Что значит повествовательное и неповествовательное
Виды предложения по цели высказывания
По цели высказывания предложения делятся на:
Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.
В конце повествовательного предложения может стоять точка ( . ), восклицательный знак ( ! ) или многоточие ( . ).
Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер.
В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.
Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?
Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!
Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.
Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?
Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.
Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)
Позанимайся дополнительно. (совет)
Не отставай! (приказ, требование)
Берегите природу! (призыв)
В конце побудительного предложения ставится точка ( . ) или восклицательный знак ( ! ).
Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.
В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.
Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!
Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.
Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
В русском языке принято делить все предложения на три типа по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательное предложение сообщает о каком-то факте, описывает событие или ситуацию, мысли или чувства. Это самый распространенный тип предложений.
В конце может стоять точка, многоточие или восклицательный знак.
Примеры: Зима! Выхожу один я на дорогу. Все смешалось в доме Облонских.
Вопросительное предложение содержит вопрос. В конце ставится вопросительный знак. Примеры: Который час? Вы к нам зайдете сегодня? Кто я?
Побудительное предложение призывает к действию, содержит просьбу, приказ и т.п. В конце ставится восклицательный знак, точка или многоточие. Примеры: Бежим отсюда! Подождите. Позвоните Ивану Ивановичу, пожалуйста.
Примеры повествовательных предложений
Жил старик со своею старухой у самого синего моря. (А. Пyшкин)
Я ехал на перекладных из Тифлиса. (М. Лермонтов)
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел; был сильный мороз. (Н. Некрасов)
. Вспоминается мне ранняя погожая осень. (И. Бунин)
Темный человек с горящим факелом бежал по улице в скучную ночь поздней осени. (А.П. Платонов)
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. (М.А. Булгаков)
Дивизия, наступая, углубилась в бескрайние леса, и они поглотили ее. (Э. Казакевич)
Восклицательное и невосклицательное повествовательное предложение
Помимо цели высказывания, у предложения есть эмоциональная окраска: по ней предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Восклицательным может быть любое предложение: и повествовательное, и вопросительное, и побудительное. Главное, чтобы в нем была выражена сильная эмоция: радость, злость, восторг, возмущение и т.п.
Например: Как чудесно сегодня светит солнце! Мне очень больно! Мы едем домой!
Такие предложения произносятся высоким тоном, напряженно. На письме эта интонация обозначается восклицательным знаком.
Примеры восклицательных повествовательных предложений:
И грянул бой, Полтавский бой! (А. Пушкин)
Славное место эта долина! (М. Лермонтов)
Редкая птица долетит до середины Днепра! (Н. Гоголь)
Эх, яичница! (А. Твардовский)
И каких только не бывает чудес на свете! (Э. Казакевич)
Как составить повествовательное предложение?
Чтобы предложение было повествовательным, оно должно о чем-то рассказывать, но не содержать вопроса или побуждения.
Например, мы составим предложение о девочке, которая куда-то идет. Так и напишем:
Можно сделать предложение распространенным
Для этого добавим один или несколько второстепенных членов:
Десятилетняя девочка идет в парк с собакой.
Теперь это распространенное предложение: помимо подлежащего и сказуемого в нем есть определение (девочка какая? десятилетняя), обстоятельство (идет куда? в парк) и дополнение (идет с кем? с собакой).
Можно придумать другие варианты
Выше приведены самые простые примеры. Повествовательные предложения могут быть не только двусоставными, но и односоставными (назывными, безличными, определенно-личными, неопределенно-личными), могут быть не только простыми, но и сложными (сложносочиненными, сложноподчиненными, бессоюзными).
Также, как уже говорилось, они могут быть распространенными и нераспространенными, восклицательными и невосклицательными.
Общая информация
Предложение в любом языке обозначает единицу, обладающую грамматически организованным соединением слов либо состоящую из одного слова. Оно должно обладать смысловой и интонационной законченностью. В конце конструкции может стоять точка, восклицательный и вопросительный знаки, а также многоточие.
Изучением предложения занимается синтаксис.
Предложение бывает разных типов. Помимо повествовательного, это вопросительные, побудительные и восклицательные варианты. Когда в конструкции присутствует только подлежащее и сказуемое, то она считается нераспространенной, в противном случае — распространенной. Также они бывают односоставными и двусоставными.
Распознавание повествовательного предложения
Повествовательные конструкции, как и все остальные, представляют собой законченную фразу. Чтобы знать, как определить повествовательное предложение, нужно иметь в виду, что в устной и письменной речи оно имеет характер сообщения. Например, это может быть:
В литературном мире к повествовательному жанру могут относиться повести, романы, стихи, очерки, рассказы и другие произведения.
Интонация повествовательного предложения имеет зависимость от контекста и цели фразы. Например, если происходит изъявление информации, то конструкция считается повествовательно-утвердительной. Если же происходит отрицание чего-либо, то ее называют повествовательно-отрицательной. Стоит изучить несколько примеров обоих типов:
Иногда подтипы объединяются, организуя вопросительно-повествовательные конструкции. К примеру, когда вопрос не требует ответа, так как содержит в себе и отрицание, и утверждение: «Какое событие может затмить летом Чемпионат мир по футболу?» = «Летом никакое событие не сможет затмить Чемпионат мира по футболу».
Утвердительная модальность повествовательных фраз не раз проявила себя в художественной литературе, например, при описании окружающего мира («Пришла холодная, суровая зима»), внешних черт («Он был смугл и высок») или характера человека («Он легко подстраивался под собеседника, был мил и приятен»).
Пунктуация и обращение
В конце повествовательных конструкций ставится точка, восклицательный знак или многоточие. Тональность в таком типе высказываний обычно спокойная, а темп произношения — умеренный. Добавить эмоциональную окраску помогают различные восклицания, выражение глубоких чувств:
Бывает, что по конструкции сложно определить его интонационный тон. Необходимо слышать, как говорит конкретный человек.
Обращение является обособленным интонационно и грамматически. Оно считается самостоятельным элементом либо частью синтаксического целого, необходимо для обозначения лица, предмета. Примеры:
Обращение должно в обязательном порядке быть обособленным различными знаками препинания. Роль в предложении — существительное в именительном падеже, реже — причастие, прилагательное, междометие. Находиться обращение может в любой части конструкции. Примеры повествовательных предложений с обращением:
Личные местоимения, такие как «ты», «вы», могут идти в паре с другим обращением либо стоять поодиночке. Обращение подчеркивает статус человека, степень отношения между людьми.
Структура и характеристика
Двусоставные конструкции имеют и подлежащее, и сказуемое. Примеры:
Грамматическая основа есть в каждой конструкции. У нее две функции. Первая заключается в том, что она является смысловым центром. Это значит, что, если отбросить все дополнительные члены предложения, то смысл все равно останется.
Вторая указывает на то, что она считается и грамматическим центром, то есть основа привязывает конструкцию к реальности и времени.
Если главную роль на себя берет лишь один член предложения, то оно односоставное. Такая фраза имеет классификацию в зависимости от того, что является основой: подлежащее или сказуемое. Некоторые лингвисты считают, что в таких конструкциях нет ни сказуемого, ни подлежащего, а есть только основа.
Односоставные предложения бывают назывными, безличными, неопределенно-личными и определенно-личными. Если в конструкции есть только подлежащее, то она считается назывной. Такой тип наиболее близок к двусоставным, так как использовать его можно только в настоящем времени. В других придется добавлять сказуемое. Пример: «Раннее утро» — «Было раннее утро» — «Будет раннее утро».
Определенно-личные имеют только сказуемое, однако по нему можно легко определить подлежащее — это говорящий или собеседник. Пример: «Иду по тротуару и вижу друга».
В неопределенно-личных, как можно догадаться, неизвестно кто совершает действие. Пример: «Постучали в окно».
Лишь безличные предложения стоят отдельно, потому что в них нет подлежащего, а действие протекает само по себе. Пример: «Темнеет».
Распространенные повествовательные содержат второстепенные члены предложения — обстоятельство, определение, дополнение. Например: «По всему дому распространился детский плач и лай собаки». В нераспространенных конструкциях есть только главные члены: «Я шел», «Дождь лил».
Существуют простые и сложные повествовательные конструкции. В первом случае грамматическая основа лишь одна, в сложных — две и более. Пример простого: «Брат работает в гараже». Пример сложного: «Брат всегда работает в гараже, потому что там сухо и прохладно».
Бывают также полные и неполные предложения. В первом случае в составе есть все необходимые члены грамматической основы: «Озеро открывало перед рыбаками все свои тайны». Смысл таких фраз понятен, даже в отрыве от контекста. В их составе есть все члены, необходимые для понимания. При этом полная конструкция необязательно бывает распространенной.
Неполное называется так, потому что в нем пропущен либо один член предложения, либо несколько. Восстановить события можно благодаря предыдущим фразам. Небольшой пример: «Твой отец сегодня выходит на смену? — Мой». В диалоге ответная реплика является неполным предложением. Полное значение будет звучать так: «Да, мой отец сегодня выходит на смену».
Подводя итоги, можно сказать, что повествовательные предложения сообщают о каком-то событии, факте, чувствах и мыслях. Все конструкции должны подчинятся синтаксическим и лексическим нормам. Связь в них может быть подчинительной и сочинительной (между однородными членами). Предложения могут различаться, однако нарушать их структуру нельзя.
0.3.1. Тексты повествовательные и неповествовательные
Выше было сказано, что всякий текст есть некое синтактико-семантико-прагматическое устройство, чья предвидимая интерпретация есть часть самого процесса его создания. Но такое определение все же слишком абстрактно. Чтобы сделать его более конкретным, следовало бы представить «идеальный» текст как некую систему «узлов» или «сплетений» и установить, в каких из них ожидается и стимулируется сотрудничество-сотворчество М-Читателя.
Вероятно, подобное аналитическое представление – «вне пределов нынешних возможностей семиотики текста как теоретической дисциплины. До сих пор попытки в этом направлении предпринимались лишь применительно к отдельным текстам (и хотя в таких случаях аналитические категории создавались ad hoc, они нацеливались и на более общее применение). Примеры наиболее успешных попыток такого рода, на мой взгляд, – это анализ новеллы Бальзака «Сарразин», проведенный Р. Бартом (Barthes, 1970)[19], и анализ рассказа Мопассана «Два друга», выполненный А. Греймасом (Greimas, 1976). Более детальные и более формализованные анализы более коротких отрывков текста (как, например, разбор «Маленького принца» Сент-Экзюпери у Я. Петефи – Pet?fi, 1975) явным образом задумывались скорее как опыты применения соответствующей теории, а не как попытки исчерпывающей интерпретации выбранного текста.
Современные теории, разрабатывая модели «идеального» текста, обычно представляют его состоящим из различных структурных уровней, которые так или иначе понимаются как идеальные стадии процесса его порождения и / или интерпретации. Так буду действовать и я.
Чтобы представить «идеальный» текст, обладающий наибольшим числом уровней, я буду рассматривать в основном модель вымышленных повествовательных (нарративных) текстов (a model for fictional narrative texts)[20]. Такое решение обусловлено тем, что б?льшая часть очерков, собранных в этой книге, посвящена именно текстам вымышленно-повествовательным. Но тексты подобного рода ставят перед исследователем большинство из тех проблем, которые возникают при изучении других типов текстов: в вымышленно-повествовательных текстах мы можем найти примеры текстов диалогических, описательных, дискурсивных и т. д., т. е. любые типы речевых актов.
Т. А. ван Дейк (van Dijk, 1974b) различает повествования естественные (natural) и искусственные (artificial). Оба представляют собой описания действий, но первые повествуют о событиях, которые представляются как действительно произошедшие (их субъекты – люди или человекоподобные существа, живущие в «реальном» мире; события развиваются от некоего начального состояния до состояния конечного), а вторые имеют дело с персонажами и действиями, относящимися к миру «воображаемому» или «возможному». Очевидно, что в искусственном повествовании не выполняется ряд прагматических условий, обязательных для повествования естественного (например, в художественной литературе [fiction] от автора, строго говоря, не ожидается, что он будет говорить правду), но даже это различие для меня сейчас несущественно: так называемые искусственные повествования всего лишь заключают в себе более широкий диапазон экстенсиональных* проблем (см. обсуждение проблемы возможных миров в главе 8 данной книги).
Поэтому моя модель будет моделировать повествовательные (нарративные) тексты вообще (будь то искусственные или естественные). Я предполагаю, что идеальная модель текстовых явлений, задуманная на более высоком уровне сложности, будет пригодной и для текстов более простых.
Несомненно, художественно-повествовательный текст гораздо сложнее, чем условные контрфактические высказывания[21] разговорного характера, хотя в обоих случаях речь идет о возможном положении дел или о возможном ходе событий. Одно дело – рассказать какой-нибудь девушке, что с ней могло бы случиться, если бы она наивно приняла ухаживания какого-нибудь распутника. И совсем другое дело – поведать кому-либо (вне зависимости от пола) то, что уже необратимо произошло в Лондоне, в XVIII в., с девушкой по имени Кларисса, когда она наивно приняла ухаживания распутника по имени Ловелас.
Во втором случае мы наблюдаем некоторые специфические черты, характерные именно для искусственных повествований:
а) посредством специальной вводной формулы (явной или подразумеваемой) читателю дается понять, что он не должен спрашивать, истинны или не истинны излагаемые факты (иногда читателю внушается, что он должен воспринимать эти «факты» как правдоподобные; это условие отсутствует в повествованиях откровенно нереальных, например в волшебных сказках);
b) читателя знакомят с некими личностями, представляемыми ему с помощью ряда описаний, «привешенных» (по выражению Дж. Сёрла) к их именам собственным и придающих им определенные свойства;
c) последовательность событий более или менее локализована в пространстве и во времени;
d) эта последовательность событий считается «конечной», т. е. у нее есть начало и конец;
e) чтобы рассказать о том, что произошло с Клариссой, текст начинает с некой исходной ситуации, в которой находилась Кларисса, а затем следует за героиней в перипетиях ее жизни, предоставляя читателю возможность задаваться вопросами о том, что произойдет с Клариссой на следующем этапе повествования;
f) весь ход событий в целом, описанный в повествовании, можно резюмировать некоторым числом макровысказываний (macropropositions), образующих остов, каркас данного повествования (мы будем называть этот остов фабулой), выделив таким образом уже иной уровень текста, производный от его линейной манифестации[22], но не тождественный ей.
С другой стороны, контрфактические высказывания отличаются от отрывка искусственного повествования только тем, что в первом случае адресат приглашается к более активному сотрудничеству в деле актуализации предложенного ему текста – он должен сам придумать историю, которую ему подсказывает текст. Ниже мы рассмотрим также несколько неповествовательных текстов, которые как будто не должны соответствовать предлагаемой модели. В таких случаях можно, конечно, попытаться видоизменить модель. Но можно несколько видоизменить и сам текст: как мы увидим, неповествовательный текст обычно можно преобразовать в повествовательный, просто развернув некоторые заложенные в нем потенции.
Конечно, повествовательные тексты – особенно тексты художественные (fictional) – более сложны, чем многие иные типы текстов, и поэтому более трудны для семиотического анализа. Но тем самым они делают такой анализ более интересным и вознаграждающим. Именно поэтому, наверное, мы больше узнаём об устройстве текстов от тех исследователей, которые дерзают изучать сложные повествовательные тексты, чем от тех, кто ограничивается анализом текстов более коротких и простых. Может быть, во втором случае достигается большая степень формализации, но зато опыты первого рода дают нам более высокую степень понимания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Повествовательное предложение – что это такое, как его легко найти в тексте и не спутать с предложениями других типов
Предложение, которое «повествует», рассказывает о чем-либо. Не побуждает к действию и не задает никаких вопросов.
Повествовательное предложение – это такое предложение, которое сообщает о каких-то событиях, «повествует о них». Такие предложения ни о чем не спрашивают как вопросительные, и не побуждают ни к каким действиям как побудительные. В конце повествовательного предложения может быть точка, восклицательный знак или многоточие. А вот вопросительного знака никогда не будет.
Как характеризовать повествовательное предложение
По интонации оно может быть как восклицательным, так и невосклицательным. Обычно, когда мы повествуем о чем-то, мы не восклицаем. Потому что нельзя постоянно восклицать и восклицать, а вот спокойно говорить вполне можно. Например: «Наступила осень. На деревьях пожелтели листья. Дети теперь каждый день ходят учиться» – три спокойных невосклицательных предложения. Другой пример: «Ах, какая красивая осень! Листья на деревьях – как будто золотые!» – тоже повествовательные предложения, но уже восклицательные.
Большинство повествовательных предложений – распространенные. То есть у них кроме подлежащего и сказуемого (которые образуют грамматическую основу) есть еще второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство. Распространенность будет тогда, когда из этих трех второстепенных членов в предложении будет хотя бы один. Например: «Наступила золотая осень» – кроме подлежащего «осень» и сказуемого «наступила» есть еще определение «золотая». Вывод: предложение распространенное.
По наличию главных членов повествовательные предложения бывают двусоставные или односоставные. В двусоставных есть и подлежащее, и сказуемое: «Собака спит». В односоставных будет что-то одно. Например: «Зима», «Ночь», «Метель» – это односоставные назывные предложения, у них только подлежащее. А вот примеры односоставных, в которых есть только сказуемое: «Смеркалось», «Вечереет», «Тошнит, знобит, мутит».
Повествовательные предложения могут быть осложненными или неосложненными. Основные осложнители такие:
Всё. Если этого ничего нет – предложение неосложненное.
Прямая речь ничего не осложняет
Смотрите какой парадокс. Прямая речь предложение не осложняет, но делает его сложным. Сложное – это когда две грамматические основы, а осложненное – это когда всем подряд напичкано, но основа все-таки одна. Вот предложение с прямой речью: “Мама сказала: «Я пошла в магазин»” – первая основа тут «Мама сказала», а вторая: «Я пошла».
Предложение неосложненное, но сложное. Такое может быть только в лингвистике.
Чего не бывает в повествовательном предложении
В нем никогда не бывает глаголов в повелительном наклонении. Потому что эти глаголы сразу сделают предложение побудительным.
Но, смотрите, если у вас предложение сложное, то одна из его частей может быть повествовательной, а другая побудительной. Особенно тогда, когда вы имеете дело с прямой речью: “Он сказал мне: «Подойди сюда!»” – когда вы начинаете характеризовать это предложение в целом, вам надо про него сказать, что оно «повествовательно-побудительное». А потом, когда перейдете к характеристике каждой отдельной части, все уже будет прозрачно – первая часть будет повествовательной, а вторая – побудительной.
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на рассылку нашего блога. Вам на почту каждую неделю будут приходить свежие статьи из рубрики Образование.
Посмотрите мои подборки курсов по русскому языку. Эти курсы могут стоить намного дешевле, чем репетиторы, а готовить к экзаменам или ВПР будут в разы лучше. Плюс, в каждой подборке я даю бесплатные материалы, электронные справочники и пособия для скачивания:
Уважаемые читатели, уделите, пожалуйста, две минутки вашего времени, и оставьте к этой статье комментарий. Форма для комментария чуть ниже – прокрутите мышью и увидите ее. Мне важно знать, сумел ли я простым языком объяснить вам, что такое повествовательное предложение, не показалась ли вам эта статья слишком сложной для восприятия. Критикуйте текст смело, чтобы я мог учесть все ваши замечания на будущее.