Что значит равноапостольный в православии
Значение слова «равноапостольный»
В русском богослужении равноапостольные Мефодий и Кирилл, а также равноапостольный великий князь Владимир особо вспоминаются во время литургии и за них на проскомидии вынимается восьмая частица из девятичинной просфоры.
РАВНОАПО’СТОЛЬНЫЙ, ая, ое (церк.). Равный по значению апостолам в распространении, насаждении христианства. Киевскому князю Владимиру, крестителю Руси, было присвоено русской православной церковью название равноапостольного.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
равноапо́стольный
1. религ. равный по значению апостолам в распространении христианства ◆ Новый храм в честь равноапостольного князя Владимира располагается в Новгородском кремле.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова втемяшить (глагол), втемяшил:
Равноапостольные святые. Что значит равноапостольный
После воскресения Иисус Христа и сошествия Святого духа, ученики Спасителя — апостолы посвятили себя служению Богу. Они несли всему миру весть о воскрешении и вечной жизни.
Кроме, двенадцати апостолов было очень много святых, которые говорили о Христе, несли Евангелие в массы, проповедовали многочисленным народам. Эти святые очень почитаемы православной церковью. Служение равноапостольных святых очень схоже со служением апостолов.
Они были ревнителями христианской веры, насаждали и утверждали ее. Жизнь этих людям была примером их христианской святости и благочестия.
Многие равноапостольные святые были царями. Например, Константин Великий, его мать Елена, княгиня Ольга, князь Владимир — креститель Руси.
Равноапостольные святые. Мария Магдалина. Ученица, помощница Иисуса Христа. Проповедовала Евангелие в Риме
Равноапостольными святыми были не только цари.
Многие женщины и мужчины посвятили себя служению Богу.
Первой святой равноапостольной была Мария Магдалина, ученица и помощница Иисуса Христа. Она проповедовала Евангелие в Риме самому императору.
Она вела грешную жизнь. Но Господь исцелил ее. Мария Магдалина стала последовательницей Иисуса Христа. Она следовала за ним вместе с другими женами — мироносицами, проявляя трогательную заботу о Нем. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его.
Святая Мария не оставила Господа, даже когда все от него отвернулись и убежали. Она присутствовала при распятии Спасителя.
Вместе с Пресвятой Богородицей, стоя у Креста, переживала страдания Спасителя и разделяла великую скорбь Богоматери. Когда копье воина пронзило сердце Иисуса Христа, мучительная боль пронзила и ее сердце.
Она была первой из людей увидевшей Воскресшего Христа. Христос сказал ей, чтоб она возвестила апостолам эту радостную весть:
«…иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».
Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам.
Мария Магдалина благовествовала не только в Иерусалиме. Когда апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то она пошла вместе с ними.
Мария, сохранившая в своем пылающем божественной любовью сердце каждое слово Спасителя, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим.
И везде она возвещала людям о Христе и Его учении. В православии Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая.
Мария Магдалина. Последовательница Иисуса Христа, христианская святая. Удостоилась явления Воскресшего Христа. Очень любила Спасителя и через себя пронесла его тяжелые муки на смертном одре
Равноапостольные святые Константин и Елена. Создавали храмы и церкви. Уничтожали языческие божества
Некоторые святые, во имя Христа, трудились на своей родине.
Благодаря их жизни, подвигу, любви к Спасителю, многие племена и народы уверовали.
Царь Константин и его мать Елена издали указ. Гонения на христиан прекратились.
Римская империя стала могущественным христианским государством.
В Палестине святая равноапостольная Елена создала вновь Святые места, уничтоженные язычниками. На Голгофе стоял языческий храм в честь богини Венеры.
Елена повелела разрушить его. На месте языческого святилища нашли три креста.
От него исходила божественная сила, воскресившая мертвого человека. На этом месте, царица Елена построила церковь — Воскресения Господа.
В память об этом явлении был принят праздник Воздвижения Креста Господня.
Все языческие капища были уничтожены. И там, где жил, проповедовал Иисус Христос возвели христианские церкви.
Ее сын Константин всю жизнь посвятил Богу, церкви. В 325 году царь приказал созвать Первый Вселенский собор в городе Никее. На котором было принято краткое и точное разъяснение основ христианского вероучения — Символ веры.
При святом Константине столицей стал город Византия. Немного позже этот город был переименован в Константинополь. Царь Константин принимал очень мудрые и правильные законы. Они основывались на требованиях христианского вероучения.
Всю жизнь он готовился к святому крещению. И принял его уже в конце жизни.
Святые равноапостольные Константин и Елена. Всю жизнь боролись с язычеством. Сооружали храмы. Приняли крещение. Издали указ, и гонения на христиан прекратились
Княгиня Ольга. Видя благочестивую жизнь христиан, приняла евангельскую истину. Проповедовала христианство на Руси
Первой святой на Руси была святая равноапостольная княгиня Ольга. Видя богобоязненную, религиозную жизнь христиан, княгиня уверовала и отправилась в Константинополь.
Там она приняла крещение. Ее крестил император Константин VII. Во время крещения она приняла имя Елена.
В Киев она вернулась с иконами и богослужебными рукописями. Она проповедовала на севере Руси. Сжигала языческие идолы, воздвигала кресты.
В 960 году в Киеве освятили храм Святой Софии. Главной святыней храма стал крест, который она получила во время своего крещения.
Апостольская деятельность Ольги была встречена язычниками сопротивлением и недовольством. Много горя пришлось испытать на себе святой Ольги.
Но она, как истинная христианка, не отказалась от веры, от Бога.
В свои последние дни на земле она усердно молилась о просвещении земли Русской. Она предсказывала, что Бог просветит людей и многие из них будут великие святые.
Княгиня Ольга. Первая из правителей Руси приняла Христианство. Воздвигла храм во имя Святителя Николая
Владимир — креститель Руси. Принял христианство и сделал его государственной религией Руси
Крещение Руси изменило всю нашу историю.
Языческие княжества стали единым православным государством.
Креститель Руси — князь Владимир, внук равноапостольной княгини Ольги.
В 988 году принял христианство и сделал его государственной религией Руси. Его деяния приравниваются к делам первых апостолов. По всей Руси сжигались языческие истуканы.
На месте их возводились храмы и церкви.
Князь Владимир. Внес огромный вклад в объединение русских земель. Креститель Руси
Кирилл и Мефодий, равноапостольные святые. Проповедовали христианство. Создали славянскую азбуку, письменность
Равноапостольные Кирилл и Мефодий тоже очень много сделали для христианства. Создали славянскую азбуку, проповедовали христианство, первые перевели богослужебные рукописи с греческого языка на славянский язык.
Славяне были язычники. Обособленные, разделенные, не имеющие истиной веры. Письменности у них тоже не было. Кирилл и Мефодий объединили славян православной верою.
Создали алфавит. Теперь у этого народа появилась собственная письменность.
Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий жили в греческом городе Фессалоники. Их родители были очень праведные.
Будущие монахи получили хорошее образование. Но удалились от мирской суеты и приняли монашество.
По просьбе князя Ростислава, император Михаил отправил братьев на миссионерское служение в Моравию. Монахи должны были рассказать народу об истинной вере.
Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, вели богослужения на славянском языке. Народ потянулся к братьям и христианству.
Кирилл и Мефодий — братья из города Солуни. Канонизированы и почитаются как равноапостольные святые. Проповедовали Слово Божие
Первоверховные апостолы Петр и Павел. За их труды в распространении веры христианской их назвали первоверховными
Апостолы Петр и Павел очень много сделали для распространения христианства на земле.
В день памяти святых апостолов Петра и Павла Православная Церковь поет славу двум людям. Петр и Павел вложили много сил для распространения христианской веры.
За их труды их назвали первоверховными.
Они больше, чем другие потрудились в благовестии. Все административные, нравственные, дисциплинарные вопросы первых христианских церковных общин они взяли на свои плечи.
У этих святых был разный путь к Господу. Апостол Петр с самого начала был с Иисусом Христом, позже он отверг Спасителя, отрекшись от него, но потом покаялся.
Апостол Павел сначала был ярым противником Христа, но потом уверовал в Него и стал твердым Его сторонником.
Они оба были казнены в 67 году в Риме в один день при императоре Нероне. Сразу после их казни началось почитание святости апостолов, а место погребения стало христианской святыней.
Петр и Павел воплощают собой духовную непреклонность и твердость. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы:
«Итак идите, научите все народы, кресты их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Равноапостольная церковь
В иерархии святых равноапостольные стоят после апостолов. Наряду с мучениками, это одни из первых святых, которые прославились не только проповедью евангельского учения, но и следованием этому учению в течение всей своей жизни.
Равноапостольная церковь — это церковь христианская, православная, последователей Иисуса Христа.
Мы, как и апостолы и святые последователи Спасителя, должны полагаться только на Бога, иметь веру и любовь, благословлять друг друга.
Проповедуйте, ищите Бога, говорите о нем людям. Спасение от смерти — Иисус Христос!
Какие бывают святые: 9 ликов святости
Церковь с первых веков своего существования почитает святых. Сейчас для прославления и почитания почившего человека как святого — причисления к лику святых — требуется канонизация. Для местного почитания подвижника требуется разрешение Патриарха, для общецерковного признания святого — решение Архиерейского собора. Материалы для такой канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых. Основаниями для канонизации могут стать: святость жизни, страдание за веру, дар чудотворения, нетленность мощей. Традиционно выделяют 9 ликов, то есть типов святости.
Апостолы
Апостолы (ап. Здесь и далее — сокращение ликов святости, которые встречаются в церковном календаре) — последователи Христа, призванные Им лично. Это 12 ближайших учеников и апостолы от 70-ти. Апостолы Петр и Павел почитаются Первоверховными. Апостолы стали первыми проповедниками Нового Завета и основали первые Церкви. Главное свидетельство жизни Христа — Евангелие, записали апостолы-евангелисты: Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Их часто изображают со свитком или книгой — Евангелием.
Равноапостольные
Равноапостольные (равноап.) — святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов (напр. святой князь Владимир). В изображении этого лика святых часто присутствует Крест — символ крещения.
Преподобные
Преподобные (прп.) — монахи, почитаемые за подвижническую жизнь, стремление во всем «уподобиться Христу». Изображаются в монашеском облачении, правая рука часто сложена в благословении.
Пророки
Пророки (прор.) в Ветхозветные времена сообщали людям волю Божию, возвещали о грядущем Мессии. Церковь почитает 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного — Иоанна Крестителя. Пророк на иконе чаще всего держит в руках свиток с текстом своего пророчества.
Бессребренники
Бессребренники (бесср.) — христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. К ним относят святых врачей, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд (святой Пантелеимон Целитель). Бессребреник скорее всего будет изображен с ларцом врачевателя.
Благоверные
Благоверные (блгв.) — цари и князья прославляются в чине благоверных за служение Церкви и своему народу, благочестивую жизнь, дела милосердия, укрепление Церкви и веры. Часто изображаются с царскими венцами и в дорогих одеждах — хитонах.
Мученики
Святых, которые открыто исповедовали веру, пострадали, но остались в живых, называют исповедниками.
Наименование священномученик означает, что святой, принявший мучения, был епископом или священником, а преподобномученик — монахом. На иконе мученик, если он не был священником или монахом, скорее всего будет одет в хитон красного цвета. Часто в руках у него крест или орудие его мучений.
Юродивые, блаженные
Юродивый (блаж.) — от старослав. «оуродъ» — «дурак». Это добровольно принявшие на себя образ безумных. Христа ради юродивые обличали грех и беззаконие. (Андрей Юродивый, Василий Блаженный)
Блаженными по традиции называют некоторых древних святых, которые не имеют отношения к чину юродивых, а являются святителями или преподобными. Например, прп. Иеронима Стридонского, св. Августина и других.
Праведные
Праведные (прав.) — миряне и священнослужители из белого духовенства (не монахи), почитаемые за праведную жизнь (прав. Иоанн Кронштадский). К этому лику причисляют и ветхозаветных патриархов — праотцев (Авраам, Иаков).
Отдельный вид праведных — Богоотцы. Сюда относятся родителя Богородицы Иоаким и Анна, ее супруг — Иосиф Обручник и царь Давид.
равноапостольный
Смотреть что такое «равноапостольный» в других словарях:
равноапостольный — равноапостольный … Орфографический словарь-справочник
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ — святой, прославившийся распространением Евангелия и способствовавший широкому обращению в христианство … Большой Энциклопедический словарь
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ — РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ, равноапостольная, равноапостольное (церк.). Равный по значению апостолам в распространении, насаждении христианства. Киевскому князю Владимиру, крестителю Руси, было присвоено русской православной церковью название… … Толковый словарь Ушакова
Равноапостольный — (греч. Ισαπόστολος, лат. aequalis apostolis) наименование святых, особо прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру. В Православной церкви наименование равноапостольных прилагается к святой Марии… … Википедия
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ — ая, ое. Церк. Равный по значению апостолам в распространении христианства и обращении народов в христианскую веру (о святом). Р. князь Владимир. * * * РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ, святой, прославившийся распространением Евангелия и… … Энциклопедический словарь
Равноапостольный — святой, который много способствовал распространению христианства в какой либо области или стране. Например, св. равноапостольный князь Владимир … Православие. Словарь-справочник
Равноапостольный — человек, причисленный к лику святых за то, что способствовал распространению Христовой веры в какой либо стране или области. Например, равноапостольная Нина, просветительница Грузии, равноапостольный князь Владимир и др … Православная энциклопедия
Равноапостольный — прил. Употребляется как эпитет по отношению к святому, признаваемому христианской церковью равным по значению апостолам в распространении и утверждении веры. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
равноапостольный — равноапостольный, равноапостольная, равноапостольное, равноапостольные, равноапостольного, равноапостольной, равноапостольного, равноапостольных, равноапостольному, равноапостольной, равноапостольному, равноапостольным, равноапостольный,… … Формы слов
равноапостольный — равноап остольный … Русский орфографический словарь
Кого называют равноапостольными?
В I-II веках апостолами называли не только тех, кто был сопричислен к кругу двенадцати и семидесяти. В то время в Церкви существовали особые, т. н. “пневматические” или “духовные” служения. В отличие от служений церковно- иерархических, на которые поставлялись избранные церковной общиной кандидаты через таинство рукоположения, духовные служения исполняли люди, наделенные соответствующими способностями и почувствовавшими, что они в силу личного Божественного призвания обрели дар благодати Св. Духа, необходимый для этих служений. Св. ап. Павел писал в Первом Послании к Коринфянам писал: “Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о [дарах] духовных… Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки”. (12. 1- 28.). Сам св.Павел был обращен в веру и призван к апостольству явившимся ему лично Христом по дороге в Дамаск, а не через процедуру избрания его на служение церковной общиной (как, например, был избран вместо иуды св. ап. Матфий). Он не вошел в число двенадцати или семидесяти, но превзошел в деле проповеди Евангелия всех других апостолов и именуется Церковью первоверховным апостолом, или апостолом язычников.
Св. равноапостольная Мария Магдалина, по преданию, проповедовала в Риме. Возможно, именно она была первой проповедницей о распятом и воскресшем Спасителе в столице империи. Св. равноапостольная первомученица Фекла была спутницей апостола Павла, претерпела множество мук, хотя, по житию, скончалась своей смертью в возрасте 90 лет. Св. мученица Апфия была женой св. ап. Филимона, сопутствовала ему и окнчила жизнь мученичеством. Св. равноап. Аверкий Иерапольский (+167 г.), путешествовал и проповедовалв Риме, Сирии, Месопотамии. Св. Нина Грузинская просветила Иверию. Св. равноапостольные Мефодий и Кирилл Словенские проповедовали среди славянских племен. Их духовное наследие невозможно по справедливости оценить, поскольку они были не просто проповедниками, а создателями славянской письменности, без котороой невозможно представить себе существование славянских языков. В Новое время Господь воздвигал великих проповедников Евангелия, таких как св. Косьма Этолийский или св. Николай Японский. Некоторые из великих миссионеров прославлены как святые, но причисляются к другим ликам – например – святитель Григорий Просветитель Армении, ставший первым миссионером на Кавказе, свт. Стефан Пермский, преподобный Герман Аляскинский, просветитель Америки, святитель Иннокентий Московский (Вениаминов), просветитель алеутов и т.д.
Особо следует отметить, что в лике равноапостольных прославляется много святых жен. Это говорит о том, что христианство не только утверждает равное достоинство мужчин и женщин во Христе и в Церкви. Христианство всегда дает возможность всем христианам независимо от пола или иных различий раскрыть свой духовный потенциал и принести добрые плоды в деле служения проповеди Слова Божия. Из всего многообразия церковных служений есть только одно служение, закрытое для женщин. Это служение предстоятеля в богослужебном собрании. Иными словами, женщина не может быть посвящена в сан епископа или пресвитера. Св. Павел запрещал женщинам учить в церковном собрании (“Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить” 1 Кор. 14. 34 ). Однако этот запрет ни в коем случае нельзя понимать как некое проявление дискриминации по отношению к женщинам. Когда епископ или священник проповедует в церковном собрании, тем более во время совершения божественной литургии, он говорит от лица Самого Христа. Также когда священник совершает молитву и благословение Свв. Даров во время Евхаристии, он становится “иконой”, видимым образом Христа – Первосвященника Нового Завета, Который незримо, но реально присутствует во время служения св. Евхаристии, освящает и принимает безкровную жертву Церкви. Поэтому служение священства принадлежит мужчинам. Но за пределами богослужебной сферы женщина может посвятить себя любой церковной деятельности, в том числе и миссионерству и служению Слова. Например, св. равноапостольная Нина, просветительница Иверии, обратившая в христианство многочисленный народ, почитается величайшей святой не только на Кавказе, но и во всем православном мире. Духовно-нравственный пример, явленный святыми, почитаемыми в лике равноапостольных, состоит в том, что свидетельство миру о воплотившемся Спасителе, пострадавшем и воскресшем ради спасения всего человечества, является долгом каждого христианина, члена Церкви Христовой.
Текст: протодиакон Константин МАРКОВИЧ