Что значит проактивность сотрудников

Проактивность — что это простыми словами. Как стать проактивным человеком

Проактивность – это умение контролировать жизнь без оглядки на то, что происходит вокруг. Людей, у которых есть такая способность, сложно вывести из себя, выбить из равновесия. Они действуют согласно четкому плану, уверенно идут к своей цели. Можно ли вас причислить к ним? Или вам сложно не нервничать и не раздражаться, если что-то нарушает планы?

Что такое проактивность

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Простыми словами проактивность – это качество, которое помогает брать ответственность за себя и свою жизнь. Впервые о нем рассказал Виктор Франкл в книге «Человек в поисках смысла». По его словам, проактивные люди никогда не винят в происходящем события и обстоятельства.
В психологии это качество делят на две составляющие:

Есть качество, противоположное проактивности – реактивность. По определению, это зависимость действий человека от его реакции на внешние факторы. К последним относится погода, домашняя или рабочая атмосфера, настроение супруга или супруги и многое другое. Реактивных людей легко вывести из равновесия.

В качестве примера представьте ситуацию на работе. Допустим, вы спокойно выполняли возложенные на вас обязанности, общались с клиентами. Вдруг один из них незаслуженно накричал на вас. Испортится ли после этого ваше настроение? Скорее всего, да. Так проявляется реактивность.

Итак, проактивный человек тот, кто может самостоятельно выбирать, какой будет реакция на происходящее вокруг. Он уверенно идет к достижению поставленных целей, руководствуясь при этом исключительно своими принципами.

Лучше понять, что такое проактивность и реактивность, поможет сравнительная таблица. В ней описаны характеристики, присущие этим качествам:

ПроактивностьРеактивность
Активность, инициативность, целеустремленностьПассивность, бездействие
Ответственность за совершенные действияЗависимость от настроения и факторов, которые никак нельзя изменить
Понимание свободы выбораПередача ответственности другим
Ориентированность на свои принципы и ценностиЗависимость от эмоций
Изменение обстоятельств под свои потребностиЗависимость от обстоятельств

Плюсы проактивности

Иметь проактивное поведение полезно. У этого качества есть масса положительных сторон:

Плюс ко всему, вы становитесь независимым человеком, который всегда имеет свое мнение.

Проактивность и реактивность по Стивену Кови

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

По мнению Стивена Кови, каждый человек изначально проактивен, независим от обстоятельств. Ситуация меняется тогда, когда он добровольно соглашается с такими изменениями. Реактивный человек, попадая в затруднительное положение, начинает винить внешние факторы. Проактивный же в этом время ищет наиболее благоприятный выход.

Стоит отметить существование двух типов внешних факторов:

Чтобы определить, проактивный или реактивный вы человек, задайте себе вопрос: в каком направлении я иду? Заняты ли вы тем, на что можете повлиять? Или двигаетесь в обратную сторону?

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

На схеме Кови круг влияния расположен внутри круга забот. Проактивный человек направляет усилия на реализацию задач в кругу влияния. Приведем пример проактивности в работе. Руководитель компании столкнулся с повышением цен на услуги связи. Реактивный человек вряд ли будет искать выход, анализируя сложившуюся ситуацию. Проактивный же займется внедрением новых стандартов связи, которые в итоге снизят затраты и улучшат взаимодействие с клиентами.

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

А что такое проактивность сотрудника? Примерно то же самое. Наделенный этим качеством человек никогда не испугается трудностей. Он в любом случае будет искать выход из сложившейся ситуации, а не жалеть себя и ругать обстоятельства.

Как развить проактивность

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Стать проактивным человеком, контролирующим свою жизнь, непросто. В этом вам поможет ряд упражнений. Залог успеха – регулярные тренировки.

Живите в кругу влияния, а не в кругу забот

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Помните, о чем идет речь? Круг влияния – факторы, которые вы можете изменить. Круг забот – то, что вам неподвластно. Живите в первом. Управляйте не собой, а окружающей вас реальностью.

Не тратьте драгоценное время на раздражительность, обиды и другие негативные эмоции. Вместо этого спросите себя, можно ли изменить ситуацию? Если можно, подумайте каким образом. Делайте так каждый раз, когда сталкиваетесь с какими-то проблемами. Уже скоро вы заметите, что относитесь к ним гораздо проще, чем раньше. Теперь вы не расстраиваетесь и не нервничаете, а направляете усилия на поиск решений.

Тщательно анализируйте

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Попробуйте подготовиться к проблеме заранее. План действий поможет вам не растеряться. Он состоит из нескольких пунктов:

Также уберите все лишнее. Это касается ненужных эмоций, а также чувства вины, которое может возникнуть, если допустите ошибку.

Задавайте правильные вопросы

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

У реактивного человека чаще всего возникают такие вопросы: почему, когда, кто? Вместе в ними появляются синдром жертвы, прокрастинация, желание обвинять в своих бедах окружающих.

Для проактивного человека важно получить ответы на вопросы: что, как, каким образом?

Предотвращайте проблемы

Хороший способ развития проактивности. На чистом листе бумаги запишите, какие области жизни для вас важнее других. Это может быть что угодно: семья, здоровье, карьера.

Теперь задумайтесь о проблемах в каждой из них. О скрытых проблемах, которые однажды себя проявят. Нашли их? Пришло время определить, как можно защитить себя от них.

Если это здоровье, своевременно проходите медицинские осмотры. Пересмотрите свое питание, займитесь спортом. Выделяйте достаточное время для сна и отдыха.

В финансовой сфере вам пригодится умение планировать бюджет. Откладывайте часть каждой зарплаты, создавай себе «подушку безопасности».
Что сказать о семье? Отводите на общение с мужем, женой или детьми больше времени. В противном случае отношения испортятся, а чувства угаснут.

Наблюдайте за собой

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Время от времени задавайте себе вопросы:

Спрашивайте себя о каждой области вашей жизни.

Осознайте важность промежутка в цепочке «стимул — реакция»

Многие реакции на те или иные события доведены до автоматизма. Вы же злитесь, когда внезапно хмурится небо и начинается дождь? Или когда коллега, видя, что вы заняты, просит помочь с его работой?

Попытайтесь найти тот промежуток между автоматической реакцией и стимулом. Как это выглядит на практике? Например, если дождь нарушил ваши планы, не спешите расстраиваться. Замените отдых на природе, просмотром интересного фильма. Или же спокойно отложите свои занятия и помогите коллеге.

Так вы научитесь контролировать то, что происходит вокруг вас.

Выясните, какие задачи могут подождать

Здесь придет на помощь матрица Эйзенхауэра. Согласно ей, все дела делятся на четыре группы:

Последний пункт однозначно вычеркивайте из плана дел. Второй также подождет. Остаются срочные и несрочные важные дела.

Срочные и важные задачи решайте в первую очередь, потому что они влияют на текущую ситуацию. Несрочные и важные, конечно, можно отложить и на потом. Но проактивный человек будет по мере возможности выполнять и их. Это защитит от ненужной раздражительности, гнева, стрессовых ситуаций.

Постоянно оценивайте, что работает, а что нет

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Проактивным людям тоже свойственно ошибаться. Но, в отличие от реактивных, они не унывают, а пытаются найти другое решение проблемы.

Как сказано выше, проактивность побуждает готовиться к проблемам. Проанализируйте, когда они случаются. Может быть, это определенное время года. Или, например, праздничные дни.

Принимайте проактивные решения

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Книги для знакомства с проактивностью

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Узнать, что такое проактивность, пройти тесты, получить полезные советы по развитию этого качества поможет специализированная литература:

Мало прочитать эти книги. Чтобы научиться не реагировать на внешние обстоятельства и контролировать свою жизнь, применяйте полученные знания.

Заключение

Итак, проактивность и реактивность. Какое качество преобладает в вашем характере? Если вы – реактивный человек, зависите от внешних факторов, пришло время измениться. Попробуйте выйти из круга забот. Направьте усилия в круг влияния. Вы – хозяин жизни и реальности. Поэтому стройте их так, как хочется вам.

Источник

Что значит проактивность? Как развивать проактивность?

Продуктивность является жизненно важной частью создания общей результативности, и это единственный способ полностью раскрыть свой потенциал.

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Что такое проактивность?

– это означает действовать сейчас с осознанием будущих проблем, потребностей или изменений.

Проактивность означает выполнение хорошо спланированных действий для достижения целей, которые дают хороший толчок для вашей жизни и бизнесу. Это значит сосредоточиться на том, что важно, а не только на том, что срочно.

Звучит как разумная мысль, не так ли? Проблема в том, что наш мир становится скорее реактивным, а не проактивным. – это тот, кто «Легко реагирует на раздражение».

Реактивный человек руководствуется срочностью и внешним влиянием. Поскольку чувство срочности часто превосходит чувство важности, многие из нас проводят свои дни, застряв в бесконечном круговороте событий:

Затем, мы задаёмся вопросом, куда же ушло наше время.

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Откуда ваши «проблемы»?

Пошагово разберёте сферу жизни и определите 3 важнейших шага в этой сфере.

Пошагово разберите жизнь на молекулы

Проактивность VS реактивность

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Что делает реактивность настолько опасной, так это то, что она является мнимой продуктивностью.

Вы только что ответили на 37 сообщений – мегапродуктивность? Есть большая разница между тем, чтобы «сделать что-то», и тем, чтобы действительно добиться прогресса.

Представьте себе разницу: проактивный человек подобен жокею на реальном жеребце, а реактивный – наездник на детской лошадке-качалке. Оба движутся, но только один движется вперёд, а второй пригвожден к песочнице.

Проактивность всегда превосходит реактивность. Разберёмся, почему это происходит.

Разбираемся в проактивности

В соответствии с принципом проактивности между стимулом – раздражителем, воздействующим на человека, и его реакцией на него, всегда остается место для свободного выбора.

Проактивность – это способность человека выбирать между активной или пассивной жизненной позицией.

Выбирая свою реакцию на обстоятельства, мы меняем эти обстоятельства. Человек, осознающий свои глубинные ценности и цели – человек проактивный.

Он использует свое право и возможность свободно выбирать и стремится подчинить свои импульсные реакции жизненным принципам, независимо от довлеющих на него условий и обстоятельств.

Человек, осознанно отказывающийся от своего права выбирать и влиять на обстоятельства, тем самым возлагает ответственность за свою жизнь на обстоятельства, других людей и внешние условия. Такого человека можно назвать реактивным.

Проактивность и реактивность по Стивену Кови

Люди, согласно Стивену Кови – автору бестселлера «Семь навыков высокоэффективных людей», изначально проактивны по своей природе. Обстоятельства диктуют человеку свою волю только тогда, когда он добровольно с этим соглашается. Если реактивный человек бежит от ответственности за результат, перекладывая вину на внешние обстоятельства, проактивный человек готов взять ответственность и найти оптимальный выход из ситуации.

Проактивный человек руководствуется ценностями, а не чувствами и эмоциями. Он ищет и находит возможность проявить инициативу, разобраться в ситуации, пытается предвидеть развитие событий. Реактивный человек перекладывает вину на внешние обстоятельства, проактивный человек готов взять ответственность, понимая, что это единственный способ отыскать лучший выход из ситуации.

Идеальный пример проактивного человека – Махатма Ганди, почитаемый в Индии как святой. Не имея личного кабинета, политического статуса и глобальных рычагов воздействия на международную политику он сумел расширить свой круг влияния среди простого населения, поднять миллионы людей и положить конец колониальным претензиям Британии к Индии.

Всякий раз, когда мы думаем, что проблема где-то вне нас – сама эта мысль уже становится проблемой. Этим мы позволяем внешним вещам брать наше поведение под контроль и считаем что способны изменить ситуацию только тогда, когда этому будут способствовать благоприятные обстоятельства. А их, чаще всего приходится ждать всю жизнь.

Как развить проактивность

Просто ли изменить свою жизненную парадигму на противоположную и развить в себе проактивность? – Конечно нет. Не просто, особенно если вы с пеленок привыкли во всем винить других или ситуацию, бежать от ответственности, если родители, книги, улица и ближайшее окружение своевременно не расставили эти важнейшие приоритеты по ранжиру. Вы уже свыклись с ролью беспомощной и зависимой жертвы, лишенной возможности действовать, влиять на ситуацию и окружающих. Позиция жертвы вам видится проще, безопаснее и комфортнее. Это ваш выбор и ваше решение.

Но если вы решительно настроены сменить парадигму с реактивной на проактивную, взять свою жизнь под контроль и научиться влиять на обстоятельства, придется научиться брать, а не делегировать ответственность, действовать, а не рассуждать, утверждать, а не сомневаться.

Разумеется, существуют вещи, ситуации и явления, находящиеся за пределами нашего круга влияния. Это к примеру, может быть жуткая погода или смена времен года. Но в наших силах, не унывать и сетовать на дождь, а заменить свидание, отмененное из-за непогоды на другие полезные дела, давно ждущие своего разрешения.

У вас проблемы в семье? Сможете ли вы решить их, обвиняя во всех бедах вторую половину, детей или неустроенный быт? Если вы дорожите браком и действительно намерены взять ситуацию под контроль и направить ее в позитивное русло – станьте для своей половинки идеальным партнером по браку, источником поддержки, тепла и любви.

Действуйте, а не рассуждайте.

Мы можем выбирать то, как реагировать на ту или иную ситуацию, но мы не можем предугадать последствий нашей реакции. Если последствия нашей реакции оборачиваются негативным результатом, мы признаем выбранную нами реакцию ошибкой. Увы, мы не можем совершить экскурс в прошлое и отменить уже сделанный выбор. Но мы можем найти способ ставить точку на негативных переживаниях, связанных с прошлыми ошибками. Проактивный подход к ошибке заключается в ее быстром признании, корректировании и обязательном извлечении необходимых выводов. Такой подход позволяет превратить потерю в приобретение, а неудачу – в успех. Ведь «успех – это всего лишь обратная сторона неудачи», любил повторять президент компании IBM Томас Уотсон.

Не бойтесь совершать ошибки, но умейте анализировать их причины и находить способ не повторять их в будущем.

Иногда единственное, что мы можем сделать, чтобы остаться проактивными – это постараться быть счастливыми – искренне улыбаться, стараться замечать и чувствовать настроение окружающих. Ведь счастье, как и несчастье, уверен Стивен Кови, результат проактивного выбора.

Поведением проактивного человека управляют принципы. Если вы человек принципов – живите в гармонии с ними. Это принесет вам позитивные последствия.

Быть человеком – это значит быть осознающим и ответственным.
Человеческая ответственность всегда оказывается ответственностью за реализацию тех или иных ценностей – причем реализацию не только «вечных», непреходящих, но и «ситуативных» ценностей. © Виктор Франкл «Человек в поисках смысла»

Источник

Проактивность в бизнесе

Немедленная реакция на любой поступающий сигнал – это хорошо, но зачастую недостаточно для успешного развития. В бизнесе надо быть не просто активным, а проактивным.

Проактивность – это способность человека принимать на себя ответственность за свои решения, без попыток искать виновных на стороне, активное участие в развитии собственном деле и жизни в целом. Проактивный человек сам определяет реакцию на происходящие события. Одно и то же событие может восприниматься как радостное и как несчастливое одновременно. Проактивный человек анализирует произошедшее со всех сторон и всегда находит позитивные стороны.

Разница проактивности и реактивности

Реактивный руководитель бизнеса сосредотачивается на решении текущих задач, будь то проблемы с субподрядчиками, сотрудниками или клиентами. Он держит руку на пульсе, постоянно занят и кажется, что решает сразу тысячу проблем, но никакого долгосрочного эффекта это не имеет. Каждый его день – это бесконечная череда проблем, на которые он так или иначе реагирует.

Проактивный действует иначе. Он также решает текущие проблемы, но при этом не забывает разбираться в причинах их возникновения, понять, где он допустил ошибку, которая к ним привела. Осознание причин позволяет ему в будущем избегать подобных ситуаций.

Как определить собственную проактивность в работе

Стивен Кови в своей книге предлагал тест, чтобы определить собственную проактивность. Он длинный, для выполнения понадобится 30 дней, но достаточно наглядно показывает текущее состояние сознания. Нужно сделать следующее:

Если движение к цели происходило в рамках внутреннего круга, то вас можно назвать проактивным, если нет, то реактивным. Нужно честно определять то, что относить к внешнему, а что к внутреннему кругу. Если подрядчик постоянно нарушает сроки, не выполняет условия и предоставляет некачественный результат, то проблема скорее не в нем, а в нежелании искать других исполнителей.

Реактивность – это не плохое качество, некоторые задачи такие люди могут решать эффективнее. Если человек проявляет проактивность в бизнесе, это не значит, что он будет следовать тому же паттерну поведения в других вопросах. К примеру, успешный бизнесмен может пассивно ждать изменений в личной жизни. Каждое направление нужно тестировать отдельно, выбрав задачу из соответствующей сферы.

Упражнения для развития проактивности

Для того, чтобы осознанно подходить к решению вопросов в работе, а не воспринимать ее как ряд проблем, которые необходимо постоянно решать, необходима проактивность. Этот навык повлияет не только на деловую сторону жизни, но и поможет во всех остальных направлениях. Он дает способность смотреть на мир под другим углом, оценивать возможности и искать новые пути достижения целей, что необходимо любому бизнесмену.

Развить этот навык возможно. Есть ряд практик и подходов, позволяющих увеличить собственную проактивность.

Все эти упражнения нужно выполнять в течение всего дня, формируя новый тип мышления и реакции. Это не тот случай, когда возможно ограничится часовыми занятиями, развитие навыка проактивности влияет на подход к работе в целом.

Проактивность в команде

С первого взгляда может показаться, что проактивные люди могут мешать друг другу в работе. Но это не так. Каждый член команды должен будет принимать свои решения, но, понимая, что ответственность тоже лежит на нем, он будет оценивать все факторы, а значит и согласует свои действия с коллегами.

Команда, где каждый из членов проактивен, не будет двигаться вслепую вслед за руководителем. Все будут иметь свое мнение, его нужно будет обсуждать и вырабатывать единую стратегию поведения. Это энергозатратно на стадии принятия решений, зато сокращает время исполнения.

Найденный совместно ответ чаще всего больше соответствует реальности, так как во время обсуждения каждый привносит свою экспертизу. Новые идеи могут стать полезными для решений стратегических вопросов бизнеса.

Мотивация такой команды строится не на угрозах, а на желании достичь результата. Это увеличивает общую работоспособность и настроение в коллективе. Инициативность и энтузиазм сотрудников может оказаться важнее, чем финансовые инвестиции в проект.

Построение проактивного коллектива

Изменить человека против его воли невозможно. Привить проактивное мышление сотруднику – это задача, которую невозможно выполнить без его желания. Но можно повлиять на настроение в коллективе и мотивировать к большей самостоятельности и проактивности.

В первую очередь, следует тщательно отбирать сотрудников. Определить, насколько он подходит на этапе собеседования в полной мере невозможно, но инициативность всегда говорит о том, что кандидат подходит больше, чем другие.

Сотрудники должны быть самостоятельными, имеющими право выбирать каким образом решать задачи. Руководитель не должен постоянно контролировать и рассказывать, как делать правильно, а как нет. Это мешает развитию необходимого навыка. Поставить задачу и доверить ее сотруднику полностью – способ воспитания ответственности в нем. Рядовым исполнителям, которым необходимо выполнять рутинные и шаблонные задачи, не нужен навык проактивности.

Важно не забывать хвалить сотрудников за результаты и точно также не снимать с них ответственность в случае ошибок. Каждый должен в полной мере понимать, что он сам кузнец своей судьбы.

Еще одним эффективным методом мотивации сотрудников считается включение их в решение глобальных вопросов. Руководитель должен спрашивать мнения, делиться собственными мыслями и стратегиями, устраивать мозговые штурмы для решения проблем бизнеса. Не надо перекладывать ответственность на работников, но возможность участвовать в развитии общего дела часто благоприятно сказывается на ощущении причастности и ответственности.

Источник

Что кроется за “проактивностью” в ИТ-вакансиях?

В кандидатах на вакансии ИТ-компании часто ищут проактивность. Определения проактивного человека по интернету ходит два. С точки зрения психолога это человек, принявший ответственность за себя и свои решения и не ищущий причин событий в окружающем. Бизнес-консультанты немного его перефразировали в “желание контролировать события своей жизни и влиять на них”. Но что все это значит в конкретных ситуациях?
Разбираем на примере командной разработки в ИТ.

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Статья написана по мотивам внутреннего собрания, где высказалась большая часть коллектива. Кажется, что перечисленные навыки очевидны. Но по словам нашего собственного рекрутинга и партнеров из крупных компаний найти их на рынке не так и легко. Спасибо всем, кто поучаствовал в обсуждении.

Если следовать определению, проактивность — очень широкое понятие. Условно в рамках ИТ-отрасли его можно разложить на несколько составляющих, о которых пойдет речь дальше. С любым из этих качеств можно “перегнуть палку”. Важно помнить об этом и, стремясь к совершенству, не уйти в другую крайность.

Инициативность

Компании, которые хотят развиваться, ожидают от сотрудников мнений о том, что внутри не так, чтобы это исправить. Вы видите какие-то проблемы на проекте и приходите с предложениями, как их можно решить. Не ждете, пока проблему заметит начальство, а действуете на опережение.

Стараясь проявить инициативу, важно помнить, что мы работаем в коллективе. Активность стоит разводить только в рамках своей сферы деятельности. Не нужно в перерывах между сессиями кодинга объяснять уборщице, что она не так моет пол, а директору, что он не так руководит. Есть вопросы, касающиеся непосредственно вашей работы и некоторых смежных областей, там и ищите несовершенство мира. Насколько далеко вы можете отойти от своего профиля в смежные, определяется скорее культурой каждой конкретной команды и компании. А вот лезть совсем не в свое дело стоит, только если вас явно об этом спрашивают.

Отношение к инициативе со стороны сотрудника — это тот момент, который стоит оценивать в обе стороны. Не только рекрутингу проверять в кандидатах, но и самим кандидатам проверять в компаниях, на чьи вакансии они претендуют. Хотите работать у деспотичного директора в жестких рамках, ищите тех, кто не терпит никакой инициативы снизу. И наоборот.

Самостоятельность

Вы самостоятельны, если можете сами провести какое-то исследование, чтобы получить ответ на свой вопрос, найти нужные источники информации, прочитать документацию и разобраться в проблеме.

Есть вопросы, ответы на которые нельзя получить без помощи коллег (например, если они касаются “тайных знаний” о проекте). А еще есть понятие целесообразности. Даже если речь не о конкретном проекте, самостоятельный поиск ответа может занять втрое больше, чем вопрос соседу по столу. И верх мастерства здесь — быстро и адекватно оценивать, как правильно действовать: отвлекать коллегу или искать ответ своими силами. Достичь этого мастерства помогает расширение кругозора на смежные сферы деятельности. Фронтенд должен понимать, как собирается и доставляется релиз, что в общих чертах происходит на бэкенде и т.п. Тогда становится понятно, куда стучаться с очередным вопросом. Да и сформулировать его будет проще (как известно, правильно сформулированный вопрос — это уже половина ответа).
К слову, самостоятельность — это обязательный навык для удаленной работы. Наверное, по итогам многомесячного эксперимента из-за пандемии, это уже все поняли.

Умение видеть чужую позицию и точку зрения

Одно из важнейших качеств — умение признавать, что кроме вашей, есть другие точки зрения. И они могут быть правильными. И другие взгляды на проблему, отличные от вашего, имеют право быть ничуть не хуже.

Если вы разработчик, разговаривая с аналитиком или тестировщиком, нужно помнить, что у них — другие задачи и другой бэкграунд. Вы находитесь глубоко в своей специализации, а они — в своей. Это почти тоже самое, что разговаривать с иностранцем — вам нужно либо изучить его язык (погрузиться в работу коллег и уметь поговорить с ними на их языке), либо доступно объяснить на своем, убедившись, что вас корректно поняли.

В живом разговоре почувствовать, поняли вас или нет, довольно легко. Когда речь доходит до документации, лучше представлять, что читают ее неподготовленные джуны. Чем больше там будет информации, тем проще потом будет понять коллегам. При этом не надо растекаться “мыслью по древу”. Больше информативности!

Отдельный аспект — умение говорить с клиентом, не вызывая у него дискомфорта. Не стоит ждать от бизнеса технически-грамотных разъяснений и подробнейшего технического задания. Бизнес нанимает команду, чтобы не думать об этом. Поэтому нужно понимать желания клиента, высказанные обычным языком, и “переводить” ему с технического, если это требуется для принятия решений. Еще лучше — формировать с клиентом общий контекст, в рамках которого вы понимаете особенности и ограничения задачи, а клиент — чувствует, что вы осознали его проблему и готовы предложить решение.

Кстати, уже упомянутое выше расширение кругозора на смежные области и коммуникациям здорово помогает развить способность вникать в чужие точки зрения.

Гибкость и адаптивность

Умение понять и принять чужую точку зрения приводит нас к еще одному человеческому качеству — способности адаптироваться под ситуацию. Возможно, вы считаете свое решение лучшим. Но если было принято мотивированное решение применять другой архитектурный подход, вам придется к нему адаптироваться.

Гибкость — важное качество в ИТ, где постоянно меняются проекты и задачи. По сути эта бесконечная череда разных задач и дает развитие.

Умение доводить идею до воплощения

Реализуя какую-то фичу, важно уметь не только поставить задачу на кодинг, но и дописать код до конца, а потом не забыть протестировать, поскольку ошибки совершают все. На выходе решение должно точно работать и не требовать, чтобы кто-то отвлекался от своих дел и “подчищал хвосты”.

В идеале, конечно, довести решение до конечного пользователя. Но здесь все зависит от деталей работы конкретной команды. Иногда разработчики имеют доступ в продакшн — и тогда, действительно, свое решение нужно доводить до потребителя, сопровождая на всех этапах. А иногда фича отправляется в отдел тестирования и разработчики ее больше не видят. В этом случае все, что доступно, это “протыкать” готовую опцию уже на продакшене — просто на всякий случай. Да и в целом нужно понимать свою ответственность за эту фичу, помогать, если впоследствии вопросы появляются уже у поддержки.

Умение поддерживать связь

Хотя идеи об обратной связи уже звучали в пунктах выше, важность коммуникаций хочется отметить отдельно.

Вы работаете не один, а в команде, поэтому важно убедиться, что вас понимают правильно коллеги и клиенты.

Надо видеть, как на вас реагирует команда: где ждет инициативы, а где — нет.
Надо стараться писать понятную документацию.

Обратная связь во всех ее формах помогает корректировать направление работы, не уходить далеко в тупик и не забывать о том, что на все задачи есть несколько точек зрения.

Стивен Кови в книге “7 навыков высокоэффективных людей” выделял проактивность, как одну из самых главных характеристик успешных людей. Пожалуй, это определение можно расширить и на ИТ-шников. Хотите развиваться и идти вверх по карьерной лестнице, придется стать проактивным. Выбирайте сами, куда хотите идти по жизни дальше, не плывите по течению, не ищите оправданий и причин в окружающем мире. Делайте чуть больше, чем от вас ждут, предлагайте решения и объясняйте, почему это сработает. Так вы заработаете больше веса в коллективе и у клиентов, а вместе с тем вам откроются новые двери.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *