Что значит повесть в литературе
повесть
Смотреть что такое «повесть» в других словарях:
Повесть — широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь; говорить о П. как о едином жанре в древней и новой … Литературная энциклопедия
Повесть — ПОВЕСТЬ род эпической поэзии, в русском литературном обиходе противопоставляемый обычно роману, как более крупному жанру, и рассказу, как жанру меньшему по объему. Однако применение этих трех наименований у отдельных писателей настолько… … Словарь литературных терминов
повесть — См … Словарь синонимов
ПОВЕСТЬ — ПОВЕСТЬ, Повести, мн. Повести, повестей, жен. Художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему (лит.). Сборник повестей и рассказов. Повести Пушкина. || Рассказ, повествование (устар.) … Толковый словарь Ушакова
ПОВЕСТЬ — ПОВЕСТЬ, прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом),тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя,… … Современная энциклопедия
ПОВЕСТЬ — прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и… … Большой Энциклопедический словарь
ПОВЕСТЬ — ПОВЕСТЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе 1. П. Пушкина «Метель». 2. То же, что повествование (устар.). | уменьш. повестушка, и, жен. (к 1 знач.; прост.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
повесть — повесть, мн. повести, род. повестей и повестей … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Повесть — Обложка одной из повестей Льва Толстого Повесть прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны … Википедия
Повесть — (англ. tale, франц. nouvelle, histoire, нем. Geschichte, Erzähiung) одна из эпических жанровых форм художественной литературы; её понимание исторически изменялось. Первоначально, в истории древней рус. литературы, термин «П.» применяли… … Большая советская энциклопедия
Значение слова «повесть»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ». Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом («Коляска» Гоголя, «Выстрел» Пушкина).
ПО’ВЕСТЬ, и, мн. и, е́й, ж. Художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему (лит.). Сборник повестей и рассказов. Повести Пушкина. || Рассказ, повествование (устар.). Ты мне передавал повесть всего, что было до меня. Некрасов. Сей повестью плачевной заключу я летопись свою. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
по́весть
1. филол. литературное (обычно прозаическое) произведение, по объёму и сложности сюжета занимающее промежуточное положение между рассказом и романом ◆ Во-первых, я пишу не повесть, а путевые записки; следовательно, не могу заставить штабс-капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839—1841 г. ◆ Мы просим читателем наших припомнить описанный в первой части этой повести овраг, или глубокую долину, над которою построена была хижина Алексея. Загоскин, «Аскольдова могила», 1833 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести. Пушкин, «Дубровский», 1833 г.
2. любое изложение событий ◆ И тут Лидочка с истерическим плачем, целуя мои руки, передала мне печальную повесть своей жизни. Куприн, «К славе», 1894 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― Вам хочется, добрая госпожа, узнать повесть моей жизни. Лажечников, «Последний Новик», 1833 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова висмут (существительное):
Повесть
По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel или novella).
Содержание
Историческое значение
В Древней Руси «повесть» означала любое повествование, особенно прозаическое, в отличие от поэтического. Старинное значение термина — «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик.
Важным источником старорусских «повестей» являются летописи («Повесть временных лет» и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях («Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о Петре и Февронии» и др.), чья достоверность и актуальная значимость (ценностная доминанта) не вызывали сомнения у современников.
Проблемы определения
Жанр повести как переходный между романом и рассказом с трудом поддается однозначному определению. Сюжет классической повести (как она сложилась во второй половине XIX века) обычно сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства.
Иногда одно и то же произведение сам автор характеризует в различных жанровых категориях. Так, Тургенев сначала называл «Рудина» повестью, а затем — романом. Названия повестей часто связаны с образом главного героя («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Рене» Р. Шатобриана, «Неточка Незванова» Ф. М. Достоевского) или с ключевым элементом сюжета («Собака Баскервилей» А.Конан-Дойла, «Степь» А. П. Чехова, «Уездное» Е. И. Замятина и др.).
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Повесть» в других словарях:
Повесть — широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь; говорить о П. как о едином жанре в древней и новой … Литературная энциклопедия
Повесть — ПОВЕСТЬ род эпической поэзии, в русском литературном обиходе противопоставляемый обычно роману, как более крупному жанру, и рассказу, как жанру меньшему по объему. Однако применение этих трех наименований у отдельных писателей настолько… … Словарь литературных терминов
повесть — См … Словарь синонимов
ПОВЕСТЬ — ПОВЕСТЬ, Повести, мн. Повести, повестей, жен. Художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему (лит.). Сборник повестей и рассказов. Повести Пушкина. || Рассказ, повествование (устар.) … Толковый словарь Ушакова
ПОВЕСТЬ — ПОВЕСТЬ, прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом),тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя,… … Современная энциклопедия
ПОВЕСТЬ — прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и… … Большой Энциклопедический словарь
ПОВЕСТЬ — ПОВЕСТЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе 1. П. Пушкина «Метель». 2. То же, что повествование (устар.). | уменьш. повестушка, и, жен. (к 1 знач.; прост.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
повесть — повесть, мн. повести, род. повестей и повестей … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Повесть — (англ. tale, франц. nouvelle, histoire, нем. Geschichte, Erzähiung) одна из эпических жанровых форм художественной литературы; её понимание исторически изменялось. Первоначально, в истории древней рус. литературы, термин «П.» применяли… … Большая советская энциклопедия
Повесть
теория по литературе 📖 формы произведений
Повесть – это эпический прозаический жанр, который не имеет устойчивого объёма (занимает промежуточное место между романом и рассказом) и тяготеет к изображению событий в хронологической последовательности.
История возникновения (зарождения) жанра повесть
Впервые термин «повесть» встречается в древнерусских летописях в качестве обозначения любого протяжённого во времени повествования о каком-либо событии (обычно военном). Например: «Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о взятии Царьграда», «Повесть временных лет» и т.д.
Значительное место занимали политические и религиозно-политические повести, в основе которых стояли псевдоисторические и легендарные сюжеты. Таково народно-литературное произведение XV века «Сказание о Вавилонском царстве», сюда же относится памятник древнерусской литературы XV-XVI вв. – «Повесть о новгородском белом клобуке».
Со временем на повесть оказывает влияние устное народное творчество. Это привело к тому, что рассказчиком теперь выступал не только монах-книжник, но и обыкновенные люди. Пишутся бытовые, авантюрные и житейские повести («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о купце» и др.).
По мнению литературоведов, зарождение повести как жанра в современном значении приходится на XVII век. В этот период проявляется обострение феодальных противоречий, происходит выдвижение дворянства и купечества. Роль церкви ослабевает, поэтому русская беллетристика начинает развиваться отдельно от религиозной догмы.
Дворянство, купечество и мелкая буржуазия создают реалистически направленные произведения, которые отражают новые социально-бытовые отношения («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.).
Постепенно понятие «повесть» приобретает более узкое содержание: занимает среднее положение между романом и рассказом. Во 2-й половине XVIII в. повесть развивается в рамках сентиментализма («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина).
Позже, в 30-х гг. XIX в., на первые позиции вместе с романом выдвигается и повесть. Так, критик В. Г. Белинский говорит: «Теперь вся наша литература превратилась в роман и повесть».
С 1820-1830-х гг. повесть становится ведущим жанром. Её развитие связывают с обращением литературы к обыденной действительности, которую авторы воспринимают в романтическом аспекте (повести В. Ф. Одоевского, А. А. Бестужева-Марлинского, Н. А. Полевого).
Большое количество повестей 30-х гг. XIX в. было написано на историческую тематику. Пишется большое количество повестей реалистической направленности, в которых авторы часто обращались к будничной жизни народа (например, «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Антон-Горемыка» Д. В. Григоровича).
Во второй половине XIX в. и в XX в. преобладали повести социально-психологического характера (Л. Н. Толстой, Ф. И. Достоевский, А. И. Куприн, А. П. Чехов, М. Горький, М. А. Булгаков, М. А. Шолохов и др.).
А. С. Пушкин «Станционный смотритель», иллюстрация
В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин впервые открывает образ «маленького человека». Эту тему продолжает Н. В. Гоголь в цикле «Петербургские повести».
Повесть вносит заметный вклад в развитие литературы в советскую эпоху. В произведениях времён Великой Отечественной войны прослеживается осмысление непримиримой борьбы советского народа с фашизмом.
В военные годы было написано более ста повестей. Постепенно этот жанр утрачивает былое значение и исчезает почти на десять лет. Однако в 60-70-х гг. XX в. повесть вновь занимает лидирующее положение и в дальнейшем остаётся одним из ведущих жанров отечественной прозы (К. Воробьёв «Убиты под Москвой», Б. Васильев «В списках не значился» и др.).
«Повесть временных лет», обложка
Основоположники повести
Основоположниками повести как жанра литературы принято считать древнерусских летописцев. Одним из них является Нестор, написавший летописный старейший свод, который повествует о возникновении Русского государства – «Повесть временных лет» (ок. 1110-1118).
Характерные особенности повести
Повесть обладает следующими характерными особенностями:
Особенности построения сюжета и композиции в повести
В повести можно выделить ярко выраженный центральный сюжет. Параллельно развивающиеся событийные линии отсутствуют. Композиция повести определяется сосредоточенностью на предмете изображения.
Авторы повестей показывают повседневную жизнь, при этом уделяют большое внимание обрисовке событий, в результате которых происходит изменение в мироощущении или жизни героя.
В сюжетно-композиционной структуре не даётся художественный анализ крупных, эпохальных событий. Писатель изображает изменившийся характер жизни.
Сюжетно-композиционная структура повести строится на хроникальном принципе. Повествование ограничено во времени и пространстве. Основным предметом изображения является прошлое.
В центре описания чаще всего один герой. Его характер определяется сложившимися обстоятельствами, но он открыт для нового. Сюжетные коллизии разворачиваются между несколькими главными героями, а остальные персонажи – вспомогательные.
Художественные приемы в повести
При написании повестей авторы нередко используют всевозможные описания (интерьера, пейзажа, душевного состояния героя и т.д.), авторские отступления и портретные характеристики.
Капитан Копейкин, иллюстрация
Также в повести используются приемы, которые замедляют действие и переключают внимание читателя с событийной стороны на содержательную. К таким приёмам можно отнести пейзажные зарисовки и лирические отступления.
В повести можно проследить выраженное присутствие автора с его стремлением «рассказать, поведать».
Повесть может входить в качестве вставного элемента в структуру более сложного произведения. Например, в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя помещается «Повесть о капитане Копейкине», которая помогает лучше раскрыть характер главного героя.
В повести «Шинель» для создания комического эффекта Н. В. Гоголь обращается к сатире, иронии и сарказму. В этом же произведении автор прибегает к использованию «говорящих» имён и фамилий («Акакий» в переводе с греческого языка – «незлобивый»).
Не обходится написание повестей без авторских метафор, ярких эпитетов, метафорических сравнений, олицетворений, гипербол и литот.
Деление внутри жанра: виды повестей
Аудитория жанра
Из года в год к повести обращаются школьники и студенты-филологи. Произведения этого жанра не теряют свою актуальность, их читают и перечитывают представители разных поколений.
Схожесть с другими жанрами
В некоторых повестях можно найти общие с романом черты. К таковым относятся объём, количество героев, качество конфликта, речевые характеристики, количество литературных деталей. Например: «Капитанская дочка», «Выстрел» А. С. Пушкина и др.
Некоторые исследователи отмечают сходства между повестью и рассказом. По их мнению, общее между этими жанрами – простота вымысла.
Также повесть тесно связана с очерком. Общее черты: достоверность описываемых событий.
Яркие представители
К написанию повестей обращались многие русские писатели: А. А. Бестужев-Марлинский, Н. М. Карамзин, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, А. С. Грин, Д. В. Григорович, Н. С, Лесков, А. И. Куприн, М. Горький, Ф. М. Достоевский, С. Т. Аксаков, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. А. Булгаков, Б. Л. Васильев и др.
Зарубежные представители: Р. Шатобриан, О. де Бальзак, А. Конан Дойл, Э. Хемингуэй, Дж. Лондон, М. Твен, А. де Сент-Экзюпери и др.
Востребованность повести в разные периоды
По мнению критика В. Г. Белинского, повесть в ХIХ в. была одним из ведущих жанров русской литературы. Она сохранила первенство вплоть до 30-х гг. ХХ века, пока на первый план не выдвинулся роман.
В период «оттепели» писателей снова заинтересовала судьба конкретного человека. Именно в это время повесть получает распространение в «деревенской», «городской» и военной прозе.
В современной литературе повесть встречается нечасто. В основном авторы пишут романы, реже – рассказы.
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу входят такие повести: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Алые паруса» А. С. Грина, «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Белый Бим Чёрное Ухо» Г. Тронпольского, «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся» А. И. Куприна, «Ася» И. С. Тургенева, «История Пугачёвского бунта», «Пиковая дама», «Повести Белкина», «Станционный смотритель», «Метель» А. С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Невский проспект», «Тарас Бульба», «Шинель» Н. В. Гоголя, «Двойник», «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Детство», «Юность» Л. Н Толстого, «Детство» М. Горького, «Собака Баскервилей» А. Конан Дойля, «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери, «Левша», «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «Иуда Искариот» Л. Андреева, «Как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Скучная история» А. П. Чехова, «Собачье сердце» М. А. Булгакова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина, «А зори здесь тихие…» Б. Л. Васильева, «Сын полка» В. П. Катаева, «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова.
Значение слова повесть
Словарь Ушакова
п о весть, Повести, мн. Повести, повестей, жен. Художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему (лит.). Сборник повестей и рассказов. Повести Пушкина.
Словарь лингвистических терминов
1) в литературоведении: повествовательное произведение, менее ёмкое, чем роман, с менее сложным сюжетом;
2) в лингвистике: один из жанров художественного стиля, отличающийся достаточно стройной стилевой структурой, вбирающей такие стилевые черты, как образность, выразительность, конкретность, так и достаточно обширным набором языковых средств.
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
эпический жанр; по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман.
Рб: роды и жанры литературы
Вид: городская повесть
Пример: И. Тургенев. «Вешние воды»
В. Белов. «Привычное дело»
«Повесть, подобно рассказу, нередко принимает форму как бы устного рассказывания, стремится в буквальном смысле слова «поведать», а не «изобразить», в объективной, «безличной» манере. Таковы «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Первая любовь», «Степной король Лир» Тургенева. Повесть тяготеет к хронике, она в сравнении с романом более спокойна, эпична, нетороплива» (В.В. Кожинов). *
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ПОВЕСТЬ, и, мн. и, ей, ж.
2. То же, что повествование (устар.).
| уменьш. повестушка, и, ж. (к 1 знач.; прост.).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— род эпической поэзии, близкий к роману, но отличающийся от него некоторыми, не всегда уловимыми чертами. П. менее значительна и по размерам, и по содержанию, но нельзя утверждать, что П. всегда меньше романа: «Вешние воды» больше «Рудина», а между тем, первое произведение сам автор с полным правом назвал П., второе — романом. Существенно здесь различие предмета и отчасти манеры. Эпическая широта романа, законченная биография героя на социально-исторической основе, плавное, медленное развитие, осложненное значительным количеством действующих лиц, вообще говоря, чужды II. Можно принять сравнение немецкого критика (Готшаля), заметившего, что П. (собственно новелла) относится к роману, как стихотворный рассказ (poetische Erzä hlung — идиллия, баллада) — к эпопее. Предмет П. — отдельный эпизод из личной жизни; ограничиваясь незначительным кругом участвующих лиц, она не дает картины целого общественно-политического или морального строя; она проще, цельнее, однороднее, развивается быстрее и энергичнее романа и, приближаясь по силе движения к драме, напоминает последнюю и по большему единству действия; иногда — и это характерно для структуры П. — в ней соблюдаются также единства времени и места. От близких к ней поэтических форм — западноевропейской новеллы и нашего рассказа — П. мало отличается по существу; можно сказать только, что она сложнее и больше рассказа. В истории литературы П. развивалась неразрывно с романом, предшествуя ему, подчас смешиваясь с ним и всегда питаясь теми же элементами (см. Роман). По форме современная повесть ведет свое происхождение от столь популярных в средние века сборников фантастических, а иногда и бытовых рассказов, перешедших с Востока или созданных под его влиянием. Индийский сборник Бидпая (см.), послуживший источником целого ряда странствующих европейских П., «Die sieben weisen Meister», «Gesta Romanorum» и другие сборники вместе с французскими фаблио (см.) повлияли на итальянскую новеллу, знаменитым образцом которой явился «Декамерон» Боккаччио. В Англии аналогичные мотивы находят выражение в стихотворных «Кентерберийских рассказах» Чосера, во Франции — в «Cent nouvelles» (1450—1460) и в «Heptameron» Маргариты Наваррской (1558). В XVII в., наряду с новеллой сатирической, скабрезной и реальной, является идеалистическая, сентиментальная новелла д’Юрфе, а затем Скюдери. Новелла часто является составной частью романа XVIII в. (у Лесажа, Прево, в «Jacques le fataliste» Дидро); отдельно пишут новеллы Флориан, Мармонтель, г-жа Жанлис, Вольтер. В XIX в., в связи с ускоренным темпом общественной и личной жизни, П. получает чрезвычайно широкое развитие; многие писатели стали известны благодаря П. (Брет-Гарт и Марк Твен в Америке, Мопассан во Франции, Поль Гейзе в Германии). В новой русской литературе немного найдется выдающихся писателей, которые не писали бы П., дав в этом жанре немало замечательных образцов, начиная с «П. Белкина» Пушкина. За последнюю четверть века эта форма пользовалась у молодых русских писателей (Альбова, Баранцевича, Гнедича, Ясинского, Осиповича) исключительной популярностью; известность наиболее значительных из них — Гаршина, Короленко, Чехова — вся покоится на их повестях.