Что значит принести в подоле
Что значит принести в подоле
/иллюстрация: Иван Пелевин. Первенец
Культура.РФ рассказывает, что такое «бабкина каша», как можно было «застричь язык» ребенку и кому дарить подарок на первый зубик.
Выражение «принести в подоле», что означает «родить внебрачного ребенка», имело 100 лет назад другое значение. Ведь тогда в подолах нередко приносили младенцев замужние крестьянки, так как работали до самых родов, и начаться они могли где угодно, даже в поле. Тогда мать заворачивала ребенка в платок или просто несла домой в подоле платья.
Ещё одна традиция — дарить ложку на первый зуб.
Первоначально «на зубок» по русскому обычаю одаривали мать. «Положить роженице на зубок, позолотить, посеребрить зубок, дарить роженицу», — пишет в своем словаре Владимир Даль. А в Толковом словаре 1935–1940 годов под редакцией Дмитрия Ушакова выражение трактуется уже как подарок ребенку: «На зубок подарить (разг. устар.) — сделать какой-нибудь подарок новорожденному».
Обеспеченные люди старались дарить серебряную вещь, отсюда выражение «посеребрить зубок». А так как ложка на Руси была предметом индивидуального пользования, как сегодня зубная щетка, то и дарили чаще всего её.
Волосы раньше стригли не потому, что пора, а по определенным поводам. Например, вплоть до XX века обычай «обрезания косы» был принят на свадьбах: невесту постригали или расчесывали ей волосы. До наших дней дошли и отзвуки детских обрядов, отмечавших разные стадии взросления. Первый раз ребенка полагалось стричь в год. Считалось, что, если постричь ребенка до года, можно «укротить ум» или «застричь язык» — помешать развитию речи. После года детей стригли каждый Чистый четверг, сажая на шубу — это олицетворяло будущее богатство.
Ещё больше интересных традиций русского детства – на Культура.РФ
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Приложения
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Что значит выражение «в подоле принесла»
Что значит выражение «в подоле принесла»,
или как на Руси детей носили?
Помните известную фразу «в подоле принесла»?
Почему именно «в подоле»?
А если не в подоле, то как по-другому?
С рождением ребенка для каждой женщины начинается совершенно другая жизнь: рядом появляется человечек, для которого она – весь мир.
Представьте себе, малыш только что потерял уютное местечко в мамином животике, где было так тепло и комфортно, где он не знал ни боли, ни чувства голода, где мама постоянно была рядом.
Причем потерял не просто так, а пройдя сложный и болезненный процесс родов, пережив то, что в психологии называется родовым стрессом.
На руках или просто рядышком с мамочкой малыш чувствует себя хорошо и спокойно, сладко засыпает или просто притихает, чувствуя мамин запах, мамино сердцебиение, дыхание – все то, к чему он так привык за долгих 9 месяцев своего внутриутробного существования.
Взаимоотношения в паре Мать-Дитя, которые сложились за время беременности, не могут прерваться или резко измениться за одно мгновение после родов.
И ведь тысячи лет назад наши пра-пра-праматери знали об этом.
Но как и в чем им было носить ребенка, ведь колясок, в которых мы сейчас катаем своих детей, не было?
А дел у предков было ничуть не меньше наших: и жилище обустроить, и добычу приготовить, и за другими детьми присмотреть.
Когда-то очень давно наши пра-пра-праматери начали использовать перевязь, в которой носили своих малышей.
Сначала их делали из шкур убитых зверей, а затем из ткани.
Удобно, не правда ли, – и малыш всегда на глазах, и руки свободны, чтобы делами домашними заниматься, и пойти можно куда угодно, даже в лес за грибами.
Одно из самых древних изображений лоскутной перевязи для ношения детей относится к первому тысячелетию до нашей эры.
Прототипы подобных перевязей и одежды можно найти в культуре практически всех народов.
На Руси детей нередко носили в подоле, платках, таких же перевязях или даже плетеных коробах.
Так вот, что касается фразы «принести в подоле», – в некоторых регионах подолом называли не только низ платья или юбки, но и особый вид передника, широкий и длинный, который надевался поверх юбки.
В нем носили детей, обвязывая концы передника вокруг шеи.
Ношение ребенка в подоле было обычным делом, дети с самых первых дней жизни большую часть времени проводили у мамы на руках, и при этом женщина выполняла свою обычную работу.
Отсюда и пошло выражение «принесла в подоле».
«ПодолОм (ударение на последний слог) называли длинный передник, а так же любую юбку.
И, соответственно, получалось «носить в подолЕ» было весьма естественным делом».
Иногда грудных детей завязывали в полотенце, когда куда-то далеко приходилось идти, а ранее прабабушки носили детей также в фартуках – наверное, это тоже было что-то наподобие подола.
Но почему выражение «в подоле принесла» означает «родила вне брака»?
Ведь в подоле детей носило большинство женщин?
Есть очень интересная версия.
На Руси в родах женщины всегда присутствовал муж, отец ребенка.
Он или помогал в родах, или терпеливо ждал появления дитятки.
Именно муж сразу после родов брал свою кровиночку на руки от повитухи, при этом первая вещь, с которой соприкасалась кожа ребенка, была папина рубаха.
На Руси любого только что рожденного малыша заворачивали в ношенную отцовскую рубаху или сорочку – на счастье.
А если ребенок родился «вне брака», откуда взяться папиной рубахе?
Естественно, ее заменяло что-то мамино, вероятно, мамин подол.
Вот и получается, что ребенка, который рождался без отца, в дом, к семье из помещения, где были роды, приносили в подоле, а не в папиной рубахе.
Так, по-видимому, закрепилось выражение «в подоле принесла» и дошло до наших дней.
Именно благодаря этому мы можем сейчас представить, как на Руси носили детей.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Помощь новичкам
—Видео
—Приложения
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Откуда пошло выражение «Принести в подоле?»
В некоторых регионах подолом называли не только низ платья или юбки, но и особый вид передника, широкий и длинный, который надевался поверх юбки.
В нем носили детей, обвязывая концы передника вокруг шеи. Ношение ребенка в подоле было обычным делом, дети с самых первых дней жизни большую часть времени проводили у мамы на руках, и при этом женщина выполняла свою обычную работу.
Но почему выражение «в подоле принесла» означает «родила вне брака»? Ведь в подоле детей носило большинство женщин?
Есть очень интересная версия. На Руси в родах женщины всегда присутствовал муж, отец ребенка.
Он или помогал в родах, или терпеливо ждал появления дитятки.
Именно муж сразу после родов брал свою кровиночку на руки от повитухи.
При этом первая вещь, с которой соприкасалась кожа ребенка, была папина рубаха.
На Руси любого только что рожденного малыша заворачивали в ношенную отцовскую рубаху или сорочку – на счастье.
А если ребенок родился «вне брака», откуда взяться папиной рубахе?
Естественно, ее заменяло что-то мамино. Вероятно, мамин подол.
Вот и получается, что ребенка, который рождался без отца, в дом, к семье из помещения, где были роды, приносили в подоле, а не в папиной рубахе. Так и закрепилось выражение «в подоле принесла» и дошло до наших дней.
Что значит выражение «в подоле принесла», или Как на Руси детей носили?
Помните известную фразу «в подоле принесла»? Что она означает, знаете? Почему именно «в подоле»? А если не в подоле, то как по-другому? Именно об этом и пойдет речь.
С рождением ребенка для каждой женщины начинается совершенно другая жизнь: рядом появляется человечек, для которого она — весь мир. Представьте себе, малыш только что потерял уютное местечко в мамином животике, где было так тепло и комфортно, где он не знал ни боли, ни чувства голода, где мама постоянно была рядом. Причем потерял не просто так, а пройдя сложный и болезненный процесс родов, пережив то, что в психологии называется родовым стрессом.
На руках или просто рядышком с мамочкой малыш чувствует себя хорошо и спокойно, сладко засыпает или просто притихает, чувствуя мамин запах, мамино сердцебиение, дыхание — все то, к чему он так привык за долгих девять месяцев своего внутриутробного существования.
Взаимоотношения в паре Мать-Дитя, которые сложились за время беременности, не могут прерваться или резко измениться за одно мгновение после родов.
И ведь тысячи лет назад наши пра-пра-праматери знали об этом.
Но как и в чем им было носить ребенка, ведь колясок, в которых мы сейчас катаем своих детей, не было? А дел у предков было ничуть не меньше наших: и жилище обустроить, и добычу приготовить, и за другими детьми присмотреть.
Когда-то очень давно наши пра-пра-праматери начали использовать перевязь, в которой носили своих малышей. Сначала их делали из шкур убитых зверей, а затем из ткани. Удобно, не правда ли, — и малыш всегда на глазах, и руки свободны, чтобы делами домашними заниматься, и пойти можно куда угодно, даже в лес за грибами…
Одно из самых древних изображений лоскутной перевязи для ношения детей относится к первому тысячелетию до нашей эры. Прототипы подобных перевязей и одежды можно найти в культуре практически всех народов. На Руси детей нередко носили в подоле, платках, таких же перевязях или даже плетеных коробах.
Так вот, что касается фразы «принести в подоле», — в некоторых регионах подолом называли не только низ платья или юбки, но и особый вид передника, широкий и длинный, который надевался поверх юбки. В нем носили детей, обвязывая концы передника вокруг шеи.
Ношение ребенка в подоле было обычным делом, дети с самых первых дней жизни большую часть времени проводили у мамы на руках, и при этом женщина выполняла свою обычную работу. Отсюда и пошло выражение «принесла в подоле».
В Интернете можно найти рассказ и фотографии Екатерины Полянской о том, как детей носили на Руси. Её прабабушка Васса из Смоленской области родом рассказывала, что «подолОм (ударение на последний слог) называли длинный передник, а так же любую юбку. И, соответственно, получалось „носить в подолЕ“. В их области ношение в подолЕ было весьма естественным делом».
А мне моя бабушка родом из Нижегородской области рассказывала, что у них в деревне грудных детей завязывали в полотенце, когда куда-то далеко приходилось идти, а ранее прабабушки носили детей также в фартуках — наверное, это тоже было что-то наподобие подола.
Но почему выражение «в подоле принесла» означает «родила вне брака»? Ведь в подоле детей носило большинство женщин? Есть очень интересная версия.
На Руси в родах женщины всегда присутствовал муж, отец ребенка. Он или помогал в родах, или терпеливо ждал появления дитятки. Именно муж сразу после родов брал свою кровиночку на руки от повитухи. При этом первая вещь, с которой соприкасалась кожа ребенка, была папина рубаха. На Руси любого только что рожденного малыша заворачивали в ношенную отцовскую рубаху или сорочку — на счастье.
А если ребенок родился «вне брака», откуда взяться папиной рубахе? Естественно, ее заменяло что-то мамино. Вероятно, мамин подол. Вот и получается, что ребенка, который рождался без отца, в дом, к семье из помещения, где были роды, приносили в подоле, а не в папиной рубахе.
Так, по-видимому, закрепилось выражение «в подоле принесла» и дошло до наших дней. Именно благодаря этому мы можем сейчас представить, как на Руси носили детей.
Что значит выражение «в подоле принесла»
Помните известную фразу «в подоле принесла»? Что она означает, знаете? Почему именно «в подоле»? А если не в подоле, то как по-другому? Именно об этом и пойдет речь.
С рождением ребенка для каждой женщины начинается совершенно другая жизнь: рядом появляется человечек, для которого она – весь мир. Представьте себе, малыш только что потерял уютное местечко в мамином животике, где было так тепло и комфортно, где он не знал ни боли, ни чувства голода, где мама постоянно была рядом. Причем потерял не просто так, а пройдя сложный и болезненный процесс родов, пережив то, что в психологии называется родовым стрессом.
На руках или просто рядышком с мамочкой малыш чувствует себя хорошо и спокойно, сладко засыпает или просто притихает, чувствуя мамин запах, мамино сердцебиение, дыхание – все то, к чему он так привык за долгих девять месяцев своего внутриутробного существования.
Взаимоотношения в паре Мать-Дитя, которые сложились за время беременности, не могут прерваться или резко измениться за одно мгновение после родов.
И ведь тысячи лет назад наши пра-пра-праматери знали об этом.
Но как и в чем им было носить ребенка, ведь колясок, в которых мы сейчас катаем своих детей, не было? А дел у предков было ничуть не меньше наших: и жилище обустроить, и добычу приготовить, и за другими детьми присмотреть.
Когда-то очень давно наши пра-пра-праматери начали использовать перевязь, в которой носили своих малышей. Сначала их делали из шкур убитых зверей, а затем из ткани. Удобно, не правда ли, – и малыш всегда на глазах, и руки свободны, чтобы делами домашними заниматься, и пойти можно куда угодно, даже в лес за грибами.
Одно из самых древних изображений лоскутной перевязи для ношения детей относится к первому тысячелетию до нашей эры. Прототипы подобных перевязей и одежды можно найти в культуре практически всех народов. На Руси детей нередко носили в подоле, платках, таких же перевязях или даже плетеных коробах.
Так вот, что касается фразы «принести в подоле», – в некоторых регионах подолом называли не только низ платья или юбки, но и особый вид передника, широкий и длинный, который надевался поверх юбки. В нем носили детей, обвязывая концы передника вокруг шеи.
Ношение ребенка в подоле было обычным делом, дети с самых первых дней жизни большую часть времени проводили у мамы на руках, и при этом женщина выполняла свою обычную работу. Отсюда и пошло выражение «принесла в подоле».
В Интернете можно найти рассказ и фотографии Екатерины Полянской о том, как детей носили на Руси. Её прабабушка Васса из Смоленской области родом рассказывала, что «подолОм (ударение на последний слог) называли длинный передник, а так же любую юбку. И, соответственно, получалось «носить в подолЕ». В их области ношение в подолЕ было весьма естественным делом».
А мне моя бабушка родом из Нижегородской области рассказывала, что у них в деревне грудных детей завязывали в полотенце, когда куда-то далеко приходилось идти, а ранее прабабушки носили детей также в фартуках – наверное, это тоже было что-то наподобие подола.
Вот вам и слинг!
Но почему выражение «в подоле принесла» означает «родила вне брака»? Ведь в подоле детей носило большинство женщин? Есть очень интересная версия.
На Руси в родах женщины всегда присутствовал муж, отец ребенка. Он или помогал в родах, или терпеливо ждал появления дитятки. Именно муж сразу после родов брал свою кровиночку на руки от повитухи. При этом первая вещь, с которой соприкасалась кожа ребенка, была папина рубаха. На Руси любого только что рожденного малыша заворачивали в ношенную отцовскую рубаху или сорочку – на счастье.
А если ребенок родился «вне брака», откуда взяться папиной рубахе? Естественно, ее заменяло что-то мамино. Вероятно, мамин подол. Вот и получается, что ребенка, который рождался без отца, в дом, к семье из помещения, где были роды, приносили в подоле, а не в папиной рубахе.
Так, по-видимому, закрепилось выражение «в подоле принесла» и дошло до наших дней. Именно благодаря этому мы можем сейчас представить, как на Руси носили детей.