Что значит пространственная мобильность
Пространственная мобильность
Мобильность включает в себя способность и желание двигаться. В транспорте проявляется реализованная мобильность. Оба термина нельзя приравнивать, поскольку мобильность подчеркивает индивидуальные мотивы и происхождение. Трафик образование и мобильность образования сделки в соответствии с различными аспектами жизни трафика.
содержание
Потребность в мобильности
«Владение домом и надбавки на проезд по-прежнему побуждают граждан переезжать в сельскую местность, где только одно транспортное средство гарантирует мобильность: автомобиль. Между тем, его использование стало в относительном выражении дешевле и дешевле: хотя сегодня бензин стоит в 3,3 раза больше, чем в 1960 году, цены на общественный транспорт выросли более чем в десять раз за тот же период, сообщает Федеральное агентство по окружающей среде. Агентство «.
Измерение
Мобильность в Германии
Некоторые из основных результатов исследования «Мобильность в Германии 2002»:
Вкратце, в исследовании, в частности, приводятся. последующий:
Доступны и другие исследования миграционных перемещений молодых людей в создание семьи.
Исследования в выбранных городах
В 2003 году так называемая City SrV 2003 была проведена в выбранных городах (SrV = система репрезентативных обследований дорожного движения). Результаты представлены в таблице ниже.
Эти цифры ясно показывают масштабы муниципальных действий по контролю за выбором транспортных средств и, следовательно, также над движением в городах.
Управление мобильностью
Пространственная мобильность
Резюме
Эволюция мобильности
С древности
Развитие логистики
Рост информации
Типология
Существует много типов мобильности, поэтому они являются предметом типологии:
По возрастам жизни
По временам
Исследование мобильности
Сегодня исследования мобильности мотивируются многими другими причинами, кроме прогнозов. Действительно, мы живем в обществах, где разделение труда растет и где мы все больше и больше зависим друг от друга. Практики мобильности выявляют и анализируют эту ситуацию. Существует несколько типов подходов, наиболее многочисленные из которых касаются анализа практик мобильности, будь то в обычном пространстве или для более дальних поездок, мотивированных бизнесом или туризмом. Вопросы, которые мы задаем себе, могут оставаться внутренними для области путешествий:
Затем они вносят вклад в социально-экономическую оценку государственной политики. Они могут включать культурные, географические (одинаково ли люди передвигаются по городу и на окраинах?), Демографические, экономические и социальные аспекты (какие различия в практике в зависимости от возраста, пола, социального положения и т. Д.?). Эти анализы способствуют пониманию рынка труда на данной территории: кто чем пользуется, куда и когда ехать и по какой причине?
Анализ изменений в практике может проводиться в краткосрочной перспективе, например, в связи с вводом в эксплуатацию новой транспортной системы, или в более долгосрочной перспективе, чтобы понять определяющие факторы изменений в мобильности. Эти детерминанты являются демографическими (обновление поколений, старение населения), социологическими (изменения в представлениях о способах передвижения или «ценности» мобильности, доступ к водительским правам определенной категории), экономическими (изменения в доходах и их распределении доходов. ) или напрямую связаны с изменениями качества и производительности транспортных систем.
Социально-экономические элементы
Однако возможности каждого воспользоваться этим предложением транспорта очень неравномерны. Учитывая место мобильности в обществе, проблема неравенства мобильности очень важна. Мы можем объяснить это неравенство на разных уровнях: уровне практики (что люди делают), уровне способностей (что они могут делать), уровне обязательств (что они должны делать).
Таким образом, нехватка экономических и культурных ресурсов ограничивает туристическую практику. Ежедневно необходимо повышать навыки мобильности, потому что места работы и деятельности распределены на больших территориях, потому что деятельность осуществляется в то время, когда общественный транспорт не работает, и т. Д. Физические недостатки (мы говорим о доступности для людей с ограниченными возможностями ), психологические и когнитивные, социальные или экономические нарушения могут ограничивать возможность использования ресурсов территорий и выполнения обязательств (например, поиска работы ).
Именно по этим причинам сегодня в борьбе с изоляцией развиваются размышления о праве на транспорт. И наоборот, мы говорим о циркулирующих элитах, чтобы обозначать людей, которым комфортно в любых ситуациях и во всех частях мира.
Работодатели видят, что их потенциальные кадровые резервы расширяются. Большая часть работы в области географической экономики сосредоточена на связях между условиями мобильности и изменениями привлекательности территорий (населения, активности) в разных масштабах (город с разрастанием городов, национальный со связями между туризмом и территориальным развитием, неметрополичный, международный с роль инфраструктуры в привлечении иностранных инвестиций). Одна отрасль экономики занимается измерением связи между обеспеченностью инфраструктурой и созданием богатства. Таким образом, понятие доступности мест составляет ключевую концепцию для понимания этих связей.
Общие условия передвижения не всегда улучшаются или улучшаются не для всех видов транспорта. Они также могут ухудшаться, когда бедствие затрагивает сети, когда у государственных органов больше нет средств для субсидирования сетей общественного транспорта, когда внутренние изменения в системе противоречивы (рост загруженности, когда спрос растет быстрее, чем предложение, например, увеличивая небезопасность) или когда политика явно направлена на ограничение использования определенного транспортного средства (в целом, автомобиля).
Воздействие транспортных систем на окружающую среду
Транспортные системы действительно являются источником негативных последствий в различных областях: инфраструктуры, в частности самые быстрые из них, которые труднее всего пересечь, создают эффект отсечения для диких животных в сельской местности и людей в городах. Они прямо или косвенно модифицируют ландшафты (визуальное загрязнение городских подъездов рекламой и вывесками).
Когда спрос превышает пропускную способность, они подвержены заторам (заторы на дорогах, которые замедляют движение, скопление общественного транспорта, заторы в аэропортах и т. Д.). Битум делает тротуары водонепроницаемыми, а автомобильные стоки загрязняют воду. Движение является источником значительного, но концентрированного шумового загрязнения (авиация, железные дороги, пешеходные улицы с высокой ночной активностью) или более диффузного и затрагивающего большое количество людей ( дорожное движение ).
Для перевозки людей и грузов требуется большое количество энергии, а нефть является основным энергоносителем для транспорта. Учитывая концентрацию запасов нефти в нескольких странах, расположенных, к тому же, в районах со сложной геополитикой, эта зависимость от нефти сама по себе является проблемой, особенно потому, что многие эксперты заявляют о неизбежном достижении пика добычи ( пика добычи нефти ), даже если транспортная нефть растет, особенно с ростом автомобильного оборудования в развивающихся странах. Это также глобальная экологическая проблема, поскольку сжигание нефти способствует изменению климата, вызываемому дополнительным парниковым эффектом.
Мобильность и транспортная политика
Общий
Эти инструменты нацелены как на справедливость ( принцип «загрязнитель платит» ), так и на определенную эффективность (компромисс в пользу большей мобильности при заниженной цене). Общественная осведомленность о загрязнении высока по этим вопросам.
Мобильность во Франции
Сегодня француз проезжает в среднем 45 километров в день, что в 9 раз больше, чем пятьдесят лет назад. Возникает новая тенденция: с 2000 года международное исследование показывает, что количество километров, пройденных французами, не изменилось или уменьшилось (то же самое в семи других промышленно развитых странах исследования: США, Германии, Великобритании, Австралии, Япония, Канада и Швеция). Однако это зависит от исследований, поскольку мы видим, что время и расстояния путешествий во Франции становятся все больше. Согласно исследованиям, проведенным Forum des Vies Mobiles, поездки, которые до сих пор были невидимыми, увеличивают среднюю продолжительность поездки для французов, достигая в среднем 400 километров и 10 часов в неделю. Большая часть времени в пути уходит на поездки по дому, за которыми следуют отдых, общественные мероприятия и, наконец, жизненно важные дела.
Тенденции
Этот мультимодальный подход, настоящее лоскутное одеяло решений мобильности, направлен на то, чтобы полагаться на способы использования и практики мобильности для изменения поведения, связанного с мобильностью.
Это концептуальное изменение, характерной чертой которого является декорреляция между владением автомобилем и использованием услуг мобильности, открывает путь для многих социотехнических инноваций. Таким образом, понятие «индивидуальный общественный транспорт» разрушает общие категории, которые долгое время считались противоположностями. Многие операторы мобильной связи, смешивая государственные и частные компании, развивают целую экономику, основанную на услугах, в которой информация является основным двигателем. Это программное обеспечение, которое объединяет или даже преобразует новые режимы и является ключевым элементом, изменяющим поведение мобильности.
Социальная мобильность: виды и примеры. Вертикальная и горизонтальная мобильность
Что такое социальная мобильность
Вертикальная социальная мобильность. Примеры
Горизонтальная социальная мобильность. Примеры
Типы социальной мобильности
Помимо вертикальной и горизонтальной, социальную мобильность можно делить на виды по другим критериям:
Структурная социальная мобильность вызывается изменениями в структуре экономики, происходит помимо воли отдельных индивидов. Например, автоматизация производства приводит к тому, что неквалифицированные заводские рабочие становятся безработными, вынуждены менять профессию.
Каналы социальной мобильности: социальные лифты и их виды
Питирим Сорокин выделял восемь лифтов вертикальной мобильности:
Церковь, религиозные организации
Школа, образование и наука
Политика: правительственные группы, политические партии
Искусство, шоу-бизнес, спорт
СМИ: пресса, телевидение, радио
Экономические организации: собственность, бизнес
Выберите верные суждения о социальной мобильности
Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать суть социальной мобильности, отличать вертикальную мобильность от горизонтальной, уметь привести примеры. Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.
Задание 1. Выберите верные суждения о видах социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Внутрипоколенная мобильность предполагает изменение социального статуса от одного поколения к другому.
2) Наряду с индивидуальной мобильностью существует и групповая мобильность.
3) Повышение человека в должности служит примером горизонтальной восходящей мобильности.
4) С переходом к индустриальному обществу социальная мобильность возрастает.
5) Неоднократное изменение человеком на протяжении жизни своего социального статуса служит проявлением межпоколенной мобильности.
Ответ: 24
Задание 2. Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2) Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.
Ответ: 125
Задание 3. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная
2) восходящая
3) миграция
4) горизонтальная
5) нисходящая
6) межпоколенная
Ответ: 134
Задание 4. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии
Ответ: 126
Задание 5. Выберите верные суждения о каналах вертикальной социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каналы вертикальной социальной мобильности стабильны и не зависят от развития общества.
2) Основным каналом вертикальной социальной мобильности в современном обществе является образование.
3) В качестве каналов вертикальной социальной мобильности могут выступать политические партии.
4) Каналы вертикальной социальной мобильности позволяют людям достигать более высокого социального статуса независимо от личных усилий.
5) Функционирование каналов социальной мобильности снижает чувство социальной несправедливости и обеспечивает стабильность общества.
Ответ: 235
Задание 6. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Ответ:
1) Брак с представителем более высокой социальной страты. Например, бедный студент женится на богатой вдове, его социальный статус повышается.
2) Профессиональный лифт (карьера). Например, успешный сотрудник банка становится главой отделения.
3) Армия. Например, рядовой после года службы получил звание сержанта, назначен командиром отделения.
Социальная мобильность населения. Виды. Примеры.
Определение социальной мобильности населения очень простое – это возможность изменения своего положения в обществе, которая наличествует или отсутствует у каждого конкретного человека. За примерами социальной мобильности, как вертикальной, так и горизонтальной, далеко ходить не надо, достаточно оглянуться вокруг. Пространственная мобильность населения является, можно сказать её подвидом, только в данном случае речь пойдёт не о смене статуса и положения в обществе, а о физическом перемещении в пространстве. Но обо всём по порядку!
Горизонтальная социальная мобильность
Чтобы иметь верные суждения о социальной мобильности, надо для начала разобраться с двумя её основными видами. Первым является горизонтальная мобильность, которая означает смену положения в обществе, сопряжённую с переходом в другую социальную группу, находящуюся на том же уровне, а не выше или ниже. Примеры обоих видов будут приведены чуть ниже.
Вертикальная социальная мобильность
Это возможность смены статуса и положения в обществе путём перехода в другую социальную группу, находящуюся на другом уровне, причём неважно, будет ли новый статус выше или ниже того, что был изначально. В любом случае имеет место вертикальное движение в обществе, а не горизонтальное.
Примеры социальной мобильности населения
Горизонтальная социальная мобильность
Менеджер Василий, работающий в техподдержке местного провайдера интернета, решает сменить работу. Он покидает свою компанию и устраивается в другую, но там он получает примерно такую же должность и примерно такую же зарплату. Возможно, при этом он получает определённые преимущества – например, новое место работы находится ближе к его дому. А может быть и так, что ему пришлось уволиться из-за конфликта с начальником, и новое место работы в чём-то хуже прежнего. В таком случае вместо преимуществ в итоге Василий имеет недостатки, но и то, и то является примером горизонтальной социальной мобильности населения. В положении Василия ничего кардинальным образом не изменилось – он не стал безработным, но и повышения не получил, и его статус в целом остался прежним.
Вертикальная социальная мобильность
Вышеупомянутый Василий усердно работал, что не прошло незамеченным – его способности и энтузиазм заметили наверху, и предложили ему повышение. Из рядового сотрудника Василий превратился в начальника отдела, заняв новое, более высокое положение в офисной иерархии. Это пример вертикальной социальной мобильности населения. Но движение может быть и отрицательным – предположим, Василия уволили за некомпетентность, и он не сумел найти новую работу того же уровня. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, он устроился дворником (неважно, временно или постоянно), и ему пришлось продать машину, так как он оказался не в состоянии выплачивать кредит за неё.
Теперь Василий ездит на работу на автобусе и работает дворником. Произошёл акт социальной мобильности населения, только не вверх, а вниз. Но не исключено, что в будущем ситуация изменится, дела Василия наладятся, он найдёт новую достойную работу и снова перейдёт в более высокую социальную группу. Но это возможно только в современном обществе европейского типа. В Индии, например, общество малоподвижно, так как из-за кастовой системы сменить социальную группу на более высокую шансов там практически нет.
Пространственная мобильность населения
Это способность (возможность) людей не только переходить в другую социальную группу, но и переместиться географически. Пример: менеджеру Василию предложили занять руководящую должность, но в другом филиале компании, расположенном в другом городе, или он сам захотел переехать по каким-то причинам – например, он решил, что в Санкт-Петербурге ему не подходит климат, и решил перебраться в Сочи. В любом случае пространственная мобильность населения имеет место быть, если, конечно, у Василия нет бюрократических, финансовых или иных препятствий к переезду.
Обратный пример: в Российской империи крепостные крестьяне были фактически прикреплены к земле, и не могли удаляться от неё дальше, чем на определённое расстояние, не имея на то особого разрешения своего помещика. А после Октябрьской революции в СССР у колхозников паспорта появились далеко не сразу, что тоже ограничивало возможность пространственной мобильности населения.
В современном мире есть несколько стран, в которых она вообще практически отсутствует. Это Туркменистан и КНДР (Северная Корея), в которых государство контролирует жизнь своих граждан вплоть до таких мелочей, как возможность поехать из одного города в другой. А в консервативном традиционном обществе (например, в некоторых странах Востока) в пространственной мобильности ограничены лишь определённые социальные группы. В Саудовской Аравии, например, женщины не могут покидать страну без сопровождения или официального разрешения от мужа, отца или иного опекуна, что мировым сообществом рассматривается, как дискриминация. Впрочем, это уже совсем другая история.
Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!
Средний рейтинг: 5 / 5. Количество оценок: 7
Социальная мобильность
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Социальная мобильность« из раздела кодификатора (3.1 Социальная стратификация и мобильность)
Содержание:
↑ Социальная мобильность
Социальный статус индивида в течение жизни может меняться. В этом случае говорят о социальной мобильности.
Социальная мобильность – перемещение, переход личности из одной социальной группы в другую. Это понятие было введено социологом Питиримом Сорокиным.
Например, вчерашний школьник выдержал конкурс и стал студентом вуза. Его социальный статус изменился.
↑ Виды социальной мобильности
↑ Вертикальная социальная мобильность
В зависимости от направления перемещения социальная мобильность может быть восходящей (человек поднимается по социальной лестнице, например, от простого разведчика до президента страны) и нисходящей (талантливый и популярный певец, музыкант, спортсмен опускается до статуса безработного или бездомного).
↑ Горизонтальная социальная мобильность
↑ Географическая мобильность. Миграция.
Миграция – это изменения положения в географическом пространстве, связанные с переходом в другие общности. Миграция может принимать две формы:
1) Эмиграция – выезд за пределы страны на длительный срок или постоянное проживание;
2) Иммиграция – въезд в страну на постоянный срок или на длительное проживание.
Миграция происходит по разным причинам: из-за стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, изменений экологического
характера), из-за этнических конфликтов, войн, из-за неблагоприятной экономической ситуации, из-за проведения определенной политики (так, политика индустриализации общества способствует миграции сельского населения в город) и т. д.
↑ Межпоколенная мобильность и внутрипоколенная мобильность
Межпоколенная мобильность – продвижение осуществляется поколениями, причем каждое последующее поколение завоевывает более высокое положение. Например, сын крестьянина становится учителем, его внуки получают высшее образование, переходят в высшие слои, или сын рабочего становится лавочником, внук — владельцем среднего предприятия, а правнук — крупным бизнесменом.
Внутрипоколенная мобильность – один и тот же индивид на протяжении своей жизни меняет свой социальный статус (карьерный рост или падение).
↑ Индивидуальная и групповая мобильность
↑ Организованная и структурная мобильность
Организованная мобильность – перемещения (по горизонтали или вертикали) управляются государством (с согласия или без согласия людей).
Структурная мобильность – перемещение связано с изменением в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).
↑ Маргинальность и маргиналы
Одной из отличительных характеристик современного общества является маргинализация.
Маргинализация — это процесс, в ходе которого отдельные индивиды или группы вытесняются на периферию общества, а иногда и исключаются из него. Риску маргинализации подвержены социально слабые и незащищенные слои, группы населения — инвалиды, безработные, неимущие, бездомные, чья бедность вынуждает их
придерживаться стиля жизни, который отличается от сложившегося в данном обществе.
Маргиналы — это люди, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями, утратившие устойчивые социальные связи. В целях предотвращения маргинализации как явления болезненного и опасного в России действует комплексная система мер (социальные приюты, фонды помощи малоимущим, реабилитационные центры и т.п.).