Что значит пояснительная записка
В чем разница между объяснительной и пояснительной запиской
Что такое «пояснительная»записка
Пояснительная записка содержит дополнительную информацию о каком-либо документе. К примеру, студент дополняет информацию по зачету или диплому пояснительным документом, чтобы преподавателям было проще разобраться в запутанных частях работы.
Также на рабочем месте могут уточняться сведения о технологии или проекте. При этом документ нередко содержит таблицы и схемы. По структуре записка оформляется с использованием трех разделов: небольшая характеристика объекта, исследования, технико-экономические параметры.
Что такое «объяснительная» записка
Для того, чтобы уточнить причины определенных действий, чаше всего связанных с нарушением дисциплины, составляется объяснительная записка. Такой вариант документа может понадобиться, если пропущены учебные занятия или человек отсутствовал на рабочем месте без уважительной причины.
Записка состоит из трех частей: введения, в котором указываются причины ее написания, далее идет опровержение или подтверждение определенного факта и в заключени указывается просьба или делаются выводы.
Итоги
Пояснительная записка по смысловой нагрузке значительно отличается от объяснительной. Она пишется с целью уточнения определенных данных в то время, как объяснительная оправдывает или объясняет действия. Их назначение совершенно различно.
Составляем пояснительную записку к бухгалтерскому балансу (образец)
Зачем пояснять баланс
Отчетность должна быть достоверной и полной и давать пользователю четкую картину финансового положения организации. В балансе и форме 2 мы приводим обобщенные показатели, из которых, как правило, исчерпывающие выводы сделать сложно. Значит, требуется их пояснять.
Пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, письма Минфина от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285, от 09.01.2013 № 07-02-18/01, информация Минфина от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012). Юрлицо вправе предоставить такую информацию, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.
Возьмем для примера строку «Дебиторская задолженность». Чтобы поставить эту цифру в отчет, нужно не только собрать остатки по всем счетам расчетов, но и учесть сумму резерва по сомнительным долгам (при его наличии). Она отдельно в балансе не показана, и заинтересованным пользователям (собственникам, инвесторам, контролирующим органам) необходимы в связи с этим дополнительные пояснения. В этом случае и составляется пояснительная записка.
Об оформлении пояснений, даваемых в отношении долгов, читайте в статье «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности – образец».
Как выглядит образец пояснительной записки к бухгалтерскому балансу
Единого образца пояснительной записки к балансу не существует. Каждый поясняет то, что посчитает нужным и полезным для пользователей отчетности.
Как может выглядеть пояснительная записка к балансу, покажем на примере:
Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу
АО «Симфония» за 2021 год
Акционерное общество (АО) «Симфония» зарегистрировано ИФНС № 6 по г. Москве 29.10.2009. (Далее можно привести следующую информацию: ОГРН, ИНН, КПП, реквизиты свидетельства о государственной регистрации, адрес.)
Бухгалтерский баланс сформирован в соответствии с действующими в РФ правилами бухгалтерского учета и отчетности (если баланс составлен по МСФО, это необходимо указать).
Уставный капитал: 1 000 000 (один миллион) руб.
Количество акций: 1 000 штук номинальной стоимостью 1000 (одна тысяча) руб.
Основной вид деятельности: переработка молока и производство сыра (ОКВЭД 10.51).
Состав аффилированных лиц:
Стеклов Андрей Анатольевич — член совета директоров;
Заварзин Степан Николаевич — член совета директоров.
2. Основные положения учетной политики
Учетная политика утверждена приказом директора от 25.12.2020 № 156 (далее коротко приводятся ее основные положения: методы амортизации, способы оценки активов и обязательств и др.).
3. Структура баланса (каждая строка показывается в % от валюты баланса, рассчитываются изменения за период).
4. Оценка стоимости чистых активов (величина чистых активов соотносится с уставным капиталом).
5. Анализ основных финансовых показателей (указываются финансовые коэффициенты: ликвидности, обеспеченности запасами, автономии, рентабельность активов и др.; в этом же разделе анализируется степень зависимости от кредиторов, положение на рынке ценных бумаг и т. д.).
6. Состав основных средств (руб.):
Балансовая стоимость на 31.12.2021
7. Оценочные обязательства и резервы
На 31.12.2021 сформировано оценочное обязательство по оплате очередных отпусков в сумме 1 426 000 руб., количество неоплаченных дней отпуска — 67, срок исполнения — 2022 год.
Резерв по сомнительным долгам сформирован на сумму 1 678 000 руб. в связи с наличием просроченной и ничем не обеспеченной задолженности ООО «Тихие зори».
Резерв под снижение стоимости МПЗ не создавался ввиду отсутствия признаков обесценения МПЗ.
8. Труд и заработная плата
Кредиторская задолженность по зарплате на 31.12.2021 составила 1 679 000 руб. (за декабрь 2021 года, срок выплаты: 15.01.2022). Текучесть кадров в отчетном периоде составила 24,98%, списочная численность — 167 чел. Среднемесячная зарплата — 20 675 руб.
9. Сведения о связанных сторонах
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008 (утверждено Приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. N 48н) по каждой связанной стороне раскрыта следующая информация (если в отчетном периоде организация проводила операции со связанными сторонами):
10. Выданные и полученные обеспечения и платежи (указываются все их виды).
11. Прочая информация
(Приводится перечень чрезвычайных фактов, их последствий, описание существенных фактов, повлиявших на показатели баланса, совершенные крупные сделки, события после отчетной даты, произведенные корректировки и другая необходимая информация.)
Директор АО «Симфония» Девятов Девятов А. Н. 20.03.2022
О нюансах составления пояснительной записки к бухбалансу рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к пособию по бухотчетности, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Какую информацию содержит пояснение к бухгалтерскому балансу
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах входят в состав годовой бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 14 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 4 приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н). Именно их должны составлять все экономические субъекты, за исключением:
К тому же пояснять баланс — в интересах всех, кто заботится о своей репутации. Чем полнее будут раскрыты цифры из отчета, тем прозрачнее будет выглядеть деятельности компании. Такая отчетность поможет не только укрепить авторитет, но и привлечь новых инвесторов. Пояснения по бухбалансу также позволят избежать лишних вопросов контролирующих органов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В п. 39 ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н) определено, что компании вправе предоставлять вместе с отчетами дополнительную информацию, если она полезна для внешних пользователей отчетности. При этом Минфин считает, что раскрывать информацию, сопутствующую бухотчетности, компании обязаны (информация Минфина от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).
Обычно отдельно только для бухгалтерского баланса пояснения не делаются. Так как он составляется не один, а в составе отчетности, то и пояснение дается сразу по всем представленным отчетам.
Об особенностях отчетности компаний, применяющих УСН, читайте в материале «Как заполнить бухгалтерский баланс при УСН?».
Следует отметить, что все традиционные отчеты расшифровывают какие-либо строки баланса, то есть тоже являются его пояснениями.
Так, из отчета о финансовых результатах мы узнаем о величине чистой прибыли за период, а она является составной частью строки «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» баланса.
Построчный комментарий по заполнению табличной части формы 2 приведен в системе КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите к разъяснениям.
Отчет о движении денежных средств дает информацию о том, как сформирован показатель строки «Денежные средства и денежные эквиваленты» (с разбивкой по направлениям деятельности).
Отчет об изменении капитала расшифровывает информацию, отраженную в 3-м разделе баланса.
Оставшиеся строки тоже требуют расшифровок и пояснений. Обычно их представляют в виде таблиц — они удобны и наглядны. Форму их можно разработать самостоятельно, а можно воспользоваться уже готовыми образцами — они есть в приложении 3 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Скачать бланк пояснений к бухгалтерскому балансу можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В приказе № 66н есть пример оформления пояснений по информации баланса о НМА, НИОКР, основных средствах, финансовых вложениях, запасах, задолженности дебиторов и перед кредиторами, оценочных обязательствах, государственной помощи.
Пояснения к балансу разрешено составлять в произвольной форме. Они могут содержать таблицы, графики и диаграммы. Детализация информации в них допустима самая разнообразная — все зависит от намерения компании определенным образом раскрыть какие-либо важные показатели. Главное — чтобы информация, содержащаяся в пояснениях, была достоверной и полезной для пользователей.
Служебная записка: как написать, примеры и образцы
Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.
Что такое служебная записка
Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.
Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.
Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.
Виды служебных записок
Можно выделить следующие разновидности служебных записок.
Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.
Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.
Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.
Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.
Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.
На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной
Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».
Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».
Правила составления служебных записок
Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.
При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).
Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.
Как написать служебную записку
Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).
Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).
Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.
При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.
Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).
И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).
При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.
Образец служебной записки
Что значит пояснительная записка
5 МИН
Цифры для понимания: зачем нужны пояснения к бухгалтерскому балансу
Разбираемся, что входит в пояснения к бухгалтерскому балансу, какие компании обязаны сдавать этот документ в налоговую и чем он отличается от пояснительной записки.
Что такое пояснения к балансу
Пояснения тоже входят в состав бухгалтерской отчётности. Они раскрывают принципы бухгалтерского учёта в компании, а также данные, которые нецелесообразно включать в баланс, но важно знать, чтобы реально оценивать финансовое положение компании.
Кто должен готовить пояснения
Не сдавать пояснения могут компании, использующие упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта: субъекты малого бизнеса, НКО и участники проекта «Сколково». Но есть организации, которым запрещено прибегать к упрощённым методам, даже если они соответствуют вышеупомянутым критериям. Например, не могут это делать коллегии адвокатов, жилищно-строительные кооперативы, организации бюджетной сферы и т. д.
Какие данные указывать в пояснении
Обязательно уточняйте следующую информацию:
Дополнительно, если этих данных нет в информации, сопровождающей бухгалтерский отчёт, укажите:
Обязательных требований к форме нет. Например, можно подготовить текстовые пояснения к бухгалтерской отчётности или оформить их в виде таблиц. Можно ориентироваться на шаблон Минфина — в нём есть образцы пояснений для каждого раздела баланса.
Чем пояснения к балансу отличаются от пояснительной записки
Пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчётности. Организации могут прикладывать этот документ к бухгалтерскому балансу по желанию. Он представляет собой характеристику финансового положения компании в целом. В нём указывают дополнительную информацию для заинтересованных сторон: акционеров, кредиторов, потенциальных инвесторов.
В записке можно привести планы развития организации, предполагаемые капитальные и долгосрочные вложения, указать динамику важнейших финансовых показателей организации за определённый период. Или, например, предупредить вопросы налоговиков, ответив на них заранее.
Другими словами, в пояснительную записку можно включить любую информацию, которая подтвердит финансовую стабильность компании и продемонстрирует, что риски для инвесторов и кредиторов сведены к минимуму.
Из пояснительной записки должно быть ясно, что это дополнение к отчётности:
Записка может быть оформлена в любом виде. Допустимо использовать диаграммы, таблицы или просто текст.
Короче
— 
Пояснения к бухгалтерскому балансу должно составлять большинство компаний, ведущих бухучёт. Ор ганизации, которые при меняют упрощённый способ ведения бухучёта, могут этого не делать.
— 
Пояснение к бухгалтерскому балансу ежегодно сдаётся в ФНС вместе с бухгалтерской отчётностью.
— 
Пояснения к балансу и пояснительная записк а — это разные документы. Пояснительная записка дополняет отчёт, не будучи его частью. Там можно прописать планы по развитию компании, которые интере сны инвесторам или партнёрам.
Как написать пояснительную записку (с примерами)
Управление проектами хорошо тем, что позволяет планировать, управлять и выполнять всю работу вашей команды. Зачастую полезно иметь эту информацию в доступном виде. Но иногда новые участники проекта или руководители хотят получить упрощённое представление о проекте. Тогда вам понадобится лаконичный способ рассказать об основных моментах проекта, не теряя внимания аудитории.
Лучше всего для этого подходят пояснительные записки. Если вы никогда не занимались их составлением, в этой статье найдётся всё необходимое для планирования, написания и представления их своей команде.
Что такое пояснительная записка?
Пояснительная записка — это обзор документа. Объём и содержание записки зависят от того, к какому документу она относится, но в целом она должна занимать не больше одной–двух страниц. В этом документе необходимо изложить всю информацию, которую должны знать ваши читатели и важные заинтересованные лица.
Представьте себе это так: если бы заинтересованные лица на уровне руководства прочитали только вашу пояснительную записку, то получили бы они всю информацию, необходимую для достижения успеха? Если да, тогда ваша пояснительная записка выполнила свою задачу.
Пояснительные записки часто прилагаются к следующим документам:
Обычно в пояснительной записке выделяют четыре части:
Начните с проблемы или потребности, которую удовлетворяет данный документ.
Опишите рекомендуемое решение.
Объясните ценность этого решения.
В заключение приведите обоснование важности вашей работы.
Что такое пояснительная записка в управлении проектами?
В управлении проектами пояснительная записка — это способ внести ясность для сотрудников из разных подразделений, руководства команды и заинтересованных лиц проекта. Считайте, что это краткая презентация проекта для членов команды, у которых нет времени или необходимости вникать во все его детали.
Основное отличие между пояснительной запиской в управлении проектами и более традиционным приложением к бизнес-плану заключается в том, что первая должна быть создана в начале проекта, а второе — после составления бизнес-плана. Например, чтобы написать пояснительную записку к экологической экспертизе, необходимо составить отчёт о результатах и выводах по окончании исследования. Но для составления пояснительной записки в целях управления проектами нужно рассказать о том, какие цели преследует проект и почему он важен.
К пояснительным запискам в целях управления проектами применяются те же самые четыре правила:
Начните с проблемы или потребности, которую удовлетворяет проект. Зачем нужен этот проект? Какие идеи, отзывы клиентов, планы продуктов и т. п. лежат в его основе?
Опишите рекомендуемое решение или цели проекта. Каким образом этот проект может решить проблему, определённую вами в первой части? Каковы цели и задачи проекта?
Объясните ценность этого решения. Что произойдёт по завершении проекта? Как это улучшит ситуацию и решит проблему, определённую в первой части?
В заключении приведите обоснование важности этой работы. Это ещё одна возможность напомнить о важности проблемы и о том, почему ваш проект имеет право на жизнь. В этой части также можно напрямую обратиться к аудитории и рассказать о том, как ваше решение улучшит ситуацию и решит проблему. В конце приведите дальнейшие действия.
Если вы никогда раньше не занимались составлением пояснительных записок, вам может быть любопытно, как они связаны с другими элементами управления проектами. Вот несколько сравнений:
Пояснительная записка и план проекта
План проекта — это программа, описывающая ключевые задачи, которые решает проект для достижения поставленных целей. В плане проекта приводятся цели, показатели для оценки его успешности, заинтересованные лица и роли, бюджет, вехи и ожидаемые результаты, временные рамки и расписание, а также план обмена информацией.
Пояснительная записка — это краткое изложение наиболее значимой информации из плана проекта. Примите во внимание наиболее важные моменты, которые необходимо довести до сведения руководителей, чтобы ознакомить их с проектом без использования его плана. Это и есть ваша пояснительная записка.
Пояснительная записка и обзор проекта
Обзоры проектов и пояснительные записки часто имеют схожие элементы: в обоих документах приводится краткое изложение важной информации о проекте. Однако обзор проекта должен быть непосредственно связан с вашим проектом. Проект и его обзор должны быть взаимозависимы.
А вот пояснительную записку можно включить в проект с помощью средства управления проектами или сделать её самостоятельным документом.
Пояснительная записка и цели проекта
Во второй части пояснительной записки должны быть подробно расписаны цели проекта (опишите рекомендуемое решение или задачи проекта). В дополнение к целям проекта здесь следует привести обоснование ценности достижения указанных целей, а также предоставить информацию о пути выполнения поставленных задач.
Преимущества пояснительной записки
Вы можете спросить: а зачем моему проекту нужна пояснительная записка? Разве недостаточно плана проекта?
Как мы уже упоминали ранее, не у всех есть время или необходимость углубляться в детали вашего проекта, чтобы понять его цели и их значимость. Инструменты управления работами наподобие Asana позволяют собрать массу полезной информации о проекте, чтобы у вас с командой было чёткое понимание того, кто какую работу выполняет и к какому сроку. Пояснительная записка предназначена не столько для сотрудников, непосредственно занятых в проекте, сколько для заинтересованных лиц вне проекта, которым нужно общее представление о нём и его важности.
Эффективная пояснительная записка предлагает заинтересованным лицам общую картину проекта и его важные элементы без необходимости погружаться в детали. А если им понадобится дополнительная информация, они могут обратиться к плану проекта или просмотреть задачи, приведённые в вашем инструменте управления работами.
Как написать отличную пояснительную записку (с примерами)
Каждая пояснительная записка состоит из четырёх частей. Следуйте этому шаблону для написания отличной пояснительной записки. Когда её текст будет готов, перечитайте его и удостоверьтесь в том, что в нём приведена вся нужная информация, которую должны знать заинтересованные лица.
1. Начните с проблемы или потребности, которую нужно удовлетворить
В начале пояснительной записки объясните, почему важен этот документ (и проект, который он представляет) важен. Уделите время изложению сути проблемы, включая любые исследования или полученные вами отзывы клиентов. Расскажите, чем эта проблема важна и актуальна для ваших клиентов и почему её решение имеет значение.
Например, представьте, что вы работаете в компании-производителе часов. Ваш проект заключается в разработке более простых и дешёвых часов, которые останутся привлекательными для покупателей товаров класса люкс, но в то же время будут ориентированы на новую группу клиентов.
Пример пояснительной записки:
Последние исследования рынка 52% клиентов выразили потребность в более простой и дешёвой версии нашего продукта. В опросах клиентов, выбравших часы конкурентов, цена упоминается в 87% случаев. Чтобы наилучшим образом обслуживать наших существующих клиентов и выйти на новые рынки, нам необходимо разработать серию часов, которые мы сможем продавать по цене, соответствующей данному рынку.
2. Выделите рекомендуемое решение или цели проекта
Теперь, когда вы обрисовали проблему, объясните, в чём заключается предлагаемое решение. В отличие от аннотации или конспекта при описании решения следует пользоваться директивным слогом: постарайтесь убедить аудиторию в том, что оно является правильным. Это не столько раздел для мозгового штурма, сколько место для обоснования рекомендуемого решения.
Поскольку пояснительная записка составляется в начале проекта, не страшно, если в ней не будут приведены все ожидаемые результаты и основные вехи. Однако это ваш шанс описать в общих чертах то, что произойдёт в ходе проекта. Если вам нужна помощь в составлении обзора основных результатов и сроков проекта на более высоком уровне, подумайте о создании a дорожной карты проекта, прежде чем заниматься пояснительной запиской.
Продолжаем наш пример пояснительной записки:
Наша новая серия часов будет стоить на 20% дешевле, чем самый дешёвый текущий вариант. При этом предусмотрена возможность удешевления на 40% и более в зависимости от материалов и механизма. Чтобы добиться таких цен, мы будем:
предлагать часы в новом исполнении, включая силикон и дерево;
использовать высококачественные кварцевые модули вместо наших механизмов;
представить возможность выбора дизайна браслета с упором на гибкость, а не на традиционную роскошь.
Обратите внимание, что каждые часы по-прежнему будут проходить строгий контроль качества, чтобы сохранить скорость и точность мирового класса, присущие нашим текущим предложениям.
3. Объясните ценность этого решения
В этом разделе вы более подробно рассказываете о том, как предлагаемое решение повлияет на проблему, обозначенную в самом начале, и улучшит ситуацию. Каких результатов вы ожидаете (при их наличии)? В сюда следует включить всю необходимую финансовую информацию, риски проекта и потенциальные выгоды. Также нужно соотнести этот проект с целями и ключевыми результатами вашей компании. Как эта работа связана со стоящими перед ней задачами?
Продолжаем наш пример пояснительной записки:
Проведённые ранее исследования рынка показали, что более дешёвые варианты не повлияют на ценность или престиж бренда класса люкс, хотя это риск, который необходимо учитывать при разработке. Чтобы снизить его, команда маркетинга продукта начнёт работать над стратегией его вывода на рынок за шесть месяцев до запуска.
4. В заключение приведите обоснование важности этой работы
Теперь, когда вы поделились всей важной информацией с заинтересованными лицами, настала очередь заключительного раздела — это ваш шанс помочь аудитории понять влияние и важность этой работы для организации. Что именно нужно вынести из вашей пояснительной записки?
В заключение нашего примера пояснительной записки:
Более дешёвые и разнообразные предложения не только позволят нам выйти на новый рынок, но и расширят наш бренд в положительном смысле. Благодаря вниманию к этим новым предложениям, а также ожидаемому спросу на более дешёвые часы, мы рассчитываем увеличивать рыночную долю на 2% ежегодно. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашей стратегией выхода на рынок и документацией по обратной связи с клиентами.
Пример пояснительной записки
Вот так может выглядеть ваша пояснительная записка с учётом всего вышеизложенного:
Распространённые ошибки, которые совершаются при написании пояснительных записок
Вы не станете профессионалом в написании пояснительных записок в одночасье — и это нормально. Поначалу используйте в качестве руководства шаблон из четырёх частей, представленный в этой статье. Затем, по мере оттачивания своих навыков составления пояснительных записок, примите во внимание несколько распространённых подводных камней, которых следует избегать:
Избегайте жаргонизмов
Ваша пояснительная записка — это документ, который должны быть в состоянии прочитать и понять все, начиная от участников проекта и заканчивая заинтересованными руководителями. Помните, что вы гораздо ближе к повседневной работе и индивидуальным задачам, чем руководство компании, поэтому прочитайте пояснительную записку ещё раз, чтобы очистить её от ненужного жаргона. Там, где это возможно, объясните жаргонный термин или вообще опустите его.
Помните: это не полноценный отчёт
Ваша пояснительная записка — это всего лишь резюме. Если вы обнаружите, что вдаётесь в подробности конкретных задач, сроков исполнения и вложений, попробуйте сделать шаг назад и спросить себя, есть ли место этой информации в вашей пояснительной записке. Некоторые детали важны — вам всё-таки нужно, чтобы записка призывала к действию и увлекала. Но имейте в виду, что весь объём информации по вашему проекту будет отражён в инструменте управления работами, а не в пояснительной записке.
Ваша пояснительная записка должна выдерживать проверку на самостоятельность
Вы знаете этот проект вдоль и поперёк, а заинтересованные лица — нет. Написав пояснительную записку, перечитайте её и убедитесь в её самостоятельности как документа. Есть ли контекст, который необходим заинтересованным лицам для её понимания? Если да, включите его в пояснительную записку или рассмотрите возможность ссылки на него в качестве дополнительной информации.
Всегда проверяйте орфографию и пунктуацию
Ваша пояснительная записка — это живой документ, и если вы допустили опечатку, её всегда можно исправить. Однако никогда не повредит провести проверку орфографии и пунктуации или переслать записку одному из своих коллег, чтобы он посмотрел на неё «незамыленный взглядом».
Что в итоге? Пояснительная записка необходима
Пояснительная записка — это отличный способ ввести всех в курс дела и рассказать о вашем проекте. Если у него много заинтересованных лиц, которым нужно быстро понять, какую проблему решает проект и почему это важно, пояснительная записка — это идеальный вариант предоставления необходимой информации.
Дополнительные советы о том, как соединить свою стратегию высокого уровня и планы с повседневной работой, приводятся в нашей статье о стратегическом планировании.