Что значит по настоящему любить родной язык

Любовь к языку

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку

Любовь к языку – это одно из проявлений любви к родине, которая всегда с нами.
Ю.Н.Караулов

Любить свою страну – это значит любить в ней всё. Живу в России. Люблю Россию. Люблю в ней всё: каждую травинку, каждое прикосновение ветерка, каждую тропинку… Люблю свой язык. В нем есть столько таинственного. Люблю каждое слово. В русском языке одно и то же можно описать по-разному. В нем столько прекрасного! Как можно не любить родной язык? Ведь он – основа всему. Не зная свой язык, невозможно выразить свои чувства и мысли, невозможно понять чувства и мысли окружающих нас людей. А ведь это так важно! Язык – это то, что нас объединяет, то есть – это средство нашего общения. Считаю, что жителей России связывает многое. В первую очередь, наша история, наша культура, наши какие-либо определенные особенности быта… В общем, то, что жителей России отличает от жителей других стран. На мой взгляд, история языка и история общества – понятия, которые часто переплетаются: язык существует в этом обществе, а, значит, язык зависит от этого общества.
Мне кажется, что родной язык нельзя изучить полностью: он – неисчерпаем. Все мы понимаем, что в нашем языке заложен опыт наших предков: их изобретения, достижения, мысли. По-моему, как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка.
Как можно любить страну, не зная языка этой страны? Уверена, язык России – это частичка самой России. Они же связаны и немыслимы друг без друга, то есть, невозможно любить русский язык, не любя Россию, аналогично, нельзя любить Россию, не любя русский язык.
Согласна с К.Паустовским в том, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Но в последнее время довольно часто слышим, что русский язык исчезает, что дети скоро забудут истинные русские слова… Действительно, в настоящее время появилась угроза исчезновения русского языка. Меня это очень беспокоит. Я часто задумываюсь над тем, почему возникает такая проблема и в чем она вообще заключается. По-моему, русский язык портят, в основном, сами жители России. Сегодня достаточно пройтись по улице, и на глаза попадутся пестрые иноязычные слова. Значений некоторых из этих слов мы сами даже не понимаем. В нашем языке множество красивых и понятных слов, но мы стали искажать русский язык уже давно, с тех самых пор, как появились такие понятия, как «фонетические профессионализмы», «архаизмы», «диалектизмы», «жаргонизмы», «неологизмы», а главное – «заимствованная лексика». Но зачем нам слова, заимствованные из других стран? Зачем нам эти чужие и холодные слова? В наше время заимствованными словами заменили все русские, сказочно-красивые слова.
Включаю телевизор. Реклама. Само слово иностранное. И что же мы слышим: «Баунти», «Твикс», «Доширак», «Кока-кола»… А где же названия наших родных продуктов? Где любимый шоколад «Аленка»? Где сыр «Дружба», ирис «Кис-кис»? Почему нас пичкают всем иностранным? А «Сникерс»? Это, вообще, уникальный случай. Был просто «Сникерс», а теперь от него образовали глагол – сникерсни. Вот так! Иностранщина не только вошла в нашу речь, хорошо в ней устроилась, но еще и развивается.
Наверное, любой ребенок, придя с мамой в магазин, будет выбирать вещь, исходя из красоты и, естественно, из надписей. Что мы можем прочитать на детской одежде? Какие надписи пестрят повсюду? «Адидас», «Рибок», «Версаче», «Америка»? Да. До любви к своим отечественным производителям, а вместе с ней до любви к своей стране, очень далеко.
Одну и туже мысль, а, в частности, слово, можно произнести по-разному. Люди, на мой взгляд, выбрали не лучший способ передать свои чувства, выражая их неприличными словами. Дети берут пример с родителей. Подумать страшно, что совсем скоро каждый первоклассник будет выражаться жаргонной лексикой! Сейчас так поступает, пожалуй, каждый второй семиклассник на крыльце родной школы.
В настоящее время каждый крупный магазин назван очень странно: наполовину – по-русски, а остальная половина – опять-таки заимствована. При этом значение этого названия никем не принимается всерьез…
Считаю, что самый выдающийся пример любви к России и к русскому языку – это наши писатели, поэты, которые создавали богатейшие шедевры и вошли в историю мировой классики. Олицетворением истинной любви к родному языку стало творчество И.А.Бунина. Он некоторое время жил за границей и в это же самое время любил Россию и русский литературный язык. Об этом говорят его многочисленные стихи, рассказы о России.
Изучив творчество А.И.Куприна, мы научились ценить русский язык и поняли, что «изучение и сбережение русского языка является… насущной необходимостью».
Понимать «чудные законы» этой «громады» нас научил Н.В.Гоголь, который приложил немало усилий для того, чтобы как бы воспеть наш язык.
А.С.Пушкин своим творчеством показал нам всю красоту русского языка. А.С.Пушкин использовал разные жанры: сказки, романы, повести, рассказы, стихи.
В настоящее время глобальной проблемой становятся интересы молодежи. Вместо того, чтобы черпать ту ценную информацию, которую хотели до нас донести русские классики, мы отдаем предпочтение бульварной прессе. А дети? Что читали лет 10 назад родители своим детям? Какие сказки знают наши мамы и бабушки? «Колобок», «Красная Шапочка», «Спящая красавица»… А смогут ли назвать эти сказки мои дети? Вряд ли. Ведь они воспитаны не на добрых и порядочных сказках, а на иностранных, злых и беспощадных мультфильмах с разными монстрами. Но кто будет спорить с тем, что отечественные мультфильмы куда интересней, забавней и смешней: «Ну, погоди!», «Ёжик в тумане», «Вини-пух». Но пока родители работают, дети вынуждены смотреть на ТВ не всегда качественные и настраивающие на добро мультики.
Из всего выше сказанного напрашивается печальный вывод. Действительно, мало мы стали обращать внимания на свой язык. Как мы его изучаем? В школе на уроках, притом, что русский язык преподается всего-то два-три раза в неделю! Но ведь этого катастрофически мало! За это время невозможно понять все богатство русского языка. Так хочется, чтобы каждый из нас вспомнил: Россия – наша Родина и наш дом. И мы просто обязаны любить свой язык, а, значит, беречь и очищать его от иностранных слов. Если мы не задумаемся над этим всерьез, то наш родной язык, действительно, исчезнет. Это же неверно, что в России становятся больше иностранных слов, нежели наших, русских. Огромное количество людей из зарубежных стран открыто признаются в том, что считают русский язык самым красивым языком в мире. Давайте же любить страну, в которой мы живем, а, значит, и язык, на котором говорим.

Источник

Почему надо любить родной язык?

Готовимся к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение: Почему надо любить родной язык?

Важной частью нашей жизни является язык. Сегодня технический прогресс позволил существовать онлайн переводчикам и подобным устройствам, которые позволяют вам не зная, например, испанского языка разговаривать при этом с людьми, которые на нем говорят и понимать их. При этом возникает огромное количество иностранных слов, это слово попадает в наш язык и загрязняет его. И в скором времени мы настолько привыкаем к нему, что используем его часто и уже привычно

Русский язык на сегодняшний день терпит упадок, и на это больно смотреть, мы используем англо-русифицируемые слова, которые портят нашу речь. А также, очень мало образованных людей, которые умеют красиво и правильно говорить. И я могу сказать, что даже учителя в школе не умеют красиво правильно говорить и естественно дети вообще не знают эстетики речи и потом начинают использовать ненормативную лексику и так далее

Можно заметить, что иностранные слова заполонили все: уличные вывески, рекламу, современные книги. А классический богатый и изысканный русский язык употребляется все меньше.

Хотелось бы сказать, что мы должны предпринимать меры по решению этой проблемы. Народ должен возрождать свой великий язык. Должна появиться стоящая художественная литература и так далее.

Мы должны любить русский язык, наш родной язык, который формировался веками. В нем запечатлена наша история наши судьбы, мы должны гордиться этим достоянием, хранить его обогащать, использовать. В нашей политической обстановке мы должны держаться за свою культуру, и уметь показать, как мы уважаем свои корни и что мы гордимся, что мы русские, и никогда не на что не променяем нашу самобытность, не на какие новомодные слова.

И подводя итоги, хочу сказать, что когда я буду воспитывать своего ребенка, то обязательно научу его красиво правильно говорить на русском языке, и он будет любить свой язык.

Источник

Что значит, по вашему мнению, любить родной язык?

Как бы вы ответили на вопрос: «Что это значит, ЛЮБИТЬ родной язык?»

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Речь о любом языке, который для вас родной.

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Любить свой язык, это значит изучать старые слова или вообще изучать слова, любые. Т.к даже английский язык, привносит в мозг новые слова синонимы для тех слов, которые мы знает.

К этому хочу добавить, что недавно была в компании и играла в настольную игру под названием ерундопель, всем советую.

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Из этой же серии игра под названием орфограф.

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

За то, что на нём разговаривали наши предки. Много известных писалетей писали романы, книги.

Желаю всем не забывать свои корни и любить свой язык!

Спасибо за внимание!

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

На мой взгляд, любить родной язык значит бережно к нему относиться, не коверкать слова, изучать и правильно ставить удаления и окончания. Человек, любящий свой язык, не стремится заменять слова и фразы производными от оных в другом языке. Любить свой язык — это изучать, знать и уважать его историю, чтить память языка и своего народа, который говорит на нём, не позволять в своём присутствии сквернословия в адрес своего языка.

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Любить родной язык это значит разговаривать на нем с удовольствием и разговаривать на нем правильно. Стараться не употреблять ругательных слов, не коверкать слова родного языка. А также заботиться о чистоте языка у других, то есть поправлять и объяснять почему так, а не иначе.

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Всем советую попробовать. Современный русский язык- это очень сложный язык. Но это один из самых интересных и пластичных языков во всем мире за что я его и люблю.

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Моя дочь как раз является таким носителем языка. Чутко относится к каждому слову, ворчит, если слышит неправильно произнесенное слово. Ей всего 9 лет, а она уже может точно подобрать слово, которое даст характеристику человеку. Я просто удивляюсь ее способностям. К сожалению, в ее окружении почти нет людей, которые так же чутко относились к своей речи.

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Интересно. А рыба любит воду? Ей незачем знать сушу, чтобы любить воду.

Другое дело, что рыба поймет, что любит воду тогда, когда окажется на суше.

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Родной язык для человека, я думаю, есть понятие не меньшей значимости, чем родная страна, родные отец и мать. Любовь к нему так же безусловна и крепка, как любовь к Родине и семье, в которой ты родился и вырос. А иначе и быть не может.

О богатстве и могуществе русского языка написано много. Ни в одном другом языке нет такого многообразия форм для передачи событий и действий, для выражения тончайших оттенков эмоций и чувств. Недаром говорят, что русский язык – это не просто язык огромной и великой державы, а еще и язык души. Он может согреть, утешить, вдохновить, направить на истинный путь.

Это красивый в своей выразительности, неповторимый по мягкости звучания, многогранный, чудесный и сказочный язык. Стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева и Фета – не могли бы быть написаны на другом языке. А если бы и были – то потеряли свою форму, слог, яркость красок и сложность передаваемых чувств.

Русский язык – это мощное средство, данное нам свыше для того, чтобы суметь понять и принять друг друга, чтобы глубже понять этот мир, в который мы пришли, и найти в нем себя. Его невозможно не любить.

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Конечно, отношение глубоко отрицательное. Только вот, боюсь, что дело здесь не в какой-то запредельной свободе и инициативе отдельных чиновников. На мой взгляд, идет целенаправленная кампания по унификации населения в глобальном масштабе. В принципе, многое уже сделано: люди в разных странах смотрят одни и те же фильмы, используют одни и те же устройства, работают в подразделениях одних и тех же компаний. Одним из главных препятствий на этом пути остается традиционная семья, в которой от родителей детям передается уникальный социальный опыт и традиции. А как разрушить семью?

Вот такие мысли у меня возникают на фоне всей этой государственной содомии.

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

Я таких людей считаю пустословами, так как слова пускают на ветер, на на деле ничего не совершают. Понимаю, если возникла серьёзная непредвиденная ситуация, связанная с проблемами в семье или со смертью близких, то это конечно простительно. А если человек обещал помочь и забыл или вообще отказался от своих слов, то к нему утрачивается доверие и уважение в целом. Всё будет зависеть от ситуации. На первый раз можно простить, а если это будет продолжаться систематически, то доверять такому человеку смысла нет и лучше положиться на другого.

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык

7.Склоняет вас к сексу, даже если вы против. Стоит насторожиться этим фактом.

Размахивает руками, обзывается и использует ненормативную лексику, угрожает и запугивает.

Как нужно вести себя женщине? Во-первых, нужно полюбить себя в первую очередь и знать и понимать свои цели, потребности, быть целостной личностью, самодостаточной, иметь свои интересы, занятия.

Источник

Сочинение по русскому языку на тему «Я люблю родной язык!»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Я люблю родной язык!

Язык – это большое народное

сокровище. Его нельзя не уважать,

как нельзя не уважать родной язык.

С древних времен люди выражают мысли, чувства, передают опыт при помощи своего родного языка. Наличие речи, которая выражается в языке, говорит о том, что мы можем мыслить и размышлять.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает свой народ, свою родную землю. Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ.

Много языков на свете разных –

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Пишет в своем стихотворении поэт Михаил Крюков. И я полностью согласна с этими строками. Действительно, каждый язык прекрасен и в каждом есть что-то особенное, что-то свое. Я уверена, что язык живой, и он развивается вместе с народом.

В речи, как в зеркале, отражается уровень образованности и воспитанности человека. Поэтому, я считаю, с малых лет надо учить говорить правильно, не коверкать слова, не употреблять слова-сорняки. Это главная проблема нашего времени.

Надо уметь творчески мыслить, постоянно развиваться и обогащать свой словарный запас. Неотъемлемой частью каждого народа является его язык – инструмент познания, живая связь поколений. На своем родном языке мы слышим родной голос мамы, говорим первые слова. Все, что приносит нам радость, делает счастливее, звучит на родном для нас языке. Родной язык – для каждого свой, он дан нам с рождения, как дар, как подарок.

Звенят ручьи или шумят рябины.

Я берегу родной язык до смерти

Писал башкирский поэт Риф Мифтахов. Трудно не согласиться! Как метко сказано о величии и красоте родного языка.

Великий русский язык проник в башкирскую степь, и дети темного в прошлом народа стали выходить к свету передовой культуры. Пусть звучат на разных языках стихи Пушкина и Мустая Карима, Назара Наджми и мудрого Акмуллы.

Я очень люблю свой родной язык и для меня он чудесен, и мне бы очень хотелось знать его в совершенстве. Я знаю, что для этого мне предстоит прочитать не одну книгу и выучить не одно стихотворение. Услышать милые напевы моего народа. Будем читать и перечитывать, восхищаться и переживать, плакать и смеяться, и мы станем властителями душ человеческих. Вот что такое Слово, великий русский язык!

Прав был Тургенев, когда говорил, что такой язык может быть только у великого народа.

Источник

Как научить любить родной язык

Что происходит с преподаванием русского языка в школах? Изменится ли качество знаний с введением единого учебника? Избавятся ли девятиклассники от повального косноязычия с появлением устной части экзамена?

«Круглый стол» «Коммуны» | Что сегодня происходит с преподаванием русского языка в школах? Изменится ли качество знаний школьников с введением в учебный процесс единого учебника, – об этом рассуждают эксперты

Внимание к школьному предмету «Русский язык» в советских, а затем и российских школах всегда было повышенным. Каждый раз реформы в его преподавании объяснялись ролью «великого и могучего» то в формировании национального самосознания, то в очередном повышении престижа страны на мировом уровне. На смену написанным доступным языком учебникам приходили другие. Позже эксперты насчитают в них более 15 тысяч словосочетаний и терминов, которых нет даже в словарях. Естественно, что вся эта анархия с учебниками не могла не сказаться на качестве знаний школьников. Пик наступил в 2014 году. Именно тогда количество полученных на ЕГЭ двоек заставило Рособрнадзор снизить минимальный порог оценки с 36 до 24 баллов.

Тут же незамедлительно последовало решение чиновников Министерства образования и науки РФ обратить пристальное внимание на качество учебников по языку и литературе. Так в недрах Минобра появилась, а затем и окрепла, идея разработать единые учебные пособия по русскому языку и литературе по примеру учебника истории.

Что сегодня происходит с преподаванием русского языка в школах? Изменится ли качество знаний школьников с введением в учебный процесс единого учебника? Избавятся ли девятиклассники от повального косноязычия с появлением устной части экзамена по русскому языку? Для обсуждения этих и других вопросов за «круглым столом» «Коммуны» собрались доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского государственного педагогического университета, директор Регионального центра русского языка Ольга Загоровская, руководитель отдела образования и молодежной политики Россошанского района Татьяна Ремизова, преподаватели русского языка и литературы – кандидат педагогических наук Алла Косенко из средней школы №98 Воронежа и Егор Арсенов, представляющий среднюю школу №84.

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык
Ольга Загоровская. Егор Арсенов. Татьяна Ремизова. Алла Косенко.

Фото из личных архивов.

– Глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что сохранение государственной независимости зависит не только от военной мощи, но и от качества учебников русского языка и литературы. А их сегодня насчитывается около семидесяти. Насколько правомерна такая постановка вопроса? И в самом ли деле ситуация с изучением русского языка такая критическая?

Ольга ЗАГОРОВСКАЯ:

– Тот факт, что министр образования связывает вопросы государственной независимости страны с качеством учебников русского языка и литературы, свидетельствует о понимании истинной значимости русского языка и русской литературы для современной России. Дело в том, что русский язык является не только средством общения русских людей, не только средством связи поколений и даже не только хранилищем русской культуры и формой существования великой русской литературы, но и обязательным условием сохранения русской нации, целостности русского народа и сохранения Российского государства. В нашей стране русский язык выполняет функции и национального языка, и языка межнационального общения, и языка государственного. В настоящее время под влиянием существенных изменений в российском обществе для русского языка возникает опасность пренебрежения и забвения со стороны определенной части молодежи, для которых более престижным представляется знание иностранных языков, прежде всего – английского.

В нынешних условиях на школьного учителя-словесника возлагается особая ответственность: сформировать у них представление о русском языке как инструменте интеллектуального развития, познания мира, формирования личности и души человека, приобщения к лучшим традициям русской и мировой культуры, воспитать гордость за русский язык и русскую литературу, а также чувство ответственности за их судьбы.

Решение этих задач в значительной мере зависит и от качества преподавания русского языка, и от качества школьных учебников по русскому языку и литературе. Думаю, что ситуация с преподаванием русского языка и литературы в современной школе не является критической. Я бы назвала ее непростой. У нас есть прекрасные учителя и есть хорошие учебники. Один из них – это так называемый «академический» школьный учебник русского языка, известный как учебник Л.М.Рыбченковой. Существование разных учебников, если они написаны в соответствии с единым стандартом, – это не беда, а благо! Другое дело, что учитель, как правило, лишен возможности выбрать лучшую, по его мнению, учебную книгу. Главная проблема, на мой взгляд, связана сейчас с подготовкой педагогических кадров, которая вызывает очень серьезную критику, и невысоким социальным статусом учителя.

Алла КОСЕНКО:

– Согласиться с мнением главы Минобрнауки, пожалуй, можно. Ведь сохранение государственной независимости требует, помимо прочего, сохранения культурных традиций русского народа, памяти о прошлом.

Именно русская литература способна воспитать в учениках духовные ценности, патриотизм, привить любовь к традициям и обычаям. Владеть русским языком – это не только уметь говорить, понимать других, но и знать, например, историю происхождения тех или иных слов. Но я не думаю, что ситуация с изучением русского языка критическая. Но то, что в разных учебниках русского языка порой наблюдаются разночтения, это факт. Например, одни учебники утверждают, что «ТЬ» в инфинитиве – это суффикс, а другие – окончание. Бывают моменты на уроке, когда дети читают правило и не понимают его, так как подача материала слишком сложная. Приходится объяснять простым языком. А когда ученики не понимают, у них пропадает интерес к процессу познания.

Татьяна РЕМИЗОВА:

– Постановка вопроса на сегодняшний момент очень актуальна. Одна из главных серьезных проблем сегодняшней школы – падение интереса учащихся к русскому языку и литературе. Это ведет к снижению грамотности, неумению правильно, логично выразить свою мысль. Русский язык и литература считаются одними из трудных школьных предметов, и изучению этой предметной области уделяется большое внимание. Но критической эту ситуацию назвать нельзя.

Главная задача педагога – не только расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры, но и показать практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни, чтобы, покидая школу, дети могли уметь грамотно говорить, уметь мыслить. Все это обусловливает необходимость разработки новых подходов к системе обучения русскому языку в школе.

Егор АРСЕНОВ:

– Как учитель русского языка не ощущаю никакого кризиса в ситуации с его изучением. Что вообще здесь считать признаком кризиса? Практически всё население страны умеет читать и писать. Если же кто-то считает недостаточно высокими результаты ЕГЭ и ОГЭ, то и тут мне хочется возразить. Он примерно соответствует уровню подготовки ученика и в большей мере зависит от него самого, от приложенных усилий и изначальных способностей. Скажете, что мы неграмотно пишем? А другие нации стопроцентно грамотны? Посмотрите на опыт Японии: высший уровень теста на знание иероглифов ежегодно проходит ничтожное число кандидатов. А русский язык объективно сложен, его нельзя объявить искусством, которым все в равной мере обязаны овладеть.

Конечно, такие понятия, как государственная независимость, патриотизм граждан и так далее, зависят и от политики преподавания языка в школе, но не определяются ей в полной мере. Таким образом, слова министра образования могу принять как удобный лозунг, но не как актуальный вывод по сегодняшнему положению дел.

– Может ли решить эту проблему единый учебник по русскому языку? И какова ныне роль преподавателя в освоении учениками предмета?

Алла КОСЕНКО:

– На мой взгляд, проблема ухудшения качества знаний по русскому языку кроется не в огромном количестве учебников по предмету. На развитие и обучение детей чаще всего оказывают влияние внешние факторы: семья, среда, социальные сети. Для того чтобы дети получали глубокие знания, надо им давать возможность учиться. Идея создания единого учебника, может быть, хорошая. Но есть ли гарантия того, что он будет универсальным? Чтобы исправить ситуацию, необходимо увеличить количество часов на изучение предмета. Ведь чем чаще дети будут читать, выполнять практическую работу, обсуждать литературные произведения вместе с учителем, делиться своим мнением о прочитанном, тем больше они получат знаний.

Во-вторых, конечно, должны быть учителя, которые знают и любят свой предмет и учащихся. Если учитель вызывает в сердцах детей уважение, то его непременно будут слушать и слышать. А это уже залог хорошей учебы и качества знаний. Сейчас, к сожалению, много родителей, которые считают, что именно школа обязана и научить, и воспитать их детей. Но мы видим, что дети, которые воспитываются в теплой уютной атмосфере семьи, хорошо учатся и уважают себя, учителей, одноклассников. У них больше развита мотивация к обучению, отсюда и соответствующий результат.

Татьяна РЕМИЗОВА:

– Разумеется, 70 вариантов учебников – это необозримая масса, учитывая то, что материал в них не совпадает по времени изучения и классам, что противоречит единому образовательному пространству. Современный учебник должен стать полифункциональным дидактическим средством организации учебного процесса, в котором решаются задачи, связанные с обучением, развитием и воспитанием ученика начала ХХI века. Многие из этих задач еще непривычны для школы, сложны для учителя, и потому такой учебник, по сути дела, станет также источником повышения профессиональной квалификации учителя. Роль учителя-словесника заключается не только в вооружении учащихся языковедческими и литературоведческими знаниями, умениями и навыками, но и в формировании у них мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. Ещё античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель?» И сами же отвечали: «Потому что все учителя должны являться наставниками морали». Не вызывает сомнения, что к учителю русского языка и литературы это относится в первую очередь.

Егор АРСЕНОВ:

– Единый учебник по русскому языку, возможно, и помог бы унифицировать программу подготовки по нему, но не вызовет ли такая мера целый ряд проблем иного характера? Сможем ли мы правильно сформировать коллектив авторов, при этом не выкидывая за борт оставшихся? Хорошо ли, что такой учебник никак не будет учитывать региональных особенностей, например, широко распространённого двуязычия? В какой степени он будет ориентирован на итоговый экзамен: будет методично, шаг за шагом, готовить к нему или (как мы наблюдаем сейчас) материал учебника и экзамена будет сильно расходиться? Однако роль учителя в этой ситуации вполне понятна: во-первых, «влюбить» ученика в предмет, чтобы его освоение было увлекательным, а не мучительным, и во-вторых, научить его ориентироваться в информационном массиве, помочь сохранить данные в памяти структурированно, не разрозненно.

Ольга ЗАГОРОВСКАЯ:

– Проблемы повышения качества преподавания русского языка и литературы, безусловно, НЕ могут быть решены с помощью создания единого учебника. Единой должна быть общая программа по предмету, которая соответствует принятому стандарту. Практический же и иллюстративный материал, акценты его рассмотрения могут и должны различаться. Именно поэтому важно, чтобы было несколько учебников, из которых учитель может выбрать то, что ближе ему по духу (именно по духу, так как изучение языка – это всегда процесс творческий, и опытные учителя это прекрасно знают и чувствуют).

Я убеждена, что умный и творческий педагог может работать по любому учебнику и добиться великолепных результатов, а слабому вряд ли поможет и хороший учебник.

Но здесь вопрос в другом: школьный учебник, во-первых, в принципе не может быть некачественным, а во-вторых, он должен быть ориентирован и на учителя, и на ученика. Учителю он должен давать четкие теоретические установки и выверенный качественный материал для практической работы. А ученику – возможность активного и увлеченного изучения предмета, освоить те или иные разделы учебных предметов, если по каким-либо причинам ребенок вынужден пропустить уроки. Очень хочется надеяться, что существующие сейчас апробированные учителями хорошие учебники останутся, а не будут заменены на подготовленные в спешке новые издания, ориентирующиеся не на глубину содержания, а на соответствие модным педагогическим идеям.

Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть фото Что значит по настоящему любить родной язык. Смотреть картинку Что значит по настоящему любить родной язык. Картинка про Что значит по настоящему любить родной язык. Фото Что значит по настоящему любить родной язык В ТЕМУ

Людмила Вербицкая, президент Российской академии образования: «Около семидесяти процентов школьников равнодушно или негативно относятся к предмету «русский язык». В то же время, по данным Управления Россотрудничества, русский язык является вторым по популярности в Интернете. В ведомстве отмечают рост интереса, востребованность курсов русского языка. Русский язык укрепляет свое влияние в мире через 98 представительств ведомства в 85 странах мира. В каждом есть курсы русского, проводятся мероприятия, посвящённые российской культуре и искусству.

– Есть ли понимание у современных школьников, что с багажом знаний по русскому языку, полученным в школе, им предстоит пройти через всю жизнь?

Ольга ЗАГОРОВСКАЯ:

– Многие школьники относятся к предмету «Русский язык», как к досадной неизбежности, усложняющей их жизнь. На это влияет резкое снижение уровня духовной и речевой культуры в обществе, вульгаризация русской речи, отсутствие реальной государственной поддержки русского языка. И всё это, несмотря на принятие еще в 2005 году Закона о государственном языке Российской Федерации, несмотря на организацию Советов по русскому языку и при Президенте, и при Правительстве. Но в настоящее время, мне кажется, положение стало выправляться: в языковом сознании многих молодых людей, в том числе школьников, появляется осознание того, что высокий уровень владения русским языком – это и составная часть общей культуры человека, и обязательное условие успешной профессиональной деятельности, профессионального успеха. Я это вижу на встречах со старшеклассниками, на тотальном диктанте. На мой взгляд, сейчас нам очень важно поддержать эти изменения в отношении к русскому языку и укрепить их.

Егор АРСЕНОВ:

– Так устроен средний школьник, что дата окончания курса его беспокоит куда больше, чем багаж знаний, который останется после. Вчерашние абитуриенты, по моим наблюдениям, немало удивляются тому, что русский язык приходится изучать ещё и в высшей школе на начальных её этапах. Но дети чётко понимают, что будут говорить всю жизнь на том языке, который усвоится в школе. Они понимают, что в любой деятельности язык будет их инструментом взаимодействия с другими людьми уже с первых классов.

Татьяна РЕМИЗОВА:

– Современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась его природа или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей. Сегодняшние старшие школьники серьезней подходят к выбору будущей профессии и раньше становятся самостоятельными, поэтому понимание, несомненно, есть.

Алла КОСЕНКО:

– На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ведь и сегодня, и двадцать лет назад ученики были разные. Всегда были те, кто понимал, что образование – это неотъемлемая часть их жизни, и те, кто обучение не принимал всерьёз и не задумывался о своей будущей жизни. В настоящее время многие подростки понимают, что от их грамотности зависит их будущее.

– Министерство образования и науки России представило примерную программу курса «Русский родной язык». Насколько, по вашему мнению, целесообразно введение такого курса?

Егор АРСЕНОВ:

– Заявленные Минобрнауки цели должен обслуживать, в первую очередь, урок литературы. Инициатива по введению курса родного русского языка кажется совершенно излишней в свете дефицита часов для преподавания литературы. Мы элементарно не успеваем достаточно подробно обсудить за урок произведение, хотя на его примере всегда можно разобраться в очень сложных жизненных ситуациях. Гражданско-патриотическое воспитание – очень сложная, интегративная задача, которую глупо пытаться решить введением специальной дисциплины для изучения. И не получится.

Алла КОСЕНКО:

– На мой взгляд, шаг правильный. Новый предмет увеличит общее количество часов на изучение русского языка. Сейчас нам не хватает уроков для закрепления материала. К тому же содержание предмета обеспечивает овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общих черт в языках и культурах русского и других народов, населяющих страну. И это очень важно. Нам сейчас не хватает братства, единения, дружбы. Также предмет ориентирован на повышение речевой культуры учащихся, практическое овладение ею. Со следующего года в девятом классе вводится устная часть ОГЭ по русскому языку. Этот экзамен направлен на проверку речевой деятельности детей, умение их выстраивать монологическую речь.

Татьяна РЕМИЗОВА:

– Обучение русскому (родному) языку в основной школе вполне целесообразно. Оно должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях. Хочется процитировать слова иеромонаха Романа: «Родная речь – Отечеству основа. Не замути Божественный родник, Храни себя: душа рождает слово – Великий Святорусский наш язык».

Ольга ЗАГОРОВСКАЯ:

– Утверждение Министерством образования и науки РФ программы учебного курса «Русский родной язык» для школьников первых – девятых классов, на мой взгляд, явление знаковое. Оно показывает, что наше правительство предпринимает, наконец, конкретные действия, ориентированные на поддержку русского языка. Новый предмет мыслится как дополнительный к основному курсу русского языка и ориентирован прежде всего на изучение связей русского языка с русской культурой и историей русского народа. Большое внимание в нем уделяется русской языковой картине мира, морально-нравственным ценностям русского народа, традиционному мировосприятию, основанному на идеях общности, милосердия, гуманности, любви к родной земле.

Русский язык показан как явление развивающееся и переживающее в настоящее время особый этап своей истории с его плюсами и минусами, с новыми словами и формами существования языка (включая язык Интернета), с динамикой норм и т.д. Такая направленность позволяет надеяться, что он будет способствовать повышению интереса школьников к русскому языку, воспитанию у них любви и уважения к нашему великому национальному достоянию и ответственности за его судьбу, а также способствовать в целом духовному воспитанию наших детей. В настоящее время идёт подготовка учебников для нового школьного предмета. Я тоже вхожу в авторский коллектив.

Подготовила Тамара ГАШИМОВА.

Источник: газета «Коммуна» |№59 (26806) | Пятница, 3 августа 2018 года

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *