Что значит почуя снег

Зима. Крестьянин, торжествуя (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

Что значит почуя снег. Смотреть фото Что значит почуя снег. Смотреть картинку Что значит почуя снег. Картинка про Что значит почуя снег. Фото Что значит почуя снег

Статьи раздела литература

Что значит почуя снег. Смотреть фото Что значит почуя снег. Смотреть картинку Что значит почуя снег. Картинка про Что значит почуя снег. Фото Что значит почуя снег

Что значит почуя снег. Смотреть фото Что значит почуя снег. Смотреть картинку Что значит почуя снег. Картинка про Что значит почуя снег. Фото Что значит почуя снег

Что значит почуя снег. Смотреть фото Что значит почуя снег. Смотреть картинку Что значит почуя снег. Картинка про Что значит почуя снег. Фото Что значит почуя снег

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Что значит почуя снег. Смотреть фото Что значит почуя снег. Смотреть картинку Что значит почуя снег. Картинка про Что значит почуя снег. Фото Что значит почуя снег

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Конспект урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Зима. Крестьянин, торжествуя…». Три вида рифмы – три разных образа»

Цели урока: познакомиться со стихотворением А. С. Пушкина “Зима. Крестьянин, торжествуя…”, с особенной формой рифмовки – “онегинская строфа”.

Задачи: рассмотреть виды рифмы (парная, перекрестная, охватная) в “онегинской строфе”, их сочетание и содержательность; учить детей видеть в тексте изобразительно-выразительные средства, воссоздавать по ним образ, создаваемый автором произведения, понимать его мысль, почувствовать настроение; учить выразительному чтению стихотворения; развивать словесное рисование, обогащать и развивать чувственный опыт учащихся, расширять их словарный запас; формировать способность содержательно, точно, ярко, образно выражать собственные мысли и чувства; прививать любовь к чтению;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения С. Маршака “Как поработала зима!”.

На доске оформлена выставка детских рисунков.

Вопросы по прочитанному:

– Какой вид рифмы использует автор в каждой строфе?

– Что вы скажите о рифмах?

– Какое настроение создает каждая рифма?

– Почему поэт использует в одном стихотворении разные виды рифм?

– Постарайтесь самостоятельно сформулировать тему урока. (Три вида рифмы – три разных образа).

3. Актуализация опорных знаний.

Для некоторых людей создание стихов – дело жизни. Эти люди – поэты.

Рассказ учителя о раннем творчестве Пушкина.

Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, урожденная Пушкина (1745-1818г.г.), была первой наставницей А. С. Пушкина в русском языке. По словам П.И.Бартенева, «. любила вспоминать старину, и от нее А.С.Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии».

Люблю от бабушки московской
Я слушать толки о родне.
Об отдаленной старине.
Могучих предков правнук бедный.
Люблю встречать их имена
В двух-трех строках Карамзина.

В сельце Захарове (или Захарьине), о котором Пушкин долго сохранял приятные воспоминания, он слышал песни, видел хороводы и другие народные увеселения.

Интерес будущего поэта к народному творчеству окреп благодаря няне Арине Родионовне. Яковлева Арина Родионовна (1758 – 1828),крепостная. В 1799 году получила вольную, но предпочла остаться в семье Пушкиных. Когда–то она вынянчила мать Пушкина, а теперь нянчила всех ее детей. Женщина честная, преданная и очень умная, она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно рассказывала их своему питомцу.

4. Объявление темы и цели урока.

На этом уроке мы снова окунемся в поэтический мир произведений А. С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлетов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. Задача читателя, а значит, наша, – понять все, что стоит за словом.

– Постарайтесь самостоятельно сформулировать задачи урока. (Учиться выразительному чтению стихотворения; развивать словесное рисование, обогащать и развивать словарный запас)

5. Изучение нового материала.

1) Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина “Зима. Крестьянин, торжествуя…”. (Аудиозапись)

2) Проверка восприятия. Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их? (Словесное рисование)

3) Словарная работа. Этот отрывок из романа “Евгений Онегин” знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи Пушкина, тем сложнее учить детям это стихотворение наизусть, а это будет вашим домашним заданием. Почему? Потому

что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых нам трудно нарисовать в воображении картину, запечатленную поэтом. Все непонятные слова необходимо объяснить.

Дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов. В известной детской песенке Р.Кудашевой “В лесу родилась ёлочка” мы уже встречались с этим словом: “Везёт лошадка дровенки, а в дровнях мужичок…”

Бразды – борозды, следы от полозьев на снегу.

Кибитка – крытый экипаж, повозка.

Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.

Тулуп – долгополая меховая шуба (преим. овчинная, заячья).

Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

4) Анализ стихотворения.

