Что значит правовая культура
Статья «Правовая культура»
Автор: Мозжакова Людмила Сергеевна
ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Социологическое исследование на тему: «Правовая культура несовершеннолетних «
преподаватель Л.С. Мозжакова
Глава 1. Феномен правовой культуры в системе общей культуры социума.
1.1. Понятие, функции правовой культуры.
1.2. Система правовой культуры и её особенности в России.
Глава 2. Констатирующий эксперимент по исследованию правовой культуры несовершеннолетних.
2.1. Организация и проведение анкетирования.
2.2. Результаты исследования правовой культуры студентов возраста 15-17 лет.
Цель: выявить характер, особенности и проблемы правовой культуры в среде молодежи возраста 15-17 лет.
Объект исследования: правосознание и правовое поведение в подростковой среде.
Предмет исследования. Особенности формирования правовой культуры несовершеннолетних (15-17 лет, на примере студентов ОТДХ)
Актуальность темы. Правовая культура молодежи является залогом ее гражданственности, ответственности, правового сознания и правомерного поведения, а также самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия.
Проявление правовой культуры идет в 2-х направлениях:
В современных условиях жизни очень важно владеть правовой информацией и грамотно владеть ей.
Для достижения нашей цели были поставлены задачи:
1. Изучение теоретического аспекта по теме;
2. Проведение исследования правовой культуры в молодёжной среде;
3. Проведение анализа и оценки правового сознания и правового поведения среди подростков.
1. Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
2. Проведение анкетирования;
3. Колличественно-качественный анализ результатов.
Гипотеза. Проведение анкетирования среди студентов нашего отделения позволит нам предположить, что данная категория обладает среднестатистическими правовыми знаниями, но при этом мы предположили, что правовое поведение наших студентов не всегда правомерное.
Глава 1. Феномен правовой культуры в системе общей культуры социума.
1.1. Понятие, функции правовой культуры.
Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
По видам правовую культуру можно разделить, на: а) правовую культуру общества в целом; б) правовую культуру индивида; в) правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций.
В зависимости от носителя правовой культуры различают три её вида:
-правовая культура общества;
-правовая культура личности;
-правовая культура группы.
Правовая культура в узком смысле, т.е. культура отдельного лица, является элементом общей культуры личности и включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения.
1. Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.
2. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.
4. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность.
Выполняя коммуникативную функцию, правовая культура обеспечивает общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.
1.2. Система правовой культуры и её особенности в России.
Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.
Особого внимания заслуживает деятельная сторона правовой культуры. При этом необходимо, прежде всего, иметь в виду две области деятельности: 1) непосредственно в правовой сфере; 2) внеправового характера, но связанная со сферой действия права. Понимание первой не представляет особой сложности, хотя и здесь проявляются весьма нетрадиционные взгляды. О второй может идти речь тогда, когда содержанием ее оказывается разработка, предположим, в художественной форме каких-либо произведений, отражающих правовые идеи, теории, оценки, чувства. Эта деятельность непосредственно не входит в предмет правовой культуры, но своим идейным содержанием наполняет ее. Например, радио, телевидение, литература, живопись, кино, журналистика.
При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются следующие уровни правовой культуры.
-Теоретический уровень. Правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников.
Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов:
Уровень знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью. Имеется такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры.
Поэтому каждый гражданин должен быть заинтересован в правовой культуре. Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц ещё не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и проявлять правовую активность.
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества, совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории.
На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.
Правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:
· носителем правосознания является человек или общность людей;
· она отражает государственно-правовые явления;
· выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;
· носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;
· тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания.
Правосознание выступает в качестве одобрительной или отрицательной реакции людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности.
Роль правосознания. Как особая форма общественного сознания правосознание есть осознание права, совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или всего общества относительно права и его роли.
Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни. Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:
· в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний;
· в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;
· даже при незнании конкретных правовых предписаний, способствуя выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;
Следовательно, можно определить правосознание как форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о порядке правового регулирования общественной жизни. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного.
Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.
Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему. Для правосознания не менее важен оценочный момент и поведенческие установки.
Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.
По своей структуре правовое сознание включает три относительно самостоятельных компонента:
· Правовую идеологию, олицетворяющую преимущественно результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь;
· Правовую психологию, состоящую преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правом;
· Поведенческие факторы, в которых «цементируются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права.
В реальной жизни указанные выше компоненты правового сознания находятся в органическом единстве. Тесно переплетаясь и взаимодействуя, они пронизывают всю государственно-правовую действительность, выступая мощным средством совершенствования или, напротив, сдерживая в прежнем виде.
Таким образом, структура правосознания включает в себя два элемента:
Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.
Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.
Правовое воспитание как залог правовой культуры молодёжи.
Чувство правовой защищенности может обрести реальные формы только то общество, в котором сформировано правосознание всех уровней, в том числе и профессиональное. Это является одним из обязательных условий формирования правового государства и гражданского общества.
Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.
Элементами правовой культуры являются квалифицированное правотворчество и правоприменение; правосознание народа, социальных групп и отдельных граждан.
Свою регулирующую роль в обществе право выполняет в тесном взаимодействии с другими социальными нормами; политическими, нравственными, правилами общественных организаций, обычаями, традициями.
Идейное целевое единство социальных норм не исключает различий между правовыми и другими социальными нормами. Эти различия проявляются в содержании и характере регулирования ими общественных отношений; в способах их установления; в формах выражения; в способах охраны и степени определенности мер воздействия, применяемых к их нарушителям.
Особенности российской правовой культуры. В современной России на теоретическом уровне наметилось два противоположных взгляда на правовую культуру. С одной стороны, наблюдается либерализация законодательства, долгие годы наблюдалось направление в сторону строительства правового государства, с другой стороны набирают силу почвеннические настроения. Надо отметить, что на практике, непосредственно в законодательстве, доминирует принцип либерализма. Основной закон России, Конституцию РФ, не без оснований именуют одним из самых либеральных в мире.
В обыденной же жизни необходимо отметить широко распространившийся правовой нигилизм, выражающийся, как и много веков назад, в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву. С точки зрения причин это следствие юридического невежества, отсталость и правовой невоспитанности основной массы населения. Кроме того, нельзя в этом плане забывать и об исторических особенностях правовой культуры в России.
В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.
Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Эти слова подтверждает исследователь Ратинов А. Р. Он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.». Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.
В качестве предположения, объясняющего современное положение дел в правовой культуре, можно указать на наследие советской системы. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».
Опираясь на вышесказанное можно констатировать, что несмотря на достаточно высокий, хотя и далеко не совершенный, уровень развития законодательства, воплотившего в себе прогрессивные либеральные ценности, общий уровень правовой культуры населения остаётся крайне низким. И основным проблемным моментом остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности.
Глава 2. Констатирующий эксперимент по исследованию правовой культуры несовершеннолетних.
2.1. Организация и проведение анкетирования.
Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нём. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.
Исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т. д. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.
Наше исследование предполагало проведение анкетирования. Анкеты содержали вопросы:
• 1 часть- простейшие вопросы по правовым знаниям;
• 2 часть- вопросы, касающиеся эмоционального отношения к праву;
• 3 часть- вопросы о правовом поведении.
Всего было15 вопросов. В нашем эксперименте приняли участие студенты 1-2 курсов.
Интересен Вопрос » В чём заключается главная задача изучения права» ответы распределились так: 90 человек ответили, что это научит нас использовать знания в типичных ситуациях в жизни (практический характер). 50-поможет предотвратить совершение правонарушения. 40- ответили, что правовые знания помогут обходиться без профессиональной помощи юристов, что очень отрадно.
Неоднозначным явился вопрос «Что в жизни для Вас представляет наибольшую ценность?»:
5, 6 место занимают закон, мораль и интересы общества. Не представляют особую ценность.
Вопрос: «Совершаете ли Вы мелкие правонарушения в повседневной жизни?
Большинство честно ответили «Иногда» (11 человек).
Таким образом, вопросы о правовом поведении представляют для нас картину-большинство респондентов честно заявили, что их поведение не всегда является правомерным и в повседневной жизни совершаются различные правонарушения. И отношение к ним у студентов достаточно противоречивое.
2.2. Результаты исследования правовой культуры студентов возраста 15-17 лет.
Правовая культура и ее значение
Право как система общеобязательных норм, регулирующих отношения людей в обществе, возникло с образованием древних цивилизаций, в 4-3 тысячелетии до н.э. Оно формировалось в русле общей духовной культуры, развивалось и изменялось вместе с ней. Под правовой культурой понимают состояние всех социальных явлений, связанных с функционированием права.
Значение термина
Правовая культура – сложное, многоаспектное понятие, охватывающее правовые традиции и ценности, принятые в обществе. Оно включает в себя:
• место и роль права, состояние законности, правопорядка;
• обеспечение государством реализации и охраны прав и свобод человека;
• степень развития законодательной и правоохранительной сфер;
• совокупность юридических знаний человека и умение их использовать, его отношение к закону и правовому поведению;
• нравственно-правовую эмоциональную сферу и мышление, систему правовых ценностей, идей и убеждений;
• систему норм и правоотношений;
• качество работы правовых учреждений, профессиональных юристов, органов правосудия.
Элементы правовой культуры, определяющие отношение к праву:
• знание;
• восприятие и оценка;
• осознание необходимости его соблюдать;
• правовая активность.
Структуру правовой культуры формируют:
• правовые идеи;
• правовые нормы;
• правовые поступки;
• учреждения и институты, закрепляющие результат правовой деятельности.
Существует 3 уровня правовой культуры:
1. Обыденный – проявляется в обычной жизни людей через реализацию прав и соблюдение обязанностей. Характеризуется поверхностным пониманием правовых явлений.
2. Профессиональный – принадлежит практикующим юристам, обладающим широкими познаниями в области права и правового поведения.
3. Доктринальный – это научный уровень, формируемый коллективными усилиями ученых-теоретиков. При их непосредственном участии совершенствуется законодательство, подготавливаются профессиональные юридические кадры.
Виды правовой культуры различаются в зависимости от того, кто является ее носителем. Таковыми являются:
• отдельная личность;
• социальная группа;
• общество.
Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, уважении к закону, соблюдении правовых норм, понимании своей юридической и социальной ответственности. Она определяет его правовую деятельность и социализацию.
Правовая культура группы – свойственна определенной общности, обусловлена ее правовыми ценностями, ориентирами. Она свойственна группе юристов-профессионалов, неформальным объединениям молодежи.
Правовая культура общества характеризуется качественным состоянием правовой действительности и правового сознания. Она включает в себя действующие юридические нормы, судебную практику и законотворчество, обусловлена социально-правовой активностью всех субъектов права.
Главным проявлением правовой культуры общества и его субъектов является восприятие права как высшей ценности общественной жизни, потребность действовать в строгом соответствии с ним. Правовая культура вытекает из правосознания – знания и понимания права в обществе.
Правовая культура и правосознание
Правосознание – это форма общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая отношение людей к праву и правовым явлениям общественной жизни, оценку путей их реализации. Оно взаимодействует с моралью, нравственностью, философией, отражает национальные, религиозные, экономические, бытовые особенности общества.
В структуре правосознания принято выделять правовую психологию и правовую идеологию. Правовая психология – отношение к праву на эмоциональном уровне: страх перед наказанием, неприятие правонарушения, протест против беззакония. Компонентами правовой психологии являются:
• знание законов;
• соблюдение обычаев, традиций;
• выбор варианта поведения;
• самостоятельная правовая оценка своих поступков.
Правовая идеология – отношение к правовой действительности, опирающееся на сложившуюся систему правовых взглядов, идей. Она формируется на основе потребностей различных групп и слоев населения, всего общества. Господствующая правовая идеология определяет сущность национальной правовой системы, ее содержание.
Функции правосознания:
• познавательно-оценочная – изучение и познание права, оценка правовых институтов, норм;
• прогностическая – разработка концепций будущих правовых актов в соответствии с потребностями общества;
• регулятивная – исполнение законов осуществляется благодаря сознательной волевой деятельности людей: чем выше уровень правосознания, тем точнее и последовательнее осуществляются нормы права;
• идейно-воспитательная – формирование внутренней потребности в соблюдении правовых норм, уважения к закону.
Правовая культура тесно связана с правосознанием, является его выражением, реализацией, показателем его состояния. Если правосознание – это отношение к праву, законности, правосудию, то правовая культура включает в себя еще и юридически значимую деятельность: создание законов, их применение, правовое поведение должностных лиц, организаций и граждан. Правовая культура и правосознание могут быть:
• индивидуальными – их носителем является один человек;
• коллективными – характеризующими определенную социальную группу;
• общественными – принятыми в данном обществе.
Правовая культура это не только знание и понимание права, сформировавшаяся правовая идеология и психология, но и действия в соответствии с ними. Правовая культура – более широкое понятие, чем правосознание, поэтому количество выполняемых ею функций тоже больше. К перечисленным выше функциям правосознания добавляются:
• правопреобразовательная – проведение правовых реформ, изменение правовой политики и идеологии, совершенствование юридической практики;
• охранительная – обеспечение общественной и личной безопасности, укрепление законности и правопорядка;
• правосоциализаторская – формирование у людей уважения к закону, понимания ценности правомерного поведения и правовой активности;
• коммуникативная – передача юридической информации и социально-правового опыта другим людям;
• транслирующая – передача представлений о праве, моделей юридически значимого поведения последующим поколениям.
Для создания здоровой правовой обстановки в обществе важно не допускать распространения таких явлений. Главным средством формирования зрелого массового правосознания и правовой культуры является правовое воспитание.
Правовое воспитание
Правовая культура личности зависит от ее правовой информированности и образованности. Высокий уровень массового правосознания, правовая активность отдельных граждан являются залогом верховенства права в обществе. Воспитание правосознания и правовой культуры служит профилактике преступлений и борьбе с преступностью, поэтому становится одной из важнейших государственных задач.
Правовое воспитание – это систематическое целенаправленное воздействие на сознание членов общества с целью воспитания уважения к праву и привычки соблюдать закон. Оно состоит из:
• обучения – усвоения и накопления знаний принципов и норм права, умений их использовать, соблюдать обязанности;
• правового информирования и просвещения – передачи сведений и распространения знаний о праве среди населения,
• пропаганды – распространения правовых идей в обществе;
• самовоспитания – формирования каждым человеком внутренней потребности жить и работать в правовом поле, анализа своих поступков;
• юридической практики – уровня и качества работы правоохранительных органов, адвокатов, прокуроров, справедливости судебных решений.
Эти меры направлены на формирование уважения к закону, преодоление правового нигилизма, внедрение в общественное сознание идеи соблюдения правовых норм и исполнения законных обязанностей.
Заключение
Правовая культура – это часть общей культуры общества и человека, включает в себя все положительные достижения юридической науки и практики. Она отражает уровень правовой цивилизованности общества, состояние правосознания, является необходимым условием существования правового, демократического государства.