Что значит православие для русских
Что есть Православие для русского человека?
В наше время идёт мощная атака на нашу веру со сторону англосаксонских стран, США и Англии. В России почти 75% населения – православное. Православие – главный «блок» в фундаменте, на котором держится русский мир, русский народ. Православие – это духовный стержень России. Убрав этот «блок» из фундамента русского мира и фундамент развалится. Именно по этой причине наши заокеанские «друзья» бьют по православию, желая лишить нас духовной силы, всего того, что нам даёт наша вера. Они стараются высмеять православную веру, принизить её роль в судьбе России, выставить в негативном свете активных участников нашей веры, осквернить наши храмы различными способами и т.п. Наши враги специально атакуют в большей степени именно православную веру, они бьют по главному, чтобы наверняка развалить весь фундамент, на котором стоит русский мир. Гораздо меньше нападок на другие составляющие этого фундамента.
Вера и геополитика
Православная вера – вера Мира, Добра, Справедливости, Жизни. Православие явилось базой для объединения многих народов. Благодаря нашей православной вере, гуманной, человечной, мирной, другие народы шли на объединение с Россией, входили в состав Великого княжества Московского, Русского царства, Российской Империи.
ера на протяжении всей истории сплачивала в трудные времена наш народ, делала его более цельным, монолитным. Во многих войнах именно наша Вера помогала нашему народу одерживать победы. Народы русской цивилизации, России, принявшие православие, отличает доброта, сострадание, любовь к близким и остальным людям, целомудрие, порядочность, честность…
В нашей истории было множество войн. В большинстве эти битвы были для нас оборонительными, на нас нападал враг. Оборонительная война – Священная война. Вера наша помогала нашему народу выстоять в этих битвах, выжить в тяжелые времена (которые были у России практически на протяжении всего существования). Вера сплачивала в войнах не только сам русский народ, но и другие народы России друг с другом. Благодаря мирному сосуществованию народов мы имели возможность бить врага вместе, гнать его с нашей общей территории. Вера дала возможность жить дружно разным народам, помогать друг другу, защищать друг друга…
Бесконечная благодарность Иосифу Сталину за то что не только спас Советский Народ-Русский Народ в Великой Отечественной Войне в 1941-1945 гг., но и фактически возродил Православие на нашей Родине, приняв иерархов Русской Православной Церкви (РПЦ) 4 сентября 1943 года, разрешив архиерейский Собор, открытие богословских учебных заведений, церковный орган печати, строительство новых церквей… Сталин был умнейшим человеком своего времени и прекрасно понимал, что народу нужна Вера, что с Верой шансов на Победу станет гораздо больше.
В наше время идёт мощная атака на нашу веру со сторону англосаксонских стран, США и Англии. В России почти 75% населения – православное. Православие – главный «блок» в фундаменте, на котором держится русский мир, русский народ. Православие – это духовный стержень России. Убрав этот «блок» из фундамента русского мира и фундамент развалится. Именно по этой причине наши заокеанские «друзья» бьют по православию, желая лишить нас духовной силы, всего того, что нам даёт наша вера. Они стараются высмеять православную веру, принизить её роль в судьбе России, выставить в негативном свете активных участников нашей веры, осквернить наши храмы различными способами и т.п. Наши враги специально атакуют в большей степени именно православную веру, они бьют по главному, чтобы наверняка развалить весь фундамент, на котором стоит русский мир. Гораздо меньше нападок на другие составляющие этого фундамента: ислам, буддизм, иудаизм.
У нас хотят забрать нашу веру. Для того, чтобы мы, русская цивилизация, стали слабее, уязвимее. Наши «друзья» хотят лишить нас высоко нравственной культуры, истинно человеческой системы ценностей, убеждений, взглядов… Свою пропаганду они ведут очень аккуратно, плавно, мягко, незаметно. Большинство людей даже не понимает, что идёт обработка их мозгов, что изо дня в день работает вражеская пропаганда.
Вера и судьба народа
Народ без веры – как колосья в поле. Нет направления, нет стержня, нет пути. Православную веру можно представить в виде универсальной системы знаний, которой пользовался наш народ. Данная система знаний образовывала, обучала, развивала, растила русский более тысячи лет. Именно православие создало русский народ таким, каким он является на сегодняшний день. Русский мир сформировался с помощью православной веры, он впитал в себя всё множество элементов, из которых состоит православие.
Православная вера на протяжении многих столетий всегда вела наш народ к Жизни, формировала Великую Россию, высокодуховную, независимую, сильную. Сегодняшнюю «мамонократию», в которой деньги – главное в жизни, можно победить только Верой. Каждый русский человек является носителем главных ценностей, которые выражаются как Вера в Бога и Любовь к Родине. Эти ценности – залог будущих побед нашего народа, нашей страны, главные составляющие для продолжения Жизни Русской цивилизации. Православие зовёт каждого человека на сторону Жизни (Света, Добра, Правды), а не сторону Смерти (Тьмы, Зла, Лжи).
Что дала Православная Вера нашему народу?
Во-первых, на протяжении многих веков Вера помогала нашему народу выжить как физически, так и психологически. Все сотни предыдущих лет жизнь в России и мире была весьма тяжёлой (нашим предкам не дано было жить такой приятной, комфортной, лёгкой, радостной жизнью, которой живём сейчас все мы). Вера поддерживала людей, помогала им выжить, облегчала их жизнь, была для них утешением, радостью, надеждой. Вера была для души народа доктором, психологом.
Во-вторых, Православие для нашего народа было именно тем инструментом, который формировал Народ, закладывал в него правильную (основанную на правде, добре, истине) систему ценностей, убеждений, русский культурный код. Вера помогала познавать духовный мир, формулировать именно человеколюбивое мировоззрение. Вера делала людей дружными, объединяла их, сплачивала. Люди всегда помогали друг другу, жили дружно. Православная вера выращивала из поколения в поколение в нашем народе такие прекрасные качества как: любовь к людям, доброта, честность, искренность, сочувствие, справедливость, умеренность, жертвенность, ответственность, выносливость, терпение, смирение, чистоплотность, духовность, сила духа, сила воли, чистосердечие, самоконтроль, вежливость, скромность, порядочность, дисциплинированность, уверенность в Боге, Добре, эмпатия, самокритичность, гуманность, стрессоустойчивость, целомудрие, самоотверженность, коммуникабельность, жизнерадостность, сдержанность, бесконфликтность, трудолюбие, нравственность…
В-третьих, Православие не только создавало у народа положительные качества, но «работало» и с отрицательными (усмирение гордости, высокомерия, зависти, ненависти, злости, обиды, похоти и др.). Вера сдерживала развитие многих животных низменных греховных качеств в человеке таких как: прелюбодеяние, разврат, гомосексуализм, педофилию, лесбиянство. Благодаря чему в народе не распространялись половые отклонения-извращения (ЛГБТ), венерические заболевания, сексуальные издевательства над женщинами и детьми и т.п. Вера сдерживала животную жажду наживы на других людях, поживиться за чужой счёт, обмануть другого человека, обокрасть его.
В-четвёртых, Православная вера это и грамотная умеренная полезная система питания, построенная таким образом, чтобы человек жил лучше, дольше. Очень много зависит в жизни человека от того, что он ест, как ест, сколько ест. Вера призывает относиться к этому вопросу более осознанно через соблюдение определённых правил и др.
Колоссальное определяющее влияние на культуру русского народа оказало Православие. Главная ценность Русской культуры – душа человека, вера в её спасение, бессмертие. Россия нуждается в Вере, Русской Православной Вере. Русский народ, обретающий Веру в своих душе и сердце готов на всё, он становится народом жертвенного подвига. Россия жила, живёт и будет жить Православной Верой.
В наши дни влияние Веры на народ, конечно, не такое огромное, как было в предыдущие века. Одна из главных причин этому, как мы уже понимаем, это – революция 1917 года, кардинально изменившая жизнь в стране… Нам же сегодня всем необходимо понимать и помнить, что наша Православная Вера много раз спасала наш народ, нашу страну от полного исчезновения и за это мы должны быть ей по-человечески искренне благодарны. Огромнейшая положительная роль нашей Православной Веры в судьбе нашего народа, судьбе нашей страны, России очевидна. Поэтому нам всем необходимо бережно относиться к своей Вере, своей Великой Истории, своим Великим Предкам.
Не только мы живём в России, но и Россия живёт в нас.
Православие: основы, значение, особенности религии
Православие, как известно, пришло на Русь после крещения князя Владимира в 988 году. Сегодня в России православными называют себя 67% жителей. При этом значение слова «православие», суть религии и ее отличия от других ветвей христианства, прежде всего, от католицизма, понятны далеко не всем. Восполним эти и другие пробелы прямо сейчас.
Что такое православие
Православие – одно из трёх главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии). Занимает третье место по численности (около 300 млн. человек) среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд.) и протестантизма (800 млн.).
Само слово «православие» (калька с греч. ὀρθοδοξία) означает буквально «правильное славление» или «правильное мнение». С греческого слово переводится как «ортодоксия». В русском переводе есть ассоциация со словом «право» или «правильно». Хотя по-гречески «ортос» означает «прямой» или «правильный». То есть прямой путь к Господу: не сворачиваешь ни вправо, ни влево. А слово «доксия» означает «мнение» или «мысль». Поэтому православие – это правильные мысли о Боге. Такой перевод.
Когда появилось православие: краткая история
Этот термин возник в 4 веке. Вообще, православная церковь идет от апостолов. Просто в древности было другое слово. То, что мы называем православием, во времена первых христиан называлось благочестие. В древнем смысле благочестие — это правильное почитание Бога. Просто определения православной церкви менялось. Это все одна реальность, которая не включает в себя лжеучения. А с первого века были разделения внутри христианства. Церковь не знает ни одного периода, когда все были едины.
В русской истории, начиная с крещения Руси в X в., церковь была связана с государственной властью. А церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией.
Более четырех веков россияне жили под негласной властью византийской церкви. Однако московская церковь претендовала на собственную исключительность и в 1448 году московские священники объявили собственную самостоятельность, не признанную Константинополем и остальным миром вообще. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – патриарх.
С падением монархии для русской церкви начался период испытаний. С началом революции в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. Результатом чего стало разграбление многих храмов.
Государственное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941, после ряда военных неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941–1945 сплотила верующих и неверующих.
После распада СССР в 1991 русская православная церковь стала возрождаться, а вместе с тем прекратились гонения на верующих, распространенные в советские времена, прекратились. Началось возрождение старых (около 1,5 тысяч уцелевших из 50 тысяч, насчитывающихся до революции 1917 г.) и строительство новых христианских храмов.
Во что верят православные: основные положения христианства
В догматике есть четыре основных момента. Первое — вера в Троицу: Отец, Сын и Святой Дух. Для нас это не три бога. Это не три маски одного и того же божества. Это три божественные личности между которыми есть отношения и общение. И отношения эти — любовь. Отсюда и идет главная христианская заповедь — любовь. Ведь мы созданы по образу и подобию Божьему.
Второе — Христос есть Бог и человек. Почему это важно? Бог неуязвим. А тут он принял человеческую плоть и душу, чтобы сделать себя уязвимым. Чтобы прочувствовать на своем опыте человеческие страдания: и физические, и душевные. Это сближает Бога с нами. А практическое применение — когда мы обращаемся к Господу в молитве он нас понимает, потому что все это прочувствовал здесь на земле.
Четвертое — вера в церковь. Христиане считают, что прийти к Богу невозможно без церкви. Речь не идет о здании. Нужно приблизиться к другим людям. То, что мы вместе собираемся на молитву в храме — важнейший момент. Нельзя приближаться к Богу отдаляясь от других людей.
Отличия православия от католицизма
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».
Главные отличия между православием и католичеством можно свести к нескольким пунктам:
Основные таинства православия
Второе – таинство миропомазания. В нем человеку дается дар святого духа. Оно совершается после крещения. И цель жизни человека, развивать этот дар в себе.
Третье – Причастие или Евхаристия. Через него связь, образовавшаяся между человеком и Христом во время Крещения, поддерживается на протяжении всей жизни.
Четвертое – исповедь. Оно помогает человеку избавляться от грехов для дальнейшей работы над собой.
Пятое – венчание. Оно делает мужа и жену одним целым.
Основные православные праздники
Практически всем известно, что главным православным (и вообще христианским) праздником является пасха. Однако наряду с ней существует еще несколько знаменательных дат.
Пасха
Праздник праздников, или «велик день» – это Пасха, воспоминание воскресения Иисуса Христа из мертвых. Древнейший из всех христианских праздников праздновался апостолами, и именно они завещали совершать христианскую Пасху в первый воскресный день после весеннего равноденствия, через неделю после Пасхи еврейской. Даты празднования Пасхи и других переходящих праздников на каждый год содержатся в т.н. пасхалии.
Богослужение Пасхи отличается от всех праздничных служб своей праздничностью и торжественностью. Перед началом пасхальной утрени священнослужители облачаются в светлые священные ризы. Ровно в полночь начинается крестный ход: церковь идет «во сретение» восставшего из гроба Христа.
Рождество Христово
25 декабря (7 января) – великий день для всего христианского мира. Предпразднество его начинается за пять дней до самого праздника. Канун праздника называется сочельником. В сочельник читают т.н. царские часы, это богослужение совершается при открытых царских вратах в центре храма перед Евангелием, положенным на аналое в знак того, что отныне Спаситель пребывает среди людей.
Ночная служба под Рождество начинается с исполнения торжественной песни С нами Бог… и произнесения пророчества Исайи о Спасителе. Празднованием Рождества Христова церковь прославляет в родившемся Младенце истинное соединение божественной природы с человеческой и приход в мир Солнца правды. Празднику предшествует 40-дневный Рождественский (или «Филиппов») пост. Двенадцать дней после праздника называют святками, или святыми днями.
Рождество Богородицы
8 (21) сентября. Богослужебный год начинается в сентябре. Первый двунадесятый праздник осени – это Рождество Богородицы. Он установлен в 4 в. и отмечает «начало нашего спасения» – рождение Богоматери. Обстоятельства рождения Девы Марии подробно описаны в апокрифическом Евангелии от Иакова. Оно повествует о благочестивой, но бездетной еврейской чете – Иоакиме и Анне, которым суждено было стать родителями Богородицы.
Мария родилась в семье праведников, среди ее предков было немало прославленных мужей Ветхого Завета. Явление в мир Девы Марии, «чистого сосуда Божия», было подготовлено подвигом благочестия многих поколений. Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощная с чтением паремий и литией. В паремии включены библейские тексты, описывающие события и явления, прообразующие Богоматерь. Празднуя Рождество Богородицы,
Церковь прославляет высочайшую степень приближения Божества к человечеству. По слову Иоанна Дамаскина, день Рождества Марии – праздник всемирной радости, потому что «Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась на радость».
Преображение Господне
6 (19) августа. Этот праздник – воспоминание о том, как Иисус явился ученикам в славе своего Божества, преобразившись перед ними на горе Фавор. Свидетелями этого события, по синоптическим евангелиям, было три человека – любимые ученики Иисуса – апостолы Петр, Иоанн и Иаков.
Преображение символизирует явление нового Небесного царства, возвещает о будущем преображении твари (тварного мира). Христианский праздник Преображения совпадает с периодом сбора плодов, поэтому в этот день принято приносить в церковь для освящения плоды нового урожая (отсюда народное название праздника «Яблочный Спас»).
Успение Божьей Матери
Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост. Богослужение начинается всенощным бдением с паремиями, на котором происходит вынос святой плащаницы Богоматери на середину храма. На следующий день совершается чин погребения Богоматери, во время которого плащаницу трижды обносят вокруг храма.
Вход Господень в Иерусалим
Царский вход Иисуса Христа в Иерусалим отмечается в воскресенье за неделю до Пасхи. На литургии вспоминается, как Спаситель пришел со своими учениками в Иерусалим на праздник Пасхи и въехал в город в знак смирения, «сидя на молодом осле». Народ, наслышанный о совершенных им чудесах, встретил его как царя, постилая перед ним одежды и пальмовые ветви.
По традиции, верующие приходят в этот день в храм с веточками распустившейся вербы, которые заменили в России пальмовые ветви. Принесенные как дар Христу ветви освящаются на службе кроплением святой водой. Как и пальмовые ветви, они служат символом победы над смертью и твердой веры в воскресение.
Вознесение
Вознесение празднуется на сороковой день после Пасхи. После своего воскресения Христос являлся ученикам, уверяя их в истине воскресения, и подготавливал к проповеди Евангелия всем народам. В последний день своего пребывания на земле Он взошел на Елеонскую гору, благословил апостолов, воздел руки к Небу, и сияющее облако Славы скрыло его.
Вознесение Господне – христологический догмат: прославленное человеческое естество Христа после вознесения вошло во внутрибожественную жизнь Св. Троицы. Поэтому церковь в песнопениях праздника призывает славить вознесшегося Жизнодавца Христа.
Пятидесятница
Пятидесятница, или Троицын день, отмечается в пятидесятый день после Пасхи. Именно в пятидесятый день после своего восстания из гроба Господь послал ученикам Святого Духа, чтобы облечь их силою свыше. Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени, символизирующих живое и действенное слово, при помощи которого они были призваны проповедовать Евангелие народам. День Пятидесятницы считается началом истории церкви, днем ее рождения.
Праздник Пятидесятницы продолжается целую неделю. Первый день целиком посвящен прославлению Св. Троицы. Во второй день прославляется Святой Дух. В состав Троицкой вечерни входят особые коленопреклоненные молитвы во имя Пресвятой Троицы, разделенные на три части. Эти молитвы произносит настоятель храма, стоя на коленях в царских вратах. В них он просит триединого Бога освятить всех умерших и живущих на земле. В русской традиции день Св. Троицы связывался с проводами весны и встречей лета.
Православие
Правосла́вие (греч. ὀρθοδοξία (ортодоксиа) — правильное суждение, правильное учение, правильное сла́вление (от греч. ὀρθός — прямой, стоящий прямо, правильный, + δοκέω — думаю) – 1) истинное религиозное учение о Боге, о Его творении и Его отношении к этому творению, о призвании и предназначении человека, о путях достижения человеком спасения, дарованное через Господа Иисуса Христа, раскрываемое человеку посредством благодати Святого Духа, непрестанно пребывающего в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой; 2) единственно истинное направление христианства.
«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан ( Ин.7:39 ). Где нет Духа, там нет Православия» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Понятие Православие включает в себя три взаимосвязанные части.
Во-первых, слово Православие имеет вероучительный смысл. Под Православием надо понимать чистое, целостное и неискаженное христианское учение, явленное в церковных догматах. В догматическом смысле Православное учение противостоит всем ересям как искажениям христианства и отражает полноту Боговедения, доступную человеческому роду. В таком значении термин Православие встречается уже в сочинениях апологетов II века (в частности, Климента Александрийского).
Во-вторых, слово Православие имеет церковный или экклезиологический смысл. Под Православием надо понимать сообщество автокефальных христианских поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.
В‑третьих, слово Православие имеет мистический смысл. Под Православием надо понимать христианскую духовную практику (опыт) Богопознания через стяжание Божественной благодати Святого Духа, спасающей и преображающей (обоживающей) человека.
Все три смысла Православия взаимосвязаны и не мыслимы один без другого. Православное вероучение имеет своим источником мистический опыт и преподается в Церкви Христовой. Православная Церковь являет одно догматическое вероучение, основанное на одном мистическом опыте. Православный мистический опыт выражается в хранимом Церковью вероучении.
Слово Православие есть перевод греческого слова Ортодоксия (Orthodoxia). Это слово состоит из двух частей. Первая часть Орто (Ortho) в переводе с греческого означает «прямой», «правильный». Вторая часть докса (doxa) в переводе с греческого означает «знание», «суждение», «мнение», а также «сияние», «слава», «честь». Эти значения взаимно дополняют друг друга, ибо правильное мнение в религии предполагает правильное славословие Бога, и, как следствие, причастность к Его славе. В последнем значении («слава») слово докса встречается в Новом Завете наиболее часто. Например, Спаситель «принял от Бога Отца славу (греч. doxa) и честь» ( 2Пет.1:17 ), был «увенчан славою (греч. doxa) и честию через претерпение смерти» ( Евр.2:9 ), грядет «на облаках небесных с силою и славою (греч. doxa) великою» ( Лк.21:27 ), христианин должен преображаться «в тот же образ от славы (греч. doxa) в славу» ( 2Кор.3:18 ), «ибо Твоё есть царство и сила и слава (греч. doxa) во веки» ( Мф.6:13 ). Поэтому слово Ортодоксия переведено как Православие.
Когда появилось Православие?
Православие, как правильная, истинная вера и правильное почитание Бога, было основано Иисусом Христом, т.е. православие — это изначальное, аутентичное христианство. В 1054 году от единой Православной Церкви откололся католицизм, далее от него откололись протестанты.
Православие хочет быть полным откровением христианства, чтобы последнее выражалось в нем адекватно и значит – правильно. В этом смысле православие есть «правое исповедание» – ортодоксия – потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному богатству и со всеми особенностями.
По своему внутреннему упованию православие мыслит себя христианством в его изначальной полноте и неповрежденной целостности. Оно принципиально разграничивается от других христианских исповеданий не как истина от заблуждений, а, собственно, в качестве целого по сравнению с частями. Последние уже выделяются из него и для оправдания и обеспечения своей автономии вынуждаются настаивать на прямом обособлении с резким оттенением своих отличительных свойств и такой несродности, которая исключает смешение и передачу. По самой своей целостности православие не чувствует к сему внутренней надобности, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни желания дифференцироваться от них.
Православие не имеет «символических книг» в техническом смысле Оно почитает себя правым, или подлинным учением Христовым во всей первоначальности и неповрежденности, а тогда – какая же может быть у него особая отличительная доктрина, кроме Евангельско-Христовой?! Православие апеллирует к старым, исконно христианским нормам и не указывает для себя особых «символических книг», потому что не имеет ничего символически нового в догматическом отношении по сравнению с эпохою до заключения семи Вселенских Соборов. Этим показывается, что православие сохраняет и продолжает изначальное апостольское христианство по непосредственному и непрерывному преемству. В историческом течении христианства по вселенной это есть центральный поток, идущий от самого «источника воды живой» ( Апок.21:6 ) и не уклоняющийся на всем своем протяжении до скончания мира.
священник Григорий Григорьев:
Бог – Он для всех народов. Это не значит, что все религии одинаковы, вовсе нет, православие – это религия, когда лестница была спущена с неба. Но когда люди пытаются строить лестницу в небо…, возможно, они не знают о той лестнице.
иеромонах Макарий (Маркиш):
Каково то главное свойство православной жизни, лежащее в самой ее основе, по которому можно определить, не уклонились ли мы от Православия? Свойство это – регулярное и сознательное участие в Святых Таинствах Покаяния и Евхаристии.
Чем отличается православие в разных странах? «Православный мир очень разнообразный. Существует набор правил и норм, который должен определять жизнь православной церкви. Но жизнь оказывается намного шире, чем эти нормы. Это определяется многими причинами: историческими, культурными, современной общественно-политической ситуацией.
Есть и бытовые различия. Например, в русских церквях не принято сидеть во время службы, а в греческой и большинстве других стоят лавочки. У греков принято исповедоваться примерно раз в месяц, но это основательная беседа с духовником. В русских церквях принято исповедоваться перед каждым причастием.
Есть различия и в системе управления церквей. Например, в греческой церкви нет жесткой иерархии церковной власти. А предстоятель церкви, архиепископ Афинский, является лишь председателем Синода — его личные решения не имеют никакого влияния на жизнь отдельных епархий. Противоположная ситуация в Русской церкви. Так происходит в силу исторических обстоятельств и личных харизматических особенностей предстоятелей. Скажем, роль александрийского папы в период поздней Античности была абсолютная — даже больше, чем власть римских пап. Но сейчас наоборот: Александрийская церковь является одной из наиболее демократичных среди православных поместных церквей. Александрийский патриарх во всем советуется со своим Синодом, постоянно прислушивается к голосу верующих — сейчас это уже не столько греки, сколько коренные жители африканских государств. Вот недавно он пошел на беспрецедентный шаг, восстановив древний институт диаконисс для женщин».
архимандрит Кирилл
«Православные церкви отличаются в основном народными традициями и степенью модернизации. Болгары, например, полностью перешли на разговорный язык (но народу в храмах от этого стало не больше, а меньше). Греки и многие другие перешли на европейский календарь; русские, сербы и грузины — нет. У поместных церквей есть свои святые, некоторые особенные праздники — например, Покров (хотя праздник и византийский, сейчас он есть только в России). Но в целом традиция имеет тенденцию к однородности — за счет усилившегося общения православных разных стран».
Павел Кузенков, преподаватель Сретенской ДС.