Что значит подобрать аккомпанемент
Как подобрать аккомпанемент к мелодии. Практические советы по свободной гармонизации
Вопросу аккомпанемента, как подбора гармонического сопровождения к мелодии, посвящено не так уж много работ. Большая часть из них была издана ещё в середине XX века (1961–1974 гг.). Некоторые посвящены проблеме отсутствия навыка аккомпанемента у выпускников ДМШ, средних и даже высших учебных музыкальных заведений. Часть работ носят или научно-исследовательский характер или содержат общие рекомендации, тогда как и преподавателей, и учащихся обычно волнуют конкретные вопросы: «как сделать то-то и то-то, если…», возникающие при практическом выполнении задания по гармонизации мелодии.
Представленное здесь методическое пособие — не рассуждение на обозначенную тему, а один из вариантов решения проблемы «как научить» желающих научить-ся (научить-себя) подбирать аккомпанемент по слуху. Предназначено оно именно для тех, кто столкнулся с различного рода трудностями при выполнении подобного задания. Предлагаемая авторская работа представляет собой практическое пособие для учащихся инструментального отделения и любителей музыки, владеющих азами музыкальной грамоты и навыками достаточно свободной игры на фортепиано (хотя бы в пределах 3–4 классов ДМШ).
Суть работы — в постепенном практическом освоении приемов гармонизации несложных мелодий для пения (сольфеджирования); в решении типичных проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся. В первую очередь, работа адресована учащимся, не овладевшим за годы обучения в ДМШ навыком самостоятельного «подбора по слуху» сопровождения к мелодии или не обладающим «гармонической интуицией» и тем, кто считает, что эта форма музицирования слишком сложна, но желающим научиться подбирать аккомпанемент. В Пособии есть и необходимая теоретическая информация, которую сразу же предлагается применить в практических заданиях, как в основном тексте, так и в нотных Приложениях. В работе соблюдается принцип «от простого к сложному», а также повторения, закрепления навыка на новом, более сложном уровне. Периодически, при необходимости заострить внимание на какой-то детали, даются «советы» от автора.
По стилю изложения Пособие несколько нетрадиционно: в жанре «воображаемого диалога» с учащимися и, соответственно, лексика работы максимально приближена к разговорной речи, что облегчает её восприятие. При создании Пособия учитывались конкретные вопросы, часто задаваемые учащимися или сформулированные ими при ознакомлении с Пособием по мере его создания. Ответы на эти вопросы и легли в основу структуры данной работы. Что касается практических заданий по подбору аккомпанемента, то они даются либо в форме домашнего задания, либо отрабатываются на уроке сольфеджио при коллективном анализе мелодии. Параллельно на уроках гармонии осваиваются различные виды фигураций в таких традиционных формах как соединение аккордов, игра периода, либо гармонической последовательности (цифровки). Это превращает учебные «технические» задания в маленькие музыкальные пьесы-эскизы.
Материал Пособия складывался постепенно, из обобщения многолетнего опыта практической работы автора с учащимися исполнительских отделений музыкального колледжа (в последние годы — на базе оркестрового и отделения народных инструментов — русских и казахских).
Данная работа могла бы стать развёрнутой, но её цель — обозначить и помочь учащимся практически освоить самые проблемные ситуации при подборе аккомпанемента; помочь тем, кто не доверяет своему слуху, кто сомневается в своих способностях, у кого интуитивное подавлено рациональным, но есть желание научиться видеть в мелодии скрытую гармонию. И в процессе работы учащиеся понимают, что предлагаемое Пособие — только первые ступеньки на пути совершенствования навыка свободной гармонизации мелодии в фактуре, часто так необходимого в практической деятельности музыканта.
Ниже даны видеофрагменты, в которых показана одна из творческих форм работы на уроках гармонии в группе народников и оркестрантов музыкального колледжа г. Рудного. Учащиеся 3 курса Артём Ахмин и Вениамин Гавриков исполняют самостоятельно сочинённые периоды с использованием разного рода фигураций, в том числе и неаккордовых звуков (вспомогательных хроматических, проходящих и задержаний). Периоды исполняются наизусть, обязательно умение транспонировать в тональности с тремя знаками.
Творческие формы разного рода учебных заданий осваиваются в данной группе с 1-го курса. Сначала по элементарной теории музыки и сольфеджио, а потом и по гармонии. При этом все учащиеся без исключения, каждый в меру своих способностей, наличия желания и свободного времени, показывают неплохие результаты. Часть учащихся уже проявляет большую заинтересованность к содержательной стороне музыки и «техническим» вопросам сочинения. Именно в процессе работы в этой группе над формированием навыка свободной гармонизации мелодии возникла идея создания Пособия по аккомпанементу
Как подобрать аккомпанемент к мелодии.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Елена Андреевна 10.06.2014 00:35
Скачала для ребят, спасибо, Светлана!
Татьяна Самарцева, г. Оренбург 09.07.2014 22:18
Очень полезная работа! Приятно, что находится человек, который может систематизировать интуитивные находки, помогает не «изобретать велосипед»! Вполне можно применить некоторые приемы в старших классах музыкальных школ! Спасибо Светлане Гвоздевой и Елене Копий!
Лариса Войтович, Боровской, Казахстан 12.12.2015 13:52
Спасибо, Света, очень пригодилось. Просто и значимо.
Мамаева Э. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии
Мамаева Э. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии
Я пришла к мысли написать это пособие много лет назад, еще в России. Моя практика преподавания, а я преподаю уже тридцать лет в России и в Соединенных Штатах Америки, показала, что это пособие просто необходимо любителям легкой музыки.
Я начала интересоваться подбором мелодий и аккомпанемента к ним еще с юности. Когда хотелось поиграть что-то современное эстрадное для собственного удовольствия, а также для семьи и друзей.
Так что в России в 70-х— 80-х годах, да и позже, невозможно было найти в нотных магазинах понравившуюся песню или эстрадную мелодию на пике ее популярности. На полках магазина она появлялась спустя 2-3 года, когда уже устаревала, и, кроме того, мелодии эти были аранжированы так сложно, что только профессиональные музыканты могли справиться с их исполнением. Начав преподавать фортепиано в музыкальной школе, я поняла, что невозможно ограничить учеников исполнением только классической музыки. Я чувствовала, что им хочется поиграть что-то легкое, эстрадное, модное, помимо серьезной программы. Я стала делать сама легкие аранжировки их любимых песен, а также устраивала концерты учеников своего класса, где мы исполняли эстрадную музыку, и даже делала переложения для двух фортепиано.
Это пособие я предлагаю как для начинающих учеников — подростков и взрослых, которые не знают еще гармоний, тональностей, аккордов, стилей и ритмов, так и для тех, кто уже умеет немного играть на пианино или keyboard, но никогда не учились подбирать аккомпанемент и не знают, с чего начать.
Это пособие предназначено для тех подростков и взрослых, любителей легкой музыки, кто когда-то в детстве начинал учиться игре на фортепиано в музыкальной школе или у частных учителей, но по каким-то причинам прервал занятия. Что-то помнят, но в основном забыли почти все. Музыку любят, имеют дома пианино или keyboard, и хотят снова играть, но что-то уже для души.
Мое пособие — как бы каркас, с помощью которого, по мере изучения теории музыки, ученик может усложнять гармонии, добавлять новые аккорды, доже вносить кое-что чпо и учиться импровизировать.
Мое пособие — это то, с чего удобно начать без больших усилий, не уставая и не напрягаясь, и не испытывая в то же время разочарования, неизбежного при освоении какой-то трудной аранжировки. Освоив это пособие и разобравшись в разных ритмах и типах аккомпанементов, любители эстрадной музыки смогут покупать различные понравившиеся им песенники. Вы найдете множество этих песенников на полках магазинов. В них обычно изложена мелодия для исполнения правой рукой и буквы нот — для левой.
Рекомендуем:
Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!
Аккомпанемент на гитаре. Виды и практические примеры аккомпанемента на гитаре
Аккомпанемент на гитаре — что это
Аккомпанемент на гитаре – это музыкальное сопровождение песни. Чаще всего исполняется аккордами. Взятый аккорд, который играется в каком-либо ритме уже можно считать таким сопровождением (некоторые треки даже так и исполняются). Ритмические фигуры левой и правой руки могут отличаться по сложности. Они настолько разнообразны, что одну и ту же песню можно саккомпанировать совершенно по-разному. В этом вся прелесть музыки.
Сопровождение включает разные виды боев, переборов, постукиваний по грифу гитары и других «примочек». Аккордовая часть может совмещаться с сольными вставками или идти непрерывным соло.
Аккомпанемент в музыке
В музыке это понятие применяется более широко. Помимо песен можно составить музыкальную поддержку мелодии. Это не только человеческий голос, но и любой другой инструмент. Чаще всего аккомпанируют на баяне, пианино, гитаре – инструменте, на котором можно создать гармонию (несколько звуков одновременно). Бывают дуэты, скажем фортепиано + флейта. Часто аккомпаниатор поддерживает 2 и более ведущих голоса (фортепиано + перекличка кларнета и трубы). Аккомпаниаторов может быть двое (дуэт пианистов, пианист + гитарист).
В сольном инструментальном исполнительстве музыкант может вести мелодия и аккомпанемент одновременно. Роль сопровождения отводится левой руке, а мелодию чаще всего ведут правой (нередко бывает перекличка рук и смена ролей, но это частные исполнительские случаи).
В так называемых оркестровых аранжировках сопровождение может составлять из одноголосных инструментов и превращаться в мощную аккомпанементную основу из трёх голосов и более. Подобные трио-квартеты поддерживают целых хоры, оперные сольные номера на несколько голосов (бас+баритон+сопрано+альт) или совместную работу нескольких симфонических инструментов. Часто такие аранжировки бывают контрапунктными – когда каждый инструмент играет свою партию (не сливаются в унисоне).
Роль аккомпанемента
Это в первую очередь ритмическая и гармоническая основа. В какой-то степени похлопывания в ладоши можно назвать примитивной формой сопровождения. Часто аккомпанемент на гитаре помогает новичку не только спеть песню, но и вообще вступить и «въехать в тональность». Так как пение a capello это уже другой уровень мастерства. Часто в музыкальных номерах можно встретить вступления без сопровождения или куски в середине. Но затем поддержка всё равно вступает, так как наполняет ткань произведения полнотой гармонии, делает песню сочной и плотной.
Виды аккомпанемента на гитаре
Удары по струнам (бой)
Пожалуй, самое первое, что осваивает новичок – это пару аккордов и свой первый бой. Эта ритмическо-гармоническая поддержка используется как в дворовых песнях, так и в более сложных жанрах – кантри, рок, даже частично классика (чаще всего в испанской гитаре). Видов таких ударов по струнам существует несчётное множество. В первую очередь потому, что к каждой песне можно подобрать индивидуальный бой со своими фишками и ритмической основой. Существуют основные схемы, которые можно порекомендовать новичкам. Но от них не только можно, но и нужно отходить в процессе обучения.
Главное, что даёт изучения данного приёма – это совмещение левой и правой руки. Если вы сумели зажать аккорд, а правой рукой продержать ритм на протяжении хотя бы первой строчки песни, поздравляем – перед вами открывается удивительный мир музыки.
Бас-Щипок
Ещё один интересный вариант аккомпанемент на гитаре – бас + щипок. Это то самое «унца-унца», которое используется в основном в простых «блатных» или дворовых песнях (скажем, «Постой, паровоз»). Однако даже эту простую форму можно усовершенствовать и сделать неожиданную поддержку для всеми знакомой песни.
Арпеджио
Термин «арпеджио» применяется для классических инструментов. В среде любителей знакомо слово «перебор». Это дословно «перебирание» струн аккорда в определённой последовательности. Ноты аккорда создают звуковую «петлю», которая звучит на протяжении всей композиции (или её части). В основном применяется в лирических произведениях, чтобы «взяло за душу». Часто применяется в качестве разнообразия между боями или в переходной части песни (бридже, например или перед припевом). Виды арпеджио также отличаются разнообразием. От простейшей четвёрки до более замысловатых фигур, которые используются даже в рок-балладах (Guns`n`Roses «Don`t Cry»).
Извлечение звуков с добавлением перкуссии
Кроме того, аккомпанемент аккордов можно разнообразить различными глушениями, которые тоже создают эффекты ударной установки.
Фингерстайл (2 голоса ритм и мелодия)
Приведённый выше эффект «диско-бочки» это элемент фингерстайла. Подобное исполнение требует наработки техники и мастерства. В основном фингерстайлщики исполняют инструментальные версии известных песен или мелодий из фильмов, игр. Обязательно ведение мелодии и ещё одного-двух голосов (в зависимости от сложности аранжировки и мастерства исполнителя). Отличительной особенностью является «приправа» всего этого чёткой ритмической основой.
Мелодия — основная тема композиции
Отдельная мелодия тоже может стать хорошим сопровождением. Например, можно попробовать петь в унисон или устроить перекличку – ваш голос A capella + мелодическая составляющая песни/аккомпанемента. Пример – John Lee Hooker – «Boom Boom». Певец исполняет основную тему песни, которая затем отзывается небольшими сольными вставками в аккомпанементе.
Стили аккомпанемента
В зависимости от стиля музыки, может меняться и аккомпанемент на шестиструнной гитаре. Это зависит от традиций и происхождения самого жанра. Скажем, у рэгги уникальная ритмическая основа, которая не подойдёт для рок-песни или тем более дворового шансона. А дворовый бой никак не прозвучит в качестве сопровождения для «Ace of Spades» Motorhead. Однако часто стили заимствуют бои и переборы друг у друга. Например, фанковый ритм часто применяется в поп-песнях, используется в роке и метале. В свою очередь существуют практически универсальные бои, которые могут подойти сразу к нескольким жанрам.
Возможности гитарного аккомпанемента
Если вы научились играть основные схемы боя, используете переборы – то для вас открывается возможность исполнить практически любую песню. Чем больше приёмов в арсенале гитариста, тем разнообразнее и интереснее звучит его шестиструнный аккомпанемент. Добавляйте по 1-2 фишке в давно разученные песни и увидите, как она зазвучит ярче. Не обязательно стараться досконально изучить определённую манеру. Можно взять что-то из рока, фингерстайла, блюза, рэгги и добавить в другой жанр.
Построение гитарного аккомпанемента
Самый простой способ – следовать сильным долям в песне. Так вы создадите ритмический «скелет». Возьмите несложную песню с ярко выраженными сильными долями и акцентами (ту же Кино – «Звезда по имени солнце») и простучите вместе с записью. Для удобства ниже предложен аудиофрагмент партии барабанов из этой композиции.
Барабанная партия куплета
Постепенно вы поймёте, где ваша рука не совпадает с записью. Теперь возьмите гитару и старайтесь попадать в такт, играя по «мёртвым нотам». Левой рукой заглушите, а правой бренчите по струнам. Скоро вы будете попадать в такт вместе с оригиналом. Когда в голове уложился ритм, можно приступить к подбору аккордов.
Проще всего прослушать басовую линию (если есть такая возможность). От неё уже можно строить гармонию. Можно также подбирать басы при игре с оригиналом. Например, вы услышали повторяющуюся в куплете линию «A-C-D-G». Скорее всего, здесь будут аккорды – Am, C, Dm, G. Вам нужно определиться с ладовым наклонением трека (мажор или минор) и от этого уже «плясать».
