Что значит посылка с описью
Наложенный платеж с описью вложения — как защититься от мошенников?
Особенности и преимущества наложенного платежа с описью вложения.
При покупке товаров в малоизвестных интернет-магазинах всегда есть риск стать жертвой мошенников, которые вместо брендовой продукции пришлют китайскую подделку или опилки. Покупателю важно обезопасить себя от обмана — для этого нужно заказывать посылки наложенным платежом с описью вложения.
Наложенный платеж — это сумма, которую адресат должен оплатить при получении посылки в почтовом отделении. Другими словами, товар оплачивается только после получения. Когда получатель внесет деньги, сумма наложенного платежа будет переведена отправителю (продавцу товара).
Получатель может отказаться от получения отправления, например, если на посылке много механических повреждений. Чтобы убедиться в том, что внутри находится нужный товар, требуется опись вложения — эту услугу выбирают для ценных почтовых отправлений. К посылке прикладывается юридически значимое описание содержимого: продавец указывает, какие товары он отправил получателю. Для этого отправитель заполняет бланк, в котором перечисляет все пересылаемые предметы, их количество и объявленную ценность. Какие-либо исправления в документе не допускается.
Вот как выглядит бланк описи вложения на Почте России:
Этот документ отправят в вышестоящую организацию для проведения расследования. Обычно расследование длится до 2 месяцев. Когда закончится проверка, получателю будет возмещена стоимость недостающих предметов.
Если вы связались с мошенником, с вероятностью 90% он откажется от отправки товара наложенным платежом с описью вложения. Дело в том, что он не получит денег, а уже на почте выяснится, что в посылке находится некачественный продукт.
Чтобы не стать жертвой мошеннических доставок, рекомендуем следовать простыми советами.
Опись вложения
Для ценных почтовых отправлений можно выбрать дополнительную услугу — опись вложения. К письму, посылке или бандероли с описью вложения прикладывается юридически значимое описание содержимого, оформленное на специальном бланке Почты. Обратите внимание, услуга доступна только для пересылки отправлений по России.
Отправитель заполняет бланк, указывая все пересылаемые предметы, их количество и сумму оценки (в полных рублях) для каждого предмета. Для предметов без оценки в графе «Объявленная ценность» ставится прочерк. Исправления не допускаются.
Отправление с описью вложения представляется в почтовое отделение в открытом виде и с заполненным в двух экземплярах бланком описи ф.107.
Если список не укладывается в лист бланка, его продолжают на следующем листе. В таком случае на каждом листе описи нужно указать его номер и общее количество: например, «Лист 1 из 2», «Лист 2 из 2».
При приеме отправления с описью вложения сотрудник Почты России сличает содержимое отправления с описью, после чего ставит печать с датой, индексом отделения и свою подпись.
Один из экземпляров описи вкладывают в отправление, другой возвращают отправителю.
Почтовое отправление с описью вложения перед выдачей может быть вскрыто работником Почты с согласия адресата (уполномоченного представителя). Адресат имеет право отказаться от вскрытия отправления, проставив соответствующую отметку на документах Почты. Если обнаружится, что отправление дошло до адресата не в полном объеме, сотрудник почтового отделения составит соответствующий акт, который будет отправлен в вышестоящую организацию для проведения расследования. Такое расследование проводится в установленные сроки — до 2 месяцев. По его окончании отправителю (или получателю) будет осуществлена выплата возмещения.
Если вы не нашли ответа на свой вопрос — обратитесь в службу поддержки Почты России:
Отправления с описью. За что же доплачиваем и нужна ли она?
Очень многие приравнивают опись к чеку или квитанции. И как довольно часто бывает, выбрасывают, теряют или попросту забывают о ней, как о чем-то не нужном.
Опись вложение ничто иное, как документ! При чем документ очень важный! Важность свою приобретает с того момента, как на нем поставили подписи отправитель и оператор, а так же печать с датой отправления.
Обязательно составляется в двух экземплярах. Один из которых вкладывается внутрь отправления, второй остается у отправителя, как подтверждающий документ. Никакие исправления не допускаются ни в коем случае. Будь то письмо, бандероль или посылка, в любом случае приносите в открытом виде и при вас, по описи вложения оператор сверяет содержимое. И только, если все совпадает отправление запечатывается. В дальнейшем, если получатель отправления чего-то недосчитается, то на руках у вас доказательство, что вы отправили. И смело можете составлять заявление в службу безопасности почты. Расследование и возмещение ложатся на посредника. Так как у вас не только документ, но и свидетель, который самолично проверил и подписался. А именно оператор.
При получении, если присутствует пометка «с описью», обязательно проверьте содержимое при сотрудниках почты (иначе претензии приняты не будут). Да это и понятно, глупо принимать претензию, если вы проверили дома и пришли жаловаться. Согласитесь.
Подобное убережет вас, если вы оплачиваете заказанную вами посылку наложенным платежом. Поверьте, довольно часто интернет-отправители обманывают. И если вы оплатили интернет-мошенникам, никто вам потраченные средства не вернет. Как правило адреса магазинов меняются, телефонные номера неожиданно не обслуживаются. Достаточно часто попадаются на таких мошенников пенсионеры, но и не только они. В данной ситуации может оказаться каждый.
Это был рассмотрен случай получателей.
Еще один важный момент. Это отправка важных документов. Особенно, если речь идет о судебных тяжбах. Тут необходимо подстраховаться отправителю. И опять же вас выручит опись вложение. Если вы решили сэкономить и отправить заказным письмом или бандеролью, то сторона получателя легко может не согласиться, если вдруг не обнаружит какого-либо важного документа. Особенно важно, когда отправляются претензии по договорам среди предприятий. Юрист предприятия, может сослаться на недоказанность, в связи с отсутствием того или иного документа. В случае отправки ценного отправления с описью вложения, это исключено. В важных случаях экономия может создать немалую проблему.
Тут мы рассмотрели случай отправителя.
И, наконец, третья сторона. Это, конечно, оператор. Достаточно часто и сотрудники почты относятся халатно к этому виду документа. Не внимательно сверяют, а то и вовсе не проверяют вложение. Помните! Вы подписываете и ставите печать, а значит и ответственность ложится на ваши плечи и на предприятие, в котором вы работаете.
Как заполнить опись вложения, отправляя ценные документы почтой
Когда необходима опись вложений
«Почта России» бланк утвердила приказом от 17.05.2012 № 114-П и называет его формой 107. Документ включает в себя перечень отправляемых предметов, их количество и объявленную ценность отправления. Если посылка, письмо или бандероль пропадёт, опись на почту (бланк скачать можно ниже) поможет получить компенсацию убытков. На возмещение можно претендовать и в другом случае: если адресат получил посылку в раскрытом виде. Если содержимое будет неполным, «Почта России» обязана покрыть убытки на сумму объявленной ценности отправленных предметов.
Но это материальная сторона вопроса. А есть еще юридическая. «Почта России» бланк описи утвердила для того, чтобы использовать его в официальной переписке:
Наличие описи вложения позволяет доказать три вещи: что отправили, когда отправили, кто отправил. Во многих случаях, в том числе в судебных разбирательствах, эти факты играют большую роль.
Как опись вложения («Почта России») заполнить: онлайн-способ и другие варианты
Если нужна форма 107 («Почта России»), бланк скачать можно самостоятельно. Например, на нашем сайте. Он выглядит так:
Опись вложения (ф. 107), бланк
Затем его придется заполнить вручную.
Но есть другой вариант — опись вложения можно заполнить онлайн на сайте «Почты России».
Чтобы опись вложения (ф. 107. бланк) заполнить онлайн, не надо никакой регистрации. Просто заходим на страничку и записываем данные построчно:
Когда всё будет оформлено, останется скачать и распечатать документ.
О чём надо помнить
Отправление, сопровождаемое формой 107, проверяется сотрудником почты. Он сравнивает, что указано в ф. 107 и что вложил отправитель. После проверки он заверяет перечень подписью и печатью. Поэтому письмо или посылку закрывать дома не надо.
Если вы заполняете вручную, подготовьте 2 экземпляра перечня: один остается у отправителя, другой приклеят к посылке или конверту. При онлайн-оформлении сервис формирует две копии одновременно.
Когда нужна почтовая опись, бланк заполнить и распечатать можно бесплатно. Но за проверку с отправителя возьмут плату. Она может отличаться в разных регионах, поскольку тарифы утверждают филиалы на местах.
Отправление с описанным содержанием всегда вскрывается в присутствии сотрудника почты. Он должен удостовериться, что адресат получил всё, что ему отправили. Если чего-то не будет хватать, у «Почты России» есть два месяца на расследование. Когда срок пройдет, госпредприятие обязано будет выплатить компенсацию пострадавшему клиенту.
Читайте на «Новом проспекте»
Доставка товара по почте: что нужно знать?
Сегодня ввиду развития технологий, дефицита времени и ряда других причин люди всё чаще склонны совершать покупки онлайн (посредством Интернета, телемагазинов и т.д.). Доставка в таких случаях осуществляется зачастую путём направления посылки. И самый распространённый вариант – через Почту России. Как себя обезопасить?
Содержание:
1. Немного теории о посылках вообще
1.1. Основные понятия
Сеть почтовой связи – совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств (п. 1 ст. 17 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ст. 2 ФЗ «О почтовой связи»).
Почтовые отправления – адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры (ст. 2 ФЗ от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).
Посылка – почтовые отправления с товарным вложением (пп. «д» п. 11 Правил оказания услуг почтовой связи).
1.2. Виды посылок
В различных нормативных правовых актах Почты России можно встретить отличающуюся друг от друга классификацию посылок по массе (см., например, раздел 3 и 11 Порядка приёма и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений). Но в данном случае нам важнее другие основания для деления на виды.
Есть ещё два атрибута посылок, которые заслуживают внимания: опись вложения и наложенный платёж (раздел 5 и 6 Порядка приёма и вручения).
В описи вложения указывается наименование, количество предметов и сумма оценки каждого из них, а также общая стоимость. Таким образом, в большинстве случаев посылка с описью вложения является посылкой с объявленной ценностью. Однако это не 100% правило, поскольку предметы могут не иметь стоимости. При отправлении посылки с описью вложения она предъявляется в пункт сдачи в открытом виде, чтобы сотрудник почты мог сверить содержание посылки с тем, что указано в описи. Один экземпляр описи остаётся у отправителя, другой путешествует вместе с посылкой.
Специфика посылки с наложенным платежом заключается в том, что получатель оплачивает стоимость заказа только в момент получения посылки. При этом сумма, подлежащая оплате, должна соответствовать объявленной ценности посылки.
1.3. Доставка посылки
При поступлении посылки в отделение почтовой связи по адресу получателя последний получает соответствующее извещение (п. 32 Правил). Посылка хранится в отделении связи в течение 30 дней (п. 34 Правил). Указанный срок может быть продлён по заявлению отправителя или адресата. Если в течение 5 рабочих дней получатель не явился, ему уже под расписку вручается повторное извещение. При этом Правила предусматривают возможность взимания платы за хранение посылки, если она не была получена адресатом на следующий день после вручения ему повторного извещения.
2. Какой вид посылки безопаснее для получателя?
Посылка с объявленной ценностью, пересылаемая с описью вложения и наложенным платежом (напомню, что речь в настоящей статье идёт именно о приобретении товаров с доставкой их через Почту России).
Теперь давайте разберёмся, откуда взялся такой вывод. В части наложенного платежа ответ, думаю, очевиден. Вы отдаёте свои деньги только по факту получения товара, не опасаясь, что продавец будет затягивать с отправкой посылки или вовсе решит этого не делать. Однако это ещё не 100% гарантия защиты Ваших интересов, так как существует ряд нюансов, связанных с соотношением момента получения посылки и необходимостью произвести оплату.
Согласно п. 4.5. Правил оказания услуг почтовой связи посылки с объявленной ценностью, пересылаемые с наложенным платежом, выдаются адресату после оплаты им полной суммы наложенного платежа и внесения платы за его пересылку почтовым переводом. После выдачи адресату почтового отправления с объявленной ценностью, пересылаемого с наложенным платежом, посылка назад не принимается, сумма наложенного платежа и плата за его пересылку почтовым переводом не возвращаются.
Это значит, что в случае несоответствия содержимого посылки заказу, отказаться от неё и потребовать от Почты назад денег уже будет нельзя.
Отправка же посылки с описью вложения, напротив, означает не просто наличие у Вас права на вскрытие до принятия посылки, но и обязанность осуществить такое действие для сотрудников почтового отделения (п. 24.3. Порядка, п. 4.4. Правил). Конечно, Вы можете отказаться от вскрытия, о чём будет сделана соответствующая отметка, однако помните, что в таком случае предъявить какие-либо претензии Почте Вы уже не сможете. Значительно понизятся и шансы на успех в удовлетворении претензий, заявленных отправителю.
3. Принимаем посылку правильно
Как видно из написанного выше категории посылок бывают разные. При этом с точки зрения приёма существенное различие можно наблюдать только в отношении посылки с описью вложения. Поэтому рассмотрим универсальный алгоритм действий с выделением особенностей для получения посылки с описью вложения.
Итак, Вы получили извещение. Вместе с ним, а также документом удостоверяющим личность Вам необходимо обратиться в соответствующее отделение почтовой связи. Если по какой-то причине извещение было утеряно, сотрудники Почты всё равно обязаны выдать посылку, если Вы назовёте номер почтового идентификатора (п. 20.3. Правил). Он указывается в квитанции (чеке), который получает отправитель при сдаче посылки. Соответственно его можно запросить.
Рекомендую выполнить ещё два подготовительных действия.
Первое : распечатайте, сфотографируйте на телефон или иным образом обеспечьте наличие при себе списка заказанного с фотографиями и характеристиками, если Вы не на 100% знаете, как должно выглядеть то, что Вы купили. Для чего это нужно? В случае вскрытия посылки до её получения необходимо произвести самый тщательный осмотр содержимого по всем возможным параметрам, чтобы исключить подлог. Вариант «вроде бы похоже» здесь не подходит.
Второе : подготовьте телефон, видеокамеру или ещё какое-то устройство, способное произвести видеосъёмку процесса получения посылки. Такая видеосъёмка будет особенно кстати для последующих разбирательств, если посылка пришла без описи вложения.
Далее внимательно осмотрите посылку на предмет наличия повреждений оболочки, перевязи, печати, ленты. Если таковые имеются, у Вас есть два варианта: потребовать вскрытия посылки в присутствии начальника отделения или сразу отказаться от принятия. Последней вариант видится более предпочтительным. Если всё же был выбран первый, то проведите самую тщательную проверку содержимого. Сравните его по списку с тем, что должно было прийти; сопоставьте внешний вид изделий с фотографиями; проверьте размеры и вес; оцените изделия на предмет наличия внешних повреждений; протестируйте товары, если речь, например, об электронных девайсах (попробуйте включить); и т.д.
Помните, что при наличии каких-либо сомнений до момента проставления отметки «получил» или произведения оплаты Вы всегда можете отказаться от принятия посылки.
Только после совершения вышеуказанных действий переходите к заполнению документов: бланков, форм и т.д. Если в процессе вскрытия были выявлены подлог, замена, брак или иные дефекты содержимого, удостоверьтесь, что Вам были выданы экземпляры соответствующих документов. Потом они смогут быть использованы при споре с продавцом, если товар был заранее оплачен и необходимо вернуть деньги.
Если Вы столкнулись с откровенным мошенничеством (например, вместо музыкального центра весом 5 кг, пришёл мешок муки такого же веса), вызовите полицию для составления протокола. Пусть «умного» предпринимателя привлекут ещё и к уголовной ответственности.
К сожалению, порой сотрудники Почты не следуют чётко установленному порядку вручения посылок, что может быть чревато негативными последствиями. Если сотрудники почтового отделения отказываются выполнить Вашу законную просьбу, например, по вскрытию посылки до её передачи Вы можете предпринять ряд действий.
Во-первых, попросите позвать руководителя отделения. И попробуйте урегулировать вопрос с ним.
Во-вторых, попросите дать Вам книгу жалоб и предложений, где чётко зафиксируйте, в чём заключается правонарушение, когда и при каких обстоятельствах оно произошло. Оставьте свои контактные данные. Попросите сделать копию страниц из книги с Вашей жалобой и заверить эту копию. В крайнем случае сфотографируйте её на телефон.
В-третьих, запросите письменный отказ от совершения требуемого Вами действия. При невыполнении указанной просьбы со стороны сотрудников почтового отделения составьте односторонний акт, где попросите расписаться и оставить свои контактные данные двух свидетелей.
В-четвёртых, обратитесь к оператору почтовой связи по месту направления отправления с претензией. Иными словами, к тому отделению, куда Вы обратились за получением посылки. Соблюдение претензионного порядка (пп. 2 п. 5 ст. 55 ФЗ «О связи») в данном случае необязательно, поскольку претензия не связана с договором об оказании услуг связи – его с почтой заключал отправитель – однако это может избавить Вас от необходимости обращения в суд. Срок рассмотрения претензии составляет 30 календарных дней. Только будьте готовы, что Вам могут отказать по формальному основанию. Согласно п. 1 ст. 56 ФЗ «О связи» право на предъявление претензии получатель имеет только в двух случаях:
1) по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств,
2) по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл.
Как видно, отказ в соблюдении законных требований получателя здесь не числится. Законодательное ограничение видится достаточно спорным, особенно ввиду абзаца 1 ст. 34 ФЗ «О почтовой связи», согласно которому за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи. Однако даже получение формальной отписки на претензию не лишает получателя возможности дальше бороться за свои права.
В-пятых, можно обратиться в суд (ст. 37 ФЗ «О почтовой связи»). Пожалуй, подробнее расписывать этот вариант не буду, так как вероятность его использования очень мала. Дело в том, что это достаточно трудо- и времязатратно. Намного проще будет отказаться от посылки и приобрести желаемый товар другим способом. Если же среди читателей этой статьи есть принципиальные люди, желающие отстоять свою правоту во взаимоотношениях с Почтой, мы можем обсудить этот вопрос отдельно.
Итак, выше были рассмотрены ситуации, когда до принятия посылки у получателя была возможность осмотреть её содержимое. Если же посылка была без описи вложения и без внешних дефектов, то вскрытие желательно произвести сразу после её получения, опять же, снимая его на камеру, причём не прерываясь с момента выдачи посылки на руки. Распакуйте, осмотрите, измерьте, попробуйте включить и т.д. Если вариант с видеокамерой Вас смущает, есть две альтернативы.
1. Произведите вскрытие в присутствии двух свидетелей. Желательно, чтобы одним из них был сотрудник Почты. Если что-то не так, составьте акт в свободной форме с указанием даты, времени, отправителя, получателя, реквизитов квитанции и обстоятельств вскрытия. Получите подписи и контактные данные свидетелей.
2. Произведите видеосъёмку вскрытия дома. Озвучьте, опять же, дату и время, данные с посылки, продемонстрируйте в объектив коробку / пакет со всех сторон, чтобы было видно отсутствие каких-либо дефектов упаковки, и приступайте к осмотру содержимого. Кстати, именно такой способ рекомендуют при получении посылок с Алиэкспресс, поскольку в дальнейшем это существенно упрощает процедуру оспаривания в диспутах.
4. В посылке не тот товар. Что делать?
От всей души надеюсь, что с какими-либо проблемами при получении Вы не сталкивались и читаете эту статью исключительно в превентивных мерах, однако давайте рассмотрим алгоритм действий при наиболее пессимистичном раскладе.
Лучший из вариантов: посылка с наложенным платежом и подлог был выявлен до оплаты. Отлично, в таком случае просто не надо ничего оплачивать. Можно обратиться в Роспотребнадзор, чтобы занялись таким предпринимателем / компанией, и в полицию, если на то есть основания.
Другой вариант: в посылке не то, а товар уже оплачен (либо была внесена предоплата, либо реализован наложенный платёж). Ситуация здесь двоякая. Лучше, если речь о добросовестном заблуждении. То есть произошла просто путаница. В таком случае необходимо собрать всю доказательную базу и направить её продавцу с соответствующим требованием (заменить товар, уменьшить покупную стоимость или вернуть деньги). Подробнее о процедуре читайте: «Споры с продавцом: алгоритм действий». Добросовестный продавец удовлетворит Ваши требования.
Если имел место злой умысел и речь о мошенничестве, то быстро такой вопрос скорее всего не решить. Зачастую при подобной схеме Вам вряд ли удастся самостоятельно найти того, кто стоит за таким онлайн магазином. И, как правило, речь о лице, не имеющем ни статус индивидуального предпринимателя, ни статус юридического лица.
Поэтому здесь лучше обратиться в полицию, чтобы было возбуждено уголовное дело. Как только обвиняемый будет определён и в отношении него будет вынесен обвинительный приговор, можно будет требовать взыскание ущерба в рамках гражданского процесса. Да, бесспорно этот процесс длительный и порой люди решают махнуть рукой. Здесь каждый принимает решение для себя с учётом всех обстоятельств.
Есть ещё один вариант, очень удобный. Если покупка производилась с использованием банковской карты (через Интернет или с проведением через терминал), вероятность чего очень велика, раз мы говорим о доставке товара по почте.ю то можно обратиться за чарджбеком в банк. Если коротко, то это процедура опротестования транзакции, соблюдение которой обеспечивается правилами платёжных систем, которые обязательны для всех. В целом на возврат денег в рамках процедуры чарджбек уйдёт всего 1-2 месяца и потребуется всего лишь один поход в банк. Подробнее читайте в статье «Чарджбек: способ вернуть свои деньги«.
5. Заключение
Получение товара по почте – весьма распространённая практика, которая вероятно всё больше будет набирать обороты ввиду беспрестанного развития электронной торговли. Да, такой способ доставки таит в себе немало скользких моментов, однако это не повод вовсе от него отказываться.
Самый лучший вариант, который существенно снижает риски потери денег, — оформление заказа при условии, что товар будет доставлен в посылке с объявленной ценностью, пересылаемой с описью вложения и наложенным платежом.
Если какого-то из этих компонентов не хватает, подходите весьма ответственно к процессу получения посылки. Знайте процедуру, свои права и соблюдайте последовательность действий.
При выявлении несоответствия содержимого заказу соберите максимально полную доказательную базу и выберите наиболее оптимальный вариант дальнейших действий с учётом наиболее вероятной причины возникшего расхождения. Если налицо мошенничество, не стесняйтесь привлечь правоохранительные органы для защиты Ваших прав.
Приятных всех нам покупок!
Статья подготовлена с использованием нормативных правовых актов в редакции, действующей на 22.04.2017 г.