Что значит ранняя весна
Наблюдаем признаки ранней и поздней весны с ребенком
Дети дошкольного возраста проявляют особый интерес к окружающей природе, ее элементам и явлениям. Домашние уроки на тему «Времена года» должны научить ребенка различать характерные признаки весны, лета, осени, зимы. Хорошо, если занятия будут базироваться на совместных наблюдениях и наглядном закреплении материала.
Весенние перемены
Весна – время года, похожее на раннее утро. Природа пробуждается от зимнего сна. Солнечные лучи начинают прогревать замерзшую землю. Все вокруг оживает, наполняя воздух веселым звучанием.
Еще дают о себе знать последние морозы, но уже можно отметить три первых признака наступающей весны:
Признак | Описание |
Таяние снега | Дни становятся немного теплее, и лежащий на обочинах снег начинает оседать. Его верхний слой твердеет, образуя плотную наледь. Талый снег приобретает сероватый оттенок и постепенно превращается в ручейки. |
Звон капели | Одновременно с сугробами начинают оттаивать сосульки. Капельки воды, падающие с крыш, звенят, разбиваясь об асфальт и образуя многочисленные лужицы. |
Переменчивость погоды | Ранней весной погода часто меняется. Зима не спешит отступать, за окном часто можно увидеть снег или дождь. Возможны заморозки. Однако солнце появляется все чаще, и на смену холодам приходят более теплые дни. Постепенно их становится все больше. |
Изменения в живой природе
Началу весны радуются растения, животные, птицы, насекомые. Интересно понаблюдать, как представители живой природы реагируют на весенние перемены.
Растения
Под действием солнечного тепла и света начинает просыпаться весь растительный мир. Почва становится теплой и влажной – это благоприятные условия для развития растений. Питательные вещества, накопленные в корнях, перемещаются в «вершки».
В это время наблюдаются такие процессы:
Животные
С наступлением весны дикие звери начинают проявлять повышенную активность. Это связано с потеплением и обнаружением в лесной среде достаточного количества корма.
Весенний период жизни четвероногих характеризуют такие явления:
Птицы
В среде пернатых также можно наблюдать существенные перемены:
Насекомые
С приходом весеннего тепла появляются первые насекомые. Раньше всех просыпаются мухи, комары, бабочки. В скором времени можно заметить пчел и шмелей, собирающих с молодых цветков сладкий нектар. В разгар сезона появляются божьи коровки, готовые защищать растения от вредных насекомых. Когда же станет совсем тепло, в парках и скверах можно увидеть настоящего майского жука.
Весна в картинках
Для закрепления полученных ребенком знаний стоит воспользоваться иллюстрациями на тему «Вот весна какая!».
Подручным материалом могут служить:
На иллюстрациях могут быть представлены:
Можно предложить ребенку нарисовать весну так, как он ее представляет, а затем вместе с ним обсудить детали рисунка. Будет уместным разучить с малышом несколько коротких стихотворений по теме, после чего подобрать к ним подходящие изображения. Иллюстрации в виде аппликаций можно сделать своими руками, воспользовавшись разрезными картинками. Хорошо заранее подготовить загадки о весне вместе с разгадками, изображенными на небольших карточках.
Познавательные способности детей максимально раскрываются при использовании наглядных материалов, особенно если серьезный урок проводится в легкой игровой форме.
Приметы весны: ранняя или поздняя весна в этом году
Весна — самое долгожданное время года, ведь после суровой зимы наконец можно насладиться теплом. Благодаря народным приметам можно определить, какая весна нас ждет в 2019 году.
Самым переменчивым и обманчивым временем года по праву считается весна. Погода меняется кардинально, а если учесть, что в последнее время природа стала очень непредсказуемой, то даже синоптики не могут с уверенностью сказать, какая нас все-таки ждет весна: ранняя или поздняя. К счастью, народные предсказания помогут нам определить, какие именно погодные условия будут в ближайшие месяцы. Редакция сайта dailyhoro.ru предлагает вам список весенних примет по месяцам, по которым удастся понять, что за сюрпризы нас ждут этой весной.
Март — переходный период от зимнего сезона к весне, который часто обманывает нас своей переменчивой погодой. Есть приметы, полагаясь на которые можно представить вполне точную картину погоды на март этого года:
Если верить народной мудрости, то первая декада марта в 2019 году будет похожа на февраль: низкая температура, порывистый холодный ветер и заморозки доставят нам массу неудобств.
Апрель
Апрель — еще более нестабильный месяц, чем март. Наши предки нарекли его самым обманчивым весенним месяцем, и неслучайно. Приметы на апрель 2019 года:
Народные приметы предвещают нам теплый дождливый апрель, причем уже с первых дней месяца.
Май всегда ассоциируется с приходом лета. Узнать, какая погода будет в мае 2019 года, можно с помощью народных предсказаний:
Судя по народным поверьям, в 2019 году нас ждет довольно поздняя весна: активное таяние снега наступит лишь в апреле, а март во многом будет напоминать зиму. В любом случае не забывайте про обманчивую погоду и одевайтесь теплее, не обращая внимания на яркое солнце за окном. Мы желаем вам отличного настроения,
Что значит ранняя весна
Урок N 1. Тема: Ранняя, средняя и поздняя весна
1. Учить детей различать характерные признаки весны.
2. Помочь познать детям последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят.
3. С помощью поэтического слова и произведений известных русских художников показать красоту весны, разнообразие сезонных явлений.
1. Иллюстрации картин известного русского художника И.И. Левитана LМарт¦, LВесна. Большая вода¦, LПервая зелень¦.
2. Календарь весенних явлений.
3. Открытки LВремена года¦.
I. Погружение в урок
LТает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?¦ (Весной)
Каждый год в мерном беге своем обращает Земля к Солнцу северное полушарие. Тогда и наступает наша весна. Сегодня на уроке экологии мы поговорим о трех периодах весны и ее сезонных изменениях, которые характеризуют каждый из периодов. Запишите тему урока LРанняя, средняя и поздняя весна¦. Вспомните сказку Владимира Ивановича Даля LСтарик Годовик¦: Взмахнул Старик Годовик руками, и полетели три птицы.
— О каких трех птицах пойдет речи на уроке? (о марте, апреле и мае. Правильно, эти три птицы были весенние месяцы.
II. Работа над темой урока
1. Весна календарная и весна фенологическая
— Когда наступает календарная весна? (1 марта)
— Всегда ли это число совпадает с фактическим холодом весенних изменений? В природе весна наступает по-разному: иногда позже, иногда раньше. Весна сменяет зиму незаметно постепенно.
— Когда можно сказать, что пришла весна?
Самым характерным признаком прихода весны считается момент, когда в лужах вода не замерзает даже ночью. Это означает, что средняя температура воздуха становится выше нуля. Поэтому считается, что в наш город весна приходит 23 марта. А ее шаги мы наблюдаем еще задолго до этой даты.
— Какое небо? (светлое, чистое, голубое, высокое)
— Есть ли на картине облака? Какие они? (легкие, пушистые).
— Что происходит со снегом? (потемнел, стал рыхлым, ноздреватым, появились первые проталины, одна из них видна на первом плане картины).
— Где на картине еще виден подтаявший снег?
Март рассказывает нам о том, что именно в этом месяце кончается зима и начинается весна.
2. А теперь «вопросы от марта»:
а) Что происходит с температурой воздуха с наступлением весны? (повышается)
б) Что означает «температура повышается»? (становится тепло)
в) Почему температура повышается? (солнце на небе становится выше).
— По каким признакам можно судить, что солнце стало сильнее греть? (снег потемнел, тает)
— Где снег тает быстрее: в поле или в лесу?
(в поле, поэтому полевая весна наступает раньше).
— Почему в марте вокруг деревьев и столбов образуются проталины? (стволы деревьев днем нагреваются, и около них температура воздуха повышается. В результате снег вокруг столбов и стволов начинает таять раньше и быстрее, чем вдали от деревьев).
3. Выполнение практических заданий
а) У доски один из учащихся выполняет задание: используя картинки, составить цепочку весенних явлений в марте и объяснить зависимость: Солнце выше, температура повышается,
интенсивно тает снег, появляются проталины
б) Задание классу: выписать в тетрадь, какие из данных сезонных изменений соответствуют марту месяцу:
— Снег начал таять. (на доске полоски сезонных изменений).
Эти явления происходят в марте, поэтому в народе март называют Lвесной земли¦, Lснежной весной¦, так как происходит интенсивное таяние снега, появляются проталины.
5. Работа с пословицами, записанными на доске
«Как в марте зима ни злится, а весне покорится».
«В марте мороз скрипуч, да не больно жгуч».
Мы говорили о ранних признаках весны в неживой природе. А по каким признакам в живой природе в марте можно определить наступление весны? (У ели осыпается хвоя, облетают семена еловых шишек, прилетают первые птицы на родину)
— Как вы думаете, почему апрель получил такие названия?
7. Работа со словарем
— Какие раннецветущие растения вы знаете? (первоцвет, мать-и-мачеха, медуница, хохлатка, гусиный лук и др.)
А из деревьев зацветают ива, осина, ольха.
