Что значит правовое регулирование
Нормативное правовое регулирование
Предоставление сведений о нормативных правовых актах осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:
Нормативное регулирование в сфере обеспечения единства правового пространства
Нормативное регулирование в сфере обеспечения единства правового пространства в целом
Приказ Минюста России от 03.03.2014 № 25
«Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации»
Приказ Минюста России от 03.03.2014 № 26
«Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации»
Нормативное регулирование в сфере проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству
Приказ Минюста России от 31 мая 2012 г. № 87
«Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»
Нормативное регулирование в сфере ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов
Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486
«О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. № 904
«Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»
Приказ Минюста России от 4 марта 2021 г. № 27
«Об организации работы по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов»
Нормативное регулирование в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) и ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ
«О государственной регистрации уставов муниципальных образований»
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 151
«О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации»
Приказ Минюста России от 20.05.2021 № 79
«Об утверждении Порядка ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него, порядка и форматов представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в электронном виде, а также порядка направления уведомления о включении сведений об указанных актах в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации и формы такого уведомления»
Приказ Минюста России от 01.02.2017 № 9
«Об утверждении Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований»
Распоряжение Минюста России от 14.07.2017 № 932-р
«Об организации работы по ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде»
Нормативное регулирование в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы)
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Приказ Минюста России от 1 апреля 2010 г. № 77
«Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований»
Нормативное регулирование в сфере государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации
Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ
«О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 1999 № 1390
«О порядке регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 552
«Об утверждении Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации»
Приказ Минюста России от 5 июля 2011 г. № 257
«Об утверждении Разъяснений по применению Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 552»
Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.
1. Общая теория права
1.1. Понятие и сущность права.
1.2. Источники права. Нормы права.
1.3. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность.
1.4. Российское право и «правовые семьи».
1.1. Понятие и сущность права
Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.
Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости
В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.
Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.
Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.
Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.
С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.
Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.
Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (“если-то-иначе”), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).
Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.
Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.
Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты
Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.
Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.
Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.
Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.
Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:
1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),
2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.
Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.
Следует выделить также следующие функции права:
Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.
Воспитательная функция. связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.
Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.
Правовое регулирование. Стадии механизма правового регулирования
Любое человеческое общество имеет свой уровень упорядоченности и организованности. Это связано с осуществлением необходимых людям интересов, согласованием потребностей.
Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии
С целью достижения согласования происходит социальное регулирование, то есть влияние на действия людей при помощи различных способов и средств воздействия на поведение. Такое регулирование может быть внешним и внутренним. Рассмотрим подробнее эти понятия. Внешнее регулирование отвечает на воздействие по отношению к человеку, а внутреннее отвечает за саморегулирование. В рассматриваемом понятии средства отвечают на вопрос: «Чем происходит регулирование поведения людей?». А способы отвечают за то, как происходит воздействие. В социальном регулировании средства выступают в виде общественных норм. А они уже являются основным средством воздействия.
Правовым регулированием (воздействием) называют целенаправленное воздействие на социальные отношения, а также поведение людей при помощи правовых средств.
Правовое регулирование, понятие, стадии, механизм его входят в сам рассматриваемый процесс, который завершается формированием правопорядка.
Каждый конкретный исторический этап развития общества должен сопровождаться сферой законного регулирования. В тех случаях, когда сферой охватывается только узкий круг отношений, это вызывает в обществе хаос, произвол, невозможность упорядочить социальные отношения там, где их необходимо урегулировать при помощи права. В случае, когда неоправданно расширена область деятельности правового регулирования, рождаются условия, укрепляющие тоталитарный режим. При нем поведение людей становится социально пассивным, а члены общества становятся безынициативными.
Правовое регулирование должно включать в сферу своего управления только те отношения, которые обладают определенными признаками:
Исторический опыт демонстрирует сферу регулирования, в которую входят общественные отношения, состоящие их трех групп.
Первый вид состоит из отношений по обмену нематериальными и материальными ценностями. В основном эта группа регулирует имущественные отношения, так как взаимоприемлемый обмен имуществом выгоден как всему обществу, так и отдельному гражданину. Например, признание правил поведения обеспечено силой аппарата правового принуждения.
Вторая группа формирует отношения в обществе путем властного управления. Такое хозяйствование призвано удовлетворять как общесоциальные, так и индивидуальные интересы. И это реализуется с соблюдением строгих правил и обеспечено силой принуждения.
Третья группа отвечает за обеспечение правопорядка. Призвана она создать нормальную тенденцию протекания процессов управления в обществе и факторов по обмену ценностями.
Входящие в состав данных групп общественные отношения и являются предметом правового регулирования. Проще говоря, это отношения, которые поддаются нормативно-организационному воздействию, но в силу конкретных исторических условий требуют правового регламентирования.
Методы
Множество общественных отношений имеют отличия в способах и методах юридического воздействия. Это хорошо видно из групп общественных отношений, в которых между первой, второй и третьей группами очевидны различия.
Исходя из зависимости между данными отличиями в группах, теория правового регулирования выделяет несколько методов воздействия.
Способ децентрализованного управления основан на согласовании интересов и целей сторон общественных отношений. Используется он для регулирования в гражданском обществе отношений его субъектов, удовлетворяющих преимущественно свои интересы.
Метод централизованного управления основывается на соблюдении субординации. С помощью рассматриваемого способа регулируются отношения, в которых приоритетным является общесоциальный интерес. В первую очередь, такие интересы выражает государство, наделенное властными полномочиями.
Основные способы правового регулирования
Варианты влияния на поведение человека, характер предписания указанного в норме права определяются тремя способами законодательного регулирования.
Первый вариант правового регулирования отвечает за наделение участника правовых отношений субъективными правами. Это выражается в делегировании определенных полномочий на осуществление прописанных действий управомоченному лицу. Например, собственнику недвижимости дозволяется распоряжаться, владеть и пользоваться принадлежащим ему имуществом.
Второй способ правового регулирования регламентирует как предписание обязанность лица совершать какие-либо действия.
Третий способ является запретом, то есть возложение обязанностей по воздержанию от определенных действий. Например, трудовое право регламентирует запрет работодателя на привлечение к сверхурочному труду несовершеннолетних.
Понятие механизма
Механизм отвечает на вопросы: «Какими способами, средствами право может воздействовать на общественные отношения?» Под механизмом рассматриваемого регулирования подразумевается система определенных юридических средств.
Систематизировать и собрать юридические средства на общественные отношения, определить роль и место этого понятия в общественной жизнедеятельности позволяет именно механизм правового регулирования (элементы, стадии которого неразрывно взаимосвязаны между собой и не могут существовать один без другого).
К составным частям или элементам относятся следующие факторы.
Конкретный элемент воздействует своим способом и реализует свои регулятивные функции.
Норма права
Данная норма является основой всего механизма, предписанием, образцом. Она является моделью поведения в правоотношениях. Другие элементы считаются поднормативными по отношению к норме права.
Нормативный правовой акт
НПА является документом, содержащим правовые нормы. Он воздействует на поведение людей с помощью установления правового режима. Это понятие регламентирует тот или иной вид отношений.
Официальные акты толкования
Что это такое? Данный элемент является определенным документом. Издается он специальными уполномоченными органами. Направлен акт на пояснение смысла норм права.
Юридические факты
Юридические факты – это события реальной жизни. Здесь все просто. Это жизненные ситуации. Но они предусмотрены правовыми нормами и вызывают определенные юридические последствия.
Правоотношения
Правоотношения являются общей моделью поведения. Заложена она в нормах законодательства. Все эти понятия прописаны в индивидуализированных и конкретизированных актах.
Акты реализации права
Данный элемент подразумевает определенные действия людей (участников правовой жизни) по реализации предписаний правовых норм. Такие действия осуществляют выраженные в обязанностях и правах меры обязательного или допустимого поведения.
Акты применения права
Правоприменительными актами являются индивидуализированные властные предписания, регламентирующие общественные отношения, то есть акты индивидуализированного правового регулирования.
Режим законности и правосознание
Своеобразными элементами являются правосознание и режим законности. Это связано с их нематериальностью. И это не мешает им влиять на весь процесс правового регулирования. Уровень режима законности и правосознания влияет на действенность работы всех элементов.
Понятие и стадии правового регулирования
Право начинает воздействовать на общественные отношения людей с момента осознания возможности и необходимости регламентации каких-либо жизненных ситуаций с его помощью.
Регулятивное воздействие рассматриваемого понятия начинается с издания органами государственной власти нормативных актов. А эти документы в процессе создания проходят определенные стадии правового регулирования. К стадиям правового регулирования относятся следующие понятия. Рассмотрим их более подробно.
Первая стадия
В основные стадии процесса правового регулирования входит первоначальный этап. Он отвечает за придание строгости юридическим формам и возведение в закон норм права, то есть создание нормативной основы. На данной стадии путем введения правовых норм регламентируется поведение участников. Иными словами, определяется круг обязанностей и возможностей для субъектов права.
К стадиям правового регулирования относится (как создание нормативной основы), прежде всего, статус человека и гражданина. Это понятие определяется Конституцией РФ и иными НПА. А правовое положение организаций определяется нормативными актами, регламентирующими их компетенцию, то есть устанавливающими права и обязанности. Например, в Гражданском кодексе существует статья, в которой организации или отдельному лицу предоставляется право в судебном порядке требовать опровержение порочащих их деловую репутацию, честь и достоинство сведений. Данная норма позволяет обратиться за судебной защитой любому члену общества.
Осуществляемое правовое регулирование стадии создания нормативной основы является общим, неиндивидуализированным, неперсонифицированным воздействием права. Первая стадия направлена на ориентацию участников социальной жизни. При достижении ими поставленных целей она предупреждает о возникновении возможных негативных или позитивных последствий. Нормы права как бы прогнозируют предполагаемые препятствия в процессе удовлетворения правовых интересов и указывают на допустимые методы их преодоления.
В стадии механизма правового регулирования в качестве его элемента выступают нормы законодательства.
Вторая стадия
Что это такое? Стадии правового регулирования включают в себя процесс конкретизации и индивидуализации обязанностей и прав. Это определение характеризует рассматриваемый этап. Его и называют второй стадией. На данном этапе после наступления определенных обстоятельств, регламентированных нормами права (юридический факт), появляются индивидуализированные отношения. Их участники начинают обладать конкретными обязанностями и правами.
На рассматриваемом этапе возникают отношения между конкретными лицами.
В стадии механизма правового регулирования (схема ниже) включены определенные элементы. Так, первый этап в качестве элемента использует юридический факт, являющийся поводом для достижения определенных интересов. Случаются ситуации, когда для этого необходим целый набор таких факторов, в котором один из них должен быть решающим.
Третья стадия
В качестве третьей стадии правового регулирования ТГП (Теория государства и права) включает воплощение или реализацию обязанностей и прав определенных субъектов, которые обладают ими в конкретной ситуации (правоотношении).
Например, правовая защита преследует цель защитить деловую репутацию, честь и достоинство организации или конкретного гражданина, которая достигается путем опровержения ложной информации по решению суда и возмещения морального вреда, а также иных убытков потерпевшему.
Правовое регулирование стадии реализации обязанностей и прав может захватывать длительный промежуток времени. Например, трудовые отношения, в которых реализуется правоохранительная, правообеспечительная функции права.
Третья стадия реализуется в таком элементе как правоотношение.
Четвертая стадия
В число стадии механизма правового регулирования (схема приведена ранее) включена четвертая стадия. Этот этап отвечает за реализацию юридических обязанностей и субъективных прав. В процессе этой стадии правовое регулирование позволяет удовлетворить интерес субъекта. Основным средством, с помощью которого обязанности и права претворяются в жизнь, а именно реализуются в поведении определенных субъектов, является акт субъективных обязанностей и прав. Что это? Акты стадии механизма правового регулирования выражаются в нескольких формах: исполнение, соблюдение и использование. Данная стадия выражается в таком элементе, как акт реализации обязанностей и прав.
Пятая стадия
Правовое регулирование стадии вступает в действие в том случае, когда субъекты в ходе реализации нарушают правовые нормы. Также это происходит, когда на помощь неудовлетворенному интересу обязана прийти определенная правоприменительная деятельность. Рассматриваемый этап является дополнительным и не всегда имеет место.
Правовое регулирование стадии выражается в возникновении применения норм права в случае, когда существуют обстоятельства негативного характера. А они проявляются при наличии реальной опасности или прямого нарушения. Факультативная стадия отражается также в дополнительном элементе – охранительные правоприменительные акты.
Таким образом, стадии и элементы правового регулирования взаимосвязаны между собой. Определенному этапу соответствует свой элемент. Поэтому все стадии правового регулирования неразрывно связаны с его элементами.
Основные стадии правового регулирования в научной литературе могут быть указаны и по иным основаниям, чем вышерассмотренные факторы.