Что значит позднее зажигание
Как определить, раннее или позднее зажигание
Если конструкция автомобиля позволяет делать регулировку зажигания своими руками, то водители часто пытаются поймать золотую середину между ранним и поздним зажиганием. Если зажигание позднее, то образование искр на свечах происходит позже, соответственно, топливно-воздушная смесь поджигается позже. Чтобы двигатель вырабатывал максимальную мощность, стабильность и частоту работы, зажигание должно быть отрегулировано и настроено на оптимальный режим.
Раннее или позднее зажигание
Слишком ранний поджиг смеси в рабочих камерах цилиндров или слишком поздний является причиной плохой работой ДВС. Двигатель может не тянуть в гору, медленно разгоняться, сильно вибрировать и т.д.
Признаки не верно выставленного зажигания:
Легко можно определить, что зажигание надо настраивать, если слышны хлопки из глушителя, автомобиль «чихает». В таком режиме рекомендуется не эксплуатировать машину, а сразу отрегулировать. Тем более, одним из признаков является детонация, которая может разрушить клапана, поршни и цилиндры.
Если зажигание выставлено неправильно
Из-за того, что бензиновая смесь воспламенилась рано, поршень испытывает большую силу против его движения. Это уменьшает ресурс коленвала, поршней, шатуна и пальцев.
По признакам раннее зажигания можно определить по следующим пунктам:
Что касается установленного позднего зажигания, то оно также негативно влияет на работоспособность мотора и ресурс его составляющих деталей.
В этом случает, смесь поджигается поздно, то есть когда поршень уже идет вниз. Топливо догорает, если успевает, при обратном движении поршня (вверх).
Признаки позднего зажигания:
Как выставить угол опережения зажигания своими руками
Выставить правильно зажигание — это значит, что нужно найти нужный угол опережения зажигания (УОЗ). Настройка производится на холостом ходу, хотя это и так понятно, но вдруг кто-то задумал поставить авто на домкрат и настраивать на скорости.
Популярный прибор, с помощью которого выставляют зажигание — это стробоскоп. Со стробоскопом настройка получается точнее. Но, если его нет, то настраивают с помощью контрольной лампочки.
Если используется лампочка для настройки, то ее подсоединяют к плюсовой клемме на распределителе зажигания (трамблер), а цоколь лампочки — с «массой». Разберем по отдельности варианты настройки.
Сейчас мы начали разбирать силовые автомобильные агрегаты. Напишите, пожалуйста, в комментариях, какой у автомобиль и с каким двигателем. Позже будут выходить материалы по таким двигателям с полезной информацией, например, если порвется ремень ГРМ, погнутся ли клапана, также технические характеристики, устройство, на каких машинах ставятся такие моторы и т.д. Мы уже рассмотрели двигатели ZC завода Honda, 3UZ-FE, 3S-FE, 1AZ-FE.
Настройка стробоскопом
Как выставить зажигание контрольной лампочкой
Другие методы выставления зажигания
Метод на слух
Некоторые настраивают зажигание на слух. Вращают трамблер и определяют, как работает двигатель. Этот метод самый простой:
Метод искры
Еще один метод настройки — это с помощью искры. Для этого надо совместить метки на шкиве коленчатого вала с меткой ГРМ. Метка бегунка при этом показывает на первый цилиндр. После этого надо ослабить гайку трамблера и вытащить центральный высоковольтный провод из крышки трамблера.
После, этот провод приблизить к «массе», чтобы между ними осталось 5 мм, и включить зажигание. Повернуть корпус трамблера на 20 градусов по часовой. 20 градусов — это на 1-1,5 см. Теперь следует медленно крутить трамблер против часовой стрелки, то того, момента, пока не появится искра между отсоединенным проводом трамблера и массой. В каком положении появилась искра, в таком и оставляем положение распределителя, и затягиваем его.
После применения одного из способов по настройке зажигания отечественных карбюраторных автомобилей (ВАЗ, УАЗ, Волга, НИВА и т.д.), поездить и проверить, как повлияла настройка на работу ДВС.
Для точности диагностики, надо:
Если не получилось с первого раза настроить зажигания на оптимальный режим, то повторять еще и еще, пока не появится правильный результата. Многократной настройкой можно добиться автоматизма и научиться настраивать зажигание своими руками без приборов, на слух.
Видео
В этом видео: настройка зажигания на дороге.
Обучающее видео по установке зажигания.
Как отрегулировать холостой ход на дороге.
Установка зажигания по лампочке.
Как определить раннее или позднее зажигание
Работа любого двигателя внутреннего сгорания основывается на преобразовании энергии, выделяемой при сгорании топливовоздушной смеси, в механическое действие.
При этом очень важно, чтобы воспламенение происходило в строго определенный момент и в бензиновых моторах за это отвечает система зажигания.
При этом часто можно услышать, что у силовой установки зажигание «сбито», и оно или раннее, или позднее.
Что это за явления и чем они чреваты – постараемся разобраться, а также рассмотрим, что делать в таких случаях.
Зачем нужно опережение зажигания?
Немного разберем теорию работы ДВС.
Итак, в автомобильных двигателях поршень в цилиндре двигателя перемещается возвратно-поступательно, то есть вверх и вниз.
При этом все движение поделены на 4 части (такты), так называемые такты (есть и 2-тактные моторы, но их рассматривать не будем).
Один из этих тактов – рабочий ход, при котором поршень передвигается вниз.
Он является самым важным, поскольку этот ход и осуществляет преобразование (воспламенение сопровождается выделением большого количества энергии, которая давит на поршень, заставляя его перемещаться, что в свою очередь обеспечивает вращение коленчатого вала).
Все остальные такты являются подготовительными, то есть остальные три такта делают все для того, чтобы произошел рабочий ход, а именно наполняют цилиндры компонентами смеси, обеспечивают их сжатие и отводят продукты горения.
Принцип работы двухтактного и четырехтактного двигателя читайте здесь https://autotopik.ru/obuchenie/851-princip-raboty-dvigatelya.html.
Теоретически, чтобы получить максимальное КПД, воспламенение смеси – момент зажигания, должно произойти при достижении поршня ВМТ (он начнет двигаться вниз), тогда выделяемая энергия будет по максимуму воздействовать на него.
В действительности же все несколько иначе. Сгорание топлива происходит не моментально, и для этого процесса требуется время.
И если воспламенять смесь при положении поршня в ВМТ, то до того момента, когда выделиться максимальное количество энергии, он уже уйдет вниз, и полезное действие от всего процесса будет снижено, причем значительно, поскольку энергия будет работать «вдогонку».
Чтобы получить максимальное КПД топливовоздушная смесь воспламеняется чуть раньше, чем поршень дойдет до ВМТ.
В результате, пока поршень дойдет до верхней точки и пересечет ее, смесь успеет полностью сгореть и воздействие выделенной в этом процессе энергии на поршень будет максимальным.
Такая особенность протекания процессов в двигателе даже получила свое обозначение – опережение зажигания. Также он называется углом опережения зажигания, поскольку замеры делаются по вращению коленчатого вала.
То есть, угол опережения зажигания – это тот угол, на который коленчатый вал не доворачивается, чтобы поршень стал в ВМТ.
Что такое позднее и раннее зажигание?
Угол опережения должен иметь строго определенные величины и их нарушение как раз называется поздним и ранним зажиганием.
Позднее зажигание мы частично уже рассмотрели в теории. Этот термин обозначает, что воспламенение происходит с запозданием, когда поршень уже максимально приблизился до ВМТ или уже достиг ее.
В результате смесь в цилиндре не успевает полноценно сгореть до начала рабочего хода.
Раннее же зажигание — полная противоположность позднему. То есть воспламенение смеси происходит, когда поршень находится далеко до ВМТ.
В результате получается, что энергия уже выделилась, а поршень ВМТ еще не прошел, и вместо полезного действия она выполняет негативное – противодействует поршню (он еще движется вверх, а энергия уже давит на него).
Чем опасны такие нарушения?
При этих обоих явлениях нарушается нормальное функционирование силовой установки.
Причем у позднего и раннего зажиганий имеются свои определенные признаки, указывающие на несоответствие угла опережения.
Если у двигателя установлено позднее зажигание, то силовая установка:
Признаки раннего зажигания несколько другие, а именно силовой агрегат:
И это только признаки неправильно установленного зажигания. Последствия же у продолжения эксплуатации авто с неправильно установленным зажиганием могут быть самыми серьезными.
При позднем угле опережения не соблюдается одно из условий нормального горения топлива – на момент пика сгорания оно уже не находится под давлением (поршень движется вниз и объем камеры сгорания быстро увеличивается).
Из-за этого оно уже не может полностью сгореть, и несгоревшие компоненты оседают на внутренних поверхностях в виде нагара.
В конечном итоге это приводит к сильной закоксовке мотора и его поломке.
Ранний же угол опережения еще более опасен. При таком зажигании выделяемая энергия обеспечивает противодействие поршню, что приводит к появлению ударных нагрузок на ЦПГ и КШМ (именно они сопровождаются металлическим стуком).
Дальнейшая эксплуатация приводит к физическому повреждению элементов – прогорание поршней, изгиб шатунов, повышенный износ вкладышей коленчатого вала.
То есть двигатель еще быстрее поломается, причем серьезно, чем при позднем зажигании.
Разница между инжекторной и карбюраторной системами зажигания
Поэтому очень важно, чтобы угол опережения зажигания был выставлен правильно. А сделать это можно и самостоятельно.
Сразу отметим, что бензиновые силовые установки используют разные системы питания – карбюраторную (устаревшая и на новые авто уже не устанавливается, но встречается еще очень часто) и инжекторную.
В современных инжекторных авто такая операция, как установка угла зажигания не требуется. Все потому, что за работу системы зажигания отвечает электронный блок управления.
В него закладывается вся информация, касающаяся момента зажигания, и он ей полностью следует.
В таком авто все работает так: многочисленные датчики, установленные на моторе, передают данные на ЭБУ.
На их основе он и отдает команды на системы мотора – питания и зажигания.
Для системы питания ЭБУ показывает, сколько и когда топлива и воздуха запустить в цилиндры, а для зажигания – в какой момент подать искру.
Но стоит отметить, что повреждения датчиков или нарушение геометрии положения составных элементов мотора, может привести к изменению угла опережения.
Поэтому даже на инжекторном авто могут появиться признаки сбитого зажигания.
При этом изменить угол вручную не получиться, поскольку данные внесены в ЭБУ, единственное, — можно блок перепрошить, и «залить» в него информацию с измененными данными.
Что же касается механической части, то автовладелец может только проверить работоспособность датчиков, а также совпадение всех меток на коленчатом и распределительном валах.
Отметим, что не на всех инжекторных авто электронный блок отвечает и за работу системы зажигания.
На старых авто с такой системой питания, ЭБУ управляет только подачей топлива, что касается зажигания, то у них это – отдельная система и все регулировочные работы делаются отдельно, то есть, так же, как и на карбюраторном авто.
Принцип работы зажигания на карбюраторном моторе
Чтобы понять, как отрегулировать угол опережения на карбюраторных авто, следует вначале разобраться с устройством этой системы, причем не полностью, достаточно только участка «катушка зажигания-распределитель».
Итак, катушка обеспечивает создание высоковольтных импульсов, которые передаются на распределитель, он же – трамблер.
В крышке трамблера имеется 5 выводов (для 4-цилиндрового мотора). Центральный предназначен для получения электрического импульса от катушки.
Остальные 4 вывода (расположенные по окружности) – для подключения высоковольтных проводов, идущих на свечи зажигания.
Под крышкой располагается бегунок – специальный элемент, который передает полученный от катушки импульс по свечным выводам.
Здесь все просто: центральный вывод посредством угольного электрода постоянно контактирует с металлической пластинкой, установленной на бегунке.
Вращаясь, бегунок этой пластиной соединяет между собой центральный вывод с одним из боковых, и разряд поступает на свечу.
Вращение этот бегунок получает от распределительного вала, а тот в свою очередь – от коленчатого вала.
Имея эту информацию, можно понять, что для регулировки угла опережения зажигания на карбюраторном авто достаточно лишь повернуть корпус трамблера вокруг оси.
В результате контакты свечных выводов сместятся относительно бегунка, и он либо раньше, либо позже будет замыкать их (зависит от того, куда повернули корпус).
Способы установки зажигания
Важно знать, куда и насколько проворачивать корпус, чтобы установить зажигание правильно.
Существует несколько методов установки угла опережения зажигания на авто, где за работу системы зажигания не отвечает ЭБУ, и все работы делаются вручную.
Самый точный метод установки зажигания – это с использованием стробоскопа.
Технология установки угла опережения с его помощью – очень простая, и для ее выполнения всего лишь потребуется:
Регулировочные работы следует выполнять на прогретом двигателе. Рассмотрим, как все делается на примере ВАЗ-2107 с карбюратором.
Отметим, что описанный метод подойдет практически для любой машины с карбюратором, а также инжекторных моделей, у которых установка выполняется вручную.
Принцип регулировки с помощью стробоскопа практически одинаков для всех авто. Единственное, метки могут совмещаться не только по шкиву, но и по маховику (там они тоже есть), это уже кому как удобнее.
В отличие от способа со стробоскопом, лампа не даст точной установки угла.
И все же этот метод вполне применим, тем более, что с его помощью можно отрегулировать зажигание даже в дороге. Примером выступит ВАЗ-2108.
Из инструментов понадобиться всего лишь лампа накаливания на 12 Вольт, два провода и набор ключей.
Чтобы отрегулировать по лампочке зажигание нужно:
. Дополнительно проконтролировать правильность установки можно по маховику через смотровое окошко на корпусе;
Некоторые мастера для установки угла опережения вообще не пользуются какими-то приспособлениями, а делают все «на слух».
Причем делается все очень легко: авто заводиться, устанавливаются холостые обороты.
А далее просто ослабляется крепление трамблера, после чего корпус вращается в разные стороны, при этом слушается поведение силовой установки. При вращении из-за меняющегося угла обороты начнут плавать.
Суть этого метода заключается в том, чтобы установить максимально высокие обороты на моторе, причем они должны быть стабильными. После этого трамблер фиксируется в выбранном положении и все.
Проверка правильности установки
Для проверки правильности установки угла опережения поступить можно так: выезжаем на ровный участок дороги и ускоряемся до 50 км/ч.
Проезжаем немного, чтобы работа двигателя стабилизировалась, а после резко ускоряемся (хорошо жмем на педаль газа), при этом слушаем поведение мотора.
При резком ускорении должен появиться металлический стук. Если этот стук быстро пропадает, это указывает на правильную установку зажигания.
В случае, когда при ускорении он вообще не появился, то это сигнализирует о позднем зажигании.
А вот если стук слышно очень долго, то зажигание — раннее.
Зажигание на дизельных установках
Выше мы рассмотрели все, что касается зажигания бензиновых двигателей.
Но угол опережения зажигания имеется и у дизельных моторов, у которых система зажигания отсутствует как таковая.
Теория этого ДВС такая. Воспламенение топливовоздушной смести у дизеля происходит из-за воздействия высокого давления в момент впрыскивания топлива в цилиндр. Воздух же внутрь поступает раньше.
Отсюда можно понять, что моментом зажигания является момент впрыска топлива в цилиндр. И отвечает за все это топливный насос высокого давления.
Далее все как у бензинового мотора – для получения максимального КПД, воспламенение должно произойти до того, как поршень пройдет ВМТ, то есть плунжер ТНВД должен подать порцию топлива чуть раньше, чтобы топливовоздушная смесь успела полноценно сгореть.
У дизеля тоже бывает позднее и раннее зажигание, точнее – впрыск топлива. Симптомы таких явлений те же, что и у бензинного мотора.
Но у дизельного агрегата ранний впрыск сопровождается очень отчетливой детонацией и металлическим стуком, а при позднем – количество выхлопных газов сильно возрастает, при этом они меняют цвет.
Обуславливается это конструкцией и принципом работы силовой установки.
Но если у бензинового агрегата угол опережения может самостоятельно поменяться в процессе эксплуатации, то у дизеля такого не бывает.
Измениться угол впрыска может в двух случаях:
Технология регулировки момента впрыска на дизеле во многом зависит от привода топливного насоса. На легковых авто часто для этого используется приводной ремень ГРМ.
На дизелях грузовых авто и других видом техники ТНВД может работать от вращения, передаваемого посредством приводной муфты или зубчатой шестерни, закрепленной на кулачковом вале ТНВД.
Виды регулировки момента впрыска
Рассмотрим несколько способов регулировки момента впрыска топлива.
Самый распространенный из них – по меткам. Применим он для дизелей с любым типом привода, но действия водителя при этом могут отличаться.
Основным условием для проведения правильной регулировки момента впрыска – наличие всех меток. Поэтому перед началом работ следует их отыскать и дополнительно пометить краской.
Для примера разберем последовательность регулировки на двигателе, где привод ТНВД осуществляется посредством приводной муфты.
После всех действий обязательно нужно извлечь фиксатор и немного провернуть коленчатый вал, чтобы убедиться, что его ничего не стопорит. И только после этого можно пробовать запускать двигатель.
При нормально выставленном моменте впрыска, силовая установка должна на холостых оборотах работать «мягко», без стуков и стабильно.
Если слышен сильный металлический звон, что указывает на раннюю подачу – останавливаем мотор, снова выставляем все метки, после чего немного смещаем корпус в сторону вращения вала, а при повышенной дымности, сигнализирующей о позднем впрыске – сдвигаем против вращения вала.
На тех авто, где привод осуществляется за счет ремня ГРМ, можно попробовать отрегулировать все опытным путем – на ощупь (примерно то же, что и регулировка зажигания «на слух»).
Но в случае с дизелем, ориентируются на поведение силовой установки.
Данный метод можно использовать в случае, когда на приводном шкиве нет метки.
Суть метода сводится к таким действиям:
Указанный метод – длительный в исполнении, поскольку придется несколько раз смещать шкив.
Если регулировочные работы вообще не дают положительного результата, то есть, работа силовой установки не меняется, следует шкив насоса провернуть на один полный оборот (после установки ВМТ на 1-м цилиндре), а после повторить действия по регулировке.
Еще один вариант регулировки позволяет сначала выявить момент окончания впрыска, после чего можно сделать необходимые регулировки.
Еще один метод используется для регулировки момент впрыска на дизелях, оснащенных распределительным насосом BOSH VE.
Для проведения регулировочных работ с таким ТНВД потребуется наличие микрометра часового типа, а также переходников и удлинителей к нему. Также нужен будет набор ключей и отверток.
Регулировка на таком насосе делается так:
Как видно, способ установки момента впрыска во многом зависит от конструкции самого насоса, а также используемого привода ТНВД.
Надеемся, что материал представленный в данной статье облегчит вашу жизнь.
Видео — проблема раннего зажигания от Наиля Порошина.