Что значит помнить по бунину
автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Проблема Памяти в творчестве И. А. Бунина
Текст диссертации на тему «Проблема Памяти в творчестве И. А. Бунина»
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА
На правах рукописи
ПРОБЛЕМА ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А.БУНИНА
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: проф. Соколов А.Г.
ГЛАВА 1 Проблема Памяти в творчестве И.Бунина 1910-х годов. 14
ГЛАВА 2 Проблема Памяти в творчестве И.Бунина эпохи эмиграции. Книга «Освобождение Толстого» как её философское обоснование. 33
ГЛАВА 3 Роман «Жизнь Арсеньева» и проблема Памяти. 56
ГЛАВА 4 Художественный мир рассказов книги «Темные аллеи». Проблема Памяти в рассказе «Чистый понедельник». 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема Памяти в творчестве писателей-эмигрантов-современников И.Бунина. 120
1. Творчество И.А.Бунина занимает особое место в русской литературе XX века. Оно во многом связано с идейно-художественными принципами и традициями русской литературы XIX века. Но традиции русской литературной классики, которые Бунин хотел сохранить в своем творчестве, воспринимались им уже через призму сложного переходного времени, в котором он жил. Ощущение «грани времен», гибели старой дворянской культуры во многом определило трагическую тональность творчества писателя.
О Бунине хорошо сказал М.Горький, который был одним из тех, кто сразу оценил талант Бунина и считал его лучшим русским писателем и поэтом эпохи: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души»1. Л.Толстой сказал об одном из его ранних рассказов: «Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего»2. А Чехов незадолго до смерти просил передать Бунину, что из него «большой писатель выйдет».
Свои самые совершенные вещи в прозе Бунин написал в эмиграции. Важнейшим событием в зарубежной жизни Бунина было присуждение ему в 1933 г. Нобелевской премии. Но в Советском Союзе он был тогда оценен немногими.
1 Цитируется по: Бабореко А.К. И.А.Бунин: Материалы для биографии (с 1870 по 1917). М., 1983. С.181.
2 Михайлов О.Н. И.А.Бунин. Жизнь и творчество: Литературно-критический очерк. Тула, 1987. С.11.
И.Бунин эмигрантского периода был «открыт» соотечественниками уже после его кончины. Первое советское издание его сочинений состоялось в 1956 году. И лишь с этого времени началась более или менее систематическая публикация произведений Бунина, включая эмигрантские, воспоминаний современников о его жизни и творчестве, исследовательских статьей.
A.К.Бабореко «И.А.Бунин»4, очерки творчества писателя
B.Афанасьева «И.А.Бунин»5 и О.Михайлова «Иван Алексеевич Бунин»6. В книге «И.А.Бунин» А.Бабореко систематизировал многочисленные материалы о жизни и творчестве И.Бунина. Он подробно освещает жизнь Бунина до отъезда из России, а в главе «Последние дни» прослеживает основные вехи судьбы писателя с начала 20-х годов до кончины. О.Михайлов в своей книге наблюдает за судьбой «строгого таланта» в социальной и историко-литературной среде. Он характеризует эстетические, общественные позиции Бунина и его место в литературной жизни России и эмиграции. О.Михайлов показывает национальное своеобразие творчества писателя, глубокое знание Буниным народной жизни и неизменную, трагическую любовь его к России.
4 Бабореко А.К. И.А.Бунин: Материалы для биографии (с 1870 по 1917). М, 1967.
5 Афанасьев В.И. А.Бунин: Очерк творчества. М., 1966.
6 Михайлов О. Иван Алексеевич Бунин: Очерк творчества. М., 1967.
