Что значит познать истину

Как узнать, что такое истина и познал ли я ее?

Здравствуйте. Недавно наткнулся на данный текст: «Познай истину, и истина сделает тебя свободным». Я не понял, что это значит? Как узнать, что такое истина? Как узнать, познал ли я ее?

Здравствуйте! Благодарю за вопрос! Он касается обширнейших тем о свободе и истине. На эти темы можно и нужно много размышлять. Они являются предметом раздумий многих философов и мыслителей на протяжении всей истории человечества. Написаны горы книг. Мне не под силу раскрыть этот вопрос во всей полноте. Но я укажу Вам путь к познанию истины и обретению подлинной свободы, а постигать Вы будете уже сами.

Начнём с того, что эти слова, на которые Вы «наткнулись», произнес Спаситель наш Господь Исус Христос в беседе с иудеями. Давайте прочтем весь фрагмент из Евангелия от Иоанна:

Тогда сказал Исус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познáете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Исус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:31-36).

Речь Христа обращена к уверовавшим в Него иудеям. Но вера их была ещё неокрепшей. И вот Спаситель говорит им о чем-то несравненно большем, что даст вера в то, что Он истинный Мессия и Сын Божий. Это познание, по слову Христа, освободит от греха и от наказания за преступления.

Обратимся к толкованию Писания богоносными учителями Церкви. Пусть Вас не смущает, что я много и обильно цитирую святых отцов. Евангелие написано Духом Святым и понимается Тем же Духом, который действовал в пророках и апостолах, а после них — в святых учителях.

Вот что пишет святитель Кирилл Александрийский в своем толковании на Евангелие от Иоанна, объясняя смысл данного изречения:

Закон Моисеев предписывал омовения и окропления, а кому случалось впадать в тяжкие грехи, повелевал закалать волов и овец и тем пресекать преступления, в каких каждый был повинен. Но все это не имело никакого значения для самого уничтожения греха, ибо отнюдь не избавляло преступников от вины и не делало свободными от наказания тех, которыми попирался Божественный закон. Какую, в самом деле, пользу согрешившему человеку могло доставить заклание вола и в жертвоприношении овец, какую прибыль можно бы было получить? Какое удовлетворение, поскольку дело касается до преступления закона, чрез это являлось для оскорбленного Бога? Послушай, что Сам Он говорит: «Неужели ем мясо волов или кровь козлов пью?» (Пс.49:13). (. ) «Ибо невозможно крови волов и козлов уничтожать грехи», как говорит Павел (Евр. 10:4). (. ) Итак, не в установленных законом обрядах — истинное спасение, и никто не найдет в них вожделенную свободу, то есть от греха. Напротив, отрешившись от образов и прозревая уже красоту служения в духе, познав истину, то есть Христа, мы получаем оправдание чрез веру в Него. Оправдываясь же, мы переходим к истинной свободе, являясь уже не в качестве рабов, как прежде, но в качестве сынов Бога. Об этом засвидетельствует Иоанн в словах о Христе и верующих в Него: «А кто прияли Его, дал им власть чадами Бога быть» (Ин. 1:12). Поэтому весьма благополезно Господь и Христос наш не дозволяет верующим в Него продолжать чтить подзаконные тени, ибо ничего в них нет полезного или способного дать истинную свободу. Напротив, повелевает познавать истину, ибо чрез нее, говорит, они совершенно освободятся.

Из приведенного текста видно, что истина — это Сам Христос, а подлинная свобода — свобода от греха и усыновление Богу. Такое познание дарует вечную жизнь. Как и Сам Спаситель сказал:

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Исуса Христа (Ин.17:3).

А вот что пишет блаженный Августин, комментируя слова:

Если вы́ пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин.8:31): «И как если бы Его спросили «С какой выгодой?», Он продолжает: «и познáете истину» (Ин. 8:32). И, опять-таки, как если бы спросили «Какая польза смертным от истины?», [Он продолжает]: «и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). От чего же, как не от смерти, от тления, от изменчивости? Ведь истина пребывает бессмертной, нетленной, неизменной. Истинное же бессмертие, истинная нетленность, истинная неизменчивость есть сама вечность («О Троице»).

Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, скажу, что если Вы уверовали во Христа, Сына Божия и Сына Человеческого, уверовали в то учение, которое содержит Православная Церковь, стали христианином, то Вы познали истину и обрели подлинную свободу. Свобода не значит вседозволенность. Послушаем ещё блаженного Августина:

Размышляя над Вашим вопросом, я подумал вот ещё о чем. Познание истины освобождает человека от гнета сомнений и томления духа, о котором прекрасно сказано в библейской книге Екклесиаст: Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! (Еккл. 1:2). И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё — суета и томление духа! (Еккл. 2:17). Это было сказано до пришествия Христа. Если хотите более свежий пример, то люди моего поколения прекрасно помнят песни Виктора Цоя. У него эта тоска по истине выражена с огромной силой и почти в каждой песне. Помните?

«И, вроде, жив и здоров, и, вроде, жить не тужить. Так откуда взялась печаль?» Или: «Над землей — мороз, что не тронь — все лед». Или: «Но, может, будет хоть день, может, будет хоть час, когда нам повезет. Я жду ответа, больше надежд нету. Скоро кончится лето…». И совсем уже как отчаяние звучат слова: «Солнце моё, взгляни на меня, моя ладонь превратилась в кулак».

Так вот, познание Истины, обретение Христа избавляет от этой тоски и дарует непреходящую радость. О ней говорит пророк Исаия:

И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи (. ). Вот Бог мой — Спаситель мой; буду уповать на Него и не убоюсь: ибо слава моя и похвала моя — Господь; и Он был мне во спасение. И почерпайте воду с веселием из источников спасения (Ис. 12:1, 3).

Некоторые из тех, кто из неверия пришел к познанию Христа, оставили интересные и поучительные описания своих терзаний, поисков и обретений. Из наших современников вспоминается американский подвижник иеромонах Серафим Роуз (†1982), о котором не так давно вышла книга «Не от мира сего». Но лучше, чем в «Исповеди» блаженного Августина, не скажешь:

Поздно полюбил я Тебя, красота, такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я был во внешнем и там искал Тебя, в этот благообразный мир, Тобой созданный, вламывался я, безобразный! Со мной был Ты, с Тобой я не был. Вдали от Тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в Тебе. Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою; Ты сверкнул, засиял и прогнал слепоту мою; Ты разлил благоухание свое, я вдохнул и задыхаюсь без Тебя. Я отведал Тебя и Тебя алчу и жажду; Ты коснулся меня, и я загорелся о мире Твоем (Блаженный Августин. Исповедь. X, 27, 38).

Что значит познать истину. Смотреть фото Что значит познать истину. Смотреть картинку Что значит познать истину. Картинка про Что значит познать истину. Фото Что значит познать истину

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Источник

Что такое истина в Слове Божьем?

Истина для человека имеет потрясающее значение:

Итак, истина Божья является ЗАЩИТОЙ каждого человека от ЛЮБОЙ БЕДЫ (болезни, любые жизненные ситуации и проблемы). Поэтому нужно понять суть истины, чтобы иметь успешную духовную жизнь, а также иметь благословение в жизни на земле.

Познавший истину Божью не только сам будет успешен, но и весь его род. Бог благословит всех потомков верных Божьих служителей:

Все, что есть в записанном Слове Божьем (Библии) – это истина Божья:

Пс.118:86 Все ЗАПОВЕДИ Твои – истина…

Особенно актуально познать истину в наше время (новозаветное), т.к. нам дан не просто закон Моисея (закон для людей земли), а ИСТИНА Царства Божьего (см. http://www.youtube.com/watch?v=OYnfBMP_tM4 ), поэтому все дети Божьи покрыты особой защитой и благодатью Божьей:

Иоан.1:17 ибо закон дан чрез Моисея; БЛАГОДАТЬ же и ИСТИНА произошли чрез Иисуса Христа.

Откровения, которые Бог дает своим пророкам и детям, научившимся слышать Его голос (http://www.proza.ru/2015/06/03/388) – это тоже истина Божья, которая позволит войти в совершенную волю Бога при жизни на земле (http://www.proza.ru/2015/04/02/316 ):

Сам Бог и есть истина:

Иер.10:10 А Господь Бог есть истина …

В наше новозаветное время людям дано значительно больше, чем даже ветхозаветным священникам:

Иоан.14:6 Иисус сказал ему: Я есмь ПУТЬ и ИСТИНА и ЖИЗНЬ; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Кроме ИСТИНЫ через Христа Бог открыл ВСЕМ людям ПУТЬ в Царство Божье. И теперь все ЖЕЛАЮЩИЕ могут получить сразу несколько подарков от Бога (см. http://www.proza.ru/2014/06/18/395 ): не только возможность войти в Царство Божье, но и стать Его Детьми.

Также более глубоко Бог открывает истину – как достигнуть в наше время Царство Божье и прожить жизнь на земле достойно званию «детей Божьих».

И, конечно же, все дети Божьи, совершившие свое спасение (http://www.proza.ru/2015/06/03/212 ) и достигшие Царства Божьего, получают в награду вечную ЖИЗНЬ с Богом СРАЗУ после окончания жизни на земле. Это стало возможным ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОБЕДЫ Христа на кресте Голгофы (http://www.proza.ru/2015/03/25/454 ).

Поэтому истина в Библии – это Сам Бог и Слово Его, а ПОЗНАВШИЙ Бога, познает и настоящую истину.

Источник

Тема: Всем ли дано познать истину?

Опции темы

Всем ли дано познать истину?

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8:32), «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан.1:17),
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6)

Познание же Истины чисто рассудочным путем (без соединения с Богом) невозможно по такой простой причине, что разум человеческий не совершенен, и способен объяснять реальность ровно настолько, насколько сам и устроен. Многие простые понятия для него не определены и требуют непосредственного участия, контакта познающего с познаваемым. Иначе рассудочное мышление встает в тупик.

Может ли знать Свет тот, кто находится во мраке?

Бог есть Любовь. Именно это познание, если оно осуществилось через труд, пот и кровь, только и является жизненно необходимым человеку в его временной, скоро-, а порой, внезапно-преходящей, полной скорбей и различных несовершенств жизни: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Матф.13:44-46).

Апостол любви Иоанн пишет:

А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди.
Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.
Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
(1Иоан.2:3-6)

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Иоан.6:56-58).

Значит в чем заключается познание Христа? В исполнении Его заповедей и в единении с Ним.

Как мы можем соединиться со Христом?

Кто за 2-х тысячелетнюю историю христианства приблизился к исполнению всех заповедей Христовых. Наверное апостолы. Отцы первых веков Церкви. А потом?

У протестантов спасение понимается как «обухом по голове» – оно возвещается. Уверовал, что Бог тебя простил, значит, хочешь не хочешь, и чтобы ты уже не делал, но ты теперь спасен (даже если не мил жених, жениться все равно надо… богат зело).

В Православии же спасение достигается постепенно, причем через правильную духовную жизнь, достигается путем «обожения» (термин св. Отцов от IIIвека), когда человек в течение жизни, по свободной своей воле и выбору, через познание своих грехов и немощи (т.к: «Тщательное исполнение Заповедей Христовых научает человека его немощи»1, – но никак не святости, в смысле кристально-стерильной чистоты, как понимается это сегодня) открывает свою душу для действия Бога в себе, и вот тогда наступает sinergia – сотрудничество, соработничество по слову Христа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).

абсолютно всем дана возможность познать Истину и Жизнь и спастись. Но не все это принимают и отвергают Крест Христов.

Так как же мы можем соединиться со Христом?

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
(Иоан.15:5,6)

Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
(Иоан.6:51-54)

Основной, сложнейший вопрос богословия – это вопрос о том, как именно человек может усвоить себе дары Христовой победы. Достаточно ли для этого просто верить в то, что Бог нас «амнистировал» за заслуги Христа, или нужно что-то еще?

Православный ответ сложней протестантского: нужно, чтобы Христос жил в самом человеке, чтобы Кровь Христова омывала сердце каждого человека: мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым» (Евр. 10, 19).

Протестанты похожи на человека, который видит в пустыне умирающего от жажды путника и, радушно подойдя к нему, начинает рассказывать умирающему о пользе воды. Три часа он говорит о том, какие замечательные свойства у воды, о том, что без воды не может быть жизни, о том, что надо бороться за чистоту источников и водоемов… А затем уходит, так и не дав жаждущему ни капли воды. «Разве ты еще хочешь пить? Разве недостаточно тебе «хороших вестей о воде»? Хочешь саму воду? Но у нас ее как раз и нет. Мы пьем «символ воды», мы даем людям «воспоминания о воде». Это только невежественные православные и католики считают, что жидкость в их литургических сосудах есть Вода Жизни, Кровь Христа. А мы считаем, что вода – это слова Христа. Эти слова мы тебе и пересказали. Почему же ты еще хочешь пить?! Ты же слышал: «Единственное, что может спасти человека – Евангелие, радостная весть о спасении через Иисуса Христа и искупление на Голгофе. Задача Церкви – проповедь Евангелия, слышание которого открывает людям путь ко спасению»[27]. Понял? Задача Церкви состоит – в проповеди Евангелия, а совсем не в Причастии Телу и Крови Христа, не в соединении с Богом, а просто в знании о Нем. Ты понял, что «слышание открывает людям путь ко спасению», а совсем не соединение с Богочеловеком? Ну что, тебе расхотелось пить? И если тут рядом будет проходить православный священник с Чашей – смотри, ни в коем случае не пей из нее!».

Получается, что человек утоляет жажду информацией о воде, а не самой водой. Человек питается символом Хлеба, а не самим Хлебом. Спасает «весть о спасении», «информационный выпуск Хороших Новостей из Иерусалимского отделения Би-Би-Си», а не реальная благодать Христова.(Из книги диакона Андрея (Кураева) «Протестантам о Православии», глава “Была ли Тайная вечеря последней?”)

Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
ибо много званых, а мало избранных.
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
(Матф.22:8-15)

Кто, тот кто не одет в брачную одежду?Тот, кто не освятился, не очистился кровью Христа, не каится в грехах, не ведет правильную духовную жизнь(не говорю, что я сам таков).

. если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
(1Иоан.1:7)

Познать истину дано всем. Но как?
Через исполнение заповедей. Через слышание от тех, кто истинно служит Богу, от святых Его.
А не через всяких Расселов, Смитов и прочих.

Хочешь познавать Истину? Т. е. Христа. Очищай сердце свое, ибо лишь чистые сердцем узрят Бога.

Что значит познать истину. Смотреть фото Что значит познать истину. Смотреть картинку Что значит познать истину. Картинка про Что значит познать истину. Фото Что значит познать истину

Дмитрий П.Х.М.П
Православный ответ сложней протестантского: нужно, чтобы Христос жил в самом человеке, чтобы Кровь Христова омывала сердце каждого человека: мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым» (Евр. 10, 19).

Дмитрий,и протестантский,пятидесятнический,харизматический ответ такой же:принявший Иисуса Христа в свое сердце,уверовавший в жертву Господа, отдавшего жизнь лично за тебя,раскаявшегося и живущего по заповедям можно считать человеком познавшим истину (или познающим)в зависимости от духовного роста.Я согласна с братьями:Аллексей и Georgy,

А кто знает истинно ли он следует заповедям Христовым? Или это ему только кажется. Как правильно вести духовную жизнь?

И не скажет ли Христос нам: «. не знаю вас, откуда вы»
(Лук.13:25)

Где критерий истинности?

А кто знает истинно ли он следует заповедям Христовым? Или это ему только кажется. Как правильно вести духовную жизнь?

И не скажет ли Христос нам: «. не знаю вас, откуда вы»
(Лук.13:25)

Где критерий истинности?


«Христиане думают, что Бог им подчиняется» (с) Ex Nihilo

[QUOTE=rai615;1530010]
[/B]Дмитрий,и протестантский,пятидесятнический,харизматический ответ такой же:принявший Иисуса Христа в свое сердце,уверовавший в жертву Господа, отдавшего жизнь лично за тебя,раскаявшегося и живущего по заповедям можно считать человеком познавшим истину (или познающим)в зависимости от духовного роста.UOTE]

А что дает нам вера, если мы повреждены грехом?
Как мы можем принять Христа?Воспоминаниями о Его жертве?

Ни религиозно, ни исторически, ни полемически, ни текстуально протестанты здесь не правы.

Религиозно они не правы потому, что лишь воспоминаниями о когда-то бывшей трапезе сыт не будешь. Адвентистскому катехизису, настаивающему, будто «Вечеря Господня напоминает…»[28], – можно возразить: да, но только этого мало! Голод моей души не утолить воспоминанием о том, как Христос когда-то накормил апостолов. Я хочу, я жажду быть участником той же Трапезы, на которую Спаситель позвал апостолов. Если у меня, человека XXI века, нет возможности войти в сионскую горницу (где совершилось первое преломление) – значит, спасение и обретение Христа слишком фатально (неизбежно) зависят от исторических и географических обстоятельств. Значит, полнота приобщения ко Христу не одна и та же для разных времен и поколений. Как же тогда быть с настойчивым утверждением ап. Павла о том, что Жертва Христа принесена единожды и за всех людей, за все времена? (Евр.7:27), (Евр.9:12), (Евр.9:26), (Евр.9:28) и (1Пет.3:18).

Кроме того, мое здоровье не вернется ко мне от рассказа о том, что когда-то кого-то исцелил палестинский чудотворец. Например: инженер, по вине которого произошла чернобыльская авария, оказался под судом. Предположим, что через некоторое время ввиду тяжелого состояния здоровья ему объявляют амнистию. Сильно ли облегчит эта бумага его положение? Ведь он сам носит в себе тягчайшую кару за свой грех. Он сам пропитан радиацией. Он сам умирает. И никакой суд, никакая апелляционная инстанция не смогут защитить его от нарастающей боли, от поглощающей слабости.

Мало объявить человеку, что Бог более не сердится на него. Надо дать ему реальную защиту от смерти, надо дать ему реальную возможность дышать Богом. Не Бог удерживает Себя вдали от людей. Но сами люди удалены от Него как собственными грехами, так и блокирующими духовными посредниками, «духами злобы поднебесной» (Еф.6:12). Надо дать лекарство. Лекарство нужно от смерти. Лекарством от смерти может быть только Бессмертие. Бессмертие же имеет только Бог (1Тим.6:16). Поэтому, для того, чтобы человек обрел бессмертие, Бог, бывший вдали, вне-, должен обрести жизнь внутри человека. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру Я есмь хлеб жизни Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую я отдам за жизнь мира если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 27, 33, 35, 49-51, 53).

Причастие Крови и Тела Христовых – вот лекарство от тления, разлившегося по всей нашей вселенной, то лекарство бессмертия, которое принес Спаситель. Христос позвал нас на «вечерю бессмертия» (св. Климент Александрийский (IVвек). Строматы 7, 3). Сам Христос установил именно такой способ сообщения со своими учениками: не просто через проповедь, через молитвы или гимны, не просто через обряды… – но через Таинство Причастия Телу и Крови Христа. По верному слову св. Филарета Московского, «Господь установил Таинство и дал Свое Тело и Кровь не для того только, чтобы мы знали, что это Тело и Кровь, но чтобы приобщались»[29]. Люди, которые говорят, что достаточно читать о Тайной Вечере и вспоминать о ней, люди, по уверению которых само Лекарство Бессмертия для нас сегодня не доступно, не поняли замысел Спасителя. Эти люди – протестанты: «Вечеря Господня – дана Христом для воспоминания его страданий, смерти и цены выкупа»[30]. Для протестантов «Вечеря Господня – служение, которое Иисус установил в память Своей смерти и в ознаменование Его грядущего царства»[31]. По их пониманию получается, что не к Вечности, не к Самому Богу приобщает Причастие, но всего лишь к чисто человеческим воспоминаниям о прошлом и о будущем. Причастие не вырывает из-под власти времени, но заставляет лишь еще быстрее и безысходнее вращаться в его колесе, в эстетике своих собственных благочестивых ощущений…

Исторически они неправы потому, что христиане древности, христиане первых веков понимали Евхаристию как реальное Чудо, а не как педагогический символ:

I век: «Евхаристия есть плоть Спасителя нашего, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил» (св. Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам, 7).

II век: св. Ириней Лионский, поясняя слова ап. Павла «Мы члены Тела Его, от плоти Его» (Еф. 5, 30), говорит: «И эта плоть питается от Чаши Его, которая есть Кровь Его, и растет от хлеба, который есть тело Его. Питаемые от Евхаристии тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут, так как Слово Божие тленному даром дает нетление» (Против ересей. V, 11, 3).

III век: Ориген, последовательный аллегорист (символист) в толковании Писания, присутствие Христа в хлебе Причастия признает реальным (Беседа на Исход, 13, 3).

IV век: «Христос не предал нам ничего чувственного, но все духовное, только в чувственных вещах. Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе эти дары не телесно, поелику (поскольку) же душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает Он тебе через чувственное. Сколь многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, сапоги! Вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе не только видеть Себя, но и касаться и вкушать, и принимать внутрь» (св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матвея, 82).

Полемически они неправы потому, что ведут свой диспут не с православием, а со своим представлением о нем. Не о православии пишет баптистский автор, объясняя, что «учение о пресуществлении, связанное с идеей приношения бескровной жертвы за грехи тех, кто участвует в причащении, полностью отрицает единократное искупление грехов единократной жертвой Иисуса Христа»[32]. Тайная Вечеря совершилась единожды, и жертву Христа нельзя и не имеет смысла повторять: «Христос вошел не для того, чтобы многократно приносить Себя, иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9, 24-26). Эти слова делают библейски уязвимой позицию католического тридентского богословия, согласно которой священник получает полномочия, достаточные для повторения Тайной Вечери. Если бы и православие так понимало Евхаристию – то в нем действительно появился бы привкус магии. Так что согласиться с католическим представлением о том, что священник имеет полномочия повторять Тайную Вечерю, нельзя. Но и согласие с протестантизмом не представляется радостной перспективой. Ибо при согласии с протестантами – не замуровывается ли вход в сионскую горницу? Не становится ли она слишком эзотерическим и замкнутым эпизодом, в котором однажды участвовали 12 избранников, но к которому более ни у кого нет возможности присоединиться?

Для православия, как и для протестантов, есть лишь одна Жертва – принесенная Христом. Чудо же Евхаристии состоит в том, что мы можем принять участие в той самой Вечере, на какой Христос подал свою Чашу «всем», а не только апостолам. В этом Чуде Божьем, для человека истончается толща времен и пространств, что отделяют нас от той Чаши, которую Христос дал своим ученикам, и из рук Христа мы приемлем ее же.

Православное переживание Евхаристии было сформулировано на Константинопольском Соборе 1157г.: «Слышащим Спасителя о преданном Им священнодействии Божественных Таин, говорящего: «Сие творите в Мое воспоминание», но не понимающим правильно слово «воспоминание» и дерзающим говорить, что оно (то есть воспоминание) обновляет мечтательно и образно Жертву Его Тела и Крови, принесенную на Честном Кресте Спасителем нашим в общее избавление и очищение, и что оно обновляет и ежедневную Жертву, приносимую священнодействующими Божественные Тайны, как предал Спаситель наш и Владыка всех, и поэтому вводящим, что это иная жертва, чем совершенная изначала Спасителем и возносимая к той мечтательно и образно, как уничижающим неизменность жертвы и таинство страшного и Божественного священнодействия, которым мы принимаем обручение будущей жизни, как это изъясняет Божественный отец наш Иоанн Златоуст во многих толкованиях великого Павла, анафема трижды»[33].
(Из книги диакона Андрея (Кураева) «Протестантам о Православии», глава “Была ли Тайная вечеря последней?”)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *