Что значит поэтичность ландшафта
Поэзия ландшафта
Казалось бы, все складывалось просто и закономерно. Сын солдата лейб-гвардии Преображенского полка был зачислен в Императорскую Академию художеств пятилетним мальчуганом. Попал в класс ландшафтной живописи Семена Щедрина; по завершении полного курса обучения был отправлен для дальнейшего совершенствования мастерства в Италию. Представленная художником в качестве «отчета» серия итальянских пейзажей удостоилась высоких оценок в академической среде, и решением Совета академии Мартынову присвоили промежуточное звание – назначенный в академики. Впоследствии он станет академиком, затем советником академии, что откроет путь к получению заказов от Императорского Двора, но ни в малой степени не поспособствует продолжению академической карьеры. Должность преподавателя и связанная с ней финансовая стабильность останутся для Мартынова несбыточной мечтой.
Определяющими на протяжении всей творческой жизни художника являлись две темы – путешествие в Китай с дипломатическим посольством графа Головкина и Петербург с его окрестностями. Выставка Русского музея демонстрирует каждое из этих направлений, и, не ограничиваясь работами из своих хранилищ, организаторы расширяют визуальный ряд произведениями из коллекции Эрмитажа и альбомом «Монгольские типы» из частного собрания. Объединяющий семь десятков рисунков и акварелей, «монгольский» альбом экспонируется впервые, а его тематическая направленность хоть и акцентируется на обозначенной в названии теме, отнюдь ею не ограничивается.
«Живопись действует сильнее и приятнее на воображение и зрение, – утверждал художник, – если знаешь историю и отличный интерес представленного кистию предмета». Недюжинные литературные способности Мартынова проявились в изданном в 1819 году, по случаю празднования 60-летия китайского императора, альбоме офортов «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы Андрея Мартынова, советника Академии художеств». Каждая «картинка» сопровождается авторским комментарием – образным, эмоциональным, живым.
Одним из первых среди русских художников Мартынов увлекся литографией и открыл собственную литографскую мастерскую. В 1821–1822 годах увидели свет выполненные им серии «Виды Санкт-Петербурга и окрестностей», «Собрание русских костюмов» и «Новое собрание русских костюмов». Мартынов литографировал сам, используя собственные оригиналы, что отличало его работы от «коллективного» творчества, практикуемого другими художниками.
Петербург, запечатленный на листах Мартынова, гармоничен и романтичен. Предельную точность и достоверность изображения художник совмещает с сугубо личным восприятием Северной столицы, навеки «отпечатавшимся» в его литографиях…
Описание картины Левитана «Осенний день. Сокольники»
Прекрасное воспоминание об осенней красоте в природе запечатлено на одной из картин известного художника Исаака Левитана. Школьники с большим интересом рассматривают это полотно и интересуются историей создания. Поэтому стоит на уроках русского языка дать задание ученикам написать сочинение-описание картины Левитана «Осенний день. Сокольники».
История создания
Невероятная по замыслу и цветовой гамме картина «Осенний день. Сокольники» Левитаном была написана в 1879 году. Несмотря на то что это полотно принесло Исааку Ильичу признание его великого творчества, история создания этой картины связана с печальными событиями в жизни художника. Известно, что в этот год было вынесено решение, по которому евреям было запрещено жить в столице.
Такое отношение к еврейскому народу было связано с тем, что народоволец Соловьёв совершил покушение на Александра Второго. Поэтому царская семья и её окружение требовали выселения из города «неблагонадёжных». Художник Левитан и его родственники тоже были вынуждены покинуть Москву и поселиться на даче в Салтыковке, а позже перебраться в Останкино, которое также находилось за городской чертой.
Каждый день Илья Левитан уходил бродить в парк Сокольников, где внимательно следил за природой, слушал шум ветра и всматривался в то, как меняется всё вокруг с наступлением осени. Известно, что примерно четыреста лет назад на месте этого парка был густой и непроходимый лес. В нём в шестнадцатом веке любил охотиться Иван Грозный.