В 1970-е годы А.А.Нинов8, В.А.Гейдеко9, Р.С.Спивак10 и другие ученые в историко-сопоставительных исследованиях сравнивали эстетические взгляды Бунина и Л.Толстого, А.Чехова, М.Горького. В этом измерении Бунин выступал наследником и завершителем классических традиций русской литературы XIX века. В частности, в своей книге А.А.Нинов полагает, что «подробности взаимоотношений Горького и Бунина имеют не только биографический интерес. Осмысленные в общей исторической перспективе, они составляют важнейшую страницу истории русской литературы, русского реализма XX века»11.
Со временем изучение жизненной и творческой судьбы Бунина в советском литературоведении развивалось. В 1973 году вышел 84-й
Волков А. Проза Ивана Бунина. М., 1969.
8 Нинов A.A. М.Горький и Ив.Бунин: История отношений. Проблемы творчества. Л., 1973.
9 Гейдеко В. А.Чехов и Ив.Бунин. М., 1976.
11 Нинов A.A. М.Горький и Ив.Бунин: История отношений. Проблемы творчества. Л., 1973. С.20.
12 Литературное наследство. Ив.Бунин. Т. 84, кн. 1, 2, М., 1973.
драматизм судьбы писателя, дают сведения для прояснения его философско-эстетических взглядов, позволяют уточнить существенные особенности его творческого метода.
В работах А.Ачатовой, Л.Выготского, Б.В.Аверина, Л.Н.Долгополова, Л.В.Крутиковой, Н.М.Кучеровского,
О.В.Сливицкой, Л.Никольской, Л.Смирновой и других исследователей рассмотрены важнейшие особенности мировосприятия и поэтики писателя (см. Библиографию). В последнее время в России появилось особенно много книг, посвященных жизни и творчеству Бунина, вышедщих в свое время за рубежом. В 1990 году вышло переиздание «Грасского дневника» Галины Кузнецовой, которая с конца 20-х до начала 40-х гг. жила в доме Буниных во Франции. С ней делился Бунин «секретами мастерства», новыми замыслами, рассказывал об истории создания своих произведений, о том, что осталось за страницами книг. Благодаря этому дневнику многое раскрывается в личности Бунина и в «технологии» его творчества.
2. Кроме названных книг, исследований общего характера в последние годы появились работы, в которых в той или иной мере рассматривалась проблема Памяти в творческом сознании Бунина, проблема, являющаяся центральной в нашей диссертации.
Память в романе есть очень трудный и напряженный творческий процесс, считает Мальцев, ибо она устраняет фиктивное, шаблонно установившееся у нас представление о прошлом и воссоздает его подлинный образ. «Прошлое заново переживается в момент писания, и потому в романе Бунина мы находим не мертвое «повествовательное время» традиционных романов, а живое время повествователя, схваченное и зафиксированное во всей своей неотразимой непосредственности»14.
В настоящее время проблема Памяти в связи с проблемой времени, считают многие критики, приобретает важное значение для понимания творчества Бунина, его взглядов на искусство, природу творчества. И.Д.Альберт в статье «Проблема памяти в системе этико-философских и эстетических взглядов И.А.Бунина» подчеркивает,
что «Бунин никогда не претендовал на то, чтобы быть теоретиком. Но его суждения складываются в определенную (при всей своей противоречивости и сложности) систему эстетических, философских, этических воззрений, и проблема Памяти входит в неё как всепроникающее и цементирующее начало»16.
Обостренный интерес к проблеме Памяти был сопряжен с актуализацией категории времени. Как отметил современный исследователь, «время приобретает особое значение и как тема, и как принцип конструкции произведения, и как категория, вне которой невозможно воплощение художественного замысла»18. Здесь В.Иванов связывает категорию времени с протестом человеческой культуры против смерти и разрушения, то есть против тех ограничительных рамок, в какие поставлены природой человеческая жизнь и все живое. Это была та проблема, которая всю жизнь
волновала Бунина. И.Альберт справедливо считает, что бунинские раздумья о Памяти по-своему включались и в сложные философско-психологические и философско-эстетические споры эпохи.