ВопросОтветДополнение
Кто главный участник действия в первой картине?Крестьянин.
Почему крестьянин торжествует (радуется, ликует)? Стало ли крестьянину легче ездить? Почему “обновление пути” по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-либо особым торжеством?Ответы детейПушкин знал крестьянскую жизнь, и все, что связано в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно.

“Торжество” крестьянина относится не к “обновлению пути” по первопутку, а к выпавшему снегу вообще. В предшествующей первой строфе той же главы говорится:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.

Если бы осенняя погода без снега простояла дольше, озимые бы погибли. Крестьянин торжествует и радуется снегу, ибо выпавшим снегом “на третье в ночь” спасен урожай.Что ещё в этом отрывке подтверждает радость людей приходу зимы?На это указывает восклицание – Зима.Докажите, что крестьянин в этом году выезжает на санях в первый раз.Поскольку установившегося санного пути ещё нет, то “крестьянин обновляет путь”.Как ведёт себя лошадка?Ответы детей.Малопонятны сейчас и следующие слова — “снег почуя”. Почему лошадь “чует снег”, а не видит? Почему она “плетется рысью как-нибудь”? Вот как отвечает на этот вопрос Дмитрий Михайлович Урнов – российский литературовед, доктор филологических наук, автор книг о конном спорте: “„Как-нибудь» означает здесь, как я понимаю, нехотя, боязливо, осторожно. Лошадь не любит неверной и незнакомой дороги, а снег только что выпал, под копытом ползет, попадается чернота — земля незасыпанная, и даже какой-нибудь знакомый пень или камень выглядит по-новому, пугает.

“Снег почуя”— лошадь, прежде всего и преимущественно все чует. Глаза у нее сравнительно слабые, слух неплохой, но главное — чутье”.

Итак, Пушкин знал крестьянский быт не как горожанин, а как житель деревни.О чём говорится во второй части?Ответы детей.Встречается ли в ней упоминание о лошадях? Кто же везёт кибитку?Прямо не говорится. Но мы понимаем, что кибитку везет лошадь или лошади.А почему кибитка “удалая”?Кибитка движется очень быстро, поэтому Пушкин написал “летит”.Чтобы передать стремительность движения, поэт определяет слово кибитка эпитетом удалая, имея в виду не сам зимний экипаж, а лошадь, его везущую (метонимический перенос: кибитка удалая – лошадь удалая). На быструю езду указывают и слова “Бразды пушистые взрывая…”Кто управляет кибиткой?Ямщик.Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях; на ямских станциях путникам и почтальонам меняли лошадей. Место ямщика, как мы уже знаем, находилось впереди крытой повозки, на облучке, и одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.Кто главный участник в третьей части?Дворовый мальчик.Кого же в те времена называли дворовыми? Не все крестьяне жили в деревнях и занимались полевыми и другими работами. Некоторые из них не пахали землю, не растили и не убирали хлеб, а прислуживали в барском доме, работали на господском дворе. Их называли дворовыми. Дворовый мальчик – сын крепостной прислуги сам маленький крепостной.Чем занят дворовый мальчик?Катает на санках собаку.Почему слово “жучка” написано с маленькой буквы?Ответы детей.Жучка – это не имя собственное, не кличка собаки, а только обозначение беспородной крестьянской собаки, поэтому Пушкин и пишет это слово с маленькой буквы.Как вы считаете, будет ли мать ругать его за первые зимние проказы? Почему?Ответы детей.

5) Наблюдение над рифмами стихотворения – “Поэтическая мастерская”. Работа в группах.

Задание: какой рифмой Пушкин пользуется в первом четверостишии? Во втором? В третьем? В заключительном двустишии? Сопоставьте содержание картины, чувство и ритм. Сделайте вывод.

Вывод: В этом стихотворном отрывке перед нами, как мы выяснили, три картины, героями которых являются разные “лошадки”. Для каждой картины поэт выбрал свою рифму. Для первой лошадки, которая “плетётся …как-нибудь”, поэт выбрал перекрёстную рифму, может быть, чтобы подчеркнуть вялую монотонность её шага. Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму для передачи её энергичного бега. Третья “лошадка” – дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет. Для создания этой картины автор использует охватную рифму, чтобы передать свободу передвижения. Последнее двустишье написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итоги, характер.

Как вы думаете, почему А.С.Пушкин не захотел писать роман “Евгений Онегин”, с отрывком из которого мы сегодня познакомились, используя только одну какую-то рифму?Ответы детей.Роман – это крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным. С тех пор весь поэтический мир называет эту строфу “онегинская строфа”
Сколько строчек составляет эта строфа, названая “онегинской”?14

6) Выразительное чтение стихотворения. Несколько детей, по желанию, читают выразительно стихотворение.