Табы партии баса и аудиофрагмент
Кроме того, существуют определённые клишированные последовательности, которые используются в большинстве песен. Поэтому, если вы «нащупали» пару аккордов, то восстановить композиторскую мысль уже будет проще.
Разумеется, многие песни не ограничиваются простыми аккордами. Вполне возможно, что вы захотите изучить более сложные цепочки с «заковыристыми» гармониями, которые значительно обогатят вашу игру.
Читайте также: как подобрать аккомпанемент
Как научиться аккомпанировать на гитаре
Обучающие статьи по теме
Аккорды
Заучите предложенные последовательности и пробуйте подставлять их в подбираемые песни.
Ритмические рисунки
Предложенные ритмические фигуры универсальны для многих треков. Поэтому стоит их заучить, чтобы потом применять на практике.
Рисунок #1
Рисунок #2
Арпеджио (переборы)
Схема #1
Схема #2
Мелодия
Чтобы аккомпанировать на гитаре, нужно хорошо слышать основную мелодию. Часто она присутствует в самой гармонии. Поэтому помимо аккордов можно также играть и мелодическую линию песни.
Комбинирование приемов
Совмещение разных приёмов значительно украсит ваше исполнение. Это может быть чередование боя и перебора, вкрапление мелодии песни в бой, добавление перкуссионных эффектов и т.д.
Аккомпанировать и петь одновременно
Нужно отлично знать текст. Даже если вы досконально можете исполнить мелодию, но «плаваете» в тексте (читаете с листа), то заминки непременно будут. Выучите песню, пойте её без аккомпанемента, под плюс, а ещё лучше под минусовку (если такая есть).
Заучите отдельно само музыкальное сопровождение. Довести до мышечного автоматизма это конечно хорошо, но что вы будете делать в случае ошибки? Не стоит слишком зазубривать аккорды и полагаться исключительно на «автоматическое воспроизведение». В вашей голове должна быть хотя бы сетка из последовательности басов и пару вариантов замены аккорда, который вы элементарно забыли.
Сыграйте песню целиком. Медленно, коряво, с остановками на обдумывание (а что же играется дальше) и мычанием текста. У вас должно быть общее представление, что получится в итоге. После этого разбирайте по строчке, по куплету или по переходу с одного аккорда на другой.
Как подобрать аккомпанемент к песне
Аккомпанемент на фортепиано
Если внимательно вслушиваться в музыкальное произведение, можно легко различить присутствие двух компонентов – мелодии и аккомпанемента.
Мелодия выступает в роли бесспорного лидера, яркого бриллианта, а фоновые аккорды, которые её сопровождают – в роли оправы.
Красивый аккомпанемент обеспечивает гармоническое и ритмичное обрамление основного мотива, делает звучание глубоким и выразительным.
Важно уметь выделять сопровождающую часть, как при прослушивании современных эстрадных песен, так и классических пьес – это развивает слух и учит понимать построение произведения. Хороший эффект даёт исполнение составных элементов по отдельности: аккомпанемента – левой рукой, мелодии – правой.
По роли в композиции, музыканты и профессиональные преподаватели выделяют следующие варианты аккомпанемента на пианино:
Если рассматривается сама фактура произведения, то по отношению к ней различают такие стили аккомпанемента на фортепиано, как:
Многих начинающих музыкантов, недавно начавших брать уроки синтезатора или пианино, интересуют правила, по которым строится аккомпанемент песни.
Как подобрать аккомпанемент к мелодии. Практические советы по свободной гармонизации
Вопросу аккомпанемента, как подбора гармонического сопровождения к мелодии, посвящено не так уж много работ. Большая часть из них была издана ещё в середине XX века (1961–1974 гг.).
Некоторые посвящены проблеме отсутствия навыка аккомпанемента у выпускников ДМШ, средних и даже высших учебных музыкальных заведений.
Часть работ носят или научно-исследовательский характер или содержат общие рекомендации, тогда как и преподавателей, и учащихся обычно волнуют конкретные вопросы: «как сделать то-то и то-то, если…», возникающие при практическом выполнении задания по гармонизации мелодии.
Представленное здесь методическое пособие — не рассуждение на обозначенную тему, а один из вариантов решения проблемы «как научить» желающих научить-ся (научить-себя) подбирать аккомпанемент по слуху.
Предназначено оно именно для тех, кто столкнулся с различного рода трудностями при выполнении подобного задания.
Предлагаемая авторская работа представляет собой практическое пособие для учащихся инструментального отделения и любителей музыки, владеющих азами музыкальной грамоты и навыками достаточно свободной игры на фортепиано (хотя бы в пределах 3–4 классов ДМШ).
Суть работы — в постепенном практическом освоении приемов гармонизации несложных мелодий для пения (сольфеджирования); в решении типичных проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся.
В первую очередь, работа адресована учащимся, не овладевшим за годы обучения в ДМШ навыком самостоятельного «подбора по слуху» сопровождения к мелодии или не обладающим «гармонической интуицией» и тем, кто считает, что эта форма музицирования слишком сложна, но желающим научиться подбирать аккомпанемент. В Пособии есть и необходимая теоретическая информация, которую сразу же предлагается применить в практических заданиях, как в основном тексте, так и в нотных Приложениях. В работе соблюдается принцип «от простого к сложному», а также повторения, закрепления навыка на новом, более сложном уровне. Периодически, при необходимости заострить внимание на какой-то детали, даются «советы» от автора.
По стилю изложения Пособие несколько нетрадиционно: в жанре «воображаемого диалога» с учащимися и, соответственно, лексика работы максимально приближена к разговорной речи, что облегчает её восприятие.
При создании Пособия учитывались конкретные вопросы, часто задаваемые учащимися или сформулированные ими при ознакомлении с Пособием по мере его создания. Ответы на эти вопросы и легли в основу структуры данной работы.
Что касается практических заданий по подбору аккомпанемента, то они даются либо в форме домашнего задания, либо отрабатываются на уроке сольфеджио при коллективном анализе мелодии.
Параллельно на уроках гармонии осваиваются различные виды фигураций в таких традиционных формах как соединение аккордов, игра периода, либо гармонической последовательности (цифровки). Это превращает учебные «технические» задания в маленькие музыкальные пьесы-эскизы.
Материал Пособия складывался постепенно, из обобщения многолетнего опыта практической работы автора с учащимися исполнительских отделений музыкального колледжа (в последние годы — на базе оркестрового и отделения народных инструментов — русских и казахских).
Данная работа могла бы стать развёрнутой, но её цель — обозначить и помочь учащимся практически освоить самые проблемные ситуации при подборе аккомпанемента; помочь тем, кто не доверяет своему слуху, кто сомневается в своих способностях, у кого интуитивное подавлено рациональным, но есть желание научиться видеть в мелодии скрытую гармонию. И в процессе работы учащиеся понимают, что предлагаемое Пособие — только первые ступеньки на пути совершенствования навыка свободной гармонизации мелодии в фактуре, часто так необходимого в практической деятельности музыканта.
Ниже даны видеофрагменты, в которых показана одна из творческих форм работы на уроках гармонии в группе народников и оркестрантов музыкального колледжа г. Рудного.
Учащиеся 3 курса Артём Ахмин и Вениамин Гавриков исполняют самостоятельно сочинённые периоды с использованием разного рода фигураций, в том числе и неаккордовых звуков (вспомогательных хроматических, проходящих и задержаний).
Периоды исполняются наизусть, обязательно умение транспонировать в тональности с тремя знаками.
Творческие формы разного рода учебных заданий осваиваются в данной группе с 1-го курса. Сначала по элементарной теории музыки и сольфеджио, а потом и по гармонии.
При этом все учащиеся без исключения, каждый в меру своих способностей, наличия желания и свободного времени, показывают неплохие результаты. Часть учащихся уже проявляет большую заинтересованность к содержательной стороне музыки и «техническим» вопросам сочинения.
Именно в процессе работы в этой группе над формированием навыка свободной гармонизации мелодии возникла идея создания Пособия по аккомпанементу
Как научиться подбирать по слуху песни?
Всем привет :=) После длительно не писания на сайте, по причине высокой занятости, решил написать подробную статью о том, как производить подбор по слуху.
Ребята вы наверно уже замечали или вам кто-нибудь рассказывал, что далеко не все профессиональные музыканты могут подобрать песню по слуху.
По нотам они играют замечательно, а вот подбор по слуху у них ни хрена не получается.
Как в тоже время какой-нибудь самоучка, который лабает только во дворе для друзей, без проблем может по слуху подобрать нужные аккорды к песни. Почему так? В чем секрет?
Тут конечно многое зависит от определенных способностей, но сразу хочу вас обрадовать, подбору песен на слух можно научиться и это не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд.
Вот взгляните на данные аккордовые последовательности:
С – Am – F – C
Am – C – D – F – Am – C – E7 – Am – C – D – F – Am – E7 – Am
G – C – F – C
C – Dm – G7 – C
Am – G – F – E
Am – Gm – A – Dm
H – Dm – E – Am
Am – H – E –Am
Ну что, посмотрели на последовательности и спрашиваете, ну и на какой хрен они мне нужны. Ребята, это не просто тупой набор аккордов – это определенные последовательности, которые вы можете применять при подборе песен по слуху.
Поэтому учите и запоминайте данные последовательности, они ой, как помогут вам производить подбор по слуху.
Ну а сейчас давайте я расскажу, как подбирать по слуху. Во первых хочу вам тут немного прояснить ситуацию. Под подбором песни по слуху многие подразумевают разное. Так, например, у кого-то имеется текст песни неважно, какой известной или написанной самостоятельно.
И этот кто-то хочет просто подобрать аккордовый аккомпанемент к данному тексту по слуху. Ну а кто-то хочет подобрать песню по слуху, которая звучит из его колонок. Т.е послушал песню и захотел по слуху подобать аккордовый аккомпанемент на гитаре.
Я расскажу вам и о том и другом варианте подбора по слуху.
Ну и давайте начинать. Допустим, у вас имеется текст песни, и вы хотите под него подобрать аккордовый аккомпанемент.
Вы наверняка уже играли некоторые простые аккордовые, дворовые песенки и быть может уже заметили что самые основные и часто используемые тональности для таких песен это тональность ля минор(Am) и до мажор(С), поэтому и подбирать свои первые песни я советую именно в этих тональностях.
Текст песни у вас уже должен быть записан на листке бумаги. Прочитайте внимательно свой текс и проставьте ударения над сильными, так сказать ударными слогами.
Начните петь и играть без определенного ритмического рисунка аккорд Am, проигрывая его на каждой сильной доли. Играйте его до тех пока не почувствуете, что данный аккорд уже не подходит. Значит, в этом месте нужно сменить аккорд.
Попробуйте начать играть аккорд Dm, если он не подходит, значит играйте аккорд Е. После аккорда Е обычно опять идет аккорд Am а за ним Dm.
Если же после проигрывания аккорда Am, в начале песни ни аккорд Dm, ни аккорд Е не подходят, то значит нужно применять аккорды тональности До мажор. Это аккорды С, F, G. Пробуйте петь текст и играть данные аккорды, все или хотя бы один-два обязательно подойдут.
Часто у новичков возникает вопрос, как определить в какой тональности должна проигрываться песня в миноре или мажоре? Ребятки тут все просто перед тем, как начинать исполнять песню проиграйте следующие аккордовые последовательности: Am – Dm – E – Am это тональность ля мажор, и C – F – G – C это тональность до мажор и вы сразу поймете какая последовательность подходит больше всего.
Что касается подбора, услышанной из колонок или наушников песни. То здесь дело обстоит немного сложнее. Тут вам первым делом, нужно определить в какой тональности звучит данная песня.
Для этого ваша гитара должна быть идеально настроена, а для этого вам понадобиться гитарный тюнер. Так же вы можете настроить свою гитару при помощи программного онлайн тюнера.
Сам онлайн тюнер и подробная инструкция, о том, как им пользоваться, находиться в статье настройка гитары через микрофон.
Вот с определением тональности у новичков всегда проблемы. Тональность песни можно определить либо по первому, либо по последнему аккорду.
Прослушайте песню несколько раз и постарайтесь сначала понять мажорный или минорный первый аккорд песни. А потом уже попробуйте подобрать этот первый аккорд.
После того, как подобранный вами аккорд будет соответствовать первому аккорду песни, можете поздравить себя, вы определили тональность песни.
Теперь вам нужно подобрать остальные аккорды песни. Тут вам нужно будет знать, какие аккорды входят в ту или иную тональность и еще кое-какие знания по теории музыки. Но я не хочу вас грузить музыкальной теорией, поэтому для простоты приведу вам всего лишь две таблицы, в которых покажу какие аккордовые последовательности, соответствуют той или иной тональности.
В большинстве случаев в песнях аккордовые последовательности строятся по следующим принципам:
Тоника это первый аккорд, который собственно и определяет тональность. На всех остальных странных названиях пока прошу сильно не заострять свое внимание.
Итак, вот таблицы с аккордовыми последовательностями:
Таблица №1
Таблица №2
Ну, так вот смотрите после того, как определите тональность песни найдите ее в первой таблице и попробуйте проиграть аккордовую последовательность данной тональности, если не подходит, проиграйте последовательность этой тональности из второй таблицы.
Ребята вам также стоит понимать, что не все песни строятся строго по данным формулам и последовательностям, иногда добавляются и другие аккорды, иногда используются всевозможные модуляции. И вам так же не стоит зацикливаться на данных последовательностях, а пробовать, что-то дополнять, добавлять другие аккорды.
Поначалу все это вам покажется ужасно сложным, но поверьте мне со временем, если будете практиковаться, вы приобретете, определенный слух и опыт и сможете без труда подбирать аккордовый аккомпанемент к песням по слуху.
На этом все. Прошу вас поделиться статьей со своими друзьями, нажать на кнопки соц. сетей типо «мне нравиться». Ну и, конечно же, оставляйте комментарии и задавайте вопросы, буду стараться всем отвечать.
Желаю вам всего наилучшего, товарищи гитаристы :=)
Как подобрать аккорды к песне. Полное руководство 5 способов подбора аккордов на гитаре
Как подобрать аккорды к песне на гитаре. Общая информация
Конечно, в век развития интернет-технологий, когда все гитаристы мира могут связаться друг с другом, найти аккорды можно практически к любой песне.
Однако очень часто случается так, что вы слушаете малоизвестную команду, и песня, сыгранная на акустической гитаре, весьма цепляет. Вы идете в интернет – и не находите инструкций по тому, как она играется.
Именно тогда вам и требуется самому подобрать аккорды. В этой статье мы подробно расскажем о том, как сделать это быстро и просто.
Способы подбора аккордов:
На слух
Наиболее частый, и, при хорошем слухе, самый надежный метод подбора аккордов. Вы просто слушаете песню или ее фрагменты, и одновременно с этим играете на гитаре, стараясь достигнуть консонанса.
Отталкиваясь от тональности
Еще один удобный способ – когда вы определяете тональность, в которой играется песня, и уже отталкиваетесь от этого. В отличие от первого варианта, в этом вы получаете некую почву, и подобрать аккорды на гитаре становится намного проще.
Онлайн на сайте
В теории – очень удобный и надежный способ, который на практике работает только с чисто акустическими композициями, поскольку программы путаются в аранжировках, считывают ноты, лежащие в одном частотном диапазоне, и от этого аккорды определяются не совсем верно.
Используя приложение на смартфоне
Еще один программный способ. Минусы у него те же самые, что и в подборе онлайн – программа может считать лишнее, и из-за этого аккордовые формы изменятся. Однако если у вас совсем нет слуха, то данные методы помогут хотя бы получить основу.
Через программу на компьютере
Опять же – вы загружаете песню, программа считывает ее. Проблема лишь в том, что крайне желательно, чтобы кроме одной-двух гитар в песне больше ничего не было, а также, чтобы качество записи было хорошим.
Как подбирать аккорды на слух. Пошаговое руководство
Настройте гитару в тот строй, в котором играем исполнитель. Либо же настройте гитару в стандарт, и следите за аккордами – вполне возможно, что ее придется понизить, либо же надеть каподастр.
Начните с аккорда-тоники. Зациклите нужный вам фрагмент и начните просто вешать известные вам аккорды. Внимательно слушайте музыку и себя, и в определенный момент вы поймете, что звучите в унисон с гитарой, либо же на октаву ниже или выше.
После этого проследите, куда уходит мелодия, и переходите на нужный аккорд. Ваша главная задача – воспроизвести мелодику, и с уже известным первым аккордом это станет гораздо проще.
Продолжайте точно так же подбирать мелодику и аккорды, внимательно вслушиваясь, и зацикливая нужные вам фрагменты. С первого раза у вас, скорее всего, ничего не выйдет, однако со временем вы научитесь слышать аккорды сразу, и быстро подбирать песни.
Как подобрать аккорды, зная тональность песни
Если вы знаете тональность песни – то уже сделали половину дела. Как только вы определяете ключ, то можете воспользоваться так называемым кварто-квинтовым кругом тональностей.
Ваша задача – обвести кружком на нем вашу тональность так, чтобы она была по центру и стояла между двумя другими тональностями.
Все шесть аккордов, вошедшие в кружок, входят в центральную тональность, и некоторые из них, скорее всего используются и в вашей песне. Благодаря этому вы сильно сократите процесс.
Как подобрать аккорды к мелодии
К сожалению, для этого, вам потребуется знать тональность песни и хоть какую-то теоретическую гармонию. Для начала определите тонику, в которой играется сольная мелодия. После этого попробуйте сыграть элементарную прогрессию аккордов в виде тоника – субдоминанта – доминанта, и отталкивайтесь уже от нее.
Подбор аккордов онлайн на сайте
Для того чтобы осуществлять подбор аккордов к песне онлайн, существуют специальные сервисы – самый популярный из которых «Yalp.io».
Это очень простой сайт, который позволяет вам либо найти нужную песню в интернете, либо загрузить ее самостоятельно. В строке поиска просто введите название нужной композиции, в списке найдите интересующую вас.
После чего подождите некоторое время, и сайт выведет на экран аккорды.
Стоит сказать о том, что он хорошо работает только с песнями, в которых гитара как минимум выделена в миксе, а лучше всего – когда она одна. В противном же варианте, сервис распознает аккорды не совсем правильно.
Приложение на смартфон для подбора аккордов на гитаре
Официальное приложение, которое можно скачать с сайта, который указан выше. Пользоваться им нужно точно так же, как и на сайте – вы просто выбираете нужную песню, или загружаете ее самостоятельно, и после обработки, получаете аккорды. Приложение имеется как на Android, так и на iOS.
AnySong Chord Recognition
Аналог приложения выше. Работает точно по такому же принципу, однако разница в том, что в бесплатном формате будут распознаны только первые 40 секунд песни – и для комфортной работы вам придется покупать его.
Программа для подбора аккордов
Однако это не настолько полезные приложения, когда есть программы с широким функционалом, которые можно поставить на компьютер. С программой Transcribe! подбор аккордов к песням на гитаре будет гораздо проще.
Кроме того, ее даже не надо устанавливать на компьютер. Стоит отметить, что данная программа только предполагает, какой из аккордов больше всего подходит на данный момент – а соглашаться или нет, решаете только вы.
Transcribe.8.40 portable — Скачать программу (15 мб)
Окно состоит из трех сегментов. Наверху – панель инструментов, где можно эквализировать трек, замедлять и ускорять его, а также зацикливать. Посередине вы видите само графическое изображение волны. Внизу – пианинная панель, на которой показаны, какие ноты играются в данный момент. Пики над клавишами обозначают тонику аккорда. С этой программой подбор аккордов станет намного проще.
Популярные последовательности аккордов в песнях
Разумеется, существуют определенные стандарты последовательностей аккордов. В этом разделе мы для удобства возьмем тональность До-мажор, или же Ля-минор. Все последовательности без проблем можно перенести на другие тональности – то есть, транспонировать их.
Итак, есть четыре популярные последовательности:
Am – Dm – E – Am – эта последовательность также называется блатной, или блюзовой.
Есть и более сложные варианты:
Кроме того, не стоит забывать про другие аккорды. Чаще всего трезвучий, входящих в тональность всего шесть. Мы также возьмем тональность Ля-минор – для вашего же удобства.
Bm7, Bm5, C, Dm, E7, Em, F, G, Am
Как определить тональность песни
По аккордам
Самый простой вариант того, как определить тональность — когда перед вами есть аккорды. В этом случае тональностью будет первый аккорд песни.
По гамме
Если вы не имеете под рукой аккордов, но знаете хотя бы один бокс гаммы, то тогда попробуйте проиграть его в разных позициях, от разных тоник, и проследить, какая из них будет звучать наиболее гармонично и не диссонировать. Именно эта тоника и задает тональность всей песне.
Дополнительные материалы по теме:
Мы подготовили для вас также дополнительные материалы, которые помогут вам в освоении инструмента и улучшения слуха.
Практические советы по теме
Подпишитесь на рассылку «Pereborom.
ru» Каждую неделю мы будем присылать вам только интересную и полезную информацию по основным темам: • Уроки гитары
Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии – Э. Мамаева
Метод Мамаевой. Я пришла к мысли написать это пособие много лет назад, еще в России. Моя практика преподавания, а я преподаю уже тридцать лет в России и в Соединенных Штатах Америки, показала, что это пособие просто необходимо любителям легкой музыки.
Я начала интересоваться подбором мелодий и аккомпанемента к ним еще с юности, Когда хотелось поиграть что-то современное эстрадное для собственного удовольствия, а также для семьи и друзей. Так что в России в 70-х— 80-х годах, да и позже, невозможно было найти в нотных магазинах понравившуюся песню или эстрадную мелодию на пике ее популярности.
На полках магазина она появлялась спустя 2-3 года, когда уже устаревала, и, кроме того, мелодии эти были аранжированы так сложно, что только профессиональные музыканты могли справиться с их исполнением. Начав преподавать фортепиано в музыкальной школе, я поняла, что невозможно ограничить учеников исполнением только классической музыки.
Я чувствовала, что им хочется поиграть что-то легкое, эстрадное, модное, помимо серьезной программы. Я стала делать сама легкие аранжировки их любимых песен, а также устраивала концерты учеников своего класса, где мы исполняли эстрадную музыку и даже делала переложения для двух фортепиано.
Это пособие я предлагаю как для начинающих учеников — подростков и взрослых, которые не знают еще гармоний, тональностей, аккордов, стилей и ритмов, так и для тех, кто уже умеет немного играть на пианино или keyboard, но никогда не учились подбирать аккомпанемент и не знают, с чего начать.
Это пособие предназначено для тех подростков и взрослых, любителей легкой музыки, кто когда-то в детстве начинал учиться игре на фортепиано в музыкальной школе или у частных учителей, но по каким-то причинам прервал занятия. Что-то помнят, но в основном забыли почти все. Музыку любят, имеют дома пианино или keyboard, и хотят снова играть, но что-то уже для души.
Мое пособие — как бы каркас, с помощью которого, по мере изучения теории музыки, ученик может усложнять гармонии, добавлять новые аккорды, доже вносить кое-что еще и учиться импровизировать.
Мое пособие — это то, с чего удобно начать без больших усилий, не уставая и не напрягаясь, и не испытывая в то же время разочарования, неизбежного при освоении какой-то трудной аранжировки. Освоив это пособие и разобравшись в разных ритмах и типах аккомпанементов, любители эстрадной музыки смогут покупать различные понравившиеся им песенники. Вы найдете множество этих песенников на полках магазинов. В них обычно изложена мелодия для исполнения правой рукой и буквы нот — для левой.
Четыре простых шага
АККОМПАНЕМЕНТ 1. Эх, дороги. А. Новиков АККОМПАНЕМЕНТ 2. Хаз-Булат удалой, В низенькой светелке, Вальс из к-ф «Мост Ватерлоо» АККОМПАНЕМЕНТ 3. Вальс Темно-вишневая шаль, Мой костер, Санта Лючия АККОМПАНЕМЕНТ 4. Колыбельная. Р. Паулс, Happy Birthday to you (С днем рожденья)
АККОМПАНЕМЕНТ 5. Не бродяги. Б. Окуджава, Милая моя. Ю. Визбор
АККОМПАНЕМЕНТ 6. Песня о друге. В. Высоцкий
АККОМПАНЕМЕНТ 7. Клен ты мой опавший. В. Липатов, Подмосковные вечера В. Соловьев-Седой
АККОМПАНЕМЕНТ 8. Эх, полным-полна коробушка, Крестный отец. К Рота, На поле танки грохотали. Из репертуара группы «Чиж и К» АККОМПАНЕМЕНТ 9. Ноктюрн. А. Бабаджанян АККОМПАНЕМЕНТ 10. «Кармен» Импровизация. Е, Дога. О, мое солнце
АККОМПАНЕМЕНТ 11. Босанова Вернисаж. Р. Паулс, Город золотой. Из репертуара группы «Аквариум», Осень Из репертуара группы ДДТ, Ах, водевиль. М Дунаевский, Лаванда. В. Матецкий