Что значит профессионалы не собраны crusader kings 3
Как легко заработать деньги в Crusader Kings 3
Crusader Kings 3 – это глобальная стратегия с огромным количеством разнообразных механик. При этом на первом месте здесь, как и во многих подобных играх, деньги. Вы можете иметь самую большую армию на карте, но если не подкреплять военную мощь золотой монетой, то победить не получится. Перед вами гайд по легкому заработку денег, который гарантировано сделает вас одним из самых богатых правителей.
Золотые обязательства
Начнем с того, что в Crusader Kings 3 есть система «образа жизни», которая представляет из себя несколько навыков с тремя разными направлениями развития. По ходу игры вы можете прокачивать своего правителя, как вам вздумается. Каждый «образ жизни», так или иначе, заставит выбрать конкретные методы для управления государством. Если вы хотите заработать как можно больше денег, то начать развитие придется с навыка Управление (Stewardship). Именно он отвечает за получение дохода.
Чтобы быстро заработать деньги, стоит обратить внимание на первую ветку прокачки. По сути, она в этом «образе жизни» самая эффективная, все остальные практически не приносят заметного дохода. В первой ветке сходу нужно брать навык «Золотые обязательства». Он позволяет вам продавать крючки на любых персонажей, включая ваших детей, но только если они находятся в пределах вашего дипломатического влияния на карте.
Крючки в игре – это страшные тайны. То есть, по сути, больше всего денег в Crusader Kings 3 можно зарабатывать обычным шантажом. Вы узнаете тайну какого-то влиятельного человека, а потом продаете ее ему или другой не менее влиятельной персоне. В зависимости от серьезности секрета цена может отличаться.
Как взять персонажа на «крючок»?
Вообще «крючки» в Crusader Kings 3 можно получить в ходе случайных событий, но они происходят довольно редко, потому ваш заработок заметно замедлится. Куда эффективнее отправить своего мастера шпионов в чужую страну, чтобы он оперативно узнал все секреты противника.
Чтобы отправить своего мастера шпионов в другое государство, нужно зайти в «Совет». После этого выбрать «Найти секреты» в нижней части экрана. У вас появится возможность поручить шпиону отправиться на поиски секретов в любое государство. Рекомендуем выбирать те, что ближе всего к вашим территориям. Так ваш шпион быстрее принесет «крючки», потому что ему придется преодолевать наименьшее расстояние из доступных. Только когда все секреты у ваших «соседей» будут раскрыты, стоит отправляться дальше.
Как только ваш мастер шпионов узнает секрет персонажа, он сможет его шантажировать. Для этого достаточно щелкнуть на портрет вашей «жертвы» и выбрать шантаж. Чем серьезней секрет, тем больше вероятность получить за него деньги. Дело в том, что вам будут попадаться и такие персонажи, которым плевать на свои «крючки» и они не захотят вам платить, но такое случается нечасто.
Торговля секретами
Цена секрета напрямую зависит от того, насколько богат покупатель и кем он является. Например, если вы смогли узнать тайны самого короля, то практически со 100% вероятностью сможете впарить ему или его противникам «крючок» за хорошие деньги.
Чтобы получить золото, достаточно кликнуть на портрет персонажа, которому вы решили продать секрет, и затем выбрать действие – потребовать денег. Если у покупателя недостаточно денег, то вы даже можете какое-то время подождать. Заинтересованные в «крючках» персонажи гарантировано заплатят, нужно просто время, чтобы у них появилось золото.
В целом вы можете рассчитывать на получение 200-300 золотых монет за каждый секрет. Тут все зависит от его степени важности. Тем не менее меньше 100 вы точно не получите, и то, это цена самых простых секретов, которые, казалось бы, вообще никому и даром не нужны, но покупатель в любом случае найдется. Стоит отметить, что такие цены за «крючки» будут только в том случае, если вы прокачаете навык «Золотые обязательства». В противном случае ценник тайны будет гораздо ниже.
И еще, если вдруг персонаж не захочет платить вам за сильный секрет – это не значит, что он не пригодится вам в будущем. Дело в том, что с помощью сильного «крючка» можно шантажировать вашу «жертву» годами, пока она не погибнет. В какой-то момент даже самые стойкие сломаются и все-таки заплатят.
На данный момент этот способ заработка денег все еще остается самым эффективным в Crusader Kings 3. Быстрее, чем с ним, сколотить целое состояние вам больше никак не удастся. Думаем, что в будущих обновлениях разработчики «порежут» этот способ заработка или вообще его уберут, но пока им однозначно стоит пользоваться.
Crusader kings 3. Быстрый старт и несколько фич
Если вы постоянно начинаете игру заново или любите контролировать происходящее, а также если вы новичок то этот гайд для вас.(Работает только для племен)
С недавних пор игрокам дали возможность создавать своих персонажей, а значит, мы можем не только создавать уродцев, но и менять их в соответствии с нашими планами на игру. Экспериментальной базой я выбрал Скандинавию, как наиболее подходящую местность для раскрытия некоторых механик.
Здесь все просто, чем больше солдат у фракции, тем проще будет объединять земли. В регионе сильно выделяются Уппланд и Зеландия, за которые легко основать королевства Швеция и Дания соответственно.
Но, что если вы хотите навалять потомкам Рагнара? Тогда выбирайте некий усреднённый вариант, для примера я возьму Вестфолл.
Подробно останавливаться на этом не буду, поэтому уделю внимание лишь некоторым важным моментам.
Эти самые свойства, дают нам не только статы, но и бонус к отношениям с другими скандинавами. В отдельных случаях это будет иметь решающее значение. Один из них будет приведен ниже.
В начале игры важен престиж, т.к. позволяет нам создавать профессиональные полки закованные в чугуний. Поэтому тыкаем «Найти супруга», сортируем по престижу. Получаем что-то вроде этого
Кстати, вот и отдельный случай
Произошло это из-за смены лишь одного свойства
Однако, пока дивчина не расцветёт, престиж мы не получим. Моего боевого карлана такой вариант не устраивает, следовательно ищем другие варианты. Меняем фильтр «Плодовитость» на «Все». И что мы видим?
Мы получаем 400 престижа сразу, сильного союзника, дарим старушке Аслауг карликовое счастье на старости лет и можем смело говорить Бьерну Железнобокому, что мы делаем по ночам с его мамашей.
Религия позволяет нам иметь до 3-х женщин в дополнение к супруге. Это палка о двух концах. С одной стороны это дает нам большой запас прочности у династии. С другой стороны нас ждет возня с потомками, из-за их обилия.
В большинстве случаев при нажатии на «Найти наложницу» мы получаем такую картину
Жиденько как-то, но есть пару способов это обойти. О них я и расскажу.
Это была подготовка.
Реализуется через придворного. Выбираем самого слабого (самый маленький показатель доблести). В моем случае это Дань, земля ему пухом.
Далее нам необходимо сделать нашего подопытного рыцарем. А еще лучше перестраховаться и заставить.
Штош Виера теперь наша
Товарищи из других культур очень неохотно рожают, для этого заставьте принять её свою конфессию(религию).
Здесь стоит выделить только один момент. Она сама может появиться у вас во дворе. Это чистый рандом. В таком случае прекращаете роман и сразу делаете наложницей.
Романсим герцогинь или королев за каждую получаем 750 и 1500 престижа соответственно.
Возможно в этом мире карлан приложил руку и к династии Рюриковичей.
Хотелось еще написать про налеты и некоторые фишки оттуда, но статья и так уже растянулась, а я старался компактно сделать. Всех с наступающим!
Crusader Kings 3: мнение новичка. Так ли хороша, как о ней говорят?
Вот оно – первое сентября. Дети отправляются в школу, любители дизель-панка – в Iron Harvest, ну а фанаты творчества Paradox – захватывать Иерусалим. И надо сказать, крестовый поход Crusader Kings прошел знатно. Фанаты раскручивали сарафанное радио как могли, а сама игра добрую неделю продержалась в топ-10 стима по онлайну.
И расписывали эту игру так много и в таких лестных выражениях, что я заинтересовался. Хоть в игры Paradox я почти не играл, но жанр глобальных стратегий для меня не в новинку. Я являюсь давним поклонником серий Civilization и Total war. Поэтому я решил расширить свой кругозор и ознакомится с этой игрой.
Прежде, чем мы начнем…
… я бы хотел прояснить пару моментов. Без этого статья может вызвать слишком много споров. Она все равно вызовет, но я по крайней мере попытаюсь прояснить мотивы и цели этой статьи.
Это именно мнение, а не обзор
Я не ставил перед собой цель исследовать эту игру с ног до головы, провести анализ всего и вся. Я не играл в прошлые игры серии, и не скажу вам, стало здесь лучше или хуже. И в своих партиях я ориентировался в первую очередь на свои собственные желания и взгляды на жанр, а не на попытки проверить каждую возможную механику на прочность.
Эта статья – лишь сборник моих впечатлений от игры в Crusaders Kings 3. Я поиграл почти сотню часов, получил некое удовольствие, и теперь делюсь с вами результатами. Если вам нужны умные всесторонние обзоры – найди другую статью. Впрочем, такие обзоры обычно нужны лишь фанатам – а те уже давно своими руками пощупали игру.
Да, я новичок в серии. И статья эта нацелена в первую очередь на других новичков
Это первый мой опыт игры в историческую серию Paradox. За её пределами, я немного играл в Стелларис, но это игра достаточно специфическая. Впрочем, как я уже упоминал, я играл в серии Total War, Civilization, а также Endless legend. Поэтому ни потенциальная сложность, ни масштабы меня не пугали.
Не буду скрывать – знакомство с другими схожими играми наложило определенный отпечаток на мои впечатления. Так или иначе, я сравнивал эту игру с другими. Сравнивал их механики, внешний вид, удобство. Но я не вижу в этом чего-то кардинально плохого – ведь игры не существуют в вакууме.
Важный момент – эта статья в первую очередь предназначена для других новичков и на людей, которые только начали присматриваться к игре. Ведь что я могу рассказать опытным игрокам? Они наиграли в эту серию в десятки раз больше часов, чем я. Для них эта статья скорее будет поводом посмеяться и глубокомысленно заявить «Ну, ты просто ничего не понял. Поиграй ещё часов двести-триста, тогда и поговорим».
Я не претендую на истину в последней инстанции
Хотя из вышеперечисленного это и так можно понять, но я всё же ещё раз проговорю. Я не специалист ни в серии, ни в этой конкретной игре. Если я говорю «неудобный», то это обычно значит «мне показался неудобным». Если я говорю «то-то сильнее или интереснее того-то», то это значит, что я при своем прохождении пришел к такому выводу. Возможно, грандмастеры этой игры придерживаются иного мнения. Если будут моменты, когда я приду к неверным выводам или неверно оценю баланс – милости прошу в комментарии.
Про что игра?
Crusaders Kings 3 – это глобальная историческая стратегия. Давайте разберем смысл фразы по словам. «Глобальная» означает, что на выбор вам дается любое из государств Европы, северной Африки, а также двух третей Азии. На восток карта простирается немного дальше Индии на юге и Байкала на севере. «Историческая» — означает, что вам с относительно точно рисуют карту мира середины 9 или 11 века на выбор, предлагая написать историю самому. На месте множество культур и религий, крестовые походы и прочее. Стратегия же означает, что вам предстоит управлять вашим государством, решать вопросы разной степени важности, следить за экономикой, войной, внешней политикой и прочим.
Обучение
Прослышав о сложности игры, я решил не выпендриваться и начать с обучения. Оно оказалось на удивление коротким. Мне быстренько показали, как жениться, как строить, как воевать – и предложили продолжить самому. Реально, даже при тщательном прочтении и выполнение всех учебных материалов обучение займет у вас минут сорок. Из них половину вы потратите на сам процесс чтения, а ещё четверть – на изучение бесконечного списка невест для вашего короля. Женитьба же и является самым увлекательным событием в туториале.
Обучение оставило у меня смешанные впечатления. Много вещей было объяснено на пальцах, другие упоминались лишь в контексте «через сто часов вам это понадобится». В туториале вам доносят на самом деле только одну дельную мысль – вам надо читать объяснение к каждому чиху. Нужно детально изучать все, что вам пишут, открывать все всплывающие по ходу игры подсказки и не боятся копать глубже. Без такого подхода вы в этой игре очень многое пропустите.
Но вот в остальном обучение со своей задачей не справляется. Получив уже некоторый опыт в игре, я удивляюсь, как много важных для новичка вещей в нем пропущено. Вам рассказывают про то, что мол у вас есть повод для войны – пойдите и захватите врага. Но вам не говорят, как эти поводы получать через женитьбы или гостей, про фальсификацию говорят лишь вскользь. Вам не говорят, какие могут поводы у ваших врагов для нападения на вас – а незнание этого момента может быстро испортить вам игру. Вам рассказывают, что мол когда-то там вы сможете основать свою конфессию благодаря ресурсу «благочестия». Но при этом умалчивается, что в начале игры благочестие позволяет относительно легко выпрашивать деньги у главы вашей конфессии. Итог печальный– эти детали игрок будет узнавать на своем личном опыте.
Геймплейные механики
Персонажи как ключевой элемент игры
Как я уже рассказал, персонажи занимают центральную роль в этой игре. Система персонажей настолько проработана, что игра местами скорее напоминает РПГ, чем стратегию. Именно разного рода взаимодействия и отношения являются самой важной, проработанной и интересной частью игры. Поэтому и рассказ про механики СК3 стоит начать с углубления в систему персонажей — а не экономики, войны или законов.
Персонажей в игре много. Очень. В игре сотни знатных родов, которые постоянно разрастаются естественным путем. Это могут быть графы или герцоги, епископы или шаманы, бравые рыцари или просто бродячие авантюристы. За пределами династий есть и просто безродные люди, которых всегда можно принять ко двору. Для понимания масштаба – при поиске жениха для вашей дочери игра может вам вывалить добрую тысячу вариантов. К счастью, в таких ситуациях помогает местная система фильтров.
Характеристики и свойства личности
Каждый персонаж в первую очередь определяется пятью основными характеристиками: дипломатией, военным делом, управлением, интригами и ученостью. Каждая из них отвечает за определенный вид деятельности и дает определенные бонусы. Сверх того, в некоторых ивентах идет сверка ваших характеристик с таковыми у оппонента. Например, при попытке помочь вассалу расставить книги игра сверит ваши показатели учености. Если ваш значительно выше – вы ему поможете и улучшите мнение о себе, если нет – можете только усугубить кавардак на его рабочем месте.
Также каждый персонаж имеет гору свойств личности. Из них стоит выделить 3-4 основных, которые определяют характер. Эти свойства обычно не только дают бонусы или дебафы к характеристикам, но и влияют на взаимоотношения между персонажами. Например, трудоголики не любят ленивых, храбрые – трусов и тд. Сверх того, есть ещё куча других свойств, как врожденных, так и приобретенных. Персонаж может быть умен или глуп, силен или слаб. У него может быть болезнь, он может быть хорошим вором или архитектором. Таких свойств в игре тьма, и некоторые из них дают существенные бонусы или дополнительные варианты развития ивентов.
Также отдельными свойствами персонажей являются их религиозная и культурная принадлежность. Кроме очевидной нелюбви к иноверцам, есть и ряд других факторов. Например, у каждой конфессии есть свой список праведных и греховных свойств личности. Так, католики не любят обжор, а индусы — торопливых. Также религия и культура открывает для вашего правителя ряд интересных решений, но о них – позже.
Стили жизни
В игре есть аналог РПГ-прокачки. Ваш правитель может выбрать один из пяти стилей жизни, по одному на характеристику. Это откроет перед ним три древа прокачки, которые он может изучать независимо друг от друга. Таким образом, можно специализировать правителя на конкретной сфере жизни. Кроме обычных бонусов «+5% к чему-то», есть много перков, которые открывают уникальные возможности. Впрочем, некоторые возможности могли бы быть и общедоступными. Например, использовать шантаж для вымогательства денег может только управляющий. Видимо, у других язык не поворачивается денег попросить.
Баланс между разными стилями жизни выглядит слабоватым. Да, каждая ветка в какой-то мере полезна – но некоторые предоставляют слишком большие бонусы, чтобы от них отказаться. Управляющий может легко и быстро накапливать столь нужное золото, а также строить здания дешевле и быстрее. В результате он получает более развитое государство. А где деньги, там и армия, влияние на других и политическая власть. Способности же интригана вообще удручают. Он не только эффективнее плетет заговоры, но и может поддерживать сразу два одновременно. Также ему доступны очень эффективные действия вроде похищения или подделки секретов.
Взаимодействия
Многие взаимодействия в игре, мягко говоря, незаконны. Прелюбодеяние, убийства, ереси. И будет печально, если кто-то о них узнает. Раскрыв секрет другого персонажа, вы получаете на него влияние. В местной терминологии он «у вас на крючке». В зависимости от масштаба секрета вы можете по-разному манипулировать им – просить деньги, усилить налоговую нагрузку на него, заставить поддержать вас в войне. Но и ваши секреты могут раскрыть – и тогда уже вам придется исполнять пожелания шантажиста.
Сверх взаимодействий, в игре есть «решения». Это специальные действия, которые совершаете вы, и у которых нет конкретного человека-цели. Например, все правители могут созывать пиры, устраивать охоты и приглашать рыцарей ко двору. Некоторые решения уникальны для определенных культур и религий. Так, индуисты могут пойти помедитировать, а последователи Тенгри – придать предка небесному захоронению. Культурные же решения обычно завязаны на создании империй. Племена Монголии могут созвать великий курултай, чтобы объявить вас Чингисханом, а условный вождь Милос, объединивший все племена славян, может создать «Славию».
Итог по системе персонажей
РПГ составляющая игры, построенная на взаимодействии персонажей – самая сильная сторона СК3. Она открывает множество возможностей, было бы у вас желание их использовать. Некоторые полезны, некоторые просто развлекают. Система ивентов позволяет принимать разные решения с разными исходами. И пусть большинство из них банальны, вроде «кто-то стал лучшего мнения о вас» или «у вас улучшилась репутация», но есть и ряд цепочек, связанных с уникальными событиями и перками. Отправляетесь в паломничество? Создаёте ковен ведьм? Решили захватить Иерусалим? По ходу дела вам обязательно представят несколько ивентов. Исход некоторых может существенно повлиять на игру.
Но не могу не отметить и ложку дегтя. При всем количестве вариантов развития событий, их все равно не хватает. Многие сценки постоянно повторяются. Также не хватает ивентов, которые бы соотносились с вашей культурой или вообще характером происходящего. Шаманы из Бурятии читают и переводят книги, шестидесятилетней жене можно предложить поймать для вас волка, а моего индийского правителя лечили от простуды с помощью клизмы. И да, вылечили.
Титулы, наследования и casus belli – место, где у меня начало подгорать
То, что вы прочитали выше, рисует местами сказочную картину. Такую же картину обычно рисуют и фанаты серии, которые рассказывают про эту игру. Но, к сожалению, за пределами системы персонажей существует ещё и стратегическая часть. И здесь вас может ожидать неприятный сюрприз.
Титулы
Давайте для начала рассмотрим систему титулов в СК3. Их 4 вида, от малого к большому – графство, герцогство, королевство, империя. Они составляют пирамидальную структуру. Так, каждое графство является частью некого герцогства, герцогство – королевства, и так далее. И в игре это играет очень большую роль. Допустим, если вы король, то все герцоги в вашем королевстве де-юре ваши вассалы. Де-юре означает, что они не обязательно таковыми являются, но закон того требует. Такие герцоги легче согласятся на то, чтобы служить вам. А вот правитель, который не является вашим де-юре вассалом, будет противиться вассализации. Если же он уже ваш вассал, то он легче пойдет на бунт против вас.
Наследование
Зачем вам все это помнить? Ну, во-первых, потому что ваш правитель не вечен. Рано или поздно он умрет, и вы с удивлением обнаружите, что ваше государство катастрофически уменьшилось. В чем дело? А в том, что в начале игры ваши титулы в случае смерти равномерно распределяются между всеми вашими сыновьями. Главный титул получит ваш прямой наследник. Но если этот главный титул не является де-юре сюзереном для остальных титулов, то другие наследники могут образовать отдельные государства. И первые лет пять своего правления вы будете проводить за собиранием земель покойного папаши. Форма же правления, которая позволит все оставлять первенцу, откроется уже за середину игры.
Тут нужно упомянуть ещё один момент, который я дальше часто буду отмечать. Да, сам по себе распад государства – вполне реалистичен. Такое в истории случалось не каждый раз, но достаточно часто. Вопрос, как с этим боролись. Часто успех наследника в борьбе за престол зависел от того, в каком городе он правил при жизни родителя. Два самых известных правителя Руси, Владимир и Ярослав, княжили в одном и том же городе – Новгороде. Но что будет, если вы решите заранее раздать самые вкусные титулы вашему прямому наследнику? Случится «Нельзя». Прости, игрок, нельзя отдать одному наследнику титул, который по линии наследования причитается другому. Кто установил эту линию наследования, что этот титул идет одному, этот другому? Ну, игра и установила. Смирись.
Casus belli
Это умное латинское слово переводится как «повод для войны». И мне, как фанату Total War, эта штука далась тяжелее всего. В этой игре нельзя просто взять и объявить войну. Именно что «Нельзя». Вам нужен формальный повод, иначе честные средневековые короли не делают. Ситуацию капельку разбавляют племена, которые могут грабить соседей в любой момент – но лишь грабить, а не захватывать. Остальным же нужен или повод (война против неверных, уникальные поводы в зависимости от перков персонажа) или же претензия на цель завоевания. Претензия – это когда вы имеете некое право на владение куском земли, но оно принадлежит другому.
К некоторому облегчению, стоит вам провести в игре хотя бы часов 5-10, и поводы для войны перестанут быть такой проблемой. Вы научитесь получать их самыми разными способами – через женитьбу, забирая у родственников, объявляя священные войны. Но формализм процесса местами убивает. Вот допустим, есть вы — средненькое государство размером в 10-15 графств. У вас есть претензии к вражескому мелкому государству размером всего в 2 графства. При этом претензия есть на оба графства. Но вы не можете просто объявить войну за оба графства сразу – нет, сначала одна война за одно, потом вторая за другое. Возможность завоевать оба сразу вам откроют только в Высоком Средневековье – а это примерно 250 лет спустя начала игры.
И именно этот формализм стал для меня основной проблемой в причинах войны. Сами претензии со временем начинаешь клепать на автомате, грамотно используя систему титулов. Но каждая война при этом идет так, словно отчетность по ней вам нужно сдать в реальную налоговую. Нет, игрок, тебе нужна более высокая репутация чтобы «покорить» врага. Хорошо, накопил репутацию, покорил. Давайте ещё раз? Нет, парень, «Нельзя». Покорить можно лишь одного оппонента за жизнь вашего правителя. Почему только одного? Ну, правила в игре такие. Написано одного. Смирись и ищи другие пути. Или соверши самоубийство и передай правление сыну, чтобы он продолжил дело – благо, система решений дает и такую возможность.
Война
И вот, вы наконец-то смогли придумать повод для войны! Кровь кипит в жилах, и вы хотите показать условным гяурам, как глубоко их заблуждение. Звучит круто, не правда ли?
На деле все намного проще. Война проходит до боли банально. Вы жмете кнопку «собрать всех», а затем плавно оправляетесь в направлении вражеской столицы. Карта здесь разбита на лоскутки-провинции, так что свободного перемещения нет. Вместо этого армии «прыгают» из одной провинции в другую. Бой начнется, если две противоборствующие армии окажутся на одной клетке.
Бои здесь достаточно простые. Есть пять главных факторов, ведущих к победе. Это количество солдат, уровень и перки командира, рельеф местности, опытность войск и их «противодействия». Смысл первых трех я думаю понятен, так что пропустим их детальное описание. Опытность войск определяется их составом. Все армии состоят из ополчения и профессиональных полков. Ополчения много, и оно бесплатное. Полки же нужно покупать и снабжать отдельно, но они заметно сильнее. Чем больший процент профессионалов в вашем войске, тем опытнее армия. «Противодействия» же – это специальные баффы одних типов полков против других, а также их бонусы от местности. Копейщики сильнее против коней, кони хороши на равнинах, и так далее.
И такая система, несмотря на всю свою простоту, у меня отторжения не вызвала. Да, с тактической стороны даже Цива лучше. Но как раз в этом СК3 с вами честна – она с самого начала показывает вам все, что есть, и не ставит палки в колеса.
Экономика и строительство
Строительство – пожалуй, самая скучная и простая вещь в СК3. Как уже упоминалось, вся карта разбита на графства. В каждом из них есть в среднем 3-4 провинции, по которым ходит армия. В каждой провинции есть или может быть построено поселение. Их 3 типа – замки, города и храмы. Отличаются они в первую очередь тем, кому они принадлежат. Замки могут быть под контролем вашего вассала или вас, владелец полностью получает налоги и ополчение от них. В каждом городе сидит мэр, который считается вашим вассалом. Таким образом, вы получаете лишь процент налогов. Все храмы принадлежат вашему епископу-шаману-имаму. Он платит вам налоги лишь в том случае, если у вас с ним положительные отношения.
Здания во всех трех типах примерно одинаковые. Есть общий пул зданий, который доступен во всех типах поселений. Также каждый тип имеет одно уникальное здание – в замках это укрепления, в городах гильдии, в храмах монастыри. Также здания, которые можно построить, частично зависят от рельефа. В горах строятся каменоломни, на равнинах поля пшеницы. Вот и все – на 3 стандартных слота в городе\храме и 4 в замке у вас будет 6-7 зданий для постройки. Развернутся, прямо скажем, негде.
Сами здания в большинстве своем не дают никаких особенных бонусов. Обычно это прибыль в золоте, дополнительное ополчение или урон для ваших полков. Минусов у всех зданий нет вообще, никакая балансировка зданий в графстве не нужна. Лишь в некоторых особых городах есть уникальный постройки с неплохими эффектами – вроде Святой Софии в Константинополе и тд. Сами здания можно улучшать, если у вас хватает денег и доступны технологии.
Проблема здесь кроется в крайней простоте экономической системы СК3. Торговли или симуляции развития городов здесь нет, а деньги уходят лишь на содержание немногочисленных полков и особые действия. На народное мнение (счастье) можно плевать с высокой колокольни, никаких реальных проблем или бонусов оно не дает. Строительство в итоге сводится к постройке одних и тех же зданий везде, где только можно. Если денег хватает – можно строить и сами поселения. Но разнообразие, простор для уникального развития здесь на нуле.
Культуры, технологии
Технологии в этой игре тесно связаны с культурой. Каждая культура тянет свою лямку и исследует технологии независимо от других. Но сделано это весьма посредственно.
Во-первых, сами технологии. Их очень мало, исследуются они десятилетиями в лучшем случае, а эффекты… Они совсем не сбалансированы. Некоторые техи дают просто обязательные бонусы, вроде новых зданий или типов наследования. Другие совершенно бесполезны на общем фоне, вроде новых типов рекрутов.
Во-вторых, какую технологию исследовать решает «культурный идеолог». На деле это обладатель наибольшего количества графств с нужной культурой. В начале игры это скорее всего будете не вы, а ИИ. Ну и он конечно же изучает самый ширпотреб. Поэтому, назвать технологии в СК3 сколь бы то ни было интересными я не могу.
Что характерно, и в технологиях, и в зданиях прослеживается тот же самый недостаток разнообразия. В плане зданий все культуры совершенно одинаковы. Племена африканцев и бурят строят одно и тоже, а индусам и арабам доступны те же здания, что и франкам. Уникальных технологий тоже очень мало, буквально два десятка. И большинство из них – бесполезны. Как результат – игра за Тибет от игры за Византию отличается только в вашем местоположении и религиозными взаимоотношениями. Здесь почти нет специальных фишек, тактик, доступных лишь определенным культурам.
Графика, интерфейс, оптимизация
Графика и звук
Графику в игре можно разбить на две части. Первая – это трехмерные модели всех персонажей. И они сделаны на высоте. Они уникальны, передают качества и особенности персонажа, просто эстетически хороши. Если у вас есть шрамы – их будет видно на вашем лице. Если вы стали храбрым рыцарем – то ваша осанка преобразится. Это позволяет лучше вживаться в историю, которую ты создаешь, и быстрее понимать персонажей. Даже не читая текст ивента, можно по одному виду персонажей и декорациям догадаться, что произошло.
А вот вторая часть графики – это стратегическая карта. И она … никакая. Игра весит совсем мало, так что ожидать чудес от неё и не стоило, но в поисках приятных ландшафтов вам лучше заглянуть в другую игру. Поля, горы, мелкие домики и фигурки воинов выглядят примерно на уровне пятой Цивилизации.
Звук в игре вполне сносный. Он не плох, и прослушивание саундтреков не вызывает у вас желания выключить звук поскорее. Есть пара интересных мелодий вроде начала войны или главного меню. Но в то же время запоминающимися я бы их не назвал – тем более, что треков тут кот наплакал. Звуковой же интерфейс вроде всяких оповещений хорош, ты быстро начинаешь ориентироваться и по звуку определять, что случилось.
Оптимизация
Оптимизация лично меня в игре разочаровала. Но вопрос тут весьма спорный. Если у вас хотя бы средний комп, который спокойно тянул ААА-игры пятилетней давности – то игра у вас будет идти без всяких проблем. Но если вы, как и я, обладатель слабой сборки, то вас ждет вопиющее несоответствие уровня графики и производительности. При полностью отдаленной камере, когда вы видите лишь контурную карту без 3D графики, на средних настройках игра может упорно недобирать 30 фпс. И это на паузе. Какие процессы под капотом мешают это игре с графикой 2012 года летать на любом железе – непонятно. Впрочем, так как игра графикой не блещет в любой форме, лучше играйте на минимальных настройках
Интерфейс
Интерфейс в СК3 средненький. Да, он старается донести до тебя нужную информацию, дает кучу подсказок и в принципе выглядит неплохо. Но в нем есть две проблемы, которые существенно мешают восприятию информации – особенно, если ты новичок.
Во-первых, это переизбыток этой самой информации и излишняя комплексность. Поиграв почти сотню часов в СК3 я не могу назвать её сложной. Она именно что запутанная. Очень много вещей словно бы рассчитывают, что ты тут давно свой. Важные возможности могут прятаться черт знает где, и вам нужно перекапывать все подряд, чтобы что-то найти. Если же информация не спрятана, то она наваливается на тебя одним потоком, словно старясь задавить. Например, решил я узнать – а кто из моих вассалов придерживается другой религии? Но в списке вассалов нет никаких фильтров, и мне пришлось руками прокликивать все 25 штук. Зато в поле информации о вассале есть его характеристики, которые в этом контексте бесполезны.
Во-вторых, местами отдельные окна плохо синхронизированы друг с другом. Слова и иконки местами выходят за окна (говорят, причина в локализации). Одни уведомления часто залазят на другие. Например, у вас есть специальная кнопка в верхней части экрана – «показать проблемы». Это выпадающий список, который вы достаточно часто открываете. Вот только некоторые уведомления выскакивают прямо поверх него. И убрать их нельзя — только дождаться, пока сами пропадут. Интерфейс битвы может залезть поверх открытого окна о завершении войны. А энциклопедия, к которой вы иногда обращаетесь, любит подсвечивать кнопки, которые на данный момент не видно – например, поверх них открыто окно.
Итоги знакомства
Во второй части статьи у вас могло сложиться мнение, что игра плохая (ну, или что я хейтер). Это не так. Я не жалею о времени, потраченном в этой игре. То, что люди говорят про неё, чистая правда. Тут можно съесть папу Римского. Можно заниматься инцестом, завозить негров на Русь и многое другое. Игра создана для того, чтобы генерировать уникальные и интересные истории. И пусть на деле играется это не так интересно, как читается, но оно стоит того.
Но я жалею, что немногие говорят о вторичности стратегической составляющей в этой игре. Стратегия здесь – скорее фон, декорация, в который разворачивается настоящая игра. На деле же Crusader Kings 3 – это средневековый Sims для мужиков. Именно РПГ как отыгрыш роли, взаимодействие между персонажами и интриги составляют самый интересный кусок этой игры. Если же вы придете сюда из расчета увидеть тактические сражения, глубокую экономику и внешнюю политику, строительство – то лучше найдите другую игру. Crusader Kings 3 – это игра в первую очередь про людей, а не про государства.
Отягощает игровой процесс и бесчисленные усложнения без причины. Точнее говоря, причина в них часто лишь одна – не дать игроку быть слишком эффективным, слишком быстро развиваться и надавать всем люлей. ИИ редко может что представить против вас, и поэтому против вас местами играет сама игра. В плане политики и войн игра очень любит бить вас по рукам. Сколько раз вы увидите здесь серые кнопки недоступных действий – не описать словами. И не так уж сложно эти ограничения обойти, если бы обход не шел через рутину. Иногда поражаешься, сколько телодвижений нужно совершить ради самых банальных действий вроде объявления войны.
Мне сложно дать читателю-новичку однозначный ответ на вопрос «А стоит ли мне попробовать?». Ключевым фактором я бы назвал терпение и воображение. Если у вас есть оба этих качества, а также сотни часов свободного времени – попробуйте. Игра необыкновенно затягивает. Но это затягивание не означает, что сам игровой процесс будет всегда приятен. Если же для вас даже игры вроде Civilization кажутся затянутыми и сложными, а также вы не любите читать долгие мануалы – то лучше не суйтесь. Только попортите себе нервы.