— Почему эти растения зацветают первыми? (корни у этих растений утолщены, в них накапливаются питательные вещества; а у деревьев и кустарников в стволах. Этими запасами и питаются ранней весной цветущие растения)
Большую роль играют весенние тепло и влага, так как снег уже начал таять.
— Почему апрель называют снеголомом? (От весеннего тепла начинают вскрываться водоемы).
— Как называется это явление? (ледоход)
— Почему на озерах льдины плавают медленно, а на реках несутся быстро? Ледоход на Томи происходит 18 апреля.
— Почему месяц апрель получил в народе название Lводолей¦? (с. 87)
— О каком явлении вы прочитали? (о половодье)
Давайте рассмотрим картину Левитана LВесна. Большая вода¦. Посмотрите, как широко разлились река.
8. Самостоятельная работа
Определите зависимость между написанными на полосках бумаги словами и составьте небольшой рассказ:
Выписать в тетрадь, какие из данных явлений в живой и неживой природе соответствует апрелю:
Прилетели скворцы (1 апреля) Начало ледохода (18 апреля) Начало сокодвижения (25 апреля)
9. Закрепление знаний
— Какие из указанных пословиц соответствуют апрелю? Объясните их смысл.
Доска: «Не ломай печи, еще апрель на дворе». «Солнце с апрельской горки в лето катится». «Апрель ленивого не любит, проворного приголубит».
— Натуралисты делят весну на 3 периода: ранняя, средняя и поздняя весна. Те явления, о которых шла сейчас речь, относятся к периоду ранней весны. Она длится до схода снега на полях. И уже в мае, когда на деревьях появляются зеленые листочки, начинается средняя весна. В Томске это происходит примерно 17 мая. Средняя весна длится до начала цветения черемухи. В народе май называют месяцем расцвета земли. Большинство растений трогается в рост, у многих зверей появляются детеныши. И, наконец, поздняя весна, которую называют периодом предлетья, наступает, когда зацветает черемуха (26 мая), а за ней сирень. Недаром в народе говорят: «Май леса наряжает, лето в гости собирает». Период поздней весны заканчивается, когда отцветает сирень.
— Итак, сегодня на уроке мы говорили о 3-х периодах весны, о сезонных изменениях, которые характеризуют каждый из периодов.
— Как вы думаете, могут ли сезонные изменения поменяться местами? Почему? (Все в природе взаимосвязано, нельзя разрушить эту цепочку или убрать из нее какое-либо звено).
Б. Заходер На полянке, у тропинки Пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит А под елкой снег лежит. (ранняя весна)
С. Есенин Черемуха душистая, Развесившись стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. (поздняя весна)
Я. Колас В лесу, где березки Столпились гурьбой, Подснежника глянул Глазок голубой. (ранняя весна)
Н. Некрасов Как молоком облитые, Стоят сады вишневые. (поздняя весна)
Выбрать из списка для каждого периода подходящее название: весна ручьев зеленая весна предлетье Вы написали в тетрадях календарь весны.
Продолжать наблюдать за природой и записывать явления, которые вы наблюдали.
Дополнительный материал к уроку
1. Апрель с водой, май с травой.
8. Коли ранняя белка голубая, весна ранняя будет.
9. Верба распутицу ведет, гонит с речки последний лед.
10. Если грачи прямо на гнезда летят, весна будет теплой.
Сочинение на тему: «Ранняя весна»
В природе так устроено, что все времена года следуют один за другим, и этот естественный ритм не сбивается. Ежегодно после суровой зимы все ждут прихода более теплого и радостного времени года – весны. Очень часто признаки весны уже проявляются в марте, когда наступает первый весенний месяц. Но иногда они могут быть заметными в конце февраля. Тогда все утверждают, что наступает ранняя весна.
Погода в это время года очень изменчива: оттепели сменяются морозами и теплыми солнечными деньками. Может она меняться несколько раз на протяжении дня. Но все же уже никакие холода не могут помешать приходу весны. Она особенно ярко ощутима в городах. Всем знакомы приметы ранней весны.
Светлое время суток заметно становится длиннее, особенно после двадцать второго марта, когда наступает день весеннего равноденствия. Ближе к обеду можно уже заметить проталины, снег перестает хрустеть, как в морозный день. С крыш капают хрустальные капельки воды, это таят снег и сосульки. Небо приобретает насыщенный голубой оттенок, солнце настолько ярко светит, что отражаясь в белом снежном покрове, слепит глаза.
Все дороги оттаяли, чернеет повсюду асфальт, машины проезжают обрызгивая прохожих. Но это недоразумение не портит ни у кого настроения, в основном все люди весело разговаривают, чаще улыбаются. Многие стараются теплую зимнюю одежду сменить на более легкую.
Особенно приход ранней весны чувствуют птицы. Их все чаще можно увидеть на деревьях, ведь теперь нет необходимости прятаться от снежных вьюг и морозов. Воробьи начинают весело чирикать, и собираться стайками, иногда можно услышать нежное посвистывание синиц.
Но за городом, кажется, что весна еще запаздывает. На полях лежит толстым покрывалом снег, птиц пока не слышно. Здесь никто не вмешивается в природу, все идет своим чередом. Незаметно для наших глаз, нагревшиеся стволы деревьев готовятся к тому, что скоро начнут движение соки с питательными веществами, для того чтобы набухли почки и распустились зеленые листья. Первыми начинают распускаться вербы. Под снегом постепенно появляется тонким слоем вода.
Река еще покрыта толстой корочкой льда, но если внимательно приглядеться, то ближе к берегу лед стал намного тоньше, и местами просочилась вода. Еще немного лед расколется и поплывет по реке. Воды станет больше, реки выйдут за берега. Вот так незаметно наступает ранняя весна. Хоть иногда почти незаметен ее приход, но все чувствуют, что остается совсем немного ждать тепла и больших изменений в природе.
Памятка для родителей «Ранняя весна»
Анастасия Гнедина
Памятка для родителей «Ранняя весна»
Уважаемые родители!
Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило;
Во время прогулки обратите внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной;
Назовите весенние месяцы, обратите внимание на первый весенний месяц – март;
Понаблюдайте за тем,как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче.
Прочитайте и обсудите с ребенком четверостишья:
Март – и день прибавился,
Март – и снег убавился.
Уходи, мороз, март весну принес.
К нам грачи летят, и ручьи звенят!
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт. (Г. Ладонщиков)
Что ни сутки, по минутке день длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку, прогоняем зиму прочь! (В. Берестов)
Прочитайте ребенку рассказ и попросите его пересказать его, отвечая на вопросы.
Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.
Какое время года наступает?
Как светит солнышко?
Что набухает на деревьях?
Кто скоро прилетит из теплых стран? Что будут делать птицы?
«Подбирай, называй» на подбор определений и глаголов к существительным.
«Посчитай» на согласование числительных с существительными.
Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Учимся образовывать признак по аналогии.
«Скажи наоборот» (продолжаем учиться подбирать антонимы).
Пересказ без опоры на вопросы.
Солнце пригревает сильнее. Тает снег, звенит капель, бегут ручьи. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки. Появляются первые птицы. Из-под снега прорастают подснежники. Люди снимают шубы, надевают куртки, плащи. Наступила весна.
Зимой появляются проталины.
Весной дети катаются на санках.
Весной дети играют в снежки.
Зимой на деревьях распускаются листочки.
На реке и треск, и гром,
На реке и лед идет,
Сошли снега, шумит вода, день прибывает,
когда это бывает? (весной)
Выучить стихотворение (любое по выбору).
Еще в полях белеет снег,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
Зима недаром злится,
Весна в окно стучится
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
Взбесилась ведьма злая
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Ознакомление с художественной литературой.
Советую прочитать и обсудить рассказы:
— «Двойная весна» (В. Бианки,
— «Пчелки на разведках» (В. Берестов,
— «Весна» (И. Соколов-Микитов,
— «Четыре желания» (К. Ушинский).
Ознакомление с произведениями живописи.
Рассмотреть иллюстрации картин:
— «Оттепель» (Ф. Васильев).
Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна» Ранняя весна в этом году не торопится в наши края, а так хочется тепла, появления первых весенних цветов. Но они еще прячутся под снегом,.
Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему недели «Ранняя весна» Календарно-тематическое планирование тематической недели «Ранняя весна» в старшей группе День недели: Понедельник I половина дня Вид деятельности.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Ранняя весна. Прилет грачей» Конспект НОД по рисованию в старшей группеТема: «Ранняя весна. Прилет грачей». Задачи: Обучающие: • расширять знания детей о перелетных.
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе с использованием ИКТ «Ранняя весна» Тема «Ранняя весна» Цель: Обогащать активный словарный запас детей. Задачи: 1. Образовательные: Вырабатывать умение составлять описательный.
Многофункциональное пособие на липучках «Ранняя весна. Времена года» Многофункциональное пособие на липучках «Ранняя весна. Времена года»Задачи: 1. Расширять лексический словарь детей по теме «Ранняя весна.
НОД «Ранняя весна. Куклы «Мартинички» Организованная образовательная деятельность. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие.