Что значит попустительский стиль воспитания
Влияние стилей воспитания на ребенка
Все родители неосознанно выбирают для воспитания своих детей тот или иной стиль воспитания, подсмотренный у своих родителей или совсем противоположный. Каждый из стилей имеет свои особенности и последствия влияния на ребенка.
Виды семейных стилей воспитания детей
Психологи дифференцируют четыре главных типа воспитания – попустительский, демократический, авторитарный и гиперопеку. Кроме того, существует смешанный вид. Рассмотрим их подробнее. Определите ваш стиль воспитания.
Демократический тип
Особенностями демократии в семье по отношению к детям считаются безусловное принятие и учитывание всех характерных черт личности ребенка. Родители считаются с мнением детей, адекватно оценивают их потребности, способности и возможности, стараются найти взаимный компромисс при выборе места учебы, поездок и пр. Ребенок становится самостоятельным под чутким контролем взрослых.
Последствия – гармоничное развитие детей в зависимости от их интересов и наклонностей. Ребенок приобретает следующие черты:
Попустительское воспитание
Главными особенностями попустительского стиля считаются вседозволенность ребенка и отстраненность родителей/опекунов. Взрослые пускают на самотек личностное развитие отпрыска, абсолютно не следят за его учебой, кругом общения, друзьями и компанией. Ребенок, не видя ограничений, может творить все, что угодно, чувствует равнодушие и незаинтересованность близких.
Последствия. Попустительское воспитание чревато появлением очень самостоятельного, но неспособного к естественным привязанностям человека. Ребенок в будущем зачастую остается безучастным к проблемам близких, никого не жалеет и не любит, кроме себя самого.
Второй вариант развития событий при попустительстве со стороны опекунов – это появление подростка, не знающего запретов и моральных норм. Он может хулиганить, воровать, принимать наркотики и алкоголь без меры, не считая это чем-то дурным. У такого человека нет авторитета, ему никто не указ.
Авторитарный тип
Особенности. Родители, придерживающиеся авторитарного типа воспитания детей, всегда лучше знают, что необходимо их чаду. Они не считают нужным прислушиваться к его желаниям, всячески контролируют ребенка, жестко ставя ему рамки дозволенности, требуют только отличных оценок в учебе, красного диплома в техникуме/университете, ограничивают или вовсе пресекают его личную жизнь.
Гиперопекающее воспитание
Особенности. Гиперопека – это оберегание чада ото всех трудностей жизни, часто потакание всем желаниям. Родители могут освобождать ребенка от домашних дел, слепо ему доверяют и очень любят. Одновременно с этим основной проблемой гиперопеки является ограничение свободы передвижения, выбора друзей, места учебы. Близкие, желая лучшего, мешают маленьком человеку самостоятельно развиваться, рассчитывая главным образом на себя самого.
Последствия гиперопекающего воспитания для детей очень ощутимы. Жертвы гиперопеки в старшей школе часто бунтуют, сбегают из дома в поисках лучшей жизни и самостоятельности. Во взрослом возрасте, когда необходимо совершить эмоциональное отделение от родителей, молодые люди либо переживают это очень остро, либо не переживают вовсе. Брачные союзы с выходцами из таких семей обычно недолги – бывшие дети, немного побунтовав в браке, наигравшись в семью, рано или поздно возвращаются в родительское гнездышко.
Смешанный тип
Особенности. В семьях со смешанным типом внутреннего воспитания родители придерживаются одного из вышеперечисленных видов общения с ребенком, но включают в него элементы другого, часто в отдельных местах противоречащие основному. Также существуют ситуации с попеременным проживанием маленького человека в двух семьях (совместная опека родителей после развода, отправка внука к бабушке на все лето), члены которых придерживаются различных взглядов на способы формирования характера ребенка.
Последствия. Ребенок, воспитывавшийся в таких условиях, часто получает расстройство психики, иногда может вырасти приспособленцем, неспособным найти душевный покой.
Буклеты психолога для родителей
Скачать буклеты
Узнали ли вы себя в прочитанном?
Во многом на выбор стиля воспитания родного ребенка оказывает влияние наше собственное воспитание. Как вели себя с вами родители, каким образом это на вас повлияло? Что бы вы хотели изменить, на какие ошибки указать своим родным? Задумайтесь об этом и сопоставьте с реальной ситуацией в собственной семье. Возможно, ваш стиль влияния на малышей необходимо слегка подкорректировать.
При воспитании ребенка очень важно выбрать «золотую середину»: давать достаточно свободы для развития внутреннего стержня и самостоятельности, в то же время мягко контролируя и направляя маленького человека на его нелегком жизненном пути.
Что значит попустительский стиль воспитания
В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: авторитарный (диктатура), попустительский (невмешательство) и демократический (сотрудничество). Многие добавляют в этот список гиперопеку. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.
Особенности
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».
При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.
Последствия
В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.
Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:
1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:
— потеря чувства собственного достоинства;
— потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
— потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);
2 вариант – развитие деспотической личности:
— ненависть к родителям;
— решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
— грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
— повышенная агрессивность и конфликтность.
Рекомендации
— Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
— Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
— Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
— Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
— Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
— Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
— Не подслушивать телефонные разговоры.
— Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
— Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
— Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.
Особенности
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.
Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Последствия
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – свободный, но безучастный:
— самостоятельность
— неспособность к близости и привязанности;
— безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
— отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
— мало «душевного тепла».
2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
— хамство и вседозволенность;
— воровство, враньё, распущенность;
— безответственность, не умение «держать слова».
Рекомендации
— Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
— Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.
— Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
— Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
— Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
— Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
Особенности
В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.
В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности.
В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.
Последствия
При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – «домашний деспот»:
— требовательность и нетерпимость к желаниям других;
— избалованность и капризность, эгоизм;
— манипулирование окружающими;
— высокомерие и надменность;
— своенравность.
2 вариант – зависимая личность:
— безынициативность, беспомощность;
— пасует перед трудностями;
— зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;
— с трудом контактируют со сверстниками.
Рекомендации
— Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму.
— Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.
— Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы;
— Стимулируйте общение со сверстниками.
— Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.
— Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.
Особенности
При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.
Основные характеристики этого стиля:
Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:
— активно-положительное отношение к ребенку;
— адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
— им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
— умение прогнозировать развитие личности ребенка.
Последствия
При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:
— Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
— Инициативность и целеустремленность.
— Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
— Способность договариваться, находить компромиссные решения.
— Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.
Рекомендации
Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!
Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.
Уважаемые родители!
Помните, что Ваши дети когда-нибудь будут родителями и у них возникнет, в свое время, та же проблема со своими детьми, которая стоит сейчас у них со своими родителями, то есть с Вами. В Ваших силах научить их оптимальным способам взаимодействия, чтобы они могли избежать будущем тех проблем, которые возникают у Вас.
И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!
1. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000.
2. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.
4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Попустительский стиль воспитания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Воспитание и его виды
Попустительский стиль воспитания – это такой стиль, при котором педагог позволяет ребенку делать все, что он хочет.
В основе классификации видов воспитания лежат принципы содержательного многообразия воспитательных целей и способов их реализации.
Воспитание – процесс многофакторный и на него свое большое влияние оказывают природная среда, иерархия общественных ценностей, учебное заведение, семья и школа, организации – детские и молодежные, искусство и средства массовой коммуникации, повседневная профессиональная деятельность.
Исходя из институционального признака, выделяется семейное, школьное и внешкольное, религиозное воспитание, воспитание по месту жительства, в разнообразных детских и юношеских организациях, воспитание в детских домах, школах-интернатах.
Воспитательный процесс – это взаимосвязь целей и содержания, методов и средств и, безусловно, тех результатов, которые были достигнуты – эти взаимосвязанные основные элементы являются структурой воспитательного процесса.
Основная цель воспитательного процесса заключается в том, чтобы под воздействием специально подготовленных воспитательных действий, помочь человеку достичь ожидаемых изменений.
Такие цели аккумулируют гуманистическое отношение воспитателя к личности воспитуемого.
Единство цели и содержания определяют направление воспитания, исходя из чего, выделяют физическое, эстетическое, нравственное, умственное, трудовое воспитание.
Формируются также новые направления в воспитании, необходимые в настоящее время – правовое, экономическое, гражданское, экологическое воспитание.
Когда воспитание имеет хорошую организацию, то результатом становится формирование у человека способности к самовоспитанию.
В процессе самовоспитания человек усваивает опыт предшествующих поколений через внутренние душевные факторы, которые обеспечивают это развитие. Воспитание невозможно без самовоспитания, поэтому их надо рассматривать в качестве двух сторон одного процесса, к тому же при самовоспитании человек самообразовывается.
Готовые работы на аналогичную тему
Под самообразованием понимается внутренняя самоорганизация человека, направленная на усвоение опыта поколений для собственного развития.
Опыт поколений человек непосредственно получает через самообучение с помощью собственных средств и устремлений.
Что касается школьного воспитания, то это организация жизни и учебной деятельности в условиях школы, включая внеучебную работу. Она заключается в поддержании школьных традиций, праздников, в организации самоуправления.
Успешность воспитательной работы во многом зависит от личности учителя, от характера общения с детьми, психологической и образовательно-воспитательной атмосферы занятий.
Воспитание вне школы предполагает, что обозначенные воспитательные задачи буду решаться образовательно-воспитательными учреждениями, расположенными вне школы – это дома детского творчества, центры развития, клубы юных натуралистов, экологов и др.
Очень велика роль конфессионального воспитания, поскольку верующие составляют около 90% человечества, его реализация происходит через религиозные традиции и обряды.
Воспитание в районе проживания происходит через оздоровительные лагеря, работы кружков, спортивных соревнований и праздников, которые организуются родителями и педагогами.
Семейное воспитание
Роль семейного воспитания в современных условиях приобретает очень большое значение. Цель этого воспитания заключается в формировании тех личностных качеств, которые позволят достойно преодолевать преграды и, возникающие на пути, трудности.
От семьи и от родителей зависит очень многое – развитие интеллекта, творческих способностей, семья дает первичный опыт трудовой деятельности.
Семья формирует нравственную, эстетическую, эмоциональную, физическую культуру, которые составляют задачу воспитания в семье.
Первыми воспитателями ребенка являются его родители, которые оказывают на него самое сильное влияние. В условиях семьи родители организуют жизнедеятельность ребенка и в течение первых 6-7 лет формируют основы будущей личности.
Семейное воспитание в атмосфере любви, понимания, уважения очень продуктивно.
На семейное воспитание влияет наследственность и биологическое здоровье родителей, материально-экономическая обеспеченность, положение в социуме, жизненный уклад, состав семьи, отношение к ребенку и место проживания.
Отсюда понятно, что семейное воспитание является сложной системой, где всё переплетается, но проявляется в каждом случае по-разному. Семейное воспитание охватывает человека полностью во всех его проявлениях и формирует все качества личности.
Перед семьей стоят следующие задачи:
Кроме задач существуют принципы семейного воспитания:
Есть частные принципы для семейного воспитания, которые тоже имеют большое значение.
Если сделать общий вывод, то все принципы можно свести к одной мысли – в семье ребенку всегда должны быть рады.
Для того чтобы педагогическая культура родителей повышалась, существует семейная педагогика, которая помогает родителям в разработке программы семейного воспитания и принятию правильных решений, с точки зрения педагогики.
Попустительский стиль воспитания в семье
Суть попустительского воспитания заключается в том, что с самого раннего детства ребенку предоставляется свобода действий без контроля со стороны родителей. Родители заняты собой, у них масса дел – друзья, работа, а душевное состояние своего ребенка их не волнует. Потребности и запросы ребенка для таких родителей безразличны и не требуют особого внимания. Поощрение и наказание в этих семьях используется очень неумело и непоследовательно. Наказание и поощрение могут происходить одновременно – это метод кнута и пряника.
Взаимоотношения между родителями и ребенком культивируют у последнего выгодные для него формы взаимодействия с окружающими, стимулируют угодничество, подхалимство и лесть.