Художественные особенности
Если внимательно и близко рассмотреть холст, то можно заметить, что художник использовал для написания крон деревьев и дороги размашистые мазки. Но ближе к центральной части полотна они сливаются в гладь, и такая размытость цветовой палитры придаёт всему пейзажу воздушность.
Ещё одной отличительной чертой этого полотна является его звукоизобразительность. При взгляде на холст кажется, что слышен осенний ветер и скрип высоких сосен, шуршание от одиноких шагов по тропинке и шорох опавших листьев. Все детали и элементы этого удивительного холста помогают создать цельную и лаконичную картину. Но при этом её эмоциональность очень высока.
Цветовая гамма
При написании в 5 классе сочинения «Осенний день» учитель и ребята обращают внимания и на красочную палитру, которую использует автор. Так, на полотне можно выделить следующие основные цвета и оттенки:
На холсте листва и трава жёлтого цвета, немного пожухлого. А вот сосны изображены тёмно-зелёного оттенка. Они кажутся даже мрачноватыми. А над всем этим осенним пейзажем плывут хмурые облака. Они помогают создать ощущение пасмурного дня.
Совсем иначе выглядит женская фигура. Лицо девушки печальное, а сама она одета в чёрный наряд. Тёмное небо с голубыми просветами немного смягчает этот одинокий образ прекрасной дамы.
Подготовка к письменной работе
На уроках русского языка в пятом классе школьникам предлагается написать сочинение по картине Исаака Левитана. Сначала проводится подготовительная работа, помогающая ученикам понять, о чём нужно писать в своём сочинении. Ребята должны будут составить план, который может быть таким:
А также нужно собрать сведения о художнике, чтобы написать первую часть работы.
Пример сочинения
Известный художник Левитан родился в еврейской семье. Он обучался в столичном училище живописи. Сам художник написал много картин, среди которых можно выделить следующие полотна:
Работу над известной картиной художник Левитан начал писать в самый сложный период жизни, когда его вместе с семьёй выселили из Москвы. Тогда художнику было девятнадцать лет. Он скучал по любимому городу, и ностальгией навеян простой и невероятно чудесный пейзаж, который передаёт его настроение. Полотно «Осенний день. Сокольники» было написано на небольшом холсте в 1879 году.
Сюжет картины передаёт все краски осени. Невозможно оторвать глаз от дорожки, которая уходит вдаль. По краям её растут небольшие клёны. Листва, которая ещё не полностью опала, вся пожелтела. Клены выглядят беззащитными на фоне тёмных величественных сосен, которые растут чуть поодаль. Хмурое небо также давит своей массой.
Словно слышен шорох листьев, и зритель обращает внимание на центральную фигуру картины. По тропинке идёт прекрасная девушка в длинном чёрном платье. Одной рукой она придерживает подол, чтобы легче было ступать. Другая же рука пытается удержать волосы, развевающиеся на ветру. Она проходит мимо старой деревянной лавки, которая слегка наклонилась вперёд. В парке тихо и пустынно.
Тёмными красками талантливый художник Левитан выразил своё настроение. От полотна веет печалью, грустью и унынием. Эмоциональное состояние автора этого пейзажа затрагивает и мою душу, становится очень грустно.
Эмоциональное восприятие
В осенних красках, использованных художником, отражается тоска, душевная боль и одиночество. Необычное сочетание пейзажа и фигуры прекрасной девушки заставляет зрителя задуматься, что происходит в его жизни. Кажется, что такой пейзаж зритель видел совсем недавно. И в этом прелесть этого холста.
Не смог устоять перед этим полотном и Павел Третьяков, который купил эту картину для своей галереи. Это стало для художника счастливым случаем, так как он смог продолжить жить и творить в Москве. В настоящее время это удивительное полотно хранится в Третьяковской галерее в Москве. Этот холст является достоянием русской живописи, которое нужно ценить и беречь всем поколениям.
Феномен литературного ландшафта. Литературный ландшафт как вид культурного ландшафта
Одним из классов ассоциативных ландшафтов являются литературные. Как
справедливо замечает А.А. Чибилев, научное и художественное наследие
исследователей, поэтов и писателей убеждают нас в том, что достижение гармонии
… возможно только в результате слияния двух культур – Культуры Природы и
Культуры Человека [1]. «Можно привести немало примеров, когда общественное
признание ценности природных и культурных ландшафтов, включение их в систему
национального наследия были достигнуты, прежде всего, благодаря творческой
деятельности писателя. Примером могут служить Мещёра К.Г. Паустовского или
Бежин луг И.С. Тургенева» [2, 15]. Многие писатели давали точную характеристику
природных ландшафтов, что представляет большую научную ценность.
В последнее время ученые-географы говорят о существовании
художественного ландшафтоведения, о необходимости выявления и определения
статуса литературных ландшафтов. Показательна в этом отношении статья д.г.н.
Ю.А. Веденина «Литературные ландшафты как объекты наследия» [2], в которой
автор вполне справедливо указывает на то, что особый интерес представляет
проблема сохранения реальных литературных пейзажей, сформированных в
результате сотворчества писателя с конкретными природными и социокультурными
процессами, происходящими на вполне определенной территории. Возникающие
при этом культурные ландшафты имеют вполне конкретные содержание, прост-
ранственную структуру, границы. Их можно сохранить, а можно и уничтожить, сте-
реть с лица Земли. Однако в отличие от других природных и культурных ланд-
шафтов их границы, предметы охраны создаются в процессе творческой деятель-
ности художника. Многие из этих ландшафтов имеют чрезвычайно значимый
информационный слой, созданный в результате литературного труда писателя или
поэта. Особую ценность приобретают те ландшафты, в которых сохраняются
материальные тела или явления — носители этой информации. Среди них могут
быть природные и антропогенные элементы ландшафта, панорамы, пейзажи,
отраженные в художественных произведениях, и даже реальные люди, когда-то
жившие в этих местах, а впоследствии ставшие прообразами литературных героев и
оставившие о себе память в материальных объектах и в воспоминаниях
современников или в устных преданиях. Все это входит в представление о
литературных культурных ландшафтах и может рассматриваться как часть наследия.
Подчеркнем, что именно гуманизация и гуманитаризация географии привели
к формированию необычного, с точки зрения классического ландшафтоведения,
Ф.Н. Мильковым). В его рамках был поставлен вопрос о выявлении литературных
Многие писатели давали точную характеристику ландшафтов, что
представляет большую научную ценность, особенно в тех случаях, когда речь идет
об исторических описаниях территорий, мало исследованных классическим
«Рассматривая связку “география – художественная литература”, нужно иметь
в виду одно важное обстоятельство: географический сюжет в литературном
произведении может фигурировать в двух видах – обобщенном и конкретном. В
первом случае изображается типологизированное (виртуальное) пространство, во
втором – совершенно реальное, существующее». [3]
Д.С. Лихачев в своих заметках о русском языке [4] приводит описания
чувства природы, причем не только русскими, но и рядом других народов. Также в
этих заметках есть размышления о русском национальном характере, рассуждения о
национальном идеале и национальной действительности, восприятии природы А.С.
Пушкиным и другие вопросы, примыкающие вплотную к отечественной
гуманитарной традиции восприятия и изучения образа пространства. Масштаб
академика Д.С. Лихачева, его авторитет в исследованиях древнерусской литературы
и культуры в целом, несомненная универсальная гуманитарная развитость делает
его заметки как бы экспертным методом в постижении национального образа
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время взаимодействие
географии и художественной литературы – свершившийся факт. Динамика развития
географо-литературоведческого подхода, его творческая внутренняя сущность
позволяет предположить большие возможности значительного обогащения этим
подходом географической науки.
Важным использованием литературных ландшафтов является вскрытие с их
помощью многообразия проявлений стереотипа поведения (ментальности) людей
Ментальность — глубинный уровень коллективного и индивидуального
сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность
установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать
мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций
культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в
свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как
трудноопределимый исток культурно-исторической динамики [5].
Интуитивность в выявлении стереотипа поведения делает чрезвычайно
трудной задачу выделения научного критерия для его определения. Эту проблему
может скорректировать использование в практике исследований результатов
художественного творчества, так как эта форма освоения человеком
действительности представляет собой целостное интуитивное постижение
определенного участка реальности. Научная форма освоения человеком
действительности выделяет отдельности, систематизирует, моделирует. Для того
чтобы лучше изучить территорию, нужно не только знать «анатомию» места. Важен
выход на метафизику пространства. (Б.Рассел определял метафизику как попытку
охватить мир как целое посредством мышления). Здесь особую роль играют
произведения искусства, которые признаются большинством населения и
специалистами в качестве выразителей национально-культурных доминант.
Стереотип поведения этноса по Л.Н. Гумилеву – это его этническая
доминанта, то есть словесные выражения тех или иных идеалов, которые имеют
единообразное значение и сходную смысловую динамику внутри этнической
системы. Сменить идеал можно только лицемерно, потому что он кажется
последователю не столько индикатором, сколько символом его жизнеутверждения.
Под доминантой Л.Н. Гумилев понимает такое явление или комплекс явлений
(религиозный, идеологический, военный, бытовой и т.п.), который определяет
переход исходного для процесса этногенеза этнокультурного многообразия в
целеустремленное единообразие [6].
Стереотип поведения этноса динамичен. Обряды, обычаи и нормы
взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро. Поэтому
исключительно важно, диагностируя стереотип поведения этноса, указывать эпоху.
Ценность литературных ландшафтов заключается в том, что они позволяют
обозначить идеалы общества именно словесно. Музыка, живопись, скульптура,
архитектура, киноискусство менее вербальны, поэтому затруднительно их
использовать в научной практике, хотя они также составляют цивилизационную
Эстетика ландшафта
Эстетика ландшафта – одно из прикладных направлений в ландшафтоведении, которое изучает процесс отражения красоты природной среды в форме чувственного образа (перцепции). Перцепция (чувственное восприятие) влияет на психику и состояние здоровья человека.
Перцепция ландшафта изучает и оценивает природные комплексы, используемые или потенциально планируемые к использованию в целях рекреации и туризма. Поэтому важным моментом в изучении рекреационных характеристик ПТК является их психолого-эстетическая оценка. В практическом плане это актуально с точки зрения восстановления творческого потенциала человека, которое наилучшим образом происходит в ландшафтах, обладающих высокой эстетической ценностью.
Эстетическая оценка ландшафта происходит при совместном использовании методов, существующих в психологии, социологии и географии на основе ландшафтного картографирования.
Процесс психологического отражения природы посредством чувств человека – это сложный процесс взаимодействия человека и ландшафтов. Вследствие этого, внешний облик-пейзаж ландшафта стимулирует у человека множество ассоциаций, эмоций и чувств. Содержание и форма восприятия человеком эстетических свойств ландшафта зависит от его культуры, социального положения и жизненного опыта. Наряду с этим – это процесс, в котором происходят определенные психофизические реакции раздражения: световые, вкусовые, обонятельные, гаммы звуковых импульсов и т.д.
Важным фактором восприятия красоты ландшафта является понимание человеком красоты природы. В таких условиях необходимой составляющей восприятия ландшафта становятся такие свойства личности, которые формируются социальной группой, нацией, обществом, представлениями об идеальном ландшафтном пейзаже.
Необходимыми компонентами перцепции ландшафта являются также характер восприятия и оценки ландшафта в рамках той или иной культуры, которая определяется этнической и географической принадлежностью, исторической эпохой.
Полнота и объективность оценки эстетики ландшафта складываются не только из оценок экспертов и знатоков, но также из оценок различных групп людей. Одним из важнейших моментов выявления полезных свойств ПТК является его комфортность. Процедура оценок эстетики ландшафта состоит из двух групп научно-методологических направлений. Первая группа подходов исследует свойства воздействие природы на характер ее восприятия, выясняет тенденции и развитие структуры ПТК, которые производят наиболее сильное впечатление на человека и, следовательно, могут играть большую роль при принятии решений, в формировании характера и поведения.
Вторая группа предполагает изучение комплекса ценностей различных социальных групп по отношению к определенным территориям. Ландшафтоведы обычно используют физико-географические подходы, а социологи – социально-географические. В результате при оценке эстетических особенностей ПТК ландшафтоведам не хватает психологизма, а социологам – географичности.
В комплексе подходов и показателей эстетичности ландшафта выделено три основных: пейзажное разнообразие, экзотичность и уникальность. Эти особенности важны при ландшафтном планировании и проектировании. Вместе с тем, в системе этих показателей необходим учет психологических особенностей людей, воспринимающих данные ПТК то есть количественные показатели могут приобретать различные значения для людей разного возраста, воспитания, образовательного уровня. Поэтому эстетическая оценка ПТК, невозможна без социологических исследований.
Социально-географические исследования представляют собой выявление эстетических свойств ландшафтов через анкетирование и опрос экспертов. Опрос чаще всего ведется в форме интервью, где используются четыре типа вопросов: открытые, закрытые, с предписанным выбором и градуированием, а также в форме устных текстов, представляющих собой списки прилагательных либо семантически дифференцированных прилагательных, и с помощью шкал позиций.
С целью более полной оценки эстетичности ландшафта физико-географические и социально-географические методы объединяются. Их сочетание позволяет провести психолого-эстетическую оценку конкретных ПТК. Так, объектом эстетической оценки может служить совокупность ПТК какой-либо территории в пределах видимости с обзорных точек в различных местностях или пейзажи. Учитываются количественные и качественные признаки, имеющие название показателей эстетичности. Для сравнения определяется балл эстетичности. Оценка проводится по каждой местности на основе следующих критериев: общая внушительность пейзажа, выразительность рельефа, пространственное разнообразие, наличие антропогенных объектов и характер сочетания природных аквальных комплексов. С учетом названных критериев, если территория находится в приморской зоне, оценивается характер сочетания природных аквальных комплексов прибрежной части и ПТК пляжей. Если оценивается горная территория, то учитываются сочетания различных форм рельефа, наличие водопадов, выразительность горного рельефа и т.п.
Общая внушительность оценивается по выделению доминанты в пейзаже и его многоплановости. Доминанта обозначает объекты, привлекающие внимание наблюдателя, а многоплановость – ряд последовательно сменяемых визуальных планов в парках, лесопарках, отделенных между собой кулисами и воспринимаемых на достаточном расстоянии, то есть наличие цепей гор и островов, находящихся на разном расстоянии от наблюдателя и частично заслоняющих друг друга. Выразительность рельефа оценивается по гористости пейзажа, наличию, например, морских видов и видов скал, обилию полуостровов, прибрежных островов, просматриваемости отмелей. Пространственное разнообразие растительности оценивается по общей лесистости пейзажа и просматриваемости древесных насаждений. Оценка прибрежной части осуществляется по видам берегов, обилию и характеру пляжей. Антропогенная измененность учитывается по наличию антропогенных объектов.
Для подсчета баллов эстетичности составляется таблица с тремя видами оценочных шкал: шкала количественной оценки многоплановости – обилия объектов пейзажей, обилия островов, полуостровов и пляжей; шкала количественной оценки для таких показателей эстетичности, как лесистость и гористость, и шкала, связанная с наличием различных объектов, выделением доминанты, просматриваемости отмелей, древесных насаждений и характером пляжей.
Низкие баллы эстетичности получают местности, которые затронуты средней степенью эрозионного расчленения, пологими и покатыми разноориентированными склонами с небогатой однообразной степной растительностью. Отдельными местами наблюдаются куртины древесной растительности или криволесья. Другой тип местности с низкими баллами эстетичности: древние речные долины с застроенным днищем, сильно эродированные, под древесной растительностью и разнотравными лугами. Эти местности имеют невысокие показатели эстетичности сочетания природно-аквальных комплексов прибрежной части и природных комплексов пляжей, средние показатели выразительности рельефа в связи с отсутствием видов скал, низким обилием островов и полуостровов и непросматриваемостью отмелей, а также с невысокими показателями общей внушительности пейзажа и сильным антропогенным воздействием.
Средние оценки получили ПТК долин древних рек с днищами, занятыми заболоченными лугами и разноориентированными склонами различной крутизны и среднерасчлененной эрозионной сетью с фрагментами морских террас под липово-дубовыми лесами с фрагментами злаково-разнотравных лугов. Для данных ПТК характерно оптимальное сочетание луговой и древесной растительности, подчеркнутое хорошей просматриваемостью древесных насаждений. Кроме того, несмотря на довольно низкие показатели внушительности пейзажа и сильную измененность человеком, для данной местности характерны выразительность рельефа и пространственное разнообразие растительности.
Максимальное число баллов получили ПТК низкогорий со склонами различной крутизны, разноориентированными, слаборасчлененными эрозионной сетью, с обилием участков морской аккумулятивной террасы, под разнотравно-злаковыми лугами и под липово-дубовыми лесами и криволесьями с участками разнотравно-полынных лугов. Эти местности отличаются наибольшей выразительностью пейзажей и рельефа, пространственным разнообразием растительности, высокой эстетичностью сочетания водных поверхностей и ПТК, связанной с наличием обширных участков галечного пляжа.
Дальнейшая процедура эстетической оценки ПТК включает анкетирование статистически достоверных групп людей
Привлекательность ландшафта на три четверти может быть достигнута автоматически, если будет рациональной территориальная структура землепользования, если специализация хозяйства будет определяться рынком, а не директивами. Оставшуюся четверть задачи должны взять на себя архитекторы и художники (ландшафтные дизайнеры), пришедшие на помощь застройщикам и фермерам. Даже выпуск утюгов сегодня немыслим без художественного проектирования. Тем более нельзя отставлять без дизайна ландшафт, которому сама природа назначила стать предметом искусства.
«Эстетической мелиорации» подлежит не только ландшафт, но и сам человек: необходимо переносить центр тяжести эстетического воспитания с потребления отдельных вещей и продуктов профессионального искусства – картин в рамках, спектаклей на сцене и т.п. – на впечатление от всей окружающей среды.
При развитии частной собственности на землю и ее свободной купли-продажи красота ландшафта становится ценным капиталом, растущим с каждым годом. Возделанный, ухоженный ландшафт, в котором проявляются национальные черты и характеристики, фольклорные и сакральные особенности, стоит очень дорого. Но и купят его лишь самые богатые ценители красоты, не столько для себя, сколько для своих гостей. Однако и это не помешает культурному ландшафту быть национальным достоянием, поскольку он принадлежит не только частному владельцу, но и стране, народу.
Научно-технический прогресс рано или поздно приведет к созданию новых поколений сельскохозяйственных машин – природосберегающих и не нарушающих эстетику ландшафта; живописность пейзажей станет больше, они подешевеют и станут общедоступными. Механизм усиления красоты ландшафта состоит в использовании его потенциальной рыночной стоимости, основанной на его природном потенциале.
Целесообразным было бы организовать службу эстетического ландшафтного контроля при природоохранных органах и органах культуры. В основу эстетического контроля/мониторинга за ландшафтами могло быть положено нанесение и учет всех достопримечательных объектов природы и культуры, в целом ландшафтов с составлением карт и каталогов, фотоархивов. Этим самым можно создать серьезное препятствие для монополистов-природопользователей, застройщиков и частного капитала.
Большую пользу могло бы принести всестороннее пропагандирование эстетически выдающихся ландшафтов как памятников природы и культуры. Их в России достаточно, чтобы составить ее славу.
Красоту пейзажей средней полосе России создали речные долины и поймы, лесные поляны и опушки, кустарники и мелколесья у ручьев и оврагов, дороги-аллеи, одичавшие сады и кусты на месте исчезнувших домов и улиц, храмы, бывшие помещичьи усадьбы и парки. Многие из этих элементов ландшафта считались бесполезными для сельского хозяйства; мелиораторы и строители вели на них подлинное наступление: кустарники искореняли под пашню, поля отделяли от лесов непроходимыми «оборонительными валами» из выкорчеванных машинами корней, овраги засыпали или превращали в свалки.
Малые реки спрямляли, превращали в канавы или заменяли неряшливыми прудами и водохранилищами с непрочными, прорывающимися каждую весну высокими плотинами и длинными мелководными охвостьями, полными затопленных деревьев. Исчезали пойменные леса и луга, черемуха, соловей. Верховые болота бессмысленно осушались ради выполнения плана по мелиорации. Когда такой план «спускался» на область или район, канавы рыли там, где это удобно мелиораторам. В результате односторонних и близоруких преобразований сельский ландшафт обеднялся, становился однообразнее, а уменьшение разнообразия – верный признак регресса, деградации.
Из ландшафтной экологии известно, что опушки, мелколесья, небольшие западины и карликовые водоемы – не мелочи, а важные органы естественного, да и культурного ландшафта. Разнообразный и привлекательный ландшафт необходим не только ради чистой красоты, имеющей психотерапевтическое и воспитательное значение, не только для отдыха горожан и сельских жителей, но и для нормального функционирования биогеоценозов, а стало быть, и для повышения продуктивности сельского хозяйства и благосостояния людей, на нем живущих.
Например, известно, что большие и слишком ровные поля сильнее выдуваются ветром и хуже дренируются, а пастбищам, скоту и пастухам очень нужна тень от опушек и групп деревьев, помощь гнездящихся там птиц, поедающих мошкару и оводов. Леса и болота запасают и расходуют влагу лучше искусственных водохранилищ.
Исторически сложившийся культурный ландшафт – не склад случайных вещей, а цельная система, создаваемая трудом нескольких поколений; красота в нем свидетельствует о целесообразности. Ландшафт красив, если ему присущи черты живого организма или биогеоценоза: иерархичность, многоярусность, округленность очертаний, обилие всякого рода ядер, центров, границ, сетей, оболочек, бордюров, переходных зон повышенного биоразнообразия (экотонов), смягчающих контрасты; культурному ландшафту присуще обновление частей, сотрудничество старых и новых элементов. Эти черты сознательно или бессознательно заимствуются у природы художниками, ремесленниками, архитекторами, да и всем этносом в устройстве своего быта, жилищ, усадеб; они автоматически появляются во всем ландшафте при разумном природопользовании. Не только загородная местность, но и старые города живописны, привлекательны, уютны, если обладают вышеперечисленными особенностями.
Живописный пейзаж – не самоцель и не роскошь, а необходимая принадлежность процветающего хозяйства. Красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность для людей, в том числе и духовная; полезность для биосферы, для продолжения жизни на Земле.
Недовольство безобразием и зловонием – не каприз пресытившегося горожанина, а серьезный сигнал об эстетическом и, в конечном счете, об экологическом неблагополучии. Эстетическое чутье и вкус способны оценить ландшафт не хуже, чем односторонние характеристики по ведомственным показателям. Психологи уверяют, что эмоциями восполняется дефицит информации. Недостает нам строгих научных знаний о природных комплексах – тем более необходимо эмоциально-эстетическое к ним отношение. Чтобы не погибла природа раньше, чем мы сможем ее хорошо изучить. Чтобы красота окружающей среды помогла нам выжить.
Небезынтересным будет привести данные об оценках сравнительной эстетической привлекательности различных городов мира опрошенными респондентами в России. Ответы респондентов-экспертов опирались на их собственные личные представления, основанные на пребывании в указанных городах. Респонденты оценивали не только архитектурную, но и социокультурную среду городов во взаимосвязи со средой стран и регионов.
Наиболее высокие оценки получили итальянские города, внесшие наибольший вклад в мировую культуру в древности, в эпоху Возрождения и позже: Венеция, Рим и Флоренция (табл. 6).
Шкала 10 самых эстетически привлекательных городов зарубежных стран
(с учетом оценки зданий, сооружений и архитектурных ансамблей)
(по мнению 63 респондентов-экспертов в 2000-2004 гг.)