Что значит предать земле

Bookitut.ru

«Предание земле»

После «предания земле» гроб накрывают крышкой и забивают.

Христианская традиция отвергла обряд сожжения, однако исключение приходилось делать во время повальных эпидемий или войн. В XIX веке в Европе началось движение за распространение кремации. Протестанты согласились с этим обрядом быстрее, ибо ни молитв при погребении, ни заупокойных служб не совершают. Католическая церковь признала кремацию возможной только в 1962 году в тех случаях, когда она совершается по причинам, не противоречащим вере. Русская Православная Церковь официального благословения на кремацию не дала и по сию пору, хотя признает, что запрещения на сожжение трупов в священных текстах нет. Поэтому покойников отпевают и перед кремацией, а иногда приглашают священника и в ритуальный зал крематория.

Отпевание и погребение по возможности совершаются на третий день (считая день смерти первым). По христианской традиции, если тело усопшего находится в доме и есть возможность пригласить священника, то перед выносом служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг гроба.

Крышку гроба по обычаю в дом не вносят, а ставят у дверей снаружи, узкой стороной вниз. Выносят гроб открытым, ногами вперед, с троекратним пением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». (С пением этой же молитвы гроб выносят из храма после отпевания.)

Для поминовения усопшего у могилы после захоронения готовится кутья. Поминальная кутья берется с собой в церковь на отпевание и ставится со свечой посередине возле гроба на специально приготовленный столик. Свеча над кутьей во время служения чина отпевания так же зажигается, как и в руках молящихся у гроба.

Рецепты приготовления кутьи.

2. (1 стакан риса, 100 г изюма без косточек, 100 г меда)

Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм, соединить с рисом, подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают.

Человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, согласно церковным правилам лишается православного погребения. Для того чтобы заказать отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменного разрешения правящего архиерея, подав ему прошение, к которому прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.

Источник

Обряд погребения

Омовение и облачение умершего.

Как молиться о человеке в первые дни после его смерти.

Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание.

Омовение и облачение умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.

Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он – член Тела Христова. В развалинах этого, некогда величественного храма, носился, жил и действовал животворящий Дух Божий ( 1Кор. 6: 15, 19 ). Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием ( 1Кор. 15: 53 ). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.

Трогательные обряды, совершаемые Святой Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от Богопросвещенных апостолов и первых христиан.

Тело усопшего тотчас по смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лице Божие по Воскресении.

Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой (или губкой).

После омовения тело христианина одевают в новые светлые чистые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия ( 1Кор. 15: 53 ). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по Воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.

Если вдруг на человеке не было креста, то обязательно надевают крест.

Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего полагают икону (или крест), для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. А можно так: в левую руку – крест, а на грудь усопшего – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (имел всегда) Господа пред собою, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.

Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и ковчег его (гроб) извне и изнутри. Можно окадить и ладаном, затем тело переносят во гроб.

На чело (лоб) умершего(ей) кладут венчик, который дают в церкви, когда усопшего(ую) привозят для отпевания. Некоторые люди покупают венчик для себя заранее.

Умерший христианин украшается венцом, как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Трисвятое». Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец ( 2Тим. 4: 7, 8 ) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.

Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.

Гроб полагается ставить перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к иконам.

Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь.

Как молиться о человеке в первые дни после смерти? Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» (см. «Православный молитвослов»). Если человек умер не дома, то в день его смерти все равно читают этот канон.

Чтение канона предваряют предначинательные молитвы, затем псалом 90, далее – по порядку.

Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песен. Перед тропарями (начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего, (усопшей рабы Твоей)» (имя).

Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека. Поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (рабы Твоей)» (имя), произносить другие имена умерших (родителей, родственников, знакомых и т. п.). Канон читается только за одного.

В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением самого имени покойного: «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя). ». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имя), Господи».

«Последование» читается от лица усопшего(ей) с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего(ую) облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.

Вот молитвенные прошения из этого канона. «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (песнь 5).

«Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к земной жизни» (песнь 4).

«Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его(ее)» (из начального тропаря).

Затем в течение трех дней над умершим читают и Псалтирь. Она помещена в «Православном молитвослове».

Псалтирь начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.

Псалтирь разделена на двадцать больших частей – кафизм. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».

После этого призыва читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом Слава. трижды говорится: «Аллилуиа! (трижды) Слава Тебе, Боже!» и повторяется молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди. » После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й и т. д.)

В каждой кафизме трижды читается Слава, следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего.

Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина во все то время, доколе умерший остается непогребенным.

Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешениями ободрения в наше скорбящее сердце.

Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем.

Книга эта такова, что всякий молящийся и читающий ее может произносить слова ее как свои собственные, что нельзя сказать ни о какой другой книге. Поэтому, слыша над гробом христианина монотонный голос чтеца, воображаешь, что молитва богодухновенного царя-пророка Давида как бы произносится запечатленными устами самого усопшего. Он как бы сам из гроба умоляет милосердие Божие о своем помиловании.

Вынос тела. За час или за полтора часа перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читают «Последование по исходе души от тела».

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в Царство безплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь.

Церковное отпевание. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники.

По учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом православного христианина читают канон и Псалтирь, а в церкви совершают чин отпевания.

Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, един безсмертен; а мы все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты – земля и в землю возвратишься. Туда-то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями, возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Но несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», а потому Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.

«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезни, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная».

Чтобы не оставить в страждущем сердце места для печали и ни одного облака сомнения, могущего родиться в душе при виде разрушения прекраснейшего из творений Божиих (человека), апостол Павел возвышает свой утешительный глас, переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает пред нами дивные тайны будущего славного преображения тела человека ( 1Фес. 4: 13–17 ). Наконец, Сам Иисус Христос, устами священника, утешает и обнадеживает нас, проливает отраду и радость в сердце, растерзанное горем и печалью: читается заупокойное Евангелие от Иоанна ( Ин. 5: 25–30 ).

По прочтении Апостола и Евангелия священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся (или которые при покаянии не мог вспомнить), и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается в правую руку умершего его родными или близкими.

Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных стихир (молитв):

«Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога. »

В переводе со славянского языка эта молитва звучит так: «Приходите, братья! дадим последний поцелуй умершему, принося благодарение Богу. Вот, он оставил родных своих и спешит к могиле, уже не заботясь о суете земной и о многострадальной плоти. Где теперь родные и друзья? Сейчас мы с ним разлучаемся. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его».

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землею (или чистым речным песком) со словами: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущии на ней». Гроб закрывают крышкой, после чего уже не открывают.

При выносе гроба с телом из храма поется Ангельская песнь – “Трисвятое”. Лицо умершего обращают к выходу.

Заочное отпевание. Часто случается так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшей церкви. После чина отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола. Дома умершему в правую руку вкладывают разрешительную молитву, на чело полагают бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, закрытое простыней с ног до головы, крестообразно, от головы к ногам, с правого плеча на левое, посыпают песком, чтобы получился правильной формы крест.

Погребение. В могиле усопшего полагают лицом к востоку, с той же мыслию, с какой мы молимся на восток: в ожидании наступления утра вечности, или второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности.

При опускании гроба с телом в могилу вновь поется “Трисвятое”. Перед зарытием могилы все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле в знак покорности Божественному определению: земля ecu, и в землю отыдеши ( Быт. 3: 19 ).

Крест, символ спасения, возвышается над могилой, всякого христианина (он ставится в ногах). Умерший веровал в Распятого на Кресте и покоится сном смерти под сению креста. Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.

По кончине человека на тело его елей (освященное церковное масло) не возливают. Освященное масло используется при жизни православного во исцеление его души и тела: оно употребляется внутрь или же им натирают больные части тела. Умершему оно ни к чему.

Помочь родным умершего омыть его, облачить, помолиться об его упокоении – все это благочестивое дело. Не надо брезговать участием в нем: это последняя милость, которую мы можем оказать усопшему.

Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.

Источник

Предание тела усопшего земле

После прибытия похоронной процессии на кладбище порядок следования похоронной процессии остается прежним, но в то же время в силу особенностей расположения могилы может несколько измениться. Однако при этом во главе процессии в любом случае должны находиться икона и крест, затем гроб с телом усопшего, крышка гроба, венки и цветы. Если у покойного были награды, то их не подносят непосредственно к могиле и не кладут в гроб.
После того как похоронная процессия достигает могилы, гроб с телом усопшего устанавливается на специальной подставке для последнего прощания. В этот момент нужно от всей души попросить прощения за все обиды и скорби, которые мы причинили почившему, и простить то, в чем он был виноват перед нами. После того как все присутствующие на кладбище простились с усопшим, над гробом возглашается: «Вечная память!» Эти слова произносит тот из близких, кого священник благословил в храме крестообразно посыпать тело усопшего землей поверх погребального покрывала, которым накрывается покойный в храме при отпевании. При посыпании тела усопшего на кладбище землей произносится: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23,1). Если священник присутствует на кладбище и находится возле могилы, то эта часть погребального ритуала совершается им самим.
По церковному установлению гроб закрывался сразу же после отпевания. Однако в наши дни последнее прощание с покойным совершается у могилы, поэтому церковь, идя навстречу чувствам людей, разрешает снять крышку гроба и отогнуть погребальный саван. Затем тело усопшего вновь покрывается саваном и посыпается освященной землей крест-накрест, начиная от головы к ногам, а затем с правого плеча на левое. Над гробом возглашается «Вечная память! Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней». Опустевшая ладанка или пакетик, в которой была земля, опускаются в могилу. Из гроба не изымается погребальный венчик, икона, погребальное распятие, листок с текстом разрешительной молитвы, которая вкладывается священником в правую руку усопшего при отпевании его в храме. Если ноги и руки покойного были перевязаны во время движения похоронной процессии (что допустимо, но не обязательно), то они высвобождаются.
Похороны усопшего христианина принято совершать на третий день после его смерти. При этом первым считается сам день кончины. Впрочем, в зависимости от обстоятельств, день погребения может быть иным. По сложившейся традиции, погребение должно состояться до захода солнца. В весенне-летний период его желательно завершить до 17 часов местного времени, а в осенне-зимний период – до 15 часов.
Погребают покойного лицом на восток. При опускании гроба в могилу все провожающие умершего бросают в нее по комку земли. Особое внимание следует обратить на то, что гроб с телом покойного опускается в могилу на специальных двух рушниках (по четыре метра каждый), которые после опускания гроба в могилу крестообразно складываются на его крышку и оставляются в могиле. Опустить тело покойного в могилу можно также с помощью современного механического лифта, приводимого в движение под воздействием тяжести гроба.
После того как гроб опущен на дно могилы, все присутствующие на церемонии бросают в могилу горсть земли, изъятой при ее рытье. По желанию родственников и близких во время этой церемонии, чтобы придать вырытой могиле более аккуратный и торжественный вид, стены и дно можно задрапировать тканью (обычно красной, черной или синей), которая затем укрывает сам гроб перед тем, как на него упадут первые комья земли.
Земля, предназначенная для этой части ритуального обряда, может находиться в специальной ритуальной вазе, которая продается непосредственно на кладбище. Кроме того, распорядителю похорон необходимо предусмотреть наличие влажных салфеток для очистки рук, а также специальный контейнер для их утилизации, который оставляется на месте захоронения с тем, чтобы его впоследствии вывез персонал кладбища. По общепринятым правилам с кладбища ничего забирать не следует.
Крест на могиле ставят у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного. На могиле людей, которые не были крещены или же принадлежали к другим вероисповеданиям, крест устанавливать не следует.
На месте погребения вполне допустимо оставить фотографию или иное изображение усопшего. Его можно прикрепить к кресту, разместить среди цветов или на специальной подставке.
После предания тела земле необходимо позвать на поминки по возможности всех людей, участвующих в прощании с усопшим. Приглашение делают ближайший родственник покойного или назначенный распорядитель похорон.
Если же не у всех присутствующих на кладбище есть возможность принять участие в поминках, то небольшое угощение можно организовать прямо на кладбище. Например, в кладбищенском ритуальном буфете.

