Что значит портретная характеристика
Что значит портретная характеристика
Роль портрета в литературе
Виды портретов в литературе
Психологический портрет
Психологический портрет – это не просто описание внешности героя, а изображение его особенностей внутреннего мира с помощью внешних черт. Писатели акцентируют внимание на тех деталях, которые передают информацию о мыслях, мировоззрении, переживаниях и амбициях персонажа. Выделяют 2 основных типа психологического портрета в литературе:
Вот как Григорий сам себя описывает: «…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен».
Складывается ощущение, что перед нами – привлекательный и бесстрашный мужчина, но иногда он чувствует себя слабым, словно ребенок. Внешность Печорина и его мысли, поступки наглядно показывают противоречивость натуры. Офицер – человек неплохой, но все ему в жизни скучно, и по его вине страдают окружающие люди.
Контрастный портрет для создания образа литературного героя использовал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Вспомним 8-ую главу произведения: «Но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон…у ней и бровь не шевельнулась, не сжала даже губ она». Тут Татьяна напоминает словно неподвижную статую, в которой совершенно нет никаких чувств. Но в финале Онегин видит девушку рыдающей над его письмом, что раскрывает ее подлинные эмоции. Такой резкий контраст между напускным равнодушием и приливом чувств показывает, сколько на самом деле пережила страданий Татьяна, что у нее нежная и ранимая натура.
Лейтмотивный портрет
В литературных произведениях по типу локализации портретные характеристики могут быть экспозиционными и лейтмотивными. Первые более распространены, и представляют собой описание персонажа с первых строк его появления произведения. В свою очередь, в лейтмотивном варианте герой изображается понемногу на протяжении всего произведения. Кроме того, писатель может акцентировать внимание на одних и тех же деталях несколько раз, чтобы они прочно ассоциировались у читателя с описанным персонажем.
Яркий пример лейтмотивного литературного портрета – это многие произведения Льва Николаевича Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» автор регулярно упоминает о лучистых глазах княжны Марьи, подчеркивая ее красоту, немного большеватом рте Наташи, обаятельной и живой, любознательной девушки.
С помощью лейтмотивного портрета героя писатель также может описывать его становление личности на протяжении всего времени действия произведения, подчеркивать его изменения в лучшую или худшую сторону. Читатель понимает, что происходит не только с внешним обликом, но и с внутренним миром персонажа.
Экспозиционный портрет
Экспозиционный портрет – это подробное изображение внешности героя в художественном произведении при первом его появлении в произведении. Зачастую писатели акцентируют внимание читателя на тех деталях в облике персонажа, которые выдают в нем представителя конкретного социального слоя. Кроме того, могут упоминаться особенности телосложения, жестов, мимики, стиля одежды и т.д.
Экспозиционное изображения внешности часто встречается у представителей «натуральной школы» середины 19-го века. Авторы в деталях описывали мелких чиновников, купцов и т.д., чтобы в целом отразить перед читателями особенности социальной группы, к которой принадлежит герой. Экспозиционное описание портрета характерно больше для писателей-реалистов.
Идеализирующий портрет
Идеализирующее описание внешности персонажа было распространено начиная со времен фольклора и заканчивая началом 19-го века, когда популярность приобрели романтические произведения. Как правило, такие портреты литературных героев чаще всего встречались в высоком жанре, то есть одах, героических поэмах, трагедиях и т.п. Подобные произведения отражали исторические события, образ жизни правителей и храбрых воинов, героев мифологии, так что писателям было важно акцентировать внимание именно на положительных чертах персонажей.
К примерам идеализирующего портрета в русской литературе можно отнести «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Вот как описывается образ красавицы Алены Дмитревны: «..ходит плавно — будто лебедушка… молвит слово – соловей поет…как заря на небе божием».
Гротескный портрет
Гротескный портрет литературного героя часто встречается в произведениях смехотворного, комедийно-фарсового характера. Отличительная черта такого описания внешности состоит в том, что внимание акцентируется не на духовном, а на материальном начале в самом персонаже. Как правило, в сатирическом портрете человеческое тело подается гротескно, то есть с чрезмерным преувеличением, причудливо комически и нереалистично. Образ персонажа лишен общепринятых идеалов (стройной фигуры, привлекательного выражения глаз, правильных черт лица и т.д.). Часто встречаются слишком большие щеки, носы, животы, преподнесенные словно карикатурно.
Яркий пример гротескного портретного описания – произведение «Дикий помещик» Михаила Салтыкова-Щедрина. Пример видим уже с первых строк: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». С помощью такого гротескного описания внешности героя в литературном произведении автор подчеркивает его внутренние черты. Складывается ощущение, что персонаж не только глуп, но и ленив, не привык к тяжелой работе, предпочитает вести праздную жизнь, наполненную приземленными удовольствиями.
Характеристики персонажей также могут подаваться с помощью приема гротескного параллелизма. Такая черта присуща многим произведениям Гоголя, который постоянно использовал сравнения, размывающие границы между предметами. За счет такого приема эти объекты словно «превращались» друг в друга. Множество подобных описаний присутствует в поэме «Мертвые души». Например: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета» и далее: «они влетели… чтобы только показать себя».
Такое необычное портретное описание ассоциирует «жесты» мух с «жестами» мужчин, присутствующих на балу. Складывается ощущение, что это уже не насекомые оказались на балу, чтобы «показать себя», а сами гости явились на званый вечер с этой целью.
Литературный портрет и его разновидности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Литературный портрет – это художественно целостная характеристика конкретного персонажа, создающая представление о его индивидуально-неповторимом облике и характере.
Портрет как составляющая художественного образа
В литературе портрет является одним из основных средств художественной характеристики. Автор раскрывает типический характер персонажей и выражает свое отношение к ним через изображение их внешности: лица, фигуры, одежды, жестов, движений, манер.
В том случае, когда произведение посвящено характеристике конкретной личности, портрет является особым жанром.
Портрет среди других способов изображения отличается особой наглядностью и вместе с бытовыми описаниями и пейзажем придает художественному произведению особую силу наглядности и изобразительности.
Портрет как одна из сторон художественного образа включает основные моменты, существенные для художественного образа в целом. В портрете героя существуют типические и индивидуальные черты. Литературный герой с одной стороны изображается как социальный и исторический человек, представитель определенного класса, определенной эпохи. Его внешность, манеры, движения как правило характеризуют ту социальную среду, которая обобщается и идеологически оценивается писателем в произведении. В то же время литературный герой – это отдельная личность, которая обладает неповторимой индивидуальностью и отличается от других представителей своей среды. Выбор и сочетание индивидуальных качеств отражает идейное отношение писателя к социальной группе, к которой относится персонаж.
Готовые работы на аналогичную тему
Портрет литературных героев исторически меняется и различается в зависимости от типизируемой в нем социальной действительности и идейного отношения автора к типическому герою. Однако и портреты литературных героев, относящихся к одной и той же социальной среде, различается у разных писателей ввиду их различного идейного отношения к данной среде. Например, портрет Рахметова из произведения «Что делать?» подчеркивает силу и мужество борца за «дело народное», а портрет Губарева в произведении Тургенева «Дым» выражает резко-отрицательное отношения автора-либерала к вождю революционной эмиграции.
В различных жанрах портрет меняется со сменой художественных стилей, методов, направлений. На разных этапах литературного развития портрет отличается степенью индивидуализации и типичности на основе его идейного содержания. Так, в творчестве писателей, тяготеющих к натурализму или реализму, портреты героев отличаются типичностью и реалистическим правдоподобием. Здесь герой изображается как типичный представитель среды, в ее бытовых отношениях и обстановке. Чаще всего в портретах подчеркиваются повседневные черты, не имеющие ничего необычайного и исключительного.
В творчестве писателей-романтиков и фантастов часто можно видеть отталкивание от бытового, обыденного. Здесь герои изображаются как исключительные личности в удивительных обстоятельствах. В их портретах много преувеличенного, необычайного, даже фантастического. Это уже не бытовой портрет, а романтический, который встречается преимущественно в романтических балладах, поэмах, лирике.
Но не всегда портрет у писателей-реалистов отличается сохранением внешнебытового правдоподобия. В произведениях реалистов, пронизанных сатирической настроенностью или романтикой, можно встретить портрет типических героев, изображенных в гиперболизированных бытовых связях. Например, такими являются портреты градоначальников из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. В них фантастичность и гипербола ярко раскрывают типическое обобщение художника.
Содержание портрета и его место, которое ему уделяется в произведении, меняется в зависимости от особенностей литературного стиля. Отсюда и различные формы портретов в истории литературы.
Типология портретных описаний
Несмотря на то, что в понимании «портрета персонажа» литературоведы едины, общепринятой типологии литературного портрета до сих пор нет. Например, В. Е. Хализев предлагает выделять исторические типы портрета:
Также он предлагает классификацию портретов на лейтмотивные и экспозиционные.
По классификации М. Г. Уртминцевой выделяются следующие разновидности портрета персонажа:
В каждом из перечисленных видов изображения героя раскрывается его внутренний мир и содержится оценка персонажа автором, прямая или опосредованная.
Л.А. Юркина выделяет статический и динамический портрет.
Статический портрет – это портрет передающий объективные, устойчивые, неизменные признаки внешности персонажа: цвет кожи, волос, глаз, указания на рост и телосложение.
Динамический портрет – это совокупность мимики и жестов, особенности пластики тела, походки, речевая манера.
Рассмотренные типологии базируются на разных основаниях:
Универсальной классификацией портретных характеристик персонажа считается выделение портретов-впечатлений и портретов-описаний.
Портреты-описания – это наиболее простая и распространенная форма портретной характеристики. В таком портрете последовательно и с разной степенью полноты дается перечень портретных деталей, иногда с авторским комментарием или обобщающим выводом о характере героя, проявившегося в его портрете.
Портреты впечатления – это характеристики, передающие мнение смотрящего на человека. А.Б. Есин считает, что своеобразие этого типа портретного описания заключается в том, что здесь нет портретных деталей и черт как таковых, есть только впечатление, которое внешность героя производит на стороннего наблюдателя. По мнению исследователя, портрет – это изображение не одной, а двух личностей – художника и модели.
Портрет в литературе — что это такое, виды, примеры
Понятие портрета в литературе
Определение 1
Портретом персонажа называется описание его наружности, а также всего того в его облике, что сформировалось под влиянием культурной традиции, социальной среды, индивидуальной инициативы.
Портрет также может фиксировать характерные для описываемого персонажа позы и телодвижения, мимику, жест, выражение глаз и лица. Таким образом, портрет создает стабильный, устойчивый комплекс черт человека.
Как правило, портрет героя локализован в каком-либо одном месте произведения. Часто он дается в тот момент, когда персонаж появляется впервые, то есть экспозиционно. Однако в литературе известен и другой способ введения в текст портретных характеристик. Этот способ можно назвать лейтмотивным. Ярким примером этому являются упоминания о глазах княжны Марьи, повторяющиеся неоднократно на протяжении всего произведения Толстого.
Часто в литературных портретах внимание автора сосредотачивается на том, что выражают лица или фигуры, какое впечатление они создают, какие вызывают мысли и чувства. Эта тенденция доведена до максимального предела в «Поэме горы» М. Цветаевой. Здесь внешний облик любимого человека подменяется выражением чувств лирической героини.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Портрет запечатлевает и мимику, и жестикуляцию, а не только статическое во «внешнем» человеке. При этом ясно прослеживается интерес авторов-портретистов к тому, что называется грацией. Грация отличает красоту литературную от архитектонической красоты. Ф. Шиллер отмечал, что грация свойственна только движению и является красотой движимого тела, возникает под действием свободы и зависит от личности. Одновременно с этим рация непреднамеренна, безыскусственна, в жестах и мимике чувства сказываются непроизвольно.
При изображении женских образов русские писатели часто предпочитали грацию красоте форм фигуры и лица. Следует обратить внимание на произведении А. П. Чехова «Красавицы». Рассказ строится на сопоставлении внешности двух девушек. В первой девушке героя-рассказчика чрезвычайно поражают черты лица и фигуры. У второй девушки черты лица не являются правильными, однако при этом она производит впечатление настоящей красавицы. Секрет красоты этой девушки кроется в изящных движениях, в игре лица, улыбке, быстрых взглядах, в сочетании молодости, свежести с грацией.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
То, что называется грацией и наружность человека в ее бесконечной динамике с трудом может уложиться в форму непосредственно портретных живописаний. В литературе с портретами соперничают характеристики форм поведения персонажей.
Роль портрета в художественной литературе
Внешность иногда намекает на характер персонажа. В рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» главные герои очень красивы, обаятельны, внешность их неординарна. Но если в облике героя чувствуется что-то «сицилианское» (хоть он родом из Пензы), то героиню окружающие называют «Шамаханской царицей», в ее красоте есть что-то «индийское, персидское» (хотя отец ее – купец знатного рода из Твери, а бабушка – из Астрахани). Восточные и западные черты в портретах героев – отголоски популярной в начале ХХ века теории, что Россия находится на перекрестке Востока и Запада. Во внешности героини неслучайно преобладают восточные черты: ей свойственны созерцательность, глубокая религиозность. Герой ориентирован на Запад: нельзя сказать, что ему недоступны высокие чувства, но такой глубины и напряжённости духовных переживаний, как у его возлюбленной, у него нет, он больше погружён в обычную жизнь, радуется простым вещам, интересы героини кажутся ему несколько странными.
Другая важная функция портрета – раскрытие характера персонажа. Выражение лица (и особенно глаз), мимика, жесты, позы, т.е. невербальное поведение, нередко свидетельствует о переживаемых персонажем чувствах. Во время объяснения с Одинцовой Базаров «уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его, видимо, трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжёлая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…». Повествователь прямо говорит, что скрывается за невербальным поведением героя, но так бывает далеко не всегда. Нередко читатель должен сам догадаться о чувствах героя. Печорин после смерти Бэлы («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) долго ходил по крепостному валу «не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражало особенного Наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке». Когда же Максим Максимыч хотел его утешить, «он поднял голову и засмеялся». Портрет может создавать лишь общее впечатление о герое. Маша в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – самая обыкновенная девушка «лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели». В других случаях портрет может вводить в заблуждение. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» выведен «подпольный миллионер» Корейко, ведущий жизнь простого советского бухгалтера, получающего 46 рублей жалования: «Человек без шляпы, в серых парусиновых брюках, кожаных сандалиях, надетых по-монашески на босу ногу и белой сорочке без воротничка». Гораздо чаще во внешности персонажа есть детали, не соответствующие общему впечатлению – внешность противоречит характеру героя. Портрет Порфирия Петровича («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать». Именно глаза выдают в герое проницательного следователя.
Подчеркнутые слова
Образы-персонажи: герой и антигерой, протагонист и антагонист, автор, рассказчик, портретное описание человека в литературе
В центре художественного произведения находится человек с его чувствами и переживаниями, удачами и неудачами, положительными и отрицательными качествами. Человек показан мастерами слова через образы-персонажи.
Персонаж (франц. personnage от лат. persona – личность) – это литературный образ, действующее лицо в художественном произведении.
Литературный персонаж, образ-персонаж – это любой человек, который изображается и описывается в литературном произведении.
Все образы персонажи можно разделить на жизнеподобные и нежизнеподобные (фантастические).
Среди жизнеподобных различают вымышленные (например, Петруша Гринёв в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка») и исторически достоверные (например, Пугачёв в том же пушкинском романе).
Создавая вымышленные образы-персонажи, писатель опирается на своё воображение, фантазию, но часто использует наблюдения над конкретными людьми, которых называют прототипами литературных героев.
Исторический образ-персонаж всегда восходит к конкретному человеку, который изображается в художественном произведении под углом зрения автора, отражает его представление об историческом деятеле.
Мир персонажей конкретного литературного произведения можно представить как систему образов-персонажей, в которой есть:
а) главные, второстепенные и эпизодические персонажи;
б) протагонист и антагонист;
в) вымышленные и исторические персонажи;
г) жизнеподобные, условные и фантастические персонажи;
д) разные по возрасту, социальному положению, образованию и воспитанию персонажи;
е) добрые и злые персонажи;
ж) прекрасные и безобразные персонажи;
з) трагические, комические и трагикомические персонажи.
В системе образов-персонажей произведения все образы могут быть соотнесены с каждым, а каждый – со всеми.
Говоря об образах-персонажах, часто используют термины герой и антигерой, протагонист и антагонист.
Героем произведения называют главное действующее лицо литературного произведения, которое является носителем авторских идеалов, мыслей и чувств.
Антигерой – это тип литературного героя, занимающего в художественно произведении центральное место, но не пользующегося авторскими симпатиями, антипод героя.
Протагонист – главный герой, главное действующее лицо.
Антагонист – персонаж какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту на пути к достижению его целей.
Как образ-персонаж перед читателями может предстать и автор (например, в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина). Кроме того, автор может быть представлен в произведении как рассказчик (рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг») и как нейтральный повествователь (например, в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина).
Роль рассказчика автор может передать и персонажу. Например, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» историю Печорина и Бэлы поведал герою-рассказчику и читателям штабс-капитан Максим Максимыч, о честных контрабандистах, событиях повести «Княжна мери», истории Вулича поведал главный персонаж романа Григорий Печорин.
Важную роль в характеристике образов-персонажей играет портрет.
Портрет – это изображение внешности героя (черты его лица, фигура, позы, мимика, жесты, одежда) – одно из средств его характеристики, разновидность описания.
Портретная характеристика включает в себя статический портрет и динамический. Статический портрет передаёт объективные, относительно устойчивые или неизменные признаки внешнего облика: рост, особенности телосложения, цвет кожи, глаз, волос. Динамический портрет включает в себя мимику, жесты, особенности походки, голос, интонации.
Портретное описание может быть развёрнутым (подробным) и фрагментарным (кратким).
В портретном описании часто сливаются описание внешнего облика и психологической характеристики. Описание внешности называют внешним портретом, а психологическую характеристику персонажа – психологическим портретом.
Персонаж, являющийся носителем положительных авторских идеалов, чувств и мыслей
Реально существующее лицо, послужившее автору моделью для создания литературного персонажа
Элементом статического портрета является описание
Элементом динамического портрета является описание
Антигероем в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова является
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Это портретная характеристика героини произведения А.С. Пушкина
Реальный человек, являющийся создателем литературного произведения, – это
Герой-протагонист в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Герой-антагонист в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Историческим образом-персонажем в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является
Сатирические условные образы-персонажи есть в произведении
Любой человек, который изображается и описывается в литературном произведении, – это
Произведение И.С. Тургенева «Бежин луг» по своему жанру является
Какие термины используются для обозначения человека при характеристике литературного произведения?