Что значит потерпи господа в 26 псалме
Особая молитвенная помощь
В духовной среде есть одно предание святых подвижников о молитвенном правиле призывания особой помощи Божией: «Кто утром перед утренними молитвами прочитает 26-й, 50-й и 90-й псалмы – по тому хоть пушки стреляют, ничего с ним не будет».
Святой праведный Феодор Ушаков, адмирал Российского флота, прославленный Церковью в лике святых, провел 40 крупных морских сражений и не потерпел ни одного поражения, не потерял ни одного корабля, ни один его матрос не попал в плен. Его корабли носили имена святых и православных праздников. Его любили моряки. Основное напутствие адмирала перед боем было: «Братцы, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!» [Журнал «София. Премудрость Божия» №3 2008 г, стр. 52] Все воины св. прав. Феодора Ушакова читали 26-й, 50-й, 90-й псалмы и «Да Воскреснет Бог. » перед боем. Эти псалмы и молитва были их щитом от физической опасности.
По опыту жизни и Церкви данное правило дополнено здесь еще некоторыми краткими молитвами, через которые было также явлено особое заступничество Божие.
Православная подвижница и исповедница ХХ века схимонахиня Нила (Евдокия Андреевна Колесникова, 1902-1999) 12-летней ушла в монастырь, где приняла в 18 лет постриг с именем Евфросиния. После разорения обители в советское время пережила ужасы этапов и лагерей в течении 14 лет. Выйдя на свободу в послевоенные годы жила в Туле, а затем в Подмосковье. В 1960-е годы приняла схиму с именем Нила. Господь наделил её благодатными дарами: прозорливости, пророчества, исцелений. Со всех концов России приходили люди к благодатной старице, получая духовную помощь, утешение, исцеление от недугов.
Схимонахине Ниле дано было глубоко видеть души людей, раскрывая все их мысли и сердечные переживания, даже тех, кто находился далеко от неё.
Свое духовное чадо она наставляла: «Когда выходишь из дома, садишься за руль, выходишь из машины, непременно читай молитву: «Господи, даруй ми печать дара Святаго Духа на все мои пути и дороги. Аминь». Эта молитва должна всю жизнь быть с тобой».
Матушка Нила считала, что молиться надо постоянно – и на работе, и на отдыхе, и в транспорте:
– Работа в руках, а молитва в устах. Молитва прежде всего, доченьки!
О значении молитвы она говорила так:
– Мир держится молитвой. Если хотя бы на один час молитва прекратится, то мир перестанет существовать. И особенно нужна молитва ночная, она более других угодна Богу. Самый великий и трудный подвиг – молиться за людей. Нужно терпеть, молиться, трудиться, несмотря ни на что, сколько бы ни ругали, ни поносили. Есть поношение слева, от лукавого, а бывает и справа, от близких. И то и другое – трудно, но полезно и даже необходимо. Не внешние труды нужны, нужно очищение сердца. Не позволяйте себе никакого лукавства, будьте открытыми с людьми. И не думайте о себе плохого.
ОСОБАЯ МОЛИТВЕННАЯ ПОМОЩЬ
Архангельское приветствие Богородице:
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
«Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?
Внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое, Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа».
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего чисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу безнаконныя путем Твоим, и нечистивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже, спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на алтарь Твой тельцы».
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
Богородичный псалом 90:
«Живый в помощи Матери Божией, под крепким кровом Ея водворится; адский противник враг не повредит его, и стрела его летящая не коснется ему, яко многомощная Владычица избавит его сети ловящаго, и крилами Своими покрыет его. Возопийте к Ней вси в бедах ваших, и зловредная рана не приближится душам и телесем вашим: явит бо вам всюду спасение Свое».
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
«Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, Сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, се не воздремлет, ниже уснет Храняй Израиля. Господь сохранит тя, Господь Покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит Тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века».
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
Знаменуй себя крестом и твори молитву Честному Кресту:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь».
«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего, Господи, вся сопротивныя силы».(Читается трижды)
«Яко с нами Бог!» (трижды)
«Господи, даруй ми печать дара Святаго Духа на все мои пути и дороги. Аминь».
«Слава Тебе, Боже, за всё во веки!»
Читайте также не менее 150 раз в день молитву
«Богородице Дево, радуйся…»
и почаще, не спеша, со вниманием молитву Иисусову:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 26:14
Блж. Феодорит Кирский
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа
«Потерпи Господа». А как сие возможно? «Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа». Вооруженный мужеством ум и им преодолевающий приражающияся страдания, говорит Пророк, укрепляется, препобеждает и ожидает Божественных обетований, наследником которых делается при содействии тела. Землею же живых называет Пророк жизнь ожидаемую, как изъятую смерти, свободную от тления и печали.
Евфимий Зигабен
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа
Потерпи Господа
Это и последующее за сим слово Давид обращает к самому себе и повелевает самому себе петь сии псалмы и ими облегчать свою печаль, чтоб не упасть (духом) от чрезмерной скорби. Потерпи— поставлено вместо пожди и ожидай помощи от Господа.
Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа
Сии возглашения, которые Давид обращает здесь к самому себе, доставляют душе бодрость и утешение. Ибо, будучи один, он утешается и ободряется сам собою. А повторяет потерпи Господа—для большего облегчения сердца своего.
Феодорит: В вышеозначенных (словах) Давид подает увещание всем людям.
Еп. Ириней (Орда)
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа
Прот. Григорий Разумовский
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа
Потерпи значит: ожидай с терпением (см. Пс.24:2, 5:21), терпеливо надейся; мужайся значит будь мужествен, не падай духом, не отчаивайся. Словами сего последнего стиха Давид обращается с увещанием к самому себе, к своей душе и говорит: много терпела ты, душа моя, от злобы и жестокости врагов своих, потерпи же и еще, будь тверда, не отчаивайся: надейся на Господа! Да утвердится сердце твое в Господе, и если желаешь возвратиться к своим единоплеменникам, если хочешь жить в дому Господнем, если надеешься видети благая на земли живых, то не изнемогай в скорбях, мужайся и терпеливо ожидай, пока пройдут вся злая и настанут счастливые дни.
Объяснение священной книги псалмов.
Псалом 26 – текст, смысл, молитвенное применение
Псалтирь – сборник молитвенной поэзии
Псалом 26 – одно из наиболее известных молитвенных песнопений ветхозаветной книги Псалтирь. Всего в этом сборнике содержится 150 псалмов. Большинство из них были составлены древнееврейским царём и пророком Давидом, который жил на рубеже первого и второго тысячелетия до нашей эры. Авторство отдельных псалмов приписывают также приближённым Давида, пророку Моисею и царю Соломону.
Псалом – это образец сердечного и поэтического обращения к Богу. Песнопения Псалтири отличаются друг от друга содержанием и настроением. Так, некоторые псалмы проникнуты радостным восхвалением и благодарением Всевышнего. Другие же представляют из себя покаянную мольбу. Есть в Псалтири песнопения, которые подобны историческим документам. Однако всех их объединяет сквозная тема – связь человека и Бога.
Итак, книга Псалтирь является настоящим духовным сокровищем, в котором отражены все грани благих взаимоотношений Создателя и Его главного творения. Поэтому на протяжении тысячелетий священные строки псалмов не теряют своей актуальности для верующих. Преподобный Ефрем Сирин называл Псалтирь «возбуждением души к Богу», «радостью боголюбцев», которая даже из «каменного сердца вызывает слёзы». Преподобный наставляет:
«Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Призываемое имя Божие прогоняет бесов, освящает псалмопевца» («Творения», том 2).
Псалом 26: содержание и толкование
Как и все песнопения, составляющие Псалтирь, 26-й псалом для удобства разделён на короткие стихи. Всего их 14. Псалом был составлен Давидом в драматический период его жизни. Пророк Самуил уже помазал его на царство, но юноша пока ещё не вступил на престол. Некоторое время он продолжал службу при дворе царя Саула.
В период гонений Давид чувствовал, что находится под покровительством Бога. Будущий царь составил псалом 26, чтобы выразить любовь ко Господу и веру в Его Промысел. Он продолжает молить Всевышнего о заступничестве и помощи в следовании истинному пути. Профессор богословия А. Лопухин отмечает:
«Давид молит Бога помочь ему быть чистым в своих делах, и как бы ни тяжело было его настоящее положение, не допустить даже по нужде совершить какое-либо преступление и нарушить Его Закон» («Толковая Библия»).
В псалме Давид упоминает о горестной разлуке с Отечеством и родными. Но будущий царь подчёркивает, что с Богом ему не страшны никакие скорби. Автор просит Творца дать ему возможность вернуться на Родину и снова посещать такие сладкие для души богослужения. Давид говорит, что хочет созерцать и воспевать Божественную красоту до конца своей жизни.
Псалом 26 в богослужении и личной молитве
Как и другие канонические книги Ветхого Завета, Псалтирь признана Церковью не просто душеспасительной, но и богодухновенной. То есть она написана праведником под влиянием Самого Святого Духа. Поэтому окрыляющие душу псалмы или отдельные их стихи ещё с дохристианских времён используются в каждом богослужении. В наше время чтение псалма 26 входит в чин богослужения 1-го часа навечерия праздника Богоявления Господня. Также этот псалом цитируется во время священного обряда пострига в рясофор (одна из степеней монашества).
В качестве отдельных молитв псалмы читаются православными христианами в различных жизненных обстоятельствах. Молитва «Псалом 26» (наряду с 90-м псалмом) считается действенным средством защиты при угрозе от видимых или невидимых врагов. Также он читается в болезнях и других скорбях. Греческий старец 19-20 веков преподобный Арсений Каппадокийский благословлял крестьян читать псалом 26 для защиты от вражеских нападений на поля и селения.
Русский старец прошлого века схиархимандрит Виталий (Сидоренко) советовал христианам для Божьей защиты ежедневно читать псалмы 26, 50 и 90. Старец добавлял, что песнопения должны предваряться, чередоваться и оканчиваться молитвой Пресвятой Богородице.
Псалом 26 помогает нам обогатиться духовным опытом царя Давида, напитать душу и сердце благодарностью Господу и всецелым упованием на Него. Псалмопение утешает и укрепляет нас в борьбе с грехами. Читать псалом нужно со смиренным и открытым Богу сердцем. Это не заклинательный текст, требующий лишь формального проговаривания. Господь откликается на молитвы, только если видит в нас искреннюю веру и стремление ко спасению. Чтобы молитва была более вдумчиво и осознанной, можно читать псалом 26 на русском языке или же предварительно ознакомиться с его подробным толкованием.
Текст псалма 26 с переводом на русский язык
Псалом 26
1 Госпо́дь просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся? Госпо́дь Защи́титель живота́ моего́, от кого́ устрашу́ся? 2 Внегда́ приближа́тися на мя зло́бующым, е́же сне́сти пло́ти моя́, оскорбля́юшии мя, и врази́ мои́, тии изнемо́гоша и падо́ша. 3 Аще ополчи́тся на мя полк, не убои́тся се́рдце мое́, а́ще воста́нет на мя брань, на Него́ аз упова́ю.
4 Еди́но проси́х от Го́спода, то взыщу́: е́же жи́ти ми в дому́ Госпо́дни вся дни живота́ моего́, зре́ти ми красоту́ Госпо́дню и посеща́ти храм святы́й Его. 5 Яко скры мя в селе́нии Свое́м в день зол мои́х, покры́ мя в та́йне селе́ния Своего́, на ка́мень вознесе́ мя. 6 И ны́не се вознесе́ главу́ мою, на враги́ моя́: обыдо́х и пожро́х в селе́нии Его же́ртву хвале́ния и воскликнове́ния, пою́ и воспою́ Го́сподеви.
7 Услы́ши, Го́споди, глас мой, и́мже воззва́х: поми́луй мя и услы́ши мя. 8 Тебе́ рече́ се́рдце мое́, Го́спода взыщу́. Взыска́ Тебе́ лице́ мое́, лица́ Твоего́, Го́споди, взыщу́. 9 Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́ и не уклони́ся гне́вом от раба́ Твоего́: помо́щник мой бу́ди, не отри́ни мене́, и не оста́ви мене́, Бо́же Спаси́телю мой. 10 Яко отец мой и ма́ти моя́ оста́виста мя, Госпо́дь же восприя́т мя.
11 Законоположи́ ми, Го́споди, в пути́ Твое́м и наста́ви мя на стезю́ пра́вую враг мои́х ра́ди. 12 Не преда́ждь мене́ в ду́шы стужа́ющих ми, я́ко воста́ша на мя свиде́теле непра́веднии и солга́ непра́вда себе́.
13 Ве́рую ви́дети блага́я Госпо́дня на земли́ живы́х. 14 Потерпи́ Го́спода, мужа́йся и да крепи́тся се́рдце твое́, и потерпи́ Го́спода.
Синодальный перевод
1 Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь — крепость жизни моей: кого мне страшиться? 2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. 3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его, 5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. 6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне. 8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи. 9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! 10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих; 12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. 14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
Псалтирь 26:14
Толкования:
Блж. Феодорит Кирский
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа
«Потерпи Господа». А как сие возможно? «Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа». Вооруженный мужеством ум и им преодолевающий приражающияся страдания, говорит Пророк, укрепляется, препобеждает и ожидает Божественных обетований, наследником которых делается при содействии тела. Землею же живых называет Пророк жизнь ожидаемую, как изъятую смерти, свободную от тления и печали.
Евфимий Зигабен
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа
Потерпи Господа
Это и последующее за сим слово Давид обращает к самому себе и повелевает самому себе петь сии псалмы и ими облегчать свою печаль, чтоб не упасть (духом) от чрезмерной скорби. Потерпи— поставлено вместо пожди и ожидай помощи от Господа.
Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа
Сии возглашения, которые Давид обращает здесь к самому себе, доставляют душе бодрость и утешение. Ибо, будучи один, он утешается и ободряется сам собою. А повторяет потерпи Господа—для большего облегчения сердца своего.
Феодорит: В вышеозначенных (словах) Давид подает увещание всем людям.
Прот. Григорий Разумовский
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа
Псалом 26
2. Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Что действительно милостив был Господь к Давиду, это последний доказывает здесь собственным опытом. Когда, говорит, приближались ко мне, нападали на меня злодеи, мои враги и противники, чтобы, подобно диким зверям, пожрать, погубить меня, «не причинили мне вреда, но сами потерпели конечную пагубу» (бл. Феод.), – изнемогоша и падоша; с Евр.: «преткнутся и падут». Если псалом сей действительно написан пред вторым помазанием Давида, то здесь, конечно, приличнее разуметь будущее поражение и посрамление врагов Давидовых – Саула и его сообщников. «А потому сказанное в сем псалме, – говорит бл. Феод., – есть предречение будущего».
3. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него 174 аз уповаю. С Евр.: «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться». – Какое непреодолимое мужество было у Давида! Какая непоколебимая уверенность в помощи и спасении от Господа! А все это потому, что твердо надеялся на Господа, Бога Спасителя людей.
5. Яко скры мя в селении Своем, в день зол моих покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. Давид намекает здесь, конечно, на то обстоятельство, когда, гонимый врагами, он нашел убежище и помощь в скинии при первосвященнике Авимелехе, от которого получил священные хлебы и меч Голиафов ( 1Цар. 21:1–9 ). «Опытом, говорит, дознал я пользу, приобретши там (т.е. в скинии) спасение, и избегнув от рук гонителей» (Бл. Феод.). В переводе с Еврейского несколько иначе: «Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия; скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего». Т.е. поелику я люблю храм Божий, желаю даже жить там, дабы постоянно созерцать красоту Господню, и поелику я уверен, что Господь любит любящих св. храм Его, защищает и утешает таковых, то уверен вместе, что я всегда нашел бы помощь от Господа в Его скинии в годину бедствий, там получил бы я безопасное убежище от врагов, там Господь укрыл бы меня от них в тайне селения, как бы в тайном месте. На камень вознесе мя, поставил бы меня на каменной горе, вне нападения и стрел вражиих, на месте безопасном, отколе можно презирать усилия врагов. (Подобное у Ис. 33:16 ).
8. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу. Речь сердца к Богу – есть стремление сердца ко Господу, любовь к Нему. Тебя возлюбило, Тебя искало сердце мое. С Евр.: «Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи». Искать лица Божия – значит искать милости Божией, близости или лицезрения Божия. Или: как лице Божие есть Сын Божий, Спаситель всех человеков ( Евр. 1:3 ; 2Кор. 4:4 ): то можно думать, что пророк искал Спасителя мира, к Нему стремилась душа его. Это подтверждается и следующим стихом.
9. Не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. «Слова: не отрини мене, – говорит бл. Феодорит, – другие переводчики заменили словами: не отвергни меня. Слово же это 178 семьдесят (т.е. толковников) составили, научившись у внешних (т.е. светских писателей); потому что выражение: «к воронам тебя» у древних составляло некоторое ругательство, основанное на какой-то басне». С Евр.: «Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!»
10. Яко отец мой и мати мол остависта мя, Господь же восприят мя. Как младенец, оставленный отцом и материю, беспомощен, в таком положении был и я, говорит Давид, среди гонений от врагов. Но ты, Господи, взял меня, как младенца, на лоно Свое. Какое прекрасное изображение любви Божией к Давиду, и вместе слабости человеческой! Или: «гонимый Саулом, я принужден был жить вдали от родителей. Но вместо всего этого для меня довлеешь Ты, Владыко» (Бл. Феод.).
11. Законоположи ми Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую. Законоположи – положи, дай мне закон, правило на пути Твоем. Т.е. «будь Сам законодателем и путеводителем, указав мне, ведущую к Тебе, стезю» (Бл. Феод.). «Пророк молится, – говорит св. Афан., – чтобы открыт был ему закон евангельский; ибо он есть путь правый». – Акила и Симмах, вместо слов: законоположи ми, употребили: «просвети», а Симмах: «покажи мне путь Твой». Враг моих ради, т.е. руководи меня, просвети; поелику враги преследуют меня, сбивают с истинного пути. С Евр.: «Научи меня, Господи, пути Твоему, и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих».
14. Потерпи Господа – ожидай Господа. Т.е. надейся, жди с терпением и упованием помощи и спасения от Господа. С Евр.: «Надейся на Господа; мужайся, и да укрепляется сердце Твое, надейся на Господа».
В Еврейской библии и теперь нет слов: «прежде помазания».
Защититель ὑπερασπιστὴς (от ἀσπὶς – щит) означает того, кто покрывает кого-нибудь щитом.