Источник

Храм свт. Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса)

О храме и приходе

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Ваше посильное пожертвование поможет возвести храм

Сбор средств на строительство храма

Построим храм вместе!

Ваше посильное пожертвование поможет построить храм!

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Рубрики

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

с 2015 года

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Специальный выпуск №15. Важное о “заочном отпевании” или зачем нужна “земелька”

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле Нередко можно услышать в церковной лавке просьбу о получении «земельки» или фразу «хотим предать земле». Ещё спрашивают о так называемом «заочном отпевании».

Как относится к “заочному отпеванию”? Возможно ли оно вообще? При чем тут завешенные зеркала? В каких случаях зажигать лампаду в доме? И что же самое главное?

Большая беседа с ответами на эти и другие очень серьезные вопросы — в специальном выпуске нашей рубрики “Вопросы к батюшке”.

Беседуем с настоятелем нашего храма — иеромонахом Спиридоном (Савиным).Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Здравствуйте! Само слово «заочно» предполагает отсутствие «кого-либо» или чего-либо. Очное отпевание проводится в храме, где поставлен гроб с телом покойного. В случае же заочного отпевания нет тела покойного.

Такое бывает в нескольких случаях:

1) Если, например, человек скончался в середине 20-го века и был погребен, но при этом отпевания покойного не было в силу тех или иных причин (не было возможности священника пригласить, или не было вообще священника, война была и т.д.), а человек при этом был крещёным и верующим, то такого человека нужно отпевать и теперь только заочно.

2) Ещё вариант: когда человек умер где-то далеко от места, где есть храм (например, в средней Азии, Казахстане, Узбекистане и т.п.) или нет никакой возможности священнику туда добраться, чтобы совершить отпевание. Тогда допускается совершить отпевание заочно, в другом каком-либо храме. С учётом, конечно, того, что человек был крещён в православной церкви.

3) И, наконец, когда факт смерти человека подтверждён, но тела его скорее всего не получить (или не найти). Например, сгорел человек, да так, что ничего не осталось или утонул, а тела долгое время не найдут, или селевым потоком засыпало, да так, что вовек не откопать… Вот тогда тоже допустимо заочное отпевание, по понятным причинам,- нет тела покойного.

Да, очно. И если люди приходят в храм и просят заочное отпевание, но при этом не сопричастны вышеуказанным трём случаям, то здесь два варианта:

1) Покойный хоть и был крещён, но умер так и не просвещенным. В храм не ходил, в таинствах не участвовал, и это закономерно и одновременно очень печально…

Но — это естественное завершение жизненного пути неверующего человека.

2) Покойный посещал при жизни храм, исповедовался и причащался, и конечно же желал бы, чтобы его отпевали в храме, но родственники не видят смысла в этом. Или они видят в этом только какие-то расходы. В общем, именно родственники не желают очного отпевания в храме. В этом случае грех на родственниках.

“Поможет” или “не поможет” — некорректные слова для такого случая.

Обратите внимание, чин Отпевания проводится в белых облачениях — так же, как и таинства Крещения и Венчания.

Белый цвет принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв. В них испрашивается для умерших упокоение со святыми в селениях праведников, облеченных в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света. Ведь все они связаны с чистотой, рождением нового чистого и светлого.

Про “не поможет” ещё очень хочется сказать. Однозначно “не поможет”, например, завешивание зеркал.

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Я иногда даже спрашиваю в таких домах (где завещаны зеркала, когда покойный в доме): “Зачем?” В ответ молчат или говорят, что «так всегда все делали, и мы тоже делаем, потому что боимся что-то не так сделать». В общем некая «традиция», которая среди верующих практикуется — проще говоря: суеверие, примета.

Корни этой традиции могут быть разные, основных, по моему мнению, два.

Первый — мистический. Считается, например, что душа покойного “уйдёт в зеркало, и тело будет захоронено без неё”, а потом “душа будет метаться по всему дому не находя покоя и докучая одновременно всем домочадцам”.

Не думаю. Но для людей суеверных и маловерных, не живущих полноценной церковной жизнью, вполне падшие духи могут что-то такое «выдать». Опять же опираясь на суеверие, маловерие и всяческие греховные наклонности человека, такие как тяга к мистификации и магии.

Святой Иоанн Кронштадский хорошо об этом писал:

„Не верь в приметы, и они не будут сбываться!“

Есть ещё и корень этой “традиции” чисто практический. До появления электричества, в домах использовали зеркала, чтобы увеличить освещенность комнат (да и сейчас этот приём в обиходе у дизайнеров).

Человек умер, и чтобы понизить градус торжественности, зеркала завешивали. Чтобы свечи меньше светили, и одновременно, чтобы сосредоточить внимание на иконах, перед которыми возжигали лампаду и молились.

Возжигание свечей или лампады перед иконой символизирует наше молитвенное горение перед Господом и святыми.

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Вообще говоря, мне странно видеть, что возжигание лампад, свечей в доме для многих людей (в том числе считающих себя христианами) связано только со смертью. Собственно, как и само появление в доме священника.

Так вот, ЧТО возжигать, лампаду или свечи — решает каждый сам. Плюс у лампады в том, что один раз заправив её маслом как минимум гореть она будет сутки (может и более, в зависимости от размера), пока не закончится масло. Свечи же постоянно догорают (тоже зависит от размера свечи) и их придётся постоянно возжигать снова.

Есть семьи, в домах которых лампады горят много лет подряд (временами гасятся для чистки фитиля, конечно же) и это хороший знак, значит, в семье молятся и почитают Господа и святых.

Родственники, которые заказывают заочное отпевание, должны присутствовать на нём, это будет правильно. Неправильно — заказать и не быть.

Опишу сначала вкратце, откуда взялось само это понятие “земелька”. По чину священник отпевает покойного в храме, при этом предполагается, что храм стоит на кладбище.

И вот в конце отпевания священник провожает покойного от храма до самой могилы, где взяв горсть земли, посыпает её поверх покойного и говоря слова «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23:1).

Эти слова означают, что всё Господне: земля, всё что её наполняет и вообще вся вселенная с её обитателями.

Так же, вспоминаются слова Господа при изгнании Адама и Евы из рая: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19).

Что значит предать земле. Смотреть фото Что значит предать земле. Смотреть картинку Что значит предать земле. Картинка про Что значит предать земле. Фото Что значит предать земле

Вот отсюда и появилось “понимание”, что священник “обязательно” должен землёй посыпать покойного.

То есть, при заочном отпевании земля особенной важности не имеет, священник может дать её, может не дать. Это просто знак того, что священник провел отпевание, и на загробную участь усопшего посыпание или непосыпание землей никак не повлияет, конечно.

«Предать земле» — казалось всё просто, передать земле, означает похоронить.

Часто можно услышать, что мол, “похоронили, а земле не предали”, т.е. хотели сказать, что похоронили, но не отпели, а сказали несуразицу «похоронили, но не похоронили». На это, конечно, не стоит обращать внимание. Это не самое важное.

Самое главное — прежде, чем задуматься об исполнении неписаных “законов” суеверия, я бы советовал обязательно познакомится со Священным Писанием, с Евангелием и толкованиями святых отцов.

Сейчас это стало настолько проще, удивительно просто, я бы сказал, при желании.

Но затуманенный человеческий разум, как заколдованный, упрямо изворачивается и принимает ложь за истину…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *