Что значит прогнать сквозь строй
Что значит прогнать сквозь строй
Порка на Руси вплоть до ХХ столетия всегда была самым распространенным методом телесного наказания. Изначально ей подвергали представителей практических всех слоев населения, всех полов и возрастов.
«Торговая казнь»
Наказания путем порки были впервые закреплены законодательно в Судебнике 1497 года. Наказывали так за самые различные преступления. Например, могли выпороть за дерзкое высказывание против властей.
Били в основном по задней части тела – спине, бедрам, ягодицам. Чаще всего наказуемого для этого полностью раздевали.
Особого искусства требовало наказание кнутом. Для этого палач должен был отойти от своей жертвы на несколько шагов, а затем раскрутить кнут над головой обеими руками и с громким криком быстро приблизиться к осужденному, обрушив орудие истязания на его спину. Нельзя было дважды бить по одному месту. После каждого удара палачу требовалось смахнуть с кнута налипшую на него кровь и частицы кожи. Как сообщает исследователь Катошихин, обычно экзекуция длилась несколько часов, причем в час наносилось 30-40 ударов кнутом.
Один иностранец, бывший очевидцем такой процедуры, оставил следующее свидетельство: «Палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом его
(наказываемого) растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями».
Многие от этого умирали. Все зависело от индивидуальных особенностей организма, а также от силы нанесения ударов. Некоторые выдерживали и по 300 ударов, а некоторые после первого же удара валились кулем. Если палач жалел наказанного, он мог ударить и послабее (иногда за мзду). А так – мог и забить до смерти.
В петровскую эпоху наказание кнутом называлось «торговой казнью». Ее часто назначали за политические преступления в сочетании с клеймением.
«Виноват!»
Куда более легким считалось наказание батогами. Последние представляли собой толстые палки или прутья с обрезанными концами. Батоги использовали часто – для выколачивания податей и недоимок, для битья крепостных и подчиненных. Иногда битье батогами назначал суд – за воровство, лжесвидетельство, неуважение к царской семье… Так, батогами был наказан подьячий, который, когда пил за здоровье государя, не снял головного убора.
Происходила экзекуция так. Человека клали на пол или на землю вниз лицом. Один из палачей садился ему на ноги, другой – на шею, обхватив ее коленями. Затем каждый из них брал по два батога и лупил ими жертву по спине и ниже спины, пока наказание не решали прекратить или пока не ломались прутья. При этом запрещено было наносить удары по животу, бедрам и икрам. Также во время экзекуции наказуемый должен был кричать слово: «виноват!». Если не кричал, то наказание продолжали, пока не закричит и не признает своей вины.
Сквозь строй
Более жестоким выглядело наказание шпицрутенами – гибкими прутьями около 2,1 метра в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре. Использовали их в основном для наказания солдат. Это называлось «прогнать сквозь строй». Способ наказания был позаимствован от шведов и в 1701 году введен Петром I в русской армии. Наказанного за ту или иную провинность обнажали по пояс, руки привязывали к ружью, которое было повернуто к нему штыком, чтобы несчастный не мог уклониться от расправы, и проводили меж двух рядов его товарищей, выстроившихся справа и слева от него. Каждый солдат должен был ударить провинившегося по спине шпицрутеном. За избиваемым следовал полковой врач, отсчитывая удары, чтобы наказанного не засекли до смерти и не покалечили.
«Поучения» для детей и женщин
Детские наказания «благословлялись» знаменитым «Домостроем»: «…но и страхом спасать, наказывая и
поучая, а когда и побить». Детей на Руси обычно секли розгами. Розгой называлась связка прутьев, которой наносили удары по мягким частям тела. Наказать розгами могли за любую провинность, причем применялось это наказание не только родителями или воспитателями, но и школьными учителями – скажем, за нерадивость в учении. Иногда секли и девочек.
Применялся такой способ наказания к детям любых сословий: это считалось полезным для ребенка. В больших семьях порой устраивали еженедельные порки по субботам, причем зачастую секли отпрысков не только за реально совершенные проступки, но и для профилактики, «чтоб неповадно было».
Перед тем как провести экзекуцию, пучки розог вымачивали в холодной проточной воде. Иногда вымачивание происходило в соленом растворе, и тогда битье причиняло сильнейшую боль. Однако шрамы после такого наказания оставались редко. Реже для битья подрастающего поколения использовалась веревка с узлами, которой хлестали наотмашь.
Женщин тоже пороли – чаще всего плетью или розгами. Использование твердых предметов и такие способы битья, которые могли искалечить, «Домострой» применять запрещал.
Крестьянку мог «поучить» муж – за дерзкий язык, непослушание или подозрение в измене. Крепостных баб и девок могли выпороть по приказу помещика. В полиции секли женщин, нелегально занимавшихся проституцией. Но совершенно официальные телесные наказания существовали и для представительниц высших сословий. Так, две фрейлины Екатерины II были жестоко высечены розгами за нарисованную ими карикатуру на князя Потемкина.
Еще в екатерининскую эпоху была сделана попытка смягчить существующую систему телесных наказаний. В 1785 году от них были освобождены представители высших сословий, купцы первой и второй гильдий. В начале XIX века были введены различные ограничения – на количество ударов, наказания для больных и стариков и представителей иных категорий. Но в начальных и средних учебных заведениях розги оставались средством «воспитания» вплоть до 1860-х годов.
Полностью телесные наказания в Российской империи отменили только в 1904 году. Окончательную точку в этом вопросе поставили после революции большевики, объявив порки «буржуазным пережитком».
Что значит прогнать сквозь строй
Наказание шпицрутенами (“сквозь строй”)
Шпицру́тен (нем. Spießrutenlaufen, Spiess — копье, пика и Rute — хлыст) — длинный гибкий древесный прут для телесных наказаний в XVII—XIX веках.
Появившись в шведской армии в XVII веке, шпицрутены были вскоре распространены в большинстве европейских армий. В российской армии телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году и применялось в сухопутных войсках. Шпицрутены иногда, но крайне редко, предварительно вымачивались в солёной воде. Наказание шпицрутенами производилось товарищами-солдатами, и потому, в отличие от кнута, плетей и батогов, которыми наказывал палач, не содержали в себе ничего бесчестящего.
В России шпицрутены применялись также для наказания гражданских лиц (прежде всего из податных сословий) по приговору военного суда и по уставу о ссыльных.
Осуждённого заставляли проходить сквозь строй из 100—800 солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX в. число ударов доходило до 6 тысяч. В этом случае «прогнание сквозь строй» было равносильно смертной казни. В России шпицрутены отменены 17 апреля 1864 года.
Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от 100 ударов и более), за пьянство (300—500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (первый побег — 1500 ударов, второй — 2500—3000, третий — 4000—5000 ударов).
Часть солдат и матросов при наказании забили до смерти после неудавшегося восстания декабристов в Санкт-Петербурге 1825 года. После восстания военных поселенцев в Чугуеве летом 1819 года 363 человека подвергли военному суду, 273 из них вынесли смертный приговор, который впоследствии заменили на наказание шпицрутенами.
В октябре 1827 года на рапорте о тайном переходе двух евреев через р. Прут в нарушение карантина, в котором отмечалось, что лишь смертная казнь за нарушения карантина способна их остановить, Николай I написал:«Виновных прогнать сквозь тысячу человек 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало, и не мне ее вводить».
Л.А. Серяков рассказывает о жизни в военных поселениях:
Наказание шпицрутенами происходило на другом плацу, за оврагом. На эту казнь я бегал по нескольку раз в течение двух недель; холодно, устану — сбегаю домой, отогреюсь и опять прибегу. Музыка, видите ли, играла там целый день — барабан да флейта, — это и привлекало толпу ребятишек.
Если кто при обходе кругом падал и даже не мог идти, то подъезжали сани, розвальни, которые везли солдаты, клали на них обессиленного, помертвевшего и везли вдоль шеренги; удары продолжали раздаваться до тех пор, пока несчастный ни охнуть, ни дохнуть не мог.В таком случае подходил доктор и давал нюхать спирту. Мертвых выволакивали вон, за фронт.
Начальство зорко наблюдало за солдатами, чтобы из них кто-нибудь не сжалился и не ударил бы легче, чем следовало.
Известным разбойником конца XIX века в Минской области был уроженец города Борисова Минской губернии по фамилии Хейфец (имя неизвестно). Впрочем, во всех рассказах он фигурирует не под своей фамилией, а под кличкой Буйтре.
Наконец Буйтре предстал пред судом, в Минске. Это было в начале 60-х годов, незадолго до отмены телесных наказаний, в том числе самого жестокого – прогона «сквозь строй» и битья шпицрутенами. К ударам шпицрутенами разбойник и был приговорен. Сколько их ему положили, в точности неизвестно; одни рассказывают про тысячу двести ударов, другие – про шесть тысяч. Во всяком случае, совершившим особо тяжкие преступления суд в ту пору обычно назначал шпицрутены в таком количестве, что это была самая настоящая смертная казнь.
Наказание, как и было тогда принято, происходило публично. Многочисленность злодеяний, которыми себя «прославил» Буйтре, ужас, который долгие годы внушало одно его имя, естественно, привели к тому, что народ толпами повалил к площади на окраине города, где должны были привести в исполнение приговор. О подробностях экзекуции мне довелось слышать от нескольких человек, бывших свидетелями ее, в том числе, от доктора Фогта, уже старика, присутствовавшего некогда на месте казни по обязанности, в качестве уездного врача. По его словам, Буйтре был невысокого роста, коренаст, крепко сложен и, видимо, отличался огромной физической силой. Поначалу наказание он переносил бодро, имел вызывающий вид и даже дерзил присутствовавшему на площади начальству.
Но по мере движения по страшному своему пути он стал слабеть и, наконец, упал. Врач, освидетельствовав его, нашел, что наказание можно продолжить и довести до назначенного на первый раз числа ударов (при большом количестве шпицрутенов экзекуция производилась в два приема). Приговоренного положили на тележку, и процедура возобновилась. Но истязаемый страшным образом, Буйтре не стонал и не кричал; было понятно, что боль он испытывает мучительнейшую, но понятно лишь потому, что он грыз зубами перекладину тележки. Доктор Фогт сказал мне, что потом видел эту перекладину: она была вся искромсана.
Наказание шпицрутенами (“сквозь строй”) Спустя шесть недель Буйтре кое-как залечили раны, и он вторично подвергся наказанию – на сей раз в более тяжелой форме. Он был исполосован так, что к концу пути тело его представляло собой кровавое месиво, в нем еле теплилась жизнь. В телеге по дороге с места экзекуции обратно в тюрьму он испустил свой грешный дух. Рассказывают, что Буйтре успел только едва внятно попросить, чтобы его похоронили на еврейском кладбище. Реальный это факт или только вымысел, навеянный – повторюсь – жаждой найти подобие человека даже в падшем соплеменнике, выяснить, конечно, нет возможности. Похоронен разбойник был у забора еврейского кладбища; могилу его показывали посетителям еще не так давно.
В 1840 г. В Италии появилось о наказании палками публично двух миланских певиц – Л. С. и Ф. Р.
Как всегда, причиной послужило участие обеих певиц в заговоре, стремившемся избавить Италию от деспотического режима Австрии.
Обе бедняжки, самое большее виновные в произнесении неосторожных слов против австрийцев, были преданы военному суду, который приговорил их наказать палками, прогнать через строй солдат.
Весь гарнизон был построен в каре. Забили в барабаны. Перед собранным в полном составе штабом проводят двух молодых певиц, шатающихся от стыда и страха.
Перед выстроенной ротой солдат с гибкими палками в руках обнажают им спины. Ради иронического целомудрия им позволяют сохранить юбки, которые они должны сами поддерживать. От ударов палками руки не могут, конечно, поддерживать юбки, и круп обнажается. Палочные удары сыплются на него.
По окончании экзекуции обе несчастные девушки падают без чувств…
Существовал вариант наказания, когда приговоренного заставляли пробегать сквозь строй раз за разом.
Тут приводятся кадры из фильма «Без надежды», иллюстрирующие подобное.
Нередко отрицают тот факт, что такому наказанию подвергали и женщин, говоря, что это было только военное наказание. Однако исторические свидетельства говорят против этого мнения.
Наиболее известный случай подобного телесного наказания, которому подвергли женщину, была расправа с австрийской графиней Мадерспах в конце XIX века. Приводим изложение этого факта из «История розги»:
Я напомню своим читателям этот известный в свое время случай, пользуясь тогдашним изложением газеты „Таймс». Это была хорошенькая женщина, милая и очень остроумная.
Верная жена, она слепо держалась политических убеждений своего мужа, что и было причиной ее несчастья.
Она была публично наказана розгами. Обнаженная до пояса, с большим трудом удерживающая свои юбки на бедрах, только и помышляя о том, как бы не обнажился ее круп и наказание не стало еще более для нее унизительным, она должна была пройти через знаменитую „зеленую дорогу».
В то время так называли узкий коридор между двумя шеренгами солдат с розгами в руках, которыми они били приговоренную к наказанию преступницу то одной, то другой рукой, обязанную пройти с одного конца коридора до другого.
В России, это называлось „прогнать сквозь строй», причем солдаты вооружались палками. Иногда прогоняли через несколько тысяч палок. Преступника, обнаженного до пояса вели. Часто забивали до смерти. Экзекуция производилась нередко также в несколько приемов. Давалось известное число палок. Если присутствовавший доктор находил, что несчастный не в силах выдержать остальное число ударов, то его отправляли на поправку в госпиталь. По выздоровлении опять прогоняли сквозь строй. Иногда это делалось несколько раз, пока не было дано все назначенное судом число палок, доходившее, повторяем, до десяти и даже, кажется, больше тысяч палок.
Когда несчастная графиня Мадерспах дошла до другого конца „зеленой дороги», она уже давно выпустила из рук юбки.
Начиная от шеи и до колен ее тело представляло, по словам корреспондента лондонской газеты, окровавленный кусок мяса.
Она не умерла но удалилась в свои поместья, чтобы в глуши их оплакивать свой позор.
„Я, считавшаяся всеми, меня знавшими, честной и уважаемой женщиной», писала она своей приятельнице,—„просто не в силах написать вам,— полуобнаженная была высечена розгами на глазах всех солдатами, разве может быть что-нибудь ужаснее»!
Так, Император Николай I, в вид акта милосердия, на рапорт о двух приговоренных к смертной казни написал: „виновных прогнать сквозь 1000 человек 12 раз (т. е. они должны были получить по 12000 ударов шпицрутенами). Слава Богу, смертной казни у нас не бывало, и не мне ее вводить». Конечно, наказанные умерли.
Приводим небольшой рассказ о девушке, которую ведут «сквозь строй», чтобы передать ощущения наказываемой:
Вообще то «проведение сквозь строй» было частным случае многочисленных наказаний, когда осужденного проводили/провозили или через избивавшего его толпу или возили по городу, подвергаемого порке. Известны многочисленные методы наказаний, типа испанской «прогулки», упомянутой иносказательно в романе П.Мэриме «Кармен», «когда господин альгвасил повезет на прогулку, то приставит двух стражников, чтобы отгонять мух». Не будем обольшаться, осужденную на такую порку сажали верхом на осла, раздев догола или до пояса и избивали розгами, провозя или по городу или по сторонам площади.
Очень неплохое описание наказания «на четырех сторонах» дано в романе Майн Рида «Белый вождь»
Наказание шпицрутенами (“сквозь строй”)
Шпицру́тен (нем. Spießrutenlaufen, Spiess — копье, пика и Rute — хлыст) — длинный гибкий древесный прут для телесных наказаний в XVII—XIX веках.
Появившись в шведской армии в XVII веке, шпицрутены были вскоре распространены в большинстве европейских армий. В российской армии телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701 году и применялось в сухопутных войсках. Шпицрутены иногда, но крайне редко, предварительно вымачивались в солёной воде. Наказание шпицрутенами производилось товарищами-солдатами, и потому, в отличие от кнута, плетей и батогов, которыми наказывал палач, не содержали в себе ничего бесчестящего.
В России шпицрутены применялись также для наказания гражданских лиц (прежде всего из податных сословий) по приговору военного суда и по уставу о ссыльных.
Осуждённого заставляли проходить сквозь строй из 100—800 солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX в. число ударов доходило до 6 тысяч. В этом случае «прогнание сквозь строй» было равносильно смертной казни. В России шпицрутены отменены 17 апреля 1864 года.
Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от 100 ударов и более), за пьянство (300—500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (первый побег — 1500 ударов, второй — 2500—3000, третий — 4000—5000 ударов).
Часть солдат и матросов при наказании забили до смерти после неудавшегося восстания декабристов в Санкт-Петербурге 1825 года. После восстания военных поселенцев в Чугуеве летом 1819 года 363 человека подвергли военному суду, 273 из них вынесли смертный приговор, который впоследствии заменили на наказание шпицрутенами.
В октябре 1827 года на рапорте о тайном переходе двух евреев через р. Прут в нарушение карантина, в котором отмечалось, что лишь смертная казнь за нарушения карантина способна их остановить, Николай I написал:«Виновных прогнать сквозь тысячу человек 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало, и не мне ее вводить».
Наказание шпицрутенами происходило на другом плацу, за оврагом. На эту казнь я бегал по нескольку раз в течение двух недель; холодно, устану — сбегаю домой, отогреюсь и опять прибегу. Музыка, видите ли, играла там целый день — барабан да флейта, — это и привлекало толпу ребятишек.
Если кто при обходе кругом падал и даже не мог идти, то подъезжали сани, розвальни, которые везли солдаты, клали на них обессиленного, помертвевшего и везли вдоль шеренги; удары продолжали раздаваться до тех пор, пока несчастный ни охнуть, ни дохнуть не мог.В таком случае подходил доктор и давал нюхать спирту. Мертвых выволакивали вон, за фронт.
Начальство зорко наблюдало за солдатами, чтобы из них кто-нибудь не сжалился и не ударил бы легче, чем следовало.
Известным разбойником конца XIX века в Минской области был уроженец города Борисова Минской губернии по фамилии Хейфец (имя неизвестно). Впрочем, во всех рассказах он фигурирует не под своей фамилией, а под кличкой Буйтре.
Наконец Буйтре предстал пред судом, в Минске. Это было в начале 60-х годов, незадолго до отмены телесных наказаний, в том числе самого жестокого – прогона «сквозь строй» и битья шпицрутенами. К ударам шпицрутенами разбойник и был приговорен. Сколько их ему положили, в точности неизвестно; одни рассказывают про тысячу двести ударов, другие – про шесть тысяч. Во всяком случае, совершившим особо тяжкие преступления суд в ту пору обычно назначал шпицрутены в таком количестве, что это была самая настоящая смертная казнь.
Сквозь строй: наказание шпицрутенами в русской армии времён царствования императора Николая I.
Les mystères de la Russie.
Профос армии Фридриха Великого за приготовлением шпицрутенов.
Рисовал Адольф Менцель.
Die Armee Friedrichs des Grossen in ihrer Uniformierung gezeichnet und erläutert von Adolph Menzel, л.100. Берлин, 1909
Наказание, как и было тогда принято, происходило публично. Многочисленность злодеяний, которыми себя «прославил» Буйтре, ужас, который долгие годы внушало одно его имя, естественно, привели к тому, что народ толпами повалил к площади на окраине города, где должны были привести в исполнение приговор. О подробностях экзекуции мне довелось слышать от нескольких человек, бывших свидетелями ее, в том числе, от доктора Фогта, уже старика, присутствовавшего некогда на месте казни по обязанности, в качестве уездного врача. По его словам, Буйтре был невысокого роста, коренаст, крепко сложен и, видимо, отличался огромной физической силой. Поначалу наказание он переносил бодро, имел вызывающий вид и даже дерзил присутствовавшему на площади начальству.
Но по мере движения по страшному своему пути он стал слабеть и, наконец, упал. Врач, освидетельствовав его, нашел, что наказание можно продолжить и довести до назначенного на первый раз числа ударов (при большом количестве шпицрутенов экзекуция производилась в два приема). Приговоренного положили на тележку, и процедура возобновилась. Но истязаемый страшным образом, Буйтре не стонал и не кричал; было понятно, что боль он испытывает мучительнейшую, но понятно лишь потому, что он грыз зубами перекладину тележки. Доктор Фогт сказал мне, что потом видел эту перекладину: она была вся искромсана.
В 1840 г. В Италии появилось о наказании палками публично двух миланских певиц – Л. С. и Ф. Р. (иллюстрация слева)
Как всегда, причиной послужило участие обеих певиц в заговоре, стремившемся избавить Италию от деспотического режима Австрии.
Обе бедняжки, самое большее виновные в произнесении неосторожных слов против австрийцев, были преданы военному суду, который приговорил их наказать палками, прогнать через строй солдат.
Весь гарнизон был построен в каре. Забили в барабаны. Перед собранным в полном составе штабом проводят двух молодых певиц, шатающихся от стыда и страха.
Перед выстроенной ротой солдат с гибкими палками в руках обнажают им спины. Ради иронического целомудрия им позволяют сохранить юбки, которые они должны сами поддерживать. От ударов палками руки не могут, конечно, поддерживать юбки, и круп обнажается. Палочные удары сыплются на него.
По окончании экзекуции обе несчастные девушки падают без чувств…
Существовал вариант наказания, когда приговоренного заставляли пробегать сквозь строй раз за разом.
Тут приводятся кадры из фильма «Без надежды», иллюстрирующие подобное.
Нередко отрицают тот факт, что такому наказанию подвергали и женщин, говоря, что это было только военное наказание. Однако исторические свидетельства говорят против этого мнения.
Наиболее известный случай подобного телесного наказания, которому подвергли женщину, была расправа с австрийской графиней Мадерспах в конце XIX века. Приводим изложение этого факта из «История розги»:
Я напомню своим читателям этот известный в свое время случай, пользуясь тогдашним изложением газеты „Таймс». Это была хорошенькая женщина, милая и очень остроумная.
Верная жена, она слепо держалась политических убеждений своего мужа, что и было причиной ее несчастья.
Она была публично наказана розгами. Обнаженная до пояса, с большим трудом удерживающая свои юбки на бедрах, только и помышляя о том, как бы не обнажился ее круп и наказание не стало еще более для нее унизительным, она должна была пройти через знаменитую „зеленую дорогу».
В то время так называли узкий коридор между двумя шеренгами солдат с розгами в руках, которыми они били приговоренную к наказанию преступницу то одной, то другой рукой, обязанную пройти с одного конца коридора до другого.
В России, это называлось „прогнать сквозь строй», причем солдаты вооружались палками. Иногда прогоняли через несколько тысяч палок. Преступника, обнаженного до пояса вели. Часто забивали до смерти. Экзекуция производилась нередко также в несколько приемов. Давалось известное число палок. Если присутствовавший доктор находил, что несчастный не в силах выдержать остальное число ударов, то его отправляли на поправку в госпиталь. По выздоровлении опять прогоняли сквозь строй. Иногда это делалось несколько раз, пока не было дано все назначенное судом число палок, доходившее, повторяем, до десяти и даже, кажется, больше тысяч палок.
Когда несчастная графиня Мадерспах дошла до другого конца „зеленой дороги», она уже давно выпустила из рук юбки.
Начиная от шеи и до колен ее тело представляло, по словам корреспондента лондонской газеты, окровавленный кусок мяса.
Она не умерла но удалилась в свои поместья, чтобы в глуши их оплакивать свой позор.
„Я, считавшаяся всеми, меня знавшими, честной и уважаемой женщиной», писала она своей приятельнице,—„просто не в силах написать вам,— полуобнаженная была высечена розгами на глазах всех солдатами, разве может быть что-нибудь ужаснее»!
Приводим небольшой эротический рассказ, как девушке представляется будто бы ее ведут «сквозь строй», чтобы передать ощущения наказываемой:
Тут Вы можете скачать отрывок из фильма «Без надежды» (The round) заставляют многократно пробегать сквозь строй, забивая до смерти
Вообще то «проведение сквозь строй» было частным случае многочисленных наказаний, когда осужденного проводили/провозили или через избивавшего его толпу или возили по городу, подвергаемого порке. Известны многочисленные методы наказаний, типа испанской «прогулки», упомянутой иносказательно в романе П.Мэриме «Кармен», «когда господин альгвасил повезет на прогулку, то приставит двух стражников, чтобы отгонять мух». Не будем обольшаться, осужденную на такую порку сажали верхом на осла, раздев догола или до пояса и избивали розгами, провозя или по городу или по сторонам площади.
- Что значит прогнать лимфу
- Что значит прогностическая функция