Что значит подражание диалектам
«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

Архив журнала
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Дек | Фев » | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Рубрики
Участникам
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
После ознакомления с основными способами запоминания иностранных слов, проанализировав, какие каналы восприятия больше работают в том или ином методе, я соотнесла методы запоминания с типами личности и дала советы, как легче учить слова.
настроение: находчивое
ключевые слова: повышение успеваемости, словарный запас, визуалы, аудиалы, кинестетики
город: Новочебоксарск, Чувашская республика
e-mail: Chereshneva1@yandex.ru
Я работаю в школе с углублённым изучением иностранных языков, где дети учат английский язык со второго класса. Однако успеваемость в нашей школе невысокая. Я решила посмотреть, почему так происходит, изучив успеваемость одной из групп 7 класса, где я преподаю. Из 14 человек группы только двое имеют «пять». Четыре человека имеют «три». Что детям дается труднее всего, и как добиться успеха? В ходе обсуждения выяснилось, что труднее всего пополнять и расширять словарный запас для выражения своих мыслей. Как же научить быстро и, главное, эффективно запоминать новые слова на английском?
Школьное обучение — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Однако процесс восприятия и переработки информации у людей различается. В зависимости от особенностей восприятия Джон Гриндер и Джудит Делозье разделили людей на три категории: визуалы, аудиалы и кинестетики [2] .
Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Это те, кто видит мир через призму «картинок».
Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Это такие личности, которые слушают мир вокруг себя! Изучать языки легче всего аудиалам.
Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. Знание своих особенностей поможет более эффективно учить иностранные языки.
Ознакомившись с литературой и материалами на сайтах [3] [4] [5] в Интернете, я обнаружила, что способов запоминания иностранной лексики довольно много, выбрала только наиболее популярные и простые, которые подходят для школьников.
Давайте рассмотрим наиболее популярные методы. Способ «попугай» годится, если вы имеете возможность общаться с носителями английского языка. Все очень просто: когда ваш собеседник употребит незнакомое вам слово, и вы либо догадаетесь, что оно означает, либо переспросите его, постарайтесь в ближайшие несколько минут употребить это слово сами.
Для освоения правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов используются рифмовки, короткие стихи, пословицы.
Сказал волчице серый волк:
«I want to go for a walk».
«Нельзя гулять, — кричит волчица, —
Ты должен день и ночь трудиться!»
С тех пор и воет серый волк:
«I want to go for a walk.»
Аудиолингвистический метод включает в себя прослушивание аудиозаписей и просмотр фильмов на английском. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском.
Прослушивание аудиозаписей хорошо тем, что таким образом язык можно учить практически в любое время, например, по дороге на работу, на утренней пробежке и т. д.
Если прослушивать аудиозаписи во время движения, то этот метод могут использовать также кинестетики.
Для табличного метода на листе или в тетради выпишите в столбик 20–25 новых слов.
Прочитайте весь список построчно от начала до конца два раза.
Сделайте перерыв на 10 минут
Затем, закрыв левый столбик, постарайтесь по переводу восстановить, вслух звучание и представить написание иностранного слова.
Метод стикеров особенно эффективен для начинающих. У них словарный запас еще очень мал и можно его существенно расширить, изучив названия самых простых вещей у себя дома: от ящика стола до ванной комнаты. Ко всем предметам, каким только возможно, прикрепляете бумажки со словами, обозначающими их на изучаемом языке.
Внушительный процент новых слов может осесть в пассивном словарном запасе после простой пробежки по словарю.
Чтобы запомнить лексику, нужно не зубрить список, а писать тексты. Зубрить — бессмысленно и бесполезно. Слова нужно видеть в контексте, без контекста вы все равно не научитесь их правильно употреблять. Берете десять новых слов, выписываете их на листочек, и составляете с ними связный рассказ на английском языке. Помогает не только запомнить новые слова, но и перебросить старые из пассивного словарного запаса — в активный.
Метод звуковых ассоциаций еще называют методом Аткинсона. Суть метода заключается в подборе к звучанию иностранного слова созвучных (т.е. похоже звучащих слов) из родного языка. Затем следует составить короткое (желательно из двух слов), не лишенное смысла предложение, в котором задействован перевод и звучание иностранного слова. Поясню сказанное на примере.
Возьмем английский глагол push — толкать. На русском языке звучание этого слова можно выразить так: ПУШ. В русском языке такого слова нет, поэтому подбираем наиболее близкое слово — ПУШКА. Соответственно получаем такое предложение: Толкать пушку.
Вначале я решила выяснить, к какому типу людей принадлежат ученики группы 7 класса. Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух или на ощупь. Для этого они выполнили тест [6] на определение типа восприятия: аудиал, визуал, кинестетик.
Отвечайте на вопросы «согласен» или «не согласен».
Выпишите в столбик номера вопросов, на которые вы ответили положительно.
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4. Обожаю ходить в сауну.
5. В автомашине — для меня важен цвет.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.
9. Люблю принимать массаж.
10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя костюм в витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо.
13. Когда слышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Часто читаю во время еды.
15. Очень часто разговариваю по телефону.
16. Склонен к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После неудачного дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю сам с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.
27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель — это для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобные туфли.
31. Очень люблю ходить в кино.
32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонту.
34. Умею слушать собеседника.
35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая стереоаппаратура.
38. Когда слышу музыку, отбиваю такт нотой.
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядка.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия — это захватывающее дело.
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
Теперь подсчитайте, в какой из следующих строк больше совпадений с вашим числовым рядом:
Тип А (Визуал): 1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45
Тип В (Кинестетик): 3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47
Тип С (Аудиал): 2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46
В результате теста выяснилось, что в группе по изучению английского языка: 6 человек — визуалы, 4 человека — аудиалы, 4 человека — кинестетики. В группе преобладают визуалы. После ознакомления с основными способами запоминания иностранных слов, проанализировав, какие каналы восприятия больше работают в том или ином методе, я соотнесла их с типами личности.
Визуалам лучше полагаться на зрительные ощущения, лучше обучаться через наглядные пособия (книги, видео, графики, фотографии), им подойдут традиционные методы запоминания слов: табличный метод, метод стикеров и метод работы со словарем. Мы пользуемся ими с первых уроков по иностранному языку.
Изучение иностранного языка легче всего дается аудиалам, так как их сильные стороны — слушать и говорить. Им можно пользоваться аудиолингвистическим методом, методом «Попугай», а также использовать рифмовки, стихи и пословицы. Если вы аудиал, то изучая материал, произносите для себя вслух важные вещи, выводы. Если вы читаете книгу или текст на иностранном языке, лучше всего читать ее вслух.
Труднее всех учить иностранный язык кинестетикам, о чем говорит их низкая успеваемость. Заучивая какой-то материал, им лучше больше двигаться, расхаживать по комнате, при этом повторяя то, что нужно запомнить. Им я предложила методы составления рассказа и звуковых ассоциаций, в которых задействованы разные органы чувств. В этих методах можно закрыть глаза и в воздухе (или на какой-то поверхности) записать информацию. Мысленно стараться увидеть и услышать то, что записано. Они также могут использовать аудиолингвистический метод, надевать наушники на утреннюю пробежку.
Ученики попробовали подходящие им методы и выбрали наиболее эффективный для них метод. И вот результаты проведённого опроса:
Визуалы: Метод стикеров — 3 чел. Табличный метод — 3 чел.
Кинестетики: Ассоциации — 2 чел. Составление рассказа — 2 чел.
Аудиалы: Аудиолингвистический метод — 4 чел.
После того, как учащиеся выбрали свой способ, прошло две четверти. В результате регулярного использования выбранных способов запоминания результаты у большинства улучшились. В группе теперь три человека имеют «5» и нет троечников.
Конечно, этот способ нельзя назвать панацеей от всех бед, возможно, в улучшении успеваемости сказалось и повышение мотивации, так как ребята знали, что мы стараемся улучшить оценки. Возможно, они начали усерднее делать домашние задания. Но то, что к заучиванию новых слов они стали подходить по-новому, — это факт. Использование новых интересных методов, воспринималось ими как игра, что помогало легче пополнять словарный запас. Самый лучший способ учить английские слова — это учить их с удовольствием!
[links&resources]
Диалекты в русском языке Статьи
Диалекты в русском языке
Что такое диалекты?
Диалектные слова, или диалекты (греч. ;;;;;;;;; — «наречие» от греч. ;;;;;;;;;; — «говорить, изъясняться»), — слова, употребляемые жителями той или иной местности. Речь жителей называется диалектом, наречием или говором. Она состоит из общеупотребительных слов и диалектов. Диалектные слова встречаются в художественной литературе для передачи особенностей речи жителей описываемой местности. Их можно встретить в произведениях Пушкина, Гоголя, Бунина, Некрасова и других писателей. Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называются диалектизмами. Вопросы диалектов русского языка изучает диалектология. Не путайте понятие диалектов с акцентом в речи.
Примеры диалектов
Ниже примеры диалектов жителей разных областей и городов России. Для каждого диалекта дан литературный аналог русского языка.
Айда — пойдём Шабол — сумка, баул. Однёрка — единица, один Сгайбал — скомкал Буровить — говорить Булдыжка — куриная нога Парняга — молодой человек Сворот — поворот Обутки — обувь Жор — еда Кудыть — куда Зырь — смотри Коцать — ломать, царапать Стрематься — бояться Чмырить — унижать Шкандыбать — идтиСтебаться — унижать Клуша — глупая девушка
Виды диалектов
Различают два вида диалектов в русском языке: социальные и территориальные.
Виды диалектов
Социальные диалекты
К социальным диалектам (жаргону) относят диалектные слова, которые используются определённой социальной группой. Отсюда и название вида. Социальным диалектам свойственны лексические языковые особенности. В случае социальной группы не стоит путать диалекты с профессиональными словами.
Территориальные диалекты
Территориальный диалект включает слова, которые используются в речи людей на определённой территории. Им свойственны фонетические, грамматические, лексические, синтаксические особенности.
Диалекты Самары:
срост — «всё получится»,
курмыши — заброшенные местечки,
фиолет — банкнота в 500 рублей,
Сампло — Самарская площадь,
жигульбас — жигулевское пиво.
Диалекты Ставрополя:
тутина — шелковица,
курага — дикие абрикосы,
дюже — очень,
замыкать — закрывать.
Диалекты Ростова-на-Дону:
чебак — лещ,
таранка — вобла,
жердёлы — абрикосы,
пить кофа — пить кофе.
Диалекты Ханты-Мансийска:
ап — собака,
кати — кошка,
уща улаты — привет,
пумащипа — пожалуйста,
аспасиба — спасибо.
Диалекты Нижнего Новгорода:
убираться — помещаться куда-либо, во что-либо.
Классификация диалектов
В прошлом веке были составлены диалектологические карты русского языка, изданы монографии диалектного членения. В них собран материал по наречиям, говорам, группам говоров. Информация ниже даётся на основе классификации 1964 года.
В русском языке выделяются три диалекта (два наречия и один говор): севернорусское наречие, южнорусское наречие, среднерусский говор. Например, литературное слово «говорить» имеет аналог «баить» в среднерусском наречии и «гутарить» в южнорусском. Также существуют более мелкие деления. Известные примеры: москвичи — «акают», деревенские — «окают», различия в речи москвичей и петербуржцев.
Северное наречие
Группы говоров севернорусского наречия:
Ладого-Тихвинская группа
Вологодская группа
Костромская группа
Межзональные говоры
Онежская группа
Лачские говоры
Белозерско-Бежецкие говоры
Южное наречие
Группы говоров южнорусского наречия:
Западная группа
Верхне-Днепровская группа
Верхне-Деснинская группа
Курско-Орловская группа
Восточная (Рязанская) группа
Межзональные говоры типа А
Межзональные говоры типа Б
Тульская группа
Елецкие говоры
Оскольские говоры
Среднерусский говор
Среднерусский говор специфичен для Псковской, Тверской, Московской, Владимирской, Ивановской, Нижегородской областей.
Западные среднерусские говоры
Западные среднерусские окающие говоры
Гдовская группа
Новгородские говоры
Западные среднерусские акающие говоры
Псковская группа
Селигеро-Торжковские говоры
Восточные среднерусские говоры
Восточные среднерусские окающие говоры
Владимирско-Поволжская группа
— Тверская подгруппа
— Нижегородская подгруппа
Восточные среднерусские акающие говоры
Отдел А
Отдел Б
Отдел В
Говоры Чухломского острова
Лингвистическая характеристика
Лингвистическая характеристика говоров включает фонетику, вокализм, синтаксис. Северному и южному наречию свойственны свои диалектные черты. Среднерусские говоры совмещают отдельные черты северного и южного наречий.
Фонетика русских диалектов показывает разницу у наречий в произношении согласных звуков (долгая согласная), фрикативного звука, смягчения согласных, яканье и др. В диалектах русского языка выделяют пятиформенные, шестиформенные и семиформенные системы вокализма и «оканье», «аканье» как типы безударного вокализма. Различие в синтаксисе говоров связано с использованием в конструкции словосочетаний разных падежей, разного сочетания предлогов с существительными, использования разных форм глагола. Разница прослеживается в конструкции простых предложений: изменение порядка слов, использование частиц и т.д.
А вот, допустим, вы в Омской области. Приехав посмотреть на Успенский собор, срочно оскорбитесь, если вас спросят: «Ты чего? С первой линии, что ли?». Потому что «с первой линии» значит «дурак». Дело в том, что в Омске на улице Куйбышева (после нее идет 2-я Линия, а 1-й Линии нет) находится областная психиатрическая больница.
Какие типы восприятия бывают и зачем об этом знать
Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность.
Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому-тонеобходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.
Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. В процессе познания и восприятия информации большое значение имеет канал, которым человек воспринимает информацию извне.
Если разобраться в том, как человек воспринимает информацию, то в этом вопросе можно найти много нюансов и особенностей. То, что эффективно при общении с одними людьми, может оказаться совершенно неэффективным при общении с другими. Кто-то понимает нас с полуслова, а к кому-то мы можем пытаться «достучаться» очень и очень долго и часто, но эти попытки так и остаются безуспешными.
Имея представление о своем типе восприятия и о типе восприятия собеседника, нам проще «работать» с информацией, передавать ее, легче запоминать и воспроизводить то, что мы пытались запомнить.
Люди могут воспринимать информацию разными способами: можно слышать, можно видеть, можно чувствовать. Эти способы восприятия в психологии называются модальностями или репрезентативными системами, или ведущим каналом (типом) восприятия.
Восприятие (перцепция, лат. perceptio) ‒ это позна-вательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.
Как известно, существует 4 канала восприятия (модальности): аудиальный, визуальный, кинестетический и дигитальный.
Если у вас нет времени или возможности применить методику, которая представлена ниже, то Вы можете определить основной канал восприятия, спросив у собеседника о чем-либо. Например, «Вспомни свой последний отпуск и расскажи о нем».
При этом взгляд визуала будет направлен наверх (прямо, налево, направо), это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинок в уме.
Аудиал в процессе общения обращает максимум своего внимания на речь. Его интересуют слова, но главным образом он понимает вас через интонации. Его ухо улавливает малейшие изменения тона, высоты голоса. Чаще всего, рассказывая о чем-либо, они оперируют словами: «слышал», «говорили» и подобными.
Существует очень хитрая уловка «вывести на чистую воду» аудиала.
Спросите у него о чем-то, например, что он делал вчера вечером. Если ваш собеседник смотрит в сторону и влево – вспоминает правдивую информацию, если в сторону и вправо – придумывает, что бы вам соврать.
Если вы спросите у визуала о чем-либо, например: «Какие планы на ближайшие выходные?», то взгляд кинестетика будет направлен вниз, что говорит о том, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям.
Существует еще один тип людей, который встречается довольно редко, поэтому не вписывается в общую теорию. Дискреты – люди с особенным типом мышления.
Дискреты мыслят с точки зрения полезности и функциональности. Они оценивают мир с точки зрения смысла. Фактически, три предыдущих типа людей получают опыт через слова, в случае дискрета – слова и являются опытом. Они воспринимают всю информацию буквально, не задумываясь о том, что за ней может стоять.
Стоит отметить, что человека, полностью принадлежащего к одному типу мышления, не существует. В каждом из нас есть частичка от каждого из них, но в то же время мы обладаем доминирующим типом восприятия. Именно по нему принято относить человека к одной из этих категорий.
Вашему вниманию предлагается тест, который поможет Вам верно определить даминирующий канал восприятия.
Тест аудиал, визуал, кинестетик
(диагностика доминирующей перцептивной модальности
С. Ефремцева / методика на восприятие)
Инструкция к тесту. Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если Вы согласны с данным утверждением, и знак «–», если не согласны.
Тестовый материал (вопросы).
Ключ к тесту
Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия):
Интерпретация результатов
Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов «да» («+»). Это ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.
Визуал
Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: «не видел этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметил прекрасную особенность». Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.
Кинестетик
Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.
Аудиал
«Не понимаю что мне говоришь», «это известие для меня…», «не выношу таких громких мелодий» – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.
Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами.
Дигитал
Он же дискрет – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы.
Шаповалова В. С., к. псих. н., практический психолог
ІІ категории НФаУ, ст. преподаватель кафедры педагогики
и психологии НФаУ