Что значит пространственные виды искусства
[Временные и пространственные виды искусства]
Разные виды искусства – живут, распространяются, транслируются, либо в пространстве, либо во времени. Либо может быть совокупность пространства и времени, тогда искусство относится к пространственно-временным.
Временные искусства – это те виды искусства, которые распространяются во времени, а именно: музыка, танец, мимика. Время не имеет никакого отношения ни к скульптуре, ни к архитектуре, ни к живописи, так как они относятся к группе пространственных искусств.
К пространственным видам искусства следует относить те виды искусства, которые живут в пространстве, распространяются в пространстве. Это прежде всего изобразительное искусство, графика, архитектура, скульптура, и т.д.
Театр, как и кино, занимает промежуточное положение между группой временных искусств и группой пространственных искусств. Так как это искусство синтетическое.
Таким образом театр мы относим к пространственно-временным искусствам.
Разбирая театр как феномен, мы можем заметить что это целая история. Найти национальные корни генезиса этого искусства достаточно сложно. У многих возникают разные взгляды на эти вещи. Тем не менее, не смотря на всю свою ‘давность’ театр живет до сих пор. До сих пор он востребован обществом, в той или иной степени. Существуют эпохи, когда интерес к театральному искусству возрастает, существуют эпохи, когда он убывает. Но в целом он достаточно стабилен.
Естественным образом возникает вопрос о существовании прогресса в искусстве?
Существует ли в искусстве прогресс?
Если разбирать прогресс как вертикальное восхождение от более низших форм к более высоким формам, с выполнением определенных задач и функций. Можно заметить что развитие в искусстве имеет спиралевидную структуру. На каждом ветке которого оно повторяется. Однако позиционирование повтора как повторения на высшем уровне будет ошибочным. Можем обозначить это как позиционирование на ‘другом’ уровне. Всяческое античное произведение, поставленное в наше время несет в себе смысловую нагрузку нашей эпохи. Это все можно считать внешним развитием рассматриваемого предмета. Искусство изначально несет в себе субъективное мнение не для всех, но для каждого. Меняется эпоха, люди, предметы, искусство же стоит на месте. Если для сравнения прогресса в искусстве взять прогресс науки, можно заметить что наука выигрывает. Научный прогресс на лицо, хоть он и не материален.
Что же такое искусство?
Это то, что создано человеком, в отличии от того, что дает природа. По словам Карла Маркса, искусство – это образное отражение действительности.
Рассмотрим эту же проблему в искусстве живописи.
Эволюция цветовых структур началась с русской северной школы фресковой живописи. Затем новая цветовая концепция родилась в Италии, на юге, так называемая ‘южная фреска’. Фреска развивалась до тех пор пока Леонардо да Винчи не создал ‘Мону Лизу’. Можем обозначить ее как опорную точку. Фреска, отделившись от стены, превратилась в станковую живопись.
Станковая живопись развивалась вплоть до Микеланджело Буонарроти. В художественное время Микеланджело были абсолютизированы представители маньеризма, Франческо Пармиджанино, Аньоло Бронзино, ит.д. Они пытались абсолютизировать достижения Микеланджело, в итоге получили ‘Мадонну с длинной шеей’. Внутреннее содержание, которое вкладывал в свои структуры Микеланджело было напрочь удалено, в связи с тем, что изменились общественности установки, изменилось время, изменились стереотипы в сознании. Остался только контур тела, который ничего не выражает. Далее представителям художественного искусства необходимо было искать моменты, которые заставляли реципиентов получать какие-то ‘переживания’ от увиденного.
В американской психологии искусства существует концепция ‘исчерпания потенциала к радикальному возбуждению’. Базируется она на теоретических принципах русской формальной школы, в которой была выработана концепция ‘автоматизации приема’.
По этому художнику, для того что бы прославиться, нужно найти новый прием, который будет цеплять реципиентов, нужно найти что-то свое. Однако, рано или поздно, то, что создает художник, перестает удовлетворять реципиентов. Те или иные художественные структуры, которые создает художник, не оказывают должную ответственность реципиенту, поэтому оказываются не востребованными. Художнику необходимо усложнять структуру. Иной путь неправилен, достаточно взглянуть на революцию живых систем.
Художественные структуры усложняются. От Барокко следует Рококо, который в свою очередь перерастает в Импрессионизм. От Импрессионизма к пост-импрессионизму, от пост-импрессионизма, через абсолютизацию, формируется в Пуантилизм, Фовизм, и т.д. Затем мы видим, что исчерпание художественных структур приводит к гипертрофии их отдельных компонентов. Изображение становится ‘точечным’.
Все это приводит к супрематизму, к полной беспредметности. По словам Казимира Малевича супрематизм – это полная беспредметность, поиск чистой формы, чистого цвета, вне связи с художественным содержанием. Т.е. новаторство, которое должно цеплять реципиентов. В итоге мы получаем ‘Черный квадрат’, как полное выражение беспредметности в искусстве. Этот момент в истории можно охарактеризовать как кризис.
Всякое усложнение художественных структур приводит к гипертрофии. Гипертрофия, в итоге, рождает кризис.
Завершить хочется в одну строку:
Искусство развивается но не прогрессирует.
Презентация по искусству на тему: «Пространственные (пластические) виды искусства»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (ПЛАСТИЧЕСКИЕ) ВИДЫ ИСКУССТВА ВВЕДЕНИЕ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ (ПЛАСТИЧЕСКИЕ) ВИДЫ ИСКУССТВА Первая группа объединяет пространственные виды искусства, которые воспринимаются зрительно: Декоративно-прикладное творчество; Изобразительное искусство (живопись, графика, дизайн, скульптура); Архитектура; Художественная фотография; Современное искусство.
Дом гражданских обрядов в Гомеле. Фото. Архитектор С. Шабуневский
ДИЗАЙН ДИЗАЙН (англ. design инженер-конструктор, от лат. designare отмерять) — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий.
ДИЗАЙН Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение. Многофункциональная детская мебель, дизайнер — Kristian Solmer Vedel, 1951г, промышленно произведено в 1956г.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура. Конный памятник Петру I. Э.М.Фальконе Мона Лиза (Джоконда). Леонардо да Винчи Распятие. Исаак Бекет. Техника меццо-тинто
СТАНКОВАЯ И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Сватовство майора. П.А.Федотов Бытовой жанр, станковая живопись Фрагмент «Троица». Феофан Грек Религиозный жанр, монументальная живопись (фреска)
Типы живописных изображений: Линейно-плоскостное; Объёмно-пространственное. Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна Объемно-пространственное изображение Линейно-плоскостное изображение
Пространственные искусства
(пластические искусства), виды изобразительного искусства, существующие в реальном пространстве – архитектура, скульптура, декоративно-прикладное творчество, а также живопись и графика, которые создают иллюзию пространства и объёма на плоскости.
Я. Стен. «Перевёрнутый мир». Ок. 1665 г. Художественно-исторический музей. Вена
Смотреть что такое «Пространственные искусства» в других словарях:
Пространственные искусства — то же, что пластические искусства. См. Искусства пластические … Большая советская энциклопедия
Пространственные искусства — одно из наименований пластич. иск в, основывающееся на классификации по принципу противопоставления произведений, существующих в пространстве, временным (лит ра, музыка) и пространственно временным произв. (все виды театр. иск ва). Термин П. И.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Искусства пластические — также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения искусств пластических имеют предметный характер, выполняются… … Художественная энциклопедия
Искусства пластические — также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства (См. Искусство), произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Произведения И. п. имеют предметный … Большая советская энциклопедия
ВИДЫ ИСКУССТВА — определенные способы художественного воплощения жизненного содержания в произведениях искусства, характеризующиеся специфическими изобразительно выразительными средствами и приемами. Многообразие мира не может быть раскрыто средствами одного вида … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Синтез искусств — органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие «С. и.» подразумевает создание качественно нового художественного… … Большая советская энциклопедия
Синтез искусств — – создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусства или видов искусства в единое целое. Конечное явление не сводится к сумме составляющих его компонентов, оно обобщает такие их свойства как идейно… … Википедия
простра́нственный — ая, ое. прил. к пространство (в 1 знач.). Пространственные отношения. Пространственное восприятие. ◊ пространственные искусства общее название искусств художественного изображения на плоскости и в пространстве; пластические искусства … Малый академический словарь
пласти́ческий — ая, ое. 1. прил. к пластика (в 1 и 2 знач.). В этой части картины сила передачи душевных движений не уступает красоте и пластической выразительности трехмерных объемов, с поразительной убедительностью горельефа размещенных на двухмерной… … Малый академический словарь
Презентация Беседы об искусстве «Пространственные или пластические виды искусства»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ПО.02.УП.01.
БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ
# 1.2
Материал подготовил
преподаватель высшей категории
Шмелев Сергей Владимирович
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Моршанская детская школа искусств»
Описание слайда:
Пространственные или пластические виды искусств
(изобразительные)
Скульптура
Графика
Живопись
Описание слайда:
Описание слайда:
Графика (в переводе с греческого – «пишу», «рисую» и это, прежде всего, письмо, рисование, черчение) – вид изобразительного искусства, включающий все разновидности рисунка, выполненные непосредственно от руки, а также воспроизведенные другими способами (литография, гравюра, фотолитография).
Характерным признаком графического изображения является построение при помощи точки, линии, штриха, черного или белого пятна.
Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.
Описание слайда:
Описание слайда:
Виды графики
Станковая графика не связана с литературным текстом. Художник сам выбирает материал и формат листа. Станковые рисунки чаще выполняют на бумаге, картоне и материи, реже – на дереве, металле, камне.
Описание слайда:
Эстамп – художественное изображение, отпечатанное на бумаге с доски из дерева (ксилография), металла (офорт), линолеума (линогравюра), или специального камня (литография), поверхность которых обработана соответствующим образом.
Описание слайда:
Лубок – народная картинка, отличающаяся особой простотой и доступностью образов и предназначенная для массового распространения. Лубок в начале печатался с доски из липового дерева. Вероятно и название происходит от липового луба.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Виды живописи
Монументальная живопись развивалась в тесной связи с архитектурой и скульптурой. Она отличается величественностью художественного замысла, выраженного в простых и, как правило, крупных формах.
Существенными чертами монументального художественного произведения являются также:
— четкость композиции;
— общность колорита;
— пространственное решение, выраженное в сторогом сочетании с архитектурой, пропорциональными отношениями и перспективой, учтенной со всех точек зрения, то есть с разных мест.
К основным видам монументальной живописи относятся мозаика и настенная роспись общественных зданий.
Описание слайда:
Описание слайда:
Декоративная живопись имеет главной своей целью украшение помещений. Она применялась в росписях архитектурных памятников Киевской Руси в виде орнаментов, бытовых и охотничьих сцен. В Петровское время – для оформления стен и потолков внутри особняков, дворцов, церквей и др. помещений. В наше время это: росписи театров, дворцов культуры, клубов и др. общественных зданий.
Описание слайда:
Описание слайда:
Миниатюрная живопись получила свое определение по названию краски, приготавливавшейся из миния (сурик, киноварь – красные краски), которой в древности пользовались для раскрашивания заглавных букв в рукописных книгах.
Миниатюра отличается малыми размерами и особой тонкостью исполнения в эмали, гуаши, акварели и масляной живописи.
Описание слайда:
Портретный жанр – это изображение определенного человека. Портреты пишутся одиночные, парные, групповые. А по характеру изображения различаются монументальные, парадные (официальные), интимные, сатирические (шарж) и миниатюры.
Кроме того портреты различаются по композиции: в рост, поясные и погрудные.
Портреты могут выполняться с натуры, по какому-либо изображению, фотографии, путем изучения исторической обстановки и при помощи воображения художника (например, деятелей далекого прошлого).
Описание слайда:
Описание слайда:
Историко – батальный жанр рассказывает об истории человеческого общества: жизни народов в прошлые времена и современных исторических событиях.
Особый вид исторической живописи – батальный жанр, отражающий события, связанные с военными действиями.
Описание слайда:
Пейзаж – это изображение природы, её явлений. Пейзаж охватывает просторы, богатство и разнообразие полей, лесов и лугов. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.
Работая над пейзажем, художник создаёт образ природы. Пейзаж часто служит фоном тематической картины, раскрытием и дополнением сюжетной стороны.
Описание слайда:
Бытовой жанр отражает повседневную жизнь людей, нравы, обычаи, традиции того или иного этноса. Бытовой жанр тесно переплетается с историческим, батальным и портретным жанрами.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
СКУЛЬПТУРА
Слово «скульптура» происходит о латинского skulpo, имеющего значение «вырезаю», «высекаю».
Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.
Существуют два вида скульптуры: круглая и рельеф.
Виды скульптуры по назначению: монументальная, декоративная, станковая.
Описание слайда:
Круглая скульптура
Круглой скульптурой называют те произведения, которые имеют полную трехмерность: высоту, ширину и толщину.
Скульптура может быть выполнена в виде маски, головы, бюста (погрудное изображение), полуфигуры, статуи (изображение во весь рост), группы и ансамбля.
Описание слайда:
Описание слайда:
Монументальная скульптура
Это памятники величайшим людям, героям Отечества, выдающимся деятелям науки, культуры и искусства.
Монументальная скульптура устанавливается на самых видных местах и используется для украшения улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п.
К монументальной скульптуре относятся:
— памятники,
— монументы,
— мемориалы.
Монументальные произведения выполняются круглой скульптурой и рельефом.
Описание слайда:
Станковая скульптура
Станковая скульптура рассчитана на осмотр с близкого расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Она не связана с определенным местом. Её мы смотрим в музеях, на выставках и в жилых помещениях. Она разнообразна по содержанию и тематике.
Описание слайда:
К станковой скульптуре относится и т.н. скульптура «малых форм»: статуэтки и изделия из бронзы, фаянса, фарфора, терракоты, стекла, пластмасс и др. материалов.
Описание слайда:
Обособленно стоят литые и чеканные медали, монеты, художественная резьба по дереву, камню, кости, ганчу, скульптурные украшения на ювелирных изделиях, на бытовых предметах, изделия из драгоценных металлов, камней и т.д.
Описание слайда:
Описание слайда:
Пространственные или пластические виды искусств
(тектонические)
Архитектура
ДПИ
Описание слайда:
Описание слайда:
Три стороны архитектуры
Утилитарная – практическое назначение сооружений.
Технико – экономическая, без которой не мыслится и не существует любое сооружение.
Художественно – эстетическая в зависимости от типа архитектурного сооружения (мемориальные памятники, жилая, промышленная, общественная, хозяйственная) может быть выражена в большей или меньшей степени.
Описание слайда:
Типы архитектуры
по практическому назначению
Жилые – сельские и городские дома, дворцы, дачи.
Описание слайда:
Промышленные – фабричные, заводские здания, электростанции, гидротехнические сооружения, железнодорожные, речные, морские вокзалы, станции метро, оранжереи и т.д.
Описание слайда:
Хозяйственные – склады, гаражи, авиационные ангары.
Описание слайда:
Общественные – здания администраций, учреждений, учебных заведений, театров, клубов, домов культуры и отдыха, здравниц, выставочных павильонов, музеев, стадионы.
Описание слайда:
Мемориальные памятники – мавзолеи, триумфальные арки, памятники с внутренними помещениями и т.п.
Описание слайда:
Декоративно- прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.
Описание слайда:
Основные народные промыслы России:
Описание слайда:
Керамика (терракота, майолика, фаянс, фарфор) – изделия из глины, обожженые при высоких температурах.
Описание слайда:
Стекло (художественная посуда, вазы, строительные детали, мозаика) – прозрачный или полупрозрачный твердый по характеру сплав кварцевого песка с известняком и простейшей щелочной соли натрия, калия или кальция.
Описание слайда:
Художественная резьба (по дереву, камню, кости, пластмассе) – вырезывание из различных материалов разнообразных декоративных изображений для украшения архитектурных сооружений, а также для самых различных по своему назначению предметов быта (декоративных блюд, ваз, мебели, рам для картин и зеркал, настольных украшений и др.).
Описание слайда:
Художественные изделия из металла (бытовые и ювелирные изделия, настольная скульптура, архитектурные детали, осветительные приборы и др.) – изготовление изделий из золота, серебра, бронзы, меди и др. цветных металлов и их сплавов, а также изделий из чугуна, стали и нержавеющей стали в сочетании с другими материалами.
Описание слайда:
Описание слайда:
Текстиль (набивные и декоративные ткани, ковры, шпалеры, парча, вышивка, кружево) – различные виды изделий из шерсти, шелка, хлопка, льна, стекла и др. материалов. Эти изделия ткутся, вяжутся, вышиваются, валяются.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Изобразительное искусство. 6 класс
Конспект урока
Урок № 01. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
В чём заключается роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе?
Каковы характеристики трёх групп пространственных искусств — изобразительных, конструктивных и декоративных?
Какова роль зрителя в жизни изобразительного искусства?
Имеет ли значение художественный материал в построении художественного образа?
Какие существуют основные графические и живописные материалы?
Пространственные искусства – это искусства, обладающие видимой объёмной или плоскостной формой, располагающейся в пространстве, не изменяются и не развиваются во времени. Пространственные искусства включают в себя три группы искусств: изобразительные (графика, живопись и скульптура), декоративные, конструктивные (дизайн и архитектура).
Изобразительные виды искусства – это искусства, основанные на воспроизведении явлений жизни в их видимом, предметном облике.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 10-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071640-6
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
1. Государственная Третьяковская галерея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tretyakovgallery.ru/ (дата обращения: 25.07.19)
2. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pushkinmuseum.art/ (дата обращения: 25.07.19).
3. Музеи мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.globmuseum.info/ (дата обращения: 25.07.19)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в различных регионах мира.
Пространственные искусства — это искусства, обладающие видимой объёмной или плоскостной формой, располагающейся в пространстве, не изменяются и не развиваются во времени. Они всегда связаны с материальной средой. Пространственные искусства включают в себя три группы искусств: изобразительные (графика, живопись и скульптура), декоративные, конструктивные (дизайн и архитектура).
Художники используют специальные художественные материалы: живописные, графические и скульптурные. Скульптурные материалы – это глина, гипс, дерево, металл, различные виды камней. Графические материалы – это карандаши, разнообразные мелки, уголь, сангина, пастель, тушь. Живописные материалы – темпера, акварель, гуашь, масло. Художественные техники – это способы работы тем или иным материалом.
Любой художник хочет завоевать расположение зрителя. Зритель является полноправным участником творческого процесса.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
1. Вставьте пропущенные элементы в пустые ячейки таблицы