Что значит по вашему мнению мы организуемся и мы организуем через язык

Тема 2. Возникновение, эволюция и развитие языка

Что значит по вашему мнению мы организуемся и мы организуем через язык. Смотреть фото Что значит по вашему мнению мы организуемся и мы организуем через язык. Смотреть картинку Что значит по вашему мнению мы организуемся и мы организуем через язык. Картинка про Что значит по вашему мнению мы организуемся и мы организуем через язык. Фото Что значит по вашему мнению мы организуемся и мы организуем через язык

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА

Вопросы для обсуждения

I. Возникновение языка.

1. Процесс возникновения языка в хронологии.

2. Становление языковой системы в онтогенезе.

3. Становление языковой системы в филогенезе.

II. Основные закономерности эволюции и развития системы языка.

1. Синхрония и диахрония системы языка.

2. Тенденции развития системы языка.

3. Изменения в подсистеме фонем.

4. Изменения в лексической подсистеме язы­ка.

а) Введение старого знака для нового денотата.

б) Введение нового знака для старого, уже обозначенного денотата.

в) Введение нового знака для нового денотата.

г) Прекращение употребления знака.

5. Изменения в синтаксической подсистеме языка.

6. Изменения в составе морфологических типов и категорий.

III. Движущие силы изменений в системе языка.

1. Проблема скачка в развитии языковой системы.

2. Факторы, обусловливающие изменения в языковой системе

3. Теория давления системы

4. Теория вероятностного развития языка

5. Теория инноваций

6. Теория антиномий

IV. Проблема развитости языка.

V. Язык в глобальном обществе.

VI. Глобализация и перспективы развития языков мира

Задача 1. Сравните следующие наиболее распространённые определения языка:

Язык – средство общения людей между собой.

Язык – средство выражения мыслей и чувств.

Язык средство хранения информации.

Язык – система знаков.

Язык – социальное (общественное) явление.

Язык – объект языкознания (лингвистики).

Какое из этих определений кажется вам наиболее удачным? Мотивируйте свою точку зрения. Попробуйте показать внутреннюю взаимосвязь данных определений.

Задача 2. Прочитайте отрывок из произведения философа и писателя Александра Зиновьева (род. В 1922 г.):

Мы – языковые существа. Мы образуем общество именно языковых существ. Мы организуемся, управляемся через язык. Мы организуем, управляем и угнетаем через язык. В нашем мире все ценности появляются таковыми лишь постольку поскольку могут быть так или иначе выражены в языке, отображены в языке, порождены в языке («Евангелие от Ивана»).

Согласны ли вы с автором? Что значит, по вашему мнению, «мы организуемся» и «мы организуем через язык»? Приведите примеры реальных ситуаций, в которых проявляется языковая природа человека.

Задача 3. Прочитайте следующие строки из стихотворения (1743-1816). Как вы их понимаете? Какие функции языка отражены здесь?

Язык всем знаниям и всей природе ключ.

Во слове всех существ содержится картина.

Действительно ли в словах содержится «картина всех существ»?

Задача 4. В русской речи встречаются иногда такие факты: шоферá (мн. ч. от шофёр). Секёт (3-е лицо е. ч. от глагола сечь), приурачивать (несов. в. от приурочить), обоими руками, оплачивать за проезд, смеяться с тебя, тебе булка надо? и т. п. Как вы относитесь к таким выражениям? Какое к ним вообще возможно отношение? Поясните на данных примерах различие между принципами описательного и нормативного языкознания.

Задача 5. В «Записной книжке» зафиксирована такая история.

Почему поэт не смог составить представления об интеллектуальных способностях своей собеседницы? Во французском языке ли здесь дело?

Задача 6. Русско-английский разговорник даёт следующую русскую фразу и её перевод на английский:

Это меня не интересует! – I’m afraid that doesn’t interest me!

Какая информация добавлена в переводе? Чем это объясняется?

Задача 7. В английском речевом этикете встречаются выражения вроде Remember me to your brother или Meet John! Найдите им соответствия в русском языке и опишите их функции.

Задача 8. Фридрих Энгельс в «Диалектике природы» приводит пример с попугаем, которого матросы покупают в жарких странах, по дороге в Европу обучают ругательствам, а затем продают, после чего обнаруживается, что попугай «умеет также правильно применять свои бранные слова, как берлинская торговка зеленью».

Объясните: почему попугай ведёт себя таким образом – «к месту» использует бранные выражения? Какой из следующих возможных ответов представляется вам правильным?

1. Потому что попугай видит реакцию своих новых хозяев и старается досадить им ещё больше.

2. Потому что дурное обращение с попугаем на корабле сопровождалось ругательствами, и у него выработался условный рефлекс: связь первого со вторым.

3. Потому что у попугая имеются зачатки (низшие формы) мышления и способность выражать свои эмоции.

Задача 9. Зануда – это человек, который на вопрос «Как поживаешь?» начинает рассказывать, как он поживает. Почему этот вопрос действительно не требует пространного ответа? Какова его функции?

Масу зетил ёный ховряк, в хлябом костре Москве мастырится клёвая оклюга, на мастырку эбетой биряют скень юс. Поерчим на масовском остряке и повершаем да пулим шивару…

Мне сказывал один господин, что в столичном городе Москве строится чудесная церковь, на устроение которой делаются чрезвычайные пожертвования. Поедем и мы туда на моей лошади и посмотрим да купим товару…

Задача 11. Прочитайте следующую цитату из нобелевской речи поэта Иосифа Бродского:

Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлён тем, что получилось

Источник

Тема 2. Возникновение, эволюция и развитие языка

Что значит по вашему мнению мы организуемся и мы организуем через язык. Смотреть фото Что значит по вашему мнению мы организуемся и мы организуем через язык. Смотреть картинку Что значит по вашему мнению мы организуемся и мы организуем через язык. Картинка про Что значит по вашему мнению мы организуемся и мы организуем через язык. Фото Что значит по вашему мнению мы организуемся и мы организуем через язык

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА

Вопросы для обсуждения

I. Возникновение языка.

1. Процесс возникновения языка в хронологии.

2. Становление языковой системы в онтогенезе.

3. Становление языковой системы в филогенезе.

II. Основные закономерности эволюции и развития системы языка.

1. Синхрония и диахрония системы языка.

2. Тенденции развития системы языка.

3. Изменения в подсистеме фонем.

4. Изменения в лексической подсистеме язы­ка.

а) Введение старого знака для нового денотата.

б) Введение нового знака для старого, уже обозначенного денотата.

в) Введение нового знака для нового денотата.

г) Прекращение употребления знака.

5. Изменения в синтаксической подсистеме языка.

6. Изменения в составе морфологических типов и категорий.

III. Движущие силы изменений в системе языка.

1. Проблема скачка в развитии языковой системы.

2. Факторы, обусловливающие изменения в языковой системе

3. Теория давления системы

4. Теория вероятностного развития языка

5. Теория инноваций

6. Теория антиномий

IV. Проблема развитости языка.

V. Язык в глобальном обществе.

VI. Глобализация и перспективы развития языков мира

Задача 1. Сравните следующие наиболее распространённые определения языка:

Язык – средство общения людей между собой.

Язык – средство выражения мыслей и чувств.

Язык средство хранения информации.

Язык – система знаков.

Язык – социальное (общественное) явление.

Язык – объект языкознания (лингвистики).

Какое из этих определений кажется вам наиболее удачным? Мотивируйте свою точку зрения. Попробуйте показать внутреннюю взаимосвязь данных определений.

Задача 2. Прочитайте отрывок из произведения философа и писателя Александра Зиновьева (род. В 1922 г.):

Мы – языковые существа. Мы образуем общество именно языковых существ. Мы организуемся, управляемся через язык. Мы организуем, управляем и угнетаем через язык. В нашем мире все ценности появляются таковыми лишь постольку поскольку могут быть так или иначе выражены в языке, отображены в языке, порождены в языке («Евангелие от Ивана»).

Согласны ли вы с автором? Что значит, по вашему мнению, «мы организуемся» и «мы организуем через язык»? Приведите примеры реальных ситуаций, в которых проявляется языковая природа человека.

Задача 3. Прочитайте следующие строки из стихотворения (1743-1816). Как вы их понимаете? Какие функции языка отражены здесь?

Язык всем знаниям и всей природе ключ.

Во слове всех существ содержится картина.

Действительно ли в словах содержится «картина всех существ»?

Задача 4. В русской речи встречаются иногда такие факты: шоферá (мн. ч. от шофёр). Секёт (3-е лицо е. ч. от глагола сечь), приурачивать (несов. в. от приурочить), обоими руками, оплачивать за проезд, смеяться с тебя, тебе булка надо? и т. п. Как вы относитесь к таким выражениям? Какое к ним вообще возможно отношение? Поясните на данных примерах различие между принципами описательного и нормативного языкознания.

Задача 5. В «Записной книжке» зафиксирована такая история.

Почему поэт не смог составить представления об интеллектуальных способностях своей собеседницы? Во французском языке ли здесь дело?

Задача 6. Русско-английский разговорник даёт следующую русскую фразу и её перевод на английский:

Это меня не интересует! – I’m afraid that doesn’t interest me!

Какая информация добавлена в переводе? Чем это объясняется?

Задача 7. В английском речевом этикете встречаются выражения вроде Remember me to your brother или Meet John! Найдите им соответствия в русском языке и опишите их функции.

Задача 8. Фридрих Энгельс в «Диалектике природы» приводит пример с попугаем, которого матросы покупают в жарких странах, по дороге в Европу обучают ругательствам, а затем продают, после чего обнаруживается, что попугай «умеет также правильно применять свои бранные слова, как берлинская торговка зеленью».

Объясните: почему попугай ведёт себя таким образом – «к месту» использует бранные выражения? Какой из следующих возможных ответов представляется вам правильным?

1. Потому что попугай видит реакцию своих новых хозяев и старается досадить им ещё больше.

2. Потому что дурное обращение с попугаем на корабле сопровождалось ругательствами, и у него выработался условный рефлекс: связь первого со вторым.

3. Потому что у попугая имеются зачатки (низшие формы) мышления и способность выражать свои эмоции.

Задача 9. Зануда – это человек, который на вопрос «Как поживаешь?» начинает рассказывать, как он поживает. Почему этот вопрос действительно не требует пространного ответа? Какова его функции?

Масу зетил ёный ховряк, в хлябом костре Москве мастырится клёвая оклюга, на мастырку эбетой биряют скень юс. Поерчим на масовском остряке и повершаем да пулим шивару…

Мне сказывал один господин, что в столичном городе Москве строится чудесная церковь, на устроение которой делаются чрезвычайные пожертвования. Поедем и мы туда на моей лошади и посмотрим да купим товару…

Задача 11. Прочитайте следующую цитату из нобелевской речи поэта Иосифа Бродского:

Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлён тем, что получилось

Источник

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1.1Какие черты личности проявляются в речи? Прочитайте историю, рассказанную стоиком Эпиктетом, и ответьте на вопросы.

Стоик Эпиктет говорил: «Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит – оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: «Ни один дурак не может молчать за столом». Старайся всегда главным образом о том, чтобы тебе ничего не потерять. Молчать безопаснее, чем говорить. В особенности не говори глупостей.

■ Почему безопаснее молчать?

■ Почему глупость легче всего обнаруживается в ходе разговора?

■ Как обнаруживает себя в речи интеллект?

■ Можно ли оценить уровень интеллекта малознакомого собеседника в процессе общения? Каким образом?

1.2 В чем заключается приоритет позиции слушающего? Понаблюдайте, как на практике реализуется этот приоритет в поведении удачливого дельца и ответьте на вопросы.

В разговоре с чиновниками Чичиков очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были ещё только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: «ваше превосходительство», что очень им понравилось. Следствием этого было то, что губернатор сделал ему приглашение пожаловать к нему того же дня на домашнюю вечеринку, прочие чиновники тоже, с своей стороны, кто на обед, кто на бостончик, кто на чашку чаю.

О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами, с заметною скромностию, и разговор его в таких случаях принимал несколько книжные обороты: что он незначащий червь мира всего и недостоин того, чтобы много о нём заботились, что много испытал на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства, и что, прибывши в этот город, почел за непременный долг засвидетельствовать своё почтение первым его сановникам.

■ Какова стратегическая цель Чичикова в общении с чиновниками?

■ Какие тактические задачи решает Чичиков при первой встрече и незнакомыми людьми?

■ Добивается ли Чичиков ожидаемой реакции чиновников? Достигнута ли цель?

1.3 Вспомните роман братьев Вайнеров «Эра милосердия» или телефильм «Место встречи изменить нельзя», правила общения Глеба Жеглова и ответьте на вопросы.

— Запоминай навсегда, потому что повторять не стану. Первое правило, это как «отче наш»: когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Первейшее это условие, чтобы нравиться людям, а оперативник, который свидетелю влезть в душу не умеет, зря рабочую карточку получает. Запомнил?

-Запомнил. Вот только щербатый я слегка – это ничего?

— Ничего, даже лучше, от этого возникает ощущение простоватости. Теперь запомни второе правило Жеглова: умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом. А как следует разговорить человека о нем самом, знаешь?

— Вот это и есть третье правило: как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.

— Ничего себе задачка – найти интересную тему для незнакомого человека!

■ Какие основные принципы успешного общения реализуются в правилах Жеглова?

■ Какова профессиональная мотивация речевой деятельности оперативника?

■ Каков рецепт успешной спонтанной коммуникации предлагает Жеглов?

1.4Прочитайте описание героя в рассказе А. Куприна «К славе» и ответьте на вопросы.

Есть, знаете ли, такие универсальные люди, которые умеют как-то сразу, с одного маху, очаровывать самое разнохарактерное общество. Я думаю, что их тайна очень проста и заключается только в умении слушать. Чутьем каким-то угадает он ваше слабое место, подведет к нему разговор и тогда уж только слушает терпеливо. Вы перед ним лучшие перлы души высыпаете, а он знай себе головой кивает и погмыкивает.

■ Почему умение слушать важнее умения говорить?

■ Почему настоящий делец (мошенник) всегда умеет слушать?

■ Следует ли доверять каждому внимательному собеседнику?

1.5 Вспомните описание первой встречи главных героев романа «Двенадцать стульев» и ответьте на вопросы.

Тут Ипполит Матвеевич, доведенный до отчаяния историями о знакомых Бендера и видя, что его не собьешь с позиции, покорился.

■ Какова была цель Остапа Бендера?

■ Как использовал мошенник мизерные сведения о почти незнакомом человеке, чтобы получить информацию?

■ Почему действия Бендера увенчались успехом?

1.6 Вспомните, как Остап Бендер ошеломил Корейко потоком неожиданной информации и ответьте на вопросы.

«Графиня изменившимся лицом бежит к пруду»

«Заседание продолжается зпт миллион поцелуев»

«Грузите апельсины бочках братья Карамазовы»

«Лёд тронулся тчк командовать парадом буду я»

Александра Ивановича не тревожили три дня. Он начал уже привыкать к мысли. Что всё случившееся нисколько его не касается, когда пришла толстая заказная бандероль. В ней содержалась книга под названием «Капиталистические акулы» с подзаголовком «Биография американских миллионеров».

В другое время Корейко и сам купил бы такую занятную книжицу, но сейчас он даже скривился от ужаса. Первая фраза была очеркнута синим карандашом и гласила: «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем».

Александр Иванович на всякий случай решил пока не наведываться на вокзал к заветному чемодану. Он находился в весьма тревожном расположении духа.

■ Разложите речевой поступок Бендера на компоненты: цель – замысел – текст – реакция.

■ Проанализируйте и оцените связь между этими компонентами. Почему довольно простая цель и прозрачный замысел реализуются в таких абсурдных текстах?

■ Добился ли Бендер ожидаемой реакции? По каким признакам можно об этом судить?

1.7 Вспомните сцену из романа Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны» и ответьте на вопросы.

Артельщик снова рассмеялся:

— Да нешто слова стереть можно? Это копейку стерешь, пока с рук в руки тычешь, а слово – оно ведь будто воздух, лётает себе и веса не имеет…

■ Что, по-вашему, означают выражения «говорю, как внутри себя слышу» и «слова большие, не стертые»?

■ Почему слово не стирается, словно копейка, переходя «с рук в руки»?

■ Какие качества коммуникантов позволяют достичь гармонии речевого события?

1.8 Прокомментируйте пример «отрицательной» спонтанной коммуникации из романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».

— Ничего не подумаю, возьму и тресну его по башке…

■ О каких личностных характеристиках героя можно судить по подобной спонтанной реакции?

1.9 Ниже приводится ряд русских высказываний, казалось бы, совершенно

однотипных по своей синтаксической структуре, однако коммуникативные цели их заметно различаются. Попробуйте восстановить контекст, в который входят данные высказывания, и их цели.

У тебя карандаш есть?

У тебя совесть есть?

1.10 Проанализируйте модель речевого поведения персонажа рассказа Виктории Токаревой «Самый счастливый день» и ответьте на вопросы.

…Ленка Коновалова любую беседу поддерживает двумя предложениями: «Ну да, в общем-то…» и «Ну, в общем-то, конечно…» И этого оказывается вполне достаточно: во-первых, она дает возможность говорить собеседнику, а это всегда приятно. Во-вторых, поддерживает его сомнения: «Ну да, в общем-то…», «Ну, в общем-то, конечно…»

■ Какое из «золотых» правил общения соблюдает, на первый взгляд, персонаж?

■ Какую атмосферу создает подобная модель речевого поведения?

■ Каковы, на ваш взгляд истинные причины выбора такой модели речевого поведения?

ЯЗЫК И РЕЧЬ.

2.1Прочитайте отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и ответьте на вопросы.

Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет триста слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

■ Расшифруйте понятие «индивидуальный язык каждого носителя».

■ Как характеризует человека количественный и качественный состав единиц языковой системы, отбираемый им для общения?

2.2 Прочитайте высказывание французского философа и лингвиста, основателя «лингвистической философии» Ролана Барта и ответьте на вопросы.

Язык – это субстанция, он защищает. Язык – это порядок, язык – мораль, он позволяет обратить любую страсть в право.

■ Каковы, по мнению автора, свойства языка?

■ Каковы природа и сущность языка?

2.3 Первые дошедшие до нас лингвистические дискуссии развернулись вокруг «природы имен». Древнегреческие философы спорили о произвольности-непроизвольности языковых знаков. Прочитайте отрывок из диалога Платона «Кратил» и ответьте на вопросы.

И я предоставляю тебе распорядиться любым названием, как тебе это будет угодно; разъясни лишь, к чему именно относишь ты то имя, которое произносишь.

■ Кому принадлежат эти слова: стороннику «подражательной» теории, или стороннику теории произвольности языкового знака?

■ Как, по-вашему мнению, соотносятся слово и предмет, который оно называет?

■ Приведите примеры слов, являющихся мотивированными языковыми знаками.

2.4 Прочитайте отрывок из произведения философа и писателя Александра Зиновьева «Евангелие от Ивана».

Мы – языковые существа. Мы образуем общество именно языковых существ. Мы организуемся, управляемся через язык. Мы организуем, управляем и угнетаем через язык. В нашем мире все ценности являются таковыми лишь постольку, поскольку могут быть так или иначе выражены в языке, отображены в языке, порождены в языке.

■ Согласны ли вы с автором? Почему?

■ Что значит, по-вашему мнению, «мы организуемся» и «мы организуем через язык»?

■ Какие функции языка отмечены автором?

2.5 Прочитайте начало «Эпистолы о русском языке» А.П. Сумарокова

(1717 – 1777) и ответьте на вопросы.

Для общих благ мы то перед скотом имеем,

Что лучше, как они, друг друга разумеем

И помощию слов пространна языка

Все можем изъяснить, как мысль ни глубока.

Описываем все, и чувствие, и страсти,

И мысли голосом делим на мелки части.

■ Какие функции языка отражены в этом тексте.

■ Согласны ли вы с иерархией функций, изложенной автором?

2.6 Прочитайте следующие строки из стихотворения Г.Р. Державина

(1734 – 1816) и ответьте на вопросы.

Язык всем знаниям и всей природе ключ.

Во слове всех существ содержится картина.

■ Какие функции языка отражены в тексте?

■ Сравните градацию функций языка у Сумарокова и Державина.

■ Чья позиция кажется вам более правильной? Почему?

2.7 Существует такое неписаное правило, которого придерживаются студенты при подготовке к экзамену: «Не знаешь сам – объясни товарищу», а в романе Ричарда Баха «Иллюзии…» мы находим высказывание: «Лучше всего мы учим тому, чему сами хотим научиться».Как можно объяснить действие этих правил в свете основных функций языка?

2.8 Язык отражает опыт народа, речь отражает опыт индивидуума. Что вы можете сказать о жизненном опыте следующих литературных персонажей? Почему герои используют такие наименования?

Болтливых женщин он называл таратайками. Плохих хозяек – росомахами. Неверных жен – шаландами. Пиво и водку – балдой…

Кошек и собак дядя Коля не переносил. Он испытывал к ним яростное отвращение. Было похоже, что он не видел между ними особой разницы. Во всяком случае, и тех, и других он обобщенно называл собаками.

(Ф,Искандер «Ночь и день»)

2.9 СМИ – зона повышенной речевой ответственности. Исправьте речевые ошибки, допущенные публичными людьми в средствах массовой информации и ответьте на вопросы.

1. Известный актер Попов сказал отцу, что «тебе надо уходить».

(В.Вульф «Мой серебряный шар»)

2. Новый аромат от Антонио Бандеррас – абсолютное соблазнение».

3. Михаил Горбачев – последний из правящих генеральных секретарей ЦК КПСС. (Дм. Киселев «Вести+»)

4. Первую резолюцию не одобрил сенат, вторую отправил в корзину Джордж Буш, наложив на него вето.

5. Он, как, впрочем, и все остальные члены правительства, сегодня должны узнать свою судьбу.

6. Первой еврокубковой недели не выдержали тренера сразу трех команд.

7. Надо выпускать санбюллетни и проводить вакцинацию.

8. С.Кудрин, как и С.Шойгу, надеются сохранить свои поста.

9. Комиссия рассматривает вопросы, когда вмешательство органов опёки необходимо. («День» ТВ ПМР)

10. То, что произошло с этим человеком за последние два года, могли свести с ума кого угодно. («Особо опасен» НТВ)

■ Каким требованиям лингвоэтики должны соответствовать СМИ, чтобы формировать и развивать речевую культуру слушателей, зрителей, читателей?

■ Соответствуют ли, на ваш взгляд, современные СМИ этим требованиям?

2.10 Речевые ошибки могут использоваться писателем как художественный прием, в частности, для создания комического эффекта. Прочитайте отрывки из рассказов М. Зощенко. Какие речевые ошибки помогают автору добиться комического эффекта?

Фекла долго и старательно прилаживала свечку поближе к образу. А когда приладила, отошла несколько поодаль, и, любуясь на дело рук своих, принялась молиться и просить себе всяких льгот и милостей взамен истраченного двугривенного. («Исповедь»)

Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой день небольшой пикничок устроила. («Стакан»)

И вот вызвал Еремей Бабкин уголовную собаку ищейку. Является этакий человек в кепочке, в обмотках, а при нем собака. Этакая даже собачища – коричневая, морда острая и несимпатичная. («Собачий нюх»)

А случилось это, братцы мои, в Новодеевском монастыре. Был монастырь богатый. И богатство свое набрал с посетителей. Посетители жертвовали. Бывало, осенью, как напрут всякие верующие, как начнут лепты вносить – чертям тошно. Один вносит за спасение души, другой – за спасение плавающих и утопающих, третий – так себе вносит – с жиру бесится. («Монастырь»)

Женились мы. По утрам молодая, красивая супруга отбывает на службу. В четыре – назад возвращается. А в руках у ей сверток. Ну, конечно, снова нежные речи – дескать, вставай, Гриша, пролежни пролежишь. И опять слезы счастья и медовый месяц. И вот длится эта дискуссия два месяца по новому стилю. («Брак по расчету»)

Дела у него ко мне были несложные. Он тихим, как у таракана, голосом читал свои крестьянские стишки и просил, по возможности скорей, пристроить их по знакомству в какой-нибудь журнал или газетку.

Тут снова шум, и дискуссия поднялась вокруг ежика. Все жильцы, конечно, поднаперли в кухню. Хлопочут. Инвалид Гаврилыч тоже является.

Тут сразу после этих слов и подтвердилась драка. Началось.

Недавно Володьке Гусеву припаяли на суде. Его признали отцом младенца с обязательным отчислением третьей части жалованья. Горе молодого счастливого отца не поддается описанию. Очень он грустит по этому поводу. («Папаша»)

А заболел он девятнадцатого декабря прошлого года. Простудился, видите ли. Сначала стал он легонько кашлять и сморкаться. Потом прошиб его цыганский пот. Потом началось трясение всего организма. И, наконец, слег человек, прямо скажем, без задних ног. («Мелкота»)

У моих знакомых, у Гусевых, немец из Берлина жил. Комнату снимал. Почти два месяца прожил. И не какой-нибудь там чухонец или другое национальное меньшинство, а настоящий германец из Берлина. По-русски – ни в зуб ногой. С хозяевами изъяснялся руками и головой.

Одевался, конечно, этот немец ослепительно. Белье чистое. Штаны ровные. Ничего лишнего. Ну, прямо гравюра.

А когда уезжал этот немец, то много чего разного оставил хозяевам. Цельный ворох заграничного добра. Разные пузырьки, воротнички, коробочки. Кроме того, почти две пары кальсон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *