Что значит православие для русских

Что есть Православие для русского человека?

В наше время идёт мощная атака на нашу веру со сторону англосаксонских стран, США и Англии. В России почти 75% населения – православное. Православие – главный «блок» в фундаменте, на котором держится русский мир, русский народ. Православие – это духовный стержень России. Убрав этот «блок» из фундамента русского мира и фундамент развалится. Именно по этой причине наши заокеанские «друзья» бьют по православию, желая лишить нас духовной силы, всего того, что нам даёт наша вера. Они стараются высмеять православную веру, принизить её роль в судьбе России, выставить в негативном свете активных участников нашей веры, осквернить наши храмы различными способами и т.п. Наши враги специально атакуют в большей степени именно православную веру, они бьют по главному, чтобы наверняка развалить весь фундамент, на котором стоит русский мир. Гораздо меньше нападок на другие составляющие этого фундамента.

Что значит православие для русских. Смотреть фото Что значит православие для русских. Смотреть картинку Что значит православие для русских. Картинка про Что значит православие для русских. Фото Что значит православие для русских

Вера и геополитика

Православная вера – вера Мира, Добра, Справедливости, Жизни. Православие явилось базой для объединения многих народов. Благодаря нашей православной вере, гуманной, человечной, мирной, другие народы шли на объединение с Россией, входили в состав Великого княжества Московского, Русского царства, Российской Империи.

ера на протяжении всей истории сплачивала в трудные времена наш народ, делала его более цельным, монолитным. Во многих войнах именно наша Вера помогала нашему народу одерживать победы. Народы русской цивилизации, России, принявшие православие, отличает доброта, сострадание, любовь к близким и остальным людям, целомудрие, порядочность, честность…

В нашей истории было множество войн. В большинстве эти битвы были для нас оборонительными, на нас нападал враг. Оборонительная война – Священная война. Вера наша помогала нашему народу выстоять в этих битвах, выжить в тяжелые времена (которые были у России практически на протяжении всего существования). Вера сплачивала в войнах не только сам русский народ, но и другие народы России друг с другом. Благодаря мирному сосуществованию народов мы имели возможность бить врага вместе, гнать его с нашей общей территории. Вера дала возможность жить дружно разным народам, помогать друг другу, защищать друг друга…

Бесконечная благодарность Иосифу Сталину за то что не только спас Советский Народ-Русский Народ в Великой Отечественной Войне в 1941-1945 гг., но и фактически возродил Православие на нашей Родине, приняв иерархов Русской Православной Церкви (РПЦ) 4 сентября 1943 года, разрешив архиерейский Собор, открытие богословских учебных заведений, церковный орган печати, строительство новых церквей… Сталин был умнейшим человеком своего времени и прекрасно понимал, что народу нужна Вера, что с Верой шансов на Победу станет гораздо больше.

В наше время идёт мощная атака на нашу веру со сторону англосаксонских стран, США и Англии. В России почти 75% населения – православное. Православие – главный «блок» в фундаменте, на котором держится русский мир, русский народ. Православие – это духовный стержень России. Убрав этот «блок» из фундамента русского мира и фундамент развалится. Именно по этой причине наши заокеанские «друзья» бьют по православию, желая лишить нас духовной силы, всего того, что нам даёт наша вера. Они стараются высмеять православную веру, принизить её роль в судьбе России, выставить в негативном свете активных участников нашей веры, осквернить наши храмы различными способами и т.п. Наши враги специально атакуют в большей степени именно православную веру, они бьют по главному, чтобы наверняка развалить весь фундамент, на котором стоит русский мир. Гораздо меньше нападок на другие составляющие этого фундамента: ислам, буддизм, иудаизм.

У нас хотят забрать нашу веру. Для того, чтобы мы, русская цивилизация, стали слабее, уязвимее. Наши «друзья» хотят лишить нас высоко нравственной культуры, истинно человеческой системы ценностей, убеждений, взглядов… Свою пропаганду они ведут очень аккуратно, плавно, мягко, незаметно. Большинство людей даже не понимает, что идёт обработка их мозгов, что изо дня в день работает вражеская пропаганда.

Вера и судьба народа

Народ без веры – как колосья в поле. Нет направления, нет стержня, нет пути. Православную веру можно представить в виде универсальной системы знаний, которой пользовался наш народ. Данная система знаний образовывала, обучала, развивала, растила русский более тысячи лет. Именно православие создало русский народ таким, каким он является на сегодняшний день. Русский мир сформировался с помощью православной веры, он впитал в себя всё множество элементов, из которых состоит православие.

Православная вера на протяжении многих столетий всегда вела наш народ к Жизни, формировала Великую Россию, высокодуховную, независимую, сильную. Сегодняшнюю «мамонократию», в которой деньги – главное в жизни, можно победить только Верой. Каждый русский человек является носителем главных ценностей, которые выражаются как Вера в Бога и Любовь к Родине. Эти ценности – залог будущих побед нашего народа, нашей страны, главные составляющие для продолжения Жизни Русской цивилизации. Православие зовёт каждого человека на сторону Жизни (Света, Добра, Правды), а не сторону Смерти (Тьмы, Зла, Лжи).

Что дала Православная Вера нашему народу?

Во-первых, на протяжении многих веков Вера помогала нашему народу выжить как физически, так и психологически. Все сотни предыдущих лет жизнь в России и мире была весьма тяжёлой (нашим предкам не дано было жить такой приятной, комфортной, лёгкой, радостной жизнью, которой живём сейчас все мы). Вера поддерживала людей, помогала им выжить, облегчала их жизнь, была для них утешением, радостью, надеждой. Вера была для души народа доктором, психологом.

Во-вторых, Православие для нашего народа было именно тем инструментом, который формировал Народ, закладывал в него правильную (основанную на правде, добре, истине) систему ценностей, убеждений, русский культурный код. Вера помогала познавать духовный мир, формулировать именно человеколюбивое мировоззрение. Вера делала людей дружными, объединяла их, сплачивала. Люди всегда помогали друг другу, жили дружно. Православная вера выращивала из поколения в поколение в нашем народе такие прекрасные качества как: любовь к людям, доброта, честность, искренность, сочувствие, справедливость, умеренность, жертвенность, ответственность, выносливость, терпение, смирение, чистоплотность, духовность, сила духа, сила воли, чистосердечие, самоконтроль, вежливость, скромность, порядочность, дисциплинированность, уверенность в Боге, Добре, эмпатия, самокритичность, гуманность, стрессоустойчивость, целомудрие, самоотверженность, коммуникабельность, жизнерадостность, сдержанность, бесконфликтность, трудолюбие, нравственность…

В-третьих, Православие не только создавало у народа положительные качества, но «работало» и с отрицательными (усмирение гордости, высокомерия, зависти, ненависти, злости, обиды, похоти и др.). Вера сдерживала развитие многих животных низменных греховных качеств в человеке таких как: прелюбодеяние, разврат, гомосексуализм, педофилию, лесбиянство. Благодаря чему в народе не распространялись половые отклонения-извращения (ЛГБТ), венерические заболевания, сексуальные издевательства над женщинами и детьми и т.п. Вера сдерживала животную жажду наживы на других людях, поживиться за чужой счёт, обмануть другого человека, обокрасть его.

В-четвёртых, Православная вера это и грамотная умеренная полезная система питания, построенная таким образом, чтобы человек жил лучше, дольше. Очень много зависит в жизни человека от того, что он ест, как ест, сколько ест. Вера призывает относиться к этому вопросу более осознанно через соблюдение определённых правил и др.

Колоссальное определяющее влияние на культуру русского народа оказало Православие. Главная ценность Русской культуры – душа человека, вера в её спасение, бессмертие. Россия нуждается в Вере, Русской Православной Вере. Русский народ, обретающий Веру в своих душе и сердце готов на всё, он становится народом жертвенного подвига. Россия жила, живёт и будет жить Православной Верой.

В наши дни влияние Веры на народ, конечно, не такое огромное, как было в предыдущие века. Одна из главных причин этому, как мы уже понимаем, это – революция 1917 года, кардинально изменившая жизнь в стране… Нам же сегодня всем необходимо понимать и помнить, что наша Православная Вера много раз спасала наш народ, нашу страну от полного исчезновения и за это мы должны быть ей по-человечески искренне благодарны. Огромнейшая положительная роль нашей Православной Веры в судьбе нашего народа, судьбе нашей страны, России очевидна. Поэтому нам всем необходимо бережно относиться к своей Вере, своей Великой Истории, своим Великим Предкам.

Не только мы живём в России, но и Россия живёт в нас.

Источник

Православие: основы, значение, особенности религии

Православие, как известно, пришло на Русь после крещения князя Владимира в 988 году. Сегодня в России православными называют себя 67% жителей. При этом значение слова «православие», суть религии и ее отличия от других ветвей христианства, прежде всего, от католицизма, понятны далеко не всем. Восполним эти и другие пробелы прямо сейчас.

Что такое православие

Православие – одно из трёх главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии). Занимает третье место по численности (около 300 млн. человек) среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд.) и протестантизма (800 млн.).

Само слово «православие» (калька с греч. ὀρθοδοξία) означает буквально «правильное славление» или «правильное мнение». С греческого слово переводится как «ортодоксия». В русском переводе есть ассоциация со словом «право» или «правильно». Хотя по-гречески «ортос» означает «прямой» или «правильный». То есть прямой путь к Господу: не сворачиваешь ни вправо, ни влево. А слово «доксия» означает «мнение» или «мысль». Поэтому православие – это правильные мысли о Боге. Такой перевод.

Когда появилось православие: краткая история

Этот термин возник в 4 веке. Вообще, православная церковь идет от апостолов. Просто в древности было другое слово. То, что мы называем православием, во времена первых христиан называлось благочестие. В древнем смысле благочестие — это правильное почитание Бога. Просто определения православной церкви менялось. Это все одна реальность, которая не включает в себя лжеучения. А с первого века были разделения внутри христианства. Церковь не знает ни одного периода, когда все были едины.

В русской истории, начиная с крещения Руси в X в., церковь была связана с государственной властью. А церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией.

Что значит православие для русских. Смотреть фото Что значит православие для русских. Смотреть картинку Что значит православие для русских. Картинка про Что значит православие для русских. Фото Что значит православие для русских

Более четырех веков россияне жили под негласной властью византийской церкви. Однако московская церковь претендовала на собственную исключительность и в 1448 году московские священники объявили собственную самостоятельность, не признанную Константинополем и остальным миром вообще. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – патриарх.

С падением монархии для русской церкви начался период испытаний. С началом революции в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. Результатом чего стало разграбление многих храмов.

Государственное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941, после ряда военных неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941–1945 сплотила верующих и неверующих.

После распада СССР в 1991 русская православная церковь стала возрождаться, а вместе с тем прекратились гонения на верующих, распространенные в советские времена, прекратились. Началось возрождение старых (около 1,5 тысяч уцелевших из 50 тысяч, насчитывающихся до революции 1917 г.) и строительство новых христианских храмов.

Во что верят православные: основные положения христианства

В догматике есть четыре основных момента. Первое — вера в Троицу: Отец, Сын и Святой Дух. Для нас это не три бога. Это не три маски одного и того же божества. Это три божественные личности между которыми есть отношения и общение. И отношения эти — любовь. Отсюда и идет главная христианская заповедь — любовь. Ведь мы созданы по образу и подобию Божьему.

Что значит православие для русских. Смотреть фото Что значит православие для русских. Смотреть картинку Что значит православие для русских. Картинка про Что значит православие для русских. Фото Что значит православие для русских

Второе — Христос есть Бог и человек. Почему это важно? Бог неуязвим. А тут он принял человеческую плоть и душу, чтобы сделать себя уязвимым. Чтобы прочувствовать на своем опыте человеческие страдания: и физические, и душевные. Это сближает Бога с нами. А практическое применение — когда мы обращаемся к Господу в молитве он нас понимает, потому что все это прочувствовал здесь на земле.

Четвертое — вера в церковь. Христиане считают, что прийти к Богу невозможно без церкви. Речь не идет о здании. Нужно приблизиться к другим людям. То, что мы вместе собираемся на молитву в храме — важнейший момент. Нельзя приближаться к Богу отдаляясь от других людей.

Отличия православия от католицизма

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Что значит православие для русских. Смотреть фото Что значит православие для русских. Смотреть картинку Что значит православие для русских. Картинка про Что значит православие для русских. Фото Что значит православие для русских

Главные отличия между православием и католичеством можно свести к нескольким пунктам:

Основные таинства православия

Что значит православие для русских. Смотреть фото Что значит православие для русских. Смотреть картинку Что значит православие для русских. Картинка про Что значит православие для русских. Фото Что значит православие для русских

Второе – таинство миропомазания. В нем человеку дается дар святого духа. Оно совершается после крещения. И цель жизни человека, развивать этот дар в себе.

Третье – Причастие или Евхаристия. Через него связь, образовавшаяся между человеком и Христом во время Крещения, поддерживается на протяжении всей жизни.

Четвертое – исповедь. Оно помогает человеку избавляться от грехов для дальнейшей работы над собой.

Пятое – венчание. Оно делает мужа и жену одним целым.

Основные православные праздники

Практически всем известно, что главным православным (и вообще христианским) праздником является пасха. Однако наряду с ней существует еще несколько знаменательных дат.

Пасха

Праздник праздников, или «велик день» – это Пасха, воспоминание воскресения Иисуса Христа из мертвых. Древнейший из всех христианских праздников праздновался апостолами, и именно они завещали совершать христианскую Пасху в первый воскресный день после весеннего равноденствия, через неделю после Пасхи еврейской. Даты празднования Пасхи и других переходящих праздников на каждый год содержатся в т.н. пасхалии.

Что значит православие для русских. Смотреть фото Что значит православие для русских. Смотреть картинку Что значит православие для русских. Картинка про Что значит православие для русских. Фото Что значит православие для русских

Богослужение Пасхи отличается от всех праздничных служб своей праздничностью и торжественностью. Перед началом пасхальной утрени священнослужители облачаются в светлые священные ризы. Ровно в полночь начинается крестный ход: церковь идет «во сретение» восставшего из гроба Христа.

Рождество Христово

25 декабря (7 января) – великий день для всего христианского мира. Предпразднество его начинается за пять дней до самого праздника. Канун праздника называется сочельником. В сочельник читают т.н. царские часы, это богослужение совершается при открытых царских вратах в центре храма перед Евангелием, положенным на аналое в знак того, что отныне Спаситель пребывает среди людей.

Что значит православие для русских. Смотреть фото Что значит православие для русских. Смотреть картинку Что значит православие для русских. Картинка про Что значит православие для русских. Фото Что значит православие для русских

Ночная служба под Рождество начинается с исполнения торжественной песни С нами Бог… и произнесения пророчества Исайи о Спасителе. Празднованием Рождества Христова церковь прославляет в родившемся Младенце истинное соединение божественной природы с человеческой и приход в мир Солнца правды. Празднику предшествует 40-дневный Рождественский (или «Филиппов») пост. Двенадцать дней после праздника называют святками, или святыми днями.

Рождество Богородицы

8 (21) сентября. Богослужебный год начинается в сентябре. Первый двунадесятый праздник осени – это Рождество Богородицы. Он установлен в 4 в. и отмечает «начало нашего спасения» – рождение Богоматери. Обстоятельства рождения Девы Марии подробно описаны в апокрифическом Евангелии от Иакова. Оно повествует о благочестивой, но бездетной еврейской чете – Иоакиме и Анне, которым суждено было стать родителями Богородицы.

Мария родилась в семье праведников, среди ее предков было немало прославленных мужей Ветхого Завета. Явление в мир Девы Марии, «чистого сосуда Божия», было подготовлено подвигом благочестия многих поколений. Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощная с чтением паремий и литией. В паремии включены библейские тексты, описывающие события и явления, прообразующие Богоматерь. Празднуя Рождество Богородицы,

Церковь прославляет высочайшую степень приближения Божества к человечеству. По слову Иоанна Дамаскина, день Рождества Марии – праздник всемирной радости, потому что «Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась на радость».

Преображение Господне

6 (19) августа. Этот праздник – воспоминание о том, как Иисус явился ученикам в славе своего Божества, преобразившись перед ними на горе Фавор. Свидетелями этого события, по синоптическим евангелиям, было три человека – любимые ученики Иисуса – апостолы Петр, Иоанн и Иаков.

Что значит православие для русских. Смотреть фото Что значит православие для русских. Смотреть картинку Что значит православие для русских. Картинка про Что значит православие для русских. Фото Что значит православие для русских

Преображение символизирует явление нового Небесного царства, возвещает о будущем преображении твари (тварного мира). Христианский праздник Преображения совпадает с периодом сбора плодов, поэтому в этот день принято приносить в церковь для освящения плоды нового урожая (отсюда народное название праздника «Яблочный Спас»).

Успение Божьей Матери

Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост. Богослужение начинается всенощным бдением с паремиями, на котором происходит вынос святой плащаницы Богоматери на середину храма. На следующий день совершается чин погребения Богоматери, во время которого плащаницу трижды обносят вокруг храма.

Вход Господень в Иерусалим

Царский вход Иисуса Христа в Иерусалим отмечается в воскресенье за неделю до Пасхи. На литургии вспоминается, как Спаситель пришел со своими учениками в Иерусалим на праздник Пасхи и въехал в город в знак смирения, «сидя на молодом осле». Народ, наслышанный о совершенных им чудесах, встретил его как царя, постилая перед ним одежды и пальмовые ветви.

Что значит православие для русских. Смотреть фото Что значит православие для русских. Смотреть картинку Что значит православие для русских. Картинка про Что значит православие для русских. Фото Что значит православие для русских

По традиции, верующие приходят в этот день в храм с веточками распустившейся вербы, которые заменили в России пальмовые ветви. Принесенные как дар Христу ветви освящаются на службе кроплением святой водой. Как и пальмовые ветви, они служат символом победы над смертью и твердой веры в воскресение.

Вознесение

Вознесение празднуется на сороковой день после Пасхи. После своего воскресения Христос являлся ученикам, уверяя их в истине воскресения, и подготавливал к проповеди Евангелия всем народам. В последний день своего пребывания на земле Он взошел на Елеонскую гору, благословил апостолов, воздел руки к Небу, и сияющее облако Славы скрыло его.

Что значит православие для русских. Смотреть фото Что значит православие для русских. Смотреть картинку Что значит православие для русских. Картинка про Что значит православие для русских. Фото Что значит православие для русских

Вознесение Господне – христологический догмат: прославленное человеческое естество Христа после вознесения вошло во внутрибожественную жизнь Св. Троицы. Поэтому церковь в песнопениях праздника призывает славить вознесшегося Жизнодавца Христа.

Пятидесятница

Пятидесятница, или Троицын день, отмечается в пятидесятый день после Пасхи. Именно в пятидесятый день после своего восстания из гроба Господь послал ученикам Святого Духа, чтобы облечь их силою свыше. Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени, символизирующих живое и действенное слово, при помощи которого они были призваны проповедовать Евангелие народам. День Пятидесятницы считается началом истории церкви, днем ее рождения.

Что значит православие для русских. Смотреть фото Что значит православие для русских. Смотреть картинку Что значит православие для русских. Картинка про Что значит православие для русских. Фото Что значит православие для русских

Праздник Пятидесятницы продолжается целую неделю. Первый день целиком посвящен прославлению Св. Троицы. Во второй день прославляется Святой Дух. В состав Троицкой вечерни входят особые коленопреклоненные молитвы во имя Пресвятой Троицы, разделенные на три части. Эти молитвы произносит настоятель храма, стоя на коленях в царских вратах. В них он просит триединого Бога освятить всех умерших и живущих на земле. В русской традиции день Св. Троицы связывался с проводами весны и встречей лета.

Источник

Православие

Правосла́вие (греч. ὀρθοδοξία (орто­док­сиа) — пра­виль­ное суж­де­ние, пра­виль­ное учение, пра­виль­ное сла́вление (от греч. ὀρθός — прямой, сто­я­щий прямо, пра­виль­ный, + δοκέω — думаю) – 1) истин­ное рели­ги­оз­ное учение о Боге, о Его тво­ре­нии и Его отно­ше­нии к этому тво­ре­нию, о при­зва­нии и пред­на­зна­че­нии чело­века, о путях дости­же­ния чело­ве­ком спа­се­ния, даро­ван­ное через Гос­пода Иисуса Христа, рас­кры­ва­е­мое чело­веку посред­ством бла­го­дати Свя­того Духа, непре­станно пре­бы­ва­ю­щего в Единой Святой Собор­ной и Апо­столь­ской Церкви Хри­сто­вой; 2) един­ственно истин­ное направ­ле­ние хри­сти­ан­ства.

Что значит православие для русских. Смотреть фото Что значит православие для русских. Смотреть картинку Что значит православие для русских. Картинка про Что значит православие для русских. Фото Что значит православие для русских

«Пра­во­сла­вие есть истин­ное Бого­по­зна­ние и Бого­по­чи­та­ние; Пра­во­сла­вие есть покло­не­ние Богу Духом и Исти­ною; Пра­во­сла­вие есть про­слав­ле­ние Бога истин­ным позна­нием Его и покло­не­нием Ему; Пра­во­сла­вие есть про­слав­ле­ние Богом чело­века, истин­ного слу­жи­теля Божия, даро­ва­нием ему бла­го­дати Все­свя­таго Духа. Дух есть слава хри­стиан ( Ин.7:39 ). Где нет Духа, там нет Пра­во­сла­вия» (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов).

Поня­тие Пра­во­сла­вие вклю­чает в себя три вза­и­мо­свя­зан­ные части.

Во-первых, слово Пра­во­сла­вие имеет веро­учи­тель­ный смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать чистое, целост­ное и неис­ка­жен­ное хри­сти­ан­ское учение, явлен­ное в цер­ков­ных дог­ма­тах. В дог­ма­ти­че­ском смысле Пра­во­слав­ное учение про­ти­во­стоит всем ересям как иска­же­ниям хри­сти­ан­ства и отра­жает пол­ноту Бого­ве­де­ния, доступ­ную чело­ве­че­скому роду. В таком зна­че­нии термин Пра­во­сла­вие встре­ча­ется уже в сочи­не­ниях апо­ло­ге­тов II века (в част­но­сти, Кли­мента Алек­сан­дрий­ского).

Во-вторых, слово Пра­во­сла­вие имеет цер­ков­ный или эккле­зио­ло­ги­че­ский смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать сооб­ще­ство авто­ке­фаль­ных хри­сти­ан­ских помест­ных Церк­вей, име­ю­щих между собой евха­ри­сти­че­ское обще­ние.

В‑третьих, слово Пра­во­сла­вие имеет мисти­че­ский смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать хри­сти­ан­скую духов­ную прак­тику (опыт) Бого­по­зна­ния через стя­жа­ние Боже­ствен­ной бла­го­дати Свя­того Духа, спа­са­ю­щей и пре­об­ра­жа­ю­щей (обо­жи­ва­ю­щей) чело­века.

Все три смысла Пра­во­сла­вия вза­и­мо­свя­заны и не мыс­лимы один без дру­гого. Пра­во­слав­ное веро­уче­ние имеет своим источ­ни­ком мисти­че­ский опыт и пре­по­да­ется в Церкви Хри­сто­вой. Пра­во­слав­ная Цер­ковь являет одно дог­ма­ти­че­ское веро­уче­ние, осно­ван­ное на одном мисти­че­ском опыте. Пра­во­слав­ный мисти­че­ский опыт выра­жа­ется в хра­ни­мом Цер­ко­вью веро­уче­нии.

Слово Пра­во­сла­вие есть пере­вод гре­че­ского слова Орто­док­сия (Orthodoxia). Это слово состоит из двух частей. Первая часть Орто (Ortho) в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «прямой», «пра­виль­ный». Вторая часть докса (doxa) в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «знание», «суж­де­ние», «мнение», а также «сияние», «слава», «честь». Эти зна­че­ния вза­имно допол­няют друг друга, ибо пра­виль­ное мнение в рели­гии пред­по­ла­гает пра­виль­ное сла­во­сло­вие Бога, и, как след­ствие, при­част­ность к Его славе. В послед­нем зна­че­нии («слава») слово докса встре­ча­ется в Новом Завете наи­бо­лее часто. Напри­мер, Спа­си­тель «принял от Бога Отца славу (греч. doxa) и честь» ( 2Пет.1:17 ), был «увен­чан славою (греч. doxa) и честию через пре­тер­пе­ние смерти» ( Евр.2:9 ), грядет «на обла­ках небес­ных с силою и славою (греч. doxa) вели­кою» ( Лк.21:27 ), хри­сти­а­нин должен пре­об­ра­жаться «в тот же образ от славы (греч. doxa) в славу» ( 2Кор.3:18 ), «ибо Твоё есть цар­ство и сила и слава (греч. doxa) во веки» ( Мф.6:13 ). Поэтому слово Орто­док­сия пере­ве­дено как Пра­во­сла­вие.

Когда появи­лось Пра­во­сла­вие?

Пра­во­сла­вие, как пра­виль­ная, истин­ная вера и пра­виль­ное почи­та­ние Бога, было осно­вано Иису­сом Хри­стом, т.е. пра­во­сла­вие — это изна­чаль­ное, аутен­тич­ное хри­сти­ан­ство. В 1054 году от единой Пра­во­слав­ной Церкви отко­лолся като­ли­цизм, далее от него отко­ло­лись про­те­станты.

Пра­во­сла­вие хочет быть полным откро­ве­нием хри­сти­ан­ства, чтобы послед­нее выра­жа­лось в нем адек­ватно и значит – пра­вильно. В этом смысле пра­во­сла­вие есть «правое испо­ве­да­ние» – орто­док­сия – потому, что вос­про­из­во­дит в себе весь разу­ме­е­мый объект, само видит и другим пока­зы­вает его в «пра­виль­ном мнении» по всему пред­мет­ному богат­ству и со всеми осо­бен­но­стями.

По своему внут­рен­нему упо­ва­нию пра­во­сла­вие мыслит себя хри­сти­ан­ством в его изна­чаль­ной пол­ноте и непо­вре­жден­ной целост­но­сти. Оно прин­ци­пи­ально раз­гра­ни­чи­ва­ется от других хри­сти­ан­ских испо­ве­да­ний не как истина от заблуж­де­ний, а, соб­ственно, в каче­стве целого по срав­не­нию с частями. Послед­ние уже выде­ля­ются из него и для оправ­да­ния и обес­пе­че­ния своей авто­но­мии вынуж­да­ются наста­и­вать на прямом обособ­ле­нии с резким отте­не­нием своих отли­чи­тель­ных свойств и такой несрод­но­сти, кото­рая исклю­чает сме­ше­ние и пере­дачу. По самой своей целост­но­сти пра­во­сла­вие не чув­ствует к сему внут­рен­ней надоб­но­сти, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни жела­ния диф­фе­рен­ци­ро­ваться от них.

Пра­во­сла­вие не имеет «сим­во­ли­че­ских книг» в тех­ни­че­ском смысле Оно почи­тает себя правым, или под­лин­ным уче­нием Хри­сто­вым во всей пер­во­на­чаль­но­сти и непо­вре­жден­но­сти, а тогда – какая же может быть у него особая отли­чи­тель­ная док­трина, кроме Еван­гель­ско-Хри­сто­вой?! Пра­во­сла­вие апел­ли­рует к старым, исконно хри­сти­ан­ским нормам и не ука­зы­вает для себя особых «сим­во­ли­че­ских книг», потому что не имеет ничего сим­во­ли­че­ски нового в дог­ма­ти­че­ском отно­ше­нии по срав­не­нию с эпохою до заклю­че­ния семи Все­лен­ских Собо­ров. Этим пока­зы­ва­ется, что пра­во­сла­вие сохра­няет и про­дол­жает изна­чаль­ное апо­столь­ское хри­сти­ан­ство по непо­сред­ствен­ному и непре­рыв­ному пре­ем­ству. В исто­ри­че­ском тече­нии хри­сти­ан­ства по все­лен­ной это есть цен­траль­ный поток, идущий от самого «источ­ника воды живой» ( Апок.21:6 ) и не укло­ня­ю­щийся на всем своем про­тя­же­нии до скон­ча­ния мира.

свя­щен­ник Гри­го­рий Гри­го­рьев:

Бог – Он для всех наро­дов. Это не значит, что все рели­гии оди­на­ковы, вовсе нет, пра­во­сла­вие – это рели­гия, когда лест­ница была спу­щена с неба. Но когда люди пыта­ются стро­ить лест­ницу в небо…, воз­можно, они не знают о той лест­нице.

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш):

Каково то глав­ное свой­ство пра­во­слав­ной жизни, лежа­щее в самой ее основе, по кото­рому можно опре­де­лить, не укло­ни­лись ли мы от Пра­во­сла­вия? Свой­ство это – регу­ляр­ное и созна­тель­ное уча­стие в Святых Таин­ствах Пока­я­ния и Евха­ри­стии.

Чем отли­ча­ется пра­во­сла­вие в разных стра­нах? «Пра­во­слав­ный мир очень раз­но­об­раз­ный. Суще­ствует набор правил и норм, кото­рый должен опре­де­лять жизнь пра­во­слав­ной церкви. Но жизнь оказыва­ется намного шире, чем эти нормы. Это опре­де­ля­ется мно­гими при­чи­нами: исто­ри­че­скими, куль­тур­ными, совре­мен­ной обще­ственно-поли­ти­че­ской ситу­а­цией.

Есть и быто­вые раз­ли­чия. Напри­мер, в рус­ских церк­вях не при­нято сидеть во время службы, а в гре­че­ской и боль­шин­стве других стоят лавочки. У греков при­нято испо­ве­до­ваться при­мерно раз в месяц, но это осно­ва­тель­ная беседа с духов­ни­ком. В рус­ских церк­вях при­нято испо­ве­до­ваться перед каждым при­ча­стием.

Есть раз­ли­чия и в системе управ­ле­ния церк­вей. Напри­мер, в гре­че­ской церкви нет жест­кой иерар­хии цер­ков­ной власти. А пред­сто­я­тель церкви, архи­епи­скоп Афин­ский, явля­ется лишь пред­се­да­те­лем Синода — его личные реше­ния не име­ют ника­кого вли­я­ния на жизнь отдель­ных епар­хий. Про­ти­во­по­лож­ная ситу­а­ция в Рус­ской церкви. Так про­ис­хо­дит в силу исто­ри­че­ских обсто­я­тельств и личных хариз­ма­ти­че­ских осо­бен­но­стей пред­сто­я­те­лей. Скажем, роль алек­сан­дрийского папы в период позд­ней Антич­но­сти была абсо­лют­ная — даже больше, чем власть рим­ских пап. Но сейчас наобо­рот: Алек­сан­дрий­ская цер­ковь явля­ется одной из наи­бо­лее демо­кра­тич­ных среди пра­во­слав­ных помест­ных церк­вей. Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх во всем сове­ту­ется со своим Сино­дом, посто­янно при­слу­ши­ва­ется к голосу веру­ю­щих — сейчас это уже не столько греки, сколько корен­ные жители афри­кан­ских госу­дарств. Вот недавно он пошел на бес­пре­це­дент­ный шаг, вос­ста­но­вив древ­ний инсти­тут диа­ко­нисс для женщин».
архи­манд­рит Кирилл

«Пра­во­слав­ные церкви отли­ча­ются в основ­ном народ­ными тра­ди­ци­ями и степе­нью модер­ни­за­ции. Бол­гары, напри­мер, пол­но­стью пере­шли на раз­го­вор­ный язык (но народу в храмах от этого стало не больше, а меньше). Греки и многие другие пере­шли на евро­пей­ский кален­дарь; рус­ские, сербы и гру­зины — нет. У помест­ных церк­вей есть свои святые, неко­то­рые осо­бен­ные празд­ники — напри­мер, Покров (хотя празд­ник и визан­тий­ский, сейчас он есть только в Рос­сии). Но в целом тра­ди­ция имеет тен­ден­цию к одно­род­но­сти — за счет усили­вшегося обще­ния пра­во­слав­ных разных стран».
Павел Кузен­ков, пре­по­да­ва­тель Сре­тен­ской ДС.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *