Что значит просмотровое чтение
ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ
Смотреть что такое «ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ» в других словарях:
просмотровое чтение — поисковое чтение, имеющее целью определить целесообразность предстоящей работы; ознакомление с содержанием текста … Толковый переводоведческий словарь
ЧТЕНИЕ ПРОСМОТРОВОЕ — ЧТЕНИЕ ПРОСМОТРОВОЕ. См. просмотровое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Чтение — … Википедия
ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ. Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Чтение просмотровое — это предварительное чтение, на основе которого определяется, стоит ли читать текст, определяется класс, к которому относится текст, а также запоминается общее содержание текста вместе с наиболее важными фактами и мыслями текста … Исследовательская деятельность. Словарь
Чтение — вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью Ч. является получение и переработка письменной информации. С этой точки зрения Ч. (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой… … Педагогическое речеведение
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что чтение с общим охватом содержания. Вид чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. Вид коммуникативного чтения с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте (Фоломкина … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ — ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ. Вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель П. ч. – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.). П. ч. во многом совпадает по характеру с… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ — ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что просмотровое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЭКСТЕНСИВНОЕ ЧТЕНИЕ — ЭКСТЕНСИВНОЕ (от лат. extensivus – расширительный, растяжимый) ЧТЕНИЕ. Вид учебного чтения; предполагает умение читать значительные по объему тексты с общим охватом содержания. Внимание читающего при этом сосредоточено на содержании текста, а не… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
просмотровое чтение
Смотреть что такое «просмотровое чтение» в других словарях:
ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ — ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что выборочное чтение. Вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. Цель П. ч. – получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЧТЕНИЕ ПРОСМОТРОВОЕ — ЧТЕНИЕ ПРОСМОТРОВОЕ. См. просмотровое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Чтение — … Википедия
ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ. Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Чтение просмотровое — это предварительное чтение, на основе которого определяется, стоит ли читать текст, определяется класс, к которому относится текст, а также запоминается общее содержание текста вместе с наиболее важными фактами и мыслями текста … Исследовательская деятельность. Словарь
Чтение — вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью Ч. является получение и переработка письменной информации. С этой точки зрения Ч. (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой… … Педагогическое речеведение
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что чтение с общим охватом содержания. Вид чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. Вид коммуникативного чтения с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте (Фоломкина … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ — ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ. Вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель П. ч. – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.). П. ч. во многом совпадает по характеру с… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ — ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что просмотровое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЭКСТЕНСИВНОЕ ЧТЕНИЕ — ЭКСТЕНСИВНОЕ (от лат. extensivus – расширительный, растяжимый) ЧТЕНИЕ. Вид учебного чтения; предполагает умение читать значительные по объему тексты с общим охватом содержания. Внимание читающего при этом сосредоточено на содержании текста, а не… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Что значит просмотровое чтение
В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
Виды чтения
В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется наглавные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.
Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.
Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элементы анализа исключаются.
Для достижения целей ознакомительного чтения бывает достаточно понимания 75 % предикаций текста, если в остальные 25 % не входят ключевые положения текста, существенные для понимания его содержания.
Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского и французского языков ниже 180, для немецкого – 150, для русского – 120 слов в минуту.
Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25–30 % избыточной, второстепенной информации.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.
Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения, – повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчетливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который составляет 50–60 слов в минуту.
Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа.
При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизированно. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:
– они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;
– ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;
– вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.
Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.
Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:
а) ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое;
б) изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое.
Последний вариант нам представляется более эффективным, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.
Прочитать, просмотреть или изучить — разные типы чтения в английском
Нет времени? Сохрани в
Чтение по-английски — это не только правильное озвучивание различных буквосочетаний. Наряду с говорением, слушанием и письмом, оно составляет четверку основных видов речевой деятельности, которые нужно освоить в процессе обучения иностранному языку. Тот, кто много читает, имеет хороший словарный запас и грамотную речь — это общеизвестная истина. Современные методики обучения выделяют различные типы чтения, которые различаются по своим функциям. Давайте посмотрим, что и как нам нужно читать, чтобы чтение приносило максимальную пользу.
«There is an art of reading, as well as an art of thinking, and an art of writing.»
— Isaac D’Israeli
Поисковое чтение
Это то, что мы часто называем чтением «по диагонали». В нашей родной русскоязычной среде этот навык мы используем довольно широко: находим нужные цифры в документе, фамилию в списке, количество калорий на упаковке продукта. Для этого мы быстро пробегаем глазами текст, можно сказать, сканируем его — кстати, по-английски такой тип чтения называется «scanning». При этом мы видим весь текст, но не прочитываем его, а игнорируем все, кроме того, что ищем.
«I am not a speed reader. I am a speed understander.»
— Isaac Asimov
Практическое применение очевидно: используя этот тип чтения, можно быстро находить нужную информацию в англоязычном тексте. Уже на первых занятиях английским по Skype вы сможете отрабатывать такие навыки. Можете проверить прямо сейчас: откройте учебник «New Cutting Edge» и найдите в оглавлении название 10 модуля. Заметили ли вы, как называется модуль 6 или модуль 12? Конечно же нет, потому что это не было вашей целью.
Бесплатный тест на знание английских предлогов
Просмотровое чтение
Английское название этого вида чтения — «skimming», «снятие сливок», и это значит, что вы добываете из текста самую вкусную и питательную информацию. Это тоже быстрый тип чтения, но его основная цель — не найти что-то конкретное, а усвоить основные моменты, понять главную мысль текста. Чтобы снять сливки с текста, рекомендуется прочитать первый и последний абзацы полностью, бегло просмотреть все остальное, обращая внимание на подзаголовки, курсив, жирный шрифт, подписи под картинками, цитаты и т.д. Казалось бы, задание проще простого, но иногда вызывает трудности, особенно если ваш словарный запас еще не велик, а сложная грамматика сбивает с толку. Постарайтесь угадывать новые слова по контексту и не зацикливайтесь на непонятном, ведь ваша задача — уловить общий смысл. Этот вид чтения часто используется в начале занятия, когда преподаватель предлагает вам обсудить какой-то простой вопрос, чтобы «разогреться» для более серьезной работы и настроиться на волну английского. В реальной жизни вы можете использовать такое чтение для того, чтобы определить интересная ли статья вам попалась в газете или журнале и хотите ли вы прочитать ее полностью. Можете попрактиковаться с помощью электронных версий газет.
Британские газеты
Американские газеты
Ознакомительное чтение
Это то, чем чаще всего занимаются изучающие английский. Что вы делаете с текстом в учебнике? Читаете его подряд и не торопясь, чтобы понять все детали, главные и второстепенные. При этом вы можете увидеть незнакомые слова или грамматические конструкции, но, как правило, пропускаете их, если они не мешают общему пониманию. При таком чтении вы понимаете около 80% текста. Ознакомительное чтение используется для получения информации или просто для удовольствия, потому что именно так мы чаще всего читаем художественную литературу на английском и русском. После чтения, вы можете пересказать текст, ответить на вопросы, высказать свое мнение относительно основных событий, а в случае необходимости — просканировать его и найти нужную для ответа информацию.
«В акте чтения постоянно сменяют друг друга две системы: посмотришь на слова — это язык, посмотришь на смысл — это литература».
— Ролан Барт
Деловой английский для начинающих
Изучающее чтение
Мега-полезный, но и достаточно трудоемкий тип. Вот тут как раз вам придется обращать внимание на каждое слово и выражение, потому что основная цель этого чтения — использование текста для изучения языка. Возможно, когда вы учились в школе или в вузе, у вас был такой вид работы как домашнее чтение: вы читали какой-то рассказ или статью, переводя каждое слово, при необходимости заучивая определенные выражения, а на уроке разбирали этот текст до мельчайших деталей, выполняя различные задания к нему. Таким образом можно пополнить свой вокабуляр не просто новыми словами, но и устойчивыми фразами, идиомами. Кроме того, после скрупулезного вчитывания и многократного просмотра текст просто впитывается в вашу память и облегчает вам общее понимание структуры и логики английского языка. Существуют специально адаптированные книги для отработки этого типа чтения, которые вы можете найти на различных сайтах, например здесь
Овладевая навыками чтения, важно уделять внимание каждому из этих видов. Мы не можем сказать, что изучающее чтение полезнее просмотрового или что поисковое чтение легче, чем ознакомительное. Нет смысла прочитывать все железнодорожное расписание, если нужно найти только название своего поезда. А если мы поверхностно просмотрим страницу из книги для чтения, то не усвоим все полезные структуры и выражения. Таким образом, каждый вид чтения имеет свою функцию и одинаково полезен для изучающих английский.