Попустительский стиль воспитания формирует конформный социально-психологический тип личности.
В школе дети такого типа обычно бывают ябедами, хвастунами, подлизами. Они не умеют искренне сочувствовать, сопереживать, не хотят умственно и физически трудиться и используют любой предлог, чтобы уйти от работы.
Для них характерна самоуверенность, граничащая с хамством, увидеть это можно уже в младшем школьном возрасте, но особенно такое поведение проявляется в старшем школьном возрасте.
Конформный тип детей очень требователен к другим, за исключением себя, требуют хорошую отметку, хотя обучение их мало интересует. Это дети, не переносящие никакой критики в свой адрес, они являются активными инициаторами конфликтов. С другой стороны, когда такому ребенку что-то становится выгодно, он может быть инициативным и целеустремленным.
В воспитательном процессе этих детей большое внимание надо уделять сотрудничеству с их родителями, привлекать их к общению со сверстниками своего ребенка, вовлекать в совместные походы, праздники, приглашать на встречи с другими педагогами школы, привлекать к работе в родительском комитете.
Wellness Blog
Есть много теорий и советов как воспитывать ребенка, что бы он вырос и был ответственным и нравственно здоровым человеком. Одним из сложных аспектов воспитания является поиск стиля воспитания, а так же согласование его эффективности в паре с родителем. Существуют различные стили воспитания, и попустительский стиль является одним из наиболее спорных. У него есть много плюсов, так же как и минусов.
Так что же такое попустительский стиль воспитания? Попустительский стиль, так же известный как снисходительный или дозволительный, несет в себе воспитание детей таким образом, что не какие требования им не предъявляются. Родители реагируют на желания детей и проводят с ними время, но они не контролируют их и не учат вести себя соответствующим образом. Попустительский стиль воспитания противоположность тому виду воспитания, где родители строги и требуют выполнение четких правил от своих детей. Достоинством попустительского стиля является то, что дети вырастают независимыми и могут принимать собственные решения в жизни. Так же существует вероятность того, что они станут испорченными ребятишками и будут пресекать все виды власти. Здесь мы обсудим в деталях й стиль воспитания, его достоинства и недостатки.
Характеристика попустительского стиля семейного воспитания
Попустительский стиль воспитания является стилем, где нет четких границ установленных для поведения ребенка. Родители лелеют ребенка с любовью и вниманием, но не упрекают его за неисправное поведение. Они не наказывают ребенка за любые проступки и правонарушения, они так же не исправляют поведение ребенка. Такие родители твердо убеждены, что ребенок должен делать свой собственный выбор, и как родители, они должны полностью поддерживать такое решение.
Эффекты попустительского стиля
Одним из самых негативных последствий такого стиля в том, что ребенок становится слишком испорченным из-за чрезмерной снисходительности своих родителей. Ребенок не понимает, что правильно и не правильно, а его либеральные родители не объясняют ему этого. Дети такого стиля воспитания думают что весь мир будет относится к ним так же как и родители и это несет в себе последствия в будущем ребенка. Кроме того, такие дети склонны к истерике и ведут себя возмутительным образом, когда не получают того, чего они хотят. Так же подростки с таким стилем воспитания могут воспользоваться своими мягкими родителями и заниматься анти общественной деятельностью.
В основном попустительский стиль подходит для детей застенчивых, замкнутых в себе. И этот стиль воспитания дает им возможность роста как личности, с формированием своего характера и собственным мнением. Однако такой стиль не будет эффективен для трудных и мятежных детей. Они станут манипуляторами и будут брать от своих родителей то, что захотят.
Это все что касается попустительского стиля воспитания. После прочтения об этом стиле, вы должны понять, что это не самый лучший способ воспитывать детей. Многие родители, которые начинают следовать этому стилю, могут делать это потому, что они сами были воспитаны в очень строгой окружающей среде и хотят компенсировать это на своих детях. Не зависимо от причин, принятие такого стиля воспитания не является идеальным способом для воспитания ребенка. Как родитель вы должны не только проявлять любовь к своему ребенку, но и научить его жизни, отличать правильное от неправильного.