Что значит разносклоняемые существительные
Разносклоняемые имена существительные
Разносклоняемые существительные — это 10 слов, заканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, стремя), существительные «путь» и «дитя», которые имеют смешанное склонение.
Узнаем, что такое разносклоняемые существительные в русском языке., рассмотрев особенности их изменения по падежам.
Разносклоняемые существительные невозможно отнести ни к одному из трех типичных склонений слов этой части речи. Эта небольшая группа существительных имеет падежные окончания разных типов склонения.
Особенности склонения разносклоняемых существительных
Слова, заканчивающиеся на -мя, и существительное «дитя» имеют категорию среднего рода, а существительное «путь» с нулевым окончанием — мужского рода (сравним: слово «стол» с нулевым окончанием мужского рода является существительным второго склонения). Все же эти слова не являются существительными второго склонения.
Разносклоняемые существительные изменяются по падежам по-особому:
Склонение слов «время» и «путь»
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам разносклоняемые существительные «время» и «путь»:
Сравним:
При изменении существительных, заканчивающихся на -мя, в формах родительного, дательного и предложного падежей единственного числа и во всех падежах множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен/-ён:
В морфемном составе слов «семя» и «стремя» в форме родительного падежа множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ян-:
Будем учитывать, что разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «пламя» и «темя» не имеют форм множественного числа.
Склонение существительного «дитя»
Это слово имеет форму множественного числа «дети». В его изменении по падежам в формах единственного числа имеются некоторые особенности.
Существительное «дитя» в родительном, дательном и предложном падеже имеет форму «дитяти», как существительные третьего склонения, а в творительном — «дитятей» (дитятею).
Сравним:
Понаблюдаем за изменением по падежам слова «дитя» в формах единственного числа:
Видеоурок
На какой вопрос отвечает разносклоняемые существительные
Что такое разносклоняемые существительные, примеры
В 6 классе, в курсе русского языка, учащиеся сталкиваются с новым правилом о том, что такое разносклоняемые существительные. Не для всех слов данной части речи подходит стандартный способ определения склонения по роду и соответствующему окончанию.
Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми
При склонении существительных прослеживается закономерность в написании окончаний. Как известно, в правилах русского языка существует 3 склонения:
Само определение «разносклоняемые» намекает, что такие имена существительные отличаются особенностями изменения по падежам. Слова данной группы нельзя отнести ни к одному из существующих склонений, они имеют падежные окончания разных типов.
Согласно правилам, выделяют десять разносклоняемых имен существительных ср.р. на -мя:
Особенности склонения существительных данной категории:
Пример изменения разносклоняемого существительного по падежам в ед.ч.:
Склонение слов путь, дитя
Для существительного м.р. путь, в результате манипуляций с падежными изменениями, свойственно присвоение окончаний III склонения, кроме формы Твор.п. в ед.ч., характерной для II склонения.
В склонении слова дитя в единственном числе имеются следующие особенности:
Слово дитя в косвенных падежах в современном русском языке употребляется редко. Обычно его заменяют на слово ребенок:
Как запомнить разносклоняемые существительные
Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:
Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд (используя мнемотехнику).
Разносклоняемые существительные. Примеры
Большинство имен существительных русского языка принадлежат к одному из трех основных типов склонения. Лишь небольшая их часть относится к особой группе и носит название разносклоняемые существительные.
Алгоритм определения типа склонения
Каждый ученик уже в начальной школе знает, как узнать тип склонения имени существительного. Для этого необходимо воспользоваться алгоритмом, совершив ряд последовательных действий.
Таблица основных типов склонения существительных
В современном русском языке для определения основных типов склонения имени существительного пользуются памяткой, приведенной ниже.
Основа слова заканчивается мягким знаком
Как можно заметить, в таблице отсутствует графа, где описывались бы так называемые разносклоняемые существительные. Это не является случайностью, так как слова имеют особенности, не позволяющие включить их ни в одну из перечисленных категорий.
Из истории языка. Причины появления особой группы слов
Действующая система склонения существительных не всегда выглядела именно так, как ее привыкли видеть сегодня. В древнерусском языке она тоже существовала, но слова подразделялись не на три, а на шесть групп. Главным критерием, по которому определялся тип склонения, была основа слова. Учитывался звук, которым она заканчивалась. Система считалась запутанной несовершенной, поэтому ее решили «сломать» и создать новую.
После проделанной работы обнаружились слова, которые по новым критериям не подходили ни к одному из трех типов склонения. Их-то и решено было выделить в особую группу, получившую название разносклоняемые существительные.
Список слов-исключений. Как запомнить?
Подобные несовпадения имеют и два других слова — это дитя и путь. Окончание в форме именительного падежа единственного числа последнего из них указывает на принадлежность ко второму склонению. Формы некоторых косвенных падежей позволяют причислить слово к третьему. Вывод напрашивается сам собой — существительное принадлежит к особой категории слов.
В программе изучения русского языка разносклоняемые имена существительные изучаются отдельной темой ввиду своей сложности. Для грамотного их употребления в устной и письменной речи необходимо знать о существовании категории таких слов, а также помнить правила изменения по падежам.
Школьные учителя для достижения наилучших результатов при изучении темы используют в работе всевозможные памятки, таблицы, схемы, занимательные тексты, рифмовки. Все усилия можно оправдать тем, что материал в обязательном порядке включается в тесты, проверяющие уровень освоения языка у выпускников школ во время проведения ЕГЭ и ГИА.
Что такое разносклоняемые существительные, примеры
В 6 классе, в курсе русского языка, учащиеся сталкиваются с новым правилом о том, что такое разносклоняемые существительные. Не для всех слов данной части речи подходит стандартный способ определения склонения по роду и соответствующему окончанию.
Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми
При склонении существительных прослеживается закономерность в написании окончаний. Как известно, в правилах русского языка существует 3 склонения:
Само определение «разносклоняемые» намекает, что такие имена существительные отличаются особенностями изменения по падежам. Слова данной группы нельзя отнести ни к одному из существующих склонений, они имеют падежные окончания разных типов.
Согласно правилам, выделяют десять разносклоняемых имен существительных ср.р. на -мя:
Особенности склонения существительных данной категории:
Пример изменения разносклоняемого существительного по падежам в ед.ч.:
Склонение слов путь, дитя
Для существительного м.р. путь, в результате манипуляций с падежными изменениями, свойственно присвоение окончаний III склонения, кроме формы Твор.п. в ед.ч., характерной для II склонения.
Правило для слова «путь»
В склонении слова дитя в единственном числе имеются следующие особенности:
Слово дитя в косвенных падежах в современном русском языке употребляется редко. Обычно его заменяют на слово ребенок:
Как запомнить разносклоняемые существительные
Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:
Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд (используя мнемотехнику).
Что такое разносклоняемые существительные 6 класс
Разносклоняемые имена существительные
Разносклоняемые существительные — это 10 слов, заканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, стремя), существительные «путь» и «дитя», которые имеют смешанное склонение.
Узнаем, что такое разносклоняемые существительные в русском языке., рассмотрев особенности их изменения по падежам.
Разносклоняемые существительные невозможно отнести ни к одному из трех типичных склонений слов этой части речи. Эта небольшая группа существительных имеет падежные окончания разных типов склонения.
Особенности склонения разносклоняемых существительных
Слова, заканчивающиеся на -мя, и существительное «дитя» имеют категорию среднего рода, а существительное «путь» с нулевым окончанием — мужского рода (сравним: слово «стол» с нулевым окончанием мужского рода является существительным второго склонения). Все же эти слова не являются существительными второго склонения.
Разносклоняемые существительные изменяются по падежам по-особому:
Склонение слов «время» и «путь»
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам разносклоняемые существительные «время» и «путь»:
Сравним:
При изменении существительных, заканчивающихся на -мя, в формах родительного, дательного и предложного падежей единственного числа и во всех падежах множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен/-ён:
В морфемном составе слов «семя» и «стремя» в форме родительного падежа множественного числа к корню прибавляется формообразующий суффикс -ян-:
Будем учитывать, что разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «пламя» и «темя» не имеют форм множественного числа.
Склонение существительного «дитя»
Это слово имеет форму множественного числа «дети». В его изменении по падежам в формах единственного числа имеются некоторые особенности.
Существительное «дитя» в родительном, дательном и предложном падеже имеет форму «дитяти», как существительные третьего склонения, а в творительном — «дитятей» (дитятею).
Сравним:
Понаблюдаем за изменением по падежам слова «дитя» в формах единственного числа:
Видеоурок
Что такое разносклоняемые существительные, примеры
В 6 классе, в курсе русского языка, учащиеся сталкиваются с новым правилом о том, что такое разносклоняемые существительные. Не для всех слов данной части речи подходит стандартный способ определения склонения по роду и соответствующему окончанию.
Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми
При склонении существительных прослеживается закономерность в написании окончаний. Как известно, в правилах русского языка существует 3 склонения:
Само определение «разносклоняемые» намекает, что такие имена существительные отличаются особенностями изменения по падежам. Слова данной группы нельзя отнести ни к одному из существующих склонений, они имеют падежные окончания разных типов.
