему от Алины Гесс. А также платный популярнейший марафон по исполнению желаний, завладевший сердцами всего Инстаграма, Елены Блиновской. Эти тренинги мотивируют, заставляют мозг искать пути к выполнению задуманного, развить в себе личность и индивидуальность.
Идеи всестороннего и гармоничного развития личности в истории педагогики
Идея всестороннего и гармоничного развития личности всегда была присуща человечеству.
Гармония — это оптимальная статическая и динамическая согласованность частей, характеристик целого предмета и оптимальная соотнесенность предмета с окружающим внешним миром. Синонимами ей в какой-то степени служат понятия «равновесие», «упорядоченность», «сбалансированность», «пропорциональность», «соразмерность», «соотношение», «сочетание», «согласие» и др. Принцип мировой гармонии известен с древнейших времен: гармония как единство в многообразии у Аристотеля, принцип Инь-Ян в Древнем Китае, принцип срединного пути или “золотой середины” в Древней Индии[1].
Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания и образования. Все знания о природе, о человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны первые попытки обобщения. Колыбелью европейских систем воспитания и образования стала Древняя Греция.
Идеологами гармоничного развития личности были крупные древнегреческие мыслители Сократ – (469 – 399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427 – 347 гг. до н.э ), Аристотель (384 – 322 гг. до н. э ), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием всесторонне развитой личности.
Платон проповедовал идеал сильного, но обязательно простого человека, в котором душевные способности не дифференцированы настолько, чтобы противоречить одна другой, и не настолько изолированы от внешнего мира, чтобы противостоять ему эгоистически.
Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей человека природы — вот постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего творческого пути.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466 – 1536), французы Франсуа Рабле (1494 – 1553) и Мишель Монтень (1533 – 1592).
Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.
Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем[2].
Я. А. Коменский, автор труда «Великая дидактика», требовал чтобы обучение исходило из чувственных восприятии, физического и нравственного воспитания. Я.А Коменский был убежден в могучей силе воспитания и считал, что нет таких детей, которых нельзя было бы воспитать. Он разработал все основные вопросы организации учебной работы, явился основоположником классно-урочной системы обучения «Слух необходимо соединять со зрением и слово – с деятельностью руки.» Необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума.» Его труды оказали огромное влияние на педагогическую мысль и школьную практику во всех странах мира.
Я. А. Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.
Я. А. Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».
Воспитание активности и самостоятельности Я. А. Коменский считает важнейшей задачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и наконец, блаженства».