Бунин сознательно подчеркивал, что Память художника является неиссякаемым источником творчества, ибо, по справедливому утверждению Б.В.Аверина, «в воспоминании
19Бунин И.А. Собр. соч. в 9-ти томах. М., 1965-1967, Т.4. С.371. В дальнейшем ссылки на это издание даются в диссертации с обозначением тома и страницы в тексте.
Тема Памяти в творчестве позднего Бунина, как говорилось,
важна для проникновения в сущность его эстетики и творчества.
«Если пространственное познание мира протекает строго во
Как пишет М.Иофьев, бунинские «рассказы, помеченные 30-ми и 40-ми годами, в то время как действие их относится чуть ли не к
21 Михайлов О.Н. Строгий талант. М., 1976. С.208.
началу века, все же не кажутся мемуарными, а современными»23. «Современность», «немемуарность» бунинских рассказов, считает критик, отдаленное и непрямое следствие тех потрясений, через которые прошел писатель, оказавшись за пределами любимой им России, тех тяжелых переживаний, мук ностальгии, которые преследовали его. С точти зрения техники, средств выражения эта немемуарность проявилась в форме своеобразного преодоления времени, смещения временных пластов, образующих единый «поток сознания», в котором, погружаясь в разновозрастные впечатления, путешествует вспять рассказчик.
По мнению Л.Долгополова, рассматривавшего «Жизнь Арсеньева», сам факт обращения Бунина к автобиографической хронике явился для писателя бессознательной попыткой реализации буддийского понятия «перевоплощения». «Известно, что в личном восприятии Бунина жизнь была постоянной «борьбой со смертью» и что он сам боялся смерти. Работа над автобиографическим романом
В настоящей работе ставится задача исследовать проблему Памяти в творчестве И.А.Бунина. Рассматриваются его роман «Жизнь Арсеньева» и рассказы книги «Тем
«Всё проходит»? «Всё забывается»? по рассказу Темные аллеи (Бунин И. А.)
Иван Алексеевич Бунин не редко затрагивает тему любви в своих произведениях. Вот только описывает он далеко не привычное стечение обстоятельств, когда два человека влюбляются, проходят вместе какие-то жизненные испытания и живут в любви до конца своих дней. Нет, у Бунина всё совсем не так. Он представляет читателям ту, можно сказать, трагическую любовь, когда влюбленным не суждено быть вместе.
Но, тем не менее, он верит, что и такая любовь заслуживает место в людских сердцах и, что самое главное, имеет огромное значение в жизни человека и не угасает с годами.
Примером именно такой любви может стать рассказ «Тёмные аллеи» из сборника под таким же названием. По сюжету главные герои, Николай Алексеевич и Надежда, в молодости состояли в отношениях. Но мужчина бросил свою возлюбленную, и с того момента они не виделись несколько десятилетий. И вот по воле случая они снова встречаются в роли приезжего и хозяйки постоялого двора. Вот тут-то Бунин и показывает читателю, что чувства не проходят, любовь не забывается с годами. Надежда все это время не переставала любить Николая Алексеевича, из-за чего так и не смогла устроить личную жизнь. Все эти годы она жила только им одним, но думала, что для него былое уже ничего не значит. По этой причине женщина даже пробовала свести счёты с жизнью. Что же касается Николая Алексеевича, то он не показал своих чувств перед Надеждой и вообще поспешил уехать подальше с постоялого двора. И читатель мог бы уже подумать, что мужчину утомляют воспоминания об их любви, о времени, когда они были вместе, что чувства его к Надежде полностью исчерпали себя. Но в конце рассказа мы видим того же Николая Алексеевича, но уже понимающего, что время, проведенное с ней, было лучшим, что случалось с ним в жизни. Мужчина представляет Надежду в роли своей жены и матери его детей. Мы видим, как ему тяжело на душе, кажется, он жалеет о том, что они не вместе. Несомненно, он всё еще любит её. Его любовь к ней не прошла и не забылась.
Я не могу не согласиться с точкой зрения Бунина на счет того, забываются ли настоящие чувства. Я считаю, что с годами не может разорваться эта связь с любимым человеком. Со временем может угаснуть только страсть, но настоящая любовь – никогда. Именно поэтому отнюдь не всё проходит, не всё забывается…
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Анализ стихотворения Есенина Я помню любимая помню
Стихотворение «Я помню, любимая, помню» блог Stihirus24 включил в два цикла – предсмертные произведения Есенина, написанные в последний год жизни, и стихи, посвящённые Августе Миклашевской. Это еще одна стихотворная ода-исповедь, которыми так часто делился Сергей Александрович в последние годы жизни. В ней поэт обращается к своей последней любви на земле, актрисе Августе Миклашевской.
Анализ стихотворения Есенина «Я помню, любимая, помню…»
Грустное, щемящее, берущее за душу стихотворение С.А.Есенина «Я помню, любимая, помню…» было написано незадолго до трагической гибели поэта. В нем подведен своего рода итог его любовных увлечений, связанных с ними душевных переживаний – словом, всего того, что чувствовал в тот момент поэт.
Считается, что стихотворение посвящено последней любви и музе Есенина – актрисе Августе Миклашевской. При этом поэт находился в официальном браке со внучкой Льва Толстого. Именно этим объясняются строки: «Сердце, остыть не готовясь и грустно другую любя…».
Постоянные антитезы любви-нелюбви, любви настоящей и любви прошлой, но не прошедшей, воспоминаний и настоящего – все это подчеркивает глубину терзаний поэта. В каждой из пяти строф стихотворения присутствует глагол «помнить» либо в первом лице – «я помню», либо в третьем: «напомнила мне», «вспоминает тебя». Тем самым поэт говорит о том, что прошлое его не отпускает.
Он испытывает горькое сожаление от того, что судьба развела его с женщиной, вызвавшей в нем такие глубокие, до сих пор незабытые чувства. Да поэт и не хочет их забывать. Ему все напоминает о той любви: и осенние ночи, и цвет липы, и шорох теней. Он не зря ее называет «любимой повестью». Так говорят о художественном произведении, которое перечитывают снова и снова.
Размышления лирического героя окрашены в элегически печальную окраску. С одной стороны, ему приятны эти воспоминания, с другой — он не видит будущего для себя в других отношениях. Ведь предыдущая любовь закончилась не по его воле – «покинуть тебя привелось». Значит, что-то или кто-то заставил лирического героя прекратить эти отношения. От того он и страдает еще больше: поскольку яркая, эмоционально насыщенная влюбленность резко оборвалась на пике эмоций, не дойдя до своего логического завершения.
Расставание – всегда боль, а расставание с любимой, да еще и когда «нелегко мне», все это оставило в сердце поэта незаживающую рану. Свои чувства поэт ярко подчеркивает выразительными средствами – метафорами, эпитетами, олицетворениями. Тем самым подчеркивается их красота и искренность.
Грустное, щемящее, берущее за душу стихотворение С.А.Есенина «Я помню, любимая, помню…» было написано незадолго до трагической гибели поэта. В нем подведен своего рода итог его любовных увлечений, связанных с ними душевных переживаний – словом, всего того, что чувствовал в тот момент поэт.
Считается, что стихотворение посвящено последней любви и музе Есенина – актрисе Августе Миклашевской. При этом поэт находился в официальном браке со внучкой Льва Толстого. Именно этим объясняются строки: «Сердце, остыть не готовясь и грустно другую любя…».
Постоянные антитезы любви-нелюбви, любви настоящей и любви прошлой, но не прошедшей, воспоминаний и настоящего – все это подчеркивает глубину терзаний поэта. В каждой из пяти строф стихотворения присутствует глагол «помнить» либо в первом лице – «я помню», либо в третьем: «напомнила мне», «вспоминает тебя». Тем самым поэт говорит о том, что прошлое его не отпускает.
Он испытывает горькое сожаление от того, что судьба развела его с женщиной, вызвавшей в нем такие глубокие, до сих пор незабытые чувства. Да поэт и не хочет их забывать. Ему все напоминает о той любви: и осенние ночи, и цвет липы, и шорох теней. Он не зря ее называет «любимой повестью». Так говорят о художественном произведении, которое перечитывают снова и снова.
Размышления лирического героя окрашены в элегически печальную окраску. С одной стороны, ему приятны эти воспоминания, с другой — он не видит будущего для себя в других отношениях. Ведь предыдущая любовь закончилась не по его воле – «покинуть тебя привелось». Значит, что-то или кто-то заставил лирического героя прекратить эти отношения. От того он и страдает еще больше: поскольку яркая, эмоционально насыщенная влюбленность резко оборвалась на пике эмоций, не дойдя до своего логического завершения.
Расставание – всегда боль, а расставание с любимой, да еще и когда «нелегко мне», все это оставило в сердце поэта незаживающую рану. Свои чувства поэт ярко подчеркивает выразительными средствами – метафорами, эпитетами, олицетворениями. Тем самым подчеркивается их красота и искренность.
Подобные записи
Анализ стихотворения Блока “О, весна! без конца и без краю…”
Технический анализ
Стихотворение относится к жанру любовной элегии, в нём используются метафоры (сиянье твоих волос, любимая повесть, шорох теней) и эпитеты (голубые года, осенние ночи, кудрявая прядь, березовый шорох).
Написан стих трёхстопным амфибрахием, звучание напоминает обычный монолог, что придаёт строкам естественности. По стилю отнесём стих к композиционному параллелизму с перекрёстной рифмовкой, в котором первые три строфы отданы на откуп прошлому (я помню), далее говорится о настоящем. Рефреном идёт «я помню» к перифразу отнесём «голубые года». Последняя строфа отдана на откуп доминанте чувств, где автор усиливает эффект союзом «и».
Классическая любовная лирика от Есенина, мимо которой не должен пройти ни один почитатель поэта. Строки заставляют читателя сопереживать, подкупает их искренность и реальная подоплёка.
«Я помню, любимая, помню…» С.Есенин
«Я помню, любимая, помню…» Сергей Есенин
Я помню, любимая, помню Сиянье твоих волос. Не радостно и не легко мне Покинуть тебя привелось.
Я помню осенние ночи, Березовый шорох теней, Пусть дни тогда были короче, Луна нам светила длинней.
Я помню, ты мне говорила: «Пройдут голубые года, И ты позабудешь, мой милый, С другою меня навсегда».
Сегодня цветущая липа Напомнила чувствам опять, Как нежно тогда я сыпал Цветы на кудрявую прядь.
И сердце, остыть не готовясь, И грустно другую любя. Как будто любимую повесть, С другой вспоминает тебя.
Анализ стихотворения Есенина «Я помню, любимая, помню…»
Не секрет, что поэт Сергей Есенин был человеком влюбчивым и достаточно импульсивным. До сих пор ходят споры о том, скольким женщинам за свою недолгую жизнь он успел вскружить голову, и какое количество хрупких сердец разбил своей прямолинейностью. Принято считать, что последней любовью Есенина была актриса Августа Миклашевская, с которой поэт познакомился в 1923 году, за 17 месяцев до своей гибели. Есенин к тому времени только вернулся из заграничной поездки, окончательно разочарованный и в Европе, и в своей супруге Айседоре Дункан. Примечательно, что за период знакомства с Миклашевской поэт параллельно успел пережить несколько бурных романов, женился на внучке Льва Толстого и – посвятил актрисе цикл стихотворений под названием «Любовь хулигана».
В него вошло семь произведений, которые, по утверждению последней супруги поэта, действительно были адресованы Августе Миклашевской. Среди них – стихотворение «Я помню, любимая, помню…», созданное в 1925 году. В нем поэт рассказывает о первых днях знакомства с актрисой, в которую безумно влюбился. И которая фактически разрушила его брак с Айседорой Дункан, хотя после романа с Галиной Бенеславской Есенин уже готов был вернуться к супруге с покаянием.
Примечательно, что Есенин помнил каждый час, проведенный в обществе Августы Миклашевской. И эти воспоминания вызывали в нем противоречивые чувства. С одной стороны, поэту было отрадно осознавать, что судьба подарила ему возможность наблюдать, как «луна нам светила длинней», и как сыпались «цветы на кудрявую прядь». С другой стороны, обрекая себя на брак с нелюбимой женщиной, автор сравнивает себя с человеком, который «как будто любимую повесть с другой вспоминает тебя». Впрочем, союз Есенина и Толстой просуществовал всего несколько недель. Вскоре поэт вновь был свободен и попытался встретиться с Миклашевской, которая проигнорировала его просьбу. Свой отказ она объяснила тем, что не верит в настоящую любовь и считает Есенина достаточно непостоянным и взбалмошным типом.
За несколько месяцев до гибели поэта сборник «Любовь хулигана» увидел свет, и автор публично вручил его Августе Миклашевской во время своего творческого вечера. А после напился до беспамятства, и актриса вынуждена была провожать его домой. Предположительно, именно тогда состоялось ее объяснение с поэтом, который пообещал, что возьмет себя в руки, перестанет пить и дебоширить. Спустя несколько дней Августа Миклашевская согласилась стать супругой Есенина, по случаю чего была устроена скромная помолвка. Однако брак так и не был заключен, так как 31 декабря Есенина нашли повешенным в номере гостиницы «Англитер».
Миклашевская же прожила достаточно долгую жизнь, однако очень неохотно вспоминала свой роман с Есениным и сожалела о том, что даже не разу не целовалась с человеком, для которого стала последней любовью и музой.
«Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
Стихотворение Сергея Есенина «Я помню, любимая, помню…» начинается с характерной для поэта интонации светлой грусти. Именно такие интонации встречаются в его лирике разных лет, посвящённой переживанию чувства любви, которая уже «отговорила», но оставила в его душе неизгладимый след. Особенно лиричны стихи более зрелого Есенина, способного не только на удалое хулиганство и страстные порывы в любви, но и глубокое осознание бренности человеческой жизни, хрупкой природы отношений между мужчиной и женщиной.
Есенин написал стихотворение «Я помню, любимая, помню…» в 1925 году, чуть больше, чем за год до своей гибели. В нём поэт обращается к своей бывшей возлюбленной с нежностью и, несмотря на то, что отношения остались в прошлом, называет её «любимой». По свидетельству современников поэта, произведение было написано об актрисе Августе Миклашевской, которой он посвятил цикл из семи стихотворений с ироничным названием «Любовь хулигана».
Стихотворение нельзя назвать лиро-эпическим: в нём не просматривается чётко выраженный сюжет. Это лирика. Но всё же присутствуют некоторые наброски событий, связанных с развитием любви героев и их расставанием. Так, можно прочитать об осенних ночах, когда Он и Она встречались среди «березового шороха теней», о тоскливом предчувствии героини забвения чувств в душе «милого». Слышно признание лирического героя о том, что именно ему «привелось» «покинуть» возлюбленную и что «цветущая липа» в настоящем вызвала в его душе дорогие сердцу воспоминания…
По своему жанру стихотворение относится к элегии. Печаль, характерная для этого жанра, — доминирующее настроение есенинских поэтических строк. Но расставание — это не трагедия для поэта. Из заключительной строфы ясно, что сердце его, хоть и не готово остыть, но отчасти принадлежит уже другой женщине, и прежние чувства он вспоминает, «как будто любимую повесть». Из этого следует вывод, что происходящее для Есенина — часть его литературного восприятия мира, а прообраз лирической героини — прежде всего поэтическая муза.
Биографические свидетельства рассказывают о том, что спустя время поэт пытался восстановить отношения с Августой Миклашевской, но она была жестоко оскорблена его изменой и не захотела возвращаться к болезненному прошлому. Но для потомков остался поэтический этюд о тонкой грани между любовью и расставанием, забвением и верностью воспоминаниям.
Из каких нитей соткано это изумительное полотно чувств? В чём секрет особой игры слов и музыки стиха? Произведение написано трехстопным амфибрахием (стихотворным размером с ударением на втором слоге), и это делает звучание произведения особенно мелодичным. Рифма перекрёстная: окончание первой строки совпадает с окончанием третьей строки, вторая совпадает с четвёртой. Общее настроение гармоничное. Используемые автором художественные средства выразительности речи подчёркивают мягкую грусть лирического героя.
Здесь есть характерный для песенного жанра повтор: «Я помню, любимая, помню…» «Я помню» — это вообще лейтмотив всего стихотворения. В последней строфе происходит градация чувств, что выражается в повторе союза «и»:
И сердце, остыть не готовясь, И грустно другую любя…
Автор использует контраст:
Пусть дни тогда были короче, Луна нам светила длинней.
Как будто любимую повесть, С другой вспоминает тебя.
Звучит обращение поэта к возлюбленной («любимая», «ты»), поэтому стихотворение может рассматриваться как романтическое послание. Его возвышенный тон поддерживается инверсией: «Не радостно и не легко мне / Покинуть тебя привелось», «Пусть дни тогда были короче», «И сердце, остыть не готовясь, / И грустно другую любя». Композиция стихотворения двухчастная, делит его на «вчера» (1–3 строфа) и «сегодня» (4–5 строфы).
Эпитеты позволяют передать отношение автора к событиям («Не радостно и не легко», «нежно» «сыпал» «цветы», «любимая повесть») или переменам в природе, которые во всём сопутствуют возлюбленным в разные периоды их жизни: «осенние ночи», «березовый шорох», «голубые года», «цветущая липа»). Оживают душа и природа в олицетворениях: «липа напомнила», «сердце, остыть не готовясь». Метафоры здесь не часты, но весьма ярки. Восхищение красотой лирической героини выражено в словах «сиянье твоих волос», тонкое восприятие окружающего мира — в метафоре «шорох теней».
Стихотворение затрагивает тему воспоминаний о былой любви, но одновременно оставляет в душе светлое ощущение. Да, известно, кто был адресатом, но тот факт, что Есенин, разорвав связь, не акцентировал внимание на посвящении стихов Августе Миклашевской, а также общечеловеческий смысл строк Есенина дают право каждому читателю воспринимать их как глубоко личные.
Похожие статьи:
Основная тема стихотворения
В строфах трижды повторятся безысходное «Я помню», чем автор пытается подчеркнуть основную тему – он помнит каждую минуту встречи с Августой и сохранил в своём сердце любовь к ней. Поэт и актриса встретились вскоре после возвращения Сергея из Америки и его болезненного расставания с Айседорой Дункан. Миклашевская сразу «влюбила» в себя Есенина, однако заметим, что до интима у них не дошло, отношения ограничились платонической связью.
Покрыта паутиной веков причина расставания Августы и Сергея, но там не было скандала, которые по пятам шли за Есениным в последние годы жизни. Из строк первой строфы это хорошо заметно:
Не радостно и не легко мне Покинуть тебя привелось.
Причина была, она исходила от Сергея, но неизвестна современникам.
В душе автора строк сохранились к возлюбленной самые нежные чувства. В последние годы он судорожно искал настоящей любви, пытаясь зацепиться за жизнь… Не нашёл и не зацепился. Отдался на откуп кабакам и сгорел. Возможно, его судьба бы сложилась по-другому, если бы не было этого расставания с Августой.