Согласно правилам, выделяют десять разносклоняемых имен существительных ср.р. на -мя:
Особенности склонения существительных данной категории:
Пример изменения разносклоняемого существительного по падежам в ед.ч.:
Склонение слов путь, дитя
Для существительного м.р. путь, в результате манипуляций с падежными изменениями, свойственно присвоение окончаний III склонения, кроме формы Твор.п. в ед.ч., характерной для II склонения.
В склонении слова дитя в единственном числе имеются следующие особенности:
Слово дитя в косвенных падежах в современном русском языке употребляется редко. Обычно его заменяют на слово ребенок:
Как запомнить разносклоняемые существительные
Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:
Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд (используя мнемотехнику).
Разносклоняемые существительные. Примеры
Большинство имен существительных русского языка принадлежат к одному из трех основных типов склонения. Лишь небольшая их часть относится к особой группе и носит название разносклоняемые существительные.
Алгоритм определения типа склонения
Каждый ученик уже в начальной школе знает, как узнать тип склонения имени существительного. Для этого необходимо воспользоваться алгоритмом, совершив ряд последовательных действий.
Таблица основных типов склонения существительных
В современном русском языке для определения основных типов склонения имени существительного пользуются памяткой, приведенной ниже.
Основа слова заканчивается мягким знаком
Как можно заметить, в таблице отсутствует графа, где описывались бы так называемые разносклоняемые существительные. Это не является случайностью, так как слова имеют особенности, не позволяющие включить их ни в одну из перечисленных категорий.
Из истории языка. Причины появления особой группы слов
Действующая система склонения существительных не всегда выглядела именно так, как ее привыкли видеть сегодня. В древнерусском языке она тоже существовала, но слова подразделялись не на три, а на шесть групп. Главным критерием, по которому определялся тип склонения, была основа слова. Учитывался звук, которым она заканчивалась. Система считалась запутанной несовершенной, поэтому ее решили «сломать» и создать новую.
После проделанной работы обнаружились слова, которые по новым критериям не подходили ни к одному из трех типов склонения. Их-то и решено было выделить в особую группу, получившую название разносклоняемые существительные.
Список слов-исключений. Как запомнить?
Подобные несовпадения имеют и два других слова — это дитя и путь. Окончание в форме именительного падежа единственного числа последнего из них указывает на принадлежность ко второму склонению. Формы некоторых косвенных падежей позволяют причислить слово к третьему. Вывод напрашивается сам собой — существительное принадлежит к особой категории слов.
В программе изучения русского языка разносклоняемые имена существительные изучаются отдельной темой ввиду своей сложности. Для грамотного их употребления в устной и письменной речи необходимо знать о существовании категории таких слов, а также помнить правила изменения по падежам.
Школьные учителя для достижения наилучших результатов при изучении темы используют в работе всевозможные памятки, таблицы, схемы, занимательные тексты, рифмовки. Все усилия можно оправдать тем, что материал в обязательном порядке включается в тесты, проверяющие уровень освоения языка у выпускников школ во время проведения ЕГЭ и ГИА.
Что такое разносклоняемые существительные, примеры
В 6 классе, в курсе русского языка, учащиеся сталкиваются с новым правилом о том, что такое разносклоняемые существительные. Не для всех слов данной части речи подходит стандартный способ определения склонения по роду и соответствующему окончанию.
Почему определенную группу существительных называют разносклоняемыми
При склонении существительных прослеживается закономерность в написании окончаний. Как известно, в правилах русского языка существует 3 склонения:
Само определение «разносклоняемые» намекает, что такие имена существительные отличаются особенностями изменения по падежам. Слова данной группы нельзя отнести ни к одному из существующих склонений, они имеют падежные окончания разных типов.
Согласно правилам, выделяют десять разносклоняемых имен существительных ср.р. на -мя:
Особенности склонения существительных данной категории:
Пример изменения разносклоняемого существительного по падежам в ед.ч.:
Склонение слов путь, дитя
Для существительного м.р. путь, в результате манипуляций с падежными изменениями, свойственно присвоение окончаний III склонения, кроме формы Твор.п. в ед.ч., характерной для II склонения.
Правило для слова «путь»
В склонении слова дитя в единственном числе имеются следующие особенности:
Слово дитя в косвенных падежах в современном русском языке употребляется редко. Обычно его заменяют на слово ребенок:
Как запомнить разносклоняемые существительные
Для упрощенного запоминания 10 разносклоняемых имен существительных на -мя школьникам можно воспользоваться детскими стишками, не забывая про слова дитя и путь:
Другой вариант – запомнить слова в определенной последовательности, создав свой ассоциативный ряд (используя мнемотехнику).