Что значит прочитать жужжащим способом
Современные уроки техники чтения: что такое жужжащее чтение и какие цели имеет методика
В начальном обучении педагогами используется множество техник развития навыков оптимальной скорости чтения у детей. Одна из таких техник — жужжащее чтение. Именно чтение жужжащее является основной методикой применяемой многими педагогами.
Педагогический опыт показывает, что если ребенок в начальной школе полноценно освоил осознанное, выразительное чтение, то и в маленьком детском коллективе он уверенно займет свое место, и наоборот, ученик, вовремя не овладевший чтением, теряет уверенность в себе, становится созерцателем, а не участником жизни класса, испытывает сложности в учебе. Психологи отмечают, что уровень чтения — это серьезнейший фактор, влияющий на успеваемость и социальную адаптацию ребенка.
Ни для кого не секрет, что именно в игровой форме дети быстрее воспринимают учебный материал. Именно на этом и построена техника жужжащего чтения. Множество юных голосов, читая вполголоса, каждый со своей скоростью, сливаются в гулкий пчелиный рой.
А начинается все с того, что ученикам предлагается самостоятельно изготовить широкие закладки, на которых впоследствии каждый из них будет записывать авторов и название прочитанных книг. Дети обожают все рукотворное. У каждого своя закладка, личная, такой нет больше ни у кого.
К выбору книг тоже нужно подойти с особым вниманием. Дети выбирают их сами, каждый свою. Ничего толстого и громоздкого. Всего пара страниц, чтобы прочитать за пару приемов.
Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. В течение 5 минут ученики читают вслух каждый свою книжку. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости.
В применении данной техники очень важна системность. Проведя несложные математические подсчеты, становится видно, что используя эту замечательную основу, освоению науки качественного чтения отводится около 100 минут в неделю.
При использовании обычных методик практически невозможно уделить такое количество времени каждому ученику. В классической методе преподавания педагог имеет 4 урока словесности в неделю. Учитывая то, что классы наполнены в среднем двадцатью пятью учениками, учитель может уделить не более трех минут в неделю каждому ребенку. Конечно, можно переложить этот вопрос на плечи родителей. Но зачастую родители не имеют времени, а иногда и желания, уделять чаду достаточно времени. Вряд ли за 3 минуты в неделю можно научить ребенка читать.
Метод жужжащего чтения так же отлично подходит для учеников, которые не горят любовью к чтению. У ребенка возникают сложности с чтением, отсюда и нелюбовь. Для таких детей применяют режим щадящего чтения. Этот метод заключается в том, что ребенок, прочитав 2-3 предложения, получает кратковременный отдых. Эта метода используется для индивидуальных занятий с учеником. А в коллективе, читая
тихонько, себе под нос, со своей индивидуальной скоростью, сливаясь с общим
роем, ребенок не испытывает дискомфорта.
Жужжащее чтение позволяет учителю, проходя по классу во время пятиминутки «жужжания» видеть реальную обстановку: кто из учеников как читает на данном этапе. Проходя по классу учитель, прикасаясь к плечу, «выключает» тех из учеников, кто уже читает бегло. Остаются те, кто тихонько и неуверенно бубнят себе по нос. Но со временем таких учеников остается все меньше и меньше. Опыт многих педагогов, регулярно использующих на уроках пятиминутки жужжащего чтения, показал, что высокие результаты навыков беглого чтения не заставят себя долго ждать.
Ежедневное использование на уроках вышеописанной методы очень скоро принесет свои результаты. Педагоги, уделяющие необходимое внимание развитию беглого чтения у школьников младшей школы, отметили, что проверка результатов скорости чтения имела достаточно высокий результат.
Методика «жужжащего чтения»
Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Жужжащее чтение. Оно было основным элементом при обучении чтению в школе В.А.Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан и применяется во многих школах. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок. Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв был заимствован в школах Монгольской народной республики. У каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование – начинается с того, что дети открывают книгу и пять минут читают по-русски, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.
Методика зрительных диктантов Федоренко.
Детская книжка.
Применяя эти методики на уроках, я добилась таких результатов:
в первом классе качество знаний по технике чтения : 74 %;
во втором классе : 70 %;
в третьем классе: 70 %;
в четвёртом классе: 75 %.
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на
Методическое пособие «Техника чтения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель начальных классов СШ6 г. Аксу
«Подготовленный читатель должен,
во-первых, если потребуется, взять
из книги сполна все, что она может
дать, выжать, выпить, впитать
сполна все ценное, что в ней имеется
и может быть дано чтением,
а во-вторых, приспосабливать
способ чтения к цели чтения.»
Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности учащегося. Оно несет в себе огромный развивающий потенциал, влияя на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащение личного опыта, интеллекта ребенка.
В данной работе излагаются основы методики обучения в начальных классах, чтение рассматривается как читательская деятельность, которая включает в себя такие ее виды, как овладение техникой чтения, понимание текста, работу с художественными и научно-популярными произведениями и развитие речи. Эти виды деятельности осуществляются одновременно и последовательно, обогащая учащихся на каждом этапе обучения конкретными знаниями, умениями и формируя у них читательскую самостоятельность и интерес к чтению.
Обучение началам грамоты сочетается с пониманием текста и воспитанием интереса к чтению, поэтому вводится слушание книги. По мере освоения громкого чтения подключается чтение молча (про себя) и элементы выразительного чтения. Интерес к чтению, потребность в чтении становятся основным мотивом чтения ребенка. С помощью чтения он познает себя и мир, удовлетворяет свои познавательные интересы и эмоциональные потребности, осуществляет учебную деятельность. При этом, конечно, необходимо учитывать особенности восприятия литературы младшими школьниками. Кроме того, следует иметь в виду, что чтение используется как один из видов учебной деятельности, поэтому на уроках математики, русского языка, познания мира следует учить читать учебные тексты.
Специальные разделы посвящены трудностям в чтении, преодолению технических ошибок и предупреждению непонимания текста. Приведены различные виды упражнений, предупреждающие ошибки чтения.
Используются обобщенные схемы, идеограммы для удобного усвоения материала.
Подводя итог работы, предлагается учет и контроль знаний через динамику техники чтения. Динамика показывает, как повышается рост техники чтения учащихся благодаря применению методик и упражнений для повышения скорого и осмысленного чтения.
Данная работа предназначается для творчески работающих учителей.
Чтение – сложная синтетическая деятельность мышления, чувств, памяти и внутренней речи. Известный философ Н.А. Рубакин, автор многих работ о книге, говорил, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мысли других». Самую высокую оценку чтению дал Максим Горький. Только книги и знания «смогут сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его непрерывного труда», утверждал писатель, подчеркивая гуманистическое начало чтения, его сильное воздействие на ум, чувства и волю человека. Чтение – творческий процесс, в котором переплетаются чувства и мысли читателя, героев и автора. Чтение – сложная деятельность мышления, воображения, чувств, памяти и внутренней речи.
Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглого чтения), на втором году обучения – постепенное введение чтения, на третьем и четвертом году обучения – наращивание скорости и овладение рациональными приемами чтения. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. По мнению учителей, оказалось, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один — скорость чтения.
Существует множество рекомендаций обучения чтению. Важна не
длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению. Жужжащее чтение — это такое чтение, когда все ученики читают
одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок — будь то чтение, музыка, рисование, математика — начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок. Что дают ежеурочкые пятиминутки за неделю:
5 х 4 х 6 = I2Омин.
то есть 5 минут за урок, 4 урока в день, б дней в неделю. Недельный тренаж
получается в объеме I20минут. Очевидно, если увеличить время тренировки
в 60 раз, с двух минут, то без методических ухищрений что-нибудь хорошее
да получится, несомненно, будет положительный результат.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения — это такой режим, когда ребенок прочитает 1-2 строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку — отдохнул. Многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребенок может, приобщен к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозит из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-7 слов. дочитав до 3-4 слова, забыл 1-е слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут б предложений и закрывают листком бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течении определенного времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того предложение стерто, его также записывают в тетрадь. На шесть предложений обычно уходит от 5 до 8 минут времени. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.
Из системы И.Т.Федоренко и И.Г. Пальченко можно использовать три типа упражнений, которые мне представляются наиболее эффектными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все названные упражнения не индивидуально, а коллективно, то есть читают все ученики, но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг другу задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикулярного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь снижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Затем учитель начинает З-е 4 упражнение. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца. И учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает, но если
ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через 2-З недели, чтение ребенка заметно улучшится.
Большое имеют значение, для развития повышения скорости чтения, упражнения Лысенковой О.В.
Упражнения для расширения поля зрения:
1. «Числовые лесенки».
2. «Боковые цифры».
З. «Справа и слева от черты».
4. «Столбики>.
5. «Вертикальная черта».
6. «Сфотографируй два слова».
7. «Определение границ поля зрения и тренировки в его расширении».
8. «Чтение слов, имеющих одинаковое начало или одинаковый конец».
9. «Словесные лесенки».
10. «Орфографический словарь».
Упражнения по уровню организации внимания.
1. «Вычеркни один из элементов».
2. «догони и поймай букву».
З. «Таблицы Шульте».
4. «Найди спрятанное слово».
5. «Найди спрятанные слова в таблиц
6. «Расставь буквы соответственно символам».
7. «Вычеркни в каждой строке те цифры, которые повторяются и стоят рядом».
8. «найди два повторяющихся слова».
9. «Прочитай первое слово».
10. «Формирование устойчивости внимания».
11. «Сканирование текста и поиск всех повторов слов в тексте». Проводить предлагаемые упражнения рекомендую в начале урока.
Упражнение «Вычеркни один из элементов».
Влияет на развитие концентрации и устойчивости внимания. Проводится индивидуально или в паре с целью контроля.
Задание: Вычеркни один из выбранных элементов в течении минуты. Засеките, сколько строчек ребенок сумеет проверить за одну минуту. Пусть
напарник проверит наличие пропусков.
5 Упражнение повторяется 2-4 раза.
Какие должны быть показатели, результаты? Если в течении одной минуты ученик сумел проверить б строчек, то перед второй попыткой учащийся отсчитывает на полстрочки, на строчку больше и ставит какую-нибудь пометку, знак, границу, чтобы стремиться успеть обработать требуемый объем .
Структура развития чтения схематически:
Современные уроки техники чтения: что такое жужжащее чтение и какие цели имеет методика.
В начальном обучении педагогами используется множество техник развития навыков оптимальной скорости чтения у детей. Одна из таких техник — жужжащее чтение. Именно чтение жужжащее является основной методикой применяемой многими педагогами.
Педагогический опыт показывает, что если ребенок в начальной школе полноценно освоил осознанное, выразительное чтение, то и в маленьком детском коллективе он уверенно займет свое место, и наоборот, ученик, вовремя не овладевший чтением, теряет уверенность в себе, становится созерцателем, а не участником жизни класса, испытывает сложности в учебе. Психологи отмечают, что уровень чтения — это серьезнейший фактор, влияющий на успеваемость и социальную адаптацию ребенка.
Ни для кого не секрет, что именно в игровой форме дети быстрее воспринимают учебный материал. Именно на этом и построена техника жужжащего чтения. Множество юных голосов, читая вполголоса, каждый со своей скоростью, сливаются в гулкий пчелиный рой.
А начинается все с того, что ученикам предлагается самостоятельно изготовить широкие закладки, на которых впоследствии каждый из них будет записывать авторов и название прочитанных книг. Дети обожают все рукотворное. У каждого своя закладка, личная, такой нет больше ни у кого.
К выбору книг тоже нужно подойти с особым вниманием. Дети выбирают их сами, каждый свою. Ничего толстого и громоздкого. Всего пара страниц, чтобы прочитать за пару приемов.
Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. В течение 5 минут ученики читают вслух каждый свою книжку. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости.
В применении данной техники очень важна системность. Проведя несложные математические подсчеты, становится видно, что используя эту замечательную основу, освоению науки качественного чтения отводится около 100 минут в неделю.
При использовании обычных методик практически невозможно уделить такое количество времени каждому ученику. В классической методе преподавания педагог имеет 4 урока словесности в неделю. Учитывая то, что классы наполнены в среднем двадцатью пятью учениками, учитель может уделить не более трех минут в неделю каждому ребенку. Конечно, можно переложить этот вопрос на плечи родителей. Но зачастую родители не имеют времени, а иногда и желания, уделять чаду достаточно времени. Вряд ли за 3 минуты в неделю можно научить ребенка читать.
Метод жужжащего чтения так же отлично подходит для учеников, которые не горят любовью к чтению. У ребенка возникают сложности с чтением, отсюда и нелюбовь. Для таких детей применяют режим щадящего чтения. Этот метод заключается в том, что ребенок, прочитав 2-3 предложения, получает кратковременный отдых. Эта метода используется для индивидуальных занятий с учеником. А в коллективе, читая тихонько, себе под нос, со своей индивидуальной скоростью, сливаясь с общим роем, ребенок не испытывает дискомфорта.
ЖУЖЖАЩЕЕ ЧТЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОСТИ ПРОЧИТАННОГО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЖУЖЖАЩЕЕ ЧТЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОСТИ ПРОЧИТАННОГО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Согласно основной общеобразовательной программе начального образования, огромное значение имеет беглость и осознанность прочитанного текста, ведь это неотъемлемый фактор при изучении основных предметов в основной и старшей школе, а так же при изучении окружающего мира маленькими читателями. Каждый учитель и родитель понимает то, что если ребенок не осознает и не воспринимает прочитанное, то ни о каких успехах в изучении предметов гуманитарной направленности, а также логическом мышлении не может идти речи.
Задача исследования: определить значение формирования осознанности прочитанного у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: жужжащее чтение, детская литература, школьники, осознанность прочитанного.
Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи.
Вспоминая советскую школу, можно сказать о том, что дети были практически одинаково подготовлены к обучению в школе. Что дали в детском саду, а тогда более 70% детей посещали детский сад, то и твое. Никто не стремился научить своего ребенка читать, выучить с ним буквы, научить решать задачи. Потому что родители, работающие в колхозах или на производстве, считали, что обучение это лишь удел учителей, «в школе научат…». Может быть, и учителю в то время было проще, он работал по «накатанной» схеме. Знал, что он будет делать сегодня, а что завтра. Учил всех одинаково, не важно: умеет читать ребенок или нет. Чтение – это самое основное умение, которым каждый человек должен овладеть в младшем школьном возрасте. Недаром чтению уделяется особое внимание в начальной школе. Работать в той школе не пришлось, знаю о методах и формах работы только из трудов Выготского Л.С. «Идеи педагогики и воспитания», Данилова М.А. «Процесс обучения в советской школе», «Педагогическая деятельность и взгляды А.С.Макаренко» и др
Последние преобразования в системе образования говорят о том, что важность осознанности прочитанного все больше и больше актуальна. Это и комплексная контрольная работа, которая пишется детьми по окончанию каждого года обучения, начиная с первого класса. Суть данной работы заключается в том, что ребенку дается текст, который нужно прочитать, понять его содержание, а потом по этому тексту даются задания по основным предметам – это русский язык, литературное чтение, математика и окружающий мир. Последнее нововведение в систему образования начальной школы – это Всероссийская проверочная работа. Она так же строится на тексте и его восприятии. Работа по русскому языку – это текст, который нужно прочитать и выполнить ряд заданий. Составить план, выписать основную мысль, определить понимание фразеологизма. Работа по окружающему миру так же говорит о важности понимания прочитанного – это и эксперимент, из которого надо сделать вывод, и изменить его на определенных условиях, а так же описание достопримечательности, растительности родного края. Что говорит о поиске информации из любых литературных источников. Если ребенок не умеет понимать прочитанное, значит, он не умеет добывать информацию. Следовательно, он не справится с работой, которую ему предлагают в конце учебного года. Это еще раз доказывает важность и актуальность описываемого метода.
Как отмечает Р.И. Лалаева, осознанное чтение – сложный психофизиологический и психолингвистический процесс. А вся детская психология и связана с тем, что ребенок должен заниматься именно тем, что ему нравится. Именно «жужжащее» чтение дает ребенку на уроке демократический выбор: он сам берет книгу в библиотеке или дома, в интересном для него направлении и читает. Замечаю, что многие дети не дочитывают книги, заменяя скоро на другую, что говорит об интересах того или иного ребенка, но даю возможность им самим исправить неправильный, по их мнению, выбор. Тем самым развивается быстрое осознание прочитанного. Если ребенок понимает, что произведение ему не интересно и его не влечет узнать продолжение – пусть не читает, зато четко знаю, что задача по формированию осознанности прочитанного систематически выполняется.
«Жужжащее» чтение позволяет учителю в начальной школе, идя по классу во время пяти минут «жужжания» понимать реальную картину: кто как читает в данное время. Проходя по классу педагог, определяет тех из учеников, кто уже читает бегло. Выделяются те, кто не уверен в себе и тихо лопочет себе под нос текст, который сейчас перед ним. Но вижу, что со временем этих детей становится меньше. Опыт многих моих коллег, систематически использующих на уроках жужжащее чтение, показывает, что высокие результаты навыков беглого и осознанного чтения не заставляют себя ждать. Каждодневное использование вышеописанного метода очень скоро приносит хороший результат. Учителя, уделяющие необходимое внимание развитию осознанного чтения у младших школьников, отмечают, что проверка результатов осознанности чтения имеет высокий результат на выходе из начальной школы.
Список использованной литературы
Сердце отдаю детям.-Киев,1969.-с.169
УМК в начальной школе: что и как выбирает учитель [Электронный ресурс]: Науч.-практ конф. (14 июля 2009 г.) / Науч. ред. В.Д. Коваленко; М., 2009.- Режим доступа: http: // www. ssu-expert. ru.
Щепетова Н. Н. Методика чтения в начальной школе / Н. Н. Щепетова. – М.: Просвещение, 2000. – 220 с.