Что значит привлечь ресурсы

Ресурсы человека – что это, какими бывают

Ресурсы человека – это его потенциал, сила. В психологии к этому относят способности, знания, умения, навыки, убеждения, ценности, состояния, интеллект, позитивное мышление, высокую самооценку, психическое и физическое здоровье и многое другое. В общем, все то, что поддерживает человека изнутри и снаружи, помогает ему жить продуктивно и эффективно. Чем больше у человека этих элементов, тем эффективнее складываются его взаимоотношения с миром и с самим собой. Разберем подробнее, что такое ресурсы человека, и какими они бывают.

Характеристика ресурсов человека

Что значит привлечь ресурсы. Смотреть фото Что значит привлечь ресурсы. Смотреть картинку Что значит привлечь ресурсы. Картинка про Что значит привлечь ресурсы. Фото Что значит привлечь ресурсы

Какие ресурсы есть у человека? Жизненные ресурсы человека бывают внутренними (личными) и внешними. Иногда в психологии их называют способностями (внутренние ресурсы) и возможностями (внешние ресурсы). И те, и другие помогают человеку осуществлять какой-либо вид деятельности: учебу, труд, общение и т.д.

Оба типа тесно связаны между собой. Внешние ресурсы поддерживают внутренние. Но в то же время, чем больше развиты последние, тем выше способность человека восстанавливать первые в случае их утраты. Однако если человек так и не найдет новый внешний источник силы, то внутренние запасы исчерпают себя. Быть сильным автономно можно только ограниченный период времени.

Рассмотрим оба типа подробнее.

Внутренние ресурсы человека

Это все то, что заложено в человеке природой и накопилось за годы жизни. Можно сказать, что это внутренний мир человека.

Вот что относится к внутренним ресурсам:

Внутренние ресурсы человека – это потенциал личности и все ее особенности. Это то, что помогает человеку развиваться, преодолевать трудности, налаживать отношения с окружающими, идти к успеху и счастливой жизни. Если элементов много и они сильно развиты, то человек быстро и легко идет по жизни. Он отличается стойкостью, самообладанием и стрессоустойчивостью. Про таких людей говорят, что у них есть внутренний стержень. Если основ мало, то человек пасует перед трудностями, быстро устает, сдается, отказывается от своих целей и желаний, довольствуется малым.

Обратите внимание! Если у человека нет какого-то ресурса, то не стоит ждать от него соответствующего поведения. Например, если человек не умеет любить (себя, других – не важно), то не нужно ждать от него объятий, поцелуев, комплиментов. Его не научили этому, в него не вложили такой ресурс.

Внешние ресурсы человека

Что значит привлечь ресурсы. Смотреть фото Что значит привлечь ресурсы. Смотреть картинку Что значит привлечь ресурсы. Картинка про Что значит привлечь ресурсы. Фото Что значит привлечь ресурсы

Это все то, что поддерживает нас из внешнего мира. У каждого человека свой набор источников силы. Обычно к ним относятся следующие элементы:

Внешние ресурсы, как и внутренние, есть у каждого человека. Хотя не всегда их наличие и поддержка заметны. Важно концентрировать внимание на том, что есть, а не на том, чего не хватает. Например, некоторые люди из бедных семей переживают, что в их окружении нет влиятельных людей, полезных связей, но при этом они не замечают, что есть тепло и поддержка близких. Не замечают, что среди их родственников есть те, кто верят в них, доброжелательные и отзывчивые люди.

Составляющие личностных ресурсов человека

В психологии нет единой классификации источников силы. Обобщим названные элементы в виде таблицы внутренних и внешних ресурсов человека:

ВнутренниеВнешние
ВремяИнформация
ЗдоровьеСвязи
ИнтеллектДеньги
ЭмоцииВласть

А теперь рассмотрим самые важные личностные (внутренние) ресурсы человека подробнее. От них зависит продвижение по карьерной лестнице, успех в личной жизни и в отношениях с друзьями, характер отношений с социумом, удовлетворенность жизнью.

Здоровье и физическая сила

От физического комфорта зависит комфорт психологический. Сложно думать о чем-то другом, если у вас болит что-то или если вашей жизни что-то угрожает. Кроме этого, сильный иммунитет, крепкое здоровье и физически развитое тело помогают человеку быть активным, мобильным.

Например, все мы знаем, как обычная простуда может выбить из колеи на недели и нарушить все планы. Или такой пример важности здоровья. Водители и другие люди, которым приходится много сидеть, знают, как важно поддерживать здоровье спины. Иначе можно оказаться прикованным к кровати и не способным работать.

Кроме физического здоровья важно еще и психологическое благополучие. Поэтому необходимо высыпаться, правильно питаться, избегать стрессов, своевременно решать возникающие психологические проблемы.

Важно! Физическое здоровье, хорошее самочувствие и крепкое тело – залог всего в нашей жизни.

Интеллект

Интеллект с латинского переводится как «восприятие», «разумение», «понимание», «понятие», «рассудок». Это способность к познанию, осмыслению и решению задач. А также это способность организовать деятельность так, что вся содержащаяся в мозге информация будет применена с максимальной пользой и эффективностью.

Интеллект — более сложная структура, чем обычно представляется людям. Он связан с такими познавательными способностями, как:

Кроме этого, важно знать, что существуют 9 типов интеллекта:

Проблема в том, что многие люди зацикливаются только на одном ресурсе – логико-математическом интеллекте (IQ). И из-за этого они не замечают свой истинный потенциал, не используют и игнорируют свои внутренние силы.

Позитивное мышление

Что значит привлечь ресурсы. Смотреть фото Что значит привлечь ресурсы. Смотреть картинку Что значит привлечь ресурсы. Картинка про Что значит привлечь ресурсы. Фото Что значит привлечь ресурсы

Важно не путать со слепым оптимизмом. При позитивном мышлении человек не убеждает себя, что все хорошо, и не игнорирует трудности. Он видит их и признает, но в то же время он уверен, что справится с любыми неудачами. Он уверен в себе, знает свои сильные и слабые стороны, умеет их грамотно использовать. Такой человек воспринимает трудности как возможности. Позитивное мышление побуждает человека обратить внимание на личные ресурсы, использовать их, пополнять и восполнять.

Самооценка

Только при адекватно высокой самооценке можно добиться успеха в жизни. Заниженная или завышенная самооценка приводит к тому, что человек неадекватно оценивает реальность.

Например, при заниженной самооценке он во всех неудачах винит только себя и уходит в самобичевание. А при завышенной самооценке он переносит ответственность на других людей. В первом случае человек недооценивает свои способности и пасует перед трудностями, даже не пытается заявить о себе, попробовать что-то. Во втором случае человек переоценивает свои способности и возможности — из-за этого нередко тоже оказывается в проигрыше.

Навыки

Что значит привлечь ресурсы. Смотреть фото Что значит привлечь ресурсы. Смотреть картинку Что значит привлечь ресурсы. Картинка про Что значит привлечь ресурсы. Фото Что значит привлечь ресурсы

Навык – это умение, доведенное до автоматизма. В психологии принято выделять четыре типа навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные и навыки поведения. Отдельно стоит упомянуть о профессиональных навыках, они базируются на главных четырех видах. При помощи всех этих навыков человек становится полезным обществу, входит в него, налаживает связи и занимает свое место в какой-либо системе отношений, будь то трудовая сфера или личные отношения.

Самообладание

Самообладание – это способность сохранять спокойствие и трезвый ум, принимать взвешенные решения в сложных жизненных ситуациях. Без самообладания невозможно выстроить гармоничные отношения с окружающими, построить карьеру, обучиться чему-то и двигаться по жизни. Потеря самообладания чревата конфликтами, необдуманными поступками с плачевыми последствиями. Человек с неразвитым самообладанием может причинить вред себе и другим.

Заключение

Теперь вы знаете все о внутренних и внешних ресурсах человека. Однако недостаточно просто разбираться в этом. Необходимо учиться грамотно использовать все свои ресурсы и регулярно восполнять потраченную энергию. Только так можно избежать истощения и выгорания, добиться успеха в жизни и удержать его.

Что важнее в жизни человека: внутренние или внешние ресурсы? Сложно сказать, но, пожалуй, внутренние. Все во внешнем мире меняется, и только вы сами с собой проживаете каждую минуту. Вы можете сменить место жительства, окружение, работу и прочее, но в любое «новое» вы возьмете себя «старого».

Внутренние ресурсы – самое ценное, что есть у человека. Поэтому крайне важно любить и принимать себя, заботиться о себе. Но при этом важно помнить, что внешние силы помогают поддерживать внутренние. Любовь к миру и открытость обществу – единственный путь к пополнению и восполнению как внутренних, так и внешних ресурсов человека.

Источник

Что такое фандрайзинг: основы привлечения ресурсов для проекта

Сегодня я расскажу о том, что представляет собой фандрайзинг, на каких принципах он основан и для каких целей может использоваться.

Определение фандрайзинга

Фандрайзинг – это поиск спонсоров, инвесторов и прочих лиц для финансирования мероприятия, проекта, идеи или организации. И этот процесс подразумевает не разовые сборы, а поиск систематических источников ресурсов. Причем такой сбор может проводиться как для коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Фандрайзинг используется для реализации следующих задач:

Способы привлечения средств в фандрайзинге

Привлечь ресурсы в фандрайзинге можно с помощью разных методов. Есть бюджетные и более затратные варианты, но при больших вложениях вероятность привлечения внимания инвесторов в разы возрастает.

Кто может финансировать фандрайзинговую кампанию

Что значит привлечь ресурсы. Смотреть фото Что значит привлечь ресурсы. Смотреть картинку Что значит привлечь ресурсы. Картинка про Что значит привлечь ресурсы. Фото Что значит привлечь ресурсы

Выделять средства на финансирование могут и физические, и юридические лица: коммерческие предприятия, государственные фонды и учреждения, порой даже некоммерческие благотворительные организации.

Есть другое разделение источников финансирования, основанное на возмездности. Например, инвесторы – частные лица или организации, инвестирующие деньги или ресурсы для получения прибыли (дивидентов) в будущем. Или спонсоры – те же компании или физлица, которые осуществляют финансирование на определенных условиях. Обычно под этим подразумевают продвижение компании, поддержку ее деятельности, также упоминание бренда в соцсетях.

Другие источники финансирования – меценаты, доноры и грантодатели. Первый и второй оказывают безвозмездную поддержку. Но главное их отличие – донором является юридическое лицо, к примеру фонд, корпорация или банк, а меценатом является физическое лицо, состоятельный человек, жертвующий деньги на развитие социально значимых идей. Грантодатели производят целевое финансирование на развитие научных, культурных, технологических проектов.

Принципы фандрайзинга

Чтобы привлечь партнеров или доноров для финансового или ресурсного обеспечения, сначала надо выстроить базовые принципы сотрудничества. У разных компаний они могут отличаться в зависимости от сферы деятельности и желаемых целей. Но есть в фандрайзинге несколько основных принципов, которым рекомендуется следовать всегда:

Формулировка идеи в фандрайзинге проходит через несколько стандартных этапов. Сперва идет выявление проблемы и ее анализ, затем формируется основная идея. Дальше надо описать целевую аудиторию, сформулировать цели и задачи программы. Уж затем проводится поиск методов и технологий, с помощью которых проект будет продвигаться. Затем требуется составить смету, провести анализ ресурсов, найти потенциальных инвесторов и отметить потенциальных. И только потом можно приступать к реализации мероприятия. В финале следует провести анализ полученных результатов, составить выводы и выразить благодарность всем инвесторам.

Чтобы все работало правильно, данный цикл должен проводиться непрерывно, то бишь результаты первого проекта должны плавно перейти в процесс разработки нового.

Сферы применения

Чаще мы сталкиваемся с фандрайзингом в некоммерческих сферах, например в политических и социальных программах (пожертвования, благотворительность). Однако и коммерция использует этот способ привлечения ресурсов. Вот несколько ярких примеров:

Виды фандрайзинга

Есть два больших подвида фандрайзинга – внешний и внутренний. В первом случае привлечением инвестиций занимаются сторонние независимые организации, профессиональные консультанты или специализированные компании. Второй вид подразумевает поиск источников финансирования сотрудниками организации, без привлечения лиц со стороны.

Другая классификация – проектный и оперативный фандрайзинг. Для проектного подразумевается привлечение средств на постоянной основе для конкретной инициативы. А вот в оперативном виде сборы проводят только на текущие расходы, и это куда менее эффективно в сравнении с первым видом.

Отличия от краудфандинга

В некоторых аспектах фандрайзинг и краудфандинг похожи, особенно когда речь заходит о добровольных пожертвованиях. Но все же эти стратегии отличаются, и я покажу это в таблице ниже.

Фандрайзинг

Краудфандинг

Систематическое привлечение средств (обычно)

Разовое обращение за финансовой помощью

Ресурсы привлекаются разными способами – от копилки до перечислений

Сбор средств осуществляется на специальных краудфандинговых платформах

Поиском средств занимается фандрайзинговый отдел или сторонняя компания

Поиск финансирования проводит руководитель проекта или приближенное к нему ответственное лицо

Подходит крупным раскрученным организациям с собственным сайтом

Подходит тем, у кого небольшой охват аудитории и нет возможности ведения своего сайта

Продвижение некоммерческиех организаций и инициатив, социально значимых или благотворительных программ

Запуск своего стартапа, создание бесплатного ПО, новейшие частные разработки, поддержка политической кампании и так далее

Финансирующее лицо взамен может получить благодарность, упоминание, рекламу, порой бывают безвозмездные вложения

За инвестирование обязательно предусматривается вознаграждение – упоминания, ранний доступ или экземпляр разработки, также бонусные условия

Требуется детальная проработка плана и стратегии, значительные вложения в рекламу, продвижение и маркетинг

Необходимо грамотно представить проект – подробно описать цели и задачи, создать эмоциональное обращение. А продвижение проводится непосредственно на краудфандинговой платформе

Кто такой фандрайзер и что он делает

Фандрайзер – это человек, занимающийся поиском ресурсов и привлечением потенциальных благотворителей, доноров и спонсоров. Причем он ищет не только финансовую, но и информационную поддержку. Такой человек должен обладать навыками общения, уметь поддерживать коммуникацию, писать тексты, рассказывать истории, а еще быть креативным и иметь богатую фантазию, чтобы успешно реализовывать фандрайзинговую стратегию.

Хотя фандрайзер и должен понимать бизнес-процессы, все же его работа не похожа на продажу. Он не продает ничего материального, а преподносит ценности своей организации, причем они должны коррелировать с ценностями компании-инвестора.

Как стать фандрайзером

Чтобы стать фандрайзером, нужно иметь знания и опыт в маркетинге, рекламе и PR, психологии, а также копирайтинге. В российских ВУЗах пока отдельно не обучают искусству привлечения инвесторов, однако можно получить образование по смежным направлениям. Дополнительно можно обучиться на специальных курсах, тренингах и вебинарах, читать книги и статьи по теме. Ну и, конечно же, постоянно практиковаться.

Опыт работы чаще всего имеет значение – это может быть волонтерство в некоммерческой организации, помощь в социально-значимых проектах и благотворительных фондах. Можно и не иметь опыта вовсе, но главное – иметь желание развиваться в этой сфере.

Известные фандрайзинговые проекты

Есть пара примеров успешных фандрайзинговых кампаний, и я уверена, о какой-то из них вы точно слышали.

Что почитать на тему фандрайзинга

Чтобы получше ознакомиться со сферой фандрайзинга, нужно постоянно пополнять свой багаж знаний. Есть огромное количество специализированных статей в интернете, но следует обратить внимание и на книги. Для лучшего освоения этого направления рекомендуется следующая литература:

Заключение

Фандрайзинг очень полезен для некоммерческих организаций. Но и коммерческие компании также могут успешно использовать этот способ при недостатке финансов на продвижение проекта или идеи. Главное – иметь богатую фантазию, постоянно учиться и использовать разные инструменты.

Источник

Как привлечь инвестиции в бизнес

И не потратить на это годы жизни

Многие предприниматели встают перед выбором: развивать бизнес за счет личных ресурсов или привлечь сторонний капитал — чтобы быстрее масштабироваться.

Зачастую инвестиции необходимы на начальных этапах развития проекта — когда они направляются на разработку прототипа или запуск первых продаж. Из-за повышенной неопределенности и рисков банки отказываются кредитовать подобные стартапы либо делают это под залог личного имущества. Тогда перед бизнесменом встает вопрос о привлечении капитала от частных инвесторов и инвестиционных фондов.

Мой опыт в сфере корпоративных финансов — более 15 лет. Я помогаю стартапам и растущему бизнесу привлечь инвестиции, а также навести порядок в финансах.

В этой статье я расскажу, где искать инвесторов и как не прогадать с условиями финансирования.

Что вы узнаете

Что такое инвестиции и для чего они нужны

Инвестиции — это внешнее финансирование, которое поддерживает бизнес, пока тот не встанет на ноги и не начнет приносить устойчивую прибыль. Или пока у инвестора не закончится терпение — ведь многие проекты так и не реализуют свой потенциал.

Особенно это актуально, когда речь заходит об инновационных стартапах. По статистике, 75% таких проектов не выживает, а в 30—40% случаев инвестор полностью теряет вложенные средства. Это один из самых рисковых видов вложений — его еще называют венчурным.

Внешнее финансирование зачастую необходимо для развития бизнеса. Согласно опросам, 49% начинающих предпринимателей считают инвестиции ключевым ресурсом для развития компании.

Наиболее важные для развития бизнеса ресурсы, по мнению предпринимателей

Инвестиции49%
Нужные связи и знакомства (networking)23%
Партнерство13%
Сотрудники10%
Дополнительные знания (тренинги, эксперты, менторы)2%
Другое3%

Источник: Startup Barometer 2020PDF, 1,1 МБ

Как победить выгорание

Стадии развития проекта

Любая компания на начальном этапе жизни проходит следующие стадии.

Доклад ЦБ РФ «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг», август 2020PDF, 1,1 МБ

Посевная и стадия стартапа — когда продукт только разрабатывается и выводится на рынок. Этот период называют еще долиной смерти, ведь по статистике здесь терпят неудачу 8—9 проектов из 10. Они так и не доходят до точки безубыточности, а инвесторы частично или полностью теряют вложенное.

Cтадия расширения наступает, когда компания нащупывает успешную бизнес-модель и эффективную стратегию продвижения, продажи растут, а денежный поток становится положительным.

Рост и зрелый рост — когда компания стабильно укрепляет свои позиции на рынке и становится устойчиво прибыльной.

Каждая стадия подразумевает разный уровень риска: чем моложе проект, тем выше неопределенность и шанс провала. Соответственно, размер привлекаемого капитала и цели его привлечения также различаются. Это показано в таблице ниже.

Если на ранних стадиях главная задача — вывести продукт на рынок, чтобы проверить спрос, то на поздних — наращивать долю рынка и увеличивать прибыль.

Цели привлечения финансирования на разных стадиях развития бизнеса

ЭтапЦели стадииОсновные признакистадииЦели привлечения финансирования
Посевная (seed stage)Ранняя стадияРазработка и тестирование идеиПродукта нет, денежный поток отсутствует или отрицательныйСоздание прототипа, научные разработки, тестирование бизнес-модели, команда
Стартап (startup stage)Ранняя стадияВыпуск продукта на рынокТест продукта, первые продажи, денежный поток отрицательныйСоздание коммерческого продукта, выпуск пробной партии, поиск клиентов
Расширение (expansion stage)Ранняя стадияФормирование и укрепление позиции на рынкеДоля продукта на рынке начинает расти, денежный поток может стать положительнымЗапуск производства, маркетинг и продвижение, расширение команды
Рост (growth stage)Стадия ростаАктивный рост доли на рынкеВыручка от продаж растет высокими темпами, денежный поток положительныйМаркетинг, выход на зарубежные рынки, модификация продукта
Зрелый рост (mature growth stage)Зрелая стадияУдержание доли на рынкеВыручка от продаж стабильна, рост незначителен, денежный поток стабиленСлияния и поглощения, поиск новых точек роста

Типичные ошибки начинающих предпринимателей

Предприниматели должны помнить, что вложение средств для любого инвестора — это размещение свободного капитала, чтобы извлечь прибыль.

В своей практике примерно в половине случаев я сталкиваюсь с несерьезным подходом стартапов к денежному вопросу: зачастую они относятся к потенциальному инвестору как к банкомату, из которого можно взять деньги под обещание туманных перспектив. То есть предприниматель не имеет четкой бизнес-модели, а рассчитывает, что привлеченные инвестиции как-нибудь запустят продажи.

Или другой вариант: инвестиции ищет владелец умирающей компании. Чаще всего речь идет о небольшом предприятии, которое какое-то время кормило владельца, но потом что-то пошло не так — изменился рынок или ушел ключевой заказчик.

Часто дело осложняется крупным долгом перед банками и поставщиками. Поддерживать здесь обычно уже нечего: оборудование устаревшее, клиентская база маленькая, на складе неликвидный товар. У владельца даже нет продуманного антикризисного плана, но при этом он рассчитывает, что деньги инвестора помогут спасти ситуацию.

Всем предпринимателям я рекомендую поставить себя на место инвестора и мыслить как он. Профессиональным инвесторам интересны прежде всего:

В других случаях я обычно советую искать инвестора в своем ближайшем окружении — среди друзей, знакомых или родственников.

Виды инвестирования

Итак, вы предприниматель и планируете привлечение инвестиций. Чтобы поиск финансирования был эффективным, важно помнить, что каждый инвестор, как правило, специализируется на отдельных отраслях и стадиях развития компании. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на тех инвесторах, в чью сферу интереса попадает ваш проект.

Кроме того, следует определиться, какой тип финансирования вам подходит:

Плюс долгового финансирования в том, что не нужно делиться прибылью и контролем над компанией. Однако если бизнес только-только запускается, начинающий предприниматель вряд ли получит кредит от банка или частного инвестора — разве что под залог дорогостоящего имущества, машины или квартиры. Поэтому поделиться с инвестором долей в бизнесе — неплохой вариант. Идеально, если, помимо денег, инвестор принесет в проект также свои опыт и связи.

Венчурным инвесторам долевое финансирование также выгодно: в случае успеха они смогут заработать сверхприбыль, которая может измеряться тысячами процентов от вложенных средств.

Существуют и гибридные формы финансирования, такие как конвертируемый заем. Он дает право кредитору по прошествии какого-то срока или при наступлении определенных событий получить заранее оговоренную долю в компании. Такая форма инвестиций распространена в Кремниевой долине, а в России пока только начинает приживаться.

Способы поиска инвесторов

Набор доступных источников финансирования зависит от стадии развития стартапа и его финансового состояния. Чем компания старше, крупнее по объему продаж и прибыли, тем больше вариантов ей доступно, а стоимость привлечения капитала будет ниже.

И наоборот — чем моложе компания, тем выше риски: инвесторы захотят получить более высокую доходность.

Особенности финансирования компаний на разных стадиях развития

Доступность финансированияПотребность во внешнем финансированииИсточники финансированияРиск потери капитала
ПосевнаяНизкаяВысокаяСобственные средства, родственники, друзья, бизнес-ангелы, краудфандинг, гранты, акселераторыВысокий
СтартапНизкаяВысокаяВенчурные фонды, родственники, друзья, стратегические инвесторы, бизнес-ангелы, краудфандинг, гранты, акселераторыВысокий
РасширениеСредняяВысокаяВенчурные фонды, стратегические инвесторы, фонды прямых инвестицийСредний
РостСредняяСредняяСтратегические инвесторы, фонды прямых инвестиций, банкиСредний
Зрелый ростВысокаяНизкаяФонды прямых инвестиций, банки, фондовый рынокНизкий

Доклад ЦБ РФ «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг», август 2020PDF, 1,1 МБ

Что нужно для привлечения инвестора. Вот краткий чек-лист готовности стартапа к привлечению инвестиций:

Варианты поиска для стартапов

Рассмотрим самые популярные источники финансирования для бизнеса на ранних стадиях — посевной, стадии стартапа и расширения.

Друзья и знакомые. Такой способ привлечения инвестиций шутливо называют 3F — family, friends, fools, что переводится как «семья, друзья, дураки». Действительно, близкий круг знакомых — первые люди, к которым можно обратиться, чтобы занять денег. Но важно понимать риск испортить с ними отношения в случае, если проект провалится, а вернуть долги быстро не получится.

Бизнес-ангелы. Бизнес-ангел — это частный инвестор, который финансирует проекты на ранней стадии. В обмен он получает долю в компании.

Как правило, его цель — заработать на перепродаже этой доли, когда компания вырастет. Например, он может продать свой пакет акций инвестфонду или стратегическому инвестору на более поздних стадиях развития компании.

Встречается и дивидендная модель заработка, когда инвестор рассчитывает не на рост цены своей доли, а на часть будущей прибыли компании. Тогда он будет получать свою выгоду в виде дивидендов.

Идеальный для стартапа вариант — когда удается привлечь так называемые smart money, то есть умные деньги. Это инвестиции от бизнес-ангела с опытом и связями в той же отрасли, в которой развивается проект. Тогда шансы на успех проекта существенно возрастают.

Информацию о свежих сделках, а также рейтинги венчурных инвесторов публикуют специализированные агентства и СМИ, такие как IncRussia, Firrma, Rusbase и другие. Один из самых известных рейтингов активности бизнес-ангелов ежегодно публикует «Российская венчурная компания».

Лучше всего обращаться к тем инвесторам, в чей круг интересов попадает ваш стартап, — понять это можно по их последним сделкам. После того как составите шорт-лист подходящих инвесторов, связаться с ними можно через персональные сайты и соцсети. Идеально, если есть общие знакомые, которые смогут вас представить и порекомендовать.

Бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубаторы еще называют акселераторами. Они предлагают программы экспресс-обучения для начинающих проектов. В рамках обучения эксперты помогают стартаперам изучить рынок, отточить концепцию продукта, бизнес-модель и даже найти первых клиентов.

Это также возможность обзавестись полезными связями среди инвесторов. Многие акселераторы после завершения программы проводят для своих проектов демодни, на которые приглашают потенциальных инвесторов — бизнес-ангелов и инвестфонды.

Вот примеры стартап-акселераторов:

Чтобы стать частью программы акселератора, необходимо подать заявку на его сайте и пройти собеседование. Обычно акселераторы проводят один-два набора в год, поэтому регулярно отслеживайте новости на сайтах и в соцсетях, чтобы не пропустить набор участников.

Корпоративные акселераторы. Отличаются тем, что ищут интересные продукты и сервисы для внедрения в рамках конкретной компании, как правило очень крупной.

Итог такой программы — запуск пилотного продукта. От его успешности будет зависеть дальнейшая судьба вашего проекта. Как минимум сотрудничество с крупной компанией станет яркой строчкой в вашем портфолио. А может, корпорация выкупит проект или предложит перейти под свое крыло.

Примеры корпоративных акселераторов:

Набор в корпоративные акселераторы стандартный: нужно подать заявку на сайте, пройти предварительное интервью с аналитиком, а затем очный отбор.

Гранты и конкурсы. Грант — это безвозмездное финансирование, которое стартап может получить от государственных или коммерческих фондов, таких как Фонд содействия инновациям или «Сколково». Чтобы получить грант, проект должен соответствовать требованиям фонда и пройти конкурс.

После выдачи гранта фонд будет отслеживать использование денег по назначению — стартап должен регулярно отчитываться о своих тратах. Грант можно потратить только на заранее согласованные и строго определенные расходы: аренду и ремонт помещения, закупку оборудования и материалов и т. п.

Как получить: подготовить пакет документов и подать заявку на конкурс. Перечень документов у каждого фонда свой, но точно придется представить бизнес-план и учредительные документы своей компании.

Клубы инвесторов. Клуб инвесторов — это сообщество частных инвесторов или бизнес-ангелов. Организаторы таких клубов ищут интересные стартапы и представляют их сообществу на тематических встречах.

Инвестиции от клуба — это, как правило, синдицированные сделки, то есть совместное финансирование сразу несколькими соинвесторами.

Примеры клубов инвесторов:

Как попасть: отправить заявку на сайте клуба или написать основателям через соцсети.

Краудфандинговые площадки. Краудфандинг, дословно «финансирование толпой», — это способ привлечения денег в проект от множества частных лиц через онлайн-площадки.

Примеры таких площадок:

Ни о какой покупке доли в компании здесь речи не идет, как и о крупных суммах. Зачастую краудфандинг — это лишь способ проверить свою идею на жизнеспособность на этапе запуска проекта. Если продукт ориентирован на рядовых потребителей, а его концепция нравится пользователям площадки — они голосуют рублем.

Венчурные фонды. Венчурный фонд — это компания, профессионально управляющая деньгами пула инвесторов. Такие фонды, как правило, ориентируются на международный рынок и вкладывают в стартапы с многократным потенциалом роста.

Если бизнес-ангелы финансируют проект на ранних стадиях его развития, то фонды обычно подключаются на более поздних этапах — когда компании требуется большой объем средств для увеличения присутствия на рынке.

Цель венчурных фондов: совершить через несколько лет успешный «выход», то есть перепродать с выгодой свою долю другому фонду, корпорации или на первичном размещении на бирже — IPO.

Как правило, фонды специализируются на определенных отраслях и географических рынках, поэтому эффективнее всего будет общаться именно с теми фондами, в чей фокус интересов попадает ваш проект.

Чтобы привлечь деньги венчурного фонда, нужно отправить презентацию проекта и сопроводительное письмо по контакту, указанному на сайте фонда. Другой вариант — найти управляющего или аналитика фонда в социальных сетях и написать ему напрямую. Скорее всего, это сработает эффективнее, но только в том случае, если ваше сообщение будет четким, кратким и максимально информативным.

Рейтинг 104 активных венчурных фондов России можно посмотреть здесь.

Пятерка лидеров среди венчурных фондов РФ

УчастникСделки, шт.Объем, млн долларовЧек, млн долларовВыходы, шт.Объем фонда, млн долларов
ФРИИ451,30,2212120
AltaIR Seed Fund3815,00,404100
Day One Ventures277,00,30120
Starta Ventures264,00,15370
Runa Capital: I & II & III2033,91,704420

Привлечение инвестиций на поздних стадиях

Мы рассмотрели самые популярные варианты привлечения инвестиций для стартапов на стадии тестирования прототипа и запуска продаж. Теперь перейдем к вариантам для более зрелых проектов — на стадиях масштабирования и роста, когда спрос на продукт подтвержден, база пользователей велика и выручка стабильно увеличивается.

Инвестиционные фонды / фонды прямых инвестиций. Фонды прямых инвестиций, в отличие от венчурных, инвестируют в более зрелые проекты. Зарабатывает фонд на продаже своей доли по более высокой оценке стратегическому инвестору или во время IPO — размещения акций компании на бирже.

До продажи эти фонды стараются встроить компанию в экосистему остальных своих вложений, чтобы получить синергетический эффект.

Стратегические инвесторы. Стратегический инвестор — это крупная корпорация, которая приобретает компанию, чтобы получить синергетический эффект. Примеры стратегического инвестора — Сбербанк, который в последние пару лет покупал Okko, DocDoc, «Ситимобил», Rabota.ru и другие активы. Или «Яндекс», купивший «КиноПоиск», «Едадил» и Auto.ru.

Чаще всего стратегический инвестор сам находит интересные ему компании и выходит на основателей с предложением о переговорах. Для этого нужно быть на слуху — регулярно публиковаться в СМИ, посещать отраслевые мероприятия и расширять свою сеть контактов. Можно обратиться за помощью к инвестиционным консультантам, которые знакомы с людьми, отвечающими за слияния и поглощения в крупных компаниях.

Если в стартапе уже «сидит» инвестфонд, он будет заинтересован в сделке со стратегическим инвестором, ведь это позволит ему зафиксировать прибыль по инвестиции. Поэтому он сам инициирует переговоры, когда придет время.

Банки. Банковское финансирование — это деньги в долг под конкретные проценты и с заранее определенным графиком погашения. В отличие от инвесторов, банки гораздо более консервативны и соглашаются финансировать только проекты, в платежеспособности которых они уверены. Именно поэтому банки зачастую отказываются кредитовать стартапы на ранних стадиях.

Стандартные требования любого банка: «возраст» компании минимум 6 месяцев, безубыточность, стабильный денежный поток, наличие имущества. Кроме этого, банки почти всегда просят владельцев лично поручиться по кредиту их компании, а отказ воспринимают как неуверенность в будущем своего бизнеса.

Развивайте отношения с банком постепенно, начинайте с более простых продуктов — расчетного счета, выплаты зарплат сотрудникам на счета этого банка (так называемый зарплатный проект) и так далее. У вас будет гораздо больше шансов, что банк одобрит кредит, если у вас уже имеется успешный опыт совместной работы.

Способы поиска инвесторов в интернете

Помимо прямых обращений за финансированием в инвестфонды, банки и клубы инвесторов, полезно быть «на виду» у потенциальных инвесторов с помощью различных пиар-активностей. Публичность повышает шансы быть замеченными, причем не только инвесторами, но и возможными клиентами.

Какие инструменты могут быть полезны:

Разработка условий для инвесторов

Выбор варианта — заем или доля. Стратегически долевое финансирование обходится дороже долгового. Ведь кредит или заем вы берете на время и под фиксированный процент, а в случае с продажей доли прибылью компании придется всегда делиться.

Принимая решение о привлечении инвестора в долю, старайтесь искать не просто деньги, но также экспертный взгляд, управленческие навыки и связи. Опытный инвестор поможет наладить бизнес-процессы.

В случае если вы решили привлечь заемный капитал, условия обычно определяет кредитор. Дальше предприниматель принимает решение, соглашаться на предложенные условия или нет. При этом он должен понимать запас прочности бизнеса — иначе, взяв слишком дорогой кредит, можно загнать проект в долговую яму.

Определение приемлемой процентной ставки для займа. Для этого используется показатель ROA, который показывает рентабельность активов бизнеса. Другими словами, этот показатель служит мерой эффективности компании и показывает, сколько прибыли получает бизнес с каждого рубля, потраченного на формирование его активов.

Чтобы посчитать ROA, мы берем среднее значение баланса компании за год: сумма стоимости активов на начало и на конец года, деленная на 2. Затем делим годовую прибыль предприятия на получившееся число.

Рентабельность активов (ROA) = Прибыль за год / ((Активы на нач. года + Активы на конец года) / 2) × 100%

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *