Что значит предметные умения

Виды Универсальных учебных действий

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Практическое задание 3

1.Предметные умения это умственные или физические действия, которые должны

освоить учащиеся приизучении определенных предметов. В школьных программах приводится перечень необходимых умений, которыми должны овладеть учащиеся .

Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Виды универсальных учебных действий.

· Познавательные универсальные действия.

Личностные : развитие мотивов учения, становление Я-концепции и самооценки, становление гражданской идентичности, соблюдение норм морали, соотнесение поступков с этическими принципами, нравственные аспекта поведения, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тому, кто в ней нуждается;. Ориентация на здоровый образ жизни…

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:

знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения).

Регулятивные : связано с формированием произвольности поведения. Произвольность связана с умением управлять своей деятельностью, Произвольность – умение строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполненных действий, используя соответствующие средства.

Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.

Оценка осознание уровня и качества усвоения.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия:

— действия постановки и решения проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

— Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

— Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

— Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

— Преобразование модели с целью выявления общих законов.

Логические универсальные действия:

— Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия;

— Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

— Подведение под понятие, выведение следствий;

— Установление причинно-следственных связей;

— Построение логической цепи рассуждений;

— Выдвижение гипотез и их обоснование

3. Примеры заданий, которые формируют регулятивные УУД

На доске написаны заглавные буквы: К Р В Ф Д А

— Что вы можете сказать об этих буквах?

Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке.

(Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)

— Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось?

(Дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске, рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя.

Подчеркни буквы мягких согласных звуков. Проверь свою работу.

случай, отец, сыночек, жизнь

(Умение контролировать результат работы с эталоном на доске)

Выпишите слова, в которых все согласные твердые.

Проверь свою работу.

Парк, машина, орех, астра, лыжи, стул.

Спиши предложения, исправляя ошибки.

Во дворе растут кусты маленькая птичка села на ветку рыжий кот крадется к ней сережа прогнал кота.

(Умение контролировать и корректировать запись)

Раздели слова на слоги.

Сова, урок, книга, ежи, ёлка.

Из данных слогов составьте слова

Ша ба ры ка мыш ран

Познавательные универсальные действия

Прочитай транскрипции. Запиши слова буквами.

( Знаково-символические, умение находить различия в произношении и написании)

Раздели текст на предложения.

Стоит жара Глеб и Олег бегут на пляж на волнах плывет белый парус морская вода моет берег

(Умение находить части в целом )

Раздели текст на предложения.

Стоит жара Глеб и Олег бегут на пляж на волнах плывет белый парус морская вода моет берег

(Умение находить части в целом

Примеры заданий, которые формируют коммуникативные УУД

Один ученик пишет слова с твердой согласной, второй — с мягкой согласной и потом проверяют работу друг друга.

Мыл-мял, нос-нёс, ложка-лиса, коса- киска

( Таким образом, каждый повторяет твердость и мягкость согласных звуков, оказывают взаимопомощь.)

Построение плана работы учащимися нацелено на формирование у них коммуникативных учебных действий.

-Рассмотрите рисунки (схемы, условные обозначения) на этих страницах.

-Как думаете, что будем делать?

(Составляем совместно с детьми план действий на уроке)

-Ребята, как жужжит жук? [ж-ж-ж] Наберите воздух и покажите, как жужжит жук.

(Владение определёнными вербальными и не вербальными средствами общения)

Чувство необходимости учения

Мы умные, мы дружные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

-Успеха и удачи вам!

3. УМК « Школа России» учебник В.П.Канакина « Русский язык» 1 класс

Прочитай. Назови сказку. Спиши первые два предложения. Разыграйте сценку с друзьями. Покажите с помощью жестов, как дед тянет репку, сопровождайте действия словами из предложений, как вы будете проговаривать слова.

Упр.5. Прочитай. Посчитайся с товарищем по парте, проверь друг друга, произноси слова считалки по слогам.

Источник

Что значит предметные и надпредметные умения?

Надпредметные умения – умения писать сочинения, или умения писать диктант, или умения составлять некий конспект. Надпредметные умения – это коммуникативные навыки, умение общаться с людьми, умение вычленять главное. Целые институты по данному поводу работали. Например, задача, как некая метапредметность, была разработана институтом Громыко; целые учебники выпущены, как можно решать задачи и почему задачи – это не математика, не физика и не биология, а всё вместе.

Насколько психологическая наука интегрирована в педагогику? Насколько педагоги в России дружат с психологией?

Когда я был директором школы, педагоги с психологами устраивали баталии у меня в кабинете. Я по этому поводу очень веселился и всегда говорил: коллеги у вас абсолютно разные задачи. У психолога задача дать ребенку. читать далее

Каким вы видите индивидуальный подход к обучающемуся, к ученику? Насколько он актуален?

По поводу индивидуального подхода, здесь все понятно, к сожалению, подтвердит любой педагог. Здоровых детей, просто соматически здоровых детей стало гораздо меньше. Детей психологически здоровых приходит в. читать далее

Кто такой тьютор в школе? Какие у него функции?

Тьютор – не только укоренившееся понятие. Это уже профессия, которую дают на выпуске из педагогических вузов. Формально, это классный руководитель, который занимается руководством на уровне, предположим. читать далее

Насколько сейчас актуально ставить детей или подростков в достаточно определенные рамки? Что работает сейчас с современными детишками?

Собственно говоря, с любыми детьми работает и постановка в какие-то рамки, и отсутствие рамок. Говоря о педагогах и психологах, я бы, скорее, сравнил с неким деревом. Педагогика – корни, которые его держат, не. читать далее

Источник

Предметные знания, умения, навыки

Предметные знания являются в школе основными целями обучения. В настоящее время предлагается перейти к развивающему обучению. Можно согласиться с такими предложениями, но только отчасти. Знания действительно не всегда предполагают развитие. Однако знания — это власть над природой, да и не только над ней. Поэтому предметные знания нужны, но требуется определение их актуальности, значимости и объемов.

Знания о предмете формируются несколькими дисциплинами. Бинарные или синтетические уроки позволяют формировать связи на четвертом уровне.

Для изучения разных предметов в школе характерен локальный характер связей. Учащиеся нередко не могут связать понятия одного и того же предмета. В работах различных психологов высказываются предостерегающие суждения о знаниях, получаемых учащимися в школе.

К тому времени, когда молодым людям нужно будет применять в жизни полученные в школе знания, последние устаревают. Знания оторваны от жизни, носят формальный характер. Учитывая такое положение дел, желательно акцент сместить на умения учиться, интеллектуальные и коммуникативные умения, на свойства личности учащихся.

Цель — формирование предметных знаний — остается. Однако для эффективного формирования знаний желательно по каждой теме определить уровень усвоения, связать знания с настоящей и будущей жизнью учащихся.

Например, биология должна помочь учащимся быть физически и психически здоровыми. Одна из важных задач литературы — способствовать становлению жизненной позиции учащихся (как выжить в этом мире), развитию свойств личности. Знания по литературе не могут быть целью. Они должны достигать более глубинных психологических эффектов. Исходя из этого, знания, направленные на формирование ценностных ориентации, свойств личности учащихся, должны не только правильно пониматься, запоминаться, но и приниматься на достаточно глубоком уровне, необходимом для формирования устойчивых отношений.

Знания — это образы предметов, явлений материального мира ([14], С. 130). Образы являются отражениями существования материи. Таким образом, материалом знаний являются образы существования материи.

Материальный мир существует как в самом человеке, так и вокруг него. Человек получает знания о самом себе и окружающем мире по 13 каналам. Знания о самом себе поступают от органических ощущений, в которых сообщается о состоянии органов человека. Обычно эти знания возникают в тех случаях, когда изменяется работа органов, и они начинают доставлять неудобство и даже боль человеку. В связи с этим возникает вопрос, нужно снижать пороги чувствительности или повышать их? В органических ощущениях необходимо снижать пороги чувствительности. Более тонкие ощущения, вызывая ощущения боли, будут направлять внимание (локус души, Я) на эти органы, что будет способствовать подключению их к работе восстановительных лечебных сил. Это подтверждается примерами, когда некоторые люди болезненно себя чувствуют, но живут долго. Другие же, не ощущая болей, сталкиваются сразу с сильными патологическими изменениями в организме, которые могут привести к полному разрушению как этого органа, так и всего организма.

Знания в школе передаются учащимся посредством понятий. Л. С. Выготский разграничивал научные и «житейские» понятия. При этом он имел в виду не содержания понятий, а специфику их усвоения.

«Житейские» понятия усваиваются человеком путем «проб и ошибок», и существенные признаки явно не осознаются.

Научные понятия формируются путем осознания существенных признаков. Однако Н. Ф. Талызина отмечает: «Простого указания существенных признаков понятия недостаточно для изменения характера или ликвидации стихийности становления познавательной деятельности. Знание существенных признаков понятия может изменить ее ход и характер только в том случае, когда эти признаки войдут в нее в качестве ориентиров, т. е. будут реально участвовать в процессе решения задач, поставленных перед ребенком». Н. Ф. Талызина также отмечает, «что усвоение (усвоенность) знаний всегда относительно».

Однако здесь необходимо определить термин «усвоенность». Под ним можно понимать полноту структуры образа (предмета или явления). В таком случае это могут быть абсолютные знания. Но образ стимула у учащегося может формироваться во всей полноте, то есть в образе могут присутствовать все структурные элементы. Однако осознанность образа действительно относительная, то есть словесно выделить существенные структурные элементы (дать словесное определение «понятию») люди не могут в полном объеме.

Соотношение между площадью коры головного мозга, связанной со зрительным анализатором, и площадью, связанной со слуховым, равно 100:1. По мнению Винера, в том же соотношении находится и количество информации, поступающей в сознание по зрительному и слуховому каналам.

Таким образом, предметные знания в школе являются основной целью обучения. Необходимо провести работу по определению психологически обоснованных объемов стандартов, чтобы знания не тормозили, а развивали учащихся.

Можно выделить следующие уровни объяснения слов: 1) предъявление предмета; 2) предъявление муляжа; 3) предъявление двумерного изображения; 4) словесное описание; 5) описание через формулы, символы.

Для глубокого познания слова необходимо задействовать как можно больше анализаторов.

В.А. Сухомлинский использовал различные пути познания слова. Он так описывал занятия с детьми: «Сидим на лугу, смотрим, познаем слово «луг». Рисуем луг в своем альбоме. Проникаем в глубину слов: «село», «бар», «дуб», «ива», «лес», «дым», «цветы». В альбом «наше родное слово» картинку рисовал тот ребенок, у которого слово пробуждало самые яркие представления, чувства, воспоминания.»

Учить следует так, чтобы дети не думали о цели (это не означает прятать цель). Почитав сказку: «Откройте, дети, свои альбомы. Нарисуйте сказку, которую мы читали».

Предметные умения — это умственные или физические действия, которые должны освоить учащиеся при изучении определенных предметов. В школьных программах приводится перечень необходимых умений, которыми должны овладеть учащиеся.

Разные предметы имеют инвариантные технологии и те, которые применяются только на данном предмете. Эффективность разных предметов в школе различна. Особую озабоченность вызывает иностранный язык.

Остановимся несколько подробнее на изучении иностранного языка. Дети в школе несколько лет учат язык, но, к сожалению, затрудняются общаться на нем даже на самые простые темы. С другой стороны, дети изучают родной язык естественным методом без руководства педагогов и научаются говорить. Школа базирует свое обучение на устной речи, которой она не учила ребенка.

Получается интересный парадокс. Ученик овладевал родной речью, не имея рядом профессионального педагога (родители в большинстве своем не имеют педагогического образования), и сумел ею овладеть. В школе под руководством профессионалов дети в большинстве своем не научаются говорить даже на бытовые темы.

В связи с эти проанализируем основные подходы к обучению иностранному языку.

Делалась попытка активизировать изучение иностранного языка представителями натурального метода. М. Вер-лиц исходил из следующих положений:

1. Исключить из преподавания родной язык. Восприятие языковых явлений должно быть имманентным, то есть непосредственным, без обращения к переводу. Значение языковых явлений следует раскрывать с помощью различных средств наглядности или дифиниций.

2. Весь новый языковой материал необходимо вводить только устно.

3. Закрепление материала следует осуществлять в процессе подражания учителю с широким использованием принципа аналогии.

4. Основной формой работы является диалог между учителем и учащимся. Эта форма наиболее приближена к естественному научению языку. (Гунчик И. А. Семантико-статический метод формирования иноязычного лексического фонда. Дис. канд. пед. наук, СПб, 1994. С. 40).

Ф. Гуен из наблюдений за процессом овладения ребенком родным языком пришел к выводу, что дети в процессе игры ощущают потребность сопровождать свою деятельность высказыванием в лексико-хронологической последовательности. Подобное комментирование должно стать основой обучения иностранному языку.

М. Вальтер предлагал в процессе предварительного произносительного курса, когда учащиеся только воспринимали названия действий, произносимых учителем, выполнять эти действия, а затем и комментировать их. В дальнейшем работа над языком сопровождалась игрой, превращаясь в театральное представление, приближенное к реальным условиям общения.

Другим направлением в обучении иностранному языку явился прямой метод (В. Фиетор, П. Пасси, О. Есперсен, Г. Суит, Б. Эггерт и др.). Прямой метод отличался от натурального тем, что лексика отбиралась по тематическому принципу, а из грамматики исключалось все то, что не соответствовало современной норме, то есть так называемые «исключения». Авторы утверждали, что основой в овладении языком являются ощущения, и поскольку каждый язык отражает разное мировоззрение, перевод слова невозможен. Представителями натурального и прямого методов была разработана методика обучения устной речи путем обращения к живому разговорному языку.

Представители аудиолингвального метода, такие как Ч. Фриз и Р. Ладо, признавали объектом изучения предложения и предлагали сосредоточить свое внимание на обучении структурам-моделям построения предложений, не придавая существенного значения лексике. Лексический аспект часто является ведущим в прямом методе. Обучение по аудиолингвальному методу базировалось на двух положениях.

1. Учащийся должен запомнить основной набор предложений (структур) разговорного языка, которые являются исходными для создания и понимания других предложений по аналогии.

2. Владение структурами языка должно быть автоматизировано с помощью специальных упражнений тренировочного характера.

В аудиовизуальном методе сохраняются все основные принципы прямого, но при этом подчеркивается особая важность глобального восприятия языкового материала на слух и создание непосредственных ассоциаций между значением и звучанием. Родной язык исключается из преподавания. Основными методами являются имитации, заучивание наизусть и образование по аналогии.

Билингвистическая метода структурно-смыслового прогнозирования текста строится с учетом четырех исходных уровней обучения чтению: слова, предложения, сверхфразовое единство, ансамбль сверхфразовых единств. Эта методика позволила решать проблемы понимания текста.

Молл и Диас установили в своих исследованиях интереснейший факт. Оказывается, что овладению иностранным языком мешает неправильная стратегия обучения. Если с учеников снять бремя построения фонетически и грамматически правильного ответа на вопрос, то все они способны успешно решать задачу понимания иностранного текста.

Из приведенного материала видно, что в истории обучения иностранным языкам были разные подходы, в том числе и эффективные. Однако в настоящее время еще не использованы все резервы в преподавании иностранного языка. В результате в школе мы имеем плачевное положение в обучении иноязычному общению.

Задача психолога в психологическом обеспечении формирования предметных знаний состоит прежде всего в обучении учителей тем психологическим теориям, которые позволяют более эффективно обучать учащихся. Это лучше делать при РМК, институтах, университетах. Некоторая работа может проводиться и на уровне школы.

Психолог помогает составлять тесты по предметам, рекомендовать соответствующие технологии опросов для индивидуального подхода к учащимся.

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Следующий блок — это развитие. Развитие — это прирост умений физических и психических. Н. Ф. Талызина отмечает, что «осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются». Движущая сила развития — потребности. Потребности — это желания человека совершить какое-либо физическое или психическое действие.

Источник

Статья. Предметные и метапредметные знания и умения на уроках русского языка и литературы.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учимся формировать предметные и метапредметные знания и умения на уроках русского языка и литературы.

«Жизнь на уроке должна стать подлинной».

Сделать ее такой – задача современного учителя.

I. Метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы и их соотношение друг с другом.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;

в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;

в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;

в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;

в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства,

в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека :

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);

самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное значение:

1. Умения организовывать свою деятельность :

определять ее цели и задачи,

выбирать средства реализации цели,

применять их на практике,

взаимодействовать в группе в достижении общих целей,

оценивать достигнутые результаты.

обобщенные способы решения учебных задач,

исследовательские, коммуникативные и информационные умения,

умение работать с разными источниками информации.

3. Готовность к профессиональному выбору :

умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.

Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характеручебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
• развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
• мыследеятельностная педагогика;
• коммуникативная дидактика;
• эвристическое обучение;
• логико-смыслового моделирования;
• школа М.Щетинина

• технология развития критического мышления и др.

По мнению специалистов (М.Е. Бершадский, М.В. Кларин, П.И. Третьяков, А.В. Хуторской и др.), общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность. Это специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете,

тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. « Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б.Паскаль). Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление деревьев понятий, кластеров, схем «фишбоун», приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема).

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

II. Реализация принципа метапредметности в процессе обучения (из опыта работы в интегративной технологии).

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику. В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:

умения сопоставлять явления и факты;

умения выделять главное;

умения составлять из отдельных элементов целую картину;

умения формулировать общую проблему;

умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

1. умение извлекать информацию из различных источников;

2. умение составлять план;

3. умение отбирать материал по заданной теме;

4. умение составлять письменные тезисы;

5. умение подбирать цитаты;

6. умение составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

умение составлять связное устное высказывание;

умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

умение использовать различные средства наглядности;

умение выражать свое мнение и аргументировать его;

умение оформлять научно-исследовательские работы;

умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

умение вести дискуссию.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕНТ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

При подборе дидактического материала для уроков русского языка стараюсь отыскивать такие тексты и предложения, чтобы дети спросили: «А откуда это? Кто автор?», а ещё приятно, когда дети говорят: «Так это мы читали».

Конечно же, не уйти на уроках литературы от интеграции с историей: изучения биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества?

На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

Готовясь к урокам развития речи по описанию картин, активно использую иллюстративный материал. Как правило, все учащиеся получают задание приготовить сообщение, презентацию о художнике, чью картину будут описывать на уроке. И потом, собирая материал к сочинению, каждый получает возможность рассказать об авторе и его работах, рассказать устно и письменно – во вступлении к сочинению. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, совершенствование умения извлекать главное, композиционно правильно строить сочинение, решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника.

Ребята знакомятся с несколькими работами художника, отражающими его мастерство и индивидуальность манеры. Кстати, на таких уроках не обходится и без интеграции с литературой и музыкой, историей.

Важную роль играет живопись и на уроках литературы. Это, конечно, в первую очередь иллюстрации разных художников к произведениям, которые развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, умение сравнивать и анализировать.

Рассказывая биографию писателя, использую свои презентации, стараюсь иллюстрировать свой рассказ портретами, написанными разными художниками, изображающими писателя в разные моменты его жизни. Именно так ребёнок может получить целостное восприятие не только о личности, но и об эпохе, а как здесь не обойтись без истории как предмета.
Стараюсь интегрировать все предметы: историю и литературу,

географию (А. Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» театрализованный интегрированный урок – размышление) русский язык и общество, чтобы они унесли с урока представление о том, что всё, что нас окружает, взаимосвязано.

Не так давно мы изучали рассказ Л.Н. Толстого «После бала». На уроке мы говорили не только о характере главного героя, не только о пейзажных зарисовках, деталях, звуках и мастерстве писателя, но и об исторической эпохе.

На таких уроках главной, наверно, не столько образовательная и развивающая цель, сколько воспитательная: воспитание нравственных качеств в человеке, развитие интереса и уважения к культуре другого народа, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление межпредметных связей. Подготовка к интегрированному занятию начинается с определения конкретной темы, учебной группы и места проведения. Но главное выбор напарника, с которым необходимо достичь определенной психологической совместимости. Поэтому такие уроки планируются только с тем коллегой, который вызывает личную симпатию. Поскольку ход интегрированного урока непредсказуем, то и роли педагогов динамично меняются.

На следующем этапе совместно определяется вид интегрированного урока: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-лекция, лабораторно-практическое занятие и т.п.
Каждый вид урока предполагает свое целеполагание, конструирование и структурирование учебного материала.

Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕНТ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

Метапредметный урок – это …

Эта часть работы представляет собой размышления автора на тему метапредметного урока, его признаков, отличий и преимуществ.

Метапредметный урок- это урок , целью которого является

обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическуюжизнедятельность учащегося

подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы;

— формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования

— формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.

— ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся.

— получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.

— формирование универсальных учебных действий

— ориентация на развитие у школьников базовых способностей, выработка метапредметных знаний на примере столкновений позиций науки и искусства

необходимые знания используются не только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования

— умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

— создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса

— формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности

— формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает

Метапредметный урок- это урок, на котором

происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире

обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания проявляются универсальные способности учащиеся,

проявляются в активном применении знаний и умений в познавательной

и предметно-практической деятельности.

школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом учитываются реальные потребности и интересы школьников.

происходит включение ребенка в разы на виды деятельности, важные для конкретного ребенка организована поисковая деятельность учащихся, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, генерация идей, коммуникативно-диалоговая деятельность, необходимо «в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения» развивает личность ученика многообразие методических приёмов и форм позволяет получить метапредметные результаты.

Ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность

ученик 1)промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. 2) затем анализирует сам

способ своей работы с этим понятием. Ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт, он осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ.

Метапредметный урок- это урок, с помощью которого

происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения.

происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения

обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания

можно подготовить ребенка к реальной жизни.

в общее содержание образования включается метапредметное содержание путем:

— выделения отдельных учебных дисциплин (метапредметов «проблема», «знание», и др.)

— включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира)

можно выяснить умение учащихся строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы.

не просто учить решать задачи по физике, а показывать действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться

обучение превращается в процесс саморазвития ученика и расширяет кругозор его познания ребенок включается в разные типы деятельности, связанных с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, тем самым создает условия для его личностного роста учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности) по восстановлению генезиса того или иного понятия. Вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «не застревал» в информационных ограничениях одного учебного предмета, а работал с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это возможно благодаря тому, что на метапредметных и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и учителя.

Вагина С.Г., Гливинская О.В., Михайлюк Я.В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе.

Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий

Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.

Масюкова Н.Г., зав. Кафедрой гуманитарных дисциплин СКИПКРО
Методические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации «Учитель года» по истории и обществознанию.

Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004.

Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.

Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *