Что значит посвященный богу
«Посвятить себя Богу из всецелой благодарности Ему»
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) о выборе монашеского пути и мифах, связанных с ним
Даже среди христиан нет одинакового отношения к монашеству. Перед монашеским образом жизни преклоняются и не могут понять его, одни считают его верхом христианской жизни, другие – ненужной крайностью.
В беседе с настоятелем московского подворья Оптиной Пустыни архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) мы касаемся лишь вершины этого айсберга: говорим о вызывающем наибольшее непонимание, но самом главном, монашеском обете — послушания. Также говорим о том, можно ли ошибиться, уйдя из мира, об «эгоизме» монахов и родительском благословении на иноческий путь. И, конечно, о том, как и почему люди избирают узкий путь монашества.
В монахи – из благодарности Богу
— Отец Мелхиседек, одно из самых распространенных предубеждений о монашестве: в монастырь уходят те, кому не удалось реализовать себя в обычной жизни. Сколько в этом правды?
— Когда меня спрашивают люди светские, особенно молодежь: «Как Вы пришли к монашеству?», и я им рассказываю следующую шутку: «У меня была несчастная любовь, я шел по улице, на меня свалился кирпич, а в больницу приехали монахи из Троице-Сергиевой Лавры, тайным образом меня вывезли и в бессознательном состоянии постригли в монахи. Когда я очнулся, то понял, что это вроде бы неплохо».
Я отшучиваюсь, потому что все-таки для светского сознания это невместимо. Отсюда, из этой невместимости, и возникают мифы о несчастной жизни, о том, что люди не нашли себе применения.
Знаете, есть очень мудрое выражение: слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. Монахами становятся по любви к Богу или из-за того, что человек ищет особого образа покаянной жизни. И понять монашескую жизнь может только тот, кто ее вкусил и кто ее ведет. Как понять, что такое море, когда ты ни разу его не видел? Или как объяснить австралийскому аборигену, каково на вкус мороженое, если он его не ел никогда? Поэтому Писание говорит: «Вкусите и видите, яко благ Господь». Чтобы увидеть, понять — надо вкусить.
— По каким причинам Вы ушли в монастырь?
— Я принял монашеский постриг в 24 года, движимый следующей мыслью: посвятить себя Богу от всецелой благодарности Ему.
Будучи воспитан в неверующей семье, я впервые столкнулся с Евангелием в 17 лет. И оно перевернуло мою жизнь. Тогда я про себя подумал: «Я ведь шел абсолютно не в том направлении — не к Богу. Если бы не произошло встречи с человеком, который дал мне Евангелие, то моя жизнь текла бы в обыкновенной мирской логике: учеба, потом работа, семья (а с моим-то характером неизвестно, что бы осталось от нее). Я бы не узнал самого главного. ». Вот тогда впервые и возникла мысль о посвящении себя Богу: если Он меня реально спас от большой беды, то моя жизнь не может теперь течь обычным чередом, как у всех людей. Она каким-то образом должна быть посвящена Ему, чтобы отблагодарить за спасение.
— Вам не казалось, что Богу может посвятить себя и мирской человек?
Я искал абсолютной посвященности жизни Богу
— Я искал абсолютной посвященности жизни Богу. Верующему человеку вполне можно было бы «найти себе применение» в миру, женившись и пойдя священническим путем, например. Большинство людей выбирает средний путь — путь хорошей христианской жизни, что совсем не плохо. А у меня был максималистский подход: мне хотелось не распыляться, а целиком посвятить себя Ему. А где всецелая отдача себя Богу, когда сама твоя жизнь посвящена Творцу? В монашестве.
— Зачастую решение принимается импульсивно, особенно в молодом возрасте. Молодости свойственен максимализм. Не может тут вкрасться ошибка?
— Мысль хорошая. Но я и сейчас, в 53 год, о своем юношеском решении не пожалел. Потому что в моем случае это был осознанный, глубоко продуманный шаг. Мое желание монашеской жизни осуществилось спустя семь лет: в 17, уже через несколько месяцев после того, как пришел к вере, я принял такое решение. И постепенно начал этот путь осуществлять, в течение этих лет много раз проверяя себя. Учился, работал, затем служил в армии и уже там готовился к монашеской жизни. Затем поступил в семинарию, где передо мной был пример отцов Троице-Сергиевой Лавры и моих сверстников, которые писали прошение и принимали постриг. Я мог это примерять на себя.
Когда люди мне вдруг говорят: «Пойду в монастырь и стану монахом!», я отвечаю: «No!»
А когда люди мне вдруг говорят: «Я пойду в монастырь и стану монахом!», я отвечаю: «No!». К тому, что человек любит, он готовится заранее. Тот, кто хочет быть профессиональным военным, в солдатики начинает играть еще в детстве. Если его намерение серьезно, то он еще школьником будет ходить в добровольное спортивно-армейское отделение — были раньше такие военизированные кружки по подготовке юношества, где прыгали с парашютами, гоняли на мотоциклах.
— Какой была Ваша подготовка к монашеству?
— У меня монастырь начался на кухне. Я спрашивал: «А какой у монахов образ жизни? Что такое монашеское правило?» Образ жизни — один, совершенно конкретный: это жизнь максимально по Евангелию, которое для монашествующего — абсолютный ориентир. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Монашество есть не что иное, как обязательство с точностью исполнять Евангельские заповеди». Монах Евангелие хочет исполнить жизнью своей. И монахом он обязан быть не только в храме, но и везде, в любой обстановке — «в многолюдстве или в глубочайшей пустыне», как говорил тот же святитель Игнатий.
Бог хочет, чтоб его дети не только между собой разговаривали, но разговаривали и с Ним. А наилучшая возможность общения с Богом — в монастыре, где нет всецелого, многотрудного попечения о жизни.
— Разве попечение Вас не коснулось?
Спустя три месяца я был назначен экономом Оптиной пустыни. И все. Моя уединенная жизнь кончилась
— Оно меня потом накрыло: через два года после принятия монашества. В 1987 году я принял постриг, 29 ноября, а через год, в 1988 году (как раз когда я закончил семинарию) патриарх Пимен решил направить в Оптину пустынь «десантную группу»: в нее вошел наместник Оптиной, архимандрит Евлогий, два иеромонаха (один из них — я), два дьякона и четыре семинариста. Спустя три месяца я был назначен экономом Оптиной пустыни. И все. Моя уединенная жизнь кончилась, я стал «прорабом и строителем» на всю жизнь. Страшно не любя это.
О послушании
— Вы, будучи монахом, не могли этому воспротивиться?
— Дело в том, что это была жизненная необходимость. Хоть мне и не нравилось это дело, но я рассуждал так: а кто иначе будет этим заниматься? Из нас четверых кто-то должен! Есть чувство хотения и есть чувство долга, и не всегда они совпадают. Поэтому послушание — оно может делаться по любви к делу, а может делаться по чувству долга.
— Послушание — значит ли беспрекословное и бездумное исполнение?
— Я категорически против этого: я собратьям всегда говорю, что мы дело должны делать по любви, и сам стараюсь так поступать.
— Что значит в этом случае «по любви»?
— Это значит из любви к своей семье, к своей братии, а не к этому делу. Не как рабы и не как наемники. Монастырь – большая семья. Ты можешь любить или не любить свое дело, но пойми, что оно необходимо для семьи, а значит его надо исполнить наилучшим образом. Употребив для этого свою волю и свои мозги.
Например, у нас летом около храма сажали туи. Вот задание тебе: посади тую. Посадил. А ты колышек к ней прибил и обвязал ее, чтоб ее ветром не наклонило? Ты ее от солнца накрыл в тридцатиградусную жару? Да, никто тебе подробных инструкций не дал, но надо было самому подумать и сделать так, как для себя. Как апостол Павел говорит: «Все, что делаете, делайте от души, как для Бога».
Монах — эгоист?
— Многим монашествующие представляются мрачными людьми, строгими, неприветливыми. Ясно, что это стереотип и упрощение, но оно имеет свои корни?
Самые жизнерадостные, самые смешные люди — это монахи!
— Самые жизнерадостные, самые смешные люди — это монахи.
Люди этого не видят, потому что они монахов наблюдают только при исполнении служебных обязанностей. Большей частью нам видна «парадная» монастырская жизнь. На параде же как? Все, как оловянные солдатики, серьезные, маршируют в ногу. Но в жизни-то они могут быть совершенно другими. Так и здесь. Мы не видим более тесного человеческого общения.
— Зачастую монахов обвиняют в эгоизме: у мирян есть обязанности по отношению к семье, к государству, они участвуют в общественной жизни, что-то созидают. А монастырь, говоря упрощенно — закрытая система, где каждый занят только собой.
— Надо понимать, что представление о монастыре как сборище лентяев, которые отдыхают под видом духовной жизни и ни о ком не заботятся — это иллюзия. Люди в мирской жизни столько не трудятся, сколько трудятся эти монахи! Скажем, Ватопед — монастырь на Афоне, откуда в Россию был принесен Пояс Пресвятой Богородицы — ежедневно принимает 500 паломников. Для них надо закупить продукты, привезти, приготовить, накормить всех и после этого помыть посуду, а еще перестирать постельное белье — в основном, паломники на одну ночь остаются. И еще успевать бывать на всех богослужениях. Даже скиты без гостей не бывают.
Нет такого монаха, который в монастыре ничего не делает ни для братства, ни для паломников.
Спрашивается: эгоизм тут или не эгоизм?
— Святитель Григорий Богослов говорит, что монах — это тот, кто живет для Бога, и притом для Него одного. Не получается ли тут противоречия?
Наша жизнь должна быть похожа на торт «Наполеон»: тесто – дела, крем – молитва, а пудра – смирение
— Я когда-то задал похожий вопрос отцу Иоанну (Крестьянкину): как совместить многообразные послушания, повседневные заботы и молитву? Он на это сказал: «Наша жизнь должна быть похожа на торт «Наполеон»: тесто, крем, тесто, крем, а сверху пудра. Если будет одно тесто, то есть одни дела, попечения — невкусный торт получится. Если будет один крем (одна молитва) — слишком приторный. Крем и тесто должны перемежаться, тогда будет хорошо». Я спросил, что такое пудра. Отец Иоанн говорит: «А пудра — это смирение». Без него ничего на пользу не пойдет.
Редкое призвание?
— Можно сказать, что монашество — редкое призвание, и самому искать его не нужно?
И желание монашества, и исполнение этого желания — от Бога
— И желание монашества, и исполнение этого желания — оно от Бога. Сама мысль об этом — от Бога. Спрашивается, что же от человека? Согласие. Волевое желание это свое хотение исполнить.
Например, ты захотела мороженого, у тебя есть деньги, и ты знаешь, где его купить. А идет Великий пост. Есть желание, есть возможность, но ты этого не делаешь — не даешь своего согласия.
Поэтому я уверен, что не мы выбираем этот путь. По крайней мере, по себе я могу так судить. Когда я согласился с мыслью о монашестве, с желанием стать монахом, у меня словно «зеленый свет» включился во всем. И я в этом вижу призыв Божий.
— Это призыв можно спутать с чем-то? С собственными мечтами, с эмоциями, с неофитским восторгом?
— Нет. Когда человек сомневается, значит, он не так сильно любит Бога, чтобы посвятить себя Ему. И монашеская жизнь для него будет, как мы ее называем, «на полусогнутых».
А когда желание монашества непреодолимо, ты будешь к нему стремиться, несмотря на то, что все обстоятельства будут против.
Почему говорится в Евангелии: «Враги человеку домашние его» (см. Мф. 10:34-38)? Это говорится в том числе о желающих монашеской жизни. Ни одна мать, ни один отец с легкостью не благословляют своих детей на этот путь. Зачем далеко ходить? Родители преподобного Сергия Радонежского сказали ему: «Сначала доходи нас и только потом делайся монахом». И он этот долг сыновний исполнил. Даже они не согласились при жизни расстаться со своим сыном.
Мало того, будущего преподобного Феодосия Киево-Печерского мать избивала и насильно возвращала из монастыря. Вот он свою мать не послушался и посвятил жизнь Богу.
— Как все по-разному. Значит, дело не в отречении от родителей, как представляется, и, тем более, не в нелюбви к ним.
— Дело не в этом. Дело в приоритетах. Когда человек решился посвятить свою жизнь Богу, то Бог стал на первом месте. Это не значит, что родители — на последнем. Они стали на втором, а второе — это тоже очень большое место!
— Нужно ли человеку благословение родителей, чтобы идти в монастырь?
— Желательно. Но не обязательно.
У оптинских старцев, к примеру, такое наставление есть: на женитьбу, замужество и монашество ты должен получить благословение родителей. Кроме того, как говорили святые отцы, «сеющий с благословением, с благословением и пожнет».
Я семь лет к монашеству шел. И последним препятствием на моем пути было отсутствие благословения моей неверующей мамы на поступление в монастырь. Духовник сказал: без этого нельзя. Я говорю: «Но мама ведь не верующая. Она же в принципе не может дать такого благословения!». И она действительно мне говорила: «Все, что угодно, только не это! Можешь поступать в семинарию, но только не делайся монахом».
Но однажды она приезжает в Лавру, где я учился уже в семинарии, какая-то грустная, и разговор у нас не клеится. Я спрашиваю:
— Ты какая-то не такая.
На что она мне говорит:
— Ты, наверное, монахом будешь.
— Мам, с чего ты это взяла? Посмотри, какие регентши ходят. А еще учиться три года. Выбрось это из головы — еще столько времени должно пройти.
— Нет, ты будешь монахом.
— Почему ты так решила?
— Мне сон приснился. Меня такая грусть взяла вечером, и я с этой грустью уснула.
А дело в том, что она осталась одна. Отец оставил нас, когда я в первом классе учился. Старший брат женился, ушел из семьи, а я служил в армии, и мама меня не видела. Вернулся из армии и успел дома пожить пару месяцев: в июле демобилизовался, а в августе уже в семинарию поступил и уехал в Лавру. И опять два года она меня толком не видела.
Мама и рассказывает:
— Я с этими грустными мыслями засыпаю. А во сне слышу властный, сильный голос: «Галина! Ничего не бойся. Твой сын будет монахом». Я просыпаюсь в слезах, и мысль одна: «Я не хочу этого, мне этого не надо!» Разум одно говорит, а чувства — другое. Но этот голос, который не могу забыть, поселил такое успокоение в душе. Словно некий внутренний стержень появился.
Это голос Божий. Это твое. Через месяц приедешь в монастырь
Я все это передал духовнику. Он ответил: «Это голос Божий. Это твое. Через месяц приедешь в монастырь».
И все. Последнее препятствие исчезло.
А можно без монашества?
— Как Вы считаете, почему, несмотря на все негативные стереотипы и мифы, монашество остается притягательным и вызывает уважение?
— Еще Ф.М. Достоевский писал, что человеку, который живет в неправоте, несправедливости, важно знать, что живет где-то правда. Пусть мы неправедные, пусть мы не святые, но такие люди где-то есть!
И сегодня людям хочется прикоснуться к идеалу благочестивой жизни. Святитель Иоанн Златоуст писал, что монастыри подобны светочам, которые издалека светят людям, привлекая всех к своей тишине. Саму монашескую жизнь, жизнь в посвященности Богу, человеку верующему важно иметь перед собой как образец!
Мне известны случаи, когда люди во власти, люди с положением, состоятельные, добравшиеся до вершин успеха, по-настоящему полюбили Афон. Говорили: «Я даже себе не представлял, что такое бывает. Я просто потрясен». Человек окунулся в другую жизнь, мир, когда все завязано на Боге. У нас же, наоборот, вся жизнь завязана на чем угодно, только не на Боге.
А вообще монашеская жизнь — это тайна за семью печатями. Ее не объяснишь. И преподобный Иоанн Лествичник говорит: если бы люди знали, какая радость монашеской жизни, весь мир бы ушел в монастырь. Если бы знали, какие сложности бывают в монашеской жизни, никто бы вообще в монастырь не пошел. Это тайна за семью печатями, особая жизнь. Можно чуть-чуть теоретически об этом говорить, а чтобы понять всю полноту, радость жизни с Богом, надо самому ее вкусить. Поэтому и останется монашество и притягательным, и недосказанным, мирским сознанием не понятым. От этого никуда не денешься.
Биографическая справка
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) родился в 1962 году в Москве.
Учился в медицинском училище, в 1988 году окончил Московскую духовную семинарию. 29 ноября 1986 года пострижен в монашество с именем Мелхиседек.
19 декабря 1987 года рукоположен во иеромонаха. С 1988 года по 1992 год учился заочно в Московской духовной академии, после окончания которой был переведен в монастырь Оптина Пустынь, где нес послушание эконома. Был благочинным несколько лет.
Сегодня — настоятель подворья Оптиной пустыни и храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе. Также настоятель домового храма Воскресения Христова при пансионате №6 ветеранов труда. С 2005 года — настоятель строящегося храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. В 2013 году возведен в сан архимандрита.
Посвящение
Теперь давайте перейдём к вопросу о христианском посвящении.
Посвящает себя человек или нет — это зависит от того, есть ли у него здоровое переживание спасения. Если он считает свою веру в Господа Иисуса одолжением Господу и свою веру в Бога — любезностью по отношению к Нему, то с ним невозможно говорить о посвящении. И также бесполезно говорить о посвящении с человеком, который полагает, что он продвигает дело христианства и что его обращение является для христианства большой честью. У такого человека нет хорошего начала в его христианской вере; у него нет хорошей отправной точки. Бесполезно надеяться, что он посвятит себя. Мы должны понимать, что именно Господь даровал нам благодать и милость. Именно Господь любит нас и спас нас. Вот почему мы посвящаем Ему всё, что у нас есть.
Учение о посвящении можно найти и в Ветхом Завете, и в Новом Завете. В Новом Завете есть много мест, например Рим. 6 и 12, где говорится о посвящении. Когда в Ветхом Завете говорится о посвящении, то особо упоминается Аарон и его дом. Хотя посвящение является первым основополагающим переживанием нашего служения Богу, мы находим в Слове Божьем очень немного учений непосредственно на эту тему. Чтобы понять смысл посвящения, мы должны изучить вышеуказанные стихи.
I. Основа посвящения
Во 2 Кор. 5:14-15 мы ясно видим, что теснящая сила Господней любви — это основание, позволяющее детям Божьим жить для Того, кто умер за них и воскрес. Человек живёт для Господа, потому что его «теснит» любовь Господа. На языке оригинала слово, переведённое как «теснить», буквально означает «сжимать со всех сторон», то есть жёстко ограничивать со всех сторон. Это значит заключать в тесные оковы и туго связывать. Любовь сковала нас, и мы не можем убежать. Когда человек кого-нибудь любит, у него появляется ощущение несвободы. Мы скованы Им; у нас нет выхода. Он умер за нас, и мы должны жить для Него сегодня. Следовательно, любовь является основанием посвящения. Человек посвящает себя Господу благодаря Господней любви. Никто не может посвятить себя, если он сначала не соприкоснётся с Господом. Человек должен соприкоснуться с любовью Господа, прежде чем он сможет посвятить себя Господу. Когда человек соприкасается с любовью Господа, это самопроизвольно приводит к посвящению.
Посвящение основано на любви Господа. Но оно также основано на праве Господа. Эта истина раскрывается в 1 Кор. 6:19-20: «…Вы не свои собственные. ибо вы приобретены за плату». Наш Господь отдал за нас Свою собственную жизнь; Он даже стал выкупом, чтобы приобрести, вернуть нас Себе. Мы — те, кого Господь купил. Поскольку Господь искупил нас, мы добровольно теряем ради Него свою собственную свободу. Мы уже не свои; мы — Господни. Мы должны прославлять Господа в наших телах, потому что мы — не свои; мы были куплены Господом, приобретены за плату. Кровь, которую Господь пролил на кресте, и есть заплаченная Им цена. Следовательно, что касается права Господа, мы принадлежим Господу.
Нам должно быть ясно, что мы — те, кого Господь купил. Он купил нас за самую высокую цену. Он купил нас не серебром и не золотом, а Своей собственной кровью. Здесь мы видим любовь Господа, равно как и Его право. Мы служим Господу, потому что Он любит нас, и мы следуем за Ним, потому что Он имеет на нас право. Право, полученное благодаря искуплению, вынуждает нас отдавать себя Господу. Любовь, возникающая в результате искупления, также вынуждает нас отдавать себя Ему. Основанием посвящения является Его право, равно как и Его любовь. Это юридическое право, которое выше всякой человеческой, сентиментальной любви. Таковы две причины, по которым мы отдаём себя Господу.
II. смысл посвящения
Если нас только теснит любовь и мы признаём Его юридическое право, это ещё не делает нас посвящёнными людьми. После того как человек испытал теснящее действие любви Господа и признал Его право, ему предстоит сделать следующий шаг. Сделав этот шаг, он продвинется вперёд и займёт новое положение. Благодаря тому, что Господь теснит нас, и на основании того, что Он купил нас, мы отделяем себя от всего остального. Отныне мы живём ради Господа и для Него. Это и есть посвящение. В некоторых местах Ветхого Завета Китайский объединённый перевод передаёт слово «посвящение» как «получение святой службы». Получить святую службу — значит принять служение Богу. В этом состоит святая служба. В этом состоит посвящение. Посвящение — это принятие служения Богу. Посвятить себя — значит сказать Господу: «Сегодня я отделю себя от всего, чтобы служить Тебе, потому что Ты возлюбил меня».
III. Посвящённый человек
Давайте посмотрим Исх. 28:1-2 и 29:1, 4, 9-10.
Прочитав эти стихи, мы увидим, что посвящение — это совершенно особый вопрос. Народ Израиля был народом, избранным Богом (Исх. 19:5-6), но он не стал посвящённым народом. У израильтян было двенадцать колен, но не все двенадцать колен получили святую службу. Колено Левия было одним из двенадцати колен. Это было колено, избранное Богом (Числ. 3:11-13), но они не были посвящённым коленом. Из всех левитов только дом Аарона получил святую службу. Не все израильтяне получили святую службу, даже не все левиты. Святую службу получил только дом Аарона. Чтобы быть посвящённым, нужно было принадлежать к этому дому. Если человек не был членом этого дома, он не мог посвятить себя. Только члены этого дома — дома Аарона — имели право быть священниками, и только они могли посвящать себя.
Благодарение Господу, сегодня мы являемся членами этого дома. Те, кто верит в Господа, являются членами этого дома. Все, кто спасён по благодати, являются священниками (Отк. 1:5-6). Бог избрал нас, чтобы мы были священниками. Первоначально посвящать себя могли только члены дома Аарона; если приступал посторонний, его предавали смерти (Числ. 18:7). Мы должны помнить, что только те, кого избрал для священства Господь, могут посвящать себя. Таким образом, только члены этого дома могли посвящать себя. Сегодня Бог избрал нас на священство; поэтому мы являемся членами этого дома. Следовательно, у нас есть право посвящать себя.
Здесь мы видим, что человек посвящает себя не потому, что он избрал Бога. Наоборот, Бог есть Тот, кто избирает и призывает, а затем человек посвящает себя Ему. Те, кто считает, что они делают Богу одолжение, отказываясь от всего, — это люди посторонние; у них нет никакого посвящения. Мы должны отдавать себе отчёт в том, что наше служение Богу не является одолжением или любезностью, оказываемой Богу. Суть здесь не в том, что мы предоставляем себя для Божьей работы, а в том, что Бог, будучи милостив к нам, даёт нам часть в Своей работе. Именно Бог дал нам славу и благолепие. Библия говорит нам, что святые одежды священника были сделаны для славы и благолепия (Исх. 28:2). Посвящение означает, что Бог даёт славу и благолепие; Бог призывает нас на Свою службу. Если мы чем-то и хвалимся, то мы должны хвалиться нашим замечательным Господом. Нет ничего замечательного в том, что у Господа есть такие служители, как мы. Замечательно то, что у нас есть такой Господь! Мы должны видеть, что посвящение является результатом избрания. Служить Богу — это честь для нас. Мы не возвышаем тем самым Бога, как если бы мы пожертвовали чем-нибудь для Него или как если бы в нас самих была какая-то слава. Посвящение означает, что Бог даёт нам славу. Мы должны пасть ниц перед Ним и сказать: «Благодарю Тебя за то, что мне позволено иметь долю в Твоём служении. В мире так много людей, однако я был избран, чтобы иметь в нём долю!» Посвящение для нас честь, а не жертва. Это правда, что от нас требуется величайшая жертва, но при посвящении у нас нет ощущения жертвы. Есть только полное ощущение Божьей славы.
IV. Способ посвящения
В Лев. 8:14-28 упоминаются телец, два овна и корзина с опресноками. Телец предназначался для жертвы за грех; первый овен — для всесожжения, а второй овен и корзина с опресноками — для жертвы посвящения.
А. Жертва за грех
Для того чтобы получить святую службу перед Богом, то есть для того, чтобы посвятить себя Богу, в первую очередь необходимо было совершить умилостивление за грех. Только спасённый человек, тот, кто принадлежит Господу, может посвятить себя. Жертва за грех является основанием посвящения.
Б. Всесожжение
Затем там упоминаются два овна. Мы должны внимательно изучить Лев. 8:18-28. Один овен предназначался для всесожжения; его нужно было сжечь. Другой овен предназначался для жертвы посвящения; благодаря ему Аарон мог служить Богу.
Что такое всесожжение? Всесожжение — это жертва, которая сжигалась полностью. Священнику не разрешалось есть мясо жертвы всесожжения. Мясо жертвы всесожжения полностью сжигалось. Проблема нашего греха решается посредством жертвы за грех, но всесожжение делает нас угодными Богу. Господь Иисус понёс наши грехи на кресте. Это связано с Его работой в качестве жертвы за грех. В то же время, когда Господь Иисус был на кресте, завеса разорвалась сверху донизу, благодаря чему мы вошли в святое святых. Это Его работа в качестве всесожжения. Жертва за грех и всесожжение имеют одну и ту же отправную точку, но различные пункты назначения. Они начинаются там, где находится грешник. Жертва за грех останавливается на умилостивлении за грех, в то время как всесожжение ведёт грешника дальше, делая его угодным Богу. Всесожжение — это жертва, которая делает грешника приемлемым в Возлюбленном. Она идёт дальше, чем жертва за грех. Всесожжение — это сладостное благоухание Господа Иисуса перед Богом, которое обеспечивает принятие Его Богом. Сегодня, когда мы приносим Его Богу, Бог принимает и нас. Мы не только получаем прощение через жертву за грех, но и становимся угодными Ему через Господа Иисуса.
В. Жертва посвящения
1. Окропление кровью
После того как закалывали первого овна, наступала очередь второго. Что делали со вторым овном после того, как его закалывали? Прежде всего, его кровью мазали край правого уха Аарона и его сыновей, а также большой палец правой руки и большой палец правой ноги. Это означает, что, поскольку Бог принял нас в Христе, мы должны признать, что кровь полностью отделила наши уши, руки и ноги для Бога. Благодаря искуплению наши уши, созданные для слышания, должны теперь слышать для Бога; наши руки, созданные для работы, должны теперь работать для Бога. Наши ноги, созданные для ходьбы, должны теперь ходить для Бога. Мы применяем кровь, помещая её на край своего правого уха, большой палец правой руки и большой палец правой ноги. Это означает, что наши уши, руки и ноги были куплены Господом. Мы должны сказать Господу: «Благодаря Твоему искуплению, Господь, с этого дня я больше не считаю своими собственными мои два уха, а также не считаю своими собственными мои две руки и мои две ноги. Благодаря тому, что Ты искупил меня, Господь, всё моё существо отныне принадлежит Тебе; оно больше не моё».
Кровь является знаком собственности. Она также является символом любви. И «цена», о которой говорится в 1 Кор. 6, и «любовь», о которой говорится во 2 Кор. 5, обозначают эту кровь. Поскольку есть кровь, любовь и собственность, всё наше существо — не наше. Господь пролил Свою кровь, и мы должны признать законность требования, налагаемого на нас этой кровью. Так как Господь любит нас, мы исповедуем, что всё наше существо принадлежит Ему одному.
2. Потрясание
За окроплением кровью следовало потрясание. Мы должны помнить, что, когда закалывали второго овна, его кровью мазали ухо, большой палец руки и большой палец ноги. Но это ещё не посвящение. Это всего лишь основание посвящения. Окропление кровью — это просто исповедание любви и права. Оно даёт нам право на посвящение, но само посвящение совершается после него.
После того как закалывали второго овна и совершали окропление его кровью, брали тук и правое плечо (правое бедро), а из корзины брали также опресноки, хлеб с елеем и одну лепёшку. Всё это обозначает два аспекта Господа Иисуса. Плечо — это сильная часть тела, которая показывает нам божественный аспект Господа Иисуса. Тук, который очень питателен, обозначает аспект Божьей славы. Хлеб — это продукт растительного происхождения, показывающий нам Его высочайшее человечество. Он совершенный человек, в котором нет никакой закваски и никакого порока. Он полон масла для помазания — наполнен Святым Духом. Как тонкая лепёшка, Его природа, ощущения в Его сердце и Его духовная проницательность утончённые, нежные и хрупкие, полные чувства и сострадания. Все эти предметы помещались в руки Аарона, который брал их и потрясал ими перед Господом. После этого их сжигали вместе с жертвой всесожжения. Это и есть посвящение.
Здесь необходимо кое-что пояснить. Еврейское слово, переведённое как «посвящение», означает «наполнять руки». Это значение отражено и в переводе Дарби и в симфонии Янга. Вначале руки были пусты, теперь же они наполнены. Когда руки Аарона наполнялись таким множеством предметов, он наполнялся Господом и происходило посвящение. Когда руки Аарона были пусты, посвящения не было. Когда руки Аарона наполнялись и его руки больше не могли держать ничего, кроме Бога, происходило посвящение.
Так что же тогда является посвящением? Бог потребовал, чтобы дом Аарона служил Ему в качестве священников. Но Аарон не мог подойти к этому самонадеянно. Сначала нужно было устранить его грехи, а затем ему нужно было быть принятым в Христе. Его руки (обозначающие работу) должны были наполниться Христом. У него не должно было быть ничего, кроме Христа. Только тогда происходило посвящение. Что такое посвящение? Попросту говоря, посвящение, как сказал Павел, заключается в следующем: «Итак, увещеваю вас, братья, состраданиями Божьими предоставить ваши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу, которая есть ваше разумное служение» (Рим. 12:1).
Перед Господом мы должны увидеть, что в этой жизни мы можем избрать только один путь — служить Богу. Другого пути у нас нет. Служить Богу — вот единственный путь. Для того чтобы служить Богу, мы должны представить Ему все своё тело. С этого дня наши уши будут слушать для Господа, наши руки будут работать для Господа и наши ноги будут бежать для Господа. Наши два уха будут слушать только слово Господа, наши две руки будут делать только работу Господа, а наши две ноги будут идти только по пути Господа. Наша задача состоит лишь в том, чтобы служить Богу. Мы посвятили себя как приношение, жертву; мы посвятили Ему всё, что у нас есть. Более того, наши две руки будут наполнены Христом; они будут превозносить Его и выражать Его. Вот в чём состоит посвящение. Только тогда, когда мы сделаем всё это, Бог скажет: «Вот это — посвящение». Такое пропитывание Христом Бог называет посвящением.
Посвящение означает, что мы соприкоснулись с любовью Господа и признали Его право. Поэтому мы можем предстать перед Богом и умолять о чести служить Ему. Здесь важно не только то, что Бог призвал нас, но и то, что мы сами приносим себя на служение. Мы должны сказать: «О Боже! Я Твой. Я куплен Тобой. В прошлом я сидел под Твоим столом в надежде хоть немного насытиться упавшими крошками, но с этого дня я хочу служить Тебе. Сегодня я делаю свой выбор — служить Тебе. Я был принят в Господе. Может ли мне быть также дарована хоть малая доля в этой великой задаче — служить Тебе? Будь милостив ко мне, чтобы я мог иметь часть в Твоей службе. Даровав многим спасение, Ты не обошёл меня стороной и не отверг меня; Ты спас меня. Теперь дай мне часть среди многих, кто служит Тебе; не отвергай меня».
Вот как вы должны представлять себя Господу. Всё — для Христа и только для Него. Когда вы так представляете себя Ему, у вас происходит посвящение. Именно это называется в Рим. 12 «предоставить свои тела». В Рим. 6 говорится о посвящении членов. Это подобно окроплению кровью ушей, рук и ног. В Рим. 12 говорится о посвящении всего тела. Это значит наполнить обе руки Христом. Это как нельзя лучше связывает Ветхий Завет и Новый Завет.
V. Цель посвящения
Цель посвящения состоит не в том, чтобы стать проповедником для Бога, и не в том, чтобы работать для Него. Цель посвящения состоит в том, чтобы служить Ему. Результатом посвящения является служба. На языке оригинала слово «служба» означает «находиться в чьём-либо распоряжении». Это значит, что человек готов к тому, чтобы служить. Мы должны помнить, что цель нашего посвящения — быть в распоряжении Бога. Быть в чьём-либо распоряжении — это работа, которая может и не требовать особых усилий. Если вы находитесь в распоряжении Бога, это означает, что вы стоите, когда Он хочет, чтобы вы стояли. Если Он хочет вас отстранить, вы должны позволить Ему вас отстранить, а если Он хочет, чтобы вы бежали, вы должны бежать. Вот что значит находиться в Его распоряжении.
Бог требует, чтобы все христиане принесли свои тела, чтобы быть в Его распоряжении. Это не значит, что Он хочет, чтобы вы обязательно стояли за кафедрой или занимались евангелизацией каких-то дальних стран. Это значит находиться в распоряжении Бога. Если Бог посылает кого-то на кафедру, то у этого человека нет иного выбора, кроме как говорить. Если Бог посылает кого-то в дальние страны, то у него нет иного выбора, кроме как отправиться туда. Всё наше время предназначено для Бога, но работа, которую мы делаем, бывает разной. Все должны быть в распоряжении Бога, но конкретная работа, которой должен заниматься тот или иной человек, бывает разной. Мы должны учиться быть в распоряжении Бога. Предоставлять своё тело необходимо для того, чтобы служить Богу.
Поскольку мы христиане, мы должны служить Богу всю свою жизнь. Как только человек посвящает себя, он должен понять, что отныне на первом месте будет требование Господа. Служба Богу становится для человека делом всей его жизни. Да будет Бог милостив к нам и покажет нам, что наша служба Ему является нашей законной обязанностью. Мы должны показать каждому верующему, что отныне мы — те, кто служит Господу. Мы должны понять, что, как христиане, мы уже не можем ни в чём допускать небрежность. Я не говорю, что мы не должны быть верны и преданны своей профессии или что мы можем быть праздными. Я имею в виду не это. Мы по-прежнему должны быть верными и серьёзными в том, что касается нашего призвания. Но перед Богом мы должны видеть, что вся наша жизнь направлена на службу Богу. Мы делаем всё для того, чтобы покоряться Божьей воле и угождать Ему. Такова реальность посвящения.
Посвящение заключается не в том, как много мы можем отдать Богу, а в том, что Бог принимает нас и дарует нам честь служить Ему. Посвящение предназначено только для христиан; оно не для всех. Только спасённые, те, кто принадлежит Господу, могут посвящать себя. Посвящение означает, что мы говорим: «Господь, Ты дал мне возможность и право предстать перед Тобой и служить Тебе». Это всё равно, что сказать: «Господь, я Твой. Мои уши были куплены кровью; они принадлежат Тебе. Мои руки были куплены кровью; они принадлежат Тебе. Мои ноги были куплены кровью; они принадлежат Тебе. Отныне я больше не могу использовать их для себя».
Мы никого не уговариваем посвящать себя. Вместо этого мы говорим, что теперь появилась возможность посвятить себя. Есть возможность служить нашему Богу, Господу сил. Глубоко заблуждается тот, кто думает, что своим посвящением он делает Богу одолжение.
Откровение в Ветхом Завете предельно ясно. Человек может посвятить себя Богу только с Его согласия. Новый Завет также увещевает нас состраданиями Божьими посвящать себя. Бог так любит нас, поэтому мы должны посвятить себя. Это самое разумное служение. Это не просьба об одолжении; это самое разумное, самое естественное, что можно сделать. Посвящение не зависит от нашего желания. Мы можем посвятить себя только благодаря Божьей изобильной благодати. Мы должны видеть, что право быть Божьим служителем — это величайшая честь в нашей жизни. Когда человек спасается, это большая радость. Но если человек имеет часть в Божьей службе, это ещё бо́льшая радость! Кем, по-нашему, является наш Бог? Мы должны видеть Его величие и Его славу. Только тогда мы увидим громадное значение и честь этой службы! Как грандиозно, что мы можем получить Его благодать и удостоиться чести служить Ему!