Что значит прямое дополнение
Прямое и косвенное дополнение в русском языке
В простом предложении различают прямое и косвенное дополнение. Узнаем, как выражается прямое и косвенное дополнение, как их отличить в предложении.
Одним из второстепенных членов предложения является дополнение. В зависимости от части речи и падежной формы слова, управляемого сказуемым, выраженным переходным или непереходным глаголом, в предложении укажем прямое или косвенное дополнение.
Прямое дополнение
Например:
Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин).
«Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им, переходит на предмет.
Прямое дополнение может зависеть также от слов категории состояния (предикативных наречий):
Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?) страданий (Н. Огарев).
Способы выражения прямого дополнения
Прямое дополнение обычно выражается:
1. существительным в форме винительного падежа без предлога:
2. существительным в форме родительного падежа без предлога:
а) действие направлено на часть или неопределенное количество предмета:
б) при отрицательном сказуемом с частицей «не»:
3. несвободным словосочетанием:
Примеры предложений с прямым дополнением
Вскоре увидели (кого?) виновника шума (В. Арсеньев).
Свою (кого?) Тамару не брани (М. Ю. Лермонтов).
(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).
Горные хребты пересекали приморскую (что?) страну (К. Паустовский).
Он любил (что?) море в любую погоду (Ф. Искандер).
Ночью я вышел на улицу, и (кого?) меня поразило еще невиданное зрелище (И. Соколов-Микитов).
Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань (что?) четыре баржи (М. Горький).
В передней (кого?) никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).
Косвенное дополнение
Косвенное дополнение так называется из-за того, что оно выражается формами косвенных падежей существительных, местоимений без предлогов и с предлогами, в том числе формой винительного падежа с предлогом.
Способы выражения косвенных дополнений
1. Существительное и местоимение в форме косвенных падежей:
2. Косвенное дополнение может выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями:
Все стали просить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.
Мама пригласила в дом (кого?) мастера на все руки — Степана.
Примеры предложений с косвенным дополнением
Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. С. Тургенев).
Так вот и устроился у меня жить ёжик (М. Пришвин).
Еще не вся черемуха тебе в окошко брошена (М. Исаковский).
Видеоурок «Дополнение прямое и косвенное»
Проверим свои знания и выполним тест, указав в предложениях прямые и косвенные дополнения.
Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято чтит память утрат, понесенных во имя побед (В. Быков).
Зачем бобру хвост? В случае опасности бобры громко шлепают хвостом по воде, предупреждая таким образом сородичей (А. Чижевский).
Надо взять у друга эту книгу, чтобы прочитать повесть к следующему уроку.
Мне пришлось заступиться за девочку, которую обижали дети.
Девочка усердно готовилась к предстоящему экзамену.
Она зажгла свечу и понесла её в комнату, прикрывая колеблющееся пламя рукой.
Директору нужно еще кое с кем переговорить на эту тему.
Знаю, что скоро мне придется задуматься о будущем.
Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.
Дополнение. Его разновидности и особенности употребления.
Дополнение – это такой второстепенный член предложения, который обозначает предмет. Это может быть объект-адресат действия (читаю другу); объект, на который направлено действие (читаю книгу); объект-средство действия (читаю тихим голосом); объект сравнения (красивее меня) и другое.
Дополнение в русском языке отвечает на вопросы косвенных падежей:
По морфологическому признаку разделяют два вида дополнений:
— прямое дополнение – это дополнение, которое имеет беспредложную форму винительного падежа: звала (кого?) маму; прочитал (что?) книгу.
— косвенное дополнение – это дополнение, которое имеет форму всех остальных падежей, в том числе, и образованную при помощи предлогов: думать (о ком?) о нем; позвонить (кому?) бабушке.
Связи дополнения в предложении.
Дополнение в предложении может относиться:
3) К главному или второстепенному члену, который выражен наречием: коротко о главном; неожиданно для меня;
4) К главному или второстепенному члену предложения, выраженному причастием или прилагательным: строгий к детям; заботящийся о родителях.
Чем может быть выражено дополнение?
Дополнение в предложении может быть выражено следующими частями речи:
1. Именем существительным:
2. Именем прилагательным, выступающим в роли существительного:
5. Инфинитивом (неопределенной формой глагола):
6. Словосочетанием или фразеологизмом:
Дополнение в русском языке. Примеры
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Второстепенный член предложения — дополнение
Дополнение, в отличие от определения, поясняет в предложении сказуемое и вместе с обстоятельством составляет группу сказуемого.
Солнце золотило темный загар увядших листьев (Ч. Айтматов).
Солнце золотило (что?) загар — дополнение.
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).
Значение дополнения
В предложении дополнение может обозначать:
1. объект, на который направлено действие:
2. объект восприятия:
4. объект сравнения:
5. отношение к руководителю, владельцу, производителю чего-либо:
Способы выражения дополнения
Дополнение может выражаться словами разных частей речи:
Герасим снова взялся (за что?) за ложку и продолжал хлебать (что?) щи (И. С. Тургенев).
Нам дали это задание (дали задание кому? нам).
Председательствующий просит (о чём?) говорить по существу обсуждаемого вопроса.
Все бывшие одноклассники вспоминали с теплотой о школьном прошлом (вспоминали о чём? о прошлом).
В предложении дополнение бывает прямым и косвенным.
Прямое дополнение
Прямое дополнение обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие, обозначенное переходным глаголом или словом категории состояния (предикативным наречием):
Способы выражения прямого дополнения
Обычно прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения.
Я нарвал большой (что?) букет этих цветов (К. Паустовский).
Я нагнал (кого?) его, но мне непременно хотелось увидеть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).
Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа существительного, если оно обозначает
2. Прямое дополнение управляется глаголом с отрицанием
Примеры предложений с прямым дополнением
Белое одеяло скрыло (что?) все следы (В. Песков).
Я снял (что?) газету и увидел (что?) простоквашу, ярко освещенную голубым лунным светом (В. Катаев).
Я мальчишкой ловил (кого?) снегирей и держал (кого?) их в клетке (В. Песков).
Никогда и никому не доверял своей (чего?) тайны (А.П. Чехов).
Косвенное дополнение
Все остальные дополнения являются косвенными. Они выражаются словами разных частей речи и словосочетаниями.
Способы выражения косвенного дополнения
Формы косвенных падежей существительных и местоимений как с предлогами, так и без них
Я послал (за кем?) за доктором (И. С. Тургенев)
Я вспоминал (о чём?) об этом в самые страшные минуты боя (К. Паустовский).
Прилагательное или причастие в роли существительного.
Все просили её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).
Она заставила Ивана Ильича (что?) выпить несколько чашек кофе (А. Толстой).
Наречие в роли существительного
Дети услышали (что?) «гав» из-за изгороди сада.
Количественное числительное с зависимым существительным «с четырьмя щенками» является одним членом предложения — дополнением.
Местоимение «несколько» составляет синтаксически неделимое сочетание с существительным «палаток» в форме родительного падежа множественного числа.
Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»
Тест
Пройдите тест и определите, есть ли дополнение и какого вида, прямое или косвенное, в следующих предложениях.
Победителю легкоатлетического забега вручены медаль и памятный вымпел.
Еще в школе я выбрал себе профессию программиста.
Во время летних каникул я поеду к дедушке с бабушкой.
Ранним утром мы насобирали много грибов в подлеске из молодых елочек и берез.
Она не помнила моего рассказа о путешествии на Кавказ прошлой осенью.
Отец прибил молотком расшатанную досочку на крыльце.
Пойди выпей сока, прежде чем пойдем на прогулку.
На этот раз Николай оказался быстрее лидера прошлых соревнований.
можно ответы теста)
В конце статьи добавили ссылку на ответы теста.
Я нарвал большой (что?) букет этих цветов- букет этих цветов будет дополнение? Или только букет?
Не зря после школы и после института ученики не в состоянии провести синтаксический разбор предложения. С таким объяснениями кто-либо разобрать что-либо уж точно будет не в состоянии. Конечно с примерами из четвёртого класса типа лошадь съела яблоко все легко и просто. Но вот на примере: «Лошади были давно готовы, а мне всё не хотелось расстаться с смотрителем и его дочкой» — поплывут многие. По крайне мере в этой статье нет достаточной информации для правильного разбора этого предложения. В общем не зря из всех моих знакомых, хоть с тремя высшими образованиями синтаксический разбор правильно проводят только выпускники фил фака.
Больше всего бесит как учительница с безжизненным лицом и зазнавшимся видом всезнайки говорит в двух словах о неделимых словосочетаниях, как будто и вправду с её трёх слов «не употребляются отдельно» Можно сразу же взять и определять делимые и неделимые.
Дополнение
3 класс, 4 класс, 5 класс, 8 класс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое дополнение
Дополнение в русском языке — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект.
Дополнения в предложении могут отвечать на такие вопросы:
Родительный падеж: кого? чего?
Дательный падеж: кому? чему?
Винительный падеж: кого? что?
Творительный падеж: кем? чем?
Предложный падеж: о ком? о чем?
Дополнение может быть связано с подлежащим, сказуемым, определением. Во время разбора предложения по членам его выделяют пунктирной чертой.
Пример
Чем выражены разные виды дополнений?
Ухватился (за что?) за забор
Разделить (на что?) на три
Причастие в роли существительного
Взглянул (на кого?) на входящего
Прилагательное в роли существительного
Думал (о чем?) о давнем
Неопределенная форма глагола
Просил (о чем?) приехать
Словосочетание из существительного и количественного числительного
Говорили (о ком?) о трех бардах
Наречие в значении имени существительного
Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня
Мы услышали громкое (что?) «мяу» из комнаты
Неделимое словосочетание, в которое входит существительное в косвенном падеже
Ехал (к кому?) к бабушке с дедушкой
Прямое дополнение
Прямое дополнение относится к переходным глаголам и обозначает предмет, на который направлено действие. Такие дополнения выражаются в виде существительного или местоимения в винительном падеже без предлога. Иногда — в родительном.
Рассмотрим примеры предложений, чтобы понять, чем бывают выражены прямые дополнения.
Если есть частица ни, глагол с не, отрицательное местоимение или наречие, которое усиливает отрицание:
Никогда никому не доверял своей тайны
Если дополнение выражено существительным с конкретным значением:
Не наклоняй знамя-то.
Если по смыслу дополнение выражает часть от целого:
Не купил конфет к чаю
Если дополнение стоит перед управляющим словом:
Землю не отнимут у них
Если дополнение выражено отвлеченным существительным:
Утро не принесло ясности
Если есть конструкция не + вспомогательный глагол в личной формате + управляющий глагол в неопределенной форме + дополнение:
Не хочу вспоминать про Оренбургскую осаду
Косвенное дополнение
Все дополнения, которые нельзя отнести к прямым, называют косвенными.
Как выражены косвенные дополнения
Обратился к сестре
Причастие в роли существительного
Взглянул на входящего
Неопределенная форма глагола
Наречие в значении имени существительного
Завтра не будет похоже на вчера
Словосочетание из существительного и количественного числительного
Говорили о трех бардах
Неделимое словосочетание, в которое входит существительное в косвенном падеже
Ехал к бабушке с дедушкой
Мы услышали громкое «мяу» из комнаты
Проверьте себя
Выделите дополнения в этих предложениях и укажите, чем они выражены.
Она читала ему стихи о подорожнике и звоне колоколов над Луарой.
Он выбежал во двор, не надевая куртки.
Всю ночь он видел яркие сны о трех королевствах.
Оказалось, свежих цветов в этом доме давно не было.
Старики просили навестить их зимой, когда в деревне особенно одиноко.
Мы всю ночь проговорили о тех трех историях и не сразу заметили, как скоро наступил рассвет
Готовьтесь к ОГЭ по русскому языку на курсах от Skysmart! Вас ждут интерактивные задания и домашки, примеры из современных текстов и стопроцентное внимание преподавателя.
Прямое и косвенное дополнение — это… (45 примеров)
В простом предложении различают прямое и косвенное дополнение. Укажем, как выражается прямое и косвенное дополнение, как их отличить в предложении.
Одним из второстепенных членов предложения является дополнение. В зависимости от части речи и падежной формы слова, управляемого сказуемым, выраженным переходным или непереходным глаголом, в предложении укажем прямое или косвенное дополнение.
Прямое дополнение
Прямое дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым, выраженным переходным глаголом.
Например:
Я сегодня поймал было рыбку (А. С. Пушкин).
«Рыбку» — это прямое дополнение, выраженное одушевленным существительным в форме винительного падежа. Оно управляется переходным глаголом «поймал» (поймать кого? что?), то есть действие, обозначенное им, переходит на предмет.
Прямое дополнение может зависеть также от слов категории состояния (предикативных наречий):
Мне жалко (чего?) радости былой и даже прошлых жаль (чего?) страданий (Н. Огарев).
Способы выражения прямого дополнения
Прямое дополнение обычно выражается:
1. существительным в форме винительного падежа без предлога:
2. существительным в форме родительного падежа без предлога:
а) действие направлено на часть или неопределенное количество предмета:
б) при отрицательном сказуемом с частицей «не»:
3. несвободным словосочетанием:
Примеры предложений с прямым дополнением
Вскоре увидели (кого?) виновника шума (В. Арсеньев).
Свою (кого?) Тамару не брани (М. Ю. Лермонтов).
(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).
Горные хребты пересекали приморскую (что?) страну (К. Паустовский).
Он любил (что?) море в любую погоду (Ф. Искандер).
Ночью я вышел на улицу, и (кого?) меня поразило еще невиданное зрелище (И. Соколов-Микитов).
Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань (что?) четыре баржи (М. Горький).
В передней (кого?) никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).
Косвенное дополнение
Косвенное дополнение так называется из-за того, что оно выражается формами косвенных падежей существительных, местоимений без предлогов и с предлогами, в том числе формой винительного падежа с предлогом.
Способы выражения косвенных дополнений
1. Существительное и местоимение в форме косвенных падежей:
2. Косвенное дополнение может выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями:
Все стали просить Наташу и Артема (о чём?) спеть еще.
Мама пригласила в дом (кого?) мастера на все руки — Степана.
Примеры предложений с косвенным дополнением
Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. С. Тургенев).
Так вот и устроился у меня жить ёжик (М. Пришвин).
Еще не вся черемуха тебе в окошко брошена (М. Исаковский).
Видеоурок
Проверим свои знания и выполним тест, указав в предложениях прямые и косвенные дополнения.
Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято чтит память утрат, понесенных во имя побед (В. Быков).
Зачем бобру хвост? В случае опасности бобры громко шлепают хвостом по воде, предупреждая таким образом сородичей (А. Чижевский).
Надо взять у друга эту книгу, чтобы прочитать повесть к следующему уроку.
Мне пришлось заступиться за девочку, которую обижали дети.
Девочка усердно готовилась к предстоящему экзамену.
Она зажгла свечу и понесла её в комнату, прикрывая колеблющееся пламя рукой.
Директору нужно еще кое с кем переговорить на эту тему.
Знаю, что скоро мне придется задуматься о будущем.
Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.