Что значит прозреть духовно

Духовная слепота – это проблема, которую не решить самому

Что значит прозреть духовно. Смотреть фото Что значит прозреть духовно. Смотреть картинку Что значит прозреть духовно. Картинка про Что значит прозреть духовно. Фото Что значит прозреть духовно

В день прославления иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме в честь этого образа в городе Шахтёрск. По окончании литургии владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы молимся перед чудесным образом Матери Божией. Нам это необходимо и важно. Одна из проблем, с которой мы живём – это духовная слепота, которая не даёт нам увидеть ни себя самих, ни Бога. Мы не всегда видим самих себя, какие мы есть, и Бога не всегда видим и понимаем Таким, Какой Он есть. Эта слепота связана с грехом, с нравственной стороной человеческой жизни.

Сын Божий пришёл в мир, стал человеком для того, чтобы открыть нам глаза, но люди, которые рядом с Ним находились и слышали Его слово, иногда так и оставались слепы. Не всегда даже присутствие Божие рядом с человеком помогает ему прозреть. Не всегда, даже находясь рядом с Самим Христом, слепой становится зрячим. Не все слепые прозрели и не все, кто слышал слово Христово, потом изменились, потому что это слово осталось в их сердце. Духовная слепота – это проблема.

Бог пришёл в мир не для того, чтобы нас судить и наказывать. Он никому Себя не навязывает, никого не заставляет насильно следовать за Собой. Точно так же Он и не прячется от тех, кто Его ищет, не отвергает тех, кто к Нему идёт, и не отворачивается от тех, кто к Нему обращается и за Ним хочет следовать. Но что делать в той ситуации, когда грех ослепил человека, когда человек из-за этого греха перестаёт видеть и понимать, что с ним происходит? Это болезнь, это несчастье.

Духовная слепота, когда человек не хочет следовать за Христом, когда он не хочет слышать и видеть Христа – это препятствие, которое мешает нашей встрече с Богом. Бог не может для человека сделать то, чего сам человек не хочет, чтобы с ним сделал Бог. Так происходит с человеком, когда он одержим, например, недугом пьянства. Всем вокруг очевидно, что он болен. Семья разрушается, таланты, способности теряются, здоровье разрушается, ничего хорошего нет. Это очевидно всем, кроме самого человека, который этим недугом страдает. Он говорит, что у него всё хорошо.

И здесь перед нами встаёт вопрос посредничества: а кто может между человеком и Богом ещё быть? Кто ещё ему может помочь? И вдруг мы видим, что такой Помощницей становится Матерь Божия. История этой иконы – это история об одном солдате, который после того, что он пережил на войне, стал пьяницей. У него были проблемы. Всё, что человек мог потерять, он потерял. И вот во сне ему явилась Матерь Божия и приказала следовать в Серпухов и найти там икону, перед которой он должен молиться. То, что невозможно было человеческими силами, произошло посредничеством Матери Божией, жизнь и этого человека, а после него и многих других людей изменилась через молитву перед этой иконой.

Протестанты говорят: зачем нам посредничество? Мы можем напрямую обращаться к Богу. Нет никакой необходимости в каких-то посредниках – святых, иконах, мощах, молитвах. Вот есть Господь, есть мы, и мы можем напрямую к Нему обратиться. Наверное, для многих людей так и есть, и многим этого достаточно. Я за них рад, что у них всё так хорошо и здорово получается. Но если меня спросить, нужно ли мне лично посредничество, и хотел бы я, чтобы Матерь Божия обо мне молилась – чтобы я увидел, в чём я слеп, в чём я ошибаюсь, в чём мои недостатки и как это исправить, я на этот вопрос, не задумываясь, ответил бы «да».

Иногда нам кажется, что мы всё видим и понимаем, что мы сами свет и для себя, и для других. А если мы слепы? А если мы заблуждаемся? Поэтому в сегодняшний день радость для всех нас – прийти к Матери Божией и попросить Её, чтобы, если мы слепы, если мы заблуждаемся, не видим, куда идти, Она стала нашей Посредницей, как Она стала для этого больного пьянством человека, для этого бедного солдата, который погубил уже свою жизнь и которого Она привела ко Христу.

Дай Бог, чтобы никто из нас не гордился, не думал, что он всё видит, всё знает, всё умеет, что у него нет никаких недугов, он весь светлый, просвещённый и за собой даже других вести может. Чтобы мы со смирением просили Матерь Божию быть Посредницей и не оставить нас погибать в духовной слепоте, в гордыне. Это очень важно – сомневаться в самом себе, сомневаться в своей зрячести, просить Матерь Божию, чтобы Она помогла и просветила, если мы ошибаемся и заблуждаемся.

Очень много в жизни ситуаций, когда не можешь быть уверен, как правильно поступить. Даже читая Слово Божие, Священное Писание, много лет находясь в Церкви, задаёшь себе вопрос: а как правильно, а что дальше делать? И слава Богу, что Господь нам подсказывает: молись Матери Божией, обращайся к Ней. Она поможет тебе так, как Она помогла уже очень многим.

Хочется тоже оказаться в числе этих многих, которым Матерь Божия помогла и, взяв за руку, привела к источнику жизни – ко Христу, Который есть для нас истинный Смысл, и Зрение, и Свет, и Наставник, и Вечность, и Спасение. Дай Бог, чтобы с каждым из нас это произошло. А если это произойдёт – это и есть самое главное: придя ко Христу, мы уже не потеряемся ни в этой жизни, ни в жизни будущего века, потому что Он и есть сама Жизнь.

Сегодня мы просим Матерь Божию и ещё об одной милости. Нам очень прискорбно и грустно, что политики продолжают вмешиваться в жизнь Церкви. Верховная Рада Украины сегодня планировала обсуждать два закона, принятие которых сильно осложнит жизнь общин нашей Украинской Православной Церкви. Сегодня во всех наших храмах совершается молебен перед иконой Матери Божией. Мы просим Её, чтобы Она остановила тех безумцев, которые хотят продолжать дальше разделять Церковь, разделять народ, которые хотят не мира, а войны, распрей и противостояний, которые сами очень далеки от Церкви и духовной жизни, считают себя вождями, зрячими, но они слепы. И эта слепота приводит к разделению, войне, насилию, распрям и ко всему тому, что не помогает, а мешает людям жить.

Каких-то человеческих сил этому противостоять мы не имеем, но мы знаем, что невозможное человеку возможно Богу. Мы сегодня сугубо молились о Церкви, читали молитву и прошения на ектенье за Божественной литургией, и будем продолжать молиться Матери Божией, чтобы Она Своей силой вразумила и просветила тех духовных слепцов, которые, думая, что они зрячи, что они что-то делают полезное, на самом деле приносят большой вред. Я надеюсь, что этого не произойдёт, что эти законы не будут приняты, и мы сможем жить дальше в мире и трудиться так, как трудились до этого.

Источник

О духовном зрении

Из книги митрополита Филарета (Вознесенского) «Глаголы жизни вечной», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2007 г.

Что значит прозреть духовно. Смотреть фото Что значит прозреть духовно. Смотреть картинку Что значит прозреть духовно. Картинка про Что значит прозреть духовно. Фото Что значит прозреть духовноЧто в наше время редко приходится встречать примеры сильной, живой, могучей веры, вряд ли кто-либо станет против этого возражать. Но в то же самое время приходится порой слышать, — это приходилось слышать не раз и мне, и другим, — как иногда люди сами о себе говорят: «О, я очень религиозный, я глубоко верующий», и говорят это искренне, думая, что они в самом деле с полным основанием могут о себе так сказать. Но, увы — на это в большинстве случаев ответ будет такой: «Возлюбленные, не обманывайте себя! Посмотрите в Евангелие — там точно указаны признаки истинной веры». Вот только что в Евангелии читалось о том, каковы признаки этой веры. Господь Сам говорит, что верующих истинно, действительно, по-настоящему верующих, будут на их жизненном пути сопровождать следующие знамения: «. именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк 16, 17–18). Вот признаки истинной веры!

Так скажи же ты, похваляющийся своей верой, есть ли у тебя эти признаки? А если нет, то чем ты хвалишься. Ведь из жизни Церкви мы видим, что те, кто действительно имели истинную веру, всегда думали о себе и о своей вере очень смиренно, всегда считали и сознавали себя маловерными. Получается парадокс — как бы самопротиворечивое положение: тот, кто действительно верует, своей вере не доверяет и видит себя маловерным, а тот, кто истинной живой веры, по существу, не имеет, тот думает, что он глубоко верует, и говорит о себе: мол, я очень религиозный и глубоко верующий…

Должно заметить, что подобный же парадокс мы видим и в моральной, нравственной, духовной оценке человека; в этом смысле справедливо говорят, что праведники видят себя грешниками, а грешники видят себя праведниками. Почему это так, легко уразуметь из простых примеров.

Представьте себе комнату, пыльную, душную и темную. Пока в ней темно, пыли никто не видит; но когда в нее врывается луч солнца, то он освещает комнату, и в этом луче пылинки становятся видными. Вот так же, пока человек не озарен лучом Божественной благодати, в его душе только мрак греха и суеты, он не видит как должно своих грехов и не понимает их тяжести; приходит на исповедь и не знает, о чем ему говорить. А когда человек озарен лучом Божественной благодати, тогда в свете этой благодати он видит свои прегрешения. Это и есть то, о чем мы молимся в Великом посту: «Даруй ми зрети моя прегрешения», ибо без света Божией благодати человек их и не увидит.

Другой пример: всякому известно, что на чистой простыне, на чистой скатерти и малое пятнышко видно, и бросается в глаза; а на грязной тряпке и крупные комья грязи не заметны, — там все слилось. Вот так же в душе человека грешного, не просвещенного Божией благодатью, не думающего о духовной жизни, не думающего об исправлении, не думающего об ответе пред Богом все слилось, и сам он ничего разобрать в этом не может; только всевидящий Господь видит печальное состояние души этого человека. Сам же он этого не чувствует, не замечает и думает, что он не так уж плох и то, что в Евангелии говорится о великих грешниках, к нему уж никак не относится. Святым он, быть может, себя не считает, но полагает, что он не так уж и плох…

Угодники Божии мыслили о себе совсем иначе и видели себя и свое духовное естество совсем в ином свете. Один подвижник все время плакал; ученик его спрашивал: «Отче, о чем ты так плачешь?!» — «О грехах моих, сын мой», — отвечал тот. «Да какие у тебя грехи? И почему ты их так оплакиваешь?» — «Сын мой, — отвечал подвижник, — если бы я мог, как должно, увидеть свои грехи, во всем их безобразии, то я и тебя бы просил оплакивать мои грехи вместе со мной». Так говорили о себе эти необыкновенные люди. Мы же, люди обыкновенные, не видим своей греховности и не чувствуем ее тяжести. Отсюда и получается то, о чем я только что сказал: придет человек на исповедь и не знает, что ему сказать. Иная исповедница так и говорит: «Батюшка, я все забыла». А как вы думаете, если человек, у которого болит рука, нога или какой-либо внутренний орган, идет к доктору, забудет ли он, что у него болит? Так и душа; если она действительно горит покаянным чувством, она не забудет грехов своих. Конечно, ни один человек не может вспомнить все свои грехи — все до одного, без всякого исключения. Но истинное покаяние непременно требует того, чтобы человек сознавал свою греховность, искренно сокрушался о ней.

Таким образом, грешник в силу своей духовной слепоты кажется самому себе чуть ли не праведником, а праведник считает себя грешником, потому что он привык вглядываться в свою душу и видеть в ней пятна греха и нечистоты. Как уже было сказано, мы молимся в Великом посту, чтобы Господь даровал нам зреть наши прегрешения — наши, а не чужие. Но об этом нужно молиться не только в посту, а всегда — молиться о том, чтобы Господь научил нас видеть себя как должно, и не помышлять о своей мнимой праведности. Будем же помнить, что только милость Господня может открыть человеку глаза на его истинное духовное состояние и этим поставить его на путь истинного покаяния. Аминь.

Источник

Православная Жизнь

Что такое духовная слепота? Чем она опасна? Что объединяет нас с евангельскими фарисеями? Кто поставит диагноз и поможет прозреть? Священник Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки, помогает разобраться в этих вопросах.

Слепые вожди слепых

Сегодня Церковь предлагает нам обратиться к 9-й главе Евангелия от Иоанна, повествующей о чуде исцеления слепорождённого. Господь наш Иисус Христос учил, что последние на земле станут первыми в Царствии Небесном, и наоборот. В этом евангельском чтении удивительно, что слепой человек прозрел и телесно, и духовно. Об этом свидетельствуют такие слова, обращённые к фарисеям: «Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9:30-33).

Фарисеи видели и прекрасно осознавали, что произошло нечто необычное, но они всеми силами души упирались и не признавали в случившемся чуда, отрицали Божественную природу Христа. Они не хотели признать, что Христос — это истинно Тот Мессия, Который пришёл в мир. Слепорождённый спрашивает: «я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» (Ин. 9:27). А те, кто первыми должны были принять Христа, — начитанные, грамотные, умные, всё знавшие и годами изучавшие Священное Писание, бывшие эталоном религиозной жизни — обнаружили свою духовную несостоятельность. Почему так вышло? Ведь фарисеи в рамках иудейской практики были кем-то вроде святых, поскольку исполняли закон.

Эти люди были поражены грехом духовной слепоты, происходящей от гордыни. Они считали, что выполнили Закон Божий, и Господь обязан их за это спасти. По большому счёту, Бог был им не нужен, как и Мессия. Они считали себя праведниками, из-за чего у них родилась уверенность, что они своей жизнью обязали Бога. Это помешало им принять Христа.

Кроме того, Христос не соответствовал их представлениям о том, каким должен быть Мессия. У них был свой взгляд на это, человеческий. Но человеческое видение отравлено грехом, как и вся наша природа. Христос же — это Истина, и Он Сам говорил: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). По-настоящему мы можем прозреть, если каждый из нас примет Христа как Бога и Спасителя, проникнется Его истинным учением, отдаст свои волю и мысли в руки Божьи.

Святые отцы о слепоте духовной:

«Видящий чувственными очами знает, когда бывает день и когда ночь, а слепой не знает ни того, ни другого. И духовно прозревший и зрящий умными очами, если после того, как повидит истинный и незаходимый свет, по нерадению и беспечности, опять возвратится к прежнему ослеплению и лишится света, то, находясь в благочувствии, добре чувствует лишение сего света, и от чего случилось с ним такое лишение, не неведает, но пребывающий от рождения слепым (духовно) ничего такого не знает ни по опыту, ни по действу» (Прп. Симеон Новый Богослов).

«Всякий невидящий (слепой духовно), если берется руководить других, есть прелестник» (Прп. Симеон Новый Богослов).

«Слепота (духовная) есть невежество ума, не прилагающего старания ни о деятельных добродетелях, ни о познании Сущего (Бога)» (авва Евагрий Понтийский).

Что значит прозреть духовно. Смотреть фото Что значит прозреть духовно. Смотреть картинку Что значит прозреть духовно. Картинка про Что значит прозреть духовно. Фото Что значит прозреть духовно

Как прозреть?

В молитве «Отче наш» сказано: «да будет воля Твоя». Почему так? — потому, что человек, к сожалению, не может правильно распорядиться своей свободой. Нас создал Господь. Он же создал законы как физического мира, так и духовного. Мы должны свою волю согласовывать с волей Божией, тогда наши поступки придут в соответствие с нашей совестью и с Богом. В этом случае они будут правильными с точки зрения нравственности. Если этого не произойдёт и человек станет жить по своей воле, это неизбежно приведёт к тому, что он просто заблудится, будет находиться словно во тьме. Более того: не сможет различать добро и зло, ведь они относительны, если убрать из жизни Бога и заповеди.

Посмотрите, как живут люди: делают аборты и считают, что это нормально. Некоторые женщины говорят: «Моё тело — моё дело, как хочу, так и поступаю». А где ценность человеческой жизни? — она уже нивелирована. Или однополые браки: почему сейчас это стало такой острой проблемой? — потому, что люди хотят жить по своей воле. Они служат плоти. Если мы отвернёмся от слов Библии, что Господь создал мужчину и женщину и дал им заповедь: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28), — то невозможно никому доказать, что такое сожительство — грех. Современный мир нерелигиозен и не обращает внимания на нравственность. Для государства нет разницы, кто с кем живёт.

Духовная слепота может проявляться и в том, что человек хочет предаться только своей воле и служить плоти, «наслаждаться жизнью». Из-за этого в мире происходят страшные вещи, в результате которых возникают вопросы, на которые нет ответа: экологические, биоэтические и многие другие. Решить их без Библии и тех истин, которые нам принёс Христос, невозможно.

Спаситель говорил о фарисеях: «слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14). Так и бывает. Крах империй после их расцвета происходит именно поэтому: всё строится не по Божьей воле, а по человеческой. Попытки людей создать рай на земле никогда не были успешными. При построении общества, государства вопрос духовный всегда был второстепенным, а то и одним из последних. Я вижу в этом проблему. Мы, христиане, должны всегда на первое место ставить Бога, нравственный вопрос для нас всегда первичен.

Необходимо постоянно задавать себе вопросы: согласовывается ли то, что я делаю, с волей Божией, не грех ли это? Современный мир бросает нам вызовы. Сейчас множество проблем, каких раньше в помине не было. Клонирование, стволовые клетки, генная модификация — чего только не появилось за последние несколько десятилетий! Как во всём этом разобраться без Христа? Мы развиваем науку и технологии, дошли до определённого предела и не знаем, куда двигаться. Только с Божьей помощью, руководствуясь заповедями Христа, согласуя наши поступки с нравственным началом и совестью, можно понять, куда идти и как развиваться.

Алексей Ильич Осипов в книге «Путь разума в поисках истины» пишет, что чем более высокого материального уровня достигает человек, тем выше должен быть его духовный уровень. Важно, чтобы плоть не задавила дух. Это чрезвычайно здравая мысль. Посмотрите: в сытых обществах проблем не стало меньше, наоборот, они становятся более тяжёлыми, появляются такие явления, с которыми неясно даже, как бороться.

Подытожим: духовная слепота происходит от гордыни, высокоумия, обольщения. Проявляется она в том, что человек не видит Бога, выстраивает жизнь по своей воле, в соответствии со своим видением, своими желаниями. Отсюда происходит много проблем, причём не только у самого человека, но и в обществе, и даже во всей вселенной. Главный способ борьбы с грехом духовной слепоты — это духовное развитие: изучение Священного Писания, общение с Богом, воцерковление, преображение.

Что значит прозреть духовно. Смотреть фото Что значит прозреть духовно. Смотреть картинку Что значит прозреть духовно. Картинка про Что значит прозреть духовно. Фото Что значит прозреть духовно

Духовное невежество

Не нужно путать духовную слепоту с духовным невежеством. Бывает, что люди решают уйти в буддизм, например. Или христиане представляют Бога таким, каким Он вообще не является — злым, мстительным, карающим. Это проявления в большей мере именно невежества. Духовная слепота — это когда мы видим явные проявления Божественного участия в нашей жизни и отрицаем их Божественный характер. Так фарисеи говорили, что Спаситель изгонял бесов силой бесовской. Ещё один яркий пример — то, как люди вели себя во время страданий Иисуса Христа на Кресте. Они кричали: «Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф. 27:40). Хотя — какие ещё нужны были чудеса, если Он и мёртвых воскрешал, и слепых исцелял, и хромые ходили, и немые благовествовали?

Вообще, это особенность психики грешного человека: способность блокировать неприятные для себя воспоминания, нежелание видеть свою неправоту и греховность. «Разве я плохой? Я хороший!» — убеждает себя он. Духовная слепота связана с гордыней, именно она ослепляет. Хорошо, когда человек заблуждается искренне. Если же он сознательно белое называет чёрным, то это уже большая проблема. Сюда же можно причислить и фанатизм — когда человек готов на всё ради своей идеи, но она расходится с волей Божьей. Фанатичная одержимость своей религиозной идеей — это тоже одно из ярчайших проявлений духовной слепоты.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о слепоте духовной и её преодолении:

«Слепотою поражены наши ум и сердце. По причине этой слепоты ум не может различать истинных помыслов от ложных, а сердце не может различать ощущений духовных от ощущений душевных и греховных».

«Для слепых разные цвета и предметы чувственного мира как бы не существуют: так и для ослепленных падением мир духовный и духи как бы не существуют. Невидение нами чего-либо никак не служит признаком небытия его».

«При истинном духовном подвиге благодать Божия, насажденная в нас святым Крещением, начинает исцелять нас мало-помалу от слепоты духа посредством умиления».

Духовное невежество — это одна из серьёзных проблем нашего общества. Семьдесят лет атеизма как государственной программы сделали своё дело. Да, у людей духовные запросы никуда не делись, но случилась деформация: у нас перемешаны и язычество, и восточные методики, и протестантизм. Получается синкретический винегрет, а по сути — невежество. В жизни одного человека могут присутствовать и молитвы, и заговоры, и медитация, и покаяние, и причастие. При этом он невежествен во всех вопросах.

Человек, считающий себя верующим, должен определиться с религией. Затем — понять, во что он верит, разобраться в той вере, которую выбрал. По сути, он — потенциальный верующий: знает, что Бог есть, душа его тянется к Нему. Это уже хорошо. Начинать нужно с православия. Всё-таки общество у нас христианское, с момента крещения Руси уже больше тысячи лет прошло. Разберись в православии! Не подойдёт — идите, ищите что-то другое. Но тот, кто по-настоящему разберётся, никуда уже не уйдёт.

Борьба с духовной слепотой может осуществляться и на государственном уровне. Я сторонник того, чтобы повсюду, параллельно со светскими, открывались богословские факультеты, классы, школы. Человек не должен забывать, что те атомы, которые он изучает как физик, создал Господь. Падение же нравственности приводит к хаосу: делай, что хочешь, и ничего за это не будет.

Источник

Оптина Пустынь

Что значит прозреть духовно. Смотреть фото Что значит прозреть духовно. Смотреть картинку Что значит прозреть духовно. Картинка про Что значит прозреть духовно. Фото Что значит прозреть духовно

Что значит прозреть духовно. Смотреть фото Что значит прозреть духовно. Смотреть картинку Что значит прозреть духовно. Картинка про Что значит прозреть духовно. Фото Что значит прозреть духовно

Толкования
Священного
Писания

Что значит прозреть духовно. Смотреть фото Что значит прозреть духовно. Смотреть картинку Что значит прозреть духовно. Картинка про Что значит прозреть духовно. Фото Что значит прозреть духовноЧто значит прозреть духовно. Смотреть фото Что значит прозреть духовно. Смотреть картинку Что значит прозреть духовно. Картинка про Что значит прозреть духовно. Фото Что значит прозреть духовно

При­ми­те со­вет на всю ва­шу жизнь: ес­ли на­чаль­ни­ки или стар­шие вам пред­ло­жат что-ни­будь, то, как бы труд­но ни бы­ло или как бы вы­со­ко ни ка­за­лось, не от­ка­зы­вай­тесь. Бог за пос­лу­ша­ние по­мо­жет.

Ес­ли де­ло ис­куп­ле­ния ро­да че­ло­ве­чес­ко­го со­вер­ше­но бы­ло пос­лу­ша­ни­ем до смер­ти От­цу воп­ло­тив­ше­го­ся Сы­на Бо­жия, то и вся­кая по­ру­ча­е­мая долж­ность есть не что иное, как пос­лу­ша­ние Бо­гу, по­то­му что раз­лич­ные ро­ды прав­ле­ний раз­де­ля­ют­ся от Ду­ха Свя­та­го, как сви­де­тель­ству­ет Апос­тол (1 Кор. 12, 28).

Вся­кое пос­лу­ша­ние, ко­то­рое нам ка­жет­ся тя­же­лым, при ис­пол­не­нии бы­ва­ет очень лег­ко, по­то­му что де­ла­ет­ся как пос­лу­ша­ние.

Оптинские
праздники

декабрь ← →

пнвтсрчтптсбвс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

ПРОЗРЕТЬ — ЭТО УВИДЕТЬ СВОЮ ОТДАЛЁННОСТЬ ОТ БОГА

Весна как будто снова подарила миру жизнь. Новою молодостью зазеленели старинные леса! Под ногами зашуршал роскошный ковёр, расшитый золотом одуванчиков. И небо своей пронзительной синевой, кажется, приглашает к захватывающему дух полёту. Природа так и хочет поделиться с человеком своей прекрасной многообразнейшей палитрой.

Что значит прозреть духовно. Смотреть фото Что значит прозреть духовно. Смотреть картинку Что значит прозреть духовно. Картинка про Что значит прозреть духовно. Фото Что значит прозреть духовноНо тебе никогда не улыбнётся солнце. И ты никогда не сможешь восхититься загадочным зрелищем звёзд на ночном небе. И не оценишь изящный узор на крыле бабочки. Потому что мир раскрашен для тебя только одним цветом — чёрною краскою слепоты. Ты можешь только придумать мир вокруг себя. Или на ощупь, или на слух — представить то, что тебя окружает. Но радужное полотно окружающего мира так и останется задёрнутым плотным тёмным завесом.

И кто же согрешил: он или родители его, что он так страдает, будучи замурован в свою слепоту? Неужели это какая-то страшная неизбежная Небесная отместка?

Нет! Слепорожденный — это особый избранник Божий! Он пришёл в этот мир незрячим, чтобы на нём явились дела Божии. И явились не только для соседей, которые после чуда прозрения, говорили: «не тот ли это, который сидел и просил милостыни?» Не только для изумлённых родителей, которые отвечали фарисеям: «мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем». Не только для него самого, поражённого тем, что с ним произошло, думавшего, что солнце уже никогда не улыбнётся ему, когда он восклицал: «от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному».

Человек промыслительно прошёл через долгий, непроницаемый страшный мрак страданий, через обречённость на слепоту, чтобы дела Божии явились всему миру, всей Вселенной. Чтобы весь мир узнал, что Христос — это истинный свет миру, просвещающий и освещающий всякого человека, приходящего в мир. И главное исцеление человека — это не просто возвращение ему физического зрения, а духовное прозрение, исцеление ослепшей души.

Господь не сразу, а как бы прикровенно, постепенно открывается слепорожденному человеку. Вначале слепой видит перед собой только человека. Необычного, обладающего какой-то внутренней силой… но — человека. «Как открылись у тебя глаза?» — приступали к нему законники. «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: “пойди на купальню Силоам и умойся”. Я пошёл, умылся и прозрел».

Потом Господь открывается ему как пророк. Беспокойные фарисеи, охваченные ужасом от случившегося необычайного происшествия, опять обращаются к прозревшему: «ты чтó скажешь о Нём, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк».

И в конце концов человек исповедует, что Христос — Сын Божий. Господь, найдя его, выгнанного фарисеями, спрашивает: «ты веруешь ли в Сына Божия?» «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему».

Страшно и безотрадно, если ты — слепой. Тебе никогда не улыбнётся солнце. И тебе никогда не пробежаться быстро, как ветер, по лесной тропинке, потому что тебе нужен поводырь. И вся прекрасная многообразнейшая палитра мира — не для тебя. Твой мир раскрашен только одним цветом — чёрною краской слепоты.

Но в бесконечное число раз страшнее слепота духовная. Страшно, если человек замурован в духовную слепоту. Миллионы людей рождаются слепорожденными и даже не знают этого, потому что слепота становится нормой. Слепота становится критерием правильности жизни. Можно быть ослеплённым ненавистью; ослеплённым плотской страстью, которую человек принимает за любовь. Можно быть ослеплённым влечением к тленным богатствам; ослеплённым своим блистательным «Я».

Человек часто пленяется своей слепотой, дорожит своей ночью безверия: «свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы».

Преп. Макарий Великий говорит замечательно, что «как запертый внутри тёмного дома не видит своего тела, так и душа, запертая грехом в веке сем — не видит и не признаёт своей красоты». Без Христа, без веры, без Церкви невозможно осознать достоинства человеческой души, красоты её Богоподобия. Без Бога человек уродство принимает за красоту, и своё мрачное неведение считает светом и истиной.

И только Любовь разгоняет тьму. Только смирение исцеляет слепоту сердца.

Прозреть — это значит осознать своё страшное удаление от Бога.

Прозреть — это увидеть человека рядом с собой, с его страданиями и болью.

Прозреть — это понять и рассмотреть во всём Промысл Божий и «дела Божии».

Мы просто в нашей жизни часто слепы и не замечаем, как над каждым из нас каждый день являются чудные дела Божии. Слепорождённый много лет провёл в темнице своего неведения Бога. Через страдания ему открылся «Свете тихий». Св. Николай Сербский говорит, что «всякая жизнь без страданий мелка». И каждый из нас часто в своей жизни через скорбь, через боль, через стон, через ужасные страдания приходит к радости прозрения.

«К одному афонскому монаху, — это современный случай, — пришёл человек с безмерным горем. Врачи обнаружили у его маленького сына злокачественную опухоль в глазу. Глаз пришлось удалить. Монах молился об этом мальчике и об его отце, потому что страдания отца были не меньшими, чем у сына, — он не мог понять: за что эта беда случилась с сыном. Он молился, чтобы Бог дал им просвещение и утешение. И этот старец сказал несчастному, то, что ему открылось. Он сказал, что, если мальчик научится благодарить Бога за это страдание, то в будущей жизни он будет прославлен вместе с преподобным Пафнутием Исповедником, у которого вырвали глаз за веру во Христа. И когда отец это понял, великая радость и благодать коснулась его души. Он понял, что у Бога нет несправедливости, потому что Бог есть Любовь и Свете Истинный».

Всё, что случается с нами в нашей жизни: наши болезни, неустройства, искушения, скорби, непонимание ближних, все наши страдания, вся наша сердечная боль — должны открывать нам Христа, должны вести нас на Силоамскую купель прозрения.

«Нужно стать благодатной, мягкой, податливой глиной в руках Божественного Промысла. Пусть Господь лепит из нас то, что Он хочет. А мы только не будем Ему мешать».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *