Что значит пубертатный период
Пубертат. Ответы на вопросы
Думаю, любой родитель подростка узнал свои жалобы на ребенка. И правда: пубертатный период был выделен в отдельную категорию из-за того, что с детьми происходят достаточно типичные изменения, зачастую вызывающие у родителей страх и злость. Что это за изменения знает любой родитель подростка, да и материала об этом много. Но вот почему они происходят? Как понять, что в голове у ребенка?
Биологический фактор – не единственный, но один из мощнейших в изменениях в подростковом возрасте. В последнее время у науки появляются новые инструменты для исследования работы тела и головного мозга в частности, которые позволяют нам лучше понимать причины того или иного поведения.
С чего все начинается?
В раннем подростковом возрасте главным биологическим событием является период полового созревания. Уже в 6-9 лет у девочек и в 7-10 лет у мальчиков происходит активация гипоталамо-гипофизарной системы, которая приводит к возникновению вторичных половых признаков (волосы, работа потовых желез, изменение запаха), а несколько лет спустя – к развитию гонад (яичников и семенников), выработке половых клеток, развитию других вторичных половых признаков. Одновременно с этим выделяются гормоны, вызывающие рост и изменений пропорций тела.
Из-за этих изменений на эмоциональном и поведенческом уровне неизбежно возникает половое поведение: биологически обусловленная заинтересованность в противоположном поле, новые сенсорные ощущения (например, ощущение запаха противоположного пола), интерес к темам секса, отношений между мужчинами и женщинами и т.д. Отсюда и «только друзья на уме».
А голова-то где?!
Мозг человека становится «взрослым» примерно к 20 годам. Это означает, что он претерпевает значительные изменения в подростковом возрасте.
Важно знать, что разные области мозга созревают с разной скоростью: сначала развиваются те, которые отвечают за переработку сенсорной информации (т.е. те, которые отвечают за то, чтобы человек видел, слышал, чувствовал вкус, ощущал базовые эмоции и понимал, что он видит, слышит и чувствует) и за контроль над движениями (как мелкой, так и крупной моторикой, за произвольность этих движений). И лишь позднее развиваются те области, которые отвечают за планирование, контроль деятельности, прогнозирование, формирование выводов, абстрактное мышление. На деле это означает, что подросток получает примерно ту же информацию, что и взрослые, но по биологическим причинам не всегда способен ее обработать и воспользоваться ей также, как взрослый.
Также интересными являются данные об изменении состава головного мозга. Много лет считалось, что больше всего серого вещества (т.е. собственно тех клеток, которые и участвуют в мыслительном процессе) в головном мозге у младенцев, а с возрастом его становится все меньше. Сейчас же исследования показывают, что больше всего серого вещества у подростков, и его становится меньше к концу пубертатного периода. Как и почему? По всей видимости, снижается не количество клеток, а количество их связей с другими нервными клетками. Наш мозг создает эти соединения с запасом и те, которые не используются, отмирают. А те, которые остаются, претерпевают процесс миелинизации: клетки и их отростки покрываются электроизолирующим слоем, что ускоряет их проводимость, а значит позволяет быстрее и точнее думать.
Именно из-за этих двух фактов и возникают те особенности в мышлении и поведении подростков, которые мы наблюдаем: им легче обращаться к «заднему мозгу» (к физиологическим ощущениям, эмоциям, сенсорному опыту), нежели чем к «переднему мозгу» (который планирует, делает выводы, контролирует поведение). Когда они это делают, это получается медленно, требует больших энергетических затрат и происходит медленнее, чем у взрослых. А значит, они правда чаще руководствуются эмоциями, правда не видят своих ошибок, правда сложнее рефлексируют, и правда многое знают, но не могут вовремя воспользоваться этими знаниями.
А о риске ты подумал?!
Одним из самых частых поводов для родительского волнения является рискованное, необдуманное поведение подростков в период полового созревания. Но и ему есть биологическое объяснение: исследования показывают, что на вознаграждение среднего и большого размера подростки реагируют в разы сильнее, чем взрослые, и, в отличие от них, практически совсем не радуются вознаграждениям малого размера. Иными словами, чтобы почувствовать удовольствие, подростку необходима сильная стимуляция, в частности, риск. Мы привыкли рассматривать риск как проблему, но на самом деле, если бы люди не рисковали, то они никогда бы не развивались ни в личностном, ни в научном, ни в социальном плане. Без риска невозможно взросление!
Эти и другие данные о биологии подросткового возрасте не оправдывают подростковое поведение, но дают ему объяснение. Чаще всего, подросток действует не назло, не из-за лени, и не из-за собственной глупости.
Поведение подростка – неизбежный результат биологического процесса взросления.
Руководствуясь этим, родители могут снизить критику, найти в себе силы выслушивать его, начать выстраивать близкие и доверительные отношения, которые, в свою очередь, помогают развиваться мозгу.
Пубертатный период: что происходит с ребёнком в подростковом возрасте
Половое созревание считается самым напряженным этапом для родителей, потому что настроение детей часто и быстро меняется. Это связано с фундаментальными изменениями в жизни подростка. В этой статье мы рассмотрим эти изменения и то, как справляться с капризами своего ребенка.
Когда детям около 10 или 11 лет, у них многое начинает меняться: смена настроения, эмоциональные колебания, психические и социальные изменения. Короче говоря, они вступают в половое созревание.
В конечном счете, эти изменения превратят ребенка во взрослого. Смена настроения, которую многие родители замечают у детей, является выражением этих изменений. Многие родители боятся этой стадии эмоциональной нестабильности, через которую проходят их “маленькие взрослые”. Фактически, половое созревание считается одной из самых стрессовых фаз для родителей.
Тем не менее, этот период неизбежен и приводит к тому, что родители и дети заново знакомятся друг с другом. Вот почему важно попытаться понять, что переживает ваш ребенок.
Трудное половое созревание: причины
Важно помнить, что каждый из нас проходил этот этап, но половое созревание уникально для каждого человека и протекает индивидуально.
Как правило, на этом этапе жизни царит путаница, беспокойство или депрессия. Когда дети и родители знают больше о процессах и проблемах этого периода, всё проходит гораздо легче.
Наиболее важные моменты, которые нужно учитывать, когда ваш ребенок вступает в половое созревание:
Физические изменения
В детстве организм постоянно меняется: он растет и становится сильнее. Но в период полового созревания наступает новая форма изменений: на теле растет больше волос, формируются вторичные половые признаки.
У мальчиков голос становится глубже, а их яички растут. У девушек формируется грудь и начинаются месячные. В этот период усиливается физическое восприятие, подростки впервые испытывают сексуальное возбуждение.
Многие из этих изменений приводят к стрессу и недомоганию у молодых людей, поэтому важно, чтобы вы научились принимать их и подружились с ними.
Эмоциональные изменения
Подростки испытывают большую потребность в конфиденциальности и начинают беспокоиться о своем будущем. Мы не должны забывать, что они проходят через очень глубокое личное преобразование, пытаясь примирить внутренний мир с внешним и найти свою идентичность.
Когнитивные изменения
Еще одним фундаментальным аспектом развития личности является способность к абстрактному мышлению. Это дает возможность молодым людям решать проблемы, рассматривая разные точки зрения и, тем самым, предугадывая последствия своих действий.
Способность к абстрактному и логическому мышлению делает ребенка равноправным членом внутри семьи и общества. Эта способность помогает понять социальные правила и следовать им.
Изменения в поведении
В молодости преобладают поиски свободы. Хотя подростки уже думают, как взрослые, они еще не имеют достаточного опыта, чтобы принимать собственные решения. Именно на этом этапе происходит большинство конфликтов между родителями и детьми. Внутренний хаос ребенка может быть вызван тем, что он вообще не беспокоится или слишком беспокоится о своей внешности. Кроме того, дети больше спят в период полового созревания, потому что для эмоциональных и гормональных изменений требуется много энергии. Родители должны проявлять понимание в этом отношении.
Укрепление отношений между родителями и детьми
Подростки нуждаются в том же внимании и любви от своих родителей, что и младшие дети. Вот почему важно поддерживать хорошие отношения между родителями и детьми с малых лет. Только так ваш ребенок узнает, что он может положиться на вас.
Тем не менее, вы должны понимать, что отношения с вашим ребенком изменятся навсегда. Это изменение может протекать продуктивно и радостно. Как вы можете быть хорошим родителем во время полового созревания и помогать своему ребенку с перепадами настроения?
Помогите своему ребенку
К счастью, есть несколько важных советов для родителей, которые помогут вам преодолеть трудности во время полового созревания вашего ребенка.
Показать любовь
Родители играют особую роль в жизни ребенка. Дарите им любовь и интересуйтесь всем, что происходит в их жизни. На примере родителей дети учатся любить и заботиться о других людях.
Всегда помните, что дети нуждаются в любви – даже если они не скучают, раздражены или расстроены по отношению к вам или другим людям. Понимание и принятие важны, когда вы сталкиваетесь с перепадами настроения.
Дать поддержку
Установить границы
Правила и границы очень важны для ребенка, чтобы он мог чувствовать себя в эмоциональной безопасности. Кроме того, они подходят для того, чтобы дать подросткам опору и держать их под контролем.
Однако, вы должны быть осторожны, чтобы не стать слишком авторитарным. Правила не должны быть очень строгими, но и не должны быть слишком слабыми. Здесь нужно найти середину: установить четкие границы, обосновав их.
Быть образцом для подражания
Проявите уважение
Важно, чтобы вы признали их автономию, даже если ваши интересы не совпадают. Постарайтесь понять своего ребенка, его чувства и потребности.
Напоследок
Перепады настроения, физические, умственные и эмоциональные изменения являются большой проблемой для детей и их родителей.
Источник фото: Pinterest
Пубертатный период (телархе, пубархе, менархе)
Пубертатный период (пубертат) включает серию стадий развития организма, при которых происходит половое созревание девочки и становление ее репродуктивной функции. Этот процесс сопровождается маркерными нейроэндокринными и физиологическими изменениями репродуктивной системы и достигает кульминации во время развития вторичных половых признаков, способности к овуляции и менструации, достижения фертильности.
Значительный скачок соматического роста, а также драматические психосоциальные изменения также характеризуют пубертатное развитие. Но изменения роста и психосоциального развития не всегда являются синхронными изменениям в репродуктивной системе, что приводит к неверной трактовки индивидуальной «зрелости». У девочек пубертатный период происходит быстрее, чем у мальчиков. Так, девочки завершают пубертатный развитие за 3 года, тогда как мальчики — за 5 лет.
Формирование вторичных половых признаков
К началу фенотипических изменений в связи с регенерацией ретикулярной зоны коры надпочечников возникает адренархе (в 6-8 лет). Гонадархе (около 8 лет) происходит с началом стимуляции под действием гонадотропин-рилизинг-гормона (ГнРГ) секреции передней долей гипофиза лютеинизирующего гормона (ЛГ) и фолликулостимулирующего гормона (ФСГ). Это, в свою очередь, является триггером к началу последующих физических изменений, включая развитие молочных желез (телархе), развитие лобкового и аксилярного оволосения (пубархе), скачок роста и начало менструаций (менархе), обычно в таком порядке. Адренархе и гонадархе не является частями пубертатного развития.
Гормональные изменения перед пубертатным периодом — адренархе и гонадархе
Адренархе — рост продукции андрогенов надпочечниками — возникает между 6 и 8-м годами жизни. В надпочечниках начинается регенерация ретикулярной зоны, которая была подавлена сразу после рождения девочки, с сопутствующим повышением активности Р450 микросомальных энзимов. Этот внутренний слой коры надпочечников является ответственным за секрецию половых стероидных гормонов. В результате возрастает продукция андрогенных стероидных гормонов надпочечников — дегидроэпиандростерона сульфата (ДГЭАС), дегидроэпиандростерона (ДГЭА) и андростендиона, что имеет место от 6-8 до 13-15 лет.
Гонадархе — установление нормальной функции яичников — начинается около 8 лет, когда возрастает пульсирующая секреция ГнРГ гипоталамусом. Это ведет к стимуляции синтеза гонадотропинов ФСГ и ЛГ передней долей гипофиза, происходит преимущественно во время сна и не сопровождается никакими фенотипическими изменениями.
Первым признаком пубертатного периода является увеличение пульсационной секреции ЛГ ночью. Эту пульсационную секрецию ЛГ ночью меняет Пульсационная секреция ЛГ и ФСГ в течение дня, что приводит к росту уровня эстрогенов вследствие роста фолликулов в яичниках. Положительная обратная связь от увеличения уровня эстрадиола инициирует пик ЛГ, необходимый для индукции овуляции.
Адренархе не является обязательным для нормальной функции яичников — гонадархе. Это подтверждается тем фактом, что пациентки с гипофункцией коры надпочечников имеют нормальное пубертатное развитие. Яичники, в свою очередь, могут начинать функционировать до адренархе в случае преждевременного пубертатного развития. С другой стороны, гонадная функция не является необходимой для функции надпочечников — доказательством служит нормальное адренархе у пациенток с дисгенезией гонад.
Первым фенотиповым изменением в пубертатном периоде в большинстве случаев является начало развития молочных желез (телархе), которое происходит около 10 лет. Но иногда может наблюдаться увеличение скорости линейного роста за 1-2 года до начала телархе, извещающее о начале пубертатного развития.
После телархе начинает развиваться лобковые оволосение, пубархе (нередко вместе с аксиллярным), что имеет место около 11 лет. Дальнейшими событиями обычно являются пубертатный скачок роста (9 см / год), который наблюдается около 12 лет и, наконец, менархе — около 13 лет. Менархе происходит обычно через 2-2,5 года после телархе. Нормальное пубертатное развитие начинается в пределах 2,5 стандартных отклонений от средних значений, т.е. между 8 и 14 годами.
Телархе
Первой стадией телархе является развитие почек молочных желез, обычно происходит около 10-11 лет. Телархе обычно является первым фенотиповым изменением в серии событий пубертатного возраста и возникает вследствие роста уровня циркулирующих эстрогенов. Одновременно с телархе происходит эстрогенизация слизистой оболочки влагалища и развитие влагалища и матки. Дальнейшее развитие молочных желез происходит в течение пубертатного и подросткового периода. Соответствующие изменения молочных желез разделяют на 5 стадий, согласно классификации Маршалла и Таннера.
Пубархе
Начало роста лобковых волос обычно происходит после телархе, примерно в 11 12 лет, и часто сопровождается ростом аксилярных волос. Пубархе обычно происходит после телархе, но одновременное развитие телархе и пубархе также является нормальным. У представительниц черной расы пубархе может предшествовать телархе, что не является патологией.
Развитие лобкового и аксилярного оволосения происходит вторично вследствие увеличения концентрации циркулирующих андрогенов. Иногда понятие пубархе и адренархе употребляют как синонимы, но это не совсем верно. Пубархе — развитие лобкового оволосения, что происходит под действием надпочечниковых андрогенов в возрасте после 10 лет в стадии пубертатного развития, а адренархе — активизация синтеза андрогенов в надпочечниках, что происходит между 6 и 8-м годами жизни и предшествует началу пубертатного развития.
Пубертатный скачок роста
Увеличение секреции эстрогенов стимулирует продукцию гормона роста, который, в свою очередь, стимулирует инсулиноподобный фактор роста I, что способствует увеличению соматического роста. Пубертатный скачок роста характеризуется ускорением роста девочки, начинается в возрасте 9-10 лет и достигает максимальной скорости между 12 и 13-м годами (9 см / год).
Но эти взаимоотношения являются дозозависимыми, и чрезмерный уровень эстрогенов приводит к угнетению выделения гормона роста и соматомедина-С. В дальнейшем, в результате влияния эстрогенов на прекращение роста эпифизарных зон роста длинных трубчатых костей, за быстрым скачком роста может произойти прекращение роста.
Эстрогены усиливают рост костей, особенно осевого скелета. Гормон роста имеет большее влияние на рост длинных трубчатых костей. Это объясняет тот факт, что больные с гипогонадизмом часто имеют короткое туловище с относительно длинными конечностями (евнухоидный габитус). При дефиците гормона роста больные нередко имеют противоположную генетическому полу внешность. Эстрогены также способствуют закрытию эпифизарных зон роста трубчатых костей. Итак, пациенты с преждевременным половым развитием имеют раннее начало роста, но, окончательно, имеют невысокий рост вследствие преждевременного закрытия эпифизарных зон роста, если не проводится своевременное лечение.
Менархе
Средний возраст менархе (первой менструации) колеблется между 12 и 13 годами (12,7 года). Менархе происходит обычно через 2 года после телархе (развития зачатков молочных желез). Менструальный цикл у подростков обычно является нерегулярным течение первых 6 мес-1 года после менархе, что свидетельствует об ановуляторных циклах. Установление регулярных овуляторных циклов от-ходит примерно через 2 года после менархе.
Задержка менархе может иметь место у гимнасток, бегунов на длинные дистанции и балерин. Высказываются мнения, что сигналом для начала менархе является достижение определенной массы тела (17-22% жировой ткани), обычно имеет место при массе тела> 45 кг. Но нет точных данных, что больше влияет на задержку менархе: недостаток жировой ткани или стрессовые и физические нагрузки.
Овуляторные менструальные циклы сопровождаются повышением уровня прогестерона после овуляции. Овуляция обычно является непостоянной в течение 1-2 лет после менархе, что проявляется нерегулярными менструальными циклами. После этого периода менструальный цикл у подростков должен установиться, и отсутствие регулярных циклов может свидетельствовать о репродуктивных расстройствах.
Нарушение пубертатного развития
Нормальное пубертатное развитие начинается между 8 и 14-м годами (± 2,5 стандартных отклонения от средних значений). Если у девочки вторичные половые признаки появляются в 8 лет, или если вторичные половые признаки отсутствуют до 14 лет, или если у девочки с развитыми вторичными половыми признаками отсутствует менструация до 16 лет, такие пациентки подлежат дополнительному обследованию.
У представительниц черной расы пубертатный период в норме может начинаться до 8 лет. Могут иметь место изолированное преждевременное телархе или пубархе без других признаков пубертатного развития, не требует срочного обследования, но свидетельствует о необходимости наблюдения для исключения возможного преждевременного пубертатного развития. Преждевременное телархе обычно возникает в первые 7 лет жизни, а преждевременное пубархе может быть ранним признаком синдрома поликистозных яичников в дальнейшей жизни. Преждевременное пубертатное развитие более частое у девочек (в 5 раз чаще, чем у мальчиков), а задержка пубертатного развития более частая у мальчиков.
Пубертатное развитие может начинаться раньше из-за следующих обстоятельств:
Позднее начало полового развития может наблюдаться:
1) при сахарном диабете;
2) при значительных степенях ожирения;
3) при недостаточном питании;
4) при чрезмерных стрессовых и физических нагрузках.
Преждевременное пубертатное развитие
Преждевременный пубертатный развитие — это появление вторичных половых признаков до 8 лет. У девочек около 75% преждевременного пубертатного развития является идиопатическим, тогда как у мальчиков — только 40%. Современные возможности высокочувствительных методов интракраниальной визуализации, в частности магнитно-резонансной томографии, возможно, позволят выявить причины этих так называемых «идиопатических» состояний.
Изосексуальное преждевременное пубертатное развитие — это преждевременный пубертатный период, соответствующий генетическому полу индивида.
Гетеросексуальное преждевременное пубертатный развитие — преждевременное пубертатное развитие, которое развивается по типу, противоположному генетическому полу индивида. Гетеросексуальное преждевременное пубертатное развитие у девочек отражает чрезмерную продукцию андрогенов надпочечниками или яичниками. Изосексуальное преждевременное развитие более частое, чем гетеросексуальное преждевременное половое развитие.
Выделяют две формы преждевременного полового развития: ГнРГ-зависимую и ГнРГ-независимую. ГнРГ-зависимая форма преждевременного полового развития («настоящая», «полная», «центральная») развивается вследствие преждевременной активации гипоталамо-гипофизарно-гонадной оси, а именно при ранней активации гипоталамического генератора ГнРГ-пульсации, и обычно являются идиопатический.
Лечение этого состояния заключается в назначении агонистов гонадотропин-рилизинг-гормонов (золадекс, диферелин, люпрон) с целью супрессии преждевременной активации ГнРГ-пульсации. Одной из наиболее серьезных причин ГнРГ-зависимого преждевременного пубертатного развития являются опухоли ЦНС), в частности гамартомы. Лечение гамартром может быть хирургическим, лучевым или медикаментозным (агонисты ГнРГ).
ГнРГ-независимая форма преждевременного полового развития (неполная, периферическая, преждевременное псевдопубертатное развитие) развивается вследствие продукции половых стероидов яичниками, которая не зависит от гипоталамо-гипофизарно-гонадной регуляции. В некоторых случаях периферическая продукция гормонов может активировать гипоталамо-гипофизарно-гонадную систему, что приводит к смешанной форме преждевременного полового развития.
Наиболее частыми причинами ГнРГ-независимого преждевременного полового развития могут быть следующие состояния:
Диагностика преждевременного полового развития и его форм начинается по сбору анамнеза больной. Выясняют особенности роста ребенка, особенности появления признаков пубертатного периода, семейный анамнез относительно возможных репродуктивных аномалий, наличие экзогенного гормонального воздействия, симптомы заболеваний щитовидной железы, неврологических и цереброваскулярных болезней (инсульт).
При объективном обследовании оценивают рост, массу тела относительно возрастных стандартов, массо-ростовой коэффициент. Оценивают выраженность вторичных половых признаков по шкале Таннера, выполняют исследования состояния щитовидной железы и неврологического статуса, обследуют кожу о наличии «кофейных пятен», проводят ультрасонографию, абдоминальное и тазовое (вагинальное или ректальное) исследование по выявлению функциональных кист и опухолей яичников.
Лабораторные анализы включают оценку сывороточных уровней эстрадиола, ЛГ, ФСГ, ТТГ (ТТГ) и хорионического гонадотропина человека (ХГЧ). В случае гетеросексуального полового развития, оценивают уровень ДГЭАС, 17-гидроксипрогестерона и тестостерона.
Наиболее важным радиологическим тестом является оценка костного возраста (в костях левого запястья) для оценки зрелости скелета. Костный возраст при всех формах преждевременного пубертатного развития был увеличен, за исключением первичного гипотиреоидизма (задержка костного возраста).
Задержка пубертатного развития
Задержка пубертатного развития — отсутствие развития вторичных половых признаков до 14 лет или отсутствие менархе до 16 лет. Отсутствие менархе до 16 лет называется первичной аменореей.
Пациенток с задержкой полового развития и первичной аменореей классифицируют по признаку наличия или отсутствия развития молочных желез (признак наличия продукции эстрогенов), а также присутствия или отсутствия матки:
2. Если развитие молочных желез отсутствует, оценивают уровень ФСГ, что позволяет выявить яичниковых недостаточность (высокий ФСГ) или гипоталамо-гипофизарную недостаточность (низкий ФСГ).
3. Случаи отсутствия матки и отсутствия развития молочных желез является исключительно редкими.
4. При наличии матки и наличии развития молочных желез ведение пациенток аналогично таковому при вторичной аменорее.
Наиболее частой причиной первичной аменореи и задержки полового развития является дисгенезия гонад (синдромы Тернера, Шерешевского-Тернера). На втором месте по частоте является агенезия матки и влагалища (первичная аменорея при наличии вторичных половых признаков при синдроме Майера-Рокитанского-Кюстера-Гаузера), на третьем — нечувствительность к действию андрогенов (синдром тестикулярной феминизации).
Менструальный цикл
Гипоталамус, гипофиз, яичники и матка — это компоненты репродуктивной системы женщины, которые принимают участие в установлении и регуляции менструального цикла и функционируют с помощью положительных и отрицательных прямых и обратных связей. У плода генетической женского пола на 20-й неделе развития яичники содержат 6-7 млн зародышевых клеток, количество которых уменьшается до 2 млн на момент рождения и до 300000 перед началом пубертатного периода.
Менструальный цикл в норме длится 28 дней (колебания от 21 до 35 дней). Только 15% женщин имеют 28-дневный менструальный цикл. Наиболее нерегулярным менструальный цикл является в течение 2 лет после менархе и 3 лет перед менопаузой (последней менструацией в жизни женщины). Ановуляторные циклы в эти периоды составляют 6-35%.
Менструальный цикл делится на две 14-дневные фазы: I — фолликулярную и II — лютеиновую, характеризующиеся изменениями в яичниках в течение цикла. Эти фазы еще имеют название пролиферативной и секреторной, отражающее синхронные изменения в эндометрии в этот же период времени. Эти циклические изменения происходят в поверхностном, функциональном слое эндометрия (как в его компактном, так и в спонгиозной слое), тогда как базальный слой эндометрия нечувствительным к гормональным стимулов и остается интактным в течение менструального цикла (регенеративная зона).
В течение фолликулярной фазы цикла, выделения ФСГ гипофизом вызывает развитие первичных яичниковых фолликулов. Яичниковые фолликулы продуцируют эстрогены, которые, в свою очередь, стимулируют пролиферацию эндометрия. Под действием ФСГ обычно лишь один из этих фолликулов (доминантный) достигает максимального развития — стадии зрелого (третичного, граафова) фолликула; другие прекращают развитие на разных стадиях (первичные, вторичные фолликулы).
В середине менструального цикла, около 14-го дня, в ответ на достижение максимальной концентрации эстрогенов, синтезируемых гранулезного клетками фолликулов, имеет место пик секреции ЛГ гипофизом. Этот пик ЛГ стимулирует овуляцию — разрыв стенки зрелого фолликула и освобождения яйцеклетки, которая почти сразу попадает в просвет ампулярной части маточной трубы.
После овуляции начинается ІІ, лютеиновая фаза менструального цикла. Доминантный фолликул, в котором состоялась овуляция, накапливает лютеиновый пигмент и развивается в желтое тело. Желтое тело рядом с секрецией эстрогенов начинает продуцировать прогестерон, способствующий секреторным изменениям эндометрия (децидуализация, децидуальные реакции — накопление гликогена, а также рост васкуляризации) для обеспечения имплантации оплодотворенной (фертилизованои) яйцеклетки.
Если оплодотворение не происходит, желтое тело дегенерирует, и уровень прогестерона (и эстрогенов) снижается. При резком уменьшении уровня прогестерона и эстрогенов в эндометрии развивается ишемия и десквамация эпителия функционального слоя — менструация (менструальная фаза).
Фолликулярная фаза
Отмена влияния действия эстрогенов и прогестерона в конце лютеиновой фазы предыдущего менструального цикла приводит к постепенному росту выделения ФСГ гипофизом. В свою очередь, ФСГ стимулирует рост от 5 до 15 примордиальных фолликулов (яйцеклеток, развитие которых остановлен в стадии диплотена в профазе первого мейотического деления, окруженных одним слоем гранулезных клеток), что означает начало I, фолликулярной, фазы нового менструального цикла. Развитие примордиальных (первичных) фолликулов до стадии Диплотена профазы первого мейотического деления не зависит от действия гонадотропинов.
Из этих примордиальных фолликулов обычно только 1 становится доминантным и созревает в преантральный, вторичный фолликул (ооцит, окруженный блестящей зоной с несколькими слоями гранулезных и тека-клеток). Развитие преантральних фолликулов является гонадотропинзависимым.
Селекция доминантного фолликула происходит на 5-7 день менструального цикла. Преантральний фолликул секретирует эстрогены, накапливает фолликулярную жидкость и созревает до стадии овуляторного (третичного, граафова) фолликула. ФСГ отвечает за индукцию синтеза ЛГ-рецепторов и фермента ароматазы, который отвечает за конверсию андрогенов в эстрогены в растущем фолликуле. Эстрогены действуют синергично с ФСГ и увеличивают количество ФСГ-рецепторов и в гранулезных клетках фолликула, а также их митотическую активность.
Фолликул развивается, достигает предовуляторной зрелости путем продукции эстрогенов, которые усиливают его созревание, а также стимулируют образование ФСГ- и ЛГ-рецепторов аутокринным путем. Эстрогены продуцируются «двухклеточным», «двогонадотропиновым путем». Клетки внутренней тека-оболочки фолликула (папка-клетки) в ответ на стимуляцию ЛГ производят андростендион, а гранулезные клетки фолликула под действием ФСГ и с помощью фермента ароматазы конвертируют этот андростендион в эстрадиол.
Синтез андрогенов, которые также конвертируются в эстрогены, стимулирует ЛГ. Андрогены способствуют атрезии недоминантных фолликулов. Андрогены в высоких концентрациях подлежат 5а-редукции в более активные андрогены. Преждевременное увеличение секреции ЛГ также уменьшает митотическую активность гранулезных клеток и способствует дегенеративным изменениям фолликулов.
Повышение уровня циркулирующих эстрогенов по закону центрального отрицательной обратной связи влияет на секрецию ФСГ гипофизом. Это приводит к отмене гонадотропинов поддержки других фолликулов развивающихся. Доминантный фолликул защищен от уменьшения уровня ФСГ вследствие увеличенной концентрации в нем ФСГ-рецепторов. Кроме того, рост васкуляризации внутреннего слоя тека-клеток также способствует большей чувствительности доминантного фолликула к действию ФСГ. Подавляя секрецию гонадотропинов за счет увеличения собственной продукции эстрогенов, доминантный фолликул оптимизирует свое собственное развитие путем прекращения роста других фолликулов.
Овуляция
В конце фолликулярной фазы уровень эстрогенов значительно возрастает и достигает критического (пикового) значения (> 200 пг / мл), что наблюдается в течение около 50 ч, что является триггером для передней доли гипофиза по освобождению максимального количества ЛГ. Этот положительная обратная связь между повышением уровня эстрогенов и ростом концентрации ЛГ усиливается низким уровнем прогестерона.
Овуляция возникает вследствие индуцированного ЛГ разрыва фолликула и освобождения зрелой яйцеклетки примерно через 34-36 ч после начала повышения уровня ЛГ или через 10-12 ч после достижения пика ЛГ. Пик ЛГ инициирует возобновление мейоза в ооците, вызывает лютеинизацию гранулезных клеток фолликула и стимулирует синтез простагландинов и прогестерона, необходимый для разрыва фолликула. Дегенеративные изменения в стенке фолликула могут развиваться вследствие деструкции коллагена, что приводит как пассивное уменьшения, так и разрыв фолликула. Простагландины и лизосомальные энзимы (протеазы) вызывают дегенеративные изменения в стенке фолликула.
Овуляция сопровождается завершением первого мейотического деления с выделением первого полярного тельца. Яйцеклетка обычно попадает в маточную трубу и благодаря движению ресничек ее эпителия продвигается в матку. Этот процесс обычно длится от 3 до 4 дней. Если фертилизация яйцеклетки не происходит в течение 24 ч после овуляции, она дегенерирует.
Лютеиновая фаза
После овуляции начинается лютеиновая фаза цикла. Клетки гранулезы и внутренней тека-оболочки фолликула выстилают его стенку, под действием ЛГ образуют желтое тело. Продолжительность жизни и стероидогенная активность желтого тела зависят от длительной тонической ЛГ-секреции, приводит к увеличению секреции желтым телом прогестерона. Нормальная функция желтого тела требует оптимального преовуляторного развития фолликула (т.е. адекватной ФСГ-стимуляции) и постоянной тонической ЛГ-поддержки.
Желтое тело синтезирует эстрогены и в значительном количестве прогестерон, вызывает дальнейшее развитие желез и секреторные изменения в эндометрии (васкуляризация, накопление гликогена), что являются подготовительными процессами для имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Пик секреции прогестерона желтым телом имеет место около 8-го дня после пика ЛГ, что влияет на созревание секреторного эндометрия и супрессии роста фолликулов.
Каждый день лютеиновой фазы сопровождается определенными микроскопическими изменениями желез и стромы эндометрия. Имплантация обычно происходит на 22-23 день менструального цикла, совпадает с максимальной интрацеллюлярной апокринной секреторной активностью клеток эндометрия.
Если происходит фертилизация, развивающийся трофобласт начинает синтезировать хорионический гонадотропин человека (ХГЧ) — гликопротеин, подобный ЛГ, который обеспечивает поддержку функции желтого тела (развитие желтого тела беременности), т.е. стимулирует секрецию им эстрогенов и прогестерона, необходимую для поддержания эндометрия до развития плаценты и начала ее гормонпродуцирующей функции (8-10 нед гестации). Недостаточная функция желтого тела вызывает так называемый дефект лютеиновой фазы цикла (недостаточность лютеиновой фазы), что считается одной из возможных причин прерывания беременности на ранней стадии.
Если фертилизация, а следовательно и вызванный ею синтез ХГЧ не происходят, желтое тело дегенерирует (желтое тело менструации), уровне прогестерона и эстрогенов снижаются, гормональной поддержки эндометрия не происходит, в нем развиваются ишемические изменения и возникает менструация — отторжение функционального слоя эндометрия.