7) Заключительное слово учителя. В знаменитом пушкинском отрывке всего 14 строчек и на весь текст только два эпитета (бразды пушистые, кибитка удалая). Других изобразительных средств в нём нет, но выразительность стихов от этого не становится слабее. Каждое слово в этом отрывке является значимым, имеет определённый смысл, выражает какие-то эмоции, а вместе слова создают образные, яркие, до мельчайших деталей выписанные картины русской зимы. Такой её видел А.С.Пушкин в XIX веке.

8) Домашнее задание. Выучить отрывок наизусть, нарисовать рисунок.

Источник

Стихотворение и анализ «Зима. Крестьянин торжествуя…»

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Краткое содержание

Что значит почуя снег. Смотреть фото Что значит почуя снег. Смотреть картинку Что значит почуя снег. Картинка про Что значит почуя снег. Фото Что значит почуя снег

Лирический отрывок из романа «Евгений Онегин» «Зима. Крестьянин, торжествуя…» – одно из самых знаменитых произведений Пушкина о зиме.

Ясное зимнее утро. По занесенной снегом местности рысцой плетется лошадка, таща за собой тяжелые дровни. Она осторожно ступает по первому снегу, а крестьянин радуется ему, торжествует, ведь природа уже устала в ожидании зимы: «Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе» говорится в предыдущей строфе. Удалая кибитка несется по зимней дороге. Резвые кони, из-под копыт которых разлетаются снежинки, погоняются добротно одетым ямщиком в красном кушаке. Все говорит о том, что по каким-то своим делам едет богатый человек, барин. То, что крестьянин обновляет путь, указывает на то, что действие происходит ранним утром, и он первый из всей деревни, кто прокладывает санную дорогу по свежевыпавшему снегу.

Что значит почуя снег. Смотреть фото Что значит почуя снег. Смотреть картинку Что значит почуя снег. Картинка про Что значит почуя снег. Фото Что значит почуя снег

Радуется снегу и деревенский мальчик. Он резвится со своей жучкой и усаживает ее в салазки, которые тянет, вообразив себя лошадкой. Шалунишка уже успел обморозить пальчик, но не замечает этого и продолжает играть. Внимательная мать следит за ним из окошка. Она грозит ему пальцем, но и сама радуется наступившей зиме. Ведь ее приход означает окончание летних работ, когда можно отдохнуть и готовиться к веселым зимним праздникам.

Анализ

История создания

Этот необыкновенно яркий фрагмент появился в 1826 году, во время написания Пушкиным пятой главы «Евгения Онегина». В это время поэт находился в ссылке в Михайловском. В сюжете романа к этому моменту произошли определенные события, в числе которых неразделенная любовь Татьяны к Онегину. Видимо, чтобы отвлечься от столь печального повествования, автор и сделал это лирическое, жизнерадостное отступление, ставшее хрестоматийным произведением.

Персонажи и образы

Герои стихотворения – представители простого народа. Хотя, оно и посвящается зиме, помимо картин пейзажа, в нем присутствуют персонажи людей и животных: ямщик, крестьянин, дворовый мальчик и его мама, жучка и лошадка. Изображая их действия, автор показывает их разное отношение к зиме.

Выпавший снег означал новую полосу в жизни крестьянства, это событие люди всегда встречали с радостью. Во-первых, открывался санный путь, что значительно облегчало передвижение, во-вторых, это позволяло передохнуть от полевых работ, посвятить время рукоделию, ездить на санях на ярмарки и по другим делам. Именно по этим и другим причинам, Пушкин употребляет столь уместное здесь деепричастие «торжествуя».

Дворовый мальчик также радуется приходу зимы. Автор применяет к персонажу прилагательное «дворовый», чтобы пояснить, что родители ребенка – работники господского двора. Таких должностей было много: дворник, работник псарни, конюх, служанка, кухарка, прачка и другие.

Радуются наступившей зиме и животные. Лошадка крестьянина с осторожностью ступает по обновленной дороге, поэтому и «плетется рысью как-нибудь». Жучка радуется зиме не меньше своего хозяина. Она с восторгом разделяет с мальчиком его игры, им весело, несмотря на мороз. Лирический герой в данном сюжете никак не выражает своих эмоций по поводу прихода зимы. Он выступает в роли стороннего наблюдателя, но всеми доступными средствами старается изобразить картину преображения природы и человеческой радости.

Композиция

Стихотворение имеет четкую линейную композицию: первое четверостишие – зачин, второе – развитие действия и третье – кульминация. Последние две строчки берут на себя спад предыдущей напряженности повествования.

Первое четверостишие повествует о крестьянине, прокладывающем санную дорогу. Во втором читатель видит ямщика в добротной зимней одежде, отороченной мехом, и с кушаком на поясе. Третье четверостишие посвящено играющему с собакой мальчику. Двустишие в конце рассказывает о матери, в окно наблюдающей за сыном-шалунишкой.

Учитывая объем и тему стихотворения, его можно отнести к пейзажной лирике и считать законченным произведением. Но, поскольку, оно все-таки является частью лиро-эпического произведения, то есть романа «Евгений Онегин», его также можно считать эпосом.

Работа над романом относится к реалистическому периоду творчества поэта, поэтому фрагмент о зиме также несет в себе черты реализма. Все эмоции персонажей переданы Пушкиным через обычные крестьянские образы, наполненные определенным смыслом. Торжествующий крестьянин, играющий мальчик, осторожно ступающая по снегу лошадка – все эти персонажи изображены в стихотворении очень подробно и реалистично.

Размер и средства художественной выразительности

Данный отрывок написан тем же стихотворным размером, что и весь роман – четырехстопным ямбом с использованием разнообразных рифм (так называемая Онегинская строфа). В начале идет перекрестная рифма, во втором четверостишии – параллельная, в третьем – кольцевая, или опоясывающая, последнее двустишие оформлено парной рифмой. Схематично это можно представить так: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЖЖ. Женские рифмы чередуются с мужскими.

Для придания тексту оживленности и движения автор широко использует глаголы и деепричастия: «крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь», мальчик бегает «в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив», «лошадка, снег почуя, плетется рысью»; Эпитеты представлены двумя примерами: «бразды пушистые», «кибитка удалая». В тексте присутствует восемь устаревших слов, что довольно много по отношению к его объему. Это такие слова, как дровни (сани), бразды (следы от полозьев), кибитка (повозка), ямщик (кучер), облучок (деталь телеги), тулуп (шуба из меха), кушак (пояс), салазки (санки).

Проблематика и основная идея произведения

В стихотворении звучит тема прихода зимы и отношение к ней разных людей. Радость и торжество указывают на то, что все рады преображению природы, тому, что осенняя слякоть сменилась чистым снегом, что впереди много зимних праздников и забав: катания с горок, игр в снежки. От предвкушения этого и дети, и взрослые ощущают большой душевный подъем.

Этот фрагмент романа не содержит никакой проблематики. Пушкин просто описывает зиму, но не в виде холодной, торжественной красавицы, а как яркое, веселое, искристое время года. Не напрасно это стихотворение так любят дети, потому что зима для многих и сейчас остается любимым временем года, аналогом праздника и радости.

Источник

Зима. Крестьянин торжествует

Какие слова нужно объяснить ребенку

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Этот маленький отрывок из «Евгения Онегина» знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи А.С.Пушкина, тем сложнее маленьким детям учить это стихотворение наизусть. Почему? Потому что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых ребенок не нарисует в своем воображении картинку, запечатленную поэтом. Не почувствует радость и свежесть первого морозного дня, восторга и единения природы и человека.

Дети легко заучивают стихи, когда они им понятны. Поэтому все непонятные слова необходимо объяснить.

Почему же кибитка летит, крестьянин торжествует, а мальчишка смеется? Потому что все рады снегу. Прочтем стихи, предшествующие «Зиме. » и открывающие собой пятую главу поэмы:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Теперь, когда все незнакомые слова поняты, у ребенка начинают возникать образы. На заднем плане несется быстрая кибитка, ямщик-модник (кушак-то красный!) с удалью гонит лошадей. Вокруг разлетаются снежинки (как в кильватере катера разлетаются брызги). Навстречу кибитке, а может, за ней следом медленно тащится крестьянская тощая лошаденка, она везет крестьянина в лес. Почему не из леса? Потому как крестьянская лошадка обновляет путь, то есть бежит по первому снегу, прокладывая бороздки-колеи, это еще и указание на часть суток. Утро, несомненно, раннее утро. Еще даже не все проснулись.

Хорошо поняв, о чем говорится в стихотворении, и нарисовав в воображении картинку, ребенок с удовольствием запомнит и крестьянина, и кибитку и мальчика с собакой. Воображение включится, вспомнится ощущение морозца и зимнего солнца. Кстати, подобные стихотворения-описания дают неограниченный простор для занятий рисованием.

— «Вот бегает дворовый мальчик. дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив. «

— Стало быть, наелся, коли бегает да балуется. А у родителей нет того в уме, чтоб мальчишку за дело усадить. Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол.

— «Ему и больно и смешно, а мать грозит. а мать грозит ему в окно. «

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *