Что значит принципы внешней политики

Внешняя политика

Вне́шняя поли́тика (внешние сношения государства) — общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.

Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства.

Главное внешнеполитическое ведомство государства — внутригосударственный орган внешних сношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, — во многих странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел.

В США это ведомство именуется государственным департаментом и возглавляется государственным секретарём США; во Франции — министерством внешних сношений, в Швейцарии — политическим департаментом, в Аргентине — министерством внешних сношений и культа, в Ливии — Народным бюро по внешним связям, и т. д.

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Внешняя политика» в других словарях:

Внешняя политика — политика, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретную практическую реализацию соответствующим (внешнеполитическим) ведомством основных… … Политология. Словарь.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — есть имитация войны другими средствами. Жан Франсуа Ревель Главный принцип моей внешней политики хорошее правление внутри страны. Уильям Гладстон Мы не должны отдавать панамцам Панамский канал. В конце концов, мы украли его честно и справедливо.… … Сводная энциклопедия афоризмов

внешняя политика — ▲ политика ↑ в отношении, иностранный, государство внешняя политика. внешнеполитический (# курс). геополитика. нейтрализм. изоляционизм. экспансионизм. экспансионист. империализм стремление государства к расширению границ. континентализм.… … Идеографический словарь русского языка

внешняя политика — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN foreign policy The diplomatic policy of a nation in its interactions with other nations. (Source: WEBSTE) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики… … Справочник технического переводчика

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях. Термин внешняя политика используется как в конституциях государств, так и в иных… … Энциклопедический словарь конституционного права

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — Политика, регулирующая отношения с другими государствами и народами на международной арене. В. п. неразрывно связана с внутренней политикой и отражает характер внутригосударственных отношений … Словарь политических терминов

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — – продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с др. государствами с помощью различных средств и методов; искусство ведения международных дел. Как и внутренняя политика, В. п. тесно связана с экономикой, общественным и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Внешняя политика России — Политика Портал:Политика Россия … Википедия

Внешняя политика Белоруссии — Внешняя политика Республики Беларусь совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член … Википедия

Внешняя политика Болгарии — Политика Портал:Политика Болгария Эта статья часть серии: Политическая система Бо … Википедия

Источник

Внешняя политика: понятие, функции, цели

Общий курс, регулирующий отношения одного государства с другими, называется международной (внешней) политикой. Способы и методы, реализующиеся в международных делах, соответствуют принципам и целям, которые это государство преследует. Внешняя политика тесно связана с внутренней и отражает характер общественного и государственного строя. В ней сочетаются национальные ценности и интересы с общечеловеческими, решаются вопросы сотрудничества, безопасности, укрепления мира, разбираются международные проблемы, иначе невозможен социальный прогресс.

Что значит принципы внешней политики. Смотреть фото Что значит принципы внешней политики. Смотреть картинку Что значит принципы внешней политики. Картинка про Что значит принципы внешней политики. Фото Что значит принципы внешней политикиПонятие

Общий курс внешней политики никак не может быть выработан без становления политики внутренней, до созревания потребностей общества. Когда объективные потребности сложатся и будут ясно определены цели, сформируется внешняя политика как необходимость вступить во взаимоотношения с остальным миром, другими обществами, народами, государствами. Здесь важен обыкновенный человеческий интерес: что есть у соседей такого, чего нет у нас?

По мере осознания он превращается в стратегию, то есть в конкретные действия по реализации интереса. Теорий внешняя политика имеет множество, все они по-разному трактуют её задачи и цели, функции и сущность. Однако общая теория составляет базу для самых эффективных методов и средств достижения политических целей, с её помощью планируются и координируются различные внешнеполитические акции и мероприятия.

Международная политика

Большую роль играет план разработки на перспективу всех конкретных действий, которые будут предприняты на международной арене. Внешняя политика государства должна быть продуманной до мелочей, потому планирование включает в себя несколько стадий. Сначала составляются прогнозы вероятного развития международных отношений данной страны с другими государствами и отдельными регионами. Это один из самых сложных видов политического прогнозирования, где непременно анализируются все тенденции возможных изменений элементов всей системы отношений между странами.

Планируемые внешнеполитические действия получают достаточно точную оценку своих последствий. Затем нужно определить размеры средств и ресурсов, которых данные задачи внешней политики потребуют для полного решения. И напоследок необходимо установить главные цели экономических и политических интересов государства по всем направлениям. После прохождения этих этапов можно разрабатывать комплексную программу внешнеполитических мероприятий, которые и имеют название международная политика. Все мероприятия должны быть утверждены правительством данной страны.

Что значит принципы внешней политики. Смотреть фото Что значит принципы внешней политики. Смотреть картинку Что значит принципы внешней политики. Картинка про Что значит принципы внешней политики. Фото Что значит принципы внешней политики

Теория Моргенау

Приоритеты

Задачами национальных интересов обозначены следующие:

Значит, национальный интерес определяет всё: и долговременную стратегию, и направления внешней политики на тактические краткосрочные цели. Оправданием использования силы служит термин известный со времён Возрождения как баланс сил.

Что значит принципы внешней политики. Смотреть фото Что значит принципы внешней политики. Смотреть картинку Что значит принципы внешней политики. Картинка про Что значит принципы внешней политики. Фото Что значит принципы внешней политики

Война как средство

В современном мире война никак не должна была быть главным инструментом внешней политики, но, к сожалению, пока она таким средством достижения целей является. Именно поэтому ни одна страна не может гарантировать равенство государств, недопустимость захвата чужих территорий, самоопределение народов относительно выбора пути развития, установление взаимовыгодных и справедливых хозяйственных и экономических связей. Направления внешней политики, проявляющиеся сейчас в мировых международных отношениях, не могут гарантировать безоблачность завтрашнего дня ни в одной стране мира.

Международная безопасность может быть обеспечена только тремя известными мировой практике способами:

Цели и функции

Основными целями внешняя политика называет как минимум три:

Реализовать цели внешней политики можно, развивая международные отношения с учётом конкретной ситуации в мире. Деятельность государства не может не учитывать деятельность, интересы и цели других государств, поскольку тогда внешняя политика не станет эффективной, напротив, затормозит социальный прогресс.

Внешняя политика должна быть действенной. Функции её включают в себя следующие:

Что значит принципы внешней политики. Смотреть фото Что значит принципы внешней политики. Смотреть картинку Что значит принципы внешней политики. Картинка про Что значит принципы внешней политики. Фото Что значит принципы внешней политики

Дипломатия как средство

Этот внешнеполитический термин пришёл к нам из античности. Сдвоенные дощечки с письменами древние греки выдавали посланцам вместо современных верительных грамот, подтверждающий полномочия. Они назывались дипломами.

Дипломатия является одним из главнейших средств внешнеполитических отношений. Она представляет собой совокупность практических мероприятий невоенного плана, приёмы и методы, которые применяются, согласно поставленным задачам, и учитывают конкретные условия. Дипломатическую службу несут специалисты, обучавшиеся в специальных вузах. Внешняя политика России, например, устанавливается выпускниками Дипломатической академии и МГИМО.

Что значит принципы внешней политики. Смотреть фото Что значит принципы внешней политики. Смотреть картинку Что значит принципы внешней политики. Картинка про Что значит принципы внешней политики. Фото Что значит принципы внешней политики

Деятельность, которую проводил Народный комиссариат иностранных дел, а позже министерство (то есть внешняя политика СССР), основывалась на красивую идею мировой революции, затем просто мирное сосуществование. Государство сразу поставило себе множество задач:

Эти договорённости стали прорывом из дипломатически изолированного пространства, к тому же завершили войну с уже независимыми соседями на западе: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, сохранился только спор с Румынией из-за Бессарабии.

Далее дипломатические отношения были восстановлены с Великобританией в 1924 году, а в 1923-м создана концессия с Главным концессионным комитетом. Последовал ряд договоров, в том числе Пекинский и Берлинский, создан Коминтерн, в 1932-м пакты о ненападении с Польшей и Францией, в 1933-м созданы дипломатические отношения с Соединёнными Штатами Америки. В 1934-м внешняя политика СССР была направлена на вступление в Лигу Наций. В 1940 состоялась советско-финская война, и с Лигой Наций пришлось проститься. История внешней политики СССР богата материалами и чрезвычайно интересна.

Что значит принципы внешней политики. Смотреть фото Что значит принципы внешней политики. Смотреть картинку Что значит принципы внешней политики. Картинка про Что значит принципы внешней политики. Фото Что значит принципы внешней политики

Перестройка

С её началом во внешней и внутренней политике СССР начали происходить огромные и зачастую необратимые изменения. В основу внешней политики легла концепция философско-политическая, крайне выгодная странам Западной Европы и США. Новое политическое мышление отказывалось от классовой и идеологической конфронтации в построении многообразного, но взаимозависимого и целостного мира. Из Восточной Европы советские войска были выведены. Видимо, для того, чтобы там сразу же были обустроены американские базы. То же самое произошло и с Афганистаном. Война прекращена, войска покинули территорию страны и собственные базы. Немедленно в тех же местах появились американские.

Современность

Роль России в международном политическом процессе при формировании новой государственности получилась, естественно, проблемной, если учесть взаимозависимость основных субъектов политического процесса, которым удалось расчленить сильнейшую страну и сразу же её разорить, разрушив все производственные наработки. Мировой исторический процесс значительнейшим образом ускорился в связи с распадом СССР и началом формирования СНГ на бывших его территориях. Сменились цели внешней политики, изменились приоритеты и ориентиры. Россия стала вести себя во внешней политике и в мировом сообществе совершенно иначе.

Приоритетными стали и заняли центральное место отношения вовсе не с США и Японией, Англией и Францией, а с Германией. Непримиримые противники Второй мировой войны, которая принесла огромное количество горя и разрушений обеим сторонам, вдруг установили взаимовыгодные связи в научно-технической, экономической и, как это ни странно, в военной сферах. Угроза развязывания войны против России и теперь не потеряла актуальности. Это обусловило определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов безопасности РФ.

Что значит принципы внешней политики. Смотреть фото Что значит принципы внешней политики. Смотреть картинку Что значит принципы внешней политики. Картинка про Что значит принципы внешней политики. Фото Что значит принципы внешней политики

Безопасность

Долгосрочные интересы безопасности:

Среднесрочные интересы безопасности предполагают нормализацию и стабилизацию обстановки Ближнего зарубежья. Единое экономическое пространство требует пересмотра вопросов о границах и между странами СНГ, и по периметру бывшего СССР. Иначе страны будут захлёстывать экономические диверсии, вырастет преступность, коррупция и так далее.

Источник

Б. Принципы внешней политики государства.

Внешняя политика базируется на определенных принципах, представляющих собой ее исходные начала, руководящие основополагающие идеи, правила которыми руководствуются субъекты внешней политики при ее планировании и организации. Эти принципы носят глобальный, международный характер. Они должны соблюдаться всеми государствами независимо от их политического строя и уровня экономического развития. В наше время они должны быть положены в основу всей мировой политики.

Только при соблюдении этого принци­па каждая отдельная страна может рассчитывать на индивидуальную безопасность, суверенитете мировом сообществе.

Следующий принцип внешней политики госу­дарств в современную эпоху — принцип мирного со­существования всех народов Земли, обеспечение их сотрудничества, добрососедства на взаимовыгодной основе.

Принцип мирного сосуществования — категория конкретно-историческая. Это значит, что он имел раз­личное содержание и назначение в разные периоды истории и для разных стран. Так, для нашей страны, с октября 1917 года и до второй мировой войны вопрос о мирном сосуществовании ограничивался взаимоот­ношением СССР с государствами капиталистического мира. Целью политики мирного сосуществования было отсрочить на возможно длительный период надвигав­шуюся военную катастрофу, особенно после прихода к власти Гитлера в Германии (1933г.).

Мирное сосуществование предполагает:

1.Отказ от войны как средства решения спорных
межгосударственных вопросов, разрешение их
путем переговоров.

2.Равноправие, взаимопонимание и доверие между
государствами, учет ими интересов Друг друга.

3.Невмешательство во внутренние дела, признание
за каждым народом права самостоятельно решать
все вопросы своей страны.

4.Строгое уважение суверенитета и территориаль­ной целостности всех стран.

5.Развитие экономического и культурного сотрудни­чества на основе полного равенства и взаимной выгоды.

6.Добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм меж­дународного права, из заключенных международных договоров.

Перечисленные положения (требования) принци­па мирного сосуществования сохраняют свою общече­ловеческую значимость и в современных условиях. Основанная на этом принципе внешняя политика го­сударств будет способствовать утверждению в между­народных отношениях политической стабильности, предсказуемости в «поведении» каждого государства, развитию доверия между народами. Только при этом условии человечество сегодня может выжить в бук­вальном смысле слова.

Рассмотренные выше оба принципа внешней по­литики государств отражают современное состояние мирового сообщества, где все страны и народы тесно взаимосвязаны друг с другом; мировые проблемы мо­гут решаться только их совместными усилиями.

Вместе с тем современный мир разделен на мно­жество государств, и каждое из них имеет собствен­ные интересы, которые оно стремится реализовать, в том числе средствами своей внешней политики.

Отсюда одним из основополагающих принципов внешней политики каждого государства является за­щита своих национально-государственных интересов, суверенитета как самостоятельного субъекта меж­дународного права.

Этот принцип весьма по-разному понимали в про­шлом и понимают сегодня правящие круги и лидеры отдельных государств. В не столь давние времена не­которые крупные державы, опираясь на свою мощь, прежде всего военную силу, стремились «доказать», что их интересы находятся в самых различных регио­нах мира и, что они силой будут реализовывать эти ин­тересы, не считаясь с интересами других народов. Это означало не что иное, как стремление к мировому гос­подству.

Известно, что идея мирового господства имела место в правительственных кругах Англии в XIX веке, когда она обладала действительно мощным военно-морским флотом и захватывала с его помощью одну колонию за другой в разных частях света. На памяти живущего ныне старшего поколения людей бредовая идея Гитлера и его сподвижников о возможности дос­тижения мирового господства Германией.

В послевоенные десятилетия идея преобладания в мире легла в основу внешней политики США. Чтобы обеспечить «американское руководство миром», Соеди­ненные Штаты объявляют зоной своих «жизненных интересов» самые различные регионы планеты, отсто­ящие географически от США порой на многие тысячи километров. Все это выходит далеко за рамки обычно­го внешнеполитического принципа государства — за­щиты своих национально-государственных интере­сов — и выступает уже как принцип обеспечения мирового господства за счет ущемления интересов других народов.

Таковы общие принципы внешней политики госу­дарств в современных условиях. Их соблюдение всеми странами мира должно носить императивный харак­тер. Только при этом условии могут быть обеспечены мир и стабильность на Земле.

Важное место в успешном проведении внешней политики любым государством занимает выработка ее общей концепции, а также планирование процесса всей внешнеполитической деятельности страны. Это планирование, как отмечается в некоторых изданиях политологической литературы, может состоять из не­скольких стадий. Во-первых, разрабатывается прогноз предполагаемого развития международной обстанов­ки в мире в целом, в отдельных регионах, где имеют место национальные интересы государства, а также отношений данной страны с некоторыми другими дер­жавами, с которыми она непосредственно граничит или связана традиционными отношениями, имеющи­ми исторический характер. Спрогнозировать внешнеполитическую ситуацию даже на ближайшую, и тем более отдаленную перспективу — дело чрезвычайно сложное. Оно может быть выполнено только хорошо подготовленными специалистами в этой области, име­ющими практический опыт внешнеполитической дея­тельности. Без всесторонне проработанного, глубоко продуманного прогноза внешняя политика государ­ства будет «блуждать в потемках», проводиться мето­дом «проб и ошибок», что обречет ее на неминуемый провал.

Во-вторых, оцениваются возможности своей стра­ны, ее материальные, культурные, демографические, морально-политические ресурсы, которые могут обес­печить результативное осуществление внешнеполити­ческого курса государства в существующих междуна­родных условиях. Не в последнюю очередь имеет зна­чение военная мощь государства, которая будет стоять за спиной дипломатии и потенциально влиять на ее успех.

В-третьих, определяются конкретные цели внеш­ней политики, ее приоритеты, перспективные на­правления по реализации национальных интересов страны. Важно, чтобы эти цели были реальными, вы­полнимыми при любых поворотах международной обстановки.

В-четвертых, разрабатывается комплексная про­грамма, система мер по реализации поставленных внешнеполитических целей. В этой программе сво­дятся воедино все мероприятия, как государственных органов, так и общественно-политических организа­ций, занимающихся внешнеполитической деятельно­стью. Программа рассчитывается или на определен­ный срок или для достижения каких-то конкретных целей[3].

Таким образом, внешняя политика государства во все времена представляла собой широкое поле деятель­ности его органов, специально создаваемых для ее проведения. Средствами внешней политики народы решали задачи по защите своих национальных инте­ресов, а некоторые государства и их лидеры этими средствами готовили агрессивные войны, захват чужих богатств и территорий. В современных условиях вне­шняя политика большинства государств мира направ­лена (должна быть направлена) на решение глобаль­ных проблем, недопущение вооруженных конфликтов, защиту интересов всего человеческого сообщества.

Источник

Внешняя политика РФ и основные принципы международного права

Что значит принципы внешней политики. Смотреть фото Что значит принципы внешней политики. Смотреть картинку Что значит принципы внешней политики. Картинка про Что значит принципы внешней политики. Фото Что значит принципы внешней политики Что значит принципы внешней политики. Смотреть фото Что значит принципы внешней политики. Смотреть картинку Что значит принципы внешней политики. Картинка про Что значит принципы внешней политики. Фото Что значит принципы внешней политики Что значит принципы внешней политики. Смотреть фото Что значит принципы внешней политики. Смотреть картинку Что значит принципы внешней политики. Картинка про Что значит принципы внешней политики. Фото Что значит принципы внешней политики Что значит принципы внешней политики. Смотреть фото Что значит принципы внешней политики. Смотреть картинку Что значит принципы внешней политики. Картинка про Что значит принципы внешней политики. Фото Что значит принципы внешней политики

Что значит принципы внешней политики. Смотреть фото Что значит принципы внешней политики. Смотреть картинку Что значит принципы внешней политики. Картинка про Что значит принципы внешней политики. Фото Что значит принципы внешней политики

Что значит принципы внешней политики. Смотреть фото Что значит принципы внешней политики. Смотреть картинку Что значит принципы внешней политики. Картинка про Что значит принципы внешней политики. Фото Что значит принципы внешней политики

Ч.3 ст.80 Конституции: Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Концепция внешней политики РФ (12 июля 2008 года)- система взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России. Дополняет Концепцию 2000 года. Признает неуклонное соблюдение целей и принципов, зафиксированных в Уставе ООН.

Цели внешней политики (не все):

· обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира и необходимых для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

· создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;

· всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

· поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства.

1. Принцип неприменения силы. Устав ООН установил цель: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооружен­ные силы применяются не иначе как в общих интересах.

2. Принцип мирного разрешения споров. Каждое госу­дарство разрешает свои межд. споры с другими государ­ствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе межд. мир, безопасность и спра­ведливость.

4. Принцип суверенного равенства. Государства обя­заны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету. Все государства облада­ют равными основными правами и обязанностями.

5. Принцип невмешательства. В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутрен­нюю компетенцию любого государства». Указанное за­прещение распространяется на действия любых других участников межд. общения.

6. Принцип территориальной целостности. Террито­рия служит материальной основой государства, являет­ся необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенно­сти государств.

7. Принцип нерушимости границ. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее приме­нения с целью нарушения существующих межд. границ другого государства или в качестве средства разреше­ния межд. споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

8. Принцип равноправия и самоопределения наро­дов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осу­ществлять свое экономическое, социальное и культур­ное развитие, и каждое государство обязано уважать это право.

Что значит принципы внешней политики. Смотреть фото Что значит принципы внешней политики. Смотреть картинку Что значит принципы внешней политики. Картинка про Что значит принципы внешней политики. Фото Что значит принципы внешней политики

9. Принцип сотрудничества. Принцип обязывает госу­дарства сотрудничать друг с другом независимо от раз­личий их систем. Основные направления сотрудничест­ва: поддержание мира и безопасности; всеобщее уваже­ние прав человека; осуществление межд. отношений в различных областях.

10. Принцип добросовестного выполнения обяза­тельств по межд. праву закрепил соглашение госу­дарств о признании юридической силы за нормами МП.

Источник

Конституционные и международные принципы внешней политики Российской Федерации

Остапенко О.Ю., старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Российской правовой академии Министерства юстиции РФ (Калужский филиал), аспирантка кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы.

Анализ положений Конституции РФ позволяет выявить исходные нормативно-руководящие начала, определяющие общую направленность правового регулирования внешней политики российского государства, представляющие собой конституционные принципы осуществления внешней политики государства. Внешняя политика российского государства осуществляется на основе принципов конституционной и международно-правовой законности (ст. 15 Конституции РФ).

См.: Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года // Международная жизнь. 1970. N 12.

См.: Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999. С. 86. В отечественной юридической науке вопросы территориальной целостности российского государства неоднократно являлись предметом рассмотрения в работах ученых. См.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 48; Авакьян С.А. Государственная целостность // Конституционное право. Энциклопедический словарь // Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001. С. 143; Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000; Барциц И.Н., Левакин И.В. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // Журнал российского права, 2002. N 10.

См.: Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января 2000 года N 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 170.

См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 года N 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 30.11.1994 N 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики», Указа Президента РФ от 09.12.1994 N 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства РФ от 09.12.1994 N 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента РФ от 02.11.1993 N 1833 «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3424.

Содержание данного принципа раскрывается в ч. 2 ст. 1 Устава Организации Объединенных Наций и Статуте Международного суда: Офиц. изд. / ООН. Нью-Йорк, 1982; в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года // Международная жизнь. 1970. N 12.
См.: Там же.
См.: Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 318.

Российская Федерация в полной мере выполняет взятые на себя международные обязательства в области защиты прав человека и гражданина. Глава II Конституции России «Права и свободы человека и гражданина» в значительной степени представляет собой имплементацию международно-правовых норм в российское конституционное законодательство. Так, статья 19 Конституции Российской Федерации о равенстве перед законом и судом содержит дословные положения, закрепленные в статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах ; статья 23 Конституции России текстуально соответствует статье 17 того же Пакта о правах человека; статья 32 Конституции России содержит положения статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах и так далее, то есть вся вторая глава Конституции России сформулирована на основе положений международных пактов о правах человека.

См.: Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

Анализ статей главы II Конституции Российской Федерации, их содержание и взаимодействие с нормами международного права позволяет сделать вывод, что принцип уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека, гражданина является конституционным принципом как внутренней, так и внешней политики российского государства.

Положения ч. 1, 2 статьи 8, статьи 34 Конституции РФ свидетельствуют о заинтересованности российского государства во внешнеэкономическом и иных видах сотрудничества с другими государствами, свидетельствуют, что данное направление деятельности во внешней политике государства носит прогрессивный, поступательный характер. Следовательно, принцип сотрудничества с другими государствами также является одним из конституционных принципов внешней политики российского государства.

Признание Российской Федерацией принципа добросовестного исполнения международных обязательств на конституционном уровне имеет большое значение для интеграции России в международное сообщество, способствует формированию институтов правового государства и гражданского общества, значительно расширяет возможности защиты прав и свобод человека и гражданина в стране. В Конституции РФ данный принцип закреплен в форме признания международных договоров Российской Федерации составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15); в связи с признанием и гарантированием прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 17); с предоставлением политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 1 ст. 63); с гарантированием прав коренных народов (ст. 69). Следовательно, добросовестное исполнение международных обязательств Российской Федерацией также следует рассматривать как конституционный принцип внешней политики российского государства.

Внешняя политика российского государства неразрывно связана с целями и задачами внутренней политики и направлена на защиту и сохранение демократических основ конституционного строя Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, единство внутренней и внешней политики есть конституционный принцип осуществления внешнеполитической деятельности российского государства.

См.: Лукашук И.И. Конституции государств и международное право. М., 1998. С. 66.
См.: Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. 11.07.2000. N 133.
См.: Конституционно-правовой механизм внешней политики: Учебное пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений; РОСПЭН, 2004. С. 8.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *