Что значит пролонгированные сроки обучения в школе
Пролонгированное обучение в начальной школе
Здравствуйте! Я мама ребенка с РАС. Ребенок закончил 1 класс обучения по АООП вариант 8.3 в условиях класса для детей с умственной отсталостью. В заключении ЦПМПК прописано 6 лет обучения в начальной школе. Ребенок пока усваивает программу, сложились хорошие отношения со сверстниками и с классным руководителем. На следующий год по рекомендациям ЦПМПК он снова должен идти в 1 класс. Ребенку придется привыкать к новому коллективу и новому учителю. Могу ли я отказаться от пролонгации в 1 классе в следующем учебном году, написав письменное заявление об отказе или этого недостаточно и нужно идти снова на ЦПМПК, менять вариант программы? Возможен ли такой вариант: пролонгировать обучение не в первых классах, а в 4-м классе, в том случае, если ребенок не будет справляться с программой?
Категория:
Комментарии
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Анна Лебедь:
Здравствуйте!
В связи с тем, что ученики с РАС, обучающиеся по варианту 8.3, имеют особые образовательные потребности и испытывают трудности социального взаимодействия, данный вариант АООП предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Если у вас планируется второй год обучения, то в соответствии с АООП это 1 класс. А первый год обучения был 1 дополнительным классом.
Если ребенок хорошо справился с программой первого года обучения, то можно ставить вопрос о прохождении ПМПК и переводе на программу 8.2.
Рекомендуем обратиться к педагогам и, возможно, вынести вопрос на психолого-педагогический консилиум школы.
Организация образовательного процесса в классах с пролонгированным сроком обучения
Слайд 1. Одно из требований современного общества заключается в развитии идей обеспечения равного доступа к образованию как одной из общественных ценностей различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодоление барьеров общественной дискриминации и развития сообщества, включающего «разных как равных».
Любой человек нуждается в образовании, которое создает для него возможность саморазвития и самореализации как единства телесного, духовного и душевного развития. Это может быть обеспечено в процессе инклюзивного образования, которое заключается в том, что все дети, несмотря на свои особенности (физические, интеллектуальные, этнические и иные), включены в общую систему образования.
Такого понятия как пролонгированные классы в системе образования не существует. Мы можем говорить о пролонгированных сроках обучения в общеобразовательной организации. Обучение в пролонгированные сроки может быть предусмотрено адаптированной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ, а обучающийся с ОВЗ может быть признан таковым только решением ПМПК, которое и разрабатывает для него рекомендации по созданию специальных условий (в том числе – обучение по АООП), а образовательная организация уже создает соответствующие условия, в том числе и обучение в те сроки, которые предусмотрены соответствующей АООП. Следовательно, самостоятельно, без решения ПМПК, изменить сроки освоения программы (т.е., фактически, адаптировать программу к возможностям обучающегося) образовательная организация не может. Школа так же должна придерживаться заключения ПМПК в части пролонгированных сроков обучения – соответственно, если данная рекомендация содержится в заключении, нужно написать (Сайд 2) заявление общего характера о создании особых условий для обучения и приложить рекомендации ПМПК. Отдельного заявления о пролонгированном обучении в данном случае писать не нужно. Таким образом, если, рекомендованная ПМПК АООП предусматривает, в соответствии с ФГОС пролонгированные сроки обучения, то это должно соблюдаться само собой. В городе Орле открыты классы с пролонгированным сроком обучения в пяти школах (школа №2, №6, №12, №35, №49). Всего шесть классов. В нашей школе открыты два класса, в которых обучаются дети по разным программам, рекомендованным ТПМПК: вариант 1, вариант 5.2., вариант 7.2, вариант 8.2. В этих классах работают учителя, имеющие высшую квалификационную категорию и первую квалификационную категорию.
Слайд 3. Из-за определенных индивидуальных особенностей обучающихся в классах с пролонгированным сроком обучения УУД формируются сложнее. Поэтому, для того, чтобы помочь успешно осваивать образовательный стандарт в школе создаются специальные условия (Слайд 4) для удовлетворения особых образовательных потребностей. Для этого в школе разработана специальная система работы, которая отражается в АООП, а именно в программе коррекционной работы, программе внеурочной деятельности, согласованной работы учителя начальных классов со специалистами учреждения, реализующими программу коррекционной работы.
Организационное обеспечение включает в себя нормативно-правовую базу, которая подразумевает создание локальных актов, регулирующих отношения сторон образовательного процесса и обеспечивающих успешное получение образования обучающимися в классах с пролонгированными сроками обучения. В нашей школе разработаны собственные локальные акты в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ в классах с пролонгированным сроком обучения. Так, например:
— Положение о тьюторском сопровождении;
— Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме;
— Положение о логопедическом пункте;
— Положение о психологической службе;
— Положение об организации инклюзивного образования;
— Положение о Совете школы, дополненное следующим содержанием «Содействие созданию специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе, оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы в связи с введением ФГОС НОО ОВЗ»;
— Положение об уполномоченном по защите прав и законных интересов ребенка;
— Положение о внеурочной деятельности обучающихся;
— Положение о группе продленного дня;
— Должностная инструкция руководителя;
— Должностная инструкция учителя начальных классов;
— Должностная инструкция педагога организатора;
— Должностная инструкция учителя-логопеда;
— Должностная инструкция педагога дополнительного образования;
— Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе;
— Должностная инструкция воспитателя группы продленного дня;
— Должностная инструкция тьютора.
Слайд 8. Очень важно деловое сотрудничество с такими учреждениями как ТПМПК, МИМЦ, органы социальной защиты, органы здравоохранения и общественные организации. Это взаимодействие помогает реализовывать право на получение образования ребенка и достижения результатов в обучении.
Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса необходимо для качественного обучения детей в классах с пролонгированным сроком обучения. Возникает потребность в обеспечении учебно-методической литературой, так как учитель в ряде случаев испытывает затруднения в работе с такими детьми. (Слайд 9, 10) В нашей школьной библиотекеимеется литература по специальной психологии, коррекционной педагогике, причём, не только в печатном виде. Учителя имеют доступ к электронным образовательным ресурсам, к изданиям, раскрывающим актуальные проблемы воспитания и образования детей. Создан тематический методический портфель в помощь учителю при работе с детьми с ОВЗ. (Слайд 11) Учителя и специалисты, работающие в классах с пролонгированным сроком обучения, прошли накопительные курсы по системе повышения квалификации «Коррекционная педагогика», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи», «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе», «Педагогическое сопровождение развития личности обучающихся», «Реализация ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью в образовательной организации: содержание, условия, организация».
Слайд 12. Психолого-педагогическое сопровождение является обязательным условием для реализации АООП НОО обучающихся в классах с пролонгированным сроком обучения. Также важна согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими данную программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учётом его особых образовательных потребностей. В организации и реализации образовательного и воспитательного процессов, обязательно должны принимать участие педагог-психолог и учитель-логопед. Согласно инструктивно-методическому письму №2 от 14.12.2000 г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» укомплектованы группы обучающихся с пролонгированным сроком обучения и проводятся коррекционно-логопедические занятия. На каждую группу обучающихся, согласно заключениям ТПМПК, составлены коррекционные программы. Содержание занятий направлено на формирование фонематических процессов и уточнение представлений о звуко-слоговом составе слова, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации словарного запаса детей и моделей простых синтаксических конструкций. На подгупповых и индивидуальных занятиях проводится работа по постановке и автоматизации звуков.
Важным условием в классах с пролонгированным сроком обучения является щадящий режим. Это строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки для ученика, соблюдение режима рационального питания и отдыха. В первых классах у нас предусмотрен дневной сон. Оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, динамические паузы на больших переменах, физ.минутки на всех занятиях, применение здоровьесберегающих технологий. Снижение объёма заданий и дифференциация индивидуальных занятий и самоподготовки.
Слайд 13. В нашей образовательной организации, согласно Стандартам, отводится 1 час на ритмику и 5 часов внеурочной деятельности, носящие коррекционно-развивающий характер: «В стране веселых звуков», «Речь и альтернативная коммуникация», «Шаг за шагом», «Если хочешь быть здоров», «Мастерилка». Эти занятия используются на развитие внимания, памяти, фонематического слуха, связной речи, совершенствованию мыслительных операций, мелкой моторики, т.е. направленных на формирование именно тех важных и необходимых умений, которые нужны конкретной группе детей или отдельному ребёнку для успешного овладения метапредметными учебными действиями.Ещё одним условием успешного обучения детей в классах с пролонгированным сроком обучения является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков.
Слайд 14. На базе нашей школы в октябре 2018 года было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов на тему «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников, обучающихся по АООП НОО».
Слайд 15, 16. В классах с пролонгированным сроком обучения были проведены:
— открытое занятия по русскому языку;
— интегрированное логопедическое занятие;
— развивающее психологическое занятие.
Немало важный ресурс в работе с детьми – это их родители. Очень часто бывает так, что они остаются в стороне от процесса воспитания и обучения. Стандарт же предлагает проводить не только просветительскую работу с родителями, но и сделать их соучастниками образовательного и воспитательного процесса, увлекая в различные школьные и классные мероприятия.
Слайд 17. В нашей школе в ноябре 2018 года было проведено городское методическое объединение по теме «Социальное партнёрство семьи и школы», на котором был показан урок физической культуры с участием родителей детей, обучающихся в классах с пролонгированным сроком обучения. Рано говорить об успехах, т.к. только с 2016 года в нашей образовательной организации ведется обучение в классах с пролонгированным сроком обучения. Но есть маленькие победы: обучающийся с РАС научился говорить и общаться с учениками; один из учеников на основании промежуточной аттестации и по заявлению родителей был переведён из 1 класса во 2.
Слайд 18. В перспективе повышение уровня взаимодействия специалистов образовательного учреждения и повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
Пролонгирование сроков обучения – кто принимает решение?
Продолжаем публиковать вопросы, заданные юристам РБОО «Центр лечебной педагогики» на VI Международном Форуме «Каждый ребенок достоин семьи: эффективные программы помощи», на секции «Доступ к образованию, интеграция в общество – правовые аспекты» 5 октября 2017 года.
Вопрос:
Может ли образовательная организация принимать решение о пролонгировании сроков обучения (5 или 6 лет), или это функция ПМПК?
Отвечает юрист правовой группы ЦЛП Павел Кантор:
Обучение в пролонгированные сроки может быть предусмотрено адаптированной общеобразовательной программой для обучающихся с ОВЗ, а обучающийся с ОВЗ может быть признан таковым только решением ПМПК, которая и разрабатывает для него рекомендации по созданию специальных условий (в том числе – обучение по АООП), а образовательная организация уже создает соответствующие условия, в том числе и обучение в те сроки, которые предусмотрены соответствующей АООП.
Следовательно, самостоятельно, без решения ПМПК, изменить сроки освоения программы (то есть, фактически, адаптировать программу к возможностям обучающегося) образовательная организация не может.
Категория:
Комментарии
Отвечает юрист Анна Басова:
В соответствии с п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082), заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей и одновременно является основанием для создания рекомендованных в нем условий для обучения и воспитания детей. Заключение комиссии действительно в течение календарного года и является основанием создания спецусловий с момента его предоставления в образовательную организацию.
Следовательно, школа обязана начать работать по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями ПМПК независимо от количества времени, оставшегося до окончания учебного года.
Школа также должна придерживаться заключения ПМПК в части пролонгированных сроков обучения – соответственно, если данная рекомендация содержится в заключении, нужно написать заявление общего характера о создании особых условий для обучения и приложить рекомендации ПМПК. Отдельного заявления о пролонгированном обучении в данном случае писать не нужно.
Важно также отметить, что в соответствии с Законом об образовании есть возможность перехода учащегося на индивидуальный учебный план, скорректированный с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка. Поэтому если речь идет не о том, чтобы именно добавить год или два (пролонгировать обучение), а о том, чтобы внутри этих 4-5-6 лет перераспределить нагрузку, то это может быть реализовано в соответствии с индивидуальным учебным планом, при переходе на который также нужно писать соответствующее заявление.
Таким образом, если рекомендованная ПМПК АООП предусматривает, в соответствии с ФГОС, пролонгированные сроки обучения, то это должно соблюдаться само собой.
АООП 7.2 пролонгированные сроки
Здравствуйте. Ребенку в 3 классе ПМПК рекомендовали программу 7.2. Эта программа рассчитана на 5 лет. В приказе министерства образования указанно дословно 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения:
пять лет, за счёт введения первого дополнительного класса.
ЭТО НЕ ПОВТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ, А ИМЕННО ПРОЛОНГИРОВАННЫЕ СРОКИ.
Заключение на эту программу мы получили с 3 класса. А в приказе указано, что за счет первого доп. класса. Так вот. Сейчас директор настаивает на оставление ребенка снова в 3 классе. И сказала, что не важно первый это или третий класс. Программа рассчитана на 5 лет и все. Права ли она? И могу я отказаться от от пролонгации 3 класса?
Здравствуйте. Внимательно изучив саму программу 7.2, а также многочисленные разьяснения по внедрению этой программы и ответы на вопросы государственных органов, можно сказать следующее.
Программа предполагает, что ребенок будет обучаться в начальной школе не 4 года, а пять лет.
При этом вариант 7.2 предполагает пролонгированные сроки обучения, а не второгодничество. Таким образом, вашей образовательной организации необходимо разработать АООП по варианту 7.2., и АОП на обучающегося, учитывая учебный материал, освоенный ребенком за три года.
Никаких препятствий для перевода в четвертый класс при этом не существует и вы можете на этом настаивать, если это нужно вам для сохранения коллектива или учителя. Кроме того, вы можете обратиться за разьяснением ситуации в ПМПК, выдавшей заключение.
Однако надо понимать, что если вы по каким-то причинам настоите на переводе в четвертый класс, то пролонгации на один год вам избежать не удастся. это будет еще один четвертый класс или как угодно можно назвать. Но в пятый класс ребенка примут после прохождения пятилетней программы обучения в начальной школе.
Согласно ч.3 ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) и мнения родителей (п.1.10 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
На данном этапе вам необходимо ознакомиться с предлагаемым вариантом адаптированной программы начального образования. Ваше мнение должно быть учтено (получено согласие), об этом указано и в законе и в самом стандарте.
Согласно ст 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
2.Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно пункта 23 Приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30242)
23. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей)
детей рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
Кроме того, пункт 25 указанного приказа предоставляет родителям право обжалования заключения ПМПК.
Это означает, что Вы вправе отказаться от пролонгации, заключение пмпк носит рекомендательный характер. И в случае отказа от обучения по адаптированной программе,( при обучении по АООП варианты 1 или 2, то есть предусматривающие достижения сопоставимых с нормативными сверстниками результатов), то ребенок должен быть переведен на обучение по массовой программе в соответствующий класс. ребенок должен быть переведен на обучение по массовой программе.Однако в этом случае высок риск того, что ребенок не сможет освоить программу, что повлечет негативные последствия (академическую задолженность, условный перевод в следующий класс либо оставление на повторное обучение).
Инклюзия в вопросах и ответах: задолженности, повторное обучение, перевод в другую школу
Федюшина Эльвира Евгеньевна
13 января 2018 • 10:58
Академические задолженности. Повторное обучение. Перевод из корекционной школы в общеобразовательную
Можно ли оставить на повторное обучение учащегося с ограниченными возможностями здоровья по причине академической задолженности?
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают общее образование по адаптированным основным общеобразовательным программам в образовательных организациях, в которых создаются специальные условия (ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ). Прием на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).
Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.
Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте учащегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т.д.
В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).
Если у обучающегося в 3 классе образовалась академическая задолженность и он её не ликвидировал, а родители не хотят оставлять ребенка на повторный год обучения, а рекомендаций ПМПК нет?
В соответствии с ч. 9 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Имеют ли право родители (законные представители) перевести ребенка из специальной (коррекционной) школы, где ребенок занимался по программе VII вида, в обычную общеобразовательную школу?
Коррекционные учреждения VII вида (в терминологии прежнего законодательства об образовании) создавались для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
В п. 28 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288, содержалось правило, согласно которому перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Пока порядок такого перевода не принят.
Как следует из пункта 1 части 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ и указанных выше положений выбор формы получения ребенком основного общего образования и формы обучения осуществляется родителями (законными представителями) с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Деятельность данной комиссии регулируется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082. Комиссия, в частности, готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).
В связи с изложенным считаем, перевод обучающегося из отдельной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу (в терминологии прежнего законодательства: специального (коррекционного) образовательного учреждения), в обычную общеобразовательную школу по инициативе родителей (законных представителей) формально допускается Федеральным законом № 273-ФЗ.
Однако при таком переводе надо учитывать необходимость создания условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ). Представляется, что такие условия отсутствуют в рядовой общеобразовательной организации, не реализующей адаптированные образовательные программы для данной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Представляется, что администрация общеобразовательной организации, в которой по адаптированной образовательной программе обучается данный ребенок, должна провести подробную разъяснительную беседу с родителями (законными представителями), в которой объяснить необходимость использования специальных педагогических подходов для их ребенка с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей, что не всегда возможно в рамках рядовой общеобразовательной организации.
Кроме того, надо иметь в виду, что реализация инклюзивного образования не должна нарушать права других обучающихся на получение общего образования.
У моего сына аутизм, ему осенью этого года идти в школу. Слышала, что согласно новым СанПиНам моего сына должны взять в обычный класс. Так ли это?
Второй вариант программы также может реализовываться в среде сверстников без ОВЗ. Однако возникает организационный вопрос. Обучение в начальной школе по 2-му варианту программы для детей с РАС предполагает пролонгированные сроки: 5 и 6 лет. Как школа будет обеспечивать обучение в среде сверстников без ОВЗ, если программа их обучения рассчитана на 4 года?
Обратимся к Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015). Согласно его нормам учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, могут обучаться совместно с учащимися с задержкой психического развития, а учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью, могут обучаться совместно с обучающимися с умственной отсталостью, но не более одного ребенка в один класс.
Если сопоставить нормы Порядка с требованиями СанПиНа, то получается, что ребенок с РАС по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС может обучаться в классе для детей с ЗПР (СанПиН предусматривает, что класс для детей с ЗПР по 2-му варианту программы составляет не более 12 обучающихся, что соответствует требованиям к общей наполняемости класса при включении в него обучающихся с РАС). Отметим также, что обучение детей с ЗПР по 2-му варианту образовательной программы в соответствии с федеральными стандартами предусмотрено в течение 5 лет за счет введения первого дополнительного класса. Это также подтверждает цель законодателя: ребенок с РАС по 2-му варианту программы включается в класс для детей с ЗПР (обеспечиваются пролонгированные сроки обучения).
Что касается 3-го варианта образовательной программы для детей с РАС, то сопоставление норм Порядка и СанПиН предполагает включение ребенка с РАС в класс обучающихся с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Требования к общей наполняемости класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью – не более 12 обучающихся. При включении в такой класс ребенка с РАС требования к общей наполняемости ужесточаются: не более 9 обучающихся в классе. Обучение также предполагает пролонгированные сроки и для обучающихся с умственной отсталостью, и для обучающихся с РАС (в соответствии с федеральными стандартами).
Аналогично получается вывод и об обучении детей с РАС по 4-му варианту образовательной программы. Ребенок с РАС в таком случае включается в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) – не более 5 обучающихся в классе.
Таким образом, включение ребенка с РАС в обычный класс реально осуществимо только при наличии заключения ПМПК об обучении по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС. При этом СанПиН устанавливает ограничения общей наполняемости класса: не более 20 обучающихся при включении в класс одного обучающегося с РАС, не более 15 – при включении в класс двух обучающихся с РАС.
В остальных случаях инклюзия может быть иного характера. В класс для детей с ЗПР включаются не более двух обучающихся с РАС с заключением ПМПК об обучении по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС. Такой класс может быть организован в обычной школе. Дети с РАС по 3-му варианту включаются в класс для детей с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями), а по 4-му варианту – в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) при соответствующих заключениях ПМПК.
Необходимо отметить, что при наличии ресурсов и желания регионы могут организовывать обычные классы с численностью 12 обучающихся, в которые включать детей с РАС по 2-му варианту. Однако представить это в реальности трудно.
Какой документ об образовании должен выдаваться по новому закону ученику, заканчивающему специальную (коррекционную) школу VIII вида?
Прежде всего, следует отметить, что новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», как впрочем, и прежний Закон РФ «Об образовании» не предусматривает специального выделение пронумерованных видов специальных (коррекционных) школ. Согласно сложившейся практике специальные (коррекционные) школы VIII вида реализуют адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью. Создание отдельных образовательных организаций для таких детей предусматривается и в Федеральном законе № 273-ФЗ (ч. 5 ст. 79).
Согласно частям 4 и 6 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ документ об образовании установленного образца выдается лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и подтверждает получение общего образования следующего уровня:
1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);
2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).
Обучающиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации, следовательно, выдаваемые им по окончании обучения по таким программам документы не являются документами об образовании, а являются документами об обучении (ч. 1 ст. 60).
Согласно ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минобрнауки России (на момент подготовки данной консультации указанные подзаконные нормативные правовые акты Минобрнауки России еще не приняты). Фактически статус данного свидетельства об обучении соответствует статусу свидетельств об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и свидетельств об окончании специального (коррекционного) класса образовательного учреждения.
Лица, получившие такие свидетельства об обучении, юридически не могут быть отнесены к лицам, имеющим соответствующий уровень общего образования, а, следовательно, не могут поступать для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования.
Между тем, согласно ч. 9 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования. Требования наличия основного общего или среднего общего образования при приеме на программы профессионального обучения Федеральным законом № 273-ФЗ не устанавливается.
Профессиональное обучение лиц с ОВЗ
Я работник приемной комиссии колледжа, у нас проводится профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Возник вопрос – нужно ли просить справку ПМПК, что им рекомендовано адаптированное профессиональное обучение? У некоторых абитуриентов есть инвалидность, у некоторых ее нет. В справке об инвалидности не указан диагноз, соответственно, мы не знаем, нужно ли данному абитуриенту обучаться в специализированной группе, но у них у всех есть свидетельство об обучении (VIII вид).
Проблема с определением образовательной программы, условий для обучения при профессиональном обучении граждан с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) действительно существует. Вот некоторые пути ее решения:
1. «Обучающимся с ОВЗ» признает ученика психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) (ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Однако в соответствии с Положением о ней ПМПК осуществляет свои функции исключительно в отношении несовершеннолетних. (Предложения о том, чтобы расширить категории граждан, которым ПМПК дает рекомендации по обучению, неоднократно вносились в уполномоченные органы, однако были отклонены.) В такой ситуации для подтверждения того, что гражданин является обучающимся с ОВЗ и нуждается в создании специальных условий для обучения, можно рекомендовать образовательным организациям, реализующим образовательные программы профессионального обучения, руководствоваться теми заключениями ПМПК, которые были выданы гражданам ранее достижения возраста 18 лет. Фактически таким подтверждением является документ, свидетельствующий об обучении по общеобразовательной программе, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (например, свидетельство об обучении в школе VIII вида).
2. Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР, с 1 января 2016 года – ИПРА).
Таким образом, для определения того, чему и в каких условиях должен обучаться профессии (профессиональным навыкам) обучающийся с ОВЗ, имеющий инвалидность, закон предписывает обращаться к ИПРА. ИПРА, в свою очередь, содержит раздел «Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации», в котором предписано указать рекомендации по условиям организации обучения, по трудоустройству, условиям труда, по оснащению специального рабочего места.
3. Что касается обучающихся с ОВЗ, не имеющих инвалидности, – вопрос остается открытым. Законодатель не урегулировал такие ситуации. Представляется целесообразным образовательной организации устанавливать локальным актом порядок подтверждения нуждаемости такого обучающегося в обучении по адаптированной образовательной программе. Это может быть комиссионное заключение, принятое на основании изучения имеющихся документов об образовании, ранее выданного заключения ПМПК, тестирования или собеседования с поступающим на обучение.
4. На практике разделы ИПРА о профессиональной реабилитации/абилитации заполняются крайне формально, непрофессионально. Если рассматривать опыт Москвы, то как раз психолого-педагогический консилиум образовательной организации дает рекомендации о том, по какой образовательной программе целесообразно обучаться молодому человеку с ОВЗ, какие специальные условия для обучения должны быть созданы. С этими рекомендациями молодой человек обращается (в определенном порядке) в бюро медико-социальной экспертизы для внесения рекомендаций в ИПРА.