Что значит положение ребенка в семье
Правовое положение ребенка в семье
Правовое положение ребенка в семье
Права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами.
Знание содержания нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты и социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями является непременным условием юридически грамотного осуществления практической работы специалистов, занимающихся проблемами полноценной реализации личностных прав детей и взрослых с особыми потребностями.
Рассматривая вопросы законодательства в области образования детей со специальными нуждами, необходимо констатировать, что существующий федеральный закон затрагивает лишь некоторые аспекты специального образования.
Одной из важнейших тенденций является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект «родительской власти». Соответствующие нормы кодекса исходят из основополагающего принципа — правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей) и включает следующие основные права ребенка:
— жить и воспитываться в семье;
— знать своих родителей (насколько это возможно);
— право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии другими ответственными за это лицами);
— на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;
— на общение с обоими родителями и другими родственниками;
— на защиту своих прав и законных интересов (в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд;
— выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни;
— на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество.
Анализируя законодательную базу по защите социально-экономических, социально- культурных, гражданских и политических прав детей, в том числе детей с отклонениями в развитии, можно объединить их в свод социальных прав на каждом этапе детства.
С момента рождения:
— право на гражданство по принципу крови, а не места проживания;
— право на имя, отчество и фамилию;
— пособие по случаю рождения при многодетности и малообеспеченности его в семье, инвалидности.
— право не разлучаться с матерью;
— право быть принятым в ясли;
— оплачиваемый отпуск матери по уходу за ребенком;
— право на постоянную заботу со стороны родителей.
— право матери находиться с ребенком в больнице;
— отпуск матери по уходу за ребенком без сохранения содержания;
— право на иностранное усыновление детей с отклонениями в развитии;
— право быть принятым в детский сад;
— право на воссоединение с семьей и контакты с обоими родителями и другими членами семьи.
— право на образование, поступление в государственную школу, бесплатное и обязательное начальное образование.
— усыновление только с согласия ребенка;
— право решения, с кем быть в случае развода родителей.
— право на свободное участие в культурной жизни, творческой деятельности, на свободный досуг и отдых;
— определение в специальную школу и воспитательное учреждение.
— изменение гражданства с согласия ребенка;
— определение в специальное ПТУ и право на свободный выбор учебного заведения;
— уголовная ответственность за совершенное убийство и преступление тяжкого характера;
— имущественная ответственность за причиненный материальный ущерб.
— свобода доступа к правовой помощи;
— право поступления на работу с согласия профсоюза;
— право распоряжаться собственным заработком;
— совершение деловых сделок с согласия родителей и самостоятельных мелко-бытовых сделок;
— право на внесение самостоятельных вкладов в банк;
— право на установление попечительства.
— возможность вступления в брак;
— поступление на работу с определенными льготами;
— право на посещение любых зрелищных мероприятий, приобретение любых изделий.
— совершеннолетие. Полная правовая ответственность перед законом;
— право на самостоятельный брак;
— право на материнство.
Права лиц с ограниченными возможностями приведены в соответствие с нормами международного права и осуществляются на политическом, социальном, экономическом, законодательном и организационно-правовом уровнях.
Конституция как основной закон государства, важнейшие федеральные законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения.
Деловая игра для педагогов ДОУ Справочное педагогическое бюро «Защита прав и правовое воспитание ребенка» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Рябинка» п. Бисерть Деловая игра для педагогов ДОУ.
Художественное воспитание ребенка в семье Зачастую родители ставят целью воспитать, «сделать» из ребенка кого-либо. Многие из них считают, что художественное воспитание нужно лишь.
Консультация для родителей «Физическое воспитание ребенка в семье» Физическое воспитание ребенка в семьеОгромное значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к.
Консультация для родителей «Телевизор в семье ребенка» Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети.
Консультация «Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье» На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций,.
Консультация «О нарушении прав ребенка в семье» Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей, выступая, в частности, против.
Поощрение и наказание ребенка в семье. Консультация для родителей Что делать, если ребенок, не смотря ни на какие ухищрения не подчиняется? Время от времени возникают ситуации, требующие вашего непосредственного.
Правовое воспитание. Конспект занятия «Права ребенка в семье» Тема занятия:»Мои права в семье» Идея: воспитание маленьких граждан правового государства. Цель: закрепить знания детей о правах ребенка.
Влияние двуязычия в семье на речевое развитие ребенка Влияние двуязычия в семье на речевое развитие ребенка «Выучи новый язык, получи новую душу» (Чешская пословица) Детский билингвизм.
Положение ребенка в семье
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Положение ребенка в семье
Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребенка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.
В1999 г. ежемесячный совокупный доход в семьях умственно отсталых детей составлял 500-1000 рублей (61,4%) и менее 500 (29,2%). Таким образом, подавляющее большинство семей, воспитывающих умственно отсталых детей, живут за чертой бедности.
Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребенка» либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.
Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности, а также с «фобией утраты ребенка». Гипертрофированный страх за ребенка передается от матери самому ребенку, формируя у него «избегающее» поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идет даже об элементах самостоятельности у ребенка.
Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.
Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития.
Наиболее эффективными формами работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая психотерапия с матерями, работа с несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия.
Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку родителей
Право людей с ограниченными возможностями на социальную интеграцию подтверждено международными законами. Однако общество, более инертное по своей природе, может препятствовать социальной интеграции таких людей. При этом деление людей на полноценных и неполноценных опирается не столько на объективные факты, сколько на отрицательные стереотипы, издавна сложившиеся в обществе. От той или иной позиции родителей зависит достигаемый ребенком уровень развития. Позиция педагога, активно участвующего в процессе воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, подвержена влиянию как социальных стереотипов, так и профессиональных, формирующихся в процессе обучения в вузе. Не вызывает сомнения, что позиция специалиста, его умение видеть проблемы семьи и изменять родительское отношение к ребенку имеют первостепенное значение для успешного развития ребенка с особыми нуждами.
Специальные исследования показали низкую готовность к взаимодействию с ребенком с отклонениями в развитии не только родителей, но и педагогов. Внимание специалистов часто концентрируется на подлежащих коррекции недостатках, в то время как значение других характеристик, особенно эмоционально положительного отношения к ребенку с особыми потребностями, упускается из виду.
У родителей наибольшую озабоченность вызывают нарушения поведения, речи и динамики психических процессов. Характерный внешний вид «особых» детей гораздо меньше тревожит социальные группы, знакомые с проблемой, а именно родителей и студентов-дефектологов старших курсов.
Центральным компонентом стереотипа умственно отсталого ребенка у будущих педагогов является нарушение познавательной деятельности. У первокурсников главным элементом стереотипа являются нарушения поведения.
Социальный стереотип образа «особого» ребенка у людей, мало знакомых с проблемой, не содержит таких категорий описаний, как нарушения динамики психических процессов и повышенная чувствительность к отношению окружающих. Эти характеристики познаются либо при практическом взаимодействии с этими детьми, либо в процессе их обучения.
Для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалисту прежде всего следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с ограниченными возможностями его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с ними.
Необходимо ликвидировать пробелы в образовании педагогов, учителей младших классов массовых школ, их низкую информированность в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Введение в программу педагогических учебных заведений (как средних, так и высших) спецкурсов с соответствующей тематикой могло бы изменить ситуацию в профессионально-педагогическом образовании и в сфере массового просвещения.
Традиционные представления о детях с нарушениями интеллекта в последнее время значительно изменились. Если раньше он мог вызвать лишь сочувствие, то теперь он считается равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов.
В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.
Каждый ребенок является уникальной личностью.
Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.
Ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!
Особые психологические проблемы возникают в семьях, имеющих как больного, так и здорового ребенка. Иногда родители предъявляют явно завышенные требования к здоровым детям, требуя от них ухода за больным и превращая его в «няньку». Свои потребности эти родители рассматривают как наиболее приоритетные и уделяют детям мало времени и внимания. Иногда здоровым детям приходится прибегать к своеобразной психологической защите с целью компенсации. Это может приобретать характер дезадаптации.
Кроме того, психологическая обстановка в семье может ухудшаться, когда у ребенка с отклонениями в развитии наряду с его основным дефектом могут проявляться эпизодические или достаточно стойкие различные осложняющие психические расстройства. Высокая частота этих осложнений, до 50% и выше, и крайне неблагоприятное их влияние на общую адаптацию как ребенка, так и членов семьи, обусловливают необходимость особого внимания к ним родителей и специалистов.
Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребенка.
Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.
Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии.
Большинство родителей маленьких детей с умственной отсталостью в первую очередь обеспокоены, сможет ли он обучаться в массовой школе. Они начинают обучать ребенка чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия с педагогом, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не в состоянии осмыслить. При этом формированию социально-бытовых навыков уделяется значительно меньше внимания.
Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого ребенка в семье
Оказывая помощь семье, специалист дает родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указывает его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчеркивая последние.
Специалист напоминает родителям о необходимости сохранять физическое и психическое здоровье. Для этого полезно выполнять некоторые рекомендации относительно общего режима, а также владеть отдельными приемами аутогенной тренировки. Умение управлять своим дыханием (урежение дыхания) способствует регуляции эмоционального состояния, особенно в стрессовых ситуациях.
Специалист разъясняет родителям важность сохранения контактов с социальным окружением, что способствует социальной адаптации ребенка. При этом не стоит внушать ребенку, что он больной. Нужно использовать все средства, чтобы воспитать ребенка жизнерадостным, активным, уверенным в своих силах. Полезно хвалить его при посторонних, повышая его самооценку.
Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье, заботы о близких должно быть минимальным.
Родители должны организовать охранительный режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребенка. Режим освобождает ребенка и родителей от ненужных усилий. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать долго и упорно в условиях соблюдения режима.
Важно, чтобы родители активно и систематически наблюдали за развитием своего ребенка с рождения. Это поможет своевременно обратить внимание на те особенности ребенка, по поводу которых следует посоветоваться со специалистами.
Полезно фиксировать в дневнике свои наблюдения и те приемы, которые оказались эффективными. Это поможет критически оценить свое отношение к ребенку, учесть успехи и неудачи.
Надо учить ребенка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми. Следует знакомить ребенка с различными явлениями окружающего мира в естественных для них условиях. Ребенок должен знать, где и как покупается еда, уметь самостоятельно покормить другого и т.д. Предметы познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда.
Малыша побуждают не только отвечать на вопросы, но и делать умозаключения, оценивать свои и чужие действия, рассказывать. В процессе такого воспитания у ребенка развиваются познавательная деятельность, внимание, мышление, память, речь, необходимые навыки и умения. Вся деятельность детей должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. В игре с ребенком мама комментирует его действия, повторяет фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).
Таким образом, воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям:
постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
создание благоприятных условий для обучения и охрани тельного режима;
формирование эмоционально-положительного, предметно- практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.
Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа. Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.
Семейное право
Положение ребенка в обществе и в семье
Смысл жизни большинства родителей, надо полагать, во все века — их дети. Вместе с тем они наше будущее, которое во многом зависит от полезности каждого гражданина. Но, как говорят, не может быть будущего без прошлого. Поэтому имеет прямой смысл заглянуть даже не в отдаленные времена, чтобы увидеть, как постепенно менялось отношение к детям, которые еще не стали взрослыми и из рабов превращались и превратились в субъектов только им принадлежащих прав.
Благодетельная привычка общения с матерью научила ребенка «держаться матери даже тогда, когда он достигал самостоятельности». И далее: «все народы прошли через это первоначальное воспитание». Причем в ту эпоху, когда ребенок всецело принадлежал матери, от ее воли зависела его жизнь. Она даже могла его уничтожить, если он был слаб физически, так как мать не могла уделить ему внимание, поскольку у нее один ребенок следовал за другим. Детей также убивали в случае необыкновенной нужды, а затем нередко съедали. Зарывали ребенка в землю только за то, что он вел себя беспокойно и мешал вести кочевой образ жизни. Признание ребенка начиналось только с момента, когда он начинал самостоятельно заботиться о своем пропитании, так как ранее считался частью самой матери. Так обеспечивалось выживание наиболее сильных и здоровых членов общества, самого общества.
В период господства отцовского права дети принадлежали мужчине не потому, что он их породил, а потому, что ему принадлежала их мать. «Ребенок есть только часть ее, ее приплод». Исторически эта эпоха совпадала с появлением института частной собственности. Муж признавался «отцом всех детей, рожденных его женой, лишь тогда, когда частная собственность была вполне установлена». Отец имел право жизни и смерти по отношению к новорожденному, мог продать его. Ограничение права отца на убийство новорожденного связывается в дальнейшем с развитием патриархальной семьи как таковой, ее интересами.
Такова в самых общих чертах историческая картина, демонстрирующая нелегкую судьбу ребенка. И каждый из этапов эволюции человечества имел в разных государствах прошлых времен свои особенности, когда сложно переплеталась специфика каждой эпохи, ее зависимость от обычаев, религии, семейного уклада, степени и активности правового регулирования семейных отношений.
В России в давние времена, когда еще не существовало единого государства, князья, духовенство заботились о детях не вообще, а главным образом о детях-сиротах, оставшихся без семьи, родителей. Помощь им оказывалась главным образом из моральных, религиозных побуждений. Рассматривалась она как богоугодная акция, адресованная обездоленным детям. Но постепенно их круг расширялся за счет бедных и «страдающих». Что же касается положения ребенка в семье, то он целиком и полностью был подвластен своим родителям. Но, как свидетельствуют Судебник Ивана Грозного, Уложение царя Алексея Михайловича, муж и жена имели равные права по отношению к своим детям. Они вольны были воспитывать их по собственному разумению, в строго религиозном духе. А Свод законов российских запрещал принимать жалобы детей на дурное обращение с ними родителей.
По мере укрепления частнособственнических начал в Российском государстве, патриархальных устоев в семье в положении детей в российском обществе четко обозначились две линии. Одна из них ориентировала на проявление нетерпимости к так называемым незаконно прижитым детям, в появлении которых усматривалась угроза нарушения интересов законных наследников. Поэтому незаконные связи женщины преследовались самым жесточайшим образом прежде всего церковью, призванной охранять святость брака. А отсюда жалкая судьба подавляющего большинства тех детей, которые помимо своей воли попали в когорту изгоев общества.
Вторая линия в государственной политике определяла позицию по отношению к нищенствующим, безродным детям. Еще в 1682 г. был подготовлен проект указа, где специально выделялись именно эти слои детского населения, для которых предстояло открыть специальные дома с целью обучения их грамоте, ремеслам, наукам. Данный проект завершал особую эпоху в жизни русского общества, когда зародилась идея государственного призрения оставшихся без собственной семьи детей. Теперь вместо полного «нищелюбия», бывшего своего рода культом в России, служившим исключительно спасению души, выдвигалась новая идея, в основу которой были положены «нужды государства и забота о пользе населения».
Одновременно государство широко раздавало беспризорных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Такое закабаление ребенка в период нехватки рабочих рук стало наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних детях, оставшихся без семьи.
Екатерина II своим законодательством четко определила позицию государства по отношению к детям. В семье они, как и прежде, были собственностью родителей. В 1775 г. она учредила для поддержания их авторитета специальные тюрьмы для непокорных детей, предоставив родителям право их «туда заключать».
По мере развития крепостного права государственная забота о детях сосредоточилась на защите тех, кто лишился семьи. Причем их устройство зависело от сословной принадлежности ребенка. В конце XVIII — начале XIX в. несовершеннолетним, нуждающимся в государственной помощи, уделяют внимание главным образом общественные организации. Появляется первое общество защиты детей, в круг заботы которого входит не только помощь «бедным детям в узком смысле этого слова, но и детям обиженным, эксплуатируемым, объектам жесткого обращения». Отсюда создание таких обществ, как общество защиты детей от жестокого обращения, детские ясли, общество спасения падших девушек и др. Следовательно, уже предпринимаются попытки защитить не только ребенка, оставшегося без семьи, но и того, кто страдает в семье из-за семейного неблагополучия, надругательства родителей над личностью ребенка, безразличия к нему, его насущным потребностям, жизненным интересам.
Первая мировая война принесла детскому населению России физические и нравственные страдания, разрушение их семей, гибель родителей, голод и нищету в огромных размерах. Усугубил положение ребенка и октябрь 1917 г. Миллионы обездоленных сирот, согнанные с постоянного места жительства, массы беженцев с малолетними детьми, расстройство правильного обучения детей в школах, их подорванное длительными лишениями здоровье — такова неприглядная картина первых лет существования государства так называемой новой формации.
Одно из направлений помощи в то время детям, попавшим в бедственное положение, состояло в борьбе с голодом. Помощь оказывалась как маленьким детям, так и подросткам безотносительно к сословной принадлежности их родителей, месту их работы. В январе 1918 г. создается Совет защиты детей. В его функции входила обязанность «беречь в опасное переходное время подрастающее поколение» путем контроля за исполнением разного рода декретов, посвященных детям. Чуть позже, в 1921 г. на смену этого совета приходит Чрезвычайная комиссия по улучшению жизни детей, возглавляемая Ф.Э. Дзержинским. Ей предстояло с помощью «нажима и воздействия» быть боевым штабом общественности, осуществляющим координацию всех усилий государства по оказанию помощи детям (в отношении продовольствия, жилища, топлива).
Таким образом, уже в первое десятилетие существования новой власти «после выполнения диктатурой пролетариата своей разрушительной задачи» стало ясно, что идиллическая картина движения всех детей к великому светлому будущему действительностью не стала.
Новые волны бездомных, обездоленных детей породили и более поздние события, связанные с коллективизацией, сопряженной с массовыми репрессиями, гибелью семьи для детей-крестьян. Внесла свою лепту в судьбу детей и индустриализация, когда рядом с бараками работающих женщин строились дома ребенка для их новорожденных детей. По-прежнему множились ряды физически надорванных, зараженных порою ранним алкоголизмом, не приспособленных к трудовой общественной дисциплине детей, от которых зависело будущее России. А впереди были ужасы широкомасштабных репрессий 30-х гг., искалечившие жизнь целому поколению тех, чьи родители пострадали безвинно.
Вместе с тем все мероприятия по их спасению шли под знаком передачи всей заботы о детях только государству.
Великая Отечественная война не могла не сказаться и на детях. Многие из них погибли, стали инвалидами, осиротели. В первые годы войны множество эшелонов с детьми ясельного, дошкольного и школьного возраста двигалось на Восток, в неизвестность, жизнь без матери, семьи, близких. Те из них, кто выжил, перенесли голод, лишения, болезни, выпавшие на их долю.
В первые послевоенные годы — годы разрухи, нехватки продовольствия, голода, всяческих лишений — к массе оставшихся без родителей из-за войны детей стали прибавляться те, кто оказался заброшенным из-за крайней занятости матери, чьи рабочие руки стали особенно нужны по причине гибели значительной части мужского населения. Выход из положения тогда виделся в создании широкой сети детских учреждений для всех категорий несовершеннолетних. Тем более что идея всеобщего государственного воспитания продолжала жить. Поэтому начиная с 1956 г. в нашей стране создаются школы-интернаты. Со временем их становилось все больше и больше. Только в 1960 г. в них должно было находиться не менее 1 млн. человек.
Еще одно начинание этого времени — так называемые школы с продленным днем, где остаются дети, чьи родители заняты на работе. Так продолжался процесс отчуждения детей от семьи, которая по-прежнему рассматривалась как устаревшая, не имеющая никакой ценности, целительной силы для ребенка сфера его постоянного обитания. Иная оценка ее роли для подрастающего поколения нашла свое отражение в констатации того факта, что «семья находится под защитой государства» (ст. 53 Конституции РФ СССР 1979 г.). К этому времени становились все более очевидными неблагоприятные последствия всячески культивируемого обществом пренебрежительного отношения к семье. Но подобного рода констатация уже не могла в корне изменить положения дел.
Продолжает расти детская преступность, увеличивается число детей с асоциальным поведением, все шире становятся ряды детей-инвалидов, детей с недостатками физического и умственного развития, да и просто больных детей. Другими словами, все большую тревогу вызывает состояние тех, кому нести эстафету поколений. Причин тому множество как старых, так и вновь появившихся, характерных уже для нашего времени.
Но со временем постепенно меняется отношение к подрастающему поколению, ребенку, чье детство согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ находится под защитой государства. Однако положение дел с охраной детства, защитой прав ребенка в наше время — в начале XXI в. — трудно назвать благополучным. Все больше детей не имеет одного из родителей (чаще всего отца). Сейчас каждый третий ребенок рождается у женщины, не состоящей в браке, зарегистрированном в установленном законом порядке. По-прежнему остается высоким уровень социального сиротства. Если в 2000 г. было выявлено и учтено детей и подростков, лишившихся родительского попечения, 134 611 чел., то в 2007 г. их стало уже 136 790 чел.
Поэтому количество детей, воспитывающихся вне семьи, вызывает беспокойство Детского комитета ООН. Так, только в 2007 г. в домах ребенка, предназначенных для малолетних детей, находилось 18 480 чел. В детских домах на конец 2007 г. проживало 7,6 тыс. несовершеннолетних. К этому нужно добавить и детские дома-школы, школы- интернаты и, наконец, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями, заменившие ребенку семью. Иначе говоря, право ребенка на жизнь и воспитание в семье реализуется не у каждого несовершеннолетнего. Страдает, ущемляется это право и при неблагополучии в семье. Во-первых, из-за конфликтов между родителями, чреватых расторжением брака, количество которых меньше не становится.
Ребенку как члену общества, семьи принадлежит право и на охрану его здоровья. Усилия государства по усовершенствованию медицинского обслуживания детей минимальны по сравнению с масштабом такого явления, как нездоровье подрастающего поколения. Что же касается образования, то в наше время далеко не все дети в возрасте 7-15 лет обучаются в образовательных учреждениях. Только в 2007 г. их число равнялось 21 223 чел. В их числе не только несовершеннолетние, которые, например, не подлежали обучению по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, но и те, кто никогда не учился по причине материального положения родителей.
Таковы явные симптомы неблагополучия в положении ребенка в современном обществе. Наглядным их подтверждением служат данные государственной статистики, в частности, за 2008 г., касающиеся показателей здоровья детей до 14 лет:
Все это вместе взятое способствует умалению нравственных ценностей несовершеннолетними гражданами. Одной из веских причин неблагополучия в развитии детей служит бедность значительной части населения. По оценкам Всемирного банка, только во 2-м полугодии 2008 г. в России насчитывалось 20 млн. 700 тыс. бедных, или 14,7% населения. По другим экспертным оценкам, 32% российских семей с детьми относятся к бедным семьям. Вот почему Детский комитет ООН обеспокоен тем фактом, что большое число детей живет в семьях с низкими доходами.
Поэтому комитет рекомендовал России, как государству — участнику Конвенции о правах ребенка, «принять все необходимые меры для оказания поддержки и материальной помощи материально необеспеченным семьям, включая целевые программы, ориентированные на наиболее уязвимые группы семей, с тем, чтобы гарантировать право всех детей на достаточный уровень жизни».