Что значит пространная редакция
Русская Правда
Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.
Содержание
Происхождение
Условное название древнерусского правового сборника, который сохранился только в списках (копиях) XIII—XV веков и более позднего времени. Аналогична многочисленным ранним европейским правовым сборникам, например, «Салической правде» — сборнику законодательных актов Франкского государства. Также известны Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V—VI вв. н. э., и др. К Варварским правдам относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, басарский и некоторые другие юридические сборники. Название этих сборников законов «Правды» — спорно. В латинских источниках Lex Salica — Салический закон. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного родового права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Как полагает И.В. Петров, Русская правда «явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права», прошедшего несколько этапов в своем развитии. [6]
Основные редакции Русской правды
Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты «Русской Правды» разделяются на 3 основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков), «Пространная» (более 100 списков) и «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной» редакции.
Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:
«Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая её часть, наиболее древняя, говорила ещё о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно чёткой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19–43) отражала дальнейший процесс развития землевладельческих отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество землевладельцев ограждались повышенными мерами наказания.
Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св. Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»). «Пространная правда» состояла из двух частей — Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. «Пространная Правда» была составлена в XII в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб. Она значительно отличалась от «Краткой Правды». Число статей — 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития помещичьего земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передаче имущества по наследству.
«Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XVв. в Московском государстве после присоединения территории Великой Перми. По Тихомирову она как раз там и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте.
Источники права
Уголовное право «Русской Правды»
Осложнённые наказания за наиболее тяжкие преступления: за разбой, поджог и конокрадство преступник подвергался не определенной денежной пене в пользу князя, а потере всего имущества с лишением свободы.
Княжеские пени и частные вознаграждения представляют в Русской Правде целую систему; они высчитывались на гривны кун. За убийство взималась денежная пеня в пользу князя, называвшаяся вирой, и вознаграждение в пользу родственников убитого, называвшееся головничеством. Вира была троякая: двойная в 80 гривен кун за убийство княжего мужа или члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство простого свободного человека, половинная или полувирье в 20 гривен за убийство женщины и тяжкие увечья, за отсечение руки, ноги, носа, за порчу глаза. Головничество было гораздо разнообразнее, смотря по общественному значению убитого. Так, головничество за убийство княжего мужа равнялось двойной вире, головничество за свободного крестьянина 5 гривнам. За все прочие преступные деяния закон наказывал продажею в пользу князя и уроком за обиду в пользу потерпевшего.
Сословия
К IX в., времени образования Древнерусского государства, у восточных славян установилась собственность знати на землю и сложились социальные группы — аристократы-землевладельцы и зависимые от них крестьяне. В господствующий класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей. По мнению доктора исторических наук А. А. Горского, в 9 в. и позднее на Руси ещё не сложился феодализм западноевропейского образца как таковой, а существовала система поборничества. Господствующим же классом была не общинная знать, сведений о которой у нас нет, а корпорация дружины во главе с князем. Боярами же являлись представители и потомки «старшей» дружины, а не общинной знати.
После принятия в X в. христианства значительная часть земель сосредоточилась в руках церкви, монастырей, духовенства. Появляется другая категория феодалов — дворцовые слуги, служивые люди, получавшие землю за службу и на время службы.
С увеличением могущества знати росли политические права удельных князей. Они получали от великих князей иммунитеты, освобождались от платежа дани, приобретали право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать подати. Одновременно возникало и право (право-привилегия), охранявшее положение знати. Русская Правда определяла ряд привилегии: повышенное наказание за убийство феодала или причинение ему имущественного вреда, более широкие права по передаче имущества по наследству, в том числе дочерям.
Класс зависимых крестьян складывался различными путями. Процесс кабализации привёл к тому, что свободных крестьян почти не стало. Основной группой крестьянства были смерды, жившие общиной, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость от землевладельца могла быть большей или меньшей, но главным образом она проявлялась в обязанности платить подати, отбывать различные повинности. Жизнь и имущество смердов охранялось по закону в значительно меньшей мере по сравнению с землевладельцами. Их имущество в случае отсутствия сыновей не переходило по наследству к замужним дочерям, а становилось собственностью господина. Только незамужние дочери получали часть имущества. Смерды подлежали суду князя, его помощников, церкви (если жили на ее земле).
Положение смердов нельзя определить как крепостное. Они не были прикреплены к земле или личности землевладельца, но их зависимое состояние сомнения не вызывает.
Другую категорию населения составляли закупы — смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг имущество у своего господина и гарантировавшие его возврат как бы самозакладом. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе его переводили в полного, «обельного» холопа). Но закуп имел некоторые права и защиту закона.
Были и другие категории населения — изгои, люди, вышедшие из общины, прощенники — это попавшие под так называемое «покровительство», патронат церкви, монастырей, светских землевладельцев, и обязанные работать в их хозяйстве.
Наряду с зависимым населением господствующие классы эксплуатировали и рабов (холопов). Русская Правда называет их ещё и челядью. Наиболее древними источниками холопства являлись плен и рождение от рабыни. Но Русская правда указывала и другие: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство. Холопом мог стать беглый закуп или человек совершивший тяжкое преступление.
О положении холопов свидетельствовали статьи Русской Правды. За убийство холопа его господину платили возмещение всего 5 гривен, за рабыню-6 гривен. За украденного холопа господин получал 12 гривен. Холоп чаще всего рассматривался как объект права, за него нес ответственность хозяин.
По мере развития ремесла и торговли возникали города, увеличивалась численность городского населения, из которого выделялась богатая верхушка — люди «лутчие». Городское население было свободнее крестьянства. Жизнь и имущество горожан защищались нормами, относившимися к полноправным свободным людям. Русская Правда с уважением называет «гридинов», «купчин», ремесленников, ростовщиков.
Имущественные отношения, Обязательственное право
В Русской Правде существуют понятия: отдача имущества на хранение (поклажа), простой заём, бескорыстная ссуда, одолжение по дружбе, отдача денег в рост из определённого условленного процента, процентный заём краткосрочный и долгосрочный, торговая комиссия, вклад в торговое компанейское предприятие. В Правде существует определённый порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, то есть порядок торгового конкурса с различением несостоятельности злостной и несчастной. Существует несколько видов кредитного оборота.
Процессуальное право
Древнерусское право ещё не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам. Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе назывались истцами.
Судебные доказательства
В Древнерусском государстве появляется и целая система формальных доказательств:
Русская правда (создание, редакции, содержание, значение).
Как и у других народов у восточных славян складывалось обычное право. По мере возникновения государственных образований некоторые обычаи отмирали, другие наоборот закреплялись и стали уже обеспечиваться силой молодого государства. Когда в 911 г. Князем Олегом был заключен договор Руси с Византийской Империей, в нем упоминался «закон русский». Вероятнее всего под ним подразумевались правовые обычаи восточных славян, хотя существует предположение, что это был некий письменный сборник законов Руси недошедший до нашего времени.
В 972 г. Великим Князем Святославом был заключен договор с Византией, в котором также упоминались некоторые правовые нормы, например, кровная месть, наказания за преступления, порядок регистрации товаров и сделок.
В 988 г. произошло официальное крещение Руси: Великий Князь Киевский Владимир принял христианство и объявил его государственной религией. Многие христианские нормы частично стали источниками права, прежде всего, Прохирон изданный в 879 г. в Византийской Империи. Он стал наиболее авторитетный источник права в средневековых православных странах, в том числе и в Киевской Руси.
Великий Князь Владимир I утвердил Церковный устав, в котором содержались нормы брачно-семейного права, устанавливались наказания за преступления против церкви, нравственности и семьи.
Крупнейшим памятником права Древней Руси является Русская Правда. Она была обнаружена русским историком князем В.Н. Татищевым в 1738 г. среди летописей, а также в различных, более поздних юридических сборниках. В настоящее время известно более ста списков Русской Правды, которые представлены в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые обычно как КП, ПП и СП).
Древнейшей редакцией (составлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст. 1 – 18), Правды Ярославичей (ст. 19 – 41), Покона вирного (ст. 42), Урока мостников (ст. 43).
Пространная редакция, возникла не ранее 1113 г. и связана с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст. 1 – 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53 – 121).
Сокращенная редакция появилась в середине XIII – XIV вв. из переработанной Пространной редакции и была распространена в основном в Северо-Восточной Руси.
Основными источниками Русской правды были: обычное право восточнославянских племен, решения судов, княжеские уставы, упоминание о которых находится в отдельных списках Правды. Также частично использовалось византийское право, воспринятое более всего Пространною Правдою.
Русская Правда являлась официальным законодательным актом, принятым светской, государственной властью. Русскую Правду можно определить как кодекс частного права – все ее субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает.
Краткая Правда почти не содержит норм, касающихся гражданского права: из 69 статей списка лишь 5 статей, посвященных этой отрасли. В Пространной Правде гражданскому праву уделено значительно больше внимания.
Собственник по Русской правде имел право распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его защиты от посягательств. Объектами права собственности выступает значительный круг вещей – земля, скот, лошади, одежда, сельскохозяйственный инвентарь и многое другое.
Статьи Пространной правды устанавливают штрафы за нарушение земельной или бортной межи, причем не сказано, чья эта межа: крестьянина, общины или боярина. Значительная сумма штрафа за это показывает высокий уровень правовой защиты собственника.
Собственность, ее содержание и различные виды владения пока еще не имели специальных обобщенных терминов, однако на практике законодатель различал право собственности и владение.
Собственник имел право на возврат своего имущества их чужого незаконного владения на основе установленной процедуры. За причиненный вред назначалось возмещение. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства.
Субъектами права собственности могли быть только свободные люди. Доверившие имущество рабам и холопам (для торговых операций и т.д.) несли в случае причинения убытков или истребления вещи ответственность перед третьими лицами в полном объеме, то есть, законодатель понимал, что право собственности определяется волей самого собственника.
Древнерусское право знало ряд форм земельной собственности: семейно-индивидуальную, общинную, княжескую (государственную).
Обязательства по Русской Правде возникали из причинения вреда и из договоров. При этом взыскание обращалось не только на имущество, но и на саму личность должника.
Русская Правда знает несколько видов договоров, при этом различается форма их совершения, способы взыскания за нарушения и т.д. В договоре займа объектом по закону могут выступать не только деньги, но и продукты (хлеб, мед). Были возможны три вида займа: обычный, бытовой заем; заем совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями); заем с самозакладом (закупничество). В зависимости от срока займа предусматривались различные виды процентов (рез).
В Русской Правде упоминались договоры купли-продажи, хранения (поклажи). Передача на хранение товаров или имущества (поклажа) происходит без свидетелей (ст. 49 ПП).
Русская Правда знает также договор личного найма: наем тиуна (слуги) или ключника. Если человек нанимался без оформления специального договора, то он автоматически становился холопом, т.е. личнозависимым слугой.
Вероятно, что на практике существовало значительно больше видов договоров (мены, дарения и т.д.), но молодое государство не стремилось регламентировать все гражданско-правовые сделки.
Порядок заключения договоров по Русской Правде был простым. Обычно применялась устная форма с совершением определенных обрядов; обвязывание рук (т.е. обязательство), рукобития и т.п. В некоторых случаях требовались свидетели – послухи. Однако уже зарождалась и письменная форма заключения договора, так, например, о недвижимости.
Русская Правда знает также специальный договор займа между купцами, когда кредит предоставлялся для увеличения торгового оборота. Эта сделка основывалась на доверии, она не требовала присутствия послухов. В случае спора вопрос решался очистительной присягой кредитора (ст. 48 ПП.).
По древнерусскому праву можно выделить три вида банкротства: – случайное (должнику представляла кредиторами отсрочка в платеже); – неосторожное (на усмотрение кредиторов должнику либо представлялась отсрочка в платеже, либо его продавали в рабство); – злостное банкротство (влекло продажу должника в рабство).
Семейное право в Древней Руси первоначально развивалось на основе обычаев; например, существовало многоженство. Но с введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права, заимствованные из Византийской Империи: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, наказания за внебрачные связи, низкий брачный возраст (12 – 13 лет для невесты и 14 – 15 лет для жениха). Обязательным условием брака стало венчание, которое происходило в церкви.
Русская правда предусматривает передачу наследства как по завещанию (по «ряду»), так и без завещания, по закону («без ряда», по обычаю), а при необходимости и установление опеки. При наследовании по закону, преимущество имели сыновья умершего. Один из сыновей, обычно младший получал двор отца, что объясняется тем, что именно он, как правило, содержал престарелых родителей.
У бояр и дружинников наследовать землю могли и незамужние дочери, у крестьян (смердов) при отсутствии сыновей, надел поступал к верви или государству. Таким образом, земля в любом случае оставалась в общине.
Незаконные дети прав наследования не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с нею получали свободу. Закон нигде не говорит о наследовании мужа после жены, равно как и жена не имеет таких прав, однако вдова имела право управлять общим хозяйством до того, пока оно не будет разделено между детьми.
В ст. 103 ПП говорится, что часть имущества, выделенная матери, принадлежит только ей, а не детям. Мать в праве распоряжаться своим имуществом. Если она умрет, не оставив распоряжения («без языка»), то имущество идет к тому из детей, с кем она жила и кто ее кормил.
Частный характер права наиболее сильно проявился в сфере уголовного права. Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», то есть причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Таким образом, законодатель еще не осознает общественной опасности преступления. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась только в качестве физического лица, а не как олицетворение государства.
Объектами преступления по Русской Правде были личность и имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление и окончательное преступление. Закон намечал понятие соучастия, но еще не разделял ролей соучастников.
Субъектами преступления были все физические лица, но исключая рабов. О возрастном цензе для субъектов преступления Русская Правда ничего не сообщает. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность. Четко разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не существовало, но законодатель уже знал понятие рецидива, то есть повторности преступления.
К преступлениям против имущества по Русской Правде относились разбой, кража («татьба»), уничтожение чужого имущества, угон, поджог, конокрадство, злостная неуплата долга. Выделялись различные виды татьбы: кража из закрытых помещений, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов. Строго охраняя частную собственность, закон разрешал безнаказанное убийство вора, застигнутого ночью в доме или дворе во время татьбы.
Древнейшей формой наказания по Краткой правде являлась месть злоумышленнику со стороны потерпевшего или его родственников, но более поздними редакциями Русской Правды она отменяется.
Высшей мерой наказания в Пространной Правде являлся «поток и разграбление», назначаемый только в трех случаях, — за убийство в разбое (ст. 7 ПП), поджог (ст. 83 ПП) и конокрадство (ст. 35 ПП). Это наказание подразумевало конфискацию имущества в пользу общины и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», то есть в рабство, либо изгнание из общины.
Следующим по тяжести видом наказания была «вира» — штраф, который назначался только за убийство и поступал в княжескую казну. Родственникам убитого уплачивалось «головничество», равное вире. Вира могла быть одинарная (40 гривен) за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен) за убийство «княжеского мужа» (ст.19, 22 КП, ст. 3 ПП). Такая разница объясняется тем, что княжеские мужи (вирники, мечники, тиуны), часто являясь великокняжескими холопами, выполняли административно-финансовые функции и, следовательно, довольно часто рисковали жизнью. Поэтому, совершенно естественно, что государство стремилось обеспечить законодательную защиту своих служащих. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались «полувиры» (20 гривен – ст. 27, 88 ПП).
Существовал также особый вид виры – «дикая» или «повальная», которая налагалась на всю общину. Русская Правда устанавливает порядок выплаты вервью дикой виры. Дикая вира (возможно, от слова «дикий» – чужой, то есть вира за чужую вину) — штраф, который платят сообща члены верви за убийство, происшедшее на ее территории, когда убийца неизвестен или вервь не хочет его выдавать. Законом установлено, что вервь имеет право платить дикую виру в рассрочку. Размеры виры – 40 и 80 гривен – очень значительные суммы, равные стоимости стада из 50 и 100 коров, которые составляли, вероятно, немалую часть собственности, принадлежавшей членам общины в целом. Государство было согласно с выплатой дикой виры в рассрочку для сохранения существования такого коллектива и его финансовой способности.
Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом («продажей»), размер которого зависел от тяжести обиды (1, 3, 12 гривен). Продажа поступала в казну, а потерпевший получал «урок» – денежное вознаграждение, равное продаже, а также возмещение ущерба (стоимость похищенного или стоимость лечения).
По уголовным и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются инициаторами всех процессуальных действий. При этом обе стороны в процессе даже назывались одинаково – истцами.
Русская Правда определяет две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела — гонение следа и свод.
Гонение следа — это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривает специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник. Если след привел в селение, ответственность несла община. Если след терялся на дороге, то на этом поиск прекращался.
При необходимости потерпевший прибегал к закличу, то есть объявлял на торговой площади о пропаже, в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например, купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т. е. указать лицо, у которого он приобрел вещь. При этом требуются показания двух свидетелей или мытника — сборщика торговых пошлин.
Русская Правда предусматривала определенную систему доказательств. Среди них главное место занимали показания свидетелей: видоков и послухов. Видоки — это свидетели, в современном смысле слова очевидцы факта. Послухи более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец, люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто давали характеристику той или иной стороне в процессе.
Впрочем, Русская Правда не всегда выдерживает четкое различие между послухами и видоками. В применении свидетельских показаний появляется элемент формализма. Так, по некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля заключения договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием и т.д.).
Когда не хватало иных доказательств, применялся «божий суд»: испытания водой, железом или судебный поединок. Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения.
Особым видом доказательства была присяга — «рота». Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по незначительным делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие.
В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения.
В Русской Правде указаны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо — вирник приезжал в дом осужденного с многочисленной свитой и терпеливо ждал уплаты виры, получая каждый день обильное натуральное содержание. В силу этого осужденному выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных гостей.