Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом

Как исчислять срок просрочки по контрактам 44-ФЗ

Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть картинку Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Картинка про Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом

За неисполнение обязательств по госконтракту предусмотрена ответственность как в виде штрафа в фиксированной сумме (см. Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042), так и в виде пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ на дату уплаты пеней. Вопрос об исчислении срока просрочки важен именно для расчета пени.

В некоторых случаях, например, при закупке у единственного поставщика, требования ст. 34 Закона 44-ФЗ, связанные с установлением неустойки, не применяются. Ответственность за нарушение обязательств можно установить в таком случае так, как это делается в любом гражданско-правовом договоре.

Начало и окончание течения срока (уточнение Верховного суда РФ)

Порядок определения начала и окончания течения срока, в течение которого начисляется пеня, подчиняется общим правилам исчисления сроков с особенностями, установленными Законом 44-ФЗ. Срок просрочки считают со дня, следующего за днем исполнения обязательств по контракту. При этом день, когда обязательство все же будет исполнено, включается в расчет просрочки.

Если заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке, пени нужно начислять до момента его прекращения.

При расчете пени по любому обязательству, не только в рамках госконтракта, возникают вопросы, когда обязательство можно считать нарушенным и начать начислять пени.

В рамках практики по госзакупкам Верховный Суд РФ в Определении по делу А40-236034/2018 указал на то, что если подрядчик уложился и сдал в срок работы без учета времени на их приемку, то он не считается просрочившим. В период просрочки исполнения обязательства не подлежат включению дни, которые нужны заказчику для приемки работ или услуг и оформления итогов приемки.

На что начисляется пеня по 44-ФЗ

При просрочке обязательств Заказчиком по оплате по контракту пеню рассчитывают от неуплаченной в срок суммы оплаты по госконтракту (п. 5 ст. 34 Закона 44-ФЗ).

Подрядчик (исполнитель) по госконтракту выполняет работы (оказывает услуги, продает товары), однако, пеню надо рассчитать в денежном выражении. Для этого цену контракта (или отдельного этапа контракта) уменьшают пропорционально тому объему обязательств, который уже фактически выполнен.

Учитывайте, что если подрядчик (исполнитель) нарушает не основное обязательство по контракту, то к нему предъявляют не требования о взыскании пени, а взыскивают штраф в порядке и размере, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042.

Разъяснения по этому поводу даны Верховным Судом Российской Федерации (далее – ВС РФ) в Определении от 13.08.2020 г. № 305-ЭС20-10760 (в конкретном случае указано на недопустимость выставления пени за несоблюдение сроков передачи сопроводительных документов).

В связи с внесением изменений в п. 7 ст. 34 Закона 44-ФЗ с 1 апреля 2020 года, в случае, если контракт разбит на этапы, то пени считаются исходя из стоимости каждого из этапов, даже если вы не предусмотрите это непосредственно в контракте.

НДС включается в сумму расчета пени, если только сторона не применяет налоговый режим, при котором она не является плательщиком НДС.

Если заказчик не может рассчитать потребность в товарах (объеме работ или услуг), то неустойку, в том числе пеню, можно рассчитать от максимального значения цены контракта.

Размер ключевой ставки

1. Вопрос изменения размера ключевой ставки ЦБ РФ

2. Действие отраслевых специальных норм при расчете пени

Если отраслевыми нормами установлены другие, отличные от Закона 44-ФЗ, правила определения неустойки (при заключении контрактов/договоров о газо- энерго- теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении), то нужно руководствоваться специальными нормами. Как правило, отраслевые ставки для расчета пени выше, чем это установлено Законом 44-ФЗ.

Формула расчета пени по госконтракту

Для расчета пени сумму неисполненных обязательств по госконтракту (или этапу контракта) умножают на 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ на момент расчета пени и на количество дней просрочки.

Возможность уменьшения неустойки

К неустойкам (в.т.ч. пеням) по госконтрактам применяется общее правило статьи 333 ГК РФ о том, что такая неустойка может быть уменьшена в случае ее несоразмерности основному обязательству. Для этого должник должен заявить об уменьшении до окончания рассмотрения дела по существу и удаления суда 1 инстанции в совещательную комнату.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Источник

Инструкция по взысканию неустойки по госконтракту

Неустойка по 44-ФЗ — это взыскание за неисполненные или выполненные ненадлежащим образом обязательства по государственному контракту.

Что такое неустойка

Сторонам надлежит исполнять все условия, предписанные договорными отношениями. Исполнителю — вовремя поставить товар, выполнить работу или оказать услугу, а заказчик обязан рассчитаться с ним в установленный срок. Если заказчик и поставщик не выполняют подписанные договоренности — это просрочка исполнения обязательств по контракту 44-ФЗ, что обязывает виновника выплатить пострадавшей стороне денежную компенсацию.

Порядок взысканий регулируется на законодательном уровне. Все взаиморасчеты заказчиков и поставщиков по штрафным санкциям регламентированы Постановлением Правительства № 1042 от 30.08.2017 (в редакции ПП № 1011 от 02.08.2019). В Федеральной контрактной системе правила по неустойке закреплены в ст. 34 44-ФЗ.

Величину и порядок расчетов штрафных санкций надлежит закреплять в государственном контракте (ч. 4 ст. 34 44-ФЗ). Если договорными отношениями не предусмотрены взыскания, но одна из сторон ненадлежащим образом исполнила обязательства, пеня по госконтракту 44-ФЗ все равно последует. Этим реализуется ответственность поставщика и заказчика на практике. Величина выплат определяется итоговой стоимостью товаров, работ или услуг (ст. 322 ГК РФ). В самом госконтракте разрешается не расписывать правила расчета — составителю достаточно сослаться на ПП № 1042. Если стороны подробно представляют порядок начисления и уплаты штрафных санкций, это не является нарушением.

Федеральная антимонопольная служба рекомендует включать в контракт блок о взысканиях и способах их расчета. Этот параграф продемонстрирует поставщику уровень ответственности, который последует в случае неисполнения им оговоренных обязательств. Здесь же описывается и ответственность заказчика за просрочку оплаты по 44-ФЗ — права и обязанности обеих сторон являются равноценными.

Если виновнику удастся доказать, что нарушения возникли не по его вине (обстоятельства непреодолимой силы, форс-мажор, влияние третьей стороны), то штрафные санкции начисляться не будут (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Других исключений для взысканий не предусмотрено.

Как рассчитать

Правила расчета неустойки едины. Взыскание осуществляется за каждый день просроченных обязательств. Исчисление пени по 44-ФЗ за просрочку контракта проводится по формуле:

П = ЦК × 1/300 ключевой ставки × Д, где:

Ключевая ставка Центрального банка России определяется на дату уплаты неустойки. Обязательства считаются просроченными на следующий день после срока исполнения, прописанного в контракте.

Виновная сторона — это не всегда поставщик. Заказчики периодически нарушают условие о своевременности оплаты за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Вот как рассчитывается пеня по 44-ФЗ за просроченное исполнение контракта у обеих сторон. Для заказчика неустойка взыскивается за все дни просроченной оплаты. Пеня начисляется со следующего дня после окончания срока, отведенного на взаиморасчеты. Считают по формуле:

П = ЦК × 1/300 ключевой ставки × Д.

Для поставщика другие правила расчета неустойки. Если он ненадлежащим образом исполнил обязательства, ему вменяется штраф — фиксированная сумма, которая устанавливается договором. Пеня исчисляется за просрочку выполнения обязанностей. Расчет пени для поставщика ведется по тем же принципам и по той же формуле, что и для заказчика.

Исчисленная величина не может превышать цену контракта. Штрафы всегда фиксированы и оговариваются в тексте договора. Вот за что поставщики выплачивают неустойку:

Как взыскать неустойку

Для обеих сторон действует пошаговая инструкция взыскания неустойки:

Шаг 1. Обозначить факт нарушения.

Шаг 2. Определить виновных лиц.

Шаг 3. Выявить степень нарушения и уровень ответственности.

Шаг 4. Если виновной стороной является заказчик (просрочена оплата), то рассчитать неустойку по формуле:

Если виноват поставщик, то определить характер нарушений. Если нарушены условия выполнения контракта, то рассчитать штраф (устанавливается фиксированной суммой и закрепляется в тексте договора). Если просрочены контрактные обязательства, то начислить и взыскать неустойку. Формула для расчета:

Как компенсировать упущенную выгоду

Стороны вправе взыскать упущенную выгоду (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Для заказчика инструментом взыскания является не только неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору, но и обеспечение контракта. Поставщик предоставляет обеспечение госконтракта при его заключении. Чаще всего обеспечением выступает банковская гарантия, равная авансовому платежу по госконтракту. Взыскивать упущенную выгоду через гарантию допускается только на основании судебного решения. Если в контракте прописано условие об использовании гарантийных обязательств в качестве компенсации недобросовестного поведения исполнителя, то решение суда организации-заказчику не потребуется.

Неустойку за причиненный ущерб взыскивают и исполнители. Если участник закупки подал заявку, которая удовлетворяет потребности заказчика по всем критериям, и такое предложение по показателям должно становиться победителем, но его незаконно отклоняют, то пострадавшей стороне надлежит обратиться в ФАС и судебные органы для компенсации убытков, возникших из-за такого отказа.

Еще одно основание — взыскание неустойки из-за сокращения лимитов бюджетных обязательств. В таком случае возможны два варианта:

Допускается и взыскание компенсации, соразмерной выгоде поставщика, упущенной из-за сдвига сроков выполнения работ.

Источник

Согласно ст. 94 ФЗ № 44 исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и ФЗ № 44, в том числе:

Однако заказчики могут нарваться на недобросовестных контрагентов, которые, не выполнив своевременно свои договорные обязательства, нанесут вред хозяйственной деятельности организаторов закупок. На такие случаи законодатель предусмотрел для заказчиков меры правовой защиты, а именно:

В соответствии с ч.4 ст. 34 ФЗ № 44 в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Как и каким образом начисляются пени и штрафы участникам закупочного процесса определено Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, которым утверждены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»

На практике нередко возникают спорные ситуации, при разрешении которых участвуют и антимонопольные службы, и судебные органы. Рассмотрим несколько примеров.

Практика ФАС

В УФАС России поступило заявление заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике при проведении электронного аукциона по выполнению работ по строительству многофункциональной спортивной площадки. При рассмотрении дела антимонопольная служба установила, что 02 октября 2017 года между заказчиком и подрядчиком заключен контракт на сумму 1 557 504,73 рублей, согласно которому последний обязался выполнить строительные работы до 16.11.2017 г. В связи с тем, что работы по данному контракту на объекте ведутся с отставанием от предоставленного графика производства работ, 25.10.2017 заказчик направил в адрес подрядчика соответствующее письмо. После этого организатор процедуры дважды направлял претензионное обращение с требованием об оплате штрафа за неисполнение обязательств по контракту в размере 402 300, 81 рублей. Не получив ответа, заказчик согласно п.13.3 заключенного контракта принял решение об одностороннем отказе его исполнения, разместив такие сведения в ЕИС. На заседании комиссии УФАС подрядчик не предоставил никаких доказательств устранения нарушений условий вышеназванного контракта. Проанализировав материалы дела, антимонопольный орган в соответствии со ст. 104 ФЗ № 44 и Постановлением Правительства РФ № 1062 ОТ 25.11.2013 [6] принял решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о вышеназванном подрядчике. (Решение УФАС по Краснодарскому краю по делу № РНП-23-72/2018 от 21.02.2018).

Антимонопольная служба, рассмотрев жалобу участника на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме по выполнению работ по проектированию сети автоматических пунктов весового и габаритного контроля (АПВГК), осуществила внеплановую проверку на основании ст.ст. 99, 106 ФЗ № 44. По мнению заявителя, условиями проекта контракта о сроке оплаты выполненных работ организатор процедуры исключил возможность применения положений об ответственности заказчика за неисполнение обязательств по контракту, чем допустил нарушение требований частей 4, 5 ст. 34 ФЗ № 44. Изучив материалы дела, комиссия УФАС пришла к выводу, что закупочная документация не содержит указания на определённую календарную дату или условия, определяющие окончание течения срока для оплаты работ, исчисляемого периодом времени, что является нарушением требований ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе. В своем решении контролирующий орган поддержал доводы заявителя, признав организатора закупки нарушившим нормы действующего законодательства о закупках. (Решение УФАС по Удмуртской Республике по делу № 018/06/106-433/2019 от 07.06.2019)

Судебная практика

Заказчик обратился с иском в Арбитражный суд к поставщику о взыскании 2 088 843,3 руб. неустойки за просрочку исполнения муниципального контракта на поставку автобусов для перевозки детей и 266 162,5 руб. штрафа. Согласно решению суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично, с поставщика в пользу заказчика взыскано 79 848,75 руб. неустойки. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда данное решение изменено, иск удовлетворен частично: с поставщика в пользу организатора закупки взыскано 79 848,75 руб. неустойки и 266 162,50 руб. штрафа за неисполнение контракта. В удовлетворении остальной части иска отказано. Не согласившись с таким решением, контрагент обратился с заявлением в кассационную инстанцию, в котором просит судебные акты нижестоящих судов отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. При рассмотрении данной жалобы, кассационный суд установил, что поставщик обязался поставить автобусы (3 ед.) для перевозки детей в течение 60 рабочих дней с даты подписания контракта, а заказчик обязался принять и оплатить поставленные транспортные средства. Согласно пункту 5.1 контракта его цена составляет 5 323 250 руб. и включает стоимость автобусов, транспортные расходы до места поставки, погрузочно-разгрузочные работы, затраты на страхование, упаковку, маркировку, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей. По причине отсутствия товара поставщик обратился к заказчику с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с переносом заводом-изготовителем сроков поставки автобусов, предусмотренных условиями спорного контракта. Ссылаясь на нарушение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный контрактом срок, заказчик обратился в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования в части, пришел к выводу о доказанности факта нарушения контрагентом срока поставки автобусов, предусмотренного контрактом, и обоснованности взыскания неустойки, начисленной за период действия контракта. При этом, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для взыскания пени за неисполнение обязательств по поставке названных транспортных средств за пределами срока действия договора, а также фиксированного штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом. В дальнейшем седьмой арбитражный апелляционный суд, поддерживая выводы нижестоящего суда относительно правомерности удовлетворения исковых требований о взыскании неустойки в части, тем не менее, не согласился с выводами суда первой инстанции о необоснованности требования о взыскании фиксированного штрафа, в связи с чем изменил оспариваемое решение. По итогам рассмотрения жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что седьмой арбитражный апелляционный суд правильно разрешил имеющийся спор и поддержал его выводы. (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.06.2018 № Ф04-1037/18 по делу А27-7452/2017)

Мнение Президиума ВС РФ о взыскании неустойки и штрафа по контракту:

В пункте 36 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 разъяснено, что пеня за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы.

Заказчик обратился в Арбитражный суд с исковыми требованиями к поставщику о взыскании неустойки в размере 222 311 руб. 10 коп. по заключенному контракту. В своем решении суд первой инстанции поддержал доводы организатора закупки и удовлетворил его требования. Не согласившись с принятым судебным актом, контрагент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований заказчика. При рассмотрении жалобы и проверке материалов дела, суд апелляционной инстанции установил, что 16.01.2018 между заказчиком и инициатором обращения заключен договор поставки стального каната. Согласно названному контракту, обязательство по поставке товара должно быть исполнено контрагентом в течение 21 календарного дня с момента заключения договора. Однако, в связи с невозможностью поставки товара в оговоренные сроки, поставщик направил соответствующее письмо в адрес организатора процедуры закупки. В связи с неисполнением обязательств контрагентом по поставке продукции в установленные сроки, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В соответствии с вышеуказанном договором за неисполнение контракта установлен штраф в размере 5 % от его цены и составляет 222 311, 10 руб. Требование заказчика о взыскании данного штрафа суд первой инстанции посчитал обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. В апелляционной жалобе поставщик указывает на несоразмерность размера такого штрафа нарушенным обязательствам, однако каких-либо доказательств в подтверждение этого не предоставил. Апелляционная инстанция отклонила доводы контрагента и посчитала, что нижестоящий суд правильно установил все фактические обстоятельства дела и вынес справедливое и законное решение в пользу заказчика о взыскании штрафа в заявленном им размере. (Постановление девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-22331/19 от 15.07.2019)

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что и заказчикам, и поставщикам необходимо добросовестно исполнять принятые на себя обязательства по контракту, в противном случае им может грозить ответственность, предусмотренная действующим законодательством о закупках. В любом случае, за защитой своих прав участники закупочного процесса могут обратиться в контролирующие и судебные органы.

[1] Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ

[2] Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»

[3] Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»

[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

Источник

Чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ

Антикризисное предложение до 20 декабря

Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть картинку Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Картинка про Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом

Чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ заказчику и исполнителю

Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть картинку Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Картинка про Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

Министерством юстиции России обнародован проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Планируется, что он вступит в силу с 01.01.2021 г. Отдельная глава 28 в новом КоАП разъясняет, к чему приведет неисполнение условий контракта по 44-ФЗ.

Новый закон о госзакупках № 44-ФЗ хотя и детально регулирует отношения, связанные с заключением и исполнением контрактов, но все же вызывает и много вопросов. Постараемся выяснить, чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ для заказчика и исполнителя, и можно ли избежать штрафных санкций.

Обязанности сторон по 44-ФЗ

Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть картинку Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Картинка про Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом

Статья 94 закона о госзакупках устанавливает комплекс мер, которые позволяют осуществить закупку. При этом заказчик и исполнитель действуют в рамках ГК РФ и закона 44-ФЗ. Речь идет о таких действиях:

Заказчикам нужно понимать, что они могут столкнуться с недобросовестными поставщиками, которые не только не выполнят свои обязательства по соглашению, но и нанесут таким образом урон хозяйственной деятельности.

В соответствии с нормами закона организатор торгов может прибегнуть к таким мерам правовой защиты:

Часть 4 ст. 34 закона 44-ФЗ требует, чтобы в тексте договора содержалось условие об ответственности сторон за неисполнение условий по контракту или их ненадлежащее исполнение. Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. устанавливает принцип начисления пени и штрафов участникам закупочного процесса. Данное положение называется «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть картинку Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Картинка про Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом

Типичные примеры неисполнения контракта по 44-ФЗ

Среди наиболее распространенных примеров неисполнения условий контракта по 44-ФЗ поставщиком и заказчиком стоит перечислить:

Согласно ч. 5 ст. 34 закона 44-ФЗ, если покупатель нарушает сроки исполнения обязательств, поставщик может потребовать выплаты пени и штрафов по условиям договора. Отметим, что в п. 6 данной статьи заказчик получает точно такое же право.

Оговоримся, что заказчик не имеет права самостоятельно принимать решение относительно начисления пени, штрафов за нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ. Если его не устраивает то, каким образом были выполнены условия договора, либо исполнитель не соблюдает сроки, начисляется неустойка. Кроме того, в тексте соглашения должен быть прописан порядок такого начисления – об этом говорится в п. 4 ст. 34 закона о госзакупках.

Организатор торгов не может изменить порядок начисления пени и штрафов, зафиксированный на законодательном уровне, даже если стороны придут к соответствующему соглашению.

Закон устанавливает ряд случаев, в которых заказчик не должен требовать выплату пени и штрафов. Именно так (согласно ст. 93 закона 44-ФЗ) поступают во время закупок у единственного поставщика на сумму 300 000 или 600 000 рублей. Данное правило распространяется на ситуации, когда предметом торгов становится поставка медикаментов, посещение зоопарка, театра, других мероприятий развлекательного характера.

Правовое регулирование ответственности сторон по 44-ФЗ

Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть картинку Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Картинка про Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом

Основными документами, устанавливающими ответственность заказчика и исполнителя, считаются:

14.08.2019 г. в силу вступило ПП РФ № 1011 от 02.08.2019 г., которое корректирует положения Постановления № 1042. Теперь действуют новые правила начисления штрафов за неисполнение условий по контракту по 44-ФЗ:

1. Согласно новому документу при расчете штрафов, как и пени, не учитываются требования ПП РФ № 1042. Актуальный порядок введен п. 13 и до этого не использовался.

2. Законодатели переписали п. 4 постановления, зафиксировав общий размер штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по закупке, организованной исключительно для СМП, СОНКО. Штрафы равны 1 % от цены контракта либо отдельного этапа и находятся в пределах 1 000–5 000 рублей.

3. Усложнились правила начисления штрафа для исполнителя, подписавшего договор по наиболее высокой цене во время торгов за право заключения. При сумме соглашения ниже НМЦК штраф рассчитывается на основе размера НМЦК и составляет от этой суммы:

Если сумма договора выше НМЦК, штраф зависит от цены контракта и составляет от этих средств:

В первом случае размер штрафа зависит от НМЦК, а во втором – в основу ложится цена контракта.

4. Ранее общая сумма неустойки не могла быть более цены контракта. Внесение поправок привело к тому, что в данную сумму не включаются пени. Общая сумма начисленных штрафов по 44-ФЗ за неисполнение условий по контракту для любой из сторон не должна превышать цену договора.

Изменения практически не затронули принцип расчета пени при несоблюдении поставщиком сроков выполнения обязательств. Присутствовавший в ПП № 1042 соответствующий пункт утратил свою силу. Само Постановление также сменило название на «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Таким образом, новое ПП РФ № 1042 не затрагивает правила начисления пени, фиксируя только порядок установки штрафов.

При расчете количества пени рекомендуется опираться на ч. 5 и 7 ст. 34 закона 44-ФЗ.

Виды неустойки из-за неисполнения условий контракта по 44-ФЗ

Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть картинку Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Картинка про Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом

В сфере закупок существует два варианта неустойки. Сразу оговоримся: поскольку они кардинально отличаются друг от друга, замена одной формы другой считается недопустимой:

Штрафы и пени должны быть прописаны в контракте и проекте данного документа. Обычно заказчики стараются себя обезопасить, поэтому указывают все возможные виды неустойки. Это связано с тем, что во время подготовки проекта не всегда известна сумма контракта, а, напомним, именно исходя из нее и рассчитывается неустойка. По этой причине поставщику рекомендуется внимательно изучать закупочную документацию – только тогда он поймет, какие последствия его ждут при неисполнении условий контракта по 44-ФЗ и нарушении сроков.

В проекте договора прописывают:

Как рассчитать размер штрафа заказчику

Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть картинку Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Картинка про Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом

В процессе начисления неустойки заказчик опирается на специальный порядок, закрепленный Постановлением Правительства № 1042 от 30.08.2017 г. При ее расчете нужно понимать:

Для первой ситуации используется такой метод начисления пени:

Ст – размер ключевой ставки ЦБ, установленной на день уплаты пени;

Ц – цена контракта либо сумма невыполненных обязательств;

Д – число дней, на которое была просрочена сдача работ.

Пример. Договор заключен на 300 тысяч рублей. Пени должны быть выплачены 15 февраля 2019 года, ставка рефинансирования составляет 6,25 %.

Допустим, соглашение предполагает три этапа поставки товара:

(1/300 × 6,25 %) × 300 000 × 29 =1 812,50 руб.

(1/300 × 6,25 %) × 270 000 × 10 = 562,50 руб.

(1/300 × 6,25 %) × 100 000 × 20 = 416,70 руб.

Для получения суммарного размера неустойки складывают пени по всем трем этапам:

1 812,50 + 562,50 + 416,70 = 2 791,70 руб.

Если исполнителем нарушаются любые положения договора, кроме сроков поставки, ПП РФ № 1042 предполагает установление штрафов в виде процента к цене контракта, когда речь идет о стоимостных обязательствах. Для нестоимостных обязательств штраф представляет собой фиксированную сумму. Данные штрафные санкции учитываются при начислении неустойки.

Далее представлены размеры штрафов за нарушение стоимостных обязательств, применяемых к исполнителям, не являющимся СМП:

Цена контракта (руб.)

Штрафы в % отношении к цене контракта

Как рассчитать размер штрафа поставщику

Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Смотреть картинку Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Картинка про Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом. Фото Что значит просрочка исполнения обязательств предусмотренных контрактом

Неисполнение заказчиком условий контракта также возможно. В таком случае при исчислении пени поставщик опирается на ч. 9 Правил, указанных в ПП РФ № 1042. Некачественное исполнение обязательств заказчиком наказывается фиксированными штрафами, если речь не идет о срыве обозначенных в договоре сроков.

Цена контракта (руб.)

Фиксированный штраф (руб.)

Если допущена просрочка оплаты работ, штраф представляет собой проценты от суммы долга, о чем говорится в ст. 395 ГК РФ. При этом используется формула, которую мы уже видели выше при расчете неустойки для поставщика:

Пример. Договор заключен на 300 тысяч рублей. Исполнитель является СМП, поэтому ему необходимо перевести оплату ТРУ в течение 15 дней после приемки. Но покупатель передал необходимую сумму только спустя 30 дней, отталкиваясь от общих оснований. В итоге он опоздал, и штраф должен быть рассчитан таким образом:

(1/300 × 6,25 %) × 300 000 × 15 = 937,50 руб.

Как уплатить пени и штрафы

Если поставщик подтверждает неисполнение условий контракта по 44-ФЗ, необходимо действовать так:

Возможен и другой вариант уплаты штрафа, при котором заказчик вычитает неустойку из суммы, которая должна быть получена исполнителем. Здесь допустимы три подхода:

Можно ли избежать штрафов и пени

Бывает, что исполнитель не согласен с начислением неустойки и уверен, что вина за случившееся лежит на покупателе. Например, последний слишком поздно передал проектную документацию, поэтому вторая сторона не смогла вовремя выполнить свои обязательства по строительству.

Часть 9 ст. 34 закона о госзакупках позволяет поставщику оспорить начисленные штрафы и пени. Но для этого ему придется доказать отсутствие своей вины либо наличие непреодолимых обстоятельств. Чтобы защитить свои права, исполнитель может направить заявление в судебную инстанцию. В результате арбитражный суд:

Отметим, что в ГК РФ нет закрытого перечня обстоятельств непреодолимой силы. Обычно данный список устанавливает организатор торгов, закрепляя его в закупочной документации. К таким обстоятельствам обычно относятся стихийные бедствия, военные действия, забастовки, природные катаклизмы, пр.

Если поставщик решил защищать свои права в судебном порядке, ему важно заранее подготовить доказательную базу. В нее могут входить:

В контрактной системе установлен определенный порядок начисления штрафов и пени. Таким образом наказываются все нарушения, допущенные в процессе выполнения работ по контракту. Ключевое правило начисления неустойки состоит в том, что она не может быть больше